УСКЛОЕ январское солнце едва
городом, когда прозвучали первые залпы. Жите-
ли города, пережившие страшные дни блокады,
люди, ходившие на работу ю улицам, где рвались сна-
ряды, и привыкшие ко всему, прислушивались. Нет, это

встало над

не был обычный обстрел Ленинграда с ближайших
высот.. Это был однотонный, глуховатый и отдален-
ный рев пушек, возвешавший нечто другое. Утро пе-
решло в день, короткий северный день превратился
в долгую холодную снежную ночь, и снова встало
тусклое утро над невскими берегами, а гул не пре-
кращался. И когда люди великого города снова вы-
шли на улицы, направляясь на работу, то уже каж-
дый знал: наши прорвали бетонную петлю, захлест-
нувшую Ленинград. \ 7

Так прозвучал первый удар,
наступление 1944 года.

Многими дорогами прошло наше наступление в те-
чение года — оно прошло степями Крыма, мимо белых
крымских хат, мимо расцветающих розовых апрель-
ских фруктовых садов, где догорали немецкие автома-
шины. И дальше, на юг, к горам, к Сапун-горе и
к Сахарной головке, где разыгрались жестокие бои
за Севастополь, в старых траншеях, помнивших еще
сражения 1941 года.

Оно прошло дорогами Белоруссии. Тщательно гото-
зились войска к штурму немецких позиций в Белорус-
сии, расположенных на высотках над болотами.

Настал день атаки. Бойцы поползли по болотным
тропам на штурм высот, осыпаемые пулями и осколка-
ми. Да, здесь все было, как на ладони, в этих боло-
тах негде было укрыться. Даже воронки от снаэлдов
засасывались в несколько минут. Нельзя было вырыть
ни ячейки, ни щели. И все же войска прошли по этим
болотам и штурмом взяли холмы, прорвали немецкие
линяи и вышли на оперативный простор.

И вот уже Белоруссия позади, вот уже Польша с
ее высокими краснокрышими костелами, с придорож-
ными нишами, где стоят фигурки святых, вот уже
Хелм, а за ним Люблин, где на старинной плошади
возле средневековых Тринитарских ворот тысячи люб-
линцев забрасывают цветами наши проходящие вой-
ска. еще дальше, на запад-—сильно раззушенный
Седлец, уцелевший Минск-Мазовецкий и, наконец,
в тумане пожаров, среди вздымающихся к небу стол-
бов черного дыма — Варшава с ее коробками сгорев-
ших зданий, с ее шпилями и остроконечными крыша-
ми Старого города, отлично видимого отсюда, из Пра-
ги, где над берегом Вислы стоят наши войска.

А на севере — узкие улочки старого Вильнюса,
круглая башня Гедеминов с развевающимся над ней
красным флагом, новенькие домики Каунаса, Мариам-
поль, Вержболово и, наконец, Восточная Пруссия,
земля врага, на которой стоят наши регулировщики,
по которой проходят наши танки, наши автомашины,
наши обозы и где вдоль фасада охотничьего замка Ге-
ринга шагает наш часовой.

Я помню осеннюю ночь 1941 года в Москве. Пу-
стынные улицы; шаги патрулей. И полк, проходящий
к Дорогомиловской заставе — туда, к Можайску, на
защиту Москвы. Падал дождь, изредка мелькали
огоньки на перекрестках, а полк шел четким шагом, и
знамя предшествовало ему, колыхаясь на пронзитель-
ном, холодном ветру... Этот торжественный марш с раз-
вернутым знаменем по Москве, к стенам которой уже
приближался враг, был как бы безмолвной и великой
воинской клятвой.

И вот я встретил этот полк летом 1944 года. Полк
прошел долгий и славный путь, дрался под Орлом, на
Лнепре и теперь ‘стоял на Днестре, готовясь к новым
боям.

