Se

Бой за город.

mores VT Е ПОБЕДЕ

Битва за громадный город разго-
рается все жарче. Бой ‹ илет am
каждый дом, за каждую комнату:
часто только стена отделяет наших
бойцов от врага, и тогда все дело
состоит в том, кто первый сделает
пробоину в стене и успеет первым
же бросить гранату.

В этой жестокой и упорной битве
за город, плечом к плечу с советски.
‘и воинами — люди с киноаппара-
гами, журналисты экрана.

Когда на полотне возникают кар-
тины недавних боев, мелькают эпизо-
лы, моменты, детали великих битв,
зы поглощены  созерцанием всего
„того, ибо знаете, что перед вами
живая правда.

Мы говорим: события запечатлены
кинокамерой. Это ходовое выражение
не совсем точно.

Кинокамера—сложная и умная ма-
тина —- оптика, механизм, химия
эмульсии. Ню все это начинает жить
в руках киножурналиста, мысль и
темперамент которого одухотворяют
машину м делают ее острым оруди-
ем изучения, познания жизни.

За кадрами наших документальных
картин таится немало примеров му-
эжества советских кинопублицистов,
творчество которых протекает в са-
мом огне боевых схваток. И как бы
мы ни были поглощены созерцанием
событий, проносящихся перед нами
на экране, вспомвим о человеке с
киноаппаратом, который ‘их запечат-
лел. Он шел в бой вместе с воина-
ми. как их товарищ по’ оружию, со-
ратник; и даже тогда, когда смерть
бушевала вокруг него, человек с ки-
ноаппаратом оставался прежде всего
художником-публицистом: в огне OH
работал — наблюдал,  фиксировал,
шагал вперед.

Сказанное можно было бы отнести
ко всем лучшим советским фронто-
- вым кинохроникерам. Но сейчас мне
хотелось бы сказать о двух из них—
операторах киногруппы 1-го Украин-
ского фронта — Владимире Сущин-
ском и Николае Быкове — людях
большой смелости и творческой стра-
сти. Пусть зритель, который увидит
на экране бои за горол Бреслау,
помнит имена этих храбрых людей,
вместе со своими товарищами запе-
чатлевших правду жизни и смерти.

Вот падает снаряд. Огонь. Оскол-
ки. И естественное, человеческое по-
буждение — пригнуться, припасть к
земле. Но человек с киноаппаратом
забыл о себе, он мгновенно обернул-
ся лицом к опасности, нацелил об’-
ектив и, стоя во весь рост, фикси-
рует интересное мгновение битвы.
Это не выдумка. Это конкретная за-
рисовка одного из многих рабочих
моментов оператора Владимира ‘Cy-

Н. КОВАРСКИЙ.

Когда на сцене Художественного
театра показана была премьера пье-
сы Александра Крона «Глубокая
разведка», критика справедливо вы-
соко оценила спектакль и вовсе не-
справедливо отнеслась к пьесе. Еше
недавно в журнале «Октябрь» на-
печатана была статья В. Стамбуло-
ва, исполненная похвал по адресу
театра, актеров и режиссуры и же-
стоких упреков по адресу  драма-
турга. Статья эта  поверхностна и
бездоказательна — эмоции заменяют в
ней критический анализ, оценочные
эпитеты — логику. А театр, прини-
мая пьесу, прекрасно` понимал, что
«Глубокая разведка»— интересное, та-
лантливое и живое явление  совет-
ской. драматургии, хотя в. пьесе
есть много спорного и несовершен-
ного. И после премьеры МХАТ не
поверил предубежденному критику,
а поверил автору. Поэтому театр,
He колеблясь, приступил к. работе
над новой пьесой Крона «Офицер
флота». ‘

Пьеса Крона нуждается не
«преодолении» и «углублении», как
многие наши пъесы, а только в
том, чтобы ее правильно  поня-
ли и раскрыли. Когда зритель
смотрит`эту пьесу, OH не только
радуется и печалится,—он вниматель-
но и творчески обдумывает все про-
исходящее на сцене, словно перед
ним не спектакль, но подлинная
жизнь, требующая от зрителя’ ‘реше-
ний, выбора, приговора. Так она и
обсуждалась на кораблях военного
флота.

О характере центрального героя—
капитан-лейтенайта Горбунова спо-
рили, как о живом командире, а
приказы и поступки его обсуждали,
словно, все это случилось на одной
из действующих подводных лодок.

