Р. СИМОНОВ

Лпуреат Сталинской премии
народный артист РСФСР

Леонид Утесов отмечает в эти
дни три знаменательных даты: 50 лет
CO дня рождения, 35 лет сцениче-
ской деятельности и 15-летие джаз-
оркестра... Путь, который он про-
шел, — это путь подлинного ху-
дожника, артиста большого сердцаи
вдохновения. Необычайная ‘популяр-
ность и любовь самых широких масс
народа по праву заслужены им.

Пятнадцаталетним мальчиком Уте-
<ов дебютировал в Одессе в 1910
году. Одесса вскоре узнала и пюлю-
била его. В феврале 1920 года, ког-
да Красная Армия вступила в город,
Утесов созлал концертную труппу и
выехал на фронт для обслуживания
красноармейских частей.

После выступлений в Харькове и
Киеве Утесов приехал в Москву. Я
тюмню его с первых выступлений в
Театре [революционной сатиры. в «Эр-
митаже». Особенно интересен был
Утесов в роли <газетчика» — злобо-
дневного куплетиста, ежевечерне
выходившего на эстраду с новыми
остроумными  откликами на вести,
опубликованные в утренних газетах.

Роли, сыгранные Утесовым в опе-
ретте в «Славянском базаре», по-
казали еще большую шароту ero
творческого диапазона. С успехом он
играл Бони в «Сильве», Наполеона в
«Баядерке», Менелая в «Прекрасной
Елене», Лорко в «Нитуш» и многие
роли в других опереттах. Пресса
уже в ту пору отмечала вкус и изо-
бретательность талантливого арти:
ста. Я думаю, что хорошо помнит
Утесота м ленинградский зритель,
посешавший Театр сатиры и «Сво-
болный театр», когла Утесоз пере-
кочевывал из Москвы в Ленинград.
В «Свободном театре» артист вы-
ступал и в комических, и в дтлама-
тических ролях. Он был, пожалуй,
первым чтецом, который принес на
эстраду произведения советских зв-
торов — Багранкого, Уткина, 30-
щенко. В эти же голы, еще в пе-
риод немого кино, Утесов начал
сниматеся в Фильмах, а участие эго
в. фильме «Веселые ребята», в кино-
концертах всем памятно.

«Республика на колесах», пьеса, в
которой Утесов играл главную роль,
шла в Ленинграде ежедневно = те-
чение двух лег и притом иногда по
два раза на день. О выступления
Утесова в Ленинграде в роли Рас-
кольникова один из критиков писал:
«Едва только он переступил порог
кабинета судебного следователя, как
вы тотчас же почувствовали чело-
века, живьем выхваченного со стра-
ниц романа Достоевского... Было бы
большой близорукостью решить сей-
час, какая стихия Утесову ближе:
комическая или трагическая...»

Но Утесов, казалось, искал жан-
ра, в котором можно было бы от-
крывать доселе не открытое, Он пы-
тался стать автором жанра нового,
который позволял бы синтезировать
разнообразные виды большюго исло-
жного искусства малых форм. Ив
конце 1928 года он начал репети-
ции с созданным им джаз-оркестром.

-`@ джазом Утесов прошел длин-
ный путь исканий. Но’ всегда, неиз-
менно, он искал одно: задушевное
слово и песню, близкие сердцу наро-
да. Всем ведь известен его афоризм:
«без голоса петь еше можно, без
сердца — нельзя».

Утесова по справедливости назы-
вают отцом советского джаза. За
голы выступлений с джазом Утесов
сыграл десять больших театрализо-

ванных спектаклей, исполнил 500
песен. Здоровые тенденции нашего
джазового искусства выражаютея в
его творчестве с наибольшей пол-

стой. Он положил немало труда
HMA того, чтобы это чскусство при-
обрело самобытные и никакому ино-
му джазовому искусству доселе не

присущие черты, Именно на совет-
ской почве джаз очистился от трю-

качества и формализма. Творчество
Государственного джаз-оркестра
РСФСР, руководимого Леонидом

Утесовым, входит 5 нашу музыкаль-

ную культуру, как полноправный ее

компонент,

Борьба за новую, осмысленную
форму лжазового ‹ искусства нераз-
Рывно связана у Утесова с постоян-
но утверждаемой им на эстраде вы-
<окой патриотической темой Еще в
1931 году Утесов поставил спектакль
«Джаз на повороте», в котором по-
пытался строить программу исклю-
чительно на. народной, ° советской

ea

тесов

aaDeeot теме. Но к подлинному

успеху в решении
темы артист пришел в дни, когда
вынес на эстраду песни граждан-
ской войны, Не утратив своей пла-
менности и боевого духа, песни эти
обрели душевное, лирическое зву-
чание. Патриотическое содержание
этих песен было близко Утесову, и
он хорошо сумел передать свои
чувства зрителю.

Тема Родины росла и ширилась в
творчестве Утесова и нашла наибо-
лее яркое свое выражение в про-
граммах, созданных за
годы.

