aut)
Tady

Tek
CCP
Am

tyr
Цех
тои!
ло

ВИК,
ко»
ere
* Bb
aku

parce
) Wie

tit
ane:
e The
wait
елей
‚

A.

YRPAMH

Концерт народных артистов СССР
И. Паторжинского и М. `Литваненко-
Вольгемут в зале имени Чайковского
прошел в атмосфере особой празд-
ничносги. Это не случайно: в Моск-
ву приехали из столицы освобажден-
ной Украины лучшие прелставители
культуры братского народа; вызво-
ленного из фашастского рабства. Ве_
чер двух прославленных народных
певцов Укранны стал одной из яр-
ких демонстраций ‹ крепкой дружбы,
связывающей русский и украинский
народы,

В самой программе концерта: отра-
знлось чуткое отнощение артистов к
нашей современности. Программа эта
составлена только из произведений
советских композиторов, написанных
в дни войчы. А ведь еще недавно
обязательной и основной частью про-
граммы украинских вокальных KOH-
цертов считались арии из «Наталкн-
Полтавки» и «Запорожца за Дунаем».
При всей мелодичности и привлека-
тельности этой музыки она не ис-
черывает всего многообразия укра-
инской муЗыкальной культуры, кото-
рая непрерывно развивается м идет по
новым путям. Именно новому в ук-
ракнском искусстве посвятили’ свой
концерт артисты. Они включили’
также в программу песни русских
композиторов — Кабалевского, Мок-
роусова, Седого и др. Не секрет,
что современный репертуар < трудом
пробивает дорогу на концертную
эстраду. Иные наши вокалисты пред-
почитают дешевый успех «верняч-
ков» творческим поискам’ нового. Вот
почему целиком посвященный со-
вотской музыке концерт украинских
вэкалистов является глубоко отрад-
ным явлением з нашем исполнитель-
ском искусстве.

ОГОЛЕВЕЦ .

В первом отделении концерта вы-
ступали И. Паторжинский, а затем
М. Литвиненко-Вольгемут. Второе
отделение состояло из дуэтов,

«Лумой про Машр Украну» М.
Вериковского на слова Максима
Рыльского открылся вечер. Трудно
сказать, что производит большее
впечатление в этом произведении:
подлинно народный текст, близкий к
украинскому эпосу, или же музыка,
в которой слышится мелодический
строй украинских дум. Промикнутые

глубокой любовью к` родине, то
скорбные, то пламенные слова М.
Рыльского натюминают слушателю,

что еще не закончены наши счеты
с подлым врагом. Музыка Вериков-
ского органически сочетается с тек-
стом. Композитор мастерски исполь-
зует приемы народного музицирова-
ння, Особо хочется отметить удач-
ное подражание в аккомпанементе
банлуре, любимому инструменту ук-
раннского народа.  Паторжинский
исполнил «Думу», как истинно на-
родный певец, сразу же подчинив
аудиторию ‘неотразимому обаянию,
своего таланта.

Исполненная вслед за этим песня
молодого украинского композитора
Петра Гайдамака «Ой, чого ви по-
журились, степи Украши»  свиде-
тельствует, что принципы народности

получают. развитие и в творчестве
молодого поколения украинских
композиторов. Однако — излишняя

уравновешенность музыки этой пес-
ни помешала исполнителю передать
тот благородный пафос, которым
проникнут текст песни.

- Среди исполненных И. Паторжин-
ским песен русских композиторов
упомянем «Заветный камень» Б. Мох-
роусова, «В селе за школой» Д.
Кабалевского и «Морской козел» С.
Каца. Песни эти совершенно различ»
ны по своему эмоциональному строю.
На смене настроений, пронизываю-
щих эти произведения, Паторжинский
ярко продемонстрировал поразитель-
ную мнотогранность своего исполни-
тельского мастерства и поистине не-
обычайную способность  перевопло-
щения. —

В выступлениях на «бис» артист
сделал некоторое отступление от
программы, вполне оправданное же-
ланием показать украинскую песню
разносторонне. Речь идет о народ-
ной застольной песне «Кришталева
чара» в обработке Л. Ренуцкого и о
двух обработках покойного В. Ко-
сенко «Грицю, Грицю, до ‘роботи» и
«Удовиця». Оба автора несомненно—
крупные мастера обработки народной

0. БЕСКИН

Ленинград в эпоху Великой Оте-
чественной войны! Эти слова выра-
стают ® символ патриотизма фусско-
го народа, моральной высоты и дру-
жбы советских людей, величия че-
ловеческого духа.

В памятную блокалную зиму го-
лодные, изможденные люди — ле-
нинградцы стояли  на-смерть
в заводских цехах, в каждом доме,
каждой квартире, стояли на-смерть,
чтобы жил прекраеный город, чтобы
жила любимая родина.

В атмосферу героического Ленин-
трала сразу вводит зрителя новой
выставки серия больших автолито-
графий А. Пахомова. Я убежден,
что не будет на этой выставке ни
одного человека, которого невзвол-
нуют до глубины души эти произ-
ведения.

Пахомов потому так трогает каж-
лого из нас, что он, как истинный
художник, — «чувствялише своей
страны. ухо, око и сердце ее» (Горь-
кий), А это — главное и основное.