В образе и судьбе Горбунова’ за-
‹лючены тема’ и Смысл, идея и фи-
тософия пьесы. Горбунов—не только
‘лавный и центральный герой, он
как бы находится у автора (а сле-
довательно, должен находиться у
читателя и зрителя) на особом сче-
ту. И в восприятии зрителем пьесы
решающим будет впечатление, про-

В

изведенное обликом и поведением
героя.
Всякое действительно живое и

современное произведение искусства
зсегла шире и глубже той темы,
‹оторой оно непосредственно посвя-
шено. В критических статьях гово-
›илось о том, что тема пьесы Кро-
на— честь и достоинство советского
офицера. Это верно, но только от-
части. Автор пытался детально об-
рисовать тип, характер, моральный
кодекс и облик еоветского военного

Адрес
514154,

Картина художников-фронтовиков Т. МЕСЯЦ и В ПОНОМАРЕВА (масло).

oOo 5

щинского, человека, неоднократно
врывавшегося в населенные пункты
вместе с танковым десантом набро-
не боевых машин.

Теплое чувство товарищества ха-
рактерно для фронтовых киноопе-
раторов. Поучительно послушать, как
один оператор рассказывает подчас
о другом: Николай Быков с таким
восторгом говорил мне о Владимире
Сущинском, словно боевые и творче-
ские качества Сущинского — не-
обычайная, недосягаемая мечта для
него, Быкова. А, между тем, Быков
известен, как один из самых смелых
й тРорчески одаренных ‘наших хрони-
керов. В разговоре с ним, когда он
умалчивал о cede и восторженно.
говорил о своих товарищах, я понял,
что не только самоотверженность,
но и высокая скромность глубоко
присущи этому человеку:

еще шли

В один из дней, когда

бои за первые, окраинные кварталы
города, был назначен штурм желез-
нодорожной дамбы, за которой укре-
нился враг. Дамба эта высока. На
пятиметровой высоте проходит же-
лезнодорожный путь.

Жогда началась артиллерийская
подготовка, заговорили орудия и сна-
ряды гвардейских минометов про-
чертили огненные параболы, Влади-
мир Сущинский стал искать «широ-
кий обзор» места боя. Первым —
еще до окончания артподготовки, до
начала атаки, — он взбежал на дам-
бу и, нацелив аппарат, стал снимать.

Люди, еще стоявшие внизу, у нод-
ножия дамбы, увидели силуэт кино-
оператора, который стоял высоко,
один, на открытом месте, на фоне
проносящихся огненных снарядов,
лицом к лицу с врагом и снимал...

Если кто-нибудь из скульпторов
замыслит увековечить творческий
подвиг советских кинооператоров, со-
вершенный всеми ими совместно в
яни войны, вряд ми он найдет луч-
ший сюжет, чем этот момент боя...

Когда началась самая атака, Су-
щинский пошел со своим киноаппа-
ратом дальше, вперед.

— Оператор, который первым вы-
шел на дамбу, — так именовали по-
том Сущинского бойцы и офицеры в
Бреслау.

Множество замечательных боевых
эпизодов запечатлено и Николаем
Быковым, которого хорошо знают на
передовых рубежах и пехотинцы, и
саперы, и артиллеристы. Быкову уда-
лось заснять момент, когда совет-
ские воины вели бой, используя
только что захваченное у врага тро-
фейное вооружение: снаряды боль-
шой разрушительной силы, называе-
мые у немцев «фаустпатронами», и
самодвижущиеся танкетки, управляе-

ПРЕМЬЕРА
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ
°

профессионала, представителя нашей
военной интеллигенции. Однако ха-
рактер Горбунова не исчерпывается
его профессиональными признаками.
Горбунов рос и воспитывался в среде
советской армии. Его характер сло-
жился в годы подготовки к великим
боям с фашизмом, он проверен всеми
испытаниями Великой отечественной
войны и обладает нё только специ-
фически военными, но и общеграж-

данскими достоинствами, присущими
советскому человеку.
Вот почему характер Горбунова

шире темы советского военного про-
фессионала, — этому ‘человеку мо-
жно было бы доверить любую об-
ласть гражданской жизни, и он на
любом посту оправдал бы —дове-
рие.
с будущим, не менее, а значительно
более блестящим, чем его сегодняш-
ний день. И вся пьеса `Крона—это
история победы героя не только над
противниками, но и над друзьями,
утверждение его характера, как вы-
сокой нормы примера и образца.
№

Роль Горбунова исполняет М. Бол-
думан. Есть в этом исполнении и
большое, зрелое актерское мастерст-

