ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОРОНЕЖА. Новая вокзальная площадь.

ВОЗРОЖДЕН

Сотни городов нашей страны пре-
вращены фашистами в руины. Нам
предстоит возродить эти города,
сделать их лучше, чем они были
прежде. Для решения этой задачи-—-
а решать ее надо в кратчайшие:
сроки потребуется огромная
рабочих-строителей, необ’ятные ко-.
личества материалов и широчайшее:
развитие строительной индустрии. =

Какие же призципы должны быть!
ноложечы в основу восстановитель-
ного строительства? Остановимся на.
самом главном, на том, что больше,
всего волнует сейчас советского ар-
хитектора-градостроителя.

Прежде всего должно быть твер-
до установлено то довольно простое
положение, что каждому городу на-
до придать свое, индивидуальное
лицо. Если тиновое проектирование
жилых зданий и неболыних обще-
ственных сооружений приобретает
особое значение в гигантской строя-
тельной программе, то для «типовых
городов» вовсе нет места на земле.

Города нашей страны имеют свою,
нередко многовековую историю, свой
неповторимый силуэт, свой рельзф,
свои композиционные узловые пунк-
ты, свои климатические, националь-
ные и бытовые особенности. Игнори-
ровать все эти важнейшие факторы,
определяющие облик восстанавли-
ваемого города, разумеется, недопу-
стимо. На заре
строительной практики мы созлавали
проекты новых городов по одному
типу и шаблону. Такая практика He
могла, естественно, никого удовлет-
верить и постепенно сменилась ин-
дивидуальным подходом к каждому

реконструируемому городу.

Можно, разумеется, по-разному
расценивать проекты восстановления
Новгорода (акамедик А. Шусев),

Сталинграда (академик архитектуры
К. Алабян), Калинина (академик ар-
хитектуры Н. Колли), Воронежа
(академик архитектуры Л. Руднев}
и другие, но нельзя не согласиться
< тем, что в каждом из этих проек-
тов Город  фрассматривается как
своеобразный живой организм.

В тесной связи с этим новым под-
ходомк решению  градостроительных
задач находится требование всесто-
роннего учета при восстановлении
города его исторически сложивше-
roca облика. Однако не всегда это
требование носит категорический ха-
рактер. Многие из разрушенных не-
приятелем городов нашей страны из-
девна славились своей красотой и
своеобразием. Разумеется,  естест-
венно и законно стремление восста-
новить такие города, сохраняя их
исторически сложившиеся  плани-
ровку и застройку. Есть, однако, и
много других городов, которые ха-
рактеризуютоя неудачной застрой-
KOH, отсутствием четкого городеко-
го плана. Реконструкция подобных
городов, а в ряде случаев даже
полное их архитектурно-планировоч-
ное обновление, является неотлож-
ным требованием жизни.

Разумеется, важную роль при ре-
шении вопроса о лице города дол-
жны сыграть и многие другие фэк-
торы: наличие сохранившихся цен-
вых архитектурных памятников, сте-
пень сохранности жилой и общест-
венной застройки и т. д. Во всяком
случае никакого единого планипо-
зочного «рецепта» для всех городов
быть не может, и правильное ре-
шение градостроитель найдет толь-
ко на основе глубокого изучения
сложившейся в том или ином городе
обстановки. Поясним ‘это положение
на примере последних проектных ра-
бот по восстановлению городов Кз-
линина и Сталинграда.

Калинин—бывшая Тверь — харак-
теризуется замечательными ансам-
блями зданий, постооенных Казако-
вым, Никитиным, Квасовым и дру-

армия! ГИМИ

советской градо-.

©х®о>®
Академик архитектуры
В. СЕМЕНОВ!

*

выдающимися русскими зодчи-
ми, и ‹хвоеобразным архитектурно-
планирсвочным замыслом плана. Со-
вершенно обязательным является в
данном случае бережное отношение
к исторически сложившемуся облику
города. Это тем более важно, что
старый план города оказался весьма
устойчивым, и ансамбль. созданный в
‹ХУШ веке, продолжает прекрасно
 «держать» город даже при значи-
 тельном расширении городской тер-
‘ритории ‘и увеличении населения
{больше чем В двадцать раз. Кроме
‚того, в Калинине, несмотря на же-
‘стокие разрушения, все же сохрани-
‘лась часть ценной застройки.

Все эти соображения и подеказа-
‚ли Н. Колли правильный вывод о
‚необходимости в максимальной мере
‘использовать ® проекте наиболее
прогрессивные элементы планировки
‘старого города и, более того, прев-
‘ратить их в отправные пункты ново-
{ro плана.