Редкое сочетание талантов музы-

патриотической

канта и драматического актера псз-!
‚воляет Утесову обогащать содержа-

ние песни, делать его более глубо-
ким. В каждой своей песне Утесов
не только исполнитель, но и автор,
такой же, как композитор и поэт.
Можно подчас удивляться большой’
эмоциональной подвижности артиста,
способности его в каждой новой ятз-
сне перевоплощаться, создавать об-
разы лирические, комические, сати-

рические, драматические,  трагиче-
ские; вспомним хотя бы его по-
следнюю джаз-сюиту «Салют» — от

последние

песен горя и гнева до песен сатири-
ческих и победных, И хотя больше
всего говорят об утесовском юморе,
но иногда, слушая драматическую по
теме песню в исполнении этого ар-
тиста, действительно затрудняешься
сказать, какая стихия ему ближе —
комическая или драматическая,

Разговор об Утесове шире, чем
разговор о джазе: он выступает как
актер и когда играет в смешном во-
девиле, ведет конферанс, поет пес-
ню. Он не только, как талантливый
музыкант, ведет оркестр, но интер-
претирует мелодию, проникается ee
содержанием и умеет жестом, мими-
ческой игрой заразить своим наст-
роением зрительный зал, помогает
ему проникнуть в самую глубину со-
держания мелодии. Мы не видим,
например, Утесова в лицо, когда он
дирижирует оркестром, исполняющим
марш «Гастелло», но как проясняет
героическое звучание этого замеча-
тельного марша патетичеюкий, доама-
тический жест Утесова-дирижера!

В дни войны талант Утесона про-
явился с наибольшей полнотой Пат-
ристическая тема, звучавшая в твор-
честве артиста, находит живой oT-
клик в самых широких слоях наше-
го народа, среди героев-воинов, сре-
ди тружеников тыла. “Утесов побы-
вал на фронте, проехал всю страну
ст Кронштадта ло крайних точек
советского Дальнего Востока.

Пять программ создал Утесов за
время войны, и послелняя — боль-
шая побелная сюита «Салют», кото-
рая передает чувства и мысли лю-
дей, прошедших великий путь от
первых  хмурых дней войны до
победных салютов, — замечательный
плод творческого труда Леонида

Утесова и руководимого им талант-
ливого коллектива.

Многолетний труд Утесова в ис-
кусстве на-днях отмечен высокой
правительственной наградой — ор-
деном Трудового Красного Знамения.
Представители самых различных об-
ластей и жанров театра и музыки
вместе с широкими кругами зрите-
лей с интересом ждут новых твор-
ческих работ мастера советской эс-
тралы.

Со 6веех
СТРАНЫ!

HUKOJAEB, (lam kopp.). В пентраль-
ной части города будет построен но-
вый кинотеатр с двумя зрительными

залами на 10990 мест. Стоимость,‘ строи-
тельства по ироекту определена’ в
2,5 миллиона рублей. :
СМОЛЕНСК, (Нам корр.). В конце ян-
варя при местной филармонии органи:

зована концертная бригала для обслу-
живания глубинных районов облябти.
За 16 дней, первой гастрольной поезд-
ки бригада’ провела 26 выступлений.
На концерты приезжали колхозники за
‚десятки километров. Сейчас бригада
направляется для обслуживания рабочих
лесозаготовок, а также в Ново.Дугин-
ский и Знаменский районы области.

КИРОВ. (Наш корр.). В мае исполняет-
сл 10 лет со дня создания Кировского
областного театра кукол. Колшектив те-
атра готовит юбилейный спектакль —
«Сказка о спяшей варевне и семи бо-
гатьгрях» (инсценировка сказки ЛА. С.
Пушкина).

КУЙБЫПТЕВ. (Напг корр.). При театре
оперы и музыкальной комедии органи-
зована студия в составе трех отделе-
ний: оперного (руководитель — т.Про-
сторов), опереточного (руководитель —
т. Фельдман). балетного (руководитель
—т. Ланилова). Куре обучения—лвух-
годичный. В студии без отрыва от
производства занимаются 50 рабочих и
служантих местных предприятий.

ХАБАРОВСК. (Наш корр.). В редакции
красноармейской газеты ‘«Тревога» co-
стоялоеь обсуждение новой оперетты
«Песнь любви», написанной художест-
венным руководителем, Краевого театра
музкомедии Ленским и главным дири-
жером театра’ композитором Ипатовым.

ЛЕНИНГРАД. (Ham корр.). Драмати-
ческий театр Управления но делам
искусств Ленсовета ‘показал свою  но-
Byw работу — «Позлнюю любовь» Орт-
ройского в постановке А. Соколова. Эго

— десятая премьера театра, возниктнео
в лни блокады Ленинграда. За время
своего существования театр обслужил
около миллиона зрителей.

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Открылась
выставка, архитектурных проектов
Пентральной плошади в Ташкенте.

