OROMYAM ME RORMTARA
товарища Ш. № СПАЛШНА

деле источником внутренней слабости и внешне-
политической изоляции немецко-фашистского госу-
дарства. Идеология и политика расовой ненависти
являются одним из факторов развала гитлеровского
разбойничьего блока. Нельзя считать случайностью
тот факт, что против немецких империалистов под-
нялись не только порабощенные народы Франции,
Югославии, Польши, Чехословакии, Греции, Бель-
гни, Дании, Норвегии, Голландии, но и бывшие вас-
салы Гитлера—итальянцы, румыны, финны, болга-
ры; Гитлеровская клика своей людоедской полити-
кой восстановила против Германии все народы ми-
ра, а так называемая «избранная немецкая раса»
стала предметом всеобщей ненависти,

В ходе войны гитлеровцы понесли не только во-
енное, но и морально-политическое поражение.
Утвердившаяся в нашей стране идеология равнопра-
вия всех рас и наций, идеология дружбы народов
одержала полную победу над идеологией звериного
национализма и расовой ненависти гитлеровцев.

Теперь, когда Отечественная война идет к победо-
носному концу, во всем величии встает историчес-
кая роль советского народа. Ныне все признают,
что советский народ своей самоотверженной борь-
бой спас цивилизацию Европы от фашистских по-
громщиков. В этом великая заслуга советского на-
рода перед историей человечества. $

a

3. Упрочение и расширение

фронта противогерманской

коалиции. Вопрос о мире
и безопасности.

Истекший год был годом торжества общего дела
противогерманской коалиции, во имя которого на-
роды Советского Союза, Великобритании и. Соеди-
ненных Штатов Америки об’единились в боевой
союз. Это был год упрочения единства и согласо-
ванности действий трех основных держав против
гитлеровской Германии.

Решение Тегеранской конференции о совместных
действиях против Германии и блестящая реализация
этого решения представляют один из ярких показа-
телей упрочения фронта противогитлеровской коа-
лиции. Мало найдется в истории планов больших
военных операций о совместных действиях против
общего врага, которые были бы осуществлены с та-
кой полнотой и точностью, с ‘какой был осущест-
влен план о совместном ударе против Германии, вы-
работанный на Тегеранской конференции. Не может
быть сомнения, что без наличия единства взглядов
и согласованности действий трех великих держав
Тегеранское решение не могло быть реализовано с
такой полнотой и точностью. Несомненно также, с
другой стороны, что успешное осуществление Теге-
ранского решения не могло не послужить делу
упрочения фронта Об’единенных Наций. 2

Столь же ярким показателем прочности фронта
Об’единенных Наций нужно считать решения кон-
-ференции в Думбартон-Оксе по вопросу об орга-
низации безопасности после войны, Говорят о раз-
ногласиях межлу тремя державами по пекоторым
вопросам безопасности. Разногласия, конечно, есть
и они будут еще также и по ряду других вопросов.
Разногласия бывают даже среди людей одной и той
же партии. Тем более они должны иметь место сре-
ди представителей различных государств и различ-
ных партий. Уливляться надо не тому, что сущест-
вуют разногласия, а тому, что их так мало и что
они, как правило, разрешаются почти каждый раз
в духе единства и согласованности действий трех
великих держав. Дело не в разногласиях, а в том,
что разногласия не выходят за рамки допустимого
интересами единства трех великих держав и в ко-
нечном счете разрешаются ло линии интересов это-
го елинства. Известно, что более серьезные разно-
гласия существовали у нас по вопросу открытия
второго фронта. Однако известно также и то, что
эти разногласия были разрешены в конце концов
в духе полного согласия. То же самое можно ска-
зать о разногласиях на конференции в Думбартон-
Оксе; Характерным для этой конференции является
не то, что там вскрылись некоторые разногласия,
а то, что девять десятых вопросов безопасности
были разрешены на этой конференции в духе пол-
ного единодушия. Вот почему я думаю, что реше-
ния конференции в Думбартон-Оксе следует рас-
сматривать как один из ярких показателей проч-
ности фронта противогерманской коалиции.

Еще более ярким показателем упрочения фронта
Об’единенных Наций нужно считать недавние пере-
говоры с главой правительства Великобритании
г. Черчиллем и министром иностранных лел Велико-
британии г. Иденом в Москве, проведенные в дру-
жественной обстановке H.B духе полного едино-
душия.