Я помню то утро, когда началось форсирование
Днестра. Помню ‘плавни, простреливаемые насквозь,
штурмовые мостки, перекинутые через зеленые воды,
  бойцов, переплывающиих реку и выволакивающих на бе-
рег пулеметы, а несколько позже — орудия. Помню,
как двигались наши войска по улицам полусгоревших
Бендер, мимо виноградников и садов Бессарабии, как
перешли они неширокий Прут, как начались румын-
скне деревни, румынские лороги, и помню на улицах
Бухареста тот полк, который некогда проходил по
темным улицам Москвы. В сером чехле по всем пу-
тям и дорогам наступления двигалось вместе с полком
его знамя. Скромное, пробитое пулями полковое зна-
мя, оно проходило по этим далеким селам ни городам,
и всюду встречали его с восторгом, потому что оно
приходило, как вестник света, как знамя человечества,
борющегося за, разум, за правду, за справедливость.

Сколько таких полковых знамен двигалось по вели-
ким путям наступления!

Они развевались срели кукурузных и табачных
полей Болгарии, wa площадях Софии, они перешли
Карпаты, вступили в Чехословакию, переправились че-
рез Дунай и Тиссу, они — у ворот Булапешта.

Величественны, трудны и огромны пути наступления
Красной Армин-освободительницы в минувшем году.
Эти пути ведут к победе. Это пути бессмертной сла-
вы, потому что — где бы ни пролегали они: в лесах,
горах, степях, — они несут свободу, уважение к чело-
веку, к его труду, языку, обычаям, нравам, к его
семье и жилищу — уважение ко всему тому, что было
попрано треклятым фашизмом, к горлу которого уже
приставлен карающий меч.

Евг. ГАБРИЛОВИЧ

хжж*

На фото: кадры кинохроники 1944 года (сверху
вниз) — 1. Части Красной Армин-освободительни-
цы на улицах Бухареста; 2. Общий вид Софин с
самолета; 3. Наша конница вступаег в Белград;
4. Советские дети, угнанные гитлеровцами в Че-
хословакию и освобожденные советскими войска-
ми в районе Мукачева.

так началось первое

`. Братья ТУР

СЧАСТЬЕ
ВИДЕТЬ

Майским утром наша маптина выс-
хала из Москвы по Варшавскому
шоссе, потом свернула к юту. Доро-
ги были разбомблены и разбиты
танками. Через несколько дней ког-
респондентский виллисе мчался по
только что освобожденной Одессе,
которая была лишь одним из на-
чальных пунктов предстоящего мар-
шрута.

Там, в Одессе на афишных стол-
бах еще висели плакаты «Театру
Василия Вронского», игравшего пои
румынах. Сам Вронский был бело-
эмигрантом, бежавшим в Буха-
рест еще в первые годы револю-
ции. В городе процветали чемпионя-
ты французской борьбы и «электри-
ческое лото» с эстрадным дивертия-
сментом. Шантанный божок Лещен-
ко пел на подмостках собственного!
ресторана... Театральная культур
как бы откатилась на тридцать, нет,
минимум на пятьдесят лет назад.

Из Одессы виллис повез нас в.
Залнестровье, в Бессарабию. is;
Бессарабии — в Румынию, в Бото-
шаны, на фронт под Яссы. На спи-
дометре значилось около шести ты-
сяч километров, когда машина вер-
нулась в Москву, чтобы сразу же
стать в капитальный ремонт.

Минувший год прошел почти для
всех военных писателей, драматур-
гов, Журналистов под знаком инте-
реснейших фронтовых ‘наблюдений.
Литераторам, имеющим честь но-
сить офицерские погоны, выпало в
этом году величайшее счастье ви-
деть своими глазами грандиозней-

шее наступление Красной Армии, ее  фронте. Я хочу расска-

Отудия
° >

Рисунок Н. АВВАКУМОВА.

ИЗ ПУТЕВЫХ ДНЕВНИКОВ 1944 ГОДА

а Карпатах и дальше

i

Многим из нас в 1944 °

году довелось не рази
не два побывать на
_&

победоносное продвижение за рубе-  зать сегодня об одной

жами Советского Союза, ее истори-
ческие завоевания.

Не забудется вовеки победоносное   выделяется среди сотен других
продвижение наших войск от Ясс  Вместе с тем

заурядной фронтовой поездке совет-
ских артистов, которая ничем не
и

примечательна, как

до Бухареста и от Бухареста через  Все другие... Там, в Карпатских го-
Трансильванские Альпы по Венгер-  Рах, в этих пылающих, осенних ле-

ской равнине.

