П ролетарии всех стран. соединяйтесь!
ec!

Орган Комитета по делам искусств при СНК СССР, Комитета по ‘делам кинематографии при СНК СССР
рхитектуры при СНК СССР.

Великий подвиг.
советского народа

С глубоким, радостным волнением слушали “и чи-
тали советские люди доклад товарища Сталина
о 27-й годовщине Великой Октябрьской соцналисти-
ческой революции.

Классически ясный, мудрый доклад нашего вождя

и учителя дает характеристику событий ‘всемирно-
исторического значения. В нем подведен итог вели-
ких дел, свершенных советским народом и Красной
Армией. Вдохновляемый и руководимый гением
Сталина, советский народ одержал блистательные
победы над заклятым врагом человечества — фашист-
ской Германией.
. Доблестная Красная Армия, выполняя предначерта-
ния своего великого полководца, в решающих  сра-
жеЕНиях нанесла немецко-фашистской армии сокруши-
тельные удары, изгнав ее за пределы нашего госу-
дарства.

‚ «Отныне ни навсегда наша Земля свободна от гитле-
ровской нечисти». Преследуя  отступающего врага,
Красная Армия вывела из строя сражавшихся против
нас Румынию, Болгарию и Финляндию, об’явивших
теперь войну Германии, и получила возможность ‘про-
тянуть руку помощи борющимся с гитлеровской тира-
нией народам Югославии, Польши, Чехословакии и
Норвегии. Загнанный в свое логово, окруженный со
всех еторон советскими армиями и армиями наших
союзников, фашистский зверь яростно сопротивляется,
пытаясь отсрочить час своей неизбежной гибели. Этот
час близок.

«Теперь за: Красной Армией остается ее` последняя
заключительная миссия: довершить вместе с армиями
наших союзников ‘дело разгрома немецко-фашнстской
армни, добить фашистского зверя в его собственном
логове и водрузить над Берлином знамя победы».
(М. Сталин). . Е
` Мы побеждаем врага бэевой силой Красной Ар-
мни, героизмом и доблестью ее воинов. Мы побеждз-
ем превосходством нашей социалистической экономи-
ки, превосходством нашей науки и техники. Мы по-
беждаем силой торячего’ и животворного советского
патриотизма. Мы нобедим! Тому порукой могущество
нанего государства, выдержавшего тягчайшие испы-
тания войны. Тому порукой ‘героизм советского нарэ-

да, чья железная воля и мужественный дух закали-
лись в‘огне Отечественной война.

Велйкий подвиг совершил советский народ. Этот
подвиг страны слагается из бесчисленного множества

Wy

at

103,
pac

ta).

хозников, деятелей культуры, беззаветно борющихся
своим оружием, своим трудом, своим научным и Ху-
дожественным творчеством за нашу Советскую Ро-
у дину.

Труд нашей интеллигенции входиг в общий поток
усилий борющегося советского народа. «Наша интел-
лигенция, —говобит товарищ Сталин, — смело идет по
пути новаторства в области техники и культуры,
успешно развивает дальше современную науку, твор-
чески применяёт ёе достижения в производстве во-
оружения для Красной. Армии. Советская интелтиген-
ция свонм созидательным трудом внесла неоценимый
вклад в дело разгрома врага».

В жестоких битвах с фашистскими варварами нарэд
наш не только отстоял свою землю, свободу и куль-
туру, но оказал решающее влияние на судьбы мира.
«Теперь, когда Отечесгвенная война идет к .победо-,
HOCHOMY концу,’ во всем величии встает историческая
роль советского народа. Ныне все признают, что со-
ветский ‘народ ‘своей самоотверженной борьбой спас
цивилизацию ‘Европы от фашистских погромщиков. В

