[Х пленум Оргкомитета Союза советских художни

Наш пленум собрался в великне,
исторические, дни. Советским наро-
лом разбит и повержен в прах смер-
тельный враг — германский фашизм.
Слово «Победа», как гром, прокати-
лось по всему миру.

Мы. победили благодаря силе на-
шего советского государства, наше-
го общественного строя. Мы нобеди-
ли потому, что у нас есть могучая
Красная Армия, и п“ому, TO РО
главе этой армии стоит гениальный
полководец — наш великий друг и
вождь товариш Сталин. Мы победи-
ли потому, что гениальная ленин-
ско-сталинская национальная полити-
ка слила советские народы в один
навеки нерушимый монолитный союз,

о жоторый разбилась черная злоба
врага. i
=
=
Говоря о работе художников за

годы Великой Отечественной войны.
мне хотелось бы разделить ее на три
главные русла. Первым из них яв-
ляется агитационно-пропагандистское
искусство. Здесь надо прежде все-
го назвать «Окна ТАСС», организо*
ванные буквально Ha второй день
войны и немного времени спустя по.
лучившие широчайшее распростране-
ние и в наших войсках и по всей
стране, и даже далеко за её преде-
лами. Во всех уголках нашей необ’ят-
ной родины, там, где оказывалась
хотя бы небольшая группа художни:
ков, стихийно стали возникать мас-
терские «Окон ТАСС». Таким обра-
зом, громадный коллектив графиков
и живописцев стал на за-
пвиту своей родины со своим ору-
жием в руках. Работа художников в
«Окнах ТАСС» получила высокую
оценку правительства, ряду ведущих
мастеров этого жанра были присуж-
лены Сталинские премии. Здесь
нужно назвать художников — Кук-
‚рыниксы, Соколора-Скаля, Шухмина,
Черемных, Саркисяна, Костина, Де-
HHCOBCKOrO H Jp.

Наряду с этим огромную роль сы-
грали военные плакаты, печатавшие-
ся типографским способом (главным

образом в издательстве «Искусст-
во»). Они имели большюй успех в
Советском Союзе и за границей.
В. Иванов, Шмаринов, Корецкий,

Кукрыниксы, И. Тоидзе, Дени, Коко-
рекин создали плакаты, замечатель-
ные по своему качеству и остроте.
Не покладая рук, работали все это
время наши карикатуристы—те же
Кукрыниксы, Б. Ефимов, Ю.Ганф, Л.
Бродаты в «Правде», «Известиях»,
«Красной звезде», и в таких журна-
лах, как «Крокодил», «Огонек»,
«Красноармеец», ленинградский «Бое-
вой карандаш». Кроме того, многие
молодые художники оформляли фрон-
товые газеты.

Вторым разделом работы советских
художников были поезлки на фронт.
Художники хотели быть очевидцами
грандиозных событий. Многие из них
являлись непосредственными участни-
ками боев. С каким трепетом я рас-
сматривал рисунок юдного бойца-ху-

ложника, обрызганный его кровью!
Некоторые художники пали
смертью храбрых во время работы,

погибли на своем боевом посту. Так,
московский художник Михаил Гуре_
вич пал смертью героя и посмертно

удостоен звания Героя Советского
Союза. Не. жалея своих сил, шел
отряд художников на выполнение

залач, которые перед ними постави-
ла война. И великое множество за-
мечательных художественно*докумен.-
тальных зарисовок, этюдов было ре-
зультатом этой самоотверженной ра-
боты.

Особенно нужно отметить
коллектив художников, как студия
имени Грекова. Недавняя выставка
показала, какой высокой квалифика-
цией обладает эта группа художни-
ков.

‚Можно ли без чувства величайше-
го уважения говорить о коллективе
художников героического Ленингра-
ла? Многие из них с оружием вру-
ках защишали свой город. Несмотря
на невероятно трудные условия —
голод, холод, бомбардировки,  груп-
па художников-ленинградцев во вре-
мя блокады ни Ha один день и час
не переставала работать творчески и
даже устраивала выставки.