‚во и минуты подлинного вдохнове-

ния. Превосходен эпизод беседы С
механиком Ждановским после того,
как Горбунов узнает о смерти же-
ны. Сильный, умный и храбрый чз-
ловек, едва сдерживая слезы, рас-
сказывает другу историю своего
брака с женщиной, которая бросила
его, о которой он запретил себе
вспоминать, а. теперь, узнав о ее
гибели, почувствовал жестокую го-
речь этой, еше не отомщенной им
утраты. Нельзя не проникнуться к
нему самой живой и горячей сим-
патией в минуты, когда он проща-
ется с Катей и впервые решается
сказать ей, что любит ее. Он ведет
себя с трогательной неловкостью, с
трудом находит нужные слова, а в
конце свидания даже как будто ис-
пытывает облегчение и радость, хо-
тя каждая секунда приближает дол-
гую разлуку с любимой женщиной.
Удивительно’ точные и естественные
интонации найдены Болдуманом в
сценах разговоров е подчиненнымя
—е Границей и Соловцовым, Туля-
ковым и Туровцевым. Болдуман пре-
восходно владеет тем секретом пси-
хологической убедительности, кото-
рый является одним из самых ха-

редакция 18 кздлхельстоос ИПоекоа, рлириевля, 8. Телефоные сехретаргат-К 4-45-66; отделы

Это характер с перспективой,

OT НАПНТЕГО,
СПЕЦИАЛЬНОГО
БОРРЕСПОНДЕНТА

мые при помощи электричества. Кад-
ры, заснятые Быковым, покажут, как
умело, со свойственной советскому
солдату смекалкой поворачивают на-”
ши бойцы захваченное ими трофейное
оружие против врага: и фаустпатро-
ны, и самодвижущиеся танкетки в
руках советских воинов нашли в бо-
ях за город замечательное примене-
ние.

Один из‘кварталов Бреслау в те-
чение долгого времени обстреливал-
ся из пулеметного гнезда, располо-
женного на крыше высокого здания.
Продвижение пехоты было невозмож-
но, а первые попытки снять пуле-
метчика оказались безуспешными.
Тогда было решено поднять 45-мм.
орудие на третий этаж  противопо-
ложного дома м оттуда обрушить
удар по пулеметному гнезду.

Николай Быков. вместе с артилле-
ристами тащил пушку по лестнице
на третий этаж. Он заснял орудий-
ный расчет на причудливой артнози-
пии—в городской комнате — и са-
мый момент поражения фашистского
пулеметчика. \

Через несколько дней после того,
как он с таким восторгом говорил
мне о смелости своего товарища,
Владимира Сущинского, Николай
Быков в творческом порыве пошел,
по сути, на столь же смелый шаг.
Шел бой за другую железнодорож-
ную насыпь, проходящую уже дале-
ко от первой, в черте самого горо-

да. Схватка, разгоревшаяся  влесь,
была одной из самых жестоких: в

ней с обеих сторон участвовали ар-
тиллерия, минометы, пехотные под-

разделения, авиащия. Темп боя был
невероятно стремительным.

— Первый раз вижу такое, — ти-
хо сказал Быков товарищу.

В жажде навечно запечатлеть не-
повторимые эти мгновения, героизм
советских воинов, их неудержимый
норыв вперед Николай Быков, с ап-
паратом в руках, кинулся в гущу
схватки вместе с атакующими врага
бойцами...

В боях за Бреслау пали смертью
героев Владимир Сущинский и Ни-
колай Быков. Они похоронены с во-
инскими почестями, как и подобает
предавать земле героев. А рядом с
воинами по вражеской земле вперед
идут другие советские люди с кино-
аппаратами, достойные товарищи и
верные друзья павших,  летопис-
цы славы Красной Армии. Сегодня
они — на берегах Шпрее, на площа-
дях Берлина.

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

ФЛОТА“.

рактерных ‘признаков театральной
культуры МХАТ.