r этом великая заслуга советского народа перед исто-
ly рией человечества». Эти слова товарища Сталина на-
Де полняют советских людей чувством законной гордо-
Е сти и вдохновляют на новые великие подвиги во. имя
ae победы нашего правого дела.
Ell. Сталинское слово, как всегда, нашло горячий от-
клик у каждого советского человека. Воодушевлен-
BE ные этим словом, мастера советского искусства с
Зе удвоенной энергией будут помогать своим творческим
TL трудом делу победы.
Искусству принадлежит почетная роль в Отечест-
  венной войне. Оно состоит на духовном вооружении
т, народа и армии. Оно является одним из важнейших
cond орудий морально-политического разгрома фашизма.
не Помнить об этом и неустанно совершенствовать
rath наше искусство, повышать его идейный и художест-
венный уровень — патриотический долг советского
драматурга, деятеля театра, художника, . скульптора,
- киноработника, комиознтора, архитектора.
Высокая оценка, данная товарищем Сталиным рабо-
ле советской интеллигенции в дни войны, ко многому
го. обязывает. Каждый деятель художественной культу-
коз ры должен своим творчеством ответить на возросшие
ди запросы нашего народа, требования великого и слав-
pal ного времени.
к ь
a 7 Чтобы достойно показать в искусстве. подвиг наро-
да, ‘надо раскрыть духовный мир советского человека
жба во всем богатстве его идей и чувств. Опираясь ‘на
i 8 лучшие традиции русской художественной культуры и
т. a :
  богатый опыт советского искусства, смело идя по
THe 7 ь
пути новаторства, мы должны создать ‘образ человека
yet ‘советской эпохи средствами высокого реалистического
a” — мастерства. Здесь неуместны ни ложный декламацион-
= ный пафос, ни трескучая риторика, ни ремесленные
го зитампы. Только вдохновенным творчеством, стоящим
№: на уровне передовых идей нашего времени, ‘можно ре-
шить эту поистине грандиозную художественную. за-
дачу.
То, что сделано нашим искусством за время войны,
} является лишь подстуном к такому решению. Создано
A немало значительных произведений, но большая часть
и творческих работ в разных областях искусства пред-
yer ставляет’ лишь эскизы и черновые наброски к буду-
‘ye шим полотнам. Чем быстрее будет пройден этот
этап и чем раньше будут созданы полноценные, боль-
в шие произведения о нашем героическом времени, тем
soi лучше и полнее искусство выполнит свой долг перед
ные родиной.
in Ознаменуем же предстоящие боевые дни и радост-
fi ный час победы новыми творческими успехами нашего
We искусства — искусства великой: советской . державы!
И ИИА
Ha :.
ох А. ЯБЛОЧКИНА
EB
M Имя Сталина
a сияет в веках
Ky
pr Tloxaax Topapumia Ctaanna 6 Hnoa6pa 1944 Tr. HaBeKH
я, останется в памяти человечества. :
з- В ответ на слова горячо любимого отца, учителя и
tH ‚друга наш народ еще и еше раз напряжет свои си-
alle лы, чтобы смять, уничтожить, раздавить врага окон-
2 чательно и тем обеспечить себе и всем народам зем-
ли светлую эру своболы и счастья,
By Имя нашего вождя будет сиять из века’ в век в
ЭВ ореоле славы. К нему с ‘благодарностью будут обра-
щены сердца современников, их детей, внуков и пра-
= внуков.
=

и Комитета по делам а

подвигов ее сынов и дочерей — воинов, рабочих, кол-

А. ГЕРАСИМОВ
Думы и чувства народа

‚ Велика, могуча наша
Неиссякаемы ез приролные богатст-
  га. беспредельны героизм,  патрио-
TH2M и трудовой энтузиазм ee MHO-
гсплеменных сынов, мошь и отвага
ксторых таким немеркнушим блес-
KOM засвержали перед всем миром
в дни Отечественной войны.

И не могут не биться радостью и

гордостью серлна всех советских
людей, когда они слышат слова
своего мудрого, любимого вождя,
  всегда умеющего с такой прозор-
ливостью и чуткостью проникнуть
 5 глубины народных чувств, рас-
 крыть я подчеркнуть. волю и думы
народов Советского Союза.

Полновесные, как кованое золото,
  слова сталинского доклада 6 нояб-
  ря 1944 гола не только отметилн

новую, сверкающую
PSXY B история. намнего великого
  Союза, но и. как всегда, четко, ясно
и убедительно указали пути и зада-
чи, стоящие перед всеми братскими
нгродами моей любимой, packHHys-
шейся на одной шестой части мира
страны.