Вся творческая жизнь Пахомова до
войны была поснящена работе над
образами советских детей и подрост-
ков. Он принадлежит к числу прин-
ципиальных художников, имеющих
свою излюбленную тему.

„Пахомов и в военное время остал-
ся со CBOHMH друзьями — молоде-
жью, подростками, детьми. Всё они
повзрослели в трагических пережи-
ваниях грозных месяцев блокады,
стали воинами, бойцами, Закалились
их души, и патриотическая воля ста-
ла несгибаемой. И если Пахомов так
хорошо наблюдал и коплощал в сво-
их довоенных работах бьющую через
край жизнерадостность, лукавую про-
стоту, деятельность, активность на-
ших детей (на выставке — листы
«Мальчик с собакой», «Радиолюби-
тель», «За шахматами», иллюстрации
к Маяковскому «История Власа —
лентяя и лоботряса» и др.), то
сейчас с еще большей силой и воз-
‘росшим профессиональным умением
Хуложник поведал об их повседнев-
ном геронзме и повседневных страда-
НИЯХ. у

Такой лист, как «За водой», с ко-
торого неотступно глядят на зрите-
ля грустные-грустные глаза ребенка-
дистрофика. навсегда останется

Выставка произвёдений А, Пахо-
мова, В. Пакулина, К. Рудакова, В.
Конашевича и А. Стрекавина в Мо-
скве.

ыы. КОНЦЕРТ
СКОЙ ПЕСНИ

песни. Они сохраняют в своих про-
изведениях ‘блеск `подлинников, со-
здавая для них достойную ‘оправу
Обе обработки Косенко, Кстати ска-
зать, ринадлежат к циклу пяти ‘на-
родных песен, посвященных компо-
затором И.. Паторжинскому, который
явился их первым исполнителем. Не-
сни эти были спеты артистом с тем
неподдельным, ‘чисто украинским
юмором, который присущ певцам,
выросшим в народе и хорошо онуу-
щающим дух народного искусства-

‚ Вряд ля нужно много говорить о
превосходных вокальных данных И,
Паторжинского- — они общеинзвест-
чы. Но все же хочется отметить ред.
кую нюаноировку звука, юнощеский
металл верхов и глубокую мошь
низких нот. Самое же главное, что
пение Паторжинского всегда-вырази-
тельно; каждая интонация точна, и
вместе с тем исполнение в целом
пленяет своей искренностью и силой
истинного вдохновения.

М. Литвиненко-Вольгемут так же,

как и Паторжинский, исполнила в
начале произведение, посвященное
Украине. — «Моя Украшна» И.

Виленского (на ‘текст Саввы Голо-
ванивского), Драматическое повест-
вованне о тяжелых испытаниях, пе-
ренесенных Украиной, звучит как
грозный счет, пред’являемый врагам
нашей страны. И в то же время ар-
тистка сумела раскрыть жизнеутвер-
ждающую сущность этого произве-
дения, которое проникнуто глубокой
верой в светлое будущее родины и
в ее непюобедимость.

«Вийдя в чисто поле» К. Даньке-
вича, несомненно, одно из выдаю-
щихся вокальных произведений ук-
раинского композитора, создавшего в.
годы войны ряд патриотических пе.
сено («Вуйсько червонее Сталин ве-
де», «Червона Арм!я» и др).

Прочие песни, исполненные арти-

сткой, подобраны, на наш взгляд,
менее ‘удачно, чем у И. Па-
торжинского. Оба артиста, к сожа-
лению, отвели  непропорционально

много места сочинениям М. Фрадки-

на, многие из которых, невзирая на ров Абдыласу Малдыбаеву, В. Власо-

современный ‘текст, носят черты от-
жившего городского романса начала
века. Беззкусность мелодического
строя этих песен, их тривиальнейшая

гармоническая осиова обесценили
усилия, вложенные ‘артистами в HX
исполнение. Столь же легковесны’

по музыке и по эмоциональному <со-
держанию песня О. Сандлера «Я
жду» и два его дуэта, исполненные
во втором отделении концерта.

С живым юмором спела артистка
на «бис» песню Н. Богословского
«Соловей»,

В пении М. Литвиненко-Вольге-
мут поражают поистине неувядаемая
свежесть и гибкость голоса.

Для обоих московских гостей, ка-
жется, не существует законов вре-
мени — настолько они находятся в
расцвете ‘мастерства, опирающегося
на высокую культуру пения — под-
линно молодсго, редкого по вырази-
тельности и обаянию, по правдиво-
сти трактовки авторского замысла.

Второе отделение было открыто
дуэтом М. Гозенпуда «По той 6ik
гора». Этому произведению свойст-
венны лучшие национальные черты
украинской песни, которыми отмече-
ны и последние сочинения даровито-
го композитора (фортепианное трио
и квартет). Дуэты Сандлера «Киев
золотой» и «Песия о Киеве» не про-
извели сильного впечатления.

Больцой успех выпал на долю!
знаменитой, завоевавшей мировую из-
вестность, песни В. Седого «Вечер
на рейде»  и интересного дуэта «Че-
рез речку, через Сож», написанного
красноармейцем Матюниным на сло-
ва красноармейца Тимошенко. Обе
эти Песни прозвучали в исполнения
замечательных артистов < 0<0обой

-героя киргизского народа.