И все же между образом Горбу-
нова в пьесе и тем, который создан
актером, есть ясно ощутимое расхо-
ждение. С Горбуновым Крона хо-
чется спорить, не соглашаться с ним

и только в конце пьесы, когда об-

раз полностью раскрывается перед
читателем, становятся ясными
привлекательность  и обаяние’ этого

характера, его масштаб и размах. С
Болдуманом спорить не хочется. —
он с первых же слов стремится
привлечь симпатии зрителя, это ему,
бесспорно, удается, но многое в об-
разе, созданном драматургом, при
таком толковании роли теряется.
‚ Горбунов — прежде всего че-

ловек с убеждениями. В ето убеж-

дения входят не только глубокий
патриотизм и заинтересованность
своей профессией, но и очень точ-
ные и определенные мнения о чес-
ти и достоинстве, о морали, о дру-
жбе, о дисциплине и т. д. Если со-
брать вместе разбросанные в тексте
роли, отдельные небольшие моноло-
ги Горбунова (в большинстве сокра-
щенные постановщиками), то они со-
ставят моральный кодекс, ни одним
из положений которого Горбунов
никогда не поступится. Он высказы-
вает эти положения с нарочитой
резкостью и прямотой, словно же-
лая предупредить. окружающих о
том, с кем они имеют дело, одно-
временно отделяя себя от них и
стремясь привлечь их на свою сторо-
ну. И с той же беспощадной  тре-
бовательностью, с какой он относит-
ся к самому себе, Горбунов отно-
сится и к другим — к друзьям, со-
ратникам, даже к любимой женщи-
не. ‘

В сюжете пьесы образ Горбунова
раскрывается в каждом эпизоде, в
каждом акте, последовательно, по
одному и тому же принципу. Сюжет
дает возможность Горбунову выска-
заться, заявить о своих убеждени-
ях, а затем ставит его в такие ус-
ловия, в которых он на собвен-
ном примере, собственным поведени-
ем должен. доказать твердость сво-
их убеждений, свою верность им.
Жизнь не верит герою на слово и
все время ‹ испытывает, верен ли он
своему слову илн, как некоторые из
окружающих, даже близких ему
людей (как Кондратьев, например},
говорит одно, а делает другое.

Своеобразие несколько тяжело-
весной композиции пьесы заключа-
ется в том, что характер Горбунова
как бы каждый раз поступает на
испытание в иные ‘обстоятельства и

ПО РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

ТЕАТРЫ БАКУ ГОТОВЯТСЯ В ЮБИЛЕЮ
РЕСПУБЛИВИ

БАКУ. (Наш корр.). Театры сто-
лицы Азербайджана готовят новые
спектакля к юбилею республики.

Постановкой новой оперы  моло-
дых композиторов Караева и Гаджи-
ева «Зэтэн» отмечает 25-летие со-
ветского Азербайджана театр оперы
и балета им. М. Ф. Ахундова. К
юбилейным диям театр поставил
также оперу композитора Б. Зейд-
мана «Маскарад».

В Театре азербайджанской драмы
им. Азизбекова будут показаны два
спектакля. «Тавриз Туманлых Орду-
бады и новая пьеса в стихах. поэта
Зейнал Халила «Катыр Мамед».

Театр русской драмы поставит
пъесы «Ханлар» С. Вургуна и «По-
следнюю жертву» Островского. Театр
армянской драмы им. Л. Ерамяна
работает над пьесой  Джабарлы
«В 1905 году». В театре Музкоме-
дии им. Дж. Мамедкулизаде ставит-
ся новая комедия «Махаббет-Гюли»
композиторов Шахмамедбексва и
Алескерова Ha текст Myxraposa.
Театр русской оперетты готовят ко“
медию  Ордубады «Пятирублевая
невеста», а также новую постановку
музыкальной комедии У. Гаджибе-
кова «Аршин мал алан»,

К лню победы

КИЕВ. (Наш корр.). В Союзе со-
ветских писателей Украины состоя-
лось собрание поэтов и композито-
ров под председательством поэта-
академика Максима Рыльского. O6-
суждался вопрос о создании произве-
дений, посвященных дням побелы.

Композитор И. Виленский coo6-
щил о том, что уже создан ряд му-
зыкальных произведений о Красной
Армии _ победительнице, а также
подобраны некоторые из старых про-
изведений, которые могут быть ис-
пользованы в дни великого всенарод-
ного праздника — победы над вра-
гом. Это «Встречная, приветствен-
ная» — музыка Ревуцкого на слова
Рыльского, «Песня о Киеве» — муз.
Козицкого, кантата «Гнев славян» —
муз. Вериковского, «Красноармей-
ская» — муз. Виленского, — слова
Рыльского, «Марш победы», марш
«Встречный», фанфара «Слава» для
духового оркестра, «Дорога славы»
композитора Мейтуса, торжественная
увертюра композитора  Клебанова,
финал симфонии Данькевича, и др.

Участники собрания Pe.
вуцкий, Иориш и другие—товорили
о необходимости создать” свежую,
яркую песню победы, которая ста-
ла бы популярной в народе, а так-
же детские хоры, песни о маршалах
Советского Союза, новые фанфары,
массовые песни, застольные.