А. МОРДВИНОВ

Выполним долг
перед Родиной

Много знаменательных минут свя-

шим залом Кремлевского дворца.
Отсюда не раз звучали пб всему
  миру мудрые слова великого вождя
советских * народов, и каждый раз
сени Сталина, освещая все сторо-
ны нашей жизни, ставил перед со-
ветским народом новые цели и за-
дачи.

С особым, . неиз’яснимым волнени-
ем ожидали мы, собравшиеся в
Кремлевском дворце. представители
труда, науки, ‘искусства, выступле-
ния товарища Сталина 6 ноября
1944 г. Все были радостно взвол-
нованы — сознанием, что ‘великий
праздник трудящихся мы встречаем
в дни, когда вся советская земля
очищена от подлых  неменко-та-
шистских захватчиков и_ когда бли-
зится полная и окончательная по-
беда. над ненавистным врагом.

Прелельно меткимя, ясными сло-
вами товарищ Сталин дал исчерпы-
вающее об’яенение причин наших ус-
  пехов, рассказал. о всем величии ис-
торической мисеии советского народа
в борьбе с мрачными силами фашиз-
ма, о роли наших союзников, © важ-
нейгией задаче. окончательного раз-
грома врага и последующего <охра-
неная мира во всем мире;

Духовно обогащенные,
  шне новый огромный импульсе к
  дальнейшей самоотверженной работе
для нужд фронта, для.полной поЭе-
ды, уходили мы. с заседания. Да,
каждый из нас сделает все возмож-
ное, чтобы воплотить призыв вож-
  дя в конкретные, практические де-
  ла.

Побела близка! Во ‘всеоружии
встретим мы и грядущие напряжен-
  ные боевые «дни и дни нового, не-
виданного по размаху строительст-
 ва мирной, счастливой жизни под
ee знаменем Советов, под руко-

водством великого Сталина !

~

ролина,

вечной хлавою

зано с огромным и строгим Боль-\

получив-

великого человека.
  нами, собравшимися в зале заседа-

°

‚ ВОЖДЯ BLO XHO BLA ЕТ  170 РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
BRIE ПОДВИГИ B BOW И ТР

№ 2 (926)

‘вторник

НОЯБРЯ
1944 года

Цена 45 коп.

$ <

as

С. ГЕРАСИМОВ

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ЧАС

Еще задолго до начала торжест-
венного заседания Московского со-
вета депутатов трудящихся, посвя-
щенного празднованию 27-Й годов-
щнны Великой Октябрьской социа-
‚ листической революции, заполнился
‘Большой зал Кремлевского дворца.

Кажлый год — ‘такова уже уста-
нозившаяся традиция — в этот час
  собираются лучшие люди нашей
страны, чтобы увидеть и услышать
своего великого вождя, человека,
чье имя стало символом борьбы за
правое дело, за свободу, честь и не-
зависимость нашей отчизны, за тор-
жество справедливости во всем ми-
ре.
  На кремлевской батине бьют часы.
Миллионы людей, стоящих у репро-
дукторов, напрягают внимание, Ония
знают — сейчас в зал Кремлевского
дворца войдет Сталин.

Наконец, наступает долгожданная
минута. Сталин—на трибуне. Его
доклад дает исчерпывающий анализ
величайших событий мировой жизни.
Он не только подытоживает прошед-
шее, но и оФкрывает перспективы в
грядущее.

С огромным удовлетворением вы-
слушали все присутствующие высо-
кую оценку, данную вождем самоот-
верженному труду советских людей,
их патриотизму и преданности вели-
ким идеям Ленина— Сталина.

Товарищ Сталин говорит о роли
советской интеллигенции. Невольно
вспоминаются образы молодых и ста-
рых тружеников науки, культуры,
искусства, людей, проводящих бес-
сонные ночи над усовершенствовани-
ем вооружения для Красной Армии,
  врачей, мужественно воюющих ‹<о
смертью под огнем вражеских бата-
рей, инженеров и техников, восста-

‚и свои дела, меру своего лич-

ного участия в общей борьбе.

Вспоминаютея артисты, художни-
ки, писатели, музыканты, несущие
свое мастерство, свой талант на пе-
редовые позиции для того, чтобы
искусством, исполненным  сосредото-
ченной страсти и мысли, помочь до-
блестному воину в его славной сс-
вободительной борьбе.