`тов, заслуженная артистка

7 ee

.
М. Литвинеяко-Вольгемут и И.
Паторжинский У рояля Лев
Острин. 3

Фото С. ШИНГАРЕВА.

«МАНАС»
В ОПЕРЕ

ФРУНЗЕ. (По телеграфу от наш,
корр.). В Киргизском государствен»
ном театре оперы и балета состоя-
лось общественное прослушивание
и обсуждение музыки новой оперы
«Манас». Концертный показ «Мана-
са» в исполнении: оркестра, хора и
солистов подвел первые итоги мио-
голетней работы ‘киргизских писате-
лей, композиторов и театра над этой
монументальной оперой-эпосом. \

Авторы либретто — знатоки заме-
чательного киргизского эпоса «Ма-
нас»—Кубанычбек Маликов и Аалы
Токомбаев положили в основу оперы
центральный эпизод эпюса: поход
об`единителя киргизского народа Ма-
наса против чужеземного завоевате-
ля Конурбая.

Написание музыки было поручено
сформировавшемуся уже давно со-
дружеству талантлявых  композито-

ву и В. Фере. Им ‘удалось хорошо
передать в музыке образ могучего
Участни-
ки прослушивания единодушно при-
знали, что эпос киргизского народа
получил и новой опере ‘достойное
музыкальное выражение.

Оживленную дискуссию вызвал во-
прое о месте в партитуре «Манаса»
элементов киргизского песенно-му-
зыкального творчества. Большинство
работников обсуждения пришло к
выводу, что использование в «Ма-
насе» достижений современной рус-
ской оперной культуры удачно со-
четается с сохранением подлинного
киргизского колорита,

В работе над «Манасом» принима-
ют ‘участие лучние силы молодого
киргизского искусства-певцы, му-
зыканты, художники, режиссеры. Им
помогают историки и литераторы —
исследователи эпохи Манака, Роль
легендарного героя киргизов Манаса
поручена заслуженному артисту рес-
публики Джапару Садыкову. Основ-
ные партии в спектакле поют народ-
ный артист СССР Абдылас Малды-
баев (один ‘из авторов оперы) Ha-
родные артисты Киргизской ССР
Сайра Киизбаева, Аширалы Ботали-
ев, Касымалы Шимбеков, Муса Бае-
Киргиз-
ской ССР Марьям Махмутова и др.

Над спектаклем работают глав’\ий
дирижер театра В. Чернов, режиссе-
ры-—заслуженные деятели искусств
Аманкул Куттубаев и В. Васильев.

Участники дискуссии
что композиторам и исполнителям
особенно удались сцены sO ABODE
Умницы Каникей — жены и ближай-
шего друга Манаса, лирическая сце-
на батыра Сыргака со своей возлюб-

: проникновенностью_и задушевностью.   ленной Канаим и хоры, сопровожда-

В тех овациях, которыми награди-  ЮЩие этот эпизод, бой

ли артистов слушатели (все же по-
требовавшие исполнения на «бис»
дуэта Одарки и Карася из «Натал-
ки-Полтавки» и одного из популяр-
ных дуэтов Н. Лысенко), сказа-
лись нскреннее восхищение искусст-
вом исполнителей и горячая любовь к
украинскому народу, к его культуре,
яркими представителями — котофой
являются И. Паторжинский и М.
Литвиненко-Вольгемут.

обличающим приговором немецким
извергам. Вы переводите взор на CO-
седний лист «В очаге поражения» —
как человечески - прекрасны в
своем романтическом героизме эти
подростки, выносящие ребят из адо-
ва пекла- бомбежки! Дети заменяют
  взрослых реально, полноценно. Они
  множат свой небогатый жизненный
опыт на цыл и непосредственность
утверждающей себя юной души. Это
блестяще Подмечает Пахомов. Вот
почему его ремесленник, — зеленый
парнишка среди хитрых машин Ha
заводе, воспринимается, как знающий
свое дело, настоящий мастер, и вме-
сте с тем вызывает улыбку: уж очень
подчеркнуто удовлетворенно утнер-
ждает он себя в новой роли. В этом
умении раскрыть большую тему с
улыбкой, < шуткой — подлинная
широта дарования художника. Как
любовно, с каким лирическим юмо-
ром дан им образ зенитчицы—де-
вушки в гимнастерке и ушанке—
развешивающей Ha просушку белье
(«На Марсовом поле в затишье»)!

Я не буду` перечислять всех, и да-
же многих, автолитографий Пахомо-
ва. Упомяну только, что, наряду со
своей основной темой, OH дал не-
сколько листов иной ‘сюжетной на-
правленности. Среди них особо надо
отметить такие, как «Везут в ста-
ционар» и «Пленные немцы в Ленин-
граде».

Есля подходить строго, литографии
Пахомова не лишены известных фор-
мальных недочетов. Бросается в гла-
за несколько однообразная, почти
всегда’ фронтальная, композиция.
Есть погрениюсти и в самом рисунке
(особенно это касается пропорцио-
нальности отношения голов к туло-
вищам).

Но в общем Пахомов — прекрас-
ный и глубоко сзоеобразный фрисо-
вальщик- Главное же, он —
страстный и умный современник,
умеющий видеть существенные сто-
роны жизни своей эпохи. Поэтому
его образы значительны, находятся
в русле большого искусства, уча-
ствуют з его формировании.