Эта плошаль явится достойным укра-
птением столицы республики. На вы-
ставке демонстрируются варманты. раз-

работанные Мособлироектом и .; Госу-
дарственным архитектурным советом
СНК Узбекистана.
as
ПОЛТАВА. (Ham корр.). Театр им.
Н. В. Гоголя за год, прошедший со

дня возвращения из эвакуации, пока-
зал зрителям 18 пьес. В театре побы-
вало свьине 50 тыеяч зрителей. Снек-

такли проходят в помещении школы,
переоборудованном силами театрально-
го коллектива, который прянимает

участие и в других работах по восста-
новлению родного города. Сейчас театр
приступает к постановке ‚ «Ревизора»
Гоголя (режиссер — заслуженный  дея-
тель искусства УзОСР К. Кошевекий).

ВОЛОГДА. (Наше корр.). При област-
ном отделении Союза советских худож-
ников организована секция народного
прикладного искусства, к работе в ко-
торой привлекаются лучшие мастерицы
кружевного промысла. резчики, масте-
ра чернения.

ИРКУТСК. (Напг корр.). В традицион-
ных «средах» редакции «Восточно-Си-
бирской правды» принимают участие
знатные люди области. ученые. pa-
ботники искусств, На одной из послед-
НИХ «сред» художник в. Лебедев
выступил с воспоминаниями о Реиине.
Сурикове и ` Серове. В. Лебедеву лове-
лось ‘не раз встречаться с этими заме-
чательными русскими художниками, на
его глазах нротекали последние годы
жизни В. А. Серова. Воспоминания
В. Лебедева вызвали ‚живой интерес
присутетвовавитих.

ТБИЛИСИ. (Нап! корр). Композитор
В. Цагарейптвили окончил работу над
кантатой в пяти частях для оркестра,
хора’ и солистов. В ближайшее время

кантата «Львиное’ сердце» будет испол-

нена на концерте Грузфилармонии (ди-
рижер ПТалва Азмайпараптвили, ‘руко-
водитель хора Г. Хаханашвили).. Мо-
лолой композитор Гугули Торадзе окон-
чил евою первую симфонию, которая
также будет исполнена на одном из

ближайших концертов.

oo 5

Балет «Лебединое озеро» в Тби-
лисском ` театре оперы и балета

им. Палиашвили,. В. Чабукиани
(принц) и И. Алексидзе (Олдетта).

РИСУНКИ ДАВИДА ЛОУ

_ Мастерство Давида Лоу — круп-
нейшего английского карикатуриста
—давно получило заслуженное приз-
нание. Популярность. Лоу в хтранах
английского языка:  исключителько
велика — каждое его выступление
Ha страницах газет привлекает осо-
бое знимание читателей, рисунки его
надолго запоминаются и в nepene-
чатках становятся известными всему
миру.

Знакомы работы Лоу и советскому
читателю. Еще до войны отдельные
рисунки его воспроизводились в на-
шей печати.

Лоу — болыной и своеобразный
художник. Это выдающийся мастер
наиболее острого, эффективного и,
пожалуй, самого трудного жанра
сатирической графики-—газетной ка-
рикатуры.

Сама художественная манера Лоу
как ‘бы предназначена для газеты.
Лоу—блестящий рисовальщик, yMe-
ющий исключительно зыразительны-
ми, точными и скупыми штрихами
сазлавать жизненные. образы в CBO-
их карикатурах. Он никогда не при-
бегает к нарочитым и чрезмерным
«деформациям». Творчество Лоу ре-

гаты и сочны,

1 ГО

алистично. В его рисунках фигури-
руют живые люди, а не гротескные
уроды. И эта подчеркнутая реали-
стичность не снижает сатирического
эффекта карикатур Лоу, но, напро-
тив, делает его рисунки еще более
меткими и смешными.

Рисунки Лоу — это подлинная (и
очень квалифицированная) публици-
стика: своеобразные политические
памфлеты в графической. форме. В
них всегда присутствует ясная и
четкая политическая мысль,—то, без
чего самая забавная газетная карика-
тура теряет право на существование
и превращается в сомнительный ре-
бус.

Бывает нередко, что в печати
поязляется рисунок на первый взгляд
смешной и хлесткий, а при ближай-
шем рассмотрении путаный и мало-
вразумительный. Это значит, чтоху-
дожник оказался бессилен донести
политический смысл и содержание
карикатуры до читателя, и вместо
бьющей в Цель меткой сатиры по-
лучается холостой выстрел. Так
почти никогда не случается у Лоу.

Бор. к
°

Читатель. всегла понимает и видит, ,

что именно хотел сказать Лоу сво-
ей карикатурой. Любопытно, что, хо:
тя изобразительные средства его бо-
Лоу иногда щедро
вводит в рисунки литературный
текст. Подпись или заглавие кари-
катуры обычно весьма лаконичны, но

зато внутри рамок рисунка мы час-

То встречаем целые иронические ‹ен-
тенции, монологи, диалоги,  паро-
дийные стихи и всевозможные ци-
tail. В этом отношении работы Лоу
рассчитаны часто на рафинированно-
газетного читателя: художник
применяет довольно сложные исто-
рические аналогии, сопоставления,
вводит и по своему усмотрению пе-
ревоплощает ‹амые разнообразные
персонажи мировой истории, мифоло-
гии, героев английской и мировой
литературы, пародирует популярные
произведения живописи, скульптуры
и т. п. Вместе с тем, очень многие
работы Лоу настолько просты и по-
нятны, что доступны самому неиску-
шенному, человеку.