Художники участвовали и в 06б0-
фоне. других городов-героев. Великую
Сталинградскую эпопею отразил в
своих зарисовках Финогенов — ypo-
женец славного города. В Севасто-
поле погиб художник Фирсов; там
работали Сойфертис, Дорохов, пока-
завшие нам крымскую твердыню в
суровые боевые. дня.

Никогда, ни в какие времена и
ни в какой стране не было случая,
чтобы современники и участники вой-
ны собрали такой колоссальный ху-
дожественно-исторический и доку-
ментальный материал, как в эту вой-
ВУ.
Этот   материал требует самого бе-
режного отношения: нужно, чтобы
все собранное не распалось, не зате-
рялось в папках художников, ибо
это— величайшие ценности для сов-
ременников и для будущих поколе-
ний.

Трудно назвать всех отличивших-
ся художников, ибо числа их огромно.

Кроме грековской студии и студии
погранвойск НКВД, ‚существовали
еще громадные коллективы военных
хуложникоь, уже непосредственно
связанные с каким-нибудь фронтом и
его обслуживавшие. Ha Ленинград-
ском фронте в таком коллективе на-
считывалось около 100 человек. Воз-
главлял этот коллектив Яр-Кравчен-
ко. На 4-м Украинском фронте
небольшая группа выполняла заданая
Политуправления. Всего же там ра-
ботало также около 100  художни-
ков, Руководителем этой группы
был новосибирский художник В. Тит-
ков. В рядах военных художников
была два брата Титковых — оба на-
ходилнсь на фронтах, и работали
замечательно. Художники 1-го УК-
раинского фронта провели 4 фронто-
вых выставки. Очень большой кол-
лектив художников работал на Во-

такой

енно-Морском флоте -— на Балтике,

©
Из.доклада А.

e

на Черном море, на Севере и Даль-
нем Востоке. Кроме того, была спе-
циальная группа в танковых войсках,
которую возглавлял ярославекий ху-
дожник Гапошкин. }

Теперь ‘позвольте мне перейти к
третьему разделу — к творческой

работе над картиной. В процессе

этой работы было создано. попутно
много вещей  этюдного — поряд-
Ka, которые по своему уровню

могли конкурировать с любой кар-
тиной. Во время войны в Москве
были проведены две всесоюзные вы-
ставки: «Великая Отечественная
война», «Героический фронт и тыл»,
и, Кроме того, выставка, посвя-
щенная 25-летию Красной Армии, и
ряд групповых и персональных вы-
ставок виднейших советских живо-
писцев, скульпторов и графиков.
Кроме того, назовем республиканские
выставки Азербайджана, Белоруссии,
Армении, Эстонии и общие выстав-
ки художников республик, краев и
областей. За время войны в брат-
ских республиках проведено 12 рес-
публиканеких. выставок, а в краях я
областях—более 300 общих и персо-
нальных выставок.

Такими темпами шла наша худо-
жественная жизнь, несмотря на TO,
что буря войны бушевала вокруг
нас. Это является еще одним сви-
детельством богатства живых  твор-
ческих сил нашего народа, нашего
искусства. Ни одна другая страна в

мире не может дать такой ин-
тенсивной творческой работы ху-
дожников в военное время.

=)

*

Что же дали эти выставки, наме-
чались ли в них какие-нибудь новые
тенденции советского искусства 81
были ли они показателем повышения
профессионального уровня художни-

ков или наоборот? Какие новые те-

‚за болышое тю размерам

мы захватили художников? Без кон-
кретных примеров ответить на это
будет очень трудно.

Прежде всего нужно отметить од-
но явление, которое, пожалуй, име-
ло место и до войны, но не было тогда
так заметно. Это общая тяга худож-
ников к историческим темам, к те-
мам героического прошлого нашей
родной земли.