На поля, в колхозы

ГРОЗНЫЙ. (Ham корр.). Все
художественные коллективы Грозно-
го принимают участие в обслужива-
нии колхозников, вышедших на ве-

сенний сев. В районах области вы!
  ступают бригады

театра
юного

артистов
имени Лермонтова, Театра

зрителя и др. Десять концертов об-

ластного ансамбля песни и пляски
состоялись в Судженском районе.
В далекие степные районы вылетела

на самолете концертная бригада
Тюза. ]
Областной драматический театр

показывает колхозникам концертную
программу на тему «Великие полко-
водцы». Co спектаклем «Раскину-
лось море пвироко» выступает в кол“
хозных клубах своего района Киз-

лярский театр.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ .
САЛОН

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В До-
ме художников открывается салон
образцов художественных  произве-
дений. Здесь будет постоянная вы-
ставка картин, портретов, панно и
скульптур. По выбранному образцу
посетители салона смогут заказать
художнику копию любого выхтав-
ленного произведения.

При салоне организуется кон-
сультация 10 вопросам украшения
клубов, красных уголков, служеб-
ных помещений и квартир.

ПРОЕКТЫ ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКИ

ЕРЕВАН. (Наш корр.). Исполком
городского совета провел конкурс
проектов триумфальной арки, соору-
жаемой зв столице Армении в Честь
победоносной Красной Армии.

На-днях в Доме ‘художников Ар-
мении открылась выставка проектов.
Жюри. присудило первую и вторую
премии трем проектам под девизами
«Слава», «Гранит» и  <«Мартикин».

Авторами проекта «Слава» являются
— gue

засл. деятель искусств  скулыттор
Ара Саркисян, архитекторы Э. Тиг-
ранян и Г Агабабов. Проект «Гра-
нит» представлен засл. деятелем
искусств С. Степаняном и архитек-
тором Г. Таманяном. Проект «Мар-
тикин» сделан архитектором Р. Ис-
раэляном. Третья премия присужде-
на проекту под девизом «Армевия»
архитектора С. Манукяна.

«Офицер флота»-в Московском Ху дожественном академическом теат-

ре. Контр-адмирал Белобров—И.

ман. *

Москвин ин Горбунов М. Болду-

И Фото А ГЛАДШТЕЙН и В. ПУЛЬВЕР.

в иную среду. Он испытывается в
истории дружбы с Кондратьевым и

вражды с Селяниным, в личных от-.

ношениях с Катей, в борьбе за свою
подводную лодку, непосредственно
в бою — в последней картине. Во
всех этих конфликтах Горбунов об-
наруживает верность своим убеж-
дениям и неизменную  последова-
тельность.

И в этой последовательности за-
ключается. на первый взгляд, неко-
торая парадоксальность поведения
Горбунова. В том, что Горбунов вы-
ходит из себя’и оскорбляет Селя-
нина, нет ничего неожиданного, и
зритель вместе с Горбуновым будет
возмущаться отвратительным бюро-
кратическим равнодушием Селяни-
на. Но когда Кондратьев сообщаег
Горбунову, что с Селяниным он все
уладил и тот «шума» поднимать не
будет, Горбунов неожиданно больше
всего возмущается тем, что Селянин
не оскорбился словами Горбунова,
назвавшего его изменником и преда-
телем. «Что ты на рожон лезешь,
не понимаю, — говорит ему Конд-
ратьев, — оскорбил. оскорбил! А он
не оскорбился». Поведение и логика
Горбунова кажутся здесь Кондрать-
еву. решительно нелепыми, а между
тем тот только последователен.

И таких «ожиданных неожиданно-

стей» множество в поведении Горбу-
нова. Они могут иногда показаться
зрителю даже непривлекательными,
свидетельствующими о черствости и
жесткости характера, и только по-
няв этого человека до конца, зри-
тель оценит всю его незаурядность.
Горбунов и сам предупреждает дру-
гих о том, что у него «скверный
характер», что он — «тяжелый че-
ловек, сухарь, упрямый, мелочный».
В действительности все это’ совсем
не так, и его требовательность, дис-
циплинированность, — последователь-
ность — черты, свидетельствующие
о благородстве и высоте характера,
гармонически сочетающиеся с боль-
шим сердцем, открытым для. насто-
ящей дружбы. Он умен и проница-
телен, и это дает ему возможность
завоевать доверие и любовь Туров-
цева, поначалу с ним враждовав-
шего и даже бегавшего жаловаться
на него начальству. Кондратьев из-
меняет ему, в чем впоследствии горь-
ко раскаивается, а Горбунов не из-
меняет ни разу дружбе с ay aed
евым, защищая его от нападок близ-
ких людей.