Рядом < произведениями Пахомова
на выставке  экспонированы живо-
писные полотна В. Пакулина. Такое
соселетво не кажется мне случай-
ным. Ведь я пейзажи Пакулина тоже
и какой-то мере поднимают тему
Ленивграда в месяцы блокады. На-
сколько же это художнику удается?

Манаса <
его вероломным eparomM  Конурба-
ем, китайские танцы и финальная

сцена — возвращение Манаса после
победы в древнюю столицу кизг“езо8
Талас.

Сейчас в Москве в мастеоских
Большого театра по эскизам заелу-
женного деятеля искусств 3. Штоф-
фера изготовляются декорации для

оперы;
и В. СВЕТЛОВ.

Когда в Москве на выставке ле-
нинградеких художников в 1942 го-
ду и вслед за этим на выставке
«Великая Отечественная война» по-
явились три-четыре пейзажа Пакули-
на, они вызваля живой ‘интерес. В
горячем н правдивом цикле произве-
дений всего коллектива ленинград-
ских художников эти пейзажи за-

няли какое-то свое особое место. В.

них привлекала тонкость исполнения.
Пейзажи Пакулина были красивы.

На нынешней выставке Пакулин
представлен двадцатью пятью рабо-
тами. Такое количество позволяет
дать более полную оценку его твор-

честву и сделать кое-какие выводы.

Пакулин — бесспорно художник
одаренный, своеобразный, со вкусом.
Но правы ли многие  цените-
ли, безоговорочно положительно вос-
пранимающие все творчество Паку-
лина? Мне думается, нет. Когда
смотришь один за другим десятки
пейзажей Пакулина, начинаешь  TO-
миться их однообразием и невольно
задаешь себе вопрос — такой ли на
самом деле Ленинград «одинаковый»
во всех своих частях?

Поблагодарнм художника за He.
которые, очень тонко, лирично и поз-
тически созданные произведения («У
Адмиралтейства», «У Казанского со-

Ленинград. У Адмиралтейства.

Выставка пати

АО, Е ВЕНЕ они

отметили,

Новое в искусстве пирка

`В трудных условиях военного вре-
мени советский цирк продолжает ра-
сти и развиваться. Если в 1939—
40 гг. появнлось 20—25 новых номе-
ров и аттракционов, то в 1941—43 гг.
их выпущено свыше 100.

Таким образом, рост советского

циркового искусства неоспорим. Но
это, конечно, отнюдь не означает,
что в этой области не осталось

неразрешенных творческих проблем.

Советский зритель требует от все-
го искусства и, в частности, от цир-.
ка более высокого качества, техни-
ческого совершенства, подлинного
мастерства.

Каково же творческое состояние
советского цирка?

Одним из наиболее распространен-

ных на манеже является физкультур-
но-спортивный жанр, об’единяющий
воздушные ‘номера, икарийские игры,
«каучук», перши, лестницы, прово“
локу.

Среди представителей этого жан-
ра есть такие замечательные ap-
тисты, как работающие под куполом
цирка „Лисин и Синьковская, Рябини_
ны, партерные акробаты братья. Гав-
риловы, работающие < першами Сима-
до, турнисты Копытины и другие—
лучшие представители этого жанра,
прекрасные мастера своего дела. Но
многие наши артисты еще не овладе-
ли блестящей техникой, в которой
чувствовалась бы школа, длительная,
кропотливая учеба и подготовка, ири-
вводящие к предельной выразительно.
сти движений, чувству ритма, уме-
нию пользоваться аппаратурой. В их
работе чувствуется кустарщина, лю-
бительщина.

Беть еще и другой, не менее важ-
ный вопрое. В последние годы в цир-
ке появилось много номеров со слож-
ной аппаратурой < использованием
моторов, дюралюминия и различного
рода других металлов. И надо прн-
знать, что порой очень сложная ин
громоздкая аппаратура стала засло-
нять живого человека, который  дол-
жен продемонстрировать Ha арене
свою ловкость, умение, техническое
совершенство. Манеж иногда загро-
мождается никому не нужной аппара-
турой для пятиминутной работы ар-
тиста, и сложная машинерия только
снижает эффект номера. Например, в
номере артиста Егорова из-за rpo-
моздкой аппаратуры актерское ма-
стерство теряет свою прелесть. То
же произошло с артистами Синьков-
ской и Лисиным. Они работали на
очень красивом аппарате — «Торпе-
де», но большого успеха у зрителей
не имели, А когда они вернулись к
их прежней работе на лопинге, этот
номер прошел блестяще.