Остановимся на картине «Алек-
сандр Невский» П. Корина, потому
что этот мастер — фигура крупная,
индивидуальная, вызывающая к
себе особо острый интерес.
Оценка.этой картины зрителем была
в общем положительной, но © неко-
торыми, довольно существенными
возражениями: говорили даже о ка-
ких-то веяниях, казалось бы чуждых
нам. Но я больше склонен думать,
что на ней сказалось влияние одно-
го из очень крупных художников
русских недавно ушедшего от нас
Нестерова. Я считаю, что по компо-
зиции картина очень сильна, хотя,
быть может, это мое мнение
суб’ективно. Правда, по-особому ост-
рый контур, краски этой картины
мне немного напоминали витраж; но
когда появились к этой картине еще
два боковых панно, когда на сле-
дующей выставке они были пока-
заны вместе, это произвело сильное
впечатление.

Картина Соколова-Скаля «Иван
Грозный» подверглась, думается
мне, незаслуженно суровой критике,
причем критике лишь очень общего
порядка. Ее называли иллюстратив-
ной. Но почему иная иллюстрация
не может быть лучше картины и по-
чему хорошая картина не может быть
помещена в книге, как иллюстрация?
Этот упрек для меня неубедителен.
Отрадным мне, кажется то, что ху-
дожник, взявшись за большую тему,
о полотно,
довел свой труд до конца.

Нужно сказать, что в области этю-
да советские художники не отстают
от своих замечательных. предшест-
венников. А вот переход от этюда к
картине — не легкое, очень не лег-
кое дело. Здесь сказался перерыв
традиции, который произошел, когда
великий Репин сходил со сцены, ко-
гда сходил co с‹цены Суриков.
Вспомним все выставки за последние
40 лет: картины постепенно переста-
ли появляться, а если появлялись,
TO появлялись от случая к случаю.

Я вспоминаю преподавание в Мос-

ковской школе живописи, где был
собран цвет русских художников,
и должен, к сожалению, — ска-

зать, что тогда уже эти вопросы соз-
дания картин отходили на второй план.
Грустно юб этом вспоминать, потому
что’ сейчас, спустя 40 лет, я натал-
киваюсь на такие задачи, которые,
по-моему, в те времена, когда ху-
дожников учили писать именно кар-
тины, были бы пустяковыми. А те-

перь их приходится «решать» H
ломать голову. Вот почему всякая
картина, созданная сейчас нашими
художниками, если она не безгра-
мотна, привлекает мое внимание, и
я стараюсь найти в ней положи-
тельные стороны. Большая заслуга

художника — сделать картину впол-
не законченную. С этой точки зре-
ния я. считаю, что Соколов-Скаля
добился многого.

Монументальное полотно «Бой Пе-
ресвета с Челибеем» создал Авилов.
Пересвет, защищая свою родину,
бъется < грозным врагом. Перед нами
вполне законченная картина, по-
тому что художник блестяще владз-
ет рисунком, умеет посадить челове-
ка на коня так, чтобы это был дей-
ствительно всадник. Картина пред-
ставляет болыной интёрес.

К историческим картинам можно
отнести «Яблочко» Бубнова, хотя
она и говорит о недавнем прошлом.
Манера рисунка, колорит картины —
все это свидетельствует о большом
мастерстве.

Вспоминаю еще картину

«Степан

Разин», которая была написана _ле-
нинградцем Серовым. Может быть,
здесь не все достигнуто, но ведь

ГЕРАСИМОВА

мы, товарищи, знаем, что Takee на-
писать картину. На одном произве-
дении хочется остановиться  подроб-
нее, потому что здесь как раз ху-
дожник сделал все то, что было
мыслимо при его технических  воз-
можностях, и во всяком случае по-
дошел к своей задаче с большой
серьезностью. Я товорю о картине
Ванециана «Окопная правда». Я хо-
рошо знаю, как он ее писал. Им
было сделано много зарисовок с на-
туры. Он вылепил даже фигуры, ко-
торые нужны были, чтобы получить
комбинированное освещение; Короче
говоря, он работал над этой карти-
ной несколько лет. А картина ветре-
цена была довольно холодно. Может
быть, этот холодок так на него по-

действовал, что он теперь думает:
а стоит ли в пальнейшем так рабо-
тать, если результаты труда He
оценены!