Созданный Казаковым ‘и другими
{русскими зодчими  архитектурно-
‘планировочный костяк плана состо-
‘ит из трех лучевых улиц, веером
грасходящихся от полукруглой пло-
 щади. Эта композиция получает в
‘проекте корой планировки Калинина
свое дальнейшее развитие, и луче-
вые улицы, значительно удлиняяхь,
распространяют свое архитектурное
влияние Ha човые территории города.

Совсем по-другому решается облик
будущего Сталинграда. Как извест-
но, Сталинград в прошлом был за-
строен высокими домами, заслоняв-
шими вид из города на Волгу, на-
рушавшими его органическую связь
с рекой. Кроме того, центральные
районы города пересекали железно-
дорожные пути, загрязнявшие  го-
родскую территорию. Поэтому автор
К. Алабян, несомненно, поступил пра-
‘вильно, устранив в новом проекте
‘все эти градостроительные недочеты
}и подвергнув коренной ломке самый
план прежнего города,

В разработанном под его руковод-
ством генеральном проекте восста-
новления Сталинграла поедусмотре-
на органическая связь будущего го-
рода < Волгой. По проекту, на 6e-
регу Волги должен протянуться рос-
кошный бульвар, ‘одетый в гранит и
зелень, ‘украшенный прекрасными
здениями и скультгурными статуями
тероев Сталинградской битвы. Же-
лезнодорожные пути, в прошлом так
неудачно расчленявшие город, CHH-
маются, и трасса железной дороги
в пределах города заключается в
туннель.

Таким образом проекты планиров-
ки Калинина и Сталинграла реша-
ются по-разному. В обоих случаях
конкретные условия определяют ар-
хитектурный облик города.

Огромное значение при воостанов-
лении города имеет использование
композиционно выгодных природных
его особенностей. Река, берег моря,
холмистый рельеф, массивы веленр
—все это должно быть усилечс
средствами архитектуры, должно
стать важнейшим. элементом город-
ской композиции.

Старая градостроительная практи-
ка дает и в этом отношении много
отрицательных и положительных
примеров. Если в Ленинграде Нева
и ряд ее притоков активно участ-
вуют в композиции города, то это-
го никак нельзя сказать о Севасто-
поле, застроенном без учета его пря-
морского расположения и живопис-
вого холмистого рельефа. С удов-
летворением можно поэтому отме-
тить, что в большинстве созданных
за последнее время проектов круп-

*

Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ

Балканские встречи

Мы_—над Болгарией. Яркий, сол-
нечный день. Под крылом самоле-
та ясно виден изувеченный, разру-
шенный бомбардировками, но все же
красивый город. София! Стройные
аллеи парков. собор, ‘университет.
Приземляемся. Еще раз внимательно
смотрим друг на друга: ясно, что
каждый волнуется. Волнуется не
потому, что чувствует неуверенность
в своих силах, а потому, что поня-
мает серьезность задачи, выпавшей
на нашу долю. Представлять собою,
своим творчеством искусство Совет-
кого Союза — это очень почетное,
но и очень ответственное дело.

Уже первые выступления в столи-
це показали подлинные чувства на-
рода. Наши концерты вылились в
демонстрацию братства и единства
славянских наролов, они проходили
под знаком укрепления дружествен-
ных связей. Возгласы привета, радо-
сти, бурные выражения восторга —
все это прежде всего относилось к
советскому правительству, к вели-
кому братскому русскому народу, к
Красной Армии, которая освободила
болгарский народ от фашистского
гнета.

„..Мягкий полумрак зала, глубокие
кресла, мы сегодня зрители,
«болельщики» (именно болельщики,
ибо волнуемся не меньше yuacTHH-
ков концерта), На сцене Ойстрах.
Он поднял смычок, и зал затих, за-
мер. Ойстрах представляется нам
волшебником, который, по мановению
палочки, превращает людей в ка-
мень. Слушают удивительно — каж.
дую ноту.

Помимо общих концертов, Оборян
и Ойстрах давали свои сольные
концерты и концерты с симфониче-
ским оркестром. Великолепно эвучал
откестр под ‘управлением Атанаса
Маргаритова. Исполнялись 5-я сим-
фония Чайковского и_ произведение
безусловно даровитого болгарского
композитора Владигерова.

