<

be a

ene

quit
ont

ум
sth
кой
eo
pia

ки

aye
mY

cor

Пролетарии всех стран. соединяялчтесь!
ее Иа RR ka Lh a coh a

Орган Комитета по делам ис
ри CHK СССР

мая 1945 г.

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, cep-
жанты и старшины, офицеры армии и флота, rene-
ралы и адмиралы!

Трудящиеся Советского Союза!

Сегодня наша страна празднует Первое мая, a
международный праздник трудящихся.

В этом году народы нашей Родины встречают
день Первого мая в обстановке победоносного за-
вершения Великой Отечественной войны.

Ушли в прошлое и не вернутся больше тяжелые
времена, когда Красная Армия отбивалась от вра-
жеских войск под Москвой и Ленинградом, под
Грозным и Сталинградом. Ныне наши победонос-
ные войска громят вооруженные ‚силы противника в
центре Германии, далеко
Эльба.

За короткий срок освобождены Польша, Венгрия,
большая часть Чехословакии, значительная часть
Австрии, столина Австрии — Вена.

Красная Армия овладела при этом Восточной
Пруссией — гнездом немецкого империализма, По-
меранией, большей частью Бранденбурга и главны-
ми районами столицы Германии — Берлина, вод-
оузив над. Берлином знамя победы.

В результате этих наступательных боев Красной
Армии немцы потеряли в течение трех-четырех ме-
сяцев более 800 тысяч солдат и офицеров пленны-
ми и около миллиона убитыми. За это же время
части Красной Армии захватили и уничтожили до
6.000 вражеских самолетов, до 12.000 танков и само-
ходных орудий, более 23.000 полевых орудий и
огромное количество других видов вооружения и
снаряжения.

Следует отметить, что в этих боях бок о бок с
Красной Армией успешно наступали против облкего
врага польские, югославские, чехословацкие, бол-
гарские и румынские дивизии.   :

В результате сокрушительных ударов Красной
Армии немецкое командование было вынуждено пе-
ребросить` на советско-германский фронт десятки
дивизий, оголяя целые участки на других фронтах.
Это обстоятельство помогло войскам наших союз-
ников развернуть успешное наступление на западе.

При этом путём одновременных ударов против не-
мецких войск с востока и запада войскам союзни-
ков и Красной Армии удалось рассечь немецкие
войска на две, оторванные друг от друга части и
осуществить соединение наших ‘и союзных войск в
единый фронт.

Не может быть сомнения, что это обстоятельство

означает конец гитлеровской Германии.

Дни гитлеровской Германии сочтены. Более по-
ловины её территории занято Красной Армией и
войсками наших союзников. Германия лишилась
важнейших жизненных районов. Оставшаяся в ру-
ках гитлеровцев промышленность не может снаб-
жать немецкую армию достаточным количеством
вооружения, боеприпасов и горючего. Людские ре-
зервы немецкой армии исчерпаны. Германия полно-
стью изолирована и оказалась в одиночестве, если
не считать её союзницы — Японии.

В поисках выхода из своего безнадежного поло-
жения гитлеровские авантюристы идут на всевоз-
можные фокусы вплоть до заигрывания с союзни-
ками, стремясь вызвать разлад в лагере союзников.
Эти новые жульнические трюки гитлеровцев обре-
чены на полный провал. Они могут лишь ускорить
развал немецких войск.

Лживая фашистская пропаганда запугивает не-
мецкое население вздорными россказнями — будто
армии Об’единённых Наций хотят истребить гер-
манский народ. В задачу Об’единённых Наций не

входит уничтожение германского народа. Об’еди-
нённые Нации уничтожат фашизм и германский
милитаризм, сурово накажут преступников войны
и заставят немцев возместить ущерб, который они

за Берлином, на реке

кусств при СНК СССР, Комитета no делам кинематографии
н мВ по делам ADAG TeXTYD при т oe

ПРИКАЗ
ee Главнокомандующего
№ 20

г. Москва

причинили другим странам. Но О5’единённые Ha-
ции ‘не трогают и не тронут мирного населения
Германии, если оно лойяльно будет выполнять тре-
бования союзных военных властей.