Вернемся к Серову. Его «Ледовое
побоище» — пример того, что ху-

дожник серьезно работает над изб-
ранной им темой, но что все-таки
натуры к картине было маловато.
Заканчивая настоящий раздел, я хо-
чу сказать об одном крупном явлении
—ю картине Горелова «Восстание Бо-
лотникова» Еще мало кто видел эту
картину. Художник работал над ней

два года. Размер полотна —
точный размер «Боярыни Moposo-
вой». Новая работа Горелова —

значительное произведение, изобра-
жающее народную массу. Но, увы,
если в законченной картине есть ка-
кой-нибудь ‘недостаток, юн режет
глаз гораздо болыше, чем в картине
незавершенной. Блестяще, прямо
изумительно написаны куски этой
картины, однако, с общей компози-
цией в первом плане художник He
справился. Он так стиснул людей,
так прижал их друг к другу, что
непонятно, где же могут поместить-
ся туловища всего этого множества
голов.

На последних выставках выявилось
отставание портретного жанра. Стра-
не нужны портреты героев фронта,
героев тыла, портреты наших  вож-
дей. К сожалению, у нас с порт-
ретами дело обстоит не совсем бла-
гополучно. В тромадном коллективе
московских художников мы можем
найти только какой-нибудь десяток
портретистов. Но даже если бы их
было два десятка, три десятка
все равно этого оказалось бы недо-
статочно. Портретов делается мало.

Однако нельзя и в этой области
не отметить отдельные отрадные яв-
ления. Прежде всего — это портре-
ты работы Петра Котова. Они _близ-
ко подходят к той грани, которая
отделяет нас от больших мастеров.
Очень хорошо схвачено сходство и,
главное, выражены характеры изоб-
ражаемых людей.

Портреты с одним только: сходет-
вом — не портреты. Но без сходст-
ва портрет не может выразить ха-
рактер. И вот Котов многого достиг
в этом отношении.

Портрет Игумнова работы П. Кори-
на кажется наиболее значительным
из его портретной серич. Кроме ли-
ца, блестяще переданы руки пиани-
ста, что отмечалось всеми €HHO-
гласно. ,

К грушювым портретам можно от-
нести законченную недавно картину
Василия Ефанова: «И, В. Сталин,
В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов у
постели умирающего Максима Горь-
кого». Художник работал нал этой
картиной несколько лет, По общим
отзывам, она очень хороша.

Ф. Модорову приходилось писать
своих партизан с большой  быстро-
той, что сказалось на этих портре-
тах. Но все же художник выполнил
очень большую работу.

Не могу не отметить портрет
Китайки, показанный в ЦДКА: «Ге.
нерал-майор  Тутаринов и полковник
Турчанинов». Этим торжественным
конным портретом молодой Китайка
оставляет позади всех нас, работав-
ших в этом жанре.

Затем нужно назвать Г. Верейбко-
го, замечательного портретиста’ и
графика, Ряд портретов дали Лу-
комский, Мальков. У Кончаловского
удачен автопортрет.

Среди наших скульпторов есть не-
сколько настоящих портретистов
Сарра Лебедева с ее блестящими
портретами, Мухина, Чайков, Вуче-
тич, белорусский мастер. Азгур.

Большое место на наших выстав-
ках занимал пейзаж. С пейзажем
дело обстоит гораздо благополучнее,
чем с портретом. В этой области
есть такие заслуженные, маститые
художники, как И. Грабарь, Бялы-
ницкий-Бируля, Бакшеев, ‘как заме-
чательный пейзажист Куприн, Б.
Яковлев, Ромалин и целый ряд
других. Маленькие, но свежие и
искренние пейзажи дает любимец
Архипова — Кирсанов.