Количество рисунков, опублико-
ванных Лоу, огромно. Можно смело
сказать, что по карикатурам Лоу
можно довольно подробно проследить
И в известной мере изучить всю’ по-
литическую и дипломатическую ис-
торию  послеверсальской Европы. Ни
одно мало-мальски значительное ме-
ждународное событие (мы оставляем
в стороне работы Люу на внутренние
английские темы) не прошло мимо
художника В его карикатурах фигу-
рируют многие видные  европей-
ские политические деятели в очень
смешных и точных характеристиках,
сделанных в присущей Лоу ирониче-
ской манере.

Именно ирония является основным
и преобладающим мотивом’ тзорче-
ства Лоу. Ирония весьма уравнове-
шенная, сдержанная и скептическая,
окрашенная характерным и неподра-

жаемым английским юмором.
Надо сказать, что Лоу всегда умеет
очень едко и остроумно высмеять

свой «об’ект», но его насмешка, под-
час довольно злая, почти никогда
не переходит в гнев, подлинно-стра=
<тную бичующую сатиру. Проявить
‘какую бы то ни было взволнован-
ность он считает ниже своего дос-
тоинства.
явление не должно потрясти Давида
  Лоу — ко всему на свете он подой-
  дет, иронически улыбаясь и скепти-
чески прищурившись. Это спокойное
благодушие и фабианская <нисходн-
тельность не изменили Лоу и в его
довоенных карикатурах, направлен-
ных против фашизма. Лоу опублико.
вал тогда много остроумных рисунков,
зысмеивающих немецких и итальян-
ских фашистов, Но этим рисункам
присуще то же благодушно-презри-
тельное отношение к фашизму. Лоу
как будто не разглядел звезиного
оскала гитлеризма, его оголтелого
мракобесия, расистского изузерства.
В трактовке „Лоу получалось, что

фашисты —щ только тупые, хамоватые

вевежи, шокирующие эстетический
вкусе и демократические чувства вся-
кого культурногс человека

Даже разбойничье нападение фа:
шизма на. Абиссинию и Испанию не
заставило Лоу более ‹ерьезно взгля-

Геббельс: «Мы poloem 3a

душу

Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат-——К 4-15-66; отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино,

612998,

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.

Никакое событие, никакое

На Байкале.

Картина В. ТОМИЛОРВСКОГО (Иркутск).

Из новых работ советских художников.

oo 8 >

Картинная галлерея в Калинине

В центре города, зблизи площади
Ленина < ее величественными фаса-
дами Казаковских построек, тюме-
щается калининская областная кар-
тинная галлерея,

Ее охотно посещают жители  го-
‘рода’ и области. Много бывает в ней
бойцов и командиров, ‘ рабочих и
колхозников; непрерывным потоком
идут школьники.. Часто заглядыва-
ют сюда приезжие москвичи и ле-
нинградцы. Число посетителей. все
возрастает: в 1944 году оно достиг-
ло солидной цифры—54086 человек.

Уместно напомнить, что в 1941

году галлерея была разгромлена фа-
шистскими вандалами, похитившими

картины  Венецианова, Шишкина,
Левитана, Ротари, К. Савицкого,
Кустодиева, Сороки, Чернецова и

варварски вырезавшими великолеп-
ный парадный портрет Екатерины П
работы датского художника Эриксе-
на. Летом 1942 года калининцы вос-
становили свою” галлерею. `Экспози-
ционная ее площадь увеличена в
два с половиной раза.

Калининская галлерея богата за-
мечательными памятниками нацио-
нального искусства (картинами,
скульптурой, графикой) и работами
западных мастеров. Экспозиция кар-
тин и скульптуры ноекрасно допол-
няется мебелью ХУПТ века и пыш-
ной дворцовой мебелью начала XIX
века, исполненной по рисункам зна-
менитого зодчего Карла Росси:

Зритель знакомится с произведе-
ниями великих русских портретистов
—Рокотова и Боровиковского, с по-
коряющим своей реалистической си-
лой «Портретом твер! ина» Дрож-
жина {1779` г.) и с редкой, до сих
пор единственно известной работой
Мины Колокольникова (ученика пет._
ровского жизопиеца Изана Никити-

на) «Портретом Мещерского»

(1756 г.). “
Картины Алексеева, Венецианова,

Щукина, Тропинина, Айвазовского,

ученика Венецианова Сороки, Алек-
сандра Орловского, творения великих
русских живописцев Репина, Сури-

кова, Лезитана, . пейзажи Шишкина,
Куинджи, Крыжицкого, Дубов-
ского, работы Крамского, Ге, Кор-

зухина, К. и В. Маковских, Семи-

радского, художников группы «Мир!

i
i

боты Лансере;

В отделе советското искусства
показаны картины А. Герасимова,
Иогансона, Грабаря, Соколова-Скаля,
портреты участников Отечественной
войны, исполненные Модоровым, ра-
ЗДейнека, Шегаля,
Б. Яковлева, Радимова, Ряжского и
дф. Всегда привлекает внимание по-
сетителей картина молсдого ленин-
градского художника М. Козелл —
«Михаил Иванович Калинин в гос-
тях у колхозников-земляков».