Болгарский народ очень талант.
aus. Ham довелось услышать в сто-

` дела, целый ряд движений,

лице замечательных певцов. Мы
слушали оперы: «Паяцы»; «Тоска».
Великолепно пели драматический
тенор Белев, меццо-сопрано Илка
Попова, Сийка Петрова, Карова

Мастерство этих певцов восполни-
ло бедность «ценического офор-
мления. Оказалось, что все деко-
рации, костюмы во время бомбежек
сгорели, и театр пришлось открыть
< почти самодельными декорациями.
Однако театр открыт. работает, а,
главное, артисты его поют хорошо и
обладают большой вокальной куль-
турой,

Кроме театра оперы, в София
есть Театр оперетты, драматический
театр, где идут пьесы Горького,
Корнейчука, Шкваркина, а также
ставятся произведения классической
драматургии и пьесы болгарских
драматургов.

Балетное искусство в Болгарии
не имеет классической школы. Ао-
тисты балета рассказывали нам, что

за эти годы, под влиянием немцев,
их вкусов, почти исчезла форма
классического преподавания. ибо в

период фашистского владычества за
балетной сцене требовалась так чз-
зываемая пластика, иными словами,
демонстрация тела. Искусство ба-
лета умирало... Об этом говорят ©
чувством горечи и досады, так как
среди артистов есть определенво
способные люди, которые могли бы

неплохо танцовать, тем более, что
желание учиться и работать. у них
огромно.

Мы < П. Гусевым показали бол-
гарским артистам урок классическо.
го тренажа, — TOT класс, кототый
проделывают у станка все артисты
балета, начиная от кордебалетной
танцовщицы и кончая балериной. ве-
дущей главные партии в спектак
лях. Мы показали азбуку нашего
неко-
торые технические трудности, Они,
в свою очередь,  продемонстри-
ровали нам очаровательные нацио-
нальные танцы, которые, к нашему

; Зекиз apxkrrerropa ЛЕБСДЛЕБА,
Руководитель работ академик архитектуры Л. Руднев.

ОРОДОВ

ных городов эти недочеты ‘устраня-
ются. Так, в проекте  восстановле-
вия Новороссийска (автор академик
архитектуры Б. Modan) центр буду-
шего города располагается у ‘моля.
На горных хребтах восстанавлива-
ются когда-то здесь бывшие  зеле-
ные насаждения. Широкая парковая
+магистраль становится основной ар-
‘терией города ‘и образует вместе <
  лесом Цемесской долины и бульРа-
‚рами единый зеленый массив. То же
стремление подчеркнуть в композя-
 ции горола его приролные особеч-
  ности характеризует и другие про-
 екты восстановления городов (Ста-
`линграда, Смоленска, Воронежа,
‚Ростова-на-Дону, Крещатика в Кие-
ве ит. д.). Тенденция эта. бесспор-
{но, положительная. Она должна ‘быть
  распространена на все работы по
проектированию городов.

_ Наконец, несколько слов о благо-
  устройстве. Благоустройство—это
 не только водопровод и канализа-
ция. Для нас благоустройство-—это
‘прежде всего культура, в первую
очередь забота © человеке ю бла-
‚гоприятных условиях жизни в горо-
‘де, о комфорте и удобствах. Благо-
устроенный город ‘характеризуется
обилием света, воздуха и зелени,
наилучшими условиями для работы,
передвижения, отдыха. Это пред-
определяет наше отношение и к зе-
лени, и к транспорту, и к организа-
ции жилого квартала.

Зелень мыслится нами не как де-
коративные островки насаждений у
домов, а как большие массивы са-
дов. бульваров и парков, комплекс-
но охватывающие всю Городскую
территорию и входящие основным
элементом в архитектуру города.

Наше понимание благоустройства
заставляет по-особому подходить и
к проблеме транспорта. Здесь так же
забота о человеке на первом месте.
С этой точки зрения мы подходим
х вопросу ю ширине проезжей частн
Улицы и тротуаров, ‘устанавливаем
связь между местами жилья и ме.
стами работы и т. д.

При организации жилого квартала
мы в первую очередь думаем ю са-
нитарно-гигиенических условиях, в
которых советские люди будут
жить в этом квартале, о зеленых
разрывах между домами, о том, что-
бы. солнце и воздух‘омывали дома,
© местах отдыха для детей и ззрос-
ABIX. :

Архитектору-градостроителю, ‘уча-
ствующему в воостановительных ра-
ботах, должен рисоваться образ но-
вого города, построенного с учетом
традиций национального зодчества и
воплощающего в то же время нашу
замечательную современность Он
должен представлять себе город,
благоустроенный, культурный, удоб-
ный для жилья, для работы и отды-
Xa, изобилующий‘ зеленью, отражз-
ющий в своей архитектуре и скуль-
птуре героическое прошлое и насто-
ящее нашего народа.