Правда, и в пейзаже. многие xy-
дожники еще ограничиваются только
этюдами. Нам надо поучиться у
славной русской школы  пейзажи-
стов — у Ф. Васильева и Шишкина,
У Левитана и многих других. При-
меры есть. Школа есть. Этюдный
пейзаж уже не удовлетворяет. Нуж-
ны пейзажи-картины.

Перехожу к вопросу о батальной
живописи.

Трулно назвать какую-нибудь боль-
шую батальную, именно батальную,
картину, которая была бы доведена
дс конца.

В чем же дело? Я думаю, тут ска-
зывается отсутствие работы с натуры.

Многие батальные картины He Tpo-

гают, оставляют зрителя холодным.
Правда, одна из картин — о ней
я 0с0бо должен упомянуть — напи-
сана < огромным темпераментом.
Это — картина Дейнека «Защита
Севастополя».
Говоря о батальной живописи,

чпельзя: не вспомнить картину Криво-
ногова «Шевченковское побоише».

\Х пленум Оргкомитета Союза советских художников СССР. В пере рыве народные художники
центре) и Б. Иогансон (первый слева) беседуют с участниками пленума.

А. Герасимов

(в

CCCP

Фото Н. @итникова (ТАСС),

а TS ee a I at Mos TDD aE es

ков СССР

Изобразительное искусетво в дни
Великой Отечественной войны

Несмотря на недостатки формы, эта
картина подкупает своей правдой,
Она была сделана © натуры.

Приближается выставка 1945 года,
которая для советских художников
представляет серьезный экзамен. Пе-
ред нами раскрываются величествен-
ные страницы истории родной стра-
ны. Мы не можем останавливаться в
нашем творчестве, успокаиваться на
достнгнутом. Вот почему очень важ-
но учесть весь положительный и от-
рицательный опыт нашей работы.

al

Жакие картины с выставок, Hpo-
шедших во время войны, врезались
в память?

Нельзя умолчать о такой блестя-
шей по мастерству и  психологиче-
ски глубокой картине, как «Немец
пролетел» Пластова. Здесь худож-
ник шел не от выдумки, а от жиз-
ни, и картина получилась  замеча-
тельная. Живое чувство правды ощу-
щается в фигуре мальчика и в цве-
те травы, и в этой скромной расти:
тельности, и в собачонке, которая
воет над убитым мальчиком.

Болыной, серьезный труд — кар-
тина Кукрыниксов «Зоя Космодемь-
янская». Ее созданию поедшество-
вала большая подготовительная ра-
бота. Художники ездили на место,
расспрашивали свидетелей, написалн
с натуры пейзаж.

Правда, &лишком болыной акцент
сделан на чисто физическое страда-
ние героини; хотелось бы видеть. ее
перед концом гордой и презритель-
но бросившёй вызов мерзавцам, со-
вершающим гнусную казнь. Но все-
таки это — яркое произведение,
стоящее на пути возрождения боль-
тих традиций.

Особо следует остановиться на
полотне С. В. Герасимова «Мать пар-
тизана». Это вполне завершенная
картина. Я считаю ее стоящей неиз-
менно выше предшествующих работ
художника. Сергей Герасимо»ю бле-
стяще владеет колоритом, а в этой
картине он подошел и к прекрасной
форме, с чем его можно от души
поздравить.