В последовательном циклическом
процессе этой грандиозной и муд-
рой военной операции писателям—
военным корреспондентам довелось
видеть такие эпизоды полного тор-
жества советской стратегии, кото-
рые наполняли сердце огромной рз-
достью. :

Сравнительно недалеко от Буха-
реста, под городом Бакэу, мы встре-
тили регулировщицу, которую ви-
дели на Дону в станице Крымской.

сах, встречи были особенно теплыми

и душевными, впечатления — oco-
бенно яркими.
Нас окружают, обнимают, рас-

спрашивают: как добирались мы че-
рез столько перевалов и границ, по
бесконечным дорогам, сюда, где нет
ни домов, ни концертных зал, где
все размокло, где танк, свернув. на
минуту < дороги, уходит в грязь по
самую башню. ‘

И вот начинается подготовка к
концерту. Пока мы сидим у костра
и повар кормит нас горячими бли-

чье-то выражение 9) цами, все готово — свежевыструган-

солдате, чувствующем себя циИрку-  ная эстрада украшена осенними цве-

Вспомнилось
лем, которым измерено расстоя-
ние от Волги до Дуная, Ведь эта

молодая девушка как бы олицетзо-
ряла собой неимоверно гигантский
путь Красной Армии!

Юная регулировщица рассказала о
случившемся с ней в эти дни про-
исшествии. Как обычно, она ору-
довала своими флажками на дороге,
пропуская транспорт, как вдруг (из
высокой придорожной кукурузы
поднялся немец с белым флагом и
подошел к ней. На ломаном русском
языке он об’яснил ей, что является
посланцем группы солдат и офице-
роз, спасшихся из  кишиневского
«котла» и желающих сдаться ей
плен, как солдату Красной Армин.
На вопрос растерявшейся  регули-
ровщицы, где находятся остальные
немцы, парламентер взмахнул бе-
лым флагом, и из кукурузы подня-

тами, комната для переодевания еде-
лана из плащ-палаток, а две тыся-
чи зрителей разместились на горке.
Заходящее солнце почти заменяет
юпитеры и софиты.

В нашей групце всего девять че-
ловек. Один самолет, одна комната,
одна машина вмещают всех без тру-

Кстати, о транспорте. Еще ни ра-
зу, на других участках фронта, нам
приходилось так разнообразить
род передвижения. Тут, в условиях
гор, приходилось пробираться на чем
бог пошлет, так что транспортными
средствами, кроме самолетов, шевро-
ле и виллисов, служила и походная
библиотека в виде деревянной будки
на колесах, куда мы втискиваемся
<о своими инструментами, чемодана-
ми и так несемся по дороге, стука-
ясь обо все углы. Сюда же можно

лись десятки голов в серых пыЛЬ-  включить и переезды на походных

ных пилотках,

кухнях, верхом и, что оставило глу-

— Ладно, — деловито ответила  бокое впечатление. на бронетранспор-
регулировщица, — Пусть часок по-  тере, перед которым даже студебек-
дождут, пока я сменюсь. Вот явится  кер, король дорог, почтительно при-
моя напарница, тогда отведу вас в  жимается к сторонке. И о ночлеге
штаб. Не могу же я бросить до-  часто никто не мог заранее сказать,

— где он будет. Высоко в горах, в

И через час она привела в штаб  одинокой хате, на широких лавках и

сто тридцать семь немцев, изнемо!-
ших от блуждания по окрестным ле-
сам. é
Мы не удивились этому рассказу,
ибо накануне своими глазами видели
на шоссе колонну в пять тысяч
пленных немцев, сопровождаемую
десятью автоматчиками! Это были
солдаты Гитлера, «сварившиеся» в
том же яссо-кишиневском «котле».
Босые,  одичавшие в окружении,
иные в одном белье, ибо мундиры их
были разодраны в клочья в лесных
скитаниях, они двигались ‘нескоч-
чаемой зелено-серой лентой, предво-
дительствуемые своими офицерами и

генералами, как наглядная иллюст-

рация торжества советской страте-
гии. Среди бесконечного количества
уныло-тупых физиономий наше внн-
мание привлекло характерное липо
одного унтер-офицера, шедшего в
рваных трусах,
ногами, Он оказался актером немец-
кой кинофирмы «Уфа» Вальтером
Кнюффке, снимавшимся во многих
фильмах в ролях любовников...