В: просторечии мы иногда говорим
о каком-либо человеке: «вопреки
своей жесткости и требовательно-
сти,—он человек сердечный и бла-
городный». Или — «он требователен
и жесток, но сердечен и благоро-
ден». А в характере Горбунова нет
никакик «но», «несмотря» Илн «воп-
реки». Тут весь смысл в единстве

характера, в котором внешние чер-
ты не случайны, но являются есте-
ственным выражением глубоких и
прекрасных внутренних качеств.

Очевидно, это единство образа ус-
кользнуло от внимания режиссуры
(постан. Н. Горчакова и И. Раевского).
Постановщики решили подчеркнуть
сердечность и теплоту характера,
сгладив острые его углы. Поэтому
режиссеры отказались от ряда реплик-
монологов Горбунова, в которых вы-
сказывает он свои убеждения, отверг-
ли многие «ожиданные неожиданно-
сти». В их трактовке Горбунов стал
более симпатичным с самого начала,
более доступным и понятным, но и
более `заурядным. Роль изменена,
чтобы «смягчить» характер, подчерк-
нуть его лирические черты в ущерб
его драматизму.

В характере Горбунова есть нод-
линная патетика. Даже формула ус-
тава звучит в его устах патетичес-
ки.

Цатетика потушена в -спектакле.
Там, где невозможно было совсем
снять реплику или монолог, они про-
износятся как бы мимоходом. Спор
с Катей о профессии военного Гор-
бунов ведет, застегивая воротнн-
YOK, прилаживая  запонку, как
будто все, что он говорит, не име-
ет особого значения, и весь этот
спор — самая обыденная беседа.
Между тем ‘он высказывает здесь
свои самые кровные, самые 3aBeT-
ные. мысли. р

Но если в спектакле и утрачены
некоторые черты образа, созданного
Кроном, то вместе с тем  Болдуман
внес в свою роль качества, KOTO-
рые возмещают утрату. Все призна-
ки и свойства личности Горбунова
даны автором в предельном, так ска-
3aTb, программном -выражении. За
этой программой характера момента-
ми теряется ощущение живой чело-
веческой души, а необычайная  чело-
вечность и горячность, которые вно-
сит актер в. эту роль, оживляют ее.
Мужественность Горбунова, его при-
влекательность, та правда, которая
живет в его душе, безраздельно
владеют зрителем и внушают ему
глубокую веру.в этого человека.

Роль Кондратьева, которого заме-
чательно играет Н. Боголюбов, ог-
раничивается, в сушности, всего
тремя эпизодами. Но история этого
Человека, который «сначала занесся
выше меры, потом испугался, а раз
испугался... потерял себя» й, в кон-
це концов, обрел. в себе мужество
все пересмотреть и все исправить,
рассказана Боголюбовым  необыкно-
венно подробно и точно.

Горбунов. поначалу рядом с ним
проигрывает, до того симпатичен
Кондратьев, так заразительно его
обаяние, так колоритна его речь, та-

театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, княо, эстрады и цирка, иностранный и информация_—К 5
Типография «Гудок». Москва, ул. Ставкевича, 7.

полнению история

В Ленинграде вышел альбом

Владимир Гальб — молодой
стоянный сотрудник

печатались на страницах газеты

талантливый
«Ленинградской

карикатур художника В. Гальба
под названием «Блин-крик и фриц-вой>.

рисовальтцик,  по-
Его карикатуры

нравды».
дня

с neproro fo последнего

блокады и пользовались огромной популярностью у ленинград-

ler. В

Публикуемый нами рисунок В Гальба озаглавлен «Крьишка!».

ПЕРВОМАЙСКАЯ ХРОНИКА

©
СПЕКТАКЛИ, КОНЦЕРТЫ, ВЕЧЕРА

Столичные театры в первомай-
ские дни покажут свои лучшие HO-
становки.

Московский театр юного зрителя,
Центральный детский театр и Ку-
кольный театр с 30 апреля по3 мая

будут давать для ребят по двас<пек-

такля.

В майские дни театры Москвы
проведут утренние спектакли.

Бригады московских артистов те-
атров и концертных организаций вые-
дутв госпитали, где исполнят отрыв-
ки из классических и советских пьес,
атакже новые концертные программы.