На всем протяжении войны гитлеровцы предпри-
нимали отчаянные попытки разобщить и противо-
поставить друг другу Об’единенные Нации, вызвать
среди них  подозрительность и недружелюбие,
ослабить их военные усилия взаимным недоверием,
а если удастся — и борьбой друг с другом. Подоб-
ные стремления гитлеровских ‘политиков вполне
понятны. Для них нет большей опасности, нежели
единство Об’единенных Наций в борьбе против
гитлеровского империализма и для них не было бы
большего военно-политического успеха, нежели
разобщение союзных держав в их борьбе против
общего врага; Известно, однако, сколь тщетными
оказались потуги фашистских политиков расстроить
союз великих держав. Это означает, что в основе

f

‘союза СССР, Великобритании и США лежат не

случайные и преходящие мотивы, а жизненно важ-
ные и длительные интересы.

Можно не сомневаться в том, что если боевой
союз демократических держав выдержал испытания.
более чем трех лет войны и если OH скреплен
кровью народов, поднявшихся на защиту своей
свободы и чести, то тем более этот союз выдержит
испытания заключительной стадии войны. (ПРО-

ДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ).

Истенший год был, однако, не только годом упро-
чёния противогерманского фронта союзных держав,
но и годом расширения’ этого фронта. Нельзя счи-
тать случайностью тот факт, что вслед за Италией
из войны были выведены и другие союзники Гер-
мании — Финляндия, Румыния, Болгария. Следует
отметить, что эти государства не только вышли из
войны, но и порвали с Германией и об’явили ей
войну, примкнув таким образом к фронту Об’еди-
ненных Наций. Это означает без сомнения расши-
рение фронта Об’единенных Наций против гитле-
ровсной Германии. Не может быть сомнения, что
последняя союзница Германии в’ Европе — Венгрия

ных наций, существует лишь одно средство:

также будет выведена из строя в ближайшее время.
Это будет означать полную изоляцию гитлеровской
Германии в Европе и неизбежность ее краха,

Об’единенные Нации стоят перед победоносным
завершением войны против гитлеровской Германии.

Война с Германией будет выиграна Об’единенными
Нациями, — в этом теперь уже не может быть
никакого сомнения.

Выиграть` войну с Германией- значит осуществить
великое историческое дело. Но выиграть войну еще
нё значит обеспечить народам прочный мир и на-
дежную ‘безопасность в будущем. Задача состоит
не только в том, чтобы выиграть войну, но и в том,
чтобы сделать невозможным возникновение новой
агрессии и новой войны, если не навсегда, то по
крайней мере в течение длительного периода вре-
мени.

После поражения Германии она, конечно, будет
разоружена как в экономическом, так и в военно-
политическом отношении. Было бы, однако, наивно
думать, что она не попытается возродить свою
мощь и развернуть новую агрессию. Всем известно,
что немецкие заправилы уже теперь готовятся к
новой войне. История показывает, что достаточно
короткого периода времени в 20—30 лет, чтобы
Германия оправилась от поражения и восстановила
свою мощь. Какие имеются средства для того, что-
бы предотвратить новую агрессию со стороны Гер-
мании, а если война все же возникнет, — задушить
ее в самом начале и не дать ей развернуться в
большую войну?

Этот вопрос тем более уместен, что, как показы-
вает история, агрессивные нацйи, как нации напа-
дающие, обычно бывают более подготовлены к но-
вой войне, чем миролюбивые нации, которые, буду-
чи не заинтересованы в новой войне, обычно опаз-
дывают с подготовкой к ней. Это факт, что агрес-
сивные нации в нынешней войне еще перед нача-
лом войны имели уже готовую АРМИЮ ВТОРЖЕ-
НИЯ, тогда как миролюбивые нации не имели даже
вполне удовлетворительной АРМИИ ПРИКРЫТИЯ
мобилизации. Нельзя считать случайностью такие
неприятные факты, как «инцидент» в Пирл-Харбо-
ре, потеря Филиппин и других островов на’ Вели-
ком океане, потеря Гонконга и Сингапура, когда
Япония, как агрессивная нация, оказалась более
подготовленной к войне, чем Великобритания и Со-
единенные Штаты Америки, придерживавшиеся ми-
ролюбивой политики. Нельзя также считать  слу-
чайностью такой неприятный факт, как потеря Ук-
раины, Белоруссии, Прибалтики в первый же год
войны, когда Германия, как агрессивная нация, ока-
залась более подготовленной к войне, чем миролю-
бивый Советский Союз. Было бы наивно об’яснять
эти факты личными качествами японнев и герман-
цев, их превосходством над англичанами, американ-
пами, русскими, их предусмотрительностью ий т. д,
Дело здесь не в‘личных качествах, а в том, что за-
интересованные в новой войне агрессивные наицни,
как нации, готовящиеся к войне в течение длитель-
ного срока и накапливающие для этого силы, быва-
ют обычно — и должны быть — более подготов-
лены к войне, чем нации миролюбивые, не заинте-
ресованные в новой войне, Это естественно и понят-
но. Это, если хотите, — историческая закономер-
ность, которую было бы опасно не учитывать.

