М. РОЗЕНТАЛЬ

Ленин любил и ценил искусство.
По свидэтельству А. .В. Луначар-
ского, он однажды сказал: у

«Какая увлекательная
история искусства. Сколько. здесь
работы для коммуниста. Вчера 20
утра не мог заснуть, все рассмат-
ривал одну книгу за другой. И до-
садно мне стало, что у меня не бы-
ло и не будет времени заняться ис-
кусством».

Действительно, Ленин не оставил
специальных работ по эстетике. Но’
его отдельные высказывания и за-
мечания по вопросам искусства, его
статьи о Толстом, его великие ‘фи:
лософские ” идеи, весь дух лениниз-
ма составляют неоценимое богатст-
во и основу современной научной
эстетики.

Гений Ленина, осветивший все сто-
роны новой эпохи, в которую чело-
вечество вступило с конпа ХТХ ве:
ка, и указавивий нашему народу нути
строительства социалистической
жизни, не мог пройти мимо такой
важной области идеологии, как ис-
кусство. Для Ленина искусство
не изолированная, самодовлеющая
частичка общественной жизни, а
одна из существенных сторон еди-
ного, закономерного процесса  раз-
BUTHA человечества, Страстным.
стремлением пролетарского револю-
ционера подчинить эту область  са-
мому дорогому для него делу o0-
новления мира, связать ее прочно с
интересами трудящихся класеов бы-
ло обусловлено огромное внимание
Ленина к искусству. И значение ле:
нинизма (как и марксизма в целом)
для эстетической теории заключает-
ся как раз в том, что свет, проли:
ваемый им на искусство, имеет сво-
им источником самые глубокие, пло-
дотворные, жизненные для челове-
чества интересы.

Уже в самом главном и основном
вопросе о сущности искусства, 06
отношении искусства к действитель-
ности, ленинизм дает возможность
эстетике стать ча твердую науч-
ную почву. До сих пор еще недо-
статочно выяснено значение борьбы
Ленина в области философии против
махизма — этой новейшей формации
суб’ективного идеализма — для Te:
ории искусства. Между тем, борьба
Ленина против махизма была борь*
бой против идеологии, широко раз-
ветвленной в эпоху упадка буржуаз-
ного мировоззрения. Ленин имел в
виду прежде всего связь между
махизмом и кризисом. одной из важ-
нейших отраслей естествознания —
физики. Но ленинское обобщение
причин этого кризиса, его анализ
философских основ кпизиса, критика
суб’ективного идеализма в познании
и т. д. имеет самое непосредствен-
вое значение и для об’яснения TOTO
кризиса, который одновременно же
стоко поразил буржуазное искусст-
в0. Одни и те же социальные при-
чины широко  распахнули двери
для прокикновения суб’ективизма в
естествознание и в искусство, и тут
и там это проникновение сказалось
одинаково гибельным образом.

Если в физике эта идеология
махизма вела к отрицанию об’ектив-
ности материи, природы, превраще-
нию реальности в «комплекс ошу-
щений», то в искусстве она озна-
чала уход художника от общест-

область

венной действительности, возвели-
чение всего узко-личного,  суб’ек-
к

тивного в отношении художника
жизни, сознательное отвлечение от
великих вопросов современности.

Именно такова основная тенденция
новейших течений буржуазного ис-
кусства с конца ХГХ века—импрес-
сионизма, символизма, кубизма и
проч. Сам человек,—по выражению
Горького, «существо великое и тра-
гическое», — стал  об’ектом  равно-
душного созерцания, одним из мно-
гих предметов, на которых можно
изучать игру света и тени.

Но этим самым уничтожались жи-
вительные источники подлинного’ ис-
кусства. Когда Бальзак много вре-
мени назад сказал: «Почти все
разы... выживают лишь при условии,
что они были великим отражением
своей действительности. Они созда-
ны в недрах своего века, и под их
оболочкой все взволнованное чело-
веческое  сердце..», то он выдал
тайну искусства. Когда великие
русские критики Белинский и Чер-
нышевский боролись против идеали-
стического понимания искусства И
видели в искусстве своеобразное ху-
дожественное отражение, познание
действительности, то они. обобщали
самое ценное и существенное, что
было в передовом искусстве всех
времен и наролов.

Ленинская критика  махистского
понимания действительности, как
суммы ощущений, и противопостав-
ление этому пониманию — теории
отражения потому и имеет такое не-
оценимое значение для эстетики,
что подводит’ под нее единственно

\ против

тельности,

«неисчерпаемой

научный, теоретический базис. Толь-
ко в свете ‘ленинской теории  отра-:
жения можно о правильно решить
«вечные» вопросы о природе искус-
ства, о критерни художественности,
о назначении искусства и художни-
ка, об ндейности и тенденциозноети
искусства ит д.