И сегодня, в канун нового 1945
года, когда на полях Венгрии воз-
никают новые и новые «котлы» и
берутся новые тысячи пленных, мы
думаем о том, что в грядущем году
необходимо нашей драматургии за-
печатлеть новый период священной

Отечественной войны, — период ве-
ликих побед.
‚ Наши  драматурги неоднократно

показывали мужественное поведение

советских воинов, в период отсту-
пления, в обстановке окружения ин
тяжелых утрат. Сегодня пора уже
показывать немцев в окружении, а
советских военачальников — мастер-
ски планирующих эти грандиозные
«котлы» Тукумса и Будапешта, в
которых уничтожаются гитлеровские
армии. Великое призвание нашего
искусства состоит в том, чтобы в
новых произведениях 1945 года мо-
гуче зазвучали колокола победы.

Мы воспроизводим две

< окровавленнымн

столах; в захудалом отеле, на ог-
ромной лаковой кровати модерн, где
вчера еще ночевалн немецкие офн-
  церы; или в монастыре ХУГ века, в
белоснежной комнате co сводами,
где над изголовьем висит’ раепятне
И где нас встречает, гремя ключа-
ми, монахиня в огромном крахмаль-
ном чепце и гофрированном ворот-
нике; или в‘ штабе на полу, на со-
ломе.

Вспоминается вчерашняя ночь. Мы
едем уже 5 часов. Накануне верну-
лись с концерта поздно, разбудили
нас на рассвете, а выехали из-за не-
поладок с машиной поздно утром.
‚Холодно! Машина капризничает. Все
ворчат, ехидно острят, подают co-
веты шоферу (каждый согласно ‹сво-
ему темпераменту), косой дождь за-
ливает тех, кто сидит близко к зад-
нему борту, бензиновый бак отравля-
ет тех, кто сидит впереди, инстру-
менты и чемоданы с костюмами (Ча-
казание нашей жизни!) валятся на
всех остальных, когда на перевалах
машина лезет на отвесную гору или,
переехав горную речку,  взбирается
на крутой ее берег. Затекли ноги,
все кашляют, куксятся, хочется есть,
и каждый заявляет, что уж; конеч-
но, он работать никак не кможет ни
при каких условиях. И вот еше час
и еще...

И вдруг возле регулировщика «я-
кие-то машины и верховые машут
руками, кричат. Это нас выехали
встречать, чтобы мы не заблуди-
лись—уже все собрались, и нас
ждут, и наконец мы под’езжаем и

нас вводят в теплую комнату, н
кормят горячим супом, и говорят ла-
сковые слова, и вот теперь вы по-
смотрите на актеров; они всё забы-
ли.

Концерт? Конечно, будет! Нет,
что вы, никто не устал, надо только
одеться и загримироваться. И все
выглядят свежими, красивыми.

Итак, концерт начинается, и соли-
сты оперы Межерауп, Соколова Hu

Рина ЗЕЛЕНАЯ

р: ER

военных художников им. Грекова.

°

Оганян, забыв обо’ всем,

свежими голосами,
зрители
слушая лучшие русские
арии и буя все новых новых
и. риа Н. Спасовская так
пленительно улыбается в ‘задор-
ном испанском танце, а Игорь Лен-
товский так пляшет‘ лезгинку, что
никто не поверит, что на его спиче
семь часов пролежал чей-то чемо-
дан, а Спласовская сапогом шатерла

ногу (искусство обертывать Ноги

портянками дается не сразу).
 Мало того, что актер забывает

усталость, —здесь им овладевает

ответ-

чувство огромного волнения,
это OH

ственности, гордости тем,
силой своего искусства зызывает
радость, заставляет улыбаться лю-
лей, чья жизнь так героична и Cy-
рова.

На`мою долю выпало счастье —
слышать смех, громкий, такой не-
обычно беззаботный в этой  обста-
новке. Наивные светлые строчки
детских стихов Барто, Михалкова
несли с собою тепло, воспоминания
о семье, и, может быть, каждый в
эту минуту думал о своем ребенке,
за нарушенное детство которого он
мстит здесь врагу.