‘4

Московская филармония устраи-
вает 1 и 2 мая утренники в Боль-
нюм зале Московской консервато-
рии для учащихся старших и сред-
них классов,

Первомайские концерты COCTOAT-

ся в Малом зале Московской кон-
серватории и в Концертном зале им.
Чайковского.

Всесоюзное концертное об’едиве-
ние дает 1, 2 и 3 мая праздничные
концерты в помещении лекционного
зала Комитета по делам высшей
школы (бывш. большая аудитория
Политехнического музея).

Всесоюзный радиокомитет органи-
зует Ги 2 мая в Колонном зале
Дома союзов концерты с участием
музыкальных коллективов и масте-
ров искусств. Эти концерты будут
транслироваться по радио.

A

1 мая открывается Центральный
парк культуры и отдыха им. Горь-
кого.

В праздничные дни здесь
стоятся первомайские гулянья.

В парке выступят артисты эстра-
ды и цирка. коллективы художест-
венной самодеятельности. Органи-
зуются показательные встречи ма-
стеров спорта. Открываются аттрак-
ционы и кинотеатр.

co

B HVHOTFATPAX —
столицы

В эти дни московские KHHO-
театры проводят встречи зрителей
с героями Отечественной войны,
бойцами и офицерами Красной Ар-
мии, а также с деятелями искусства
и культуры. В. фойе организуются
выставки, посвященные победам ‹<о-
ветского оружия, концерты со спе-
циальной праздничной программой.

В кинотеатре «Повторного филь-
ма» перед демонстрацией фильмов
«Зоя» и «Секретарь райкома» -co-
стоятся выступления участников
партизанского движения.

В Центральном кинотеатре, где
идет цветной фильм «Иван Нику-
лин—русский матрос», ‘состоится
встреча с одним из участников
фильма — актером Борисом  Чирко-
вым.

Художественный кинотеатр орга-
низует выступления поэтов-фронто-
BHKOB.

Специальные сеансы отводятся
для мальнней ин школьников.

ДЕНЬ КУЛЬТУРНОГО ОТДЫХА
РАНЕНОГО БОЙЦА

КУИБЫШЕВ. (Наш корр.). К
первомайским праздникам работники
искусств организуют «День культур-
ного отдыха раненого бойца». Драм-
театр им. Горького покажет в под-
шефном госпитале «Стакан воды»,
Театр оперы и музкомедии и Филар-
мония проведут большие концерты.
Организованы выездные бригады, ко-
торые дадут ряд концертов в гос-
питалях области.

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА

КИРОВ. (Наш корр.). При отделе
по делам искусств создан городской
хор в количестве 60 человек под
руководством А. Еремина. В хор
отобраны лучшие молодые певцы из
музыкального училища и кружков
художественной самодеятельности.

С первой концертной программой,
состоящей из песен Отечественной
войны и русских народных песен,

хор выступает в первомайские дни;

ПРАЗДНИЧНАЯ

В выставочном зале Московского
товарищества «Художник» открыта
большая выставка выполненных за
последние годы работ виднейших
московских живописцев, графиков и
скульпторов. На выставке  привле-
кают внимание полотна С. Гераси-
мова, Б. Яковлева, В. Бялыницкого-
Бирули, В. Бакшеева, Н. Крымова,

ким он отличается добродушием и
чувством юмора. И трудно сразу 3a-
подозрить, ATO OH, He отдавая себе в
этом отчета, переживает глубокий
душевный кризис, что он растерялся,
испугался, потерял себя. Боголюбов
раскрывает драматизм положения
своего героя чуть заметными преу-
величениями—чуть слишком торопит-
ся, словно играет в занятость, немно-
го преувеличенно размашисты его
жесты, немного слишком отрывисто
говорит. Он очень ненадолго загляды-
вает к Горбунову. Впечатление та-
кое, что он, как снаряд, на секунду
незаконно отклонился от своего пу-
ти, чтобы потом снова продолжать
назначенный ему полет. Но уже по-
сле первой сцены становится ясно,
что с ним не все благополучно, что
совесть его не совсем чиста перед
Горбуновым и торопится он не из-за
того, что занят, а просто хочет со-
кратить эту тяжелую встречу. А в
сцене перед походом, когда он, как
на духу, все рассказывает Кате о
своих ошибках, он спокоен, собран,
сосредоточен. От прежней суетливо-
сти нет и следа. ‘Теперь это дейст-
вительно человек, достойный дове-
рия и дружбы Горбунова. On сам
все пересмотрел и сам осудил себя
с точки зрения высокой  горбунов-
ской морали.