Искусство есть
отр
разный

художественное:

способ познания  действи-

всесто-

отражения,
pokHe развитой Лениным в борьбе

зрения теории
махиетского  суб’ективизма.
-Но какие принципиальные и вели-
кие следствия для искусства и Ху-
дожника вытекают из этой «простой
истины»! Если искусство есть  ху-
дожественное отражение  действи-
то жизненным  содержа-
нием произведений искусства долж-
ны быть большие и существенные
для человека явления этой дейст-
витегьности.

Значит, художник должен прочно
находиться на почве действитель-
ности и из нее черпать мотивы для
своего творчества. Значит, ложью и
обманом являются распространенные
идеалистические и ‘полумистические
«теории» о том, что художник—это
существо, ° «творящее в беспамят-
стве», передающее откровения своей
души», ° существо,
личные, суб’ективные переживания
которого могут зажечь человечество.
Следовательно, тысячу раз был прав
Белинский, говоривший, что ни один
художник «не может быть велик от
самого себя и Через самого себя...»
и великий художник потому велик,
«что корни его страдания и блажен-
ства глубоко вросли в почву обще-
ствекности и истории...»—что только
«маленькие поэты и счастливы и
несчастливы от себя и через себя,
но зато только они сами и слушают
свои птичьи песни, которых не хо-
чет знать ни общество, ни челове-
чество».

“Если искусство есть художест-
венное отражение действительности,
то критерием подлинной художест-
венности является правдивость в ис-
кусстве, мера постижения действи-
тельности, глубина и значительность
художественных образов. Ho дей-
ствительность не есть нечто посто-
янное, застывшее, неизменное; она
развивается и в своем стремительном
беге вперед отменяет отжившее, ис-
черпавщее себя и утверждает новое,
прогрессивное. Значит, настоящее
искусство—это. такое искусство, ко-
торое не п отражает действи-
тельность, а отражает ее в ее раз-
витии, которое способно видеть но-
вое, стать голосом этого нового, в
высочайшей степени обладать чув-
ством нового. И голос художника
поэтому, выражаясь словами Стани-
славского о Чехове, должен зву-
чать «бодро, зажигательно, ибо сам
он смотрят не назад, а вперед»,

С этой точки зрения основопола-
гающее значение для научной марк-
систской эстетики имеют статьи
Ленина о Толстом, в которых пюни-
мание искусства, как художествен-
ного отражения действительности,
применено к анализу конкретного
явления. Принципиально важен ле-
нинский угол зрения на произведе-
ния Толстого. Этот угол зрения и
есть угол зрения подлинно  науч-
ной эстетики.

«И если перед нами действитель-
но великий художник — писал Ле-
HHH, — TO некоторые хотя бы из
существенных сторон революции он
должен был отразить в своих про-
изведениях»,

Для Ленина в искусстве важно
прежде всего отношение художест-
венного произведения к действи-
тельности; он ищет в нем ответов
на вопросы, выдвигаемые крупными
‘общественными событиями, и измеря-
ет художественную силу произведе-
ния степенью проникновения худож-
ника в действительность, отношени-
ем самого художника к ней. Отсю-
да и его понимание развития, про-
гресса искусства. Прогресс в ис-
кусстве выражается, по Ленину, не в
том, что художники на каждом но-
вом историческом этапе «сочиняют»
какие-то новые, небывалые формы, а
в том, что они находят в себе необ-
ходимую силу и необходимые сред-
ства для художественного  освеще-
ния и отражения конкретно-истори-
ческих условий своего времени.

«Эпоха подготовки революции В
одной из стран, придавленных кре-
постниками, — нисал Ленин, — вы-
ступила, благодаря гениальному ос-
вешению Толстого, как шаг вперед
в художественном развитии всего
человечества».

Горький `говорил о Ленине: «Я не-

редко подмечал в нем черту гор-
дости русским искусством». Ленин
гордился этим искусством, потому

что русское искусство сумело под-
няться на величайшие вершины ху-
дожественного творчества, благодаря
своему передовому общественному
характеру и стремлению возвысить
человека.