И снова прощанье, и снова вперед,

вперед!

И снова rope, и опять горы,
сколько же их еще впереди? Как
мы вместе со всеми жаждали выр-
ваться, наконец, на равнину. -
бенно остро почувствовали мы этоу

танкистов -— им не терпелось выйти

на простор.

Была годовщина полка, прошед-
шего от Сталинграда сюда. Был бал
на чердаке огромного здания (кор-
дон на границе Польша—Чехослова-
кия), отбитого три дня назад у нем-
цев. И был концерт, почти как B
Колонном зале, играл оркестр и тан-
кисты танцовали до утра друг <
другом.

Командир полка Фома Игнатьевич,
которого его офицеры с любовью
зовут «батькой», разглаживая CBOH
седые усы, рассказывал нам о под-
вигах, совершенных этими юношами,.
Медали и ордена украшают их грудь.
Оркестр играл вальс, совсем какв
Москве, и в такт попадали залпы
наших батарей и глухие разрывы
где-то далеко у позиций,

Но вот, наконец, настал тот час,
когда после долгих дней и ночей,
перевалов, взорванных дорог,  про-
бок, пропастей и обрывов — нако-
нец, Карпаты позади, И перед нами
долина, залитая лунным светом, и
мы мчимся не вниз, не вверх, а
прямо по ровной дороге, а горы ото-
двинулись и стали на горизонте
просто, как красивое дополнение к
пейзажу. .

Утром мы видим, как на длинных
фурах едут крестьяне с детьми, ©
зонтиками и красными бантами на
рукавах и лентами в гривах лоша-
дей — мужчины в ярких, празднич-
ных костюмах, в белых толстых
куртках, с карманами, вышитыми яр-
кой шеретью, в цветных  свитерах,
женщины — в красных, синих юб-
ках, зеленых и розовых фартуках и
цветных платочках. Они  приветст-
вуют нас, машут руками и бесконеч-
ной процессией направляются на го-
родскую площадь, на праздничный
митинг, на первый митинг освобож-
денного города.

И каждый день все новые встре-
чи

Вы помните, капитан Волков, как

вы везли нас на концерт, уверяя,   что
это всего час езды, и как мы
проехали чуть ли не сто кило-

метров и «форсировали» 14 речек.

Милые друзья из истребительного
противотанкового Краснознаменного
ордена Суворова полка! Мы не забу-
дем, как вы обогрели нас, как после
концерта мы сидели у рояля в док-
TOPCKOM доме и пели для васстоль-
ко, сколько вы хотели. ^

Может быть, мы не сумеем удер-
жать в памяти все места, даты, име-
на, рукопожатия, лица, встречи
1944 года, но то, что уйдет из па-
мяти, навеки останется в сердце.

ИЗ АЛЬБОМА ХУДОЖНИНКА-ФРОНТОВИКА

a

yy

РЕ

Художник О. Верейский прошел с Красной Армией ее победный путь. от Можайск,
чатлены героические бои на подступах к логову фапгиетского зверя и встун

зарисовки из фронтового дневника О, Верейског

ление наших войск в первые германск
о — «На уянцах прусского городка».

Ник. ПОГОДИН Е

М МЕЧТА

И МЕЧТА

Давно еще, в пьесе «Кремлевские

куранты» мне думалось раскрыть
существо и смысл мечты, как се
понимал и принимал Владимир

Ильич Ленин.

Но как претворить замысел в коч-
кретное драматическое действие?

Я этого не знал и замысла спол-
ностью не осуществил. Он не`прев-
ратился в чистое драматическое
действие, и моя пьеса, решая дру-
ие зада. 1, нё дает театру возмож-
ности представить в живых сценах
живое содержание темы —что такое
мечта, неразрывно связанная с ре-
альностью.

И вот недавно эта тема снова вер-
нулась ко мне и опять напомнила о
неосуществленном замысле. Мечта,
как ее понимал и завещал Фенин,
перешла в нашу государственность,
сделалась великой традицией боль:

шевиков. .
Я говорю сейчас о планах  Ppano-

строительства, архитектуры,—разве
в их изначальном существе не стоит
мечта и вдохновение и разве содер-
жанием этих планов не является ле-
нинский реализм?