Следовательно, нельзя отрицать того, что в 6бу-
дущем миролюбивые нации могут вновь оказаться
застигнутыми врасплох агрессией, если, конечно,
они не выработают уже теперь специальных мер,
способных  предотвратить агрессию.

Итак, какие имеются средства для того, чтобы
предотвратить новую агрессию со стороны Герма-
нии, а если война все же возникнет, — задушить ее
в самом начале и не дать ей развернуться в боль-
шую войну?

Для этого, кроме полного разоружения агрессив-
co3-
дать специальную организацию защиты мира и обе-
спечения безопасности из представителей миролю-
бивых наций, дать в распоряжение руководящего
органа этой организации минимально-необходимое

окна абон йо Е лор =
в

количество вооруженных сил, потребное для прел-

отвращения агрессии, и обязать эту организацию в

;
случае необходимости — применить без промедле-

ния эти вооруженные силы для предотвращения
или ликвидации агрессии и наказания виновников
агрессии. }

Это не должно быть повторением печальной па-
мяти Лиги Наций, которая не имела ни прав. ни
средств для предотвращения агрессии. Это будет
новая, специальная, полномочная междунаролная
организация, имеющая в своем распоряжении все
необходимое для того, чтобы защитить мир и пред-
отвратить новую агрессию.

Можно ли рассчитывать на то, что действия этой
международной организации будут достаточно эф-
фективными? Они будут эффективными, если вели-
кие державы, вынесшие на своих плечах главную
тяжесть войны против гитлеровской Германии, бу-
дут действовать и впредь в духе единодушия и со-
гласия. Они не будут эффективными, если будет
нарушено это необходимое условие.

**
*

Товарищи! °

Советский народ и Красная Армия успешно осу-
ществляют задачи, вставшие перед ними в ходе Оте-
чественной войны, Красная Армия достойно выпол-

‚ нила свой патриотический долг и освободила нашу

отчизну от врага. Отныне и навсегда наша земля
свободна от гитлеровской нечисти. Теперь за Крас-
ной Армией. остается -ее последняя заключительная
миссия: довершить вместе с армиями наших союЗ-
ников дело разгрома немецко-фашистской армии,
добить фашистского зверя в его собственном лого-
ве и водрузить над Берлином знамя победы, (БУР-
НЫЕ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ).
Есть основание рассчитывать, что эта задача будет
выполнена Красной Армией в недалеком будущем.
(БУРНЫЕ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕН-
ТЫ).

Да здравствует наша победоносная Красная Ар-
мия! (АПЛОДИСМЕНТЫ), fi

Да здравствует. наш славный Военно-Морской
Флот! (АПЛОДИСМЕНТЫ).

Да здравствует могучий советский народ! (АПЛО-
ДИСМЕНТЫ).

Да здравствует наша великая Родина! (БУРНЫЕ
АПЛОДИСМЕНТЫ, ВСЕ ВСТАЮТ).

Смерть немецко-фашистским захватчикам! (БУР-
НЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ, ПЕРЕХОДЯЩИЕ В. ДЛИ-
ТЕЛЬНУЮ ОВАЦИЮ. ВОЗГЛАСЫ: «ДА ЗДРАВ-
СТВУЕТ ТОВАРИЩ СТАЛИН,»).