С точки зрения своего общего по-
нимания сущности искусства Ленин
подходит и к определению характе-
ра искусства, создаваемого худож-
никами освобожденного народа. Он
гениально очертил основные особен-
‚ности нового искусства и ‘указал
путь, по которому оно должно итти,
чтобы стать достойным своего вре-
мени и своего народа. В его указа-
ниях заложены основы эстетики
нового, советского искусства:

Ленин с огромной силой обрушил-
ся на тех мнимых новаторов, кото-
рые под флагом «пролетарского» ис-
кусства протаскивали новейший бур-
жуазный хлам.

«Я не в силах, B

— говорил он

es   =
ажение действительности, своеоб-   беседе с Кларой Цеткин, — считать

фу-

произведения экспрессионизма,

тельности —такова простая и глубо- туризма, кубизма и прочих «измов»

истина ©б ‘искусстве

кая

с точки‘ высшим проявлением

художествен-

м. ЧИАУРЕЛИ

BECCM

Ленин и Сталин! Вот имена, ко-
торые являются синовимом всего
самого лучшего, что есть в нашей
славной эпохе. -

‚Иден этих величайших деятелей
человеческого прогресса стали  ги-
гантской материальной силой: они
претворены в конкретное большое
дело, и дело это. — наше, государ-
ство. :

Какая. колоссальная работа. но
теоретическому обоснованию  прин-
ципов такого государства, какая
огромная работа по перевоспитанию
людей проделана партией Ленина—
Сталина для того, чтобы стали воз-
можными создание и рост этого
могучего нового, государства! Be

Подливное понимание основ и.
принципов. демократического › совет-
ского ‘общества и горячий  патрио“
тизм, основанный на этом понима-
нии, проявил весь советский народ
от мала до велика, от рабочего до
ученого, от бойца до полкоролца
в лни Великой отечественной войны.
Именно потому так геройски отста-
ивал наш народ каждую пядь своей
свяшенной земли, каждый дом.
Именно потому он отбросил и раз-
громил сильнейшего врага.

Идеи  МЛенина, претворены в
жизнь. И нет для нас ничего доро-
же этой жизни, потому что в дыха-
вии каждого нашего дня мы ощу-
щаем веяние бессмертных ленниских
илей.

EPTHE

Лучшие люди мира, передовые
рабочие и ‘ученые, политические
деятели, воины и крестьяне, мысли-
тели и художники смотрят любов-
но и с надеждой на государство,
‘созданное Лениным и Сталиным.

Великий факт разгрома фашизма
в 1945 году блестяще показал ми:
ру все величие и незыблемость за-
конов, на которых построено наше,
советское общество.

Под руководством  ЛениБа и
Сталина наш ‘народ совершил Ве-
ликую Октябрьскую  социалистиче-
скую революцию и сбросил со своих
плен иго ‘эксплоататорского строя.
По заветам Ленина, под руководст-
вом Сталина был осуществлен план
великого строительства и наша
страна превратилась в могучую ин-
дустриальную лержаву с
крупным в мире  обобществленным
сельским хозяйством. По заветам
Ленина, под руководством Сталина
создана непобедимая Красная Ар-
мия. Неразрывен братский ‘союз
народов СССР! Об это морально-по-
литическое единство советского На-
рода разбились все попытки гитле-
ровских выродков стать владыками
мира.

Ленин стоял у колыбели зарож-
дающейся советской культуры. Он
указал ей новые пути и задачи.
Ленин глубоко верил в силу искус-
ства и учил нас любить новое ис-
кусство, искусство народное, реа-

самым -

испытываю от них никакой радости».

Ленин ясно и просто сформулиро-
вал отношение советского искусства
к старому. В той же беседе он ска-
зал: «Красивое нужно сохранить,
взять его как образец, исходить из
него, даже если оно «старое». По-
чему нам нужно отворачиваться от
истинно-прекрасного, отказываться
от него, как от исходного . пункта
для дальнейшего развития, только
на том основании, что оно «старо»?.».

Определяя сущность действитель-
но нового, советского, социалистиче»
ского ‘искусства, возникающего не из
головы гениальничающих человечков,
а в реальной жизни, как закономер-
ное продолжение всего лучшего и
‘ценного, что создало искусство пред-
шествующих эпох, Ленин исходил
из основного: из того, что OHO
должно отразить  всемирно-исто-
рический перелом в обществен-
ном развитии, произведенный OK.
тябрьской социалистической  рево-
люцией. Не со стороны формальных
признаков подходил Ленин к опреде-
лению сущности ‘и характера совет-
ского искусства. Отличительные фор-