Сейчас артисты говорят, что надо
кончать с аппаратурой, довольно,
мол, моторов, довольно дюралюминая,
различных металлических труб и т. д.
Это, конечно, неверно, —Аппаратуру
надо использовать так, чтобы она по-
могала выявлению способностей чело.
века и раскрытию его мастерства,
чтобы она обогащала ‘номер. У ‘мзех
в памяти большой и интересный но-
мер сестер Кох. В созданной для не-
го установке не меньше металла, чем
в «Горпеде», на которой работали
Синьковская и Лисин. Однако зрите-
ли не ощущали огромной тяжести ме-
талла и сложности конструкции, по-
тому что аппарат только помогал вы-
явить блестящие способности арти-
сток. :

Также чрезвычайно важен для

цирка вопрос о технике безопасности.
Всем известно, что в нашей страже,
как нигде в мире, заботятся © че-
ловеке, о безопасности его во время
работы. Поэтому совершенно ясно,
что во всех номерах, связанных с рис-
ком для жизни, в цирке применяют.
ся специальные приспособления, обес-
; нечивающие безопасность исполне-
ния. Но беда в том, что в последнее
время эти приспособления слишком
навязчиво бросаются в глаза Когда
зритель ъидит, что артист, работаю-
щий под куполом цирка, опутан па-
утиной лонжей, теряется вся роман-
тика зрелища. Зритель перестает
внимательно, с волнением следить за
исполнением номера, да и для само-
го артиста такая работа становится
неинтересной,

У нас есть блестящие артисты, ра-
ботающие под куполом цирка. Поче-
му бы в разрешить им работать без
лонжей?

Вместе © тем следует применить.

максимум изобретательности в при-
способлениях, обоспечивающих безо-
пасность работы актера,

плексе, кажется обедненным.

Вкус, = своеобразие
качества прекрасные. Ho беда,
если это своеобразие не является
‘органическим выражением мироощу-
щения художника, а возникает от
повторения однажды — найденного
  приема, в жертву которому приносят-
ся подчас и чувство и мыель. У Па-
кулина прием, заключающийся в на-
брасываннии на натуру какого-то тю-
левого покрывала, через которое все
  и всегда выступает в одинаковом
тоне, значительно ограничивает его
творческие возможности,

Но надо надеяться, что одарен-
ность Пакулина побелит эту манер-
ность, чему залогом служат несколь-
ко очень хороших пейзажей, ралую-
щих глаз на выставке.
  Мне трудно что-нибудь определен-
ное сказать о скульптурах А. Стре-
кавина, так как нельзя делать
  ВЫВОДЫ по нескольким  неболь-
шим и притом однообразным
этюдам. Этого матернала недостаточ-
но для сколько-нибудь полной Xa-
рактеристики скульптора, Matepu--
 ал этот лишь свидетельствует
о серьезной подготовительной
работе художника над захватившей
его темой — тэмой труда.

Переходя к обзору произведений
К. Рудакова и В. Конащевяча, мы
переступаем тот порог, за Kor
торым диктатором является уже чи-

бора», «У Эрмитажа»)- И все же eb:
ы раз `Ленинграда — если брать все
о : полотна Пакулина в едином ком-

стиля —

(масло).
ленинградских художников.

В. ПАКУЛИН

o 4
Н. СТРЕЛЬЦОВ

2 >

Другой, очень популярный жанры—
конный цирк. Сейчас явно нехватает
номеров этого жанра, а сушествую-
щие ноиера делаются олнообразно,
по шаблону. Забыт блестящий опыт
Вильямса Труцци. Сколько интерес-
ных мыслей было вложено этим заме-
чательным мастером в работу над
конным цирком. Все это утрачено, и
никто серьезнов этой области не ра-
ботает. Лучшие представители конно-
го жанра—Никитин, Лерри, Манжел-
ли и др.—не окружены молодежью,
которая могла бы у них учиться, пе-
ренямать вх знания и богатый опыт.
Только сейчас начата организация
конно-спортивной студии, специально
подготовляющей артистов для колных
номеров — гротеска, вольтижа, джи-
PHTOBKH и тг. д.

Особо надо упомянуть © работе
дрессировщиков с хищниками. Тут
происходят любопытные явления. Ес-
ли вспомнить выступления Б. Эдера
со львами и А. Александрова с лео-
пардами 4—5 лет тому назад, то
можно отметить. что оба дрессиров-
щика работали по одному принпийу.
Они словно стремились доказать,
что хнщник это друг человека.
Отсюда добродушное, этакое ласко-
вое «общение» с зверем. В свое вре-
мя раздавалось немало упреков по
алресу этих дрессировшиков: скуч-
но, неинтересно, не увлекательно,
«зевающего льва или леопарда мож-
но видеть в зоопарке, для чего же
ходить в цирк?»

Некоторые дрессировщики приме-
няют другой метод. Например, Макс
Борисов добивается рычания льгов,
кладет голову в пасть зверя, ломает
палки, чтобы устрашать «непокорно-
го» хищника, и нарочато деводит его
до состояния крайнего раздражения
и ярости.

В последнее время мы видим пояз-
ление новых методов у дрессиров-
щиков. Перед войной в цирках нача-
лись мыступления артистов Буслае-
вых со львами. Подчеркивая инстинк-
ты-хищника, дрессировщики показы-
вают при этом большую культуру в
работе. Нынешний приезд А. Алек.
сандропа в Москву принес много ин-
тересного. В его номерах зритель
ощущает победу человека над зве-
рем и вместе © тем любуется арти.
стической манерой исполнения.

В том же плане работает и дрес-
сировшик Б. Эдер, готовящий сейчас
аттракцион с тиграми.

Разговорный жанр на манеже пред-
ставлен клоунами-буфф, музыкальны-
ми эксцентриками, сатириками, клоу-
нами у ковра. Цирк не может суще-
ствовать без «рыжего» клоура, без
козёрного, без клоунской эксцентрч-
ки, без реприз и антрэ, вызывающих
смех или веселую улыбку.