Ряд превосходных полотен нахо-
дится в отделе западноевропейското
искусства — «Юдифе» круга Тициа-
на, «Плачущая женщина», припи-
сываемая Рембрандту, «За книгой»
Дольчи; «Вакх и Ариадна» А. Куа-

пеля. «Автопортрет» Лиотара, «Озе-
ро» Клода-Жозефа Верне, «Порт»
Клода Лоррена, картины «Греза»

Виже-Лебрен, «Коломбо» Вапперса и
других.

В 1944 голу в галлерее были ор-
ганизсваны выставки «На Калинин-
ском фронте» (работы Модорова и
Лаптвва) и «Ленинград в дни Оте-
чественной войны», ‘выставки этю-
доз Поленова. народного творчества,
ленинградской графики, американ-
ской цветной гравюры (шелкогра-
фия). Художественные выставки бы-
ли устроены также в Суворовском
училище, в госпиталях, в клубах, . в
фойе Драматического театра.

В галлерее ведется специальная

исследовательская работа по изу-
чению творчества художников уро-
женцев области. Особый интерес

представляет упомянутый выше Ми.
на Колокольников, родившийся на
живописных берегах озера Селитер
и оставивший о себе подробную па-
мятку, где он говерит о своем уче-
ничестве у Ивана Никитина, о ра-
ботах во дворцах под руководством
Каразакка. Галлерея продолжает со-
бирание. материалов о Венецианове и
его «сафонковской школе», из ко-
торой вышло так много талантли-
вых живописцев. При составлении
«Словаря тверских и калининских
художников» удалось выявить мно-
го’ новых и интересных имен, до сих
пор совершенно неизвестных иссле_
дователям русского искусства.

Внимание, оказываемое калинин-
цами галлерее, все возрастающий

искусства» и «Союза русских ху-  приток посетителей говорят о боль-

дожников» украгчают стены галле-
реи. Скульптуры Мартоса,
Толстого, Антокольского. Андреева,
Трубецкого дополняют собрание.

— >

ПРЕМБЕРЫ ТЕАТРА пм. ВАХТАНГОВА

7 апреля театр им. Вахтангова по-
казывает премьеру «Проклятое ка-
фе» В. Шкваркина. Постановка спек-
такля осуществляется под руковод-
ством Р. Симонова. Режиссер А.
Тутышкин. В глазных ролях: Г. Сео-
геева, Д. Андреева, В. Кольцов, А.
Казанская, А. Колеватоз, А. Горю-
нов и другиё.

Спектакль идет в оформлении ху-
дожника В. Дмитриева. Музыка —
А. Хачатуряна.

В мае театр покажет следующую
премьеру пьесу A, Гладкова
«Жестокий романс». Постановщик—
Б. Бабсчкин, режиссер А. Наль.
Спектакль оформляют художникн
  10. Пименов и С, Каманин. Музыка
‚—Н. Сизова.

В спектакле основные роли ис-
полняют: Г. Пашкова (Ася}, Е. Алек-
сеева (Клава), Ц. Мансурова. (Тать-

нуть на фашистскую опасность, хотя
он и дал целую серию блестящих

нюм значении этого художественно-

Е. МРОЗ.

Федора го музея.

г. Калинин.

яна Львовна) Б. Бабочкин и Л.
Шихматов (Шахов), М. Сидоркин
(Федор), А. Абрикосов (майор), Б.
Шухмин (Шумилин).

В июне театр покажет историчес-
кую пьесу В. Соловьева «Великий
государь». Ставит спектакль Б. За-
хава. Режиссер — Н. Плотников.
Художник—академик В. Фаворский.
Музыка—Н. Сизова. Роль Ивана Ва-
сильевича Грозного будет исполнять
И. Толчанов.

Одновременно театр работает над
постановкой пьесы О. Уайльда «Как
важно. быть серьезным». Режиссер—
М. Сидоркин.

В этом году Р. Симонов присту-
пит к работе над пьесой Островско-
го «Бесприданница», премьеру кото-
рой намечено показать в янзаре 1946
года. Роль “Ларисы поручена арти-
стке Н. Никитиной.

OPPP PEP PP PPP PPP PPP PPP PLD

pe открытый автобусе туристского
типа < надписью: «Веселая прогулка

рисунков, разоблачающих агрессоров   з Москву. Туда и обратно ‘ло завт-

и едко высмеивающих их «демокра-
тических»- покровитёлей, пропозеды-
вазших «умиротворение» и невмеша-
  тельство.

Ho вот грянула подготовленная и
  развязанная Гитлером война. Воен-
ные события внесли новые сильные
ноты в творчество Лоу. Празда,
внешне стиль художника не изме-
нился. Смех. Лоу — это попрежнему
  респектабельный, уравновешенный
английский юмор. Но вместе с тем
‚ Лоу дает ряд сальных, полных на-
пряженного драматизуд вещей, он
крепко ударяет по фашистам, по ре-
акционным элементам в самой Анг-
лич, беспощадно высмеивает амери-
канских изоляционистов. Он направ-
  ляет свои сатчрические стрелы про-
THB 3ceX проявлений косности, ту-
пости и неповоротливости, тормозя-
щих дело разгрома гитлеризма. Он
пропагандирует. скорейшее открытие
второго фронта и’с особой ‘симпати-
ей показывает в.своих рисунках ге-
поическую борьбу Советского Союза
На некоторых из этих работ Лоу

хочется остановиться as подробно.