ag hear
ного пения. Я их не понимаю. Я не] он видит особую” силу нового искус-

ства в его народном характере, то’
он подходит’ к искусству ине извне,
а опирается на’ собственные его за-
коны. История ‘искусства показыва-
ет, что подлинно великим искусством
во всё времена было. то искусство,
которое своими корнями было связа-
но с самыми передовыми силами об-
щества, которое’ отражало и, вместе
с тем, формировало чувства, волю,
сознание этих сил, И в прошлой ис-
тории такой силой — открытой или
подспудной — был народ. Но в на-
ше время народные массы ‘являются
главной действующей силой. В’ той
же статье о литературе, написанной.
в 1905 году, Ленин писал, что де-
сятки миллионов трудящихся . России
составляют «цвет страны, ее силу,
ее будущность». На стороне этих
десятков миллионов—правда развива-
ющейся жизни, здесь «герой нашего
времени», здесь великие идеалы, чув-,
ства, страсти, настоящие человече-
ские характеры. И когда оправда-
лись слова Ленина о том, что 4]
род — будущность страны, когда Ha-
род, совершив подвиг, стал на путь
социалистического развития, то

мальные особенности должны были! Ленин в беседе с Цеткин 06 ис-

явиться логическим следствием ново-   кусстве,

го общественного содержания этого
искусства, его револющиенного на-
правления, его связи с новыми задача-
ми, вставшими перед освободившим
себя народом. Они, эти особенности,
не могли быть придуманы никаким
гением, а должны были родиться в
живой практике становления и разви-
тия советского искусства, в борьбе
советских художников за глубокое,
подлинно художественное выражение
новой, самой светлой страницы, на-
чавшейся в истории человечества со
времени Октябоъской севолюции.

Вот почему Ленин, говоря о своем
понимании советского искусства, ри-
суя его основные характеристические
черты, брал коренные вопросы содер-
жания, идейного направления этого
искусства, которые должны юпреде-
лить и его новый, художественный
стиль, метод.

Еще в 1905 году в своей знамени-
той статье «Партийная организация и
партийная литература» Ленин указал
одну из главнейших черт нового ис-
кусства. Он говорил: это будет дей-
ствительно свободное искусство; «не
корысть и не карьера, а идея социа-
лизма» будет определять’ подлинно
свободный характер этого искусства.
Он открыто провозглашает партийный
характер искусства, создаваемого
пролетариатом. Он разоблачает ли-
цемерное понимание «свободы» и сво-
бодного от идейных тенденций ис-
кусства, как прикрытое служение
«денежному мешку».

Важно отметить следующее: когда
Ленин пишет, что только «идея со-
циализма» в наше время может сде-
лать искусство «действительно сво-
бодным», когда он связывает эти два
понятия, то он стоит не только на
почве политических задач, но и на
почве глубоко осознанных, научно-
понимаемых законов искусства. Для
искусства художественная правда то
же самое, что для живого существа
кислород. Не всякая идея может
гармонически сочетаться ° с худо-
жественной правдой. Плеханов лю-
бил повторять слова Рескина: де-
вушка может петь о потерянной
любви, но скряга не может петь’о
потерянных деньгах. Ту же мысль
по-своему выразил Герцен: искус-
ство, зараженкое идеей мещанства,
вянет, как лист в хлоре. А
Л.. Толстой еще резче сказал: OT
‘лжи в искусстве все порошком рас-
сыпается. Следовательно, чтобы ху-
дожник, творец искусства, мог дей-
ствительно свободно воспринимать
правду действительности и не. наси-
ловать своей художнической натуры,
0 должен вдохновляться не теми
«идеями», от которых «все порош-
ком рассыпается», а которые, напро-
тив, образуют гармонию с правдой
действительности и помогают худож-
нику свободно проявлять себя. Вот
этим и руководствовался Ленин, ког-
да он, говоря о сущности нового’ис-
кусства, заявил, что оно станет дей-
ствительно свободным искусством,
ибо его движущей силой будет ве-
личайшая и человечнейшая идея со-
_циализма.

С этой особенностью искусства,
создаваемого представителями сво-
бодного народа, Ленин связывает дру-
гую — народность, народный харак-
тер искусства. И опять-таки, когда

x

Памятник В. И. Ленину на Загэсе
Скульптура И. ШАДРА.

листическое, воплощающее принци-
пы  социалистического гуманизма.
«Искусство принадлежиг народу,—
говорил Владимир Ильич.—Оно дол-
жно уходить своими глубочайшими
коркями в самую толщу широких
трудящихся ‘масс... Оно должно об’-
единять чувство, мысль и волю этих

масс, подымать их. Оно должно
пробуждать в них художников и

развивать их».