«Теперь за Красной Армией ос-
тается ее последняя заключитель-
ная миссия: довершить вместе с ар:
миями наших союзников ° дело раз-
грома немецко-фашистской армип,
добить фашистского зверя в его соб-

ственном логове и водрузить над
Берлином знамя победы», — звучат
заключительные слова доклада, по-

крываемые бурными,
ными аплодисментами.

продолжитель-

Затем товарищ Сталин провозгла-
шает призывы, которые подхватыва-
ют все присутствующие. Снова не-
смолкаемая` овация прокатывается по
залам Кремлевского дворца.

И уходя. из зала, каждый уносит
в душе твердую уверенность, что
программа, развернутая в геннальном
докладе товарища Сталина, будет
реализована всем советским народом,
для которого речь вождя — это за-
вет отца и приказ Главнокомандую-
щего.

Предстоят еще тяжелые битвы.
Всех нас ждет большая напряженная
работа. Ответственны задачи, стоя-
щие сейчас перед мастерами ис-
кусств. Люди, прошедшие путь вой-
ны, законно ‘пред’являют искусству
новые требования. К искусству, как
К источнику высоких мыслей и идей,
обращены взоры народа-победителя.

В мудрых словах вождя каждый

ee eee re мосты, транспорт советский художник черпает новые
ji связь. Невольно проверяешь Hoth для труда и творчества.
Би о Е Ot Tin ы
+
В. ЗАХАРОВ

Трудиться еще больше и лучше

Такой напряженной тишины, какая
царила в Кремлевском дворце во
время ‘доклада товарища Сталинз,
таких бурных оваций я не наблюдал
никогда ни в одной аудитории.

Вождь говорил с народом просто,
ясно и задушевно. Трудно передать
спокойную уверенность его интона-
ций. простоту и скромность этого
А ведь перед

ния, на трибуно был тот, слово ко-
торого. ведет в бой миллионы людей,

‘приводит в действие движущие си-

лы мировой истории.
Несколько суток прошло со дня

нет волнующее впечатление об этих
  торжественных минутах, и мысль
напряженно’ работает над вопросом:
как достойно ответить на призывы
вождя в повседневных своих делах?

Трудно переоцекить значение ог-
ромиой работы, которую ‘выполняют
в частях Действующей армии люди
искусства,

На нашем— 1-м Украннском—фрон-
те побывало свыше 35 различных кол-
лективов, которые дали более, 6 ты-
сяч спектаклей и концертов. Скупые

слова, которыми обычно описывают-

\ся концерты на переднем крае, He
могут дать прелставления о
какой глубокий след они оставляют

в душе солдата.

На память приходит одно из таких.

выступлений, в котором участвовали
мастера оперного искусства И. Kos-
‹ ловский, М. Михайлов, Е. Круглико-
  ва. Это-было в лесу, северо-восточ-
\ нее Воронежа. Под разрывами артил-
лерийских снарядов группа бойцов и
офицеров части полковника Аратюня-
  на, казалось, забыв O60 всем, слу-

шала арию Сусанина и песню «Иди,
Хренкикова.

любимый мой, родной»
  Это был большой праздник для фроз-

товиков. После концерта один за

другим стали выступать бойцы н
офицеры, они выражали горячую бла-
годарность правительству и партии
за заботу о фронтовиках, обещали
‘еще сильнее громить подлых  за-
  хватчиков. Концерт превратился `В
  стихийный митинг.

Советские артисты ‘делают болышное
патриотическое дело. Произведения,
казалось бы, не имеющие прямого
отношения к боевым будням, бодрят,
веселят бойца, вливают новые силы
и энергию, поддерживая
тельный порыв людей. Еще более ве:
лика сила воздействия актуальных
патриотических произведений, самых
различных по жанру.
стал неот емлемым элементом боевой
жизни и политического’ воспитания

бойца. Можно привести немало фак-
тов, когла сразу же после спектак-
ля или концерта люди шли в бой н
мужественно дрались’ с фашистскими
варварами.