Самое почетное место среди раз-
личных видов нашего изобразитель-
ного искусства завоевала наша гра-
фика: У нас есть блестящие. мастера
графики, и молодые, и старые. Про-
цесс овладения профессиональной
культурой, пожалуй, идет здесь ус-
пешнее, чем у нас, живописцев. Тут
работают такие замечательные ста-
рые мастера, как Павлов и Остроу-
мова-Лебедева. Уже был назван
мной, в другой связи, виднейший
портретист-график Верейский. Талант-
ливыми мастерами молодого поколе-
ния являются НМмаринов и Кукры-
никсы, Бибиков, Маторин и многие
другие. В студии имени Грекова
графика также обгоняет живопись в
смысле ‘овладения формой, Постоян-
ная практика, желание схватить на-
‘туру. запечатлеть, что происходит
вокруг, помогает графикам быстро
совершенствоваться.

Скульпторы, находясь в Годы вой-
ны в более трудных условиях, чем
живописцы и графики, проделали
тем не менее болыную работу.

Работа советеких скульпторов
шла в двух главных направлениях:
это — создание: бюютов наших геро-
ев и проектирование памятников. За
последнее время ‘закончены такие
произведения, как «Зоя Космодемь-
янская» Манизера, «Непокоренная»
и «Партизанка» Белашовой. В  част-
ности, скульптура «Непокоренная»
произвела на всех болыное впечат-
ление. С. Меркуров создал проект
памятника одному погибшему летчи-
KY, поразивший ‘своей смелостью:
представьте себе высокий» прямо-
угольник, и на вершине его’ летя-
щая фигура летчика, напоминающая
падающего Икара. Условия войныне
позволили Меркурову выставить и
другую, грандиозную‘ вещь,
торой он работал ряд лет: «Раестрел
26 бакинских комиссаров».

Сразу завоевал общие симцатии
молодой скульптор Сергей Орлов,
причем, кромё группы в фарфоре,
отличающейся глубоким проникнове-
нием в стиль народной русской бы-
лины и сказки, стоит „отметить его
большую скульштуру «Мать». :

Белорусский скульптор Грубе, в
его монументальной скульптуре «Мо-
лодой Сталин»: сумел выразить же-
‘лезную волю великого человека, ко-
торую ничто никогда не могло сло-
MHTb.

Сейчас Ha скульнторов  возлага-
ются колоссальные задачи, в связи

с реконструкцией наших городов, ©

восстановлением памятников. И мы

можем надеяться, что они окажутся.

на высоте. этой задачи.
Есть еще один отряд наших: ху-
дожников, о котором мы не имеем

права забывать, — художники  те-
атра. За годы войны в трудных -ус-
ловиях, когда нехватало ни хол-

ста, ни красок, сделано столько блё-
стящих ‘по оформлению постановок,
что трудно их здесь перечислить. Я
назову последнюю работу Федоров-
ского «Князь Игорь», замечательную
работу Вильямса «Иван Сусанин», в
которой прекрасно передана русская
природа, новые работы Дмитриева,
очень хорошее оформление Акимо-
ва для сиектакля «Лев Гурыч Си-
ничкин», декорации Пименова, кра-
сочно поданную Тышлером «Каприз-
ную невесту».

В дни войны продолжалось разви-
тие национальной культуры  брат-
ских народов Советского Союза.
Выставочная деятельность, выполне-
ние больших заказов не прекраша-
лось ни в одной республике. Ху-
дожники Укранны, Белоруссии, Прн-
балтики, находясь в трудных усло-
виях эвакуации, продолжали двигать
вперед свое национальное искусство,
В каждой республике за время вой-
ны выросли новые талантливые ма-
стера.

эл

#3)

Наше искусство недостаточно зна-
ют за рубежами нашей родины. Мы
никогда не устраивали за границей
художественных ‹ выставок,  подоб-
ных таким, как, например, колос-
сальная выставка французской живо-
писи за 100 лет, устроенная в Пе-
тербурге в 1912 году. Русскую   лите-

ратуру и музыку на Западе знают.

лучше. Так обстояло цело до сих
пор. Но так продолжаться не долж-

, HO.