Эти ленинские мысли нашли свое
выражение и развитие в. сталинском
лозунге  социалистического ‘реализ-

произнес слова,
лучше многих трактатов формули-о
руют суть советской, социалистиче-_
юкой эстетики:

«Искусство принадлежит народу.
Оно должно уходить своими глубо-
чайшими корнями в самую толщу
широких трудящихся масс. Оно дол-
жно быть понятно этим массам и
любимо ими. Оно должно об’единять
чувство, мысль и волю этих масс,
подымать их. Оно должно пробуж-
дать в них художников и развивать
их».

И, наконец, говоряо советском ис-
кусстве, Ленин заявил, что оно дол-
жно быть «настоящим великим ис-

кусством».
Юн отметал всякие попытки хоть
сколько-нибудь снизить искусство

пролетариата. Напротив: искусетво—
отражение общественной жизни, сле-
довательно, чем интенсивнее, вели-
чественнее эта жизнь, чем глубже
вспахивает плут истории почву обще-
ственной. жизни, тем выше должно
быть искусство. Вот почему совет-
ское искусство должно быть «на-
стоящим великим искусством»: OHO—
отражение самой плодотворБой и
величественной в истории человече-
ства эпохи.

Ясно, почему Ленину так претило
всякое формалистическое кривляние,
выдававшее себя зах «пролетарское»
искусство, Покимая искусство, как
своеобразное отражение действитель-
ности, он, естественно; считал, что
только художественный реализм в
самом глубоком, философском смыс-
ле слова, только реалистическое изо-
бражение жизни может создать на-
стоящее искусство. И особенно это’
-верно по указанным причинам в при-
менении к советскому искусству.

Наше искусство пошло по пути,
предначертанному Лениным. Оно от-
бросило со своей дороги порождае-
мые упадком буржуазного искусства
всевозможные формалистические
мнимые новшёства. Живой практикой
своего творчества оно выработало
черты нового художественного сти-
ля, который товарищ Сталин назвал
стилем социалистического реализма:

Сталинское определение художе-
<твенного метода советского искус-
ства, как метода гоциалистического
реализма, является прямым разви-
тием мыслей и высказываний Ленина
©б искусстве. Этот метод утвержда-
ет связь между новым, советским
искусством и лучшими традициями
прошлого. Но в советском искус-
стве реализм оплодотворен борьбой
за социализм, он основан на марк-
систско-ленинском мировоззрении,
раскрывает ьевиданныё  перспек-
тивы для человека и его развития.

Сталин дал нашим художникам
зерное направление в их исканиях,
указал высшую цель их творчест-
ва. Лучшие произведения,  создан-
ные советским искусством, это те,
которые можно назвать произведе-
ниями социалистического реализма.

Война против фашистской Герма-
нии продемонстрировала перед взора-
ми всего человечества непреодоли-
мую мощь советского государства,
силу и красоту ‘советского человека.
На долю нашего искусства выпала
всемирно-историческая задача—вы-
разить эту силу и красоту ` нового
человека в литератуоных образах, з
живописи, в музыке, всеми средст-
вами художественного творчества.

Выполняя эту благороднейшую за-
дачу, советские художники будут
вдохновляться ленинским,  сталин-
ским пониманием искусства.

ма. Претворяя в жизнь этот лозунг,
наши мастера искусств создали луч-
шие свои произведения, принятые
с благодарностью широкими народ-
ными массами:

Перед нашим поколением Великая
отечественная война выдвинула сей-
час новые задачи. В области кауки
и искусств это задача полього
разгрома идеологии фашизма, ero
волчьей морали. Задача важная и
ответственная. Нужно многое осмы-
слить в части форм и методов ее
осуществления.

Фашизм много лет  отравлял
мозги и’ затуманивал Психологию
людей, находиншихся в орбите его
влияния.  3 порабощенкых. ими стра-
нах нацистские бестии прививали
бредовую` расистскую теорию, ‘изу-
верство, мракобесие,

Нам нужно помочь ‘уничтожению
носителей самой тлетворной заразы,
которая когда-либо поражала душу
человека.

Помочь воспитанию в духе ‘луч-
ших идеалов современности  Hapo-
дов, освобожденных от фашистских
пут, — почетный долг нашей. куль-
туры. Мы должны показать, как!
светлы и величественны  провозгла-
шенные Лекиным идеи; демократии,
свободы, дружбы кародов и как
враждебны всему человеческому
подлейшие «теории» фашизма.