Для создания «разговорного» ре-
пертуара привлекается много авто-
ров, но успехи здесь невелики. Ква-
лифицированных авторов постоянная,
повседневная работа в цирке часто
мало увлекает. Недостаточно также
кзалифицированных артистов  разго-

ворного жанра (а тут нужны специ-

Смотр новых номеров советско-
го цирка, выпущенных в 1944 г.

>Конглеры А. и В. Кисс.
Е Фото С. ШИНГАРЕВА.

CTH вкус, как таковой. Здесь ждет
нас много лскрометных зрительно-
эстетических радостей, но мало вол.
нений, чувств и размышлений Эпи-
графом к экспозиции этих художни-
ков могли бы служить слова В. Бе-
линского: «И между. художниками
есть свой «люди“со вкусом», одол-
женные CBOUM талантом, своими ус-
пехамч одному вкусу, словом соз-
данные вкусом-—этим плодом обра-
зованности, просвещенного ума, но
не чувством—этим даром одной при-
роды, который: образованностью, про-
свещением и умом возвышается, но
не дается ими».

Хорошю, что их акзарели, рисунки,

литографии, плёняя своей маэстрией,
настойчиво напоминают нашим ху-

дожникам о необходимости в твор-

честве, наряду с другими важнейши-
ми качествами, добиваться истинного
артистизма. За артистизм советский
зритель по достоинству ценил и це-
нит ‘творчество Рудакова и Конаше-
рича. Искусство их — красивое нс-

кусотво. Но... Ведь красота = искус-

стве раскрывает содержание, идею,
чуветва, заложенные в произведении,
а не полменяет их. В противном елу-
чае искусство становится одноднев-
ным и че может претендовать на
историческое значение.

С моей точки зрения, самое значи-
тельное в экопонированном Рудако-
вым материале — это акварели-ил-
люстрации к «Нана» Золя и «Пыш-
ке» Мопассана, Правда, они подра-
жательны, вернее — это интересный
парафраз творчества. французских
рисовальщиков второй половины
ХХ века. Но вот перед вами иллю-
страции к «Анне Карениной» Тол-
стого, И вам кажется, что действие
этого романа тоже происхолило... во
Франции. Можно долго и вниматель-
но, ¢ большим профессиональным
любопытством рассматривать мастер-
ство акварельного щьетосочетания в
театральных эскизах к «Гамлету» (и
«Много шума из ничего». Попробуй-
те, однако, найти’ принципиальное
различие в образном строе межлу
эскизами к философской трагедии и
к жизнерадостной комедии!

Как же ответствовала душа ху-
дожника на грозные, трагические ме-
сяцы блокалы Ленинграда? Этот’ во-
прос остается без всякого ответа на

выставке. И невольно приходится
предположить, что здесь вкус, ар-
PHCTH3M заменили TB орчество в

высоком смысле слова.

Приипепиальные основы творчест-
га К. Рудакова и В. Конащевича, ©
моей точки зрения, олинаковы, Ho
справелливость требует отметить, что
у Конашевича точек соприкосновения

покосявшиеся заборчики — создают
Г

фитеские кадры). Нет ин школ клоу-
нов. Когда мы знакомимся с предста-
вителями этого артистического цеха
(Лавров, Альперов, Жак и Мориц,
Антонов и Бартенев и др.), то видим,
что эти люди специально не готови-
лись для работы в жанре клоунады,
не учились: либо их отцы и деды:
были клоунами, либо они пришли в
клоунаду из других цирковых жан-
ров.

Очень трудное искусство — созла-
ние сатирической репризы, клоунско-
го антрэ, М все же в этой области
есть некоторые успехи. Достаточно
вспомнить блестящие политические
репризы Каран д’Аша «Поход нем-
цев на Москву», «Метла», «Выступ-
ление Геббельса» и др.

Сейчас для подготовки клоунов в
Московском цирке организована сту-
дия разговорного жанра.

Олна из важнейших творческих
проблем цирка — проблема артистич-
ности. Нельзя опенивать артиста
только по тому, исполняет ли OH
500 прыжков На одной руке, под-

Всем ясно, что артисты должны по-
казывать интересные трюки, ‘испол-
нение которых отличалось бы силой,
смелостью, храбростью. Но любая,
даже блестящая техника, ‹ама по
себе еще He является подлин-
ным ‘искусством. }

В течение многих лет никто не за-
думывался над тем, чтобы привлечь в
цирк режиссеров, художников. Не
обращалось никакога внимания на
такой важный компонент циркового
зрелиша, как музыка, — в работе
цирка не участвовали композиторы. В
результате цирковые представления
стали менее яркими, менее красочны-
ми и праздничными,

Дальнейший рост циркового искус-
ства вболышой мере зависит от под-
готовки и выдвижения молодых кат.
ров артистов и режиссеров.

Как мы уже говорили, сейчак от-
крываются физкультурно-спортнвная
и конно-спортивная студии. Кроме то-
го, организуются цирковые студчи 8
Закавказье и РСФСР. Начали рабо-
тать студии в: Москве, Ташкенте,
Иваново, Ленинграде: Широко прак-
тикуется ученичество — прикрепле-
ние молодежи к мастерам цирка для
учебы. Но в общем положение с
кадрами цирка еще далеко не благо-
получно.