Оригинальный и умный замысел
вложен И. Москвиным в испол-
нение небольшой роли контр-адмира-
ла ‘Белоброва. Это не началь-
ник, которому Горбунов обязан от-
четом, но старший и справедливый

друг, чьей мудрой проницательности

сразу открывается все самое глубо-
кое и главное в собеседнике. Ни об-
мануть его, ни скрыть от него что-
либо невозможно. Два поколения мо-
ряков встретились в этой сцене—те,
которые готовили Октябрь и штур-
мовали Зимний, и те, кто был во-
спитан уже после Октября. Прони-
цательность Белоброва — от ‘боль-
шого житейского опыта, от. боль-
шой и почетной биографии, н он сра-
зу узнает в Горбунове достойного

‘преемника славному своему поколе-
нию.

Трудность сценического воплоше-
ния пьесы Крона заключается отча-
сти в том, что судьба почти каждо-
го из его персонажей составляет са-
мостоятельную новеллу, очень не-

многословную, подчас сжатую всего

в несколько реплик. Среди этих но-
велл наиболее ярки н удачны по ис-
лейтенанта Ве-
ретенникова (Н. Дорохин), история

ВЫСТАВКА

П. Радимова, Н. Ромадина, В.
Мешкова, Ю. Пименова. Ф. Шурпиз
на, Л. Туржанского, П. Покаржев-
ского и др., акварели А. Фонвизин
на, Н. Шестопалова, А. Шевченко
и др.

Любая из экспонированных на вы-
ставке работ может быть приобре?
тена мосетителями.

PPP PP LP LD PLP POLL LD LP LOLOL AL LPL АЛИ ЛИЛЛЬ Л

Ждановского, друга Горбунова (Д.
Орлов), история Тамары (С. Пиляв-
ская) и Соловцова (А. Грибов). Роль
Кати — первая большая роль моло-
дой актрисы Л. Пушкаревой. Ей,
разумеется, трудно играть в ансамбз
ле опытных и зрелых мастеров сце-
ны. Однако некоторые лирические
эпизоды роли играет она с неподз
дельной искренностью и теплотой.

«Офицер флота»— актерский  спек-
такль. Режиссура здесь стушевалась
и предпочла отойти на третий план.
Однако в упрек режиссуре нужно
поставить некоторые отступлёния от
пьесы, которые, бесспорно, обедняют
спектакль. Сокращены или выброше-
ны сцены, рисующие суровую об-
становку великого. города в самый
тяжелый год блокады, Вряд ли это
правильно, потому что весь образ
Горбунова связан с этим суровым
военным ленинградским бытом. Мне
кажется неверной также переделка
последней сцены спектакля. Дейст-
вие перенесено с мостика подводной
лодки Горбунова на мостик спасаю-
щей ее лодки Кондратьева. Между
тем все события, которые происходили
на мостике горбуновской лодки, име-
ют в пьесе очень серьезное значе-
ние, как свидетельство того муже:
ства, доблести, героизма, с какими
Горбунов, и команда его корабля вы-
держали великое испытание войны.

Художник спектакля Н. Акимов
интересно и просто решил оформле-
ние второй, четвертой картин и седь*
мой, происходящей B Крон-
штадте. А декорации картин, проис-
ходящих на улицах Ленинграда
(первая и шестая), производят стран
ное впечатление. Почему нужно бы-
ло переносить действие шестой кар-
тины у — известного ленинград-
ского памятника матросам  «Стере-
гущего» To ли на Мойку, то ли
на канал Грибоедова? Почему для
Ленинграда в первом акте выбран
район -с срдинарными и низкими жи-
лыми домами в перснективе—нейт-
ральный пейзаж, который можно
встретить и во многих других горо-
дах? Может быть, художник пытался
дать не традиционный Ленинград,
неизвестный, еще не показанный?
Вряд ли это правильный замысел.
Суровый и великолепный город, с
замечательными архитектурными па-

мятниками, хотя бы и многократно
воспроизведенными в живописи и
декорации, —одно из действующих

лиц этой пьесы. М это действующее
лицо должно быть раскрыто во всем
своем величии и красоте.

Редакционная коллегия:
Б. МОЧАЛИН (отв. редактор),

Ю. ЗАВАДСКИЙ, 1,
А. НОВОГРУДСКИЙ, “А.

А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,
Солодовников.

-45-12;

издательство — К 1-48-98. -

—,—

Заказ № 890.