Блестящие победы, одержанные советскими вой-
сками в Великой Отечественной. войне, показали

богатырскую мощь Красной Армии и её высокое
воинское мастерство. Наша Родина в ходе войны
получила первоклассную кадровую армию, способ-
ную отстоять великие социалистические завоевания
нашего народа и ‘обеспечить государственные инте-
ресы Советского Союза.

Несмотря на то, что Советский Союз почти четы-
ре года ведёт невиданную по своим масштабам вой.
ну, требующую колоссальных затрат, наша социа-
листическая экономика укрепляется и растёт, а хо-
зяйство освобождённых областей, разграбленное и
разрушенное немецкими захватчиками, успешно и
быстро возрождается. Это является результатом ге-
роических усилий рабочих и колхозников, совет-
ской интеллигенции, женщин и молодёжи нашей
страны, вдохновляемых и направляемых великой
` большевистской партией.

Мировая война, развязанная германскими импе-
риалистами, подходит к концу. Крушение _
ровской Германии — дело самого ближайшего
будущего. Гитлеровские заправилы, возомнившие
себя властелинами мира, оказались у разбитого ко-
рыта. Смертельно ‘раненый фашистский зверь нахо-
дится при последнем издыхании. Задача теперь сво-
дится к одному — доканать фашистского зверя.

ВОИНЫ КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОР-
СКОГО ФЛОТА!

Идет послелний штурм гитлеровского логова. В
завершающих боях покажите новые образцы воин-
ского’ умения и отваги. Крепче бейте врага, умело
взламывайте его оборсну, преследуйте и ‚окружай-
те немецких захватчиков, не давайте им передышки,
пока они не прекратят сопротивления.

Находясь за: рубежом родной земли, будьте осо-
бенно бдительны!

Попрежнему высоко держите честь и достоинство
советского воина!

ТРУДЯЩИЕСЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!

Упорным и неутомимым трудом умножайте все-
стороннюю помошь фронту. Быстро залечивайте
раны, нанесенные стране войной, поднимайте еще
выше мощь нашего советского государства!

Товарищи красноармейны и краснофлотцы, сер-
жанты и старшины, офицеры армии и флота, гене-
ралы и адмиралы!

Трудящиеся Советского Союза!

От имени Советского Правительства и нашей
большевистской партии приветствую и поздравляю
вас с днем Первого мая! :

В честь исторических побед. Красной Армии на
фронте и великих успехов рабочих, колхозников и
интеллигенции в тылу, в ознаменование междуна-
родного праздника трудящихся —

ПРИКАЗЫВАЮ:

Сегодня, 1 мая, произвести салют в столинах Co-
юзных республик: Москве, Киеве, Минске, Баку, Тби-
лиси, Ереване, Ашхабале, Ташкенте, Сталинабаде,
Алма-Ате, Фрунзе, Петрозаводске, Кишиневе, Виль-
нюсе, Риге, Таллине, а также в городах-героях:
Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе —
двадцатью артиллерийскими залпами.

Да здравствует наша могучая Советская Родина!

Да здравствует великий советский народ, народ-
победитель!

Да здравствуют победоносные Красная Армия и
Военно-Морской Флот!

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу
и независимость нашей Родины!

Вперед, за окончательный разгром гитлеровской
Германии!

гитле-

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

0 награждении Народного артиста СССР
XOPABA A. А. орденом Ленина

За выдающиеся заслуги в деле развития советского теат-

рального искусства в связи с пятидесятилетием со дня рожде-.

ния наградить  артиста Грузинского драматического театра
им. Руставели народного артиста СССР Хорава Акакия Алек-
`еевича орденом Ленина. $

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

A, TOPKHH.