Передовое искусство, подлинно

художественные произведения, не-
сущие на себе отблеек великих.
идей Ленина—Сталина, — болышая

сила. Нужно, чтобы мы были гото-
вы действовать во всебружии свое-
PO мастерства, чтобы мы сумели
поднять на новую высоту качество
и идейную значимость нашей лите-

которые  -

ной борьбой

го дела Ленина.

В. И. Ленин и И. В. Сталин

Рисунок П. ВАСИЛЬЕВА. 1944 №

oo ¢

Ленин—основоположник
советской культуры

Создатель ‘первого в мире COBeT-
ского государства, Владимир Ильич
Ленин был основоположником вели-
чайшего строительствав нашей стра-
не строительства социалистической
экономики и социалистической куль-
туры.

Огромное прогрессивное значение
советского строя в деле цивилиза-
ции и развития культуры Ленин
подчеркивал в своих произведениях
неоднократно. Ленин говорил, что
советское государство открыло «на-
роду доступ к тому, чтобы он сам
управлял теми неслыханными богат-
ствами, Которые капиталисты соста-
вили и сложили, чтобы направлять
их не на угнетение трудящихся, а на
развитие благосостояния и роста
культуры всех трудящихся».

Строительство  ‹оциалистической
культуры, по мысли Ленина, не ог-
раничивается деятельностью  работ-
ников интеллигентного труда. Оно
находится в прямой зависимости от
политической активности, сознатель-
ности и культурности трудящихся
масс.

Роль народных масс, участвовав-
ших в буржуазных революцщиях, ог-
раничивалась только разрушительной
работой по ликвидащии монархии,
средневековья. Социалистическая фе-
волюция раскрыла полный простор в
положительной, творческой деятель-
ности рабочих и крестьян. «Поднять
наинизшие низы к историческому
творчеству» — в этом видел одну
из основных задач советского госу-
дарства Ленин.

Эта позитивная, созидательная де-
ятельность народных масс явилась
реальной основой культурной рево-
люцщии в нашей стране, массового
народного похода в науку и технику,
искусство и литературу, массового
овладения основами знания и куль-
туры, выдвижения из среды трудя-
щихся новой народной интеллиген-
ции,

Советский строй, приобщивший к
активной политической жизни, к уп-
равлению государством трудящиеся
массы, создал все условия для де-
мократизации культуры и для ис-
пользования ее многовековых завое-
ваний на благо народа.

Развитие социалистической - куль-
туры, — говорил Ленин, — есть не
хаотический, стихийный процесс, а
планомерно организованный и созна-
тельно руководимый. Руководящая
роль в этом процессе остается за
государством. О необходимости пла-
номерното руководства культурным
строительством Ленин ‘говорил еще
в беседе с Кларой Цеткин в 1920
году: «Мы не должны стоять, сло-
жа руки, и давать хаосу развивать-
ся, куда хочешь. Мы должны впол-
не планомерно руководить этим про-
цессом и формировать его результа-
ты».

Руководящая роль советского го-
сударства в области формирования

новой социалистической культуры
состоит прежде всего в том, что
оно утверждает и культизвирует на-

учное мировоззрение. Советское госу-
дарство помогает деятелям KYJIbTY-
ры, интеллигенции и широким кругам
‘трудящихся понять и усвоить KOM-
мунистические идеи, Интеллигенция
нашей страны воспринимает MapK-
систское мировоззрение, благород-
ные идеи коммунизма, как  единст-
венно верную и научно-обоснован-
ную идеологию, раскрывающую не-

молил,

ратуры, живописи, скульптуры, му-
зыки, кино и театра. Партия всегда
ставила перед нами эти задачи.
Победоносное завершение Отечест-
венной войны выдвигает их ¢ OCO-
бенной силой.

Венские музыканты, итальянские
певцы, французские живописцы, ав-
стрийские зодчие, мастера искусств
Англии и Америки должны убедить-
ся в силе, красоте кашего искус-
ства, как убедились народы мира
в силе-и красоте духа нашей доб-
лестной Красной Армии. Выполнив
эту задачу, мы осуществим один из
заветов нашего Ленина.

Ленин жив! Он учит нас сегодня,
как учил десятилетия назад. Имя
его, дело его не померкнут в ве-
ках, ибо веками мечтал человек о
счастливой, справедливой жизни, а
Ленин и Сталин облекли эту мечту
в стройную форму научной теории,
Ленин и Сталин претворили эту
теорию в жизнь, и жизнь превзошла
мечту многих поколений. Воплощеё:
нием торжества ленинских идей яв-
ляется наша страна — страна ге-
роев, страна истинной свободы ‘и
культуры.