Вручение ордена „Победа“
Маршалу Советского Союза СТАЛИНУ  И. В.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов.
М. И. Налинин вручил 5 ноября орден «Победа»  Мариалу
Советекого Союза Сталину Иосифу Виссарионовичу, награж-
денному за исключительные заслуги в организации и Прове-
дении наступательных операций Красной Армян, - приведших
к крупнейшему поражению терманской армии ик корен-
ному измбнению положения на фронте борьбы с не-

мецко-фашистсекими захватчиками в пользу Красной Армии.

Охновременно Мариалу Советского Союза Сталину Иосифу
Виесарпоновичу в соответствии с Указом Президиума Верхов-
ного Совета СССР от 4 июня 1944 года о награждении ордена-
ми и медалями генералов, офицеров и сержантекого состава
еверхсрочной службы за выелугу лет в Прасной Армии был
вручен орден Красного Знамени.

ПРИ

КАЗ

ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНАУЮЩЕГО

м ноября 1944 года

Товарищи ‘красноармейцы и краснофлотцы, сер-
жанты, офицеры ‘и генералы! Трудящиеся Совет-
ского Союза! Братья и сестры, насильственно угнан-
ные на фашистскую каторгу в Германию!

От имени Советского Правительства и нашей
большевистской партии приветствую и поздравляю
Вас с 27-й годовщиной Великой Октябрьской Со-
циалистической революции. .

Дваднать сельмую годовщину Октябрьской рево-
люции мы празднуем в обстановке решающих
побед Красной Армии над врагами нашей отчизны.
Героическими усилиями Красной Армии и советско-
го народа наша земля очищена от немецко-фашист-
ских захватчиков.

В текущем году советские войска непрерывно
обрушивали на врага удары, один сильнее другого.
Зимой 1944 года Красная Армия одержала выдаю-
щиеся победы на Правобережной Украине и раз-
громила немцев под Ленинградом. Весной этого го-
да Красная Армия очистила от немцев Крым. Летом
1944 года наши войска нанесли гитлеровской армии
крупнейшие поражения, которые привели к корен-
ному изменению обстановки на фронте борьбы с
немецко-фашистскими захватчиками, Красная Ap-
мия сломила мошную оборону врага на Карельском
перешейке, а также между Ладожским и Онежским
озерами и выбила Финляндию из разбойничьего
гитлеровского блока. В историческом сражении на
белорусских землях войска Красной Армии ваголо-
ву разбили центральную группировку немецких
войск в составе трех армий, перебив и пленив при
этом 540 тысяч немецких солдат и офицеров. В
битве на Юге Красная Армия окружила и полностью
уничтожила группировку немецких войск в составе
двух армий. При этом советские войска истребили
и взяли в плен более 250 тысяч немецких солдат
и офицеров. Красная Армия разгромила немцев в
Румынии, вышвырнула их из Болгарии, бьет немцев
на территории Венгрии. Наши войска сокрушили
Прибалтийскую группировку гитлеровской армии. За
летнюю кампанию 1944 года Коасная Армия с боя-
ми прошла от Кишинева до Белграда — свыше 900
километров, от Жлобина до Варшавы — более 600
километров, от Витебска до Тильзита — 550 кило-
метров. Война перенесена теперь на территорию
фашистской Германии.

В ходе боев Красная Армия изгнала немецко-фа-
шистских захватчиков ‘со всей территории совет-
ской Украины и Белоруссии, Карело-Финской, Мол-
давской, Эстонской, Латвийской и Литовской совет-
ских республик. Низвергнуто трехлетнее  фашист-
ское иго на временно захваченных немцами землях
наших братских советских республик. Красная Ар-
мия вернула свободу десяткам миллионов COBECT-
ских людей. Советская государственная граница, ве-
роломно нарушенная гитлеровскими полчищами
22 июня 1941 года, восстановлёна на всем протяже-
нии от Черного до Баренцова моря.

Таким образом, истекший год явился годом пол-
ного освобождения советской земли от немецко-
фашистских захватчиков.

Завершив освобождение родной земли от гитле-

ровской нечисти, Красная Армия помогает теперь

народам Польши, Югославии, Чехословакии разор-
вать цепи фашистского рабства и восстановить их
свободу и независимость.