Разнообразные по жанрам и твор-
ческим направлениям коллективы,
каждый своим специфическим. ору-
жием, помогают бойцам и команди-
рам в их непосредственной боевой
работе. Наш фронт посетили хор

подготовки к выполнению боевой за-
дачи, в период наступления или
во время отдыха на переднем крае—

том,

настуна-

Концерт на фронте — в период ли,

‚русской песни’ под
сказительнацы А: Корольковой и
лауреаты конкурса мастеров  ху-
дожественного слова. ©. Балашюв и
Э. Каминка, ‘бригада ° Туркменской
‹ филармонии, квартет им. Глазунова,
‘ряд’ бригад ВГКО, Воронежского
театра эстрады ‘и миниатюр, Ленин-
градского ордена (Ленина театра

руководством

гимени Кирова, Ансамбль песни, му-
Зыки и танца народов Кавказа и
; ds on

Государственный ‘украинский ан-

самбль песни и пляски, Черновицкий
украинский театр и фронтовой фи-
лйал Малого театра, бригада Мос-
‘козского театра оперетты и фронто-
 вой филиал театра имени Вахтан-
  TOBA,

И бесхитростный вкус человека,
стремящегося послушать знакомые
мелодии песен, ‘и самый взыска-
тельный вкус опытных ценителей ис-
кусства находили удовлетворение в
этих спектаклях и концертах.

Сердце бойца легче всего тронуть
лирической залушевной песней, хо-
\рошей народной и солдатской песней
о родине, которая ждет своих сы-
\ новей, о ее героях, о красоте и 60-
гатстве русской земли, о любви, зо-
вущей к беспредельному героизму и
борьбе с врагом, обо всем, что во-

исторического доклада, но не мерк-

Наш. коллектив — хор им. Пят-
ницкого — провел обсуждение док-
лада тозарища Сталина на своем
собрании. Выступавшие говорили о
необходимости продумать и прове-
рить, показываем ли мы, как рус-
ский национальный хор, достаточно
Правильно. и широко песенное твор-
чество великого народа? Не мало
ли заботимся о полноте и высоком
  качестве своего репертуара? Что мы
можем сделать, чтобы еще полнее

отобразить в своих ‘выступлениях
наши исключительные, героические
дни? }

Больше требовательности к себе, к
  качеству наших работ — таков ос-
HOBHOH вывод наш из обсуждения

‘доклада товарища Сталина.

работать и переносить лишения, как
бойцы. Молодые актеры Гразе и
Васильева, пришедшие в театр co
  студенческой скамьи, сейчас велут
  центральные роли. Многое сделали
  для творческого роста театра арти-
‘сты Соловьев, Липекий. Покровский,
  Москвин, Блажина, Данчева, Дани-
‹ лович и другие.

Как-то во время концерта вдруг
начали вызывать из. зала офицеров.
Осталось около полутора десятка
‹ зрителей, а еще через 15—20 минут
вся часть двинулась вперед. Труппа
не вернулась в тыл, а на следующий
день давала спектакль на другом
участке фронта.

В другой раз театр получило за-
дание обслужить группу танкистов.
 Актеры долго не могли найти части,
где были намечены спектакли, и дзи-
гались за бойцами, идущими к ли-
нии фронта. В это время уже нача-
лись ожесточенные бои, танкисты
  наступали. Машины с актерами об-
гоняли наступающих бойцов, стре-
  мясь все же выполнить свое «боевое
задание».

Фронтовой филиал театра им. Вах-
тангоза первым давал спектакли в
освобожденном Харькове, на правом
берегу Днепра. Театр не порывает

Наша интеллшениия смело идет по пути нова-

YE
хо vat
В. ЯКОВЛЕВ,
Почетная миссия искусства

Подобно яркому светочу, освеша-

ют пути человечества речи товарн-
ща Сталина.

Мы, деятели искусств, ¢ чувст:
вом особой радости слушали вэт-
нующие слова вождя. . Оценка
деятельности о советской — интелли-
генции, которая дана в докладе

товарища Сталина, окрыляет, зозет
к дальнейшим трудам на пользу и
во славу нашей великой родины.
Искусство в нашей стране — не
абстрактные упражячения  дилетан-
тов или эстетствующих снобов, смя-
кующих отвлеченные идейки