Ленин, Сталин, Партия создали
советское ‘государство, народы ко-
торого сегодня своей самоотвержен-
спасли цивилизацию
Европы от фашистских погромщи-

В этом — новый триумф велико-

рое © сохранении «старого» в wexye?

°
стве, если оно истинно прекрасно и
И. СМИРНОВ жизненно. необходимо. Вместе © тем
° Ленин подчеркивал, что из TPCT.
го нужно наследовать лишь дейст.
ограниченные творческие возмож-, Зительно прогрессивное, жизненное,
ности, сп ющую — познанию демократическое. Он решительно вы-
мира и правильному отображению   СТУпал против TeX, кто раболетно
его в научном и художественном преклонялся перед буржуазной куль.
творчестве. турой, игнорируя ее  <оциальную
природу. Одним из важнейптих дос-

Советское государство сосредото-   тоинств нашей художественной куль.
чивает в своих руках все основные   туры является ее подлинно новатор.
рычаги практического руководства   ский характер.
культурной деятельностью в стране, Ленин считал. что нельзя огрение
a i TER YORPY CE OS) Dee чиваться хранением наследства, а

нужно разрабатывать и оботащать

Благоприятным условием для ©03-  его опытом современности. He pity.
дания новых материальных и духов-  мывать «особую культуру», а разви.
ных культурных ненностей является  вать лучшие образцы, традиции и
то обстоятельство, ‘что советское   результаты существующей культуры
государство ограждает и защищает  и оплодотворять их новым опытом
творческих работников науки и ис-  жизни и борьбы советского народа—
кусства от «прозы капиталистичес-  такова задача творческих деятелей
ких отношений». «В обществе, бази-  науки и искусства.

ующемся на частной собственности
аа ие производит товары для На этом пути, указанном Лениным,
рынка, он нуждается в покупателях.   Наше искусство достигло выдающих.
Наша революция,—товорит Л ‚  СЯ VERA. :
освободила художников от В наши дни советская ‘культура
гнета этих весьма прозаических ус-  принимает активное участие в борь-
ловий. Она превратила советское го.  бе свободолюбизвых народов мира
сударство в их защитника и заказ. против немецко-фаптистских импери.
чика». , алистов. Ей по плечу эта задача, ибо

: она выросла’ и развилась, как за-
тн олио-   Конная наследница и продолжатель
жность посвятить все свои силы! apa SH ROUEN POE ACEHAY

ной кул ы всег Л. ства,
творчеству, отдать свои’ способности a ene Е
делу построения социалистического Ленин чепосредственно связывал
общества. силу и мощь нашего государства ©

it: unaroracenocm : о развитием и культуры, ¢
работников культуры в решающей ни бы ть своем
мере зависит от того, насколько глу-   плане политического доклада на

боко они проникнутся идеями социа-

ран XI с’езде партии Ленин раскрыл по-

нятие советского государства так:
Известное положение Ленина о  ‹государство—рабочий класс, его
партийности литературы в полной  авангард, его  выкристаллизованная
мере относится к искусству и нау-  организационная и культурная мощь»,
ке, ко всей советской к ~ fe =
об Л VABTYDE   BO: В жестокой войне с гитлеровски.
ще. Ленинскими требованиями пар-
> - ми захватчиками советское государ“
тийности культуры руководствуется
зся социалистическая интеллигенция,   16° ПРОШЛО все испытания и АБЫ
мы ЩЕК <  Зало свою неодолимую силу. Совет
ия: д м ры ский народ одержал над гитлеров-
ЕАО О Ки : ской Германией воекную, экономи-
Ленин, утверждая идею  партий- ческую и морально-политическую
ности культуры, подчеркивает, что   победу. Красная Армия нанесла по-

пролетарская, социалистическая   ражение гитлеровской разбойничьей
культура имеет общечеловеческий   армий. Советская культура одержи-
характер. вает верх над фашистским мракобе-

Большевистская партия, — учат сием. «Выкристаллизованная органи-

Ленин и Сталин, — является душой зационная и культурная мощь»’ со-
советского государства, его органи- ветского народа сказалась в полной
зующей и руководящей силой. Соз-  Силе и в прекрасной технике, кото-
нательное прозедение линни больше.   РОЙ снабдила страна Красную Ap
вистской партийности в культуре яв-   МИЮ, и в прекрасных кадрах, взращен-
ляется основной задачей творческих   НЫХ Партией, которые смогли овла“
работников. Партийность в научном   деть техникой.