В зимних и летних сражениях истекшего года
Красная Армия показала возросшее воинское ма-
стерство. Воины Красной Армии умело взламывали

Л: 220 ‘

2. Мосвва

укрепленные полосы противника, стремительно пре“
следовали, окружали и уничтожали врага. В насту-
пательных боях проявилось четкое взаимодействие
всех родов советских войск, высокое искусство ма-
невра. Советские воины закалились в сражениях,
научились громить и побеждать врага, Красная Ар-
мия выросла в грозную силу и превосходит врага
своими воинским умением и боевой техникой.

Силы Красной Армии многократно умножаются
слаженной работой советского тыла. Рабочие, кол-
хозники, интеллигенция с честью выполняют свой
долг перед Родиной, ‘героически преодолевают
трудности военного времени, бесперебойно снабжа-
ют Красную Армию вооружением, огнеприпасами и
продовольствием. Советское хозяйство беспрестан-
но наращивает свои силы и оказывает все возра-
стающую помощь фронту.

Красная Армия и советский народ готовы нанести
новые уничтожающие удары по врагу. Дни гитле-
ровского кровавого режима сочтены. Под ударами
Красной Армии окончательно развалился фашист-
ский блок, гитлеровская Германия лишилась боль-
шинства своих союзников. Мастерски проведенные
армиями наших союзников крупные операции в за-
падной Европе привели к раэгрому немецких войск
во Франции и Бельгии и освобождению этих стран
от фашистской оккупации. Союзные войска пере-
шли западную границу Германии. Совместные удары
Красной Армии и англо-американских войск по гит-
леровской Германии приблизили час победоносного
окончания войны. Завершается окружение гитлеров-
ской Германии. Логово фашистского зверя обложе-
но со всех сторон и никакие ухищрения врага не
спасут его от неминуемого полного разгрома,

Красная Армия и армии наших союзников заняли
исходные позиции для решающего наступления на
жизненные центры Германии. Задача сейчас состоит
в том, чтобы стремительным натиском армий Об’.
‘единенных напий в кратчайший срок сокрушить
гитлеровскую Германию.

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сер-
жанты, офицеры и генералы! Трудящиеся Совет-
ского Союза!

В Великой Отечественной войне мы отстояли
свою Родину от захватчиков, окончательно ликви-
дировали угрозу порабощения народов СССР фа-
шистскими извергами и стоим теперь накануне пол-
ной побелы.

В ознаменование исторических побед Красной
Армии на фронте и великих успехов рабочих,
крестьян, интеллигенции в тылу, в честь освобож-
дения советской земли от немецко-фашистских за*
хватчиков, — ПРИКАЗЫВАЮ:

‚ Сегодня, в день 27-й годовщины Великой Ок
тябрьской Социалистической революции, в 20 ча-
сов произвести салют в Москве, Ленинграде, Киеве,
Минске, Петрозаводске, Таллине, Риге, Вильнюсе,
Кишиневе, Тбилиси, Севастополе, Львове двадцатью
четырьмя артиллерийскими залпами.

Да здравствует 27-я годовщина Великой Октябрь-
ской Социалистической революции!

Да здравствует наше свободное советское отече-
ство!

Да здравствует наша Красная Армия
Морской Флот!

Да здравствует великий советский народ!

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свобо-
ду и независимость нашей Родины!

Смерть немецким захватчикам!

и Военно-

Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН.

АИНННААААНИААНИААИ

Тороственное заседание Московского Совета депутатов трудящихся,
посвященное празднованию ХХУЙ годовщины Великой Октябрьской
_ . боциалистической Революции

Вчера, 6 ноября, в Большом, Bane Kpem-
левского Дворца’ состоялось торжественное
заседание Московского Совета депутатов

трудящихся, созместно с представителями

партийных и общественных организаций и
Красной Армии; стахановцамн и воветской
интеллигенцией, посвященное ХХУИ ro-
довщине Великой Октябрьской  социали-
стической революции.

Нынешний октябрьский праздник особен-
но радостён и торжественен, Красная Ap-
мия вышибла из пределов нашей Родины
немецко-фашистских захватчиков, топтав-
ших нашу землю, измывавшихся над на-
шими людьми, истреблявших и мучивших
сыновей и дочерей Советской Отчизны.
Праздник 27-й годовщины Великого Ок-
тября — это в то же время праздник OCBO-
бождения советской земли. Здесь, в этом
зале, собрались представители‘ тех, кто
своей доблестью в бою и самоотвержен-
ностью в труде добыли эту великую и
радостную победу. Среди, трех тысяч чело-
век,  заполнивших величественный зал
Кремлевского Дворца, — члены Централь-
ного Комитета ВКП(б). депутаты Верхов-
ного Совета СССР и Верховного Совета
РСФСР, народные комиссары, Герои Со-
ветского Союза и Герои Социалистиче-
ского Труда, генералы и офицеры Крас-
ной Армии, партийный и советский актив,
командиры промышленности и транспорта,
прославленные трудовой доблестью стаха-
новцы, выдающиеся ученые, деятели ис-
кусства. д