Демонстрация в освобожденном Белграде. 1

огорчению, не исполняются на сцене.
Из нашего репертуара на концер-
тах пользовались наибольшим успе-
хом, пожалуй, помимо жизнерадост-
ных вальсов Мошковского, Дуловза,
Петунина, хореографический этюд
«Слепая девушка», танец на мотив
русской песни Захарова «М кто его
знает», «Штраус». Критики отмечали
высокий уровень мастерства русско.
го классического балета.

Танец, как и музыка, является
международным искусством, понят-
ным любой нации, в любой части
света. Вокальное искусство также
имеет свое преимущество, и если
непонятно слово, то музыкальное
сопровождение. выразительность
певца подсказывают смысл Tak,
многие рецензенты на страницах
печати отмечали, помимо вокаль-
ных достоинств, «мягкую и теп-
лую выразительность исполнения»
Кругликовой, ее типично русский
облик: «высокая, спокойная. с глад.
кими, зачесанными в пучок волосл-
ми, с крупными чертами лица и лу-
чезарной улыбкой», она привлекала
сердца одлушателей и всегда пела
на бис любимые в Болгарии за-
мечательные ‘русские песни. Неиз-
менным успехом пользовались Бад-
ридзе и Киричек. Бадридзе пел мно-
го и, главным образом, классику, но
заканчивал он сзои выступления на.
родной песней на болгарском языке,
это приводило публику в совершен-
но неописуемый восторг. Киричек,
помимо классики, исполнял совет-
ские песни,

Болгарский народ необычайно ин-
тересуется именно созетской песней.
Он хочет знать советскую песню,
хочет ее петь. Киричек познакомил
публику с нашими песнями. и MHO_

гие из них сейчас стали очень по-

ческие эпизоды борьбы

В новым высотам   оизенштЕЙН

мастерства!

На собрании ленинградских
художников

ЛЕНИНГРАД. {Наш корр.). Три
дня продолжалось ‹обрание Ленин-
градского союза художников. В от-
четном докладе председатель прав-
ления художник В; Серов подвел
итог четырехлетней деятельности ху-
дожников Ленинграда.

—-B будущей истории искусства, —

говорит В. Серов, — навсегда будет
  запечатлен

самоотверженный труд
художников, участвовавших в оборо-
не осажденного Ленинграда. В мно-
гочисленных полотнах, рисунках,
скульптурах ими запечатлены терои-
за город
Ленина. Во время Отечественной
войны было организовано 60 выеста-
вок в. Ленинграде, Москве и других
городах. Произведения, созданные в
дни блокады, приобретены многими
музеями страны.

Но в деятельности союза были и
серьезные недостатки. i

Правление занималось преимущест-
венно. материально-бытовыми и хо-
зяйственными ‘вопросами, оставляя в
тени творческие ‘’ проблемы. Между
тем художникам орденоносного го-
рола необходимо еще больше повы-
сить идейный уровень своего твор-
чества и овладеть новыми высотами
профессионального мастерства. ^

После доклада развернулись пре-
ния. Выступавшие подвергли всесто-
ронней критике работу старого прав-
ления. Тайным голосованием в новый
состав правления избраны: В. Кона-
шевич, Р. Фоенц, А. Зайчез, В. Си-
монов, В. Лишев, А. Матвеев, В.
Исаева, А. Остроумова-Лебедева, А.
Пахомов, В. Пакулин, В. Серов, Н,
Альтман, А. Прошкин, Г. Верейский,
Н. Суетин и др.

бы а

Накануне 25-летия
Советекой Армении
В театре им. Спендиарова

ЕРЕВАН. (Наш  корр.). Театр
оперы и балета им. Слендиарова ocy-

шествил за годы войны 14 новых
постановок. В их числе: «Фауст»,
«Отелло»,  «Гугеноты», «Паяцы»,
«Чио-Чио-Сан»; «Иван Сусанин»,

«Евгений Онегин».

К 25-й тодовшине установления
советской власти в Армении театр
готовит три новых спектакля: оперу
«Намус» Л. Ходжа-Эйнатова, балет
«Хандут» на музыку А. Спендиаро-
ва, оперу «Аршак П» — Т. Чухад-
2KAHA.

Либретто оперы «Намус» написано’

по одноименному роману армянского
классика Ширванзаде (автор либрет-
то — композитор Л. Ходжа-Эйна-
тов). Режиссер — засл. деятель uc-
кусств В. Аджемян, диражер-— засл.
деятель искусств С. Чарекян.

Музыка балета «Хандут» vcocras-
лена из известных и
произведений А. Спенлиарова. Му-
зыкальная композиция балета, а так-
же музыкальная редакция — дири-
жера театра, засл. деятеля искусств
Г. Будагяна.

‘неизданных
‹ ют великолепные эпизоды фильма.

Передо мною лежит старый аме-
риканский еженедельник.