Большая, величественная тема, хо
  как ее решить в искусстве? Мы ви-

поют такими чистыми и   Дим слабые и торопливые попытки
что   представить зрителю или
HEHCTOBCTBYIOT,   радость возрождения родного. Эпо-

читателю

ху Сталина пронизывают могучие, ве-
личественные замыслы, и мы—учас%-
ники их свершений. Мы помним кар-
ту электрификации России, мы знаем
карту первой пятилетки. Но как их
трандиозную сущность выразить в
художественных образах, как от
простых явлений живого’ мироощу-
щения наших людей возвыситься до
сложных обобщений—вот задача.

Я видел города, которые как бы
еще живут в мечте. Я разговаривал
со строящими их людьми, которые
были бы удивлены, если. бы я им
сказал что-нибудь ‘о мечте: Мечта
давно стала содержанием их мыш-
ления, призычек, самого труда, она
в традициях нашей советской жиз-
ни, где между замыслом и планом,
планом и его осуществлением нет
даже пауз. : ь
`° Грядущий год будет годом вели-
ких созидательных ‘осуществленнй,
какие. трудно предсказать. И если
бы кому-нибудь из драматических
писателей посчастливилось в образах
и действиях сценического ‚искусства
раскрыть гигантскую сущность меч-
ты и плана, плана и его осущест-
вления во всем его историческом
значении, то этот труд был бы
встречен < глубоким чувством бла-
годарности и зрителями нашими и
нашими артистами.

Пусть вам этв мысли не покажут-
ся литературной вольностью празд-
ничного дня. когда мы — нпоо-
‘вожаем великий тод, который 6y-
дущее человечество < великой гор-
достью запишет в свою историю.

Эуген КАПП

Предселатель союза советских
композиторов Эстонии,

В родном краю

Новый rom Советская Эстония
встречает свободной. Ее народ воз-
рождает разрушенные города, па-
мятники искусства. В столице рес-
публики начала свою деятельность
консерватория. На сцене  таллин-
ского театра прошла премьера опе-
ры «Евгений Онегин», сейчас илет
‚в НОВОЙ постановке «Богема». Вес-
ной предполагается осуществить по-
становку новой -эстонской оперы
«Пламя мщения» (о восстании эстов
против псов-рыцарей в 1343 году).

С успехом прошли два симфоня-
ческих концерта. В программе пео-
вого концерта—произведения Мяс-
ковского (Приветственная увертю-
ра), Чайковского (пятая симфония)
и Шостаковича (концерт для фооте-
пиано с оркестром, сыгранный Бру-
но Лукк) В программе второго кой-
церта, устроенного по случаю 20-
летия советского радиовещания, бы-
ли исполнены «Патриотическая сим-
фония» Э. Каппа, две арии и дуэг
из оперы «Пламя мщения» того же
автора и серенада для струнных
Чайковского. Намечаются концерты
из произведений композиторов Хуго

Лепнурма  (кантата «В — Юрьеву
ночь»), Хейно Эллера (симфония)
и др.

Композитор Эдуард On сейчас
заканчивает оперу  «Исполненная
клятва».

Недавно из печати вышли . два
сборника новых хоровых и массовых
песен, включающих произведения
эстонских композиторов Хуго Леп-
нурма, Густава Эрнесакса, Эдгара
Арро, Эугена Каппа, Харри Кыр-
ватса.

На земле освобожденной Эстонии
кипит творческий труд.

& до Восточной Пруссия. В ero дорожном альбоме 1944 года запе-

ие города.

СЕ ДАЛЬШЕ от границ нашей родины уходит

линия фронта, все ближе день нашей полной

победы, И все громче слышится стук молотков
и шум машин там, где еще недавно был слышен толь-
ко грохот стрельбы.

Минувший год был для нашей родины He только
военным годом, но и годом созидания. Преврашая
страну в единый боевой лагерь, наш народ на деле
показал, что значат слова «наши силы неисчислимы»,
Их хватило на все: и на беспримерные в истории войн
боевые операции, и на создание промышленности, ко-
торая выдержала соревнование со всей индустрией
континентальной Европы.