Москва, Кремль, 30 апреля 1945 г.

‹

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

0 присвоении почетного звания Заслуженного
деятеля науки РОФОР
профессору РОМАНОВУ Н. И,

За выдающиеся заслуги в области науки присвоить почетное
звание Заслуженного деятеля науки РСФСР доктору ucKyc-
ствоведческих наук, профессору Московского ордена Ленина
Государственного университета имени М. В. Ломоносова Рома-
нову Николаю Ильичу:

” Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР
Н. ШВЕРНИК.

Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР
П. БАХМУРОВ.

Москва, 28 апреля 1945 года.

Год издания Х\1
№ 18 (950)

ВТОРНИК

MA SI

1945 года

——

Цена 45 коп.

ликая,

_и. Москвин.
Советские войсна
— в Берлине!

Советские войска — в центре Берлина!

Мы долго ждали этого часа. Мы стара-
лись, не жалея сил, сделать все возмож-
  ное, чтобы ускорить его наступление. В
самые трудные дни мы знали: будет так!
Знамя нашей победы взовьется над зло-
дейским Берлином!

Работники искусств всегда стремились
быть выразителями дум и чаяний своего
народа. Наш ‘первоочередной долг сейчас
состоит в том, чтобы в музыке, песнях,
спектаклях, кинофильмах, в произведениях
мастеров кисти и резца вдохновенно и
ярко рассказать о людях, творивших чуде-
са на фронте и в тылу, о чувствах, подни-
мавших их на’эти подвиги.

Слава народам-победителям! В почетный
венок этой славы вплетем мы наш скром-
ный дар — новые произведения советско-
го искусства.

Куляш БАЙСЕИТОВА_
Нанун полной

Народы Советского Союза, в частности
казахский народ, преисполнены  радост-

ным волнением и гордостью за свою Ро-
дину.

Советские войска водрузили знамя по-
беды над Берлином! Красная Армия сое-

разгром гитлеровской Германии:

Да здравствует 1-е Мая— день
смотра боевых сил трудящится!
ТГрудящиеся ecex стран,
няйтесь для борьбы за полный

еоеде-

‚

ХОРАВА

Слава великому Сталину!

Акакий

Когда хишный враг напал на нашу зем-
лю, советский народ, с именем любимого
Сталина на устах, как один человек, гру-
дью встал на защиту Родины.

Его талантливые полководцы, его отваж-
  ные воины покрыли себя славой на полях
сражений у стен Москвы, под Ленингра-
дом, в предгорьях Кавказа, в великой Ста-
линградской битве. Они смели. гитлеровцев
с советской земли и пронесли победные
знамена Красной Армии через земли
Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии,
Австрии — на территорию ’ фашистской
Германии, к самому Берлину. Дружба
народов, руководимых гением Сталина,
выдержала все испытания, стала крепче
гранита и стали.

Обращаясь. к советским войскам и вой-
скам наших союзников, великий полководец
сказал: «Наша задача и наш долг добить
врага, принудить его сложить ‚оружие и
безоговорочно капитулировать». Так сказал

Мы тоже до конца вытюлним Ham долг
глашатаев и проводников передового
гуманистического искусства наших дней.
Мы противопоставим его убогому «искус-
ству» фашизма и разобьем впрах остатки
нацистской идеологии,  человеконенавист-
нических «теорий», оскверняющих душу
человека.

Под знаменем Ленина—Сталина Красная
Армия— детише могучего советского нароч
да-—грозным своим оружием очищает зем-
лю от коричневой чумы. И следом за
воинами двигается наше жизнеутверж-
дающее искусство, несущее человечеству
самые передовые идеалы.

Большое счастье жить в сталинскую
эпоху и принадлежать к великой семье
работников советского искусства.

Слава нашей родной Красной Армии!