Он раскрыт на страницах, посвя-
щенных ‹ Тегеранской конференции.

Фотоаппарат американского репор-
тера запечатлел исторический мо-
мент вручения английского меча
для передачи героическому Сталин-
граду.

Рядом у меня на столе лежит
вырезка из газеты «Правда». 3a-
метка ТАСС из Лондона от. 19 ок-
тября 1944 года: «Корреспондент
агентства Рейтер сообщает из Па-
ража, что великолепный замок <
пархом около — Клермон-Феррана,
принадлежавший Пьеру Лавалю,
конфискован и поступил в продажу
с аукциона. В замке Лаваля поли-
цией были обнаружены тысячи бу-
тылок отбогного вина, золотой кин-
жал, подаренный Лавалю бывшим
немецким послом в Виши, Отто
Абецом, а также много орденов и
разных подарков от  гитлеровслих
людоедов»

Кинжал и мен!

Подлость удара из-за угла-—и бла-
городетво героического подвига!

Я люблю факты, детали, предме-
ты, которые несут образное осмыс.
ление явлений.

Я люблю сопоставление таких
деталей, предметов, фактов, которые
поднимаются почти до обобщенного
символа событий.

Вот почему я люблю доку-
ментальный фильм и хронику, лаю-
щую в этом направлении такой про.
стор.

Удар меча Красной Армии под
Сталинградом спас сердце Фран-
ЦИИ.

Победа под Сталинградом явилась
поворотным моментом истории  вто-
рой мировой войны.

Советский народ, приняв на себя
удар варварских полчищ агрессии,
спас цивилизацию Европы.

На необ’ятных равнинах русской
земли в великой победе Красной
Армии под Сталинградом решались
судьбы мира всего мира.

Эта основная мысль, основная кон-
цепция пронизывает каждый кадр,
каждую деталь, каждый монтажный
стык нового волнующего фильма
«Освобожденная Франция», смонти-
рованного Сергеем. Юткегичем из

Несметного количества беспристраст-

ного документального материала.

Именно мысль, а не прием; имен-
но скорбь и гнев, а не формальные
искания автора магически, перево-
плошают эти кадры фактов в захва_
тывающую поэму борьбы за ссво-
бождение всем нам близкой и JO.
бимой Франции.

Именно эти чувства диктуют
прекрасно смонтированные страницы
трагической судьбы покоряемой, по-
рабсшенной и вновь освобожденной
Франции. проходящие перед нами по
экрану,

Именно эти чувства порожда-
Так родилась, например, своеобраз-
ная Сюита Молчания порабошенной
Франции в момент вступления нем-

nes в Париж, еще неспособный

Сюжет балета навеян лирическими ПРОТИВОСТОЯТЬ интерзентам.

мотивами народного эпога «Латяд

От пустынных улиц, в мертвом

Сасунский» (глава «Давид и’ Хан-! Молчании следящих за вступающи-

дут»)- Авторы либретто — народный’

артист республичи А. Гулакян и
засл. артист РОФСР Л: Лавоовский.
Режиссер-постановник  — балетмей-

стер.И. Арбатов: дирижер засл; дея.

тель искусств Г: Булагян, художни-
ки — И. Арбатов и К. Минасян.
«Аршак П» —! героическая опера
Т. Чухаджяна; сюжет ее заимство-
ван из исторни Армении IV века,
эпохи царя Аршака П—выдающегося

ми в Париж немецкама войсками,
— к наглухо закрытым <тавням, к
свинцовому молчанию оцепеневших
домов и селений, дорог и полей...

Медленно и неподвижно проходят
перед вами застывшие кадры...

И вы обязательно чувствуете с
экрана эту тишину скорба, порож-
дающей бурю — эту предгрозовую
тишину, готовую взорзаться ‘огнем
борьбы.

государственного деятеля, ведшего  Xone режиссерского замысла изы-
борьбу против каязей-феодалов. сканны и многообразны. И если

Опера идет в’ музыкальной редак-  эта часть фильма напоминает сим-
ции А. Шавердяна. Режиссер — на-  фонию, то несколькими частями
родный артист республики А. Гула-  дальше фильм так же уверенно
кян, дирижер — народный артист! поднимается до высот  захватываю-
республики М. Тавризиан. щей народной драмы.