Свободно дышит советская земля, полностью 0сво*
божденная от немецкой нечисти. Люди освобожден“
ных областей с радостью, с вдохновением взялись за
труд, они активно участвуют в укреплении военной
мощи нашей страны, деятельно помогают Красной Ар»
мии в ее величайшей исторической миссин — сокру+
шении гитлеровской Германии.

Немецкие громилы разрушали не только нашу про
мышленность. Они жгли, взрывали, разрушаля жилые
дома, школы, театры, дворцы культуры, больницы и
университеты. Они стремились снести все, что созла-
валось нами за многие годы мирного труда. Мы вос-
становим свою промышленность, свое хозяйство, свой
культурные учреждения. А немецко-фашистским вы-
родкам придется полной мерой оплатить злодеяния,
совершенные на нашеи земле.

Энергия и инициатива широчайших массе трудяших-
ся, их творческий порыв направлены на то, чтобы
обеспечить всесторонний подлинный расцвет наших
городов, очагов промышленности и культуры.

Наш народ нашел в себе силы не только обеспечи“
вать нашу славную Красную Армию всем необходи-
мым для ее победоносного наступления, но сумел
уже во время войны взяться. за восстановление разру-
шенного врагом хозяйства. Возрожденные домны вновь
дают чугун, мартены — сталь, шахты — уголь, элек-
тростанции приводят в движение машины, зажигают
огни театральной рампы.

Война не становится менее ожесточенной оттого
что она близится к окончанию. Наоборот. Именно сей-
час она требует особенного напряжения всех сил. Ото-
всюду приходят сообщения о том, что годовые планы
выполняются досрочно или с ‘превышением. Везде
продолжается тот необычайный под’ем творческой

инициативы и трудового напряжения, который начался
le первых дьей войны. Люди работают с яростью и с
необыкновенной смелостью, открывая самые неожидан.

ные возможности и в технологии и в организации про.
извводства.

«На четвертом году войны наши заволы производят
танков, самолетов, орудий, минометов, боеприпасов в
несколько раз больше, чем в начале войны. Позадн
остался наиболее трудный период в восстановлении
сельского хозяйства, — говорит Сталин. — После
возвращения стране плодородных полей Дона и Ку-
бани, после освобождения Украины, наше сельское
хозяйство быстро оправляется от тяжелых потерь. Со*
ветский железнодорожный транспорт выдержал на-
грузку, < которой едва ли справился бы транспорт
другой страны. Все это говорит за то, что экономиче:
ская основа советского государства оказалась несрав-
ненно более жизнеспособной, чем экономика враже-
ских государств.

Социалистический строй, порожденный о Октябрь
ской революцией, дал нашему народу и нашей aps
мии великую и непреоборимую силу». 5

Все громче стучёт молотки там, где еше недавно
был слышен только грохот стрельбы... Поднимаются
из руин города и села. Ленинград залечивает раны,
нанесенные ему немецкими вандалам трел

и путем обстрелов
и бомбежек. г

На местах исторической
пит строительный труд.

о Ривне юг, Северный Кавказ, Леничград-
я асть восстанавливают свою индустрию. Нача*

эса. Восемь домен, 34 мар»

Сталинградской битвы кн-

пили в строй в этом году
Сейчас это — громадны

Но не только количественный рост наблюдаем мы
Бурный технический прогресс вот замечательная
ваты нашей индустрии в эти военные годы

овые методы производства, которые -
процессы во много раз. :

Hone кадры рабочих, выросших за это время.

еслыханная в довоенную пору маневренность всего

производства от отдельн
= ого учас
отрасли индустрии. Участки в. цехе до целой

на Украине.

ускоряют

ны совершенно новых районов
* ‚ новых громадн $ мы
станций, шахт, рудников. ромадных заводов, электро

Наша страна вступает
державой, к которой
человечества.

‚В 1945 гол могучей и славной
обращены восхищенные взоры

Борис АГАПОВ

зь

На фото: кадры кинохроники 1944

ig: Mig i; Восстановительные раб

раде; 2. Возрождается Днепрогэс;
’

линграде отстраив
зиваются заво/
города встают из руин. ee

года (cpepxy
озы в Ленин-
Зи 4. В Ста-

цехи, улицы

———

pak