Вот рисунок, изображающий крах
немецких
1 криг».

«блиц-
карикату-

на
на

расчетов

Мы видим

Европы». Рисунок Д. ЛОУ.

‘ оруженный. винтовкой,
штыком две огромные, заковавные mt

лавт на службу делу демократиче-
  ских народов, делу уничтожения на.

рака!» В машине немецкие генера-
лы, тут же в позе гида < рупором в
руках Геббельс. Впереди — взрывы,
кругом—остатки разбитых немецках
танков и самолетов. Видно, что ав-
тобус безнадежно застрял. Сидящий
на переднем сидении Гитлер, нервно
посматривая на часы, говорит:
«Эти коварные большевики снова нас
обманули: они умеют драться!»

Другой рисунок Лоу посвящен
обороне Ленинграда. о Изображена
баррикада, которую защищает груп-

па бойцов. Плечом к плечу с. крас-
ноармейцами сражаются
женщины. Некоторые ‘изоних ранены,
-Но На их лицах написаны мужество
и непоколэебимое. упорство. Слева —

сыльного тащит огромный букет
цветов с визитными карточками, на
которых ‘значатся из’явления восхи-
щения. и ободрения. Ленинградка,
сжимающая в руке винтовку, читает
одно из этих приветствий и говорит:
«Спасибо, товарищ, но я предпочла
бы что-нибудь, чем можно драться...»

В суровые октябрьские дни 1941
года один за другим появляются ри-
сунки Лоу, посвященные героической’
борьбе Красной Армни под Москвой.
Вот один из них: красноармеец, во-
отбрасывает

‘рабочие,
  доровича,

броню обезьяньи лапы.

Тесные рамки газетной статьи не
позволяют с той полнотой, с какой
хотелось бы, остановиться на от-
дельных прекрасных ‘рисунках Лоу,
отразившгих все наиболее значитель-
‘ные события на созетско-германском

ронтё `— и разгром немпев под

осквой, и оборону Сталинграда, и
последующее победоносное наступ-
ление Красной Армии

Скажем только; что работа Лоу за
время войны. представляет исключи-
тельный ‘интерес и свидетельствует о
том, что этот замечательный мастер
поставил. весь свой блестящий та-

цизма
зостей,

и всех порожденных им мёр-

МОСКОВСКАЯ

ХхХрониИкКА

© Комитет по делам искусств отметил

успешное проведение второго творче-
ского смотра новых номеров советско-
го в: Лучшим участникам емотра—
артиста А. и В, Кисс. И. Папазову
В еее Каран л’ Аш, Н. Жереб-
цову, режиссеру Ю. Юрскому, худож-
нику В. Эрдману, режиссеру-инспекто-

динло-
BLT yan

др. — вручены
благодарность

А, Буше
об’явлена

py и

мы, и

ны премии.

© Вечер узбекского искусства состоит-
ся завтра в Концертном зале им. Чай-
ковского. В этом конперте выступит

народная артистка ОСОР Халима Наеы-
рова, заслуженные артисты  збекской
ССР А. Ханев, В. Галанина, а также
солисты Всесоюзного радиокомитета,
Алольф и Михаил Готлиб.

© Э. Каминка, Д. Ойстрах и Л. 060-
рин — участники бригады советских
артистов. побывавшей в Югославии,

Болгарии и Румынии, \-27 марта на соб-
рании творческих работников Москов-
ской филармоний поделились своими
впечатлениями о поездке.

@ Мололежно-хореографический ан-
самбль организуется Всесоюзным кон-

пертным об’елинением. На-лнях в Бау- %

нач-
лин,

манском детском доме культуры
HYTCH конкурсные испытания для
эжелающтих вступить в ансамбль.

© Московский театр юного зрителя
ноказывает 1 апреля премьеру «Свои
люли — сочтемся» А. Островского. По-
становка спектакля — В. Колесаева,
художник — В. Шестаков. Роли испол-
няют: П. Гаврилов (Большов), в.
Слручкова (Аграфена Кон ‘дратьевна),
т. Шекина (Пипочка),” Ю. Федоровский
(Подхалюзин), М. Зорина (Уетинья
Наумовна) и др.

© в ближайшие дни в Действующую ©

выезжает фронтовой филиал
подготовил
Кальлерона

армию
Камерного театра. который
две премьеры — комедию
«Лама-невидимка» (в новом переводе
Т  ТШепкиной-Куперник) и оборную
программу, в которую входит водевиль
Асенковой «Близнепы» и фронтовые
интермедии. ? апреля. перед от’ездом
на фронт. Филиал Камерного театра
покажет в Доме актера свои спектакли.
© Выставка живописных работ И.
Вилковир и И. Жданко открылась 27
марта в зале Художественного фонда
СССР.