Исторический ход событий 3a-
ставляет наше искусство выходить
на международную арену. Нам пред-

стоит своим творчеством поддержать
славу культуры великой советской
страны, которая стяжала  благодар-

ность и уважение всего человечества
своим всемирно-нсторическим подви-
гом на поле невиданной битвы. Это
налагает на каждого из нас, ху-
дожников, высокую ответственность.

В нынешнем году 7 ноября должна
открыться наша Всесоюзная выстав-
ка. Будем помнить, что выставка
1945 года должна быть смотром ис-
кусства народа-победителя — искус-
ства, достонного этого велнкого н
славного народа.

над ко-

Умер Константин Андреевич Тре-
нев. Эта весть тяжелой болью ото-
звалась в. душе каждого, кто любит
стечественное искусство.

К. Тренев вошел в историю совет-
ского театра, как один Из зачинате-
лей драматургии октябрьской эпохи.
Пьесы его составляют героическую
поэму о жизни революционного “на-
рода, носителя самых, передовых
илей человечества.

«Любовь Яровая» стала знаменем
идейного перевооружения нашего
театра. Драматургия Тренева при-
несла на сцену русского театра но-
вую, революционную тему, живое
сщущение великой большевистской
правды. ^

«Пугачевщина», «Любовь Яровая»,
«Жена», «Гимназисты», «На берегу
Невы», «Полководец». — эти пъесы
оставили глубокий след в советской
драматургии. Каждая яз них, обла-
дая высокой сценичностью, является
подлинным произведением художест-
венной литературы. К. Тренев, как
немногие писатели, умел создавать
образы живых людей с индивидуа-

лизированными характерами и вели-
коленно владел неисчерпаемым 6б0-

гатством русского — литературного
языка.

Для драматургов Тренев всегда
был вчимательным старшим TOBa-

рищем. у которого многому можно
было научиться.

К. Тренева отличали подвижниче?
ское  отношение к творчеству и вы-
сокая активность в ‘общественной

деятельности,
В годы Великой Отечественной
войны Тренев отдал служению наро-

’ду все свои силы и творческое уме-

ние. Его патриотическая пьеса «Пол-
ководен» достойно увенчивает пре-
красный творческий путь замечатель-
ного русского человека и талантли-
‘вого драматического писателя.

Вирта, Вишневский,  Гоголева,
Гурвич, Дрейден, Завадский,
Загорский, р Зубов, Калашии-
ков, Качалов, Леонидов, Леонов,
Лернер, Литовский — Марков,
Маршак, Мдивани, Месхетели,
Москвин, Мозалин, Охлопков,
Пашенная, Погодин, Поликар-
пов, Попов, Ромашов, Симонов,

Солодовников, Таинров, Тарасо-
ва, Тихонов, Турчанинова, a-
Деев, Файко, Федин, Финн, Хер.

сонский, Жесин, Хмелев, Xpan-
ченко, Шкваркин, Шкловский,
Юзовский.

в томшв КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ

Когла вспоминаешь Константина
Андреевича Тренева, невольно возни-
кает в воображении его высокая, не.
много согнутая в плечах фигура,
его умное украинское лицо с лохма-
тыми бровями, нз-под которых гля-
дели на вае внимательные с искрин-
ками юмора глаза. Да, жизнерадост-

ный он был человек, несмотря на
свою внешнюю хмурость, с острым
умом и своеобычным взглядом на

вещи... Про него никак нельзя было
сказать, что на тот или иной пред-
мет. он не имел своей точки зрения
или менял ее, смотря по обстоятель-
ствам. Нет, он всегда зпал, чего хо-
тел в искусстве—с его очень прос-
тым и широким взглядом на явле-
ния литературы и театра, вкусом,
унаследованным от великих на-
ших реалистов, пониманием отноше-
ния к литературе, как служения на-
роду и Родине. И сделавшись ли-
тератором уже В зрелом возрасте, в
тот период, когда в русской лите-
ратуре расправил могучие крылья
Горький, с которым он был близок,
Тренев отдавался любимому делу,
как делу жизни, и знал, что в этом