и художественном творчестве  озна- }
чает открытое служение народу, со-  КУЛЬтурная  мошь советского
ветскому государству и соблюдение   Народа с особой силой выявилась в

высшей формы об’ективности. деятельности всех отрядоз советской
Против руководящей роли совет-  ИНТеллигенции в годы Отечествен-

а государства в культурном   ной войны, в создании ими новых
тельстве выступали в свое

мат.
время так называемые пролеткуль- И В, Не

товцы. Они отрицали руководящую ных ценностей, вооружающих ‹о-
роль партии и государства в деле   Ветский народ в его борьбе за прач
формирования новой культуры, вое дело.

Ленин  разоблачил враждебные
марксизму взгляды идеологов Про.
леткульта, их сепаратистские, анти-
о ee ee ee B про-   стских варваров, выгнала их вон ©
ot золюции пролетарской   нашей священной земли и. добивает

ультуре» и предшествовавших ему   их под Берлином непосредетвенно
предварительных материалах Ленин Е

J связана с нашими успехами в обла-‘
подчеркнул необходимость строгой i per Eng

сти развития культуры в самом ши
Don Creston nee культур-   роком смысле анны а
i вом в нашей стране,   кий Лен е

{ >  KI ин говорил: «Никогда он
ie р организации долж-  побелят того р в sent

ссматривать свои задачи «как   п; :

: Рабочие и крестьяне в болышинстве
В диктату- своем узнали, почувствовали и уви-
Ba Еды: ую рьбу при-  дели, что они отстаивают свою, со.
я енину с пролет-  ветскую власть—власть трудящихся,
or eae Hen, вопросу об отноше-  что отстаивают то дело, победа ко-
и сическому культурному   торого им и их детям обеспечит воз-
„  можность пользоваться всеми бла-

Ленин предельно ясно изложил   ГаМи культуры, всеми созданиями
свою точку зрения на культ человеческого труда».

ультурное 3} fe

наследство человечества. Задача со-  Трудами Ленина заложены ocHo

ветского тосударства Peay
: Рил  вы развернуто
Ленин, — взять всю культуру, ко- РЕ а

торую оставило нам предшествуло-
ues,   развитие человечества, и из нее Ленинское учение © социалистиче.
роить новую культуру. ской — культуре развил дальше
Человечество в борьбе с природой   Товарнии Сталин. Он обогатил это
: в классовой борьбе ‘выработало   УЧение теоретическим ‘обобщением
ето le ee Жизнь созре-  Опыта культурного строительства в
а ния людей  опира- , СССР. Товариш. Сталин разработал
crea 8. 2 „предшествующих по-   Вопрос о соотношении нациокальной
: . Всякий, кто отвергает куль- формы H сопиалистического содер“
турное ‘наследство, прерывает исто_  Жания советской культуры. В. тру-
ee преемственность поколений   Дах ‘товарища Сталина получиля
рекает человечество на регресс   дальнейшее развитие вопросы теории
Советскую культуру можно стро-   КУЛЬТурной революции и создания
ить, — говорил Ленин. лолько   НаРОдной интеллигенции, вопросы
располагая «точеым ‘знанием ‘куль.   СЭЦиалистической морали. Своим ло-
туры, созданной: всем развитием че-.  ЗУНГОМ ‹ социалистического феализма
ловечества, только переработкой ее».   ТОЗарищ Сталин поднял на новую

А высоту теорию н практику советско
iste образом, советская культу-   го ‘искусства и литератувы.
оит не -в стороне от столбозой

Сила ‘созетского ‘государства, чья
армия геромчески выдержала беше-
ный натиск полчищ немецко-фащи“

поди, развития мировой цивилиза_ Повседневные указания ‘товарища
mee ва является закономерным раз- Сталина’ работникам просвещения,
ием тех запасов знаний, которое   Науки, искусства и литературы име-

jonanenscapo зыработало: «в боле   ЮТ огромное практическое и прин-
} двухтысячелетнем развитни ча_ ципнальное значение для развития
лозеческой мысли и культуры». культуры в СССР,

Предостерегая от забвения клас-
сических завоезаний культуры и
погони за модными

Созетской культуре

принадлежит
от   решающая

роль в деле морально-

Наш Ленин бессмертен. Он с на-

ми. Он среди нас.

ee ee НЕНИЯ в! полнтического разгрома фашизма.
бессмыслицей и пам rey Ce
e : 7 ) } кло-   ловечеством сторней
aol. Формалистическим «Но-   культура а
РОЛЬ а nowy, побеждающее Nig Ленина и
Е : ‚  вели-   Сталин 6 : 1дей
кий новатор, не боялся ставить воп алина — неисчерпаемое идейное

- богатство советского народа.