© На-днях в Московском союзе худож-
ников К. Лорохов демонстрировал свои
путевые зарисовки, сделанные им во
время поездки по горолам Румынии,
Болгарии и Югославии. В своих рабо-
тах художник запечатлел жизиь боль-
тих городов. бытовые сцены, архитек-

турные сооружения.

© Очередная программа Московского

цирка будет посвящена цирковому
искусству советской Прибалтики. Арти-
сты Латвии. Литвы и Эстонии деятель-
но готовятся к предетоящим выступле-
ниям.

ОБСУЖДЕНИЕ НОВОЙ ПЬЕСЫ
Н. ПОГОДИНА ,

24 марта в редакции газеты «Совет-
ское искусство» Н. Погодин прочитал
свою новую пьесу «Сотворение мира».
После чтения собравыиеся критики и
драматурги поделились впечатления-
ми. Выступали: А. Крон, H. Orren,
Н. Калитин, К. Зубов и другие.

«РОБИНЗОН КРУЗ0»

С ЕМКИ ОБ ЕМНОГО ФИЛЬМА

В ближайшие ‚дня в Тбилиси вы-
езжает с’емочная группа, готозящая
первый полнометражный стереоско-
пический фильм «Робинзон Крузо».
Натурные и павильонные с’емки бу-
дут происходить в Тбилиси, Батуми
и Сухуми. В роли Робинзона снима-
ется П. Кадочников, Пятницы —
Ю. Любимов, служанки Лиззи — Л.
Орлова.

Одновременно в студии стереос-
копических фильмов готовится ко-
роткометражная экпериментальная
картина «Тройка» по фрагменту
«Мертвых душ» Гоголя. С’емками,
которые происходят под Москвой,
руководит изобретатель стереокино
С. Иванов.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕАТРА
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

При Кабинете театра Шекспира к
западной драматургии ВТО начала
работать комиссия по’ изучению те-
атра и драмы славянских народов.

На-днях Н. И. Греков сделал на
заседании комиссии доклад «Поль-
ская драматургия ХХ века». В своем
обзоре он дал подробную характери-
стику польских классиков нового
времени. В обсуждении доклада
приняли участие Г. Вольпе. М. Мо-
розов, В. Дынник.

/

Mockea, ре айции
„СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО”

—— o>

В скульптурных мастерских Все-

кохудожника идет — отливка
скульптур и архитектурных де-
талей, которыми будут украшены
московские скверы, бульвары,
сады. Сейчас отливается худо-
жественная решетка для уста-
новки у Химкинского речного
порта. На снимке — скульптор
Д. Никулин у модели решетки,

are Фото Н. ФЕДООЕЕВОЙ.

o¢o ¢
Советские фильмы
. в Венгрии

До последних месяцев венгры че
видели советских кинофильмов и не
имели о них никакого представле-
ния. «Подобно тому, как изолируют
прокаженных, пишет венгерская
газета «Сабалнаг», — так был изоли-
рован венгерский народ... Китайская

‚стена, возведенная венгерской реакци-

ей, ныне преодолена Красной Армией,
День появления советского филь-
ма в. Будапеште является исто-
рической датой не только с куль-
турной, но и с политической точки
зрения».

Сейчас советские кинокартины вы-
шли на экраны страны. Они демон-
стрируются более чем в 50 городах.

«Когда мы смотрели советский
фильм «Товарищ П.» («Она защища-
ет Родину»), пишет газета «Сабад-
шаг» от 17 февраля, —нас захватила
повесть о неслыханных страданиях
и победоносной ‘борьбе советского
народа. А гитлеровские бандиты
изображены настолько правдиво, #х
вид вызывает у нас столь живые
воспоминания, что, когла крестьяне
набрасываются на немцев с топо-
рами и дубинами, в зале ежеминутно
раздаются бурные аплодисменты...»

Особенно сильное — впечатление
производят в Венгрии фильмы ‹Рз-
дуга», «Кутузов», «Битва‘ за нашу
Советскую Украину»,  «Секретазь
райкома», «Народные — мстители»,
«Орловская битва», «Победа на
Юге», «Суд идет», а также наша

боевая . кинохроника. Как правило, у
кинотеатров толпятся массы людей.

В Булапеште, например, когда в
районе Буды еще шли ожесточен-
ные бом, ал ось открыть болышой
кинотеатр _«Уражтия» (на 1000 мест)
и показать кинофильм «Она защи-
щает Родину». К театру немедлен-
но потянулись зрители даже с да-
леких окраин города (многие из
них платили перекупщикам за биле-
ты по 200 пенгэ при стоимости би-
лета в 3—15 пенгэ, лишь бы по-
пасть в кинотеатр). После сеансов
зрители снова возвращались к рек-
ламным витринам, рассматривали фо-
тографими артистов, записывали их
фамилии. Здесь же происходило
оживленное обсуждение — фильма,

В ближайшее время на экранах
Венгрии появятся фильмы «Сталия-
град», «Зоя», «Нашествие», «Воз-
рождение Сталинграда», — «Иван
Грозный», «Ленин в Октябре» и дру-
гие.