Надо серьезно подумать о повыше-
нии уровня обшей и художественной
культуры цирковых артистов. Им
приходится работать и коздавать но-
вые номера в сложных условиях.
Многие трудности проистекают из
того, что цирковой артист всю жизнь
проводит на «колесах»,

И все же лучшие артисты цирка
пополняют свой культурный багаж,
изучают историю литературы, музыки,
русского и западного театра, Их опыт
должен стать общим достоянием.

За последние годы проведен ряд
мероприятий, ускоряющих рост цир-
кового искусства. В частности, были
созданы 22 постоянных цирковых
коллектива под руководством веду-
щих мастеров. Скоро начнут работать
еще три коллектива. Опыт показал,
что в таких коллективах артисты
получают большие возможности для
учебы, для работы над новыми но-
мерами,

Творческому росту советского цир-
ка способствуют и ежегодно прово-
димые конуу”сы на вовые номера и
рекордные трюки: От артистов посту-
пают десятки интересных прелложе-
най, обогащающих программы цир-
ковых представлений,

В 1945 году цирки должны выпу-
стить более 50 новых ‘номеров и ат-
тракцеонов. Будет проведен также
конкурс на создание новых номеров
и аттракционов и конкурс на освое”
ние рекордных трюков.

Создание «вторых программ» во
многих коллективах даст возмож-
ность артистам проводить больше
времени в одном городе, и, следова-
тельно, лучше и болыше работать над
‘повышением своих знаний, над под-
готовкой новых номеров,

лизится конен войны. Перел pa-
ботниками циркового искусства. от-
крываются широкие творческие пер-
спективы и в то же время © них
многое спросится. Народ-победитель
  потребует от всего нашего искусства,

и от цирка, в частности, большего
идейного богатства и более высокого
  художественного мастерства.

ии иль

< жизнью больше. Он любит приро-
ду, но какой-то камерной любовью,
«из окна». Его зимние пейзажи, ис-
полненные тушью и писанные на ки-
  побавой бумаге, как бы «китаизи-
‘руют» и самую русскую природу. Вы-
  полнены они с огромным мастерст-
вом, но опять-таки с мастерством

стилизации,
Ленинградские пейзажи  1941—
1942 .гг. — крыши, дворы, домики и

ощущение уюта и пагриархальности,
скорее чем суровой настороженности
месяцев блокады. В натюрмортах и
  пейзажах, мерцающих  перламутро-
`выми переливами («Бананы в вазе»,
«Паяоны» и др.) совершенно неоправ-
дана противоестественная цветовая
гамма, докучающая своей нарочито-
стью.

Иллюстрации Конашевича к Чехо-
ву, к Прево, Федину поражают своей
виртуозной техникой: художник пле-
тет линию, как кружево. Ноа рисунок
ведь не кружезо. М поневоле задумы-
ваешься над тем, что отношение К
линии, как к пластическому средству
создания образа, привело бы Конаше.
вича - иллюстратора к  значитель-
HO болышим успехам, к рождению
поллинно - эмоциональных, жязнен-
ных произведений. Ведь стоило его
большому таланту в иллюстрациях к
Фету освободиться в какой-то степе-
ни от власти «приема», чтобы до.
битьея соритмичной писателю поэти-
ческой. настроенности.

Дарованию Конашевича свойствен-
Ho Постоявное стремление к рафи-
нированной йзошренности, «утончен.
ности». Когда же хуложник остав-
ляет изредка эту предвзятую  уста-
новку, он выступает как прекрасный
рисовальщик-реалист (серия рисун-
ков «У истоков. Волги»).

Если Конашевич в своем творче-

стве не смог отозваться чем-либо
значительным на воинский подвиг
Ленинграда, все же сесть радую’*

щие показатели того, что современ-
ность произвела какие-то сдвиги в
творчестве мастера. Об этом говорят
акварели к «Женитьбе» и «Ревизо-
ру» Гоголя, мастерские по исполне-
нию, и-неожиланно, вопреки обыч-
ной манере художника — полные сд-
тирической выразительности, или
«Портрет санитарки Орловой» (тушь
и сепия) — изысканный и, вместе с
тем, простой и психологически выра-
зительный, Надо ли эти обешающие
показатели понимать, как начало пе. !
рехода художника из царства ус-
ловной красоты в страну живого чув-
ства и красоты органической? На
этот вопрос ответит сам В. Конаше-
вич, i

нимает ли 8 человек на перше и т: и.   красном

Завадский

Есть что-то «пушкинское» в пре.
даровании Завалского;
внутренняя грация, просветленность,
одухотворенный артистизм, ничем
неколебимое жизнелюбие.. Ученик
Вахтангова и Станиславского, Ю. За*
вадский заимствовал у своих учи.
телей то. что было для них общим:
понимание искусства театра, как по-
этического искусства. Поэтический
замысел, поэтическая «сверхзадача»
равно манили ето и в иронических
экспериментах «Волков и овец», и
«Школы неплательщиков», и в эк-
спансивной романтической бутаде
«Ученика дьявола».