Слава Великому Человеку, Учителю,

Сталин, так будет. Вождю — товарищу Сталину!
д. ОЙСТРАХ
Чувство радости

и гордости

Какое чувство может сравниться

динилась с войсками союзников. Каждый волнующей радостью, переживаемой нами
час приносит новые и новые радостные в эти знаменательные дни?

вести.

Полководческий гений Сталина, привел

Я горжусь тем, что в перерывах Между „с к победам, которые не имеют равных

боями наши воины — фусские, украинцы,
белоруссы, казахи, грузины, таджики
представители многих других народностей
великого Советского Союза — слушали
наши песни, музыку, смотрели наши с
такли, и искусство звало их К новым под-
вигам. Я счастлива тем, что близится
день нашей полной победы!

Нам, мастерам искусств, предстоит ве-
волнующая задача — всеми име-
ющимися в нашем распоряжении средства.
ми украсить день всенародного торжества.
Будем готовы к этому! 4

В. БАРСОВА.

Наша весна

Мы празднуем в этом году Первое
мая под знаком величайших побед со-
ветского оружия.

Четыре года ждал советский народ

этого весеннего дня.

Решающие удары нанесены  гитлеров-
ской Германии. В первомайском  прика-
зе товарища Сталина говорится; «Мировая,
война, развязанная германскими империали-
стами, подходит к концу. Крушение гит-
леровской Германии—дело самого ближай-
шего будущего».

пек. МУ росту и укреплению своей науки

в истории человечества...

В напряженные военные дни ша на-
род не прекращал работы по дальнейше-
и
культуры. В условиях войны готови-
ли новые спектакли наши театры, кино-
студии выпускали новые фильмы, учеб-
ные заведения воспитывали вовых худож-
ников, музыкантов. Можно представить

с Гсебе, какой гигантский размах, какое неЕ-

виданное ‘развитие хозяйства и культуры
ожидают нас  в ближайшие годы.

Побелы Красной Армин  завоеваны в
упорных боях и труде. Самоотверженный
трул принесет нам успех я в восстанов-
лении разрушенного хозяйства, и в лдо-
стижении новых высот науки, культуры
и искусства. В этом созидательном труде—
высшее счастье советского человека. Мы
гордимся своей страной, умеющей рабо-
тать и побеждать, и готовы к вдохновен-
ному труду „лля дальнейшего укрепления
могущества нашей Родины.

_Г. УЛАНОВА

Долг передовой культуры

Над залитой праздничными огнями Моск.
вой гремят новые и новые победные салю-
ты. Советские люди полны решимости вы.
полнить до конца свой долг — принудить
Германию сложить оружие и безоговороч-
но капитулировать.

В ходе борьбы с общим врагом свобо-
долюбивые народы мира убедились в том,
насколько важны и необходимы дружба

между ними, об’единение их сил. Эта дру-

жба лолжна быть незыблемой и в годы
мира для того, чтобы обеспечить мир. А
друзья должны хорошо знать друг друга.

Это выдвигает перед ними, в частности,
задачу тесного сотрудничества и крепких

Слава Красной Армии и ¢e великому   связей в области культуры и искусства.

полководцу товаришу Сталину!

Выступления мастеров советского искус-

ства в столицах Югославии, Польши, Бол._
гарии и других государств помогли граж-
данам этих стран еше нагляднее и глубже
понять величие духа советских людей, вы-
сокий уровень их культуры. Вдохновенное
слово наших поэтов, произведения драма-
тургов, обогащенные выразительными сред-
ствами театра, наити песни, танцы народов
СССР, балетные ‘постановки, выставки ра-
бот архитекторов, живописцев и скульпто_
ров,—словом, все, чем так богато творчеств!
советских людей, должно стать о широк:
известным нашим Зарубежвым друзьям,
так же, как и их искусство’ нам.

Так выкуется единый фронт передовой
культуры и нскусства для пояного мораль=
но-политического разгрома нацизма.