В. 19 часов в президиуме появляется
товарищ Сталин. Он входит окружённый
своими боевыми соратниками ——- руково-
дителями партии и правительства. Как
один человек, все присутствующие в зале
поднимаются со своих мест. Чувства, пе-
реполнявшие каждого, выливаются в вос-
торженную. овацию, в бурю горячих
и взволнованных приветствий,

— Да здравствует товарищ. Сталин!

— Товарищу Сталину — слава!

— Ура великому Сталину!

Просто и задушевно, © отеческой тепло-
той, товарищ Сталин здоровается с участ-
никами торжественного заседания, отве-
чает им дружескими аплодисментами. Все
понимают, что в их лице товарищ Сталин
приветствует весь советский народ —
героев фронта, героев заводов и фабрик,
колхозных полей и науки. Это зажигает
людей новым воодушевлением. Еще силь-
нее гремит овация, из конца в конец зала
прокатываются возгласы приветствий; под-
хватываемые тысячеустым «ура».

Наконец, в зале воцаряется тишина.
Товарищи ‘Сталин, Молотов, Калинин,
Ворошилов, Каганович, Андреев, Микоян,
Берия,’ Шверник, Маленков, Щербаков,
Вознесенский, Прония занимают места в
президиуме. В ложах—члены ЦК ВКП(б),

члены Президиума Верховного Совета
CCCP, народные комисзары. ;
Председатель исполкома ‹ Московского

городского Совета депутатов трудящихся
тов. Пронин об’являет торжественное засе-
дание открытым, Слово для предложения
предоставляется секретарю Московского
городского комитета ВКП(б) тов. Попозу,

Тов, Попов предлагает избрать’ почетный
прёзидиум торжественного’ заседания.

—- Товариш Сталин! }

Имя вождя, ставщее живым о сямволом
боевого единства И великих побед нашего
народа, вызывает мощную овацию. Все
встают, чтобы BHORB приветствовать

товарища Сталина, выразить ему всенарод-
ную любовь и благодарность.

С огромным воодушевлением в почетный
президиум избираются затем товарищи
Молотов, Калинин, Ворошилов, Каганович,
Андреев, Микоян, Жданов, Хрущев, Берия,
Шверник, Маленков, Шербаков, Вознесен-
ский. Имена боевых соратников товарчша
Сталина встречаются горячими, долго
не смолкающими аплодисментами.

Тов. Пронин об’являет:

— Слово для доклада о 27-й годовщине
Великой Октябрьской социалистической
резолюции предоставляется Председателю
Государственного Комитета Обороны
товарищу Сталину.

Товарищ Сталин направляется к трибуне.
Его встречает овация нёвиданной силы.
Все встают, © исключительной теплотой
н задушевностью приветствуя вождя.

Сквозь гром аплодисментов раздается
возглас, подхваченный могучим «ура»:

— Да здравствует Верховный Главно-
командующий товарищ Сталин!

Когда утихла буря оваций, в зале воца-
рилась напряженная тишина. Люди за-
таили дыхание, чтобы ни одно слово, ни
одна интонация сталинской речи не ускольз+
нула от слуха.

Товарищ Сталин говорит как всегда спо-
койно, просто, уверенно, с предельной
ясностью, с всепокоряющей и проникновен-
ной силой убеждения. Слушая его, люди
мысленно как бы вновь переживают собы-
THA истекшего года, по особому осмысли-
вают и оценивают великое историческое
значение своей борьбы и труда.

Да, этот год был необычным! Он был
годом решающих побед советских армий
и армий наших союзников над немецкими
войсками. Он завершился изгнанием немец-
ких войск из пределов Советского Союза,
Франщии, Бельгии, Средней Италии и пе-
ренесением военных действий на террито-
рию Германии. `

Товарищ Сталин кратко, но исчерпьваю-
ще характеризует основные этапы BOeH-
ных событий на советско-германском фрон-
те.