пулярны в Болгарии. Кроме toro,
он пел болгарскую народную пес-
ню, причем болгары, восхищаясь
чистотой произношения, никак
могли. поверить, что наш украинец
Петр Киричек —. не болгарин.
„.Художественное слово. Помню
‚наши волнения перед первым кон-
цертом. Как «пройдет» Каминка?
Поймут ли его? Мы верили в его
актерское мастерство, но все же,
как сделать слово, непонятное `сло_
во, да еще художественное, понят-
НЫМ?
clo тишине в зале мы поняли,
что слушают. по реагированию нам
стало ясно, что понимают, а когла
раздался смех в тех местах, где
ему ,быть полагается (Каминка чч-
тал Чехова), то мы абсолютно ус-
покоились, Кроме того, Каминха,
уже будучи в Болгарии, как бы в
ответ на то внимание и радушие,
которыми нас окружали, выучил на
болгарском языке — стихотворение
Изана Вазова «Россия». Е
Кроме столицы, мы побывали в
других городах страны. Путешест-
вуя, мы видели красоту природы
Болгарин. Удивительно хороши пей-
зажи в горах; мы. видели цели
снежных вершин и уже зеленеющую
траву и поленежники в долинах.
Пыхтя и отдуваясь, паровоз под-
нимал нас на головокружительную
выеоту, и, казалось, мы смотрели на

землю с птичьего полета. А раз как-,
то ночью увидели луну: как булто

где-то под нами внизу висит желто-
оранжевый шарик, похожий на cKa_
зочный колобок. `Побывали мы на
берегу Черного мооя: в Бузгасе, з

He

городе-курорте Варне, где песок,
как сахарная пудра, где чайки, как
у нас голуби, живут в городе, где
дома построены из серого камня, а

Из путевого альбома художника К. ДОРОХОВА.

крыши крыты розовой черепицей.

Довелось нам побывать в ‘старом
городе Плевне, городе славы рус-
ского оружия. Там хранятся рус-
ские пушки со времен освобождения

нашими предками болгар от турец-

кого ига. В музее сохранились пор-
треты русских генералов, всенные
документы того времени. Мы по-
сетили знаменитую часовню, в под-
земелье которой лежат черепа и
кости русских воинов, павших в 6бо-
ях за освобождение Плезны. Жите-
ли города, как святыню. сохраняют
эти славные памятники старины.
Были мы в Габрово—рабочем цен-
тре текстильной промышленности, в
Пернике. Встречались с рабочими,
шахтерами, с людьми интеллектуаль-
ного труда, студентами, детьми,
Никогда не забудутся те торжест-
венные и восторженные дружеские
приемы, которые жители устраивали
нам по приезде в их города.
..Пловдив. Мы выхолим из ва-
гона. Кажется, столько людей, что
некуда яблоку упасть. Даже ва кры-
ше нашего вагона примостились ре-
бятишки. Нас приветствует кмет
(мэр» горола. Это немолодой, пред-
ставительный человек Он взволно-
ван Н старается в углах рта, в 60.
роде, спрятать свое волнение, зо
это ему не удается, и мы чувству-
ем. как по-настоящему искренне, от
всего сердца радуется он тому, что
в его родной город приехали пред-
ставители «далекой, но близкой».
как он сказал, Советской России. С
гоолостью кмет показывает нам го-
род. С горы,

- где расположен чу-
десный парк, город виден, как на
ладони, — украшенный болгарскими

и советскими флагами, он выглядит
чрезвычайно празднично.
Больше месяца пробыли мы на

единенных сил союзников.
ют памятники нащиональной
сти Франции.

„Царижских мансард,

автором фильма

„Освобозкденная Ор

фильма «Освобожденная
Парад частей Сражаю-
вверху — населе-
возрожденную

Кадры из
Франция»,

шейся Франций;
ние приветствует
армию.

Париж

праздничный
встречает своих освободителей. Сре-
ди ликующих масс народа по ули-
цам Парижа идут представители об’-

Радостный,

Мелька-
гордо-

Триумфальная арка. Площадь Со-!
гласия... 1

Молчавшие ири немцах пригороды
н улицы вновь жужжат многотысяч-
ными толпами, ‹сбросившими нена-
вистное иго.

Но не дремлет шестая колонна. В
разгар радости и ликованая внезап-
но раздается выстрел. И вы видите,
как из слуховых окон старинных
высоких крыш, обрамляющих пло-
штадь, внезапно вырываются огни
выстрелов.

Сухой треск. Бегущие толпы на-
рода, Женщины и дети, падающие
около парапетов, у подножия фона-
рей.

Разорваны привычные ассоциации
непременно с
поэтами, — с мансард грохочут пу-
леметы, пулеметы в руках предатз-
лей Франции, оставленных я тылу <
тем, чтобы убивать ее лучших <ы-
HOB...

Мы видим отравленный кинжал
мерзавца Отто Абеца в действии.

Но что может сделать кучка мер-
завцев против освобожденных фран-
цузов, вновь гордо поднявших го-
OBI?