Грани его таланта многообразны.
Изысканная ирония и лирическая
непосредственность, безудержный
комизм, способность погружаться в
область тончайших и трудно улови-
мых душевных движений одинаково
доступны Завадскому.  Спектак.
ли его почти всегда таят для зри®
‘теля какую-либо художественную
неожиданность, Неуклонно верный
самому себе, он никогда себя не
повторяет. Поэтому даже в самых
неудачных его работах бывают
счастливые мгновения: следы BOX.
новения и проникновенных отгадок.

Восприятие Завадским искусства
театра — мажорно, празднично, ра-
достно. В этом оч особенно близок
к Вахтангову. Все помнят, как еше
недавно с юношеским озорством и
ликующим весельем отдавался За-
вадский радостной игре в театр:
гамысловатое переплетение мизан-
сцен, неограниченная щедрость в
пользованин изысканнейшими $шут*
ками, свойственными театру», ©0906“
щали его лучшим спектаклям оба-
янне молодого жизнелюбия и эле“
гантной праздничности. И  <ейчав
еше можно увидеть такого Завад-
ского в «Трактирщице» и «Забав-
ном случае».

Но многие видели в Завалском
только это. Аплодируя проявлениям
его  расточительной сценической
фантазии, они полагали, что при“
ветствуют как раз то, что состав»
ляет самую сушественную черту
творчества режиссера.

Сейчас стало. окончательно  оче,
видно, как ограничена, как неполна
была такая оценка. Радость бытия,
счастье жизни, бурлившие в коме-
дийных спектаклях Завадского и
придававшие им поэтическую окры»
ленность, не’ были просто  свойст”
вом его режиссерского темперамента.

Погружаясь в жизнь, вдумываясь
в Человеческие судьбы, раскрытые
в избранных им пьесах, Завалский в
поисках высшей правды и точного
об’яснения психологии людей, с
которыми сталкивает его драматург,
всегда приходит к художественно.
му результату, полному  утвержда“
ющей, оптимистической силы. He-
пуг и растерянность перед раскры-
вающимися противоречиями бытия
ему чужды. Через трагические по”
трясения и конфликты он идет, яс>
но видя перед собой свет конечной
поэтической и моральной задачи, И
эта задача почти всегда одинакова:
утверждение веры в жизнь, веры в
человека.

Я напомню здесь только послед-
нийакт «Отелло». Завадский нашел
в финале деталь, < предельной вы
разительностью раскрывающую Ofl=
темистическую  «сверхзадачу»  пье-
сы, Перед смертью Отелло узнает
о невиновности Дездемоны. Это из-
вестие возвращает ему, умирающе“
му, счастье. Он берет руку безды-
ханной Дездемоны и прикладывает
к своей ране. И так затиха-
ет, Среди многих виденных мною
постановок «Отелло» этот найден“
ный Завадским финал бессмертной
трагедии едва ли не впервые Нач
глядно раскрыл то, о Чем постоян-
но твердят комментаторы Шекспи“
ра: всепобеждающий оптимизм И
человеколюбие английского поэта.

Завадский последних, военных
лет во многом не похож Ha того
Завадского, которого знали  преж-
ние посетители театра на Сретенке,
Он возмужал, стал проще, серьез-
нее, глубже. Искусство его стало
четче, экономнее и потому  благо»
роднее. Оно отмечено теперь той
взыскательностью в пользовании ре-
жиссерскими красками. которая
всегда возникает в творчестве ху-
дожника, до конца сумевшего по.
никнуться своей внутренней темой.
В «Отелло» и во «Встрече в
темноте», и особенно в «Нашествии»
— человек, его душа, его внутрен-
ний путь. сокровенная правла его
нразственного развития безраздельно
занимают Завадского. Особенно это
очевидно в «Нашествии» — спектак-
ле, отмеченном тонким пониманием
сложной природы драматургическо-
го мастерства Леонова. В этом спек-
такле есть то умение заглянуть в
глубину внутренней жизни персона-
жей пьесы, которое становится до-
ступно художнику только в пору
его подлинной зрелости. И главное,
‚есть в этом спектакле умение рас-
крыть патриотическую тему пъесы,
ее героический пафос, просто, силь-
но, выразительно, — Так, как это
должен делать художник. глубоко
чувствующий и понимающий жизнь
народа.

«Нало взметнуться, надо сыграть
дух народа», — писал в первые дни
Великой Октябрьской революции
учитель Завадского Вахтангов- Сло-
ва эти, как призыв, звучат и сейчас
в нашем искусстве: надо сыграть
дух народа, совершившего  беспри-
мерный, невиданный в истории под-
виг зашиты Родины. Слова эти, как -
требование, обращены и К Завадско-
му. Он многое может. и советский
театр многого ждет от него.

Евг. СУРКОВ,
фе

ПРИСВОЕНИЕ ЗВАНИЯ
ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
ИСКУССТВ КАЗАХСКОЙ ССР

МАРИЯМ ЖАГОР КЫЗЫ

За выдающиеся заслуги в развитии
казахского народного творчества ч
за создание ряда популярных в наро-
де песен Презилиум Верховного Со-
вета Казахской ССР присвоил компо-
зитору и акыну Марням Жагор Кы-
зы (Марии Егоровне Рыкыной) зва-
ние заслуженного деятеля искусстз
Казахской ССР.