ИЗ ПИСЕМ
ЧИТАТЕЛЕЙ

СЕВЕРНЫЕ МАСТЕРА ЧЕРНЕНИЯ

B XVI веке из Новгорода в Великий
Устюг, на далекий север, приехали нов-
городские ремесленники, мастера по
черни. Они создавали замечательные
узоры, рисунки и даже целые компо-
зиции.

Мастера строго хранили секрет черне-
ния по серебру и передавали его от
отцов к детям

Тонкие по рисунку, высокохудожест-

венные изделия устюжских черневиков
(табакерки, ларчики, пудреницы, брас-
леты) пользовались славой нё только
в пределах нашей родины. но и за
границей. К концу прошлого столетия
это художественное народное мастер-
ство стало угасать.

Несколько лет назад в Устюге была
вновь организована артель художест-
венного чернения по серебру. —Боль-
шую помощь артели оказал старый та-
лантливый мастер П. Чирков — храни.

тель секретов составления и варки
черни.

Из вновь привлеченных молодых
художников выдвинулись такие даро-
витые граверы и черневики, как М.
Угловская, М. Мелентьева и др.

В годы Отечественной войны  устю-
жане продолжали свою работу. Их ва-

мечательные
рисунками

отделаны
Коли-

произведения
на актуальные темы.

чество хуложественных изделий непре-
рывно растет.
Но артели необходима помощь масте-

ров советской храфики. Их надо при-

влечь к созданию рисунков для север-

ной черни.
Мастера-устюжане,

дунаролное

получившие меж-
признание до. войны HA

выставках в Париже и Нью-Йорке,
должны получить всемерную поддерж-
ку.

В, ЖЕЛЕЗНЯК,

Вологда.

БЕРЕЖНО ХРАНИТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

В Тамбовекой области

есть четыре
краеведческих музея: в Тамбове, Ми-
чуринске, Моршанске и Кирсанове, В
каждом из них собраны картины рус-
ских и. иностранных художников,
скульптура, фарфор и другие хуложе-
ственные пенности. Однако они не
используются по прямому назначению

из-за отсутствия научных работникдв—
специалистов и руководителей экскур-
сий. Болыше того, постановка xpane-
ния и учета ценностей внушает боль-
ие опасения за их сохранность.

За примерами ходить недалеко: в
Мичуринеком музее были картины Фе
этюд Левитана, пейзажи
Сильвестра Педрина. произведения
Переплетчтикова, Бенуа, Кустодиева,

мноло академических рисунков. Сейчас
мальчик в форме иностранного по-,

в музее сохранилась
Кустодиева. Остальные
чены. частью. исчезли.

В Кирсановеком музее имелись рабо-

только
частью

работа
испор-

ты Аладжалова, Jlaropyo, Крыжицко-
то. рисунки Трутовского. этюды К. А.
Савицкого, Поленова, Боголюбова и
др., были бронза, Фарфор и мрамор.
Сейчае об их местонахождении ничего

неизвестно Бывшая заведующая Му-

seem Стебенькова не знает, что стало
e экспонатами. /
`раевелческие музеи находятся в

непосредственном ведении Облоно. 00-
юз советских художников давно уже
ставил вопросе 0б организации  област-
ного художественного музея с ис-
пользованием пенностей, находив-
шихся в районных музеях области,
Вопрос этот не был ‘разрешен; А пора
бът навести порядок в художественных
: музеях области,

В. КОоЖУХОВ,
председатель Областного союза с0-
ветских художников.

Тамбов.

О анна: вые ани вания

Редакционная коллегия:

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор),

Ю. ЗАВАДСКИЙ, —Д.

А. ПУБОТРУДСКИЙ, А.

А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,
Солодовников.

ТЕАТР ИМ. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА БССР (г. se ip as
об’являет конкурс

на замещение свободных му

жских ваканси

до 15 сентября 1945 г.

iis труппе театра

Театр eanths в г. Москве. Справки по тел. К 1-36-20.
ника

= О ее ee
В ПЕРВОЙ ДЕКАДЕ АПРЕЛЯ

в Бери, краевых и областных центрах
состоится очередной

ТИРАЖ no ВЫИГРЫШ

В тираже участв
рышным вкладам.

НА КАЖ

ДУЮ ТЫСЯЧУ
ПО ВЫИГРЫШНЫМ ВКЛАД

НЫМ ВКЛАДАМ

уют все вкладчики, имеющие счета по выиг-

НОМЕРОВ СЧЕТОВ
АМ БУДЕТ РАЗЫГРАНО

25 ВЫИГРЫШЕЙ, из них:

одии выигрыш в размере
два выигрыша каждый в размере 100/о
ждый в раЗмере
анившейся на выигравшем

22 выигрыша ка
средней суммы вклада, хр
лугодие.

Выигрышные вк
Вносите вынгр

эстрады и. цирка, вностранный и ин

Е АЕ: Е ПЕ
формации—К 5-45-12; издательство — К 1.48.98.

200°/o

и

50%’

счете за по-

“

лады принимают все сберегательные кассы,
ышные вклады в сберегательные кассы!

Заказ № 662.