Облава на предателей!

И вот уже подстрелен один из
бандитов — он пытался перебежать
плещадь, его подбила пуля, и гад
подыхает на мостовой.

И вот перед вами проводят сня-
тых с крыш негодяев, стрелявших
в народ,

И жалеешь, что перед тобой
только тени на экране и нельзя на
них реально излить море негодова-
ния, которое клокочет в груди.

Прекрасно задуман и выполнен
эпизод «Довольно

паясничать!».

Вспоминаешь плакаты первых дней
войны.

Перед нами проходит и новый лю-

бопытный этап истории советского
KHHO.
Когда-то, в двадцатых годах,

хреника и документальный фильм
вели наше киноискусство.

На многих фильмах зарождавшей-

ся тогда совете кой художе ственной

кинематографии лежал несомненный
отпечаток того, что создавала тог-
дашняя документальная  кинемато-
графия. : :

Острота восприятия материала, и
факта; острота зрения и OCTPOYMHE
в сочетании увиденного; внедрение
в действительность и в жизнь; и
еще многое, многое внес докумен-
тальный фильм в стиль советской
кинематографии.

В дальнейшем хроника сама утра.
тила многие из гих черт. {

Волнующий документальный фильм
подчас стал заменяться простым
дневником происшествий. Терялось
сознание того, что мало склеить Ку-
ски событий между <обою и что,
если это сопостанление не будет со-
грето чувством и озарено мыслью,
TO ни в мыслях, ни в чувствах “зри-
теля оно не сумзет вызвать ответ.
ный живой отклик. {

И вог мы видим — двадцать, лет

спустя — любопытный обратный про-
цесс.

Долг платежом красен!

Режиссеры художественного филь-
ма идут работать в хронику (Кото-
рая, надо сказать, и сама воспитала
за это время множество первоклас-
ных мастеров). ;

Герасимов, Довженко и
уже вышли < картинами. .

Готовятся Пырьев и Барнет. .

Сейчас с картиной выходит Сергей
Юткевич. Е

Они приходят в хронику ©. тем,
чтобы плечом к плечу в едином об-
шем усилии с лучшими мастерами
документального фильма дзигать к
новым высотам эту прекрасную и
благородную область киноискусства.

Обогащение снова будет обоюд-

Райзман

Вспоминаешь «Окна РОСТА»

«Окна` ТАСС».

Взят один из самых подлых
пектов Гитлера — Гитлер, упиза-
ющийся победой над Францией,
Гитлер в Компьенском лесу после
подпасаняя капитуляции правитель-
ством Виши,

Он самодовольно ерничает,  хло-
пает себя по брюху, издевается над
побежденными, нагло’ выбрасывая
ножку.

Он хочетэто сделать второй раз,

но властно врывается гневное: «До-
вольно паясничать!».

ас-

aH]

ным, ибо приобщение к одействи-
тельности и к документу, прнобще-
нае к герсической подлинности этих
великих дней вдохнет еще большую
пламенность и страстность ‚в произ
ведения художественной  кинемато-
графии.
Долг платежом красен!

И сейчас, когда’ карающий меч зач
несен над головами виновников вой-
ны; сейчас, когда меч освобождения
в руках Об`‘единенных наций, сзеркая,
рассекает оковы народов, `порабо-
щенных фашизмом, документальный
фильм Сергея Юткевича «Освобож-
денная Франция» смотрится с oco.
бым, энтузиазмом и теплотой, ибо

Поднятая нога кровавого
застывает в воздухе.

И в фильме это — отсвет
как мощь Коасной Армии властным
окриком «Довольно!» — остановила
гитлеровские полчища под’ Сталин-
градом, похоронив мифсо их непо-
белимости на просторах
ной ими земли.

Я бэгло вспоминаю лишь часть
эпизодов; лишь часть композицион-
ных разрешенаий, которыми захваты-

клоуна

вает зрителя этот фильм наравне с\
первоклассным интересом самого ма-.

териала.
_Но эпизодов и приемов много.
Они богаты и разнообразны. Они

волнуют, ибо очи пропитаны живой
эмоцией и живой мыслью борьбы.
a]
Перед нами проходит не только
история мировой войны.

болгарской земле, а потом вылета-
ли в Югославию, легендарную роди-
ну героев.

2.

Белград. Если в Болжарин. путе-
шествуя по городам, видя людей,
занимающихся мирным трудом. де-
тей, играющих на солнце, мы не
чувствовали жаркого дыхания войны,
то здесь мы сразу почузствовали, что
фронт близок, что война идет же.
стокая, кровавая. На улицах нет

гуляющей толпы, вы видите народ,

одетый в военную форму. Идут бой-
цы Народной армии, с ними жен.
щины, также в форме; за спиной
винтовки, сапоги покрыты пылью, я
вы угадываете, что возвращаются
они с нередовых позиций, что еще
вчера они стреляли в предателей в
освобождали свою землю от враже-
ской нечисти.