Дружвыми аплодисментами встречают
участники заседания вывод, который
делает товарищ Сталин: гитлеровская Гер-
мания, несмотря на благоприятные для нее
условия ведения войны, оказалась на краю
неизбежной гибели потому, что ‘главный
ен противник — Советский Союз превзо-
пел ее по своей силе.

Во второй части доклада товарищ
Сталин говорит о великом подвиге совет-
ского, народа в Отечественной › войне, о
самоотверженном труде советских людей-=
рабочих, крестьян, интеллигенция, всех го-
сударственных и партийных органов под
знаменем — все для фронта.

Товарищ Сталин раскрывает источник
трудовых подвигов советских людей в ты-
лу, источник ‘немеркнущих ратных подви*
гов наших воинов на фронте. Источник
этот — горячий и животворный советский
патриотизм, основанный на глубокой пре-
данности и верности народа своёй совет
ской Родине; братском содружестве тру-
дящихся всех наций нашей страны.

Упничтожающим гневным словом товарищ
Сталин клеймит человеконенавиетническую
идеологию гитлеровцев, их политику
расовой ненависти.

С напряженным вниманием и глубоким
удовлетворением  выслушивают Участники
Заседания третий’ раздел доклада, где

товарищ (Сталин характеризует истекший
год, как год упрочения единства и согла-
сованности действий трех основных дер-
жав против гитлеровской коалиции, Год не
только упрочения противогерманского
фронта союзных держав, но и расширения
этого фронта,

Товарищ Сталин говорит далее о том,
что волнует все человечество, — задаче
обеспечения народам прочного мира и на-
дежной безопасности в будущем. Он назы-
вает средства, которые имёются в распо-
ряжении свободолюбивых наций, чтобы
предотвратить новую агрессию, подчеркн-
вает решающее условие эффективности
этих средств — дух единодушия и согла-
сия между великими державами, которые
вынесли на своих плечах главную тяжесть
войны против гитлеровской Германии.

Товарищ Сталин подводит итог. С поз
нятным чувством патриотической гордости
воспринимают участники заседания его
слова о том, что Красная Армия достойно
выполнила свой‘ долг и освободила нашу
отчизну от врага. .

— Отныне и навсегда, — говорит OH,—

наша земля свободна от гитлеровской
нечисти.
Велики победы, одержанные Красной

Армией: Но борьба еще не закончена,
Товарищ Сталин напоминает о том, что за
Красной Армией остается её последняя
заключительная миссия — довершить вме-
сте с армиями наших союзников дело раз“
грома ‘немецко-фашистской армии, добить
фашистского зверя в его собственном ло-
гове и водрузить над Берлином знамя
победы. >

Во имя этой великой цели советский
народ не пожалеет своих сил — такую
клятву мысленно дает каждый, кто слу-
шает эти слова вождя.

Товарищ Сталин провозглашает:

— Да здравствует наша победоносная
Красная Армия!

— Да здравствует наш славный Военно»
Морской Флот!

— Да здразствует могучий советский
народ!

— Да здравствует наша великая Родина!

— Смерть немецко-фашистским захватчи-
кам!

Пензывы, провозглашенные товарищем
Сталиным, подхватывают все присутствую-
щие. Все встают, провожая товарища
Сталина с трибуны несмолкаемыми апло-
дисментами и возгласами приветствий.

Поступает предложение принять пойвет<
ствие товарищу Сталину. Текст привет-
ствия зачитывает секретарь МГК ВКП(б)
тов. Павлюков. В приветствии выражено
то, что чувствуют и переживают сейчас
миллионы советских людей. Эти чув»
ства вновь. находят выход в долго’ неё
смолкающих овациях, которыми участники
заседания неоднократно прерывают чтение
приветствия. Как один человек, все под-
нимаются со ‘своих мёст и долго, Вобтор-
женно‘ рукоплещут. Великой любовью и
преданностью горят взоры людей, устрем-
ленные к товаришу Сталину.

Тов, ‚Пронин об’являет торжественное
заседание закрытым.

Товарищ Сталин тебло прошвется с Уча-.

стниками заседания. Его и его боевых
соратников — фуководителей партий и
правительс?ва — провожают долго несмол-

кающие аплодисменты и возгласы привет-
ствия.

Vv
у

=