Вся передовая — интеллигенция
страны, в частности Белграда с
приходом немцев ушла в партиза-
ны. Много раз мы зстречаликь с
артистами, художниками, музыканта-
ми. Познакомились с женщиной— ре-
дактором журнала; она партизанка,
У нее прямой, гордый профиль 1
грустные глаза. Муж — боец Ha-
родной армии, убит в бою ребенка
отца, мать убили немцы... Г Г

..За пульт поднимается человек—
он в партизанской форме. Молодой.
энергичный, Долгое время ‘воевал
против немцев. Он рассказал нам
что после длительного перерыва ди:
рижерская палочка показалась ему
детской игрушкой. Сейчас он дирак_
тор Государственного театра и дн-
рижер. Наши товарищи Кругликоза
и Бадрилзе пели с ним оперу Чай.
ковского «Евгений Онегин» в Бел-
гралском национальном театре и от_
зываются о нем, как о большом ма-
стере и чутком художнике.

Запомнилась ещ

е олна встреча...

Застенчивая, с мяпкой и грустной

улыбкой, худенькая девушка B
J ,

больших, сшитых не по мерке, са-
погах. Она спросила, правда ли’ что
У нас можно бесплатно ‘учиться н
ЧТо есть школы, где учат танцовать?
Мне показалось, что она совсем еще
ребенок. Оказалось, ‘что суровую

жизненную школу уже прошла эта

женщина: 3 года в партизанском от-

TOTO,

ockBepHen-

зритель находит в нем COESpIIeHHO
реальные очертания другого близко-
го события, чье имя будет осво-
‹ божденная Европа — освобожденный
  мир, вырастающий Ha дымящихся
  развалинах фашастских концлагерей
  и застенков. ; т

Это живое обобщение, которое вы-
носишь с просмотра фильма, — еще

одно большое его достоинство, ибо
  подобные обобщения доступны толь-

ко подлинным произведениям  ис-
кусства.

Побольше таких фильмов, как
«Освобожденная Франция», чтобы
неустанно напоминать, что в ‘час
расплаты враг наш — фашизм = не

будет достоин ни тени снисхожде-
‘ния, ни грана жалости.

В этом также — великая боевая
актуальность нового фильма.

ряде, гибель сына, ранение ноги..—
а сама она балерина. И назавтра в
пленительной Чаге-невольнице’ в По-
ловецком стане мы еле узнали на-
шу обаятельную собеседницу. Нам
было очень приятно смотреть поло-
вецкие пляски из оперы Бородина
  «Князь Игорь» в целиком сохра-
нившейся постановке Фокина.

К тому времени, когда мы при-
были в Югославию, в стране было
сформировано нозое демократическое
правительство во главе < маршалом
Тито. Об этом человеке многое
  можно сказать. О нем слагают стн-
  хи и песни.

...Поздно вечером после спектакля
мы приезжаем во дворец бывшего
регента, где теперь живет Тито. В
залах много гостей: друзья марша:
ла, члены правительства, министры,
руководители страны; Навстречу нам
выходит Тито: крепкая, невысокого
роста фигура, спокойные,  нетороп-
ливые движения, удивительно яс-
ные и серьезные глаза. Кажется, что
огромная сила заложена в этом че-
лозеке. Радушный и приветливый,
он знакомит нас ¢ г-ном Шубашя-
чем, генералом Джилас и многими
другими. :

Концерты для правительства, лля
Югославской Народной армии, для
рабочих, студентов, в пользу раве-
ных бойцов, в пользу сирот, в поль-
зу пострадавших от бомбардировок
проходили под нескончаемые овации.
Громадным

успехом — пользовался
т Киричек, который ‚ пел «Марш
ито» на сербском языке. Очень

тепло принимали Каминку, сумевше“
гонв Югославни приготовить на их
родном языке стихотворение серб»
ского поэта Д. Якшича «Отчизна» ^
Югославское правительство на
градило советских артистов орлена:
ми «Братство и Единство» которые
и были нам вручены г-ном Изаноч
Рибар в торжественной обстачовке,
Ма. происходят собрания
h стекого. Народного Вече.
Работала ‘бригада много: за пол:
тора месяца мы дали 64 кониерта,
о мы не чувствовали усталости, —
настолько нас подхватывала волна
настоящей, искренней симпатии близ*

кого нам по дух у
} замечательного
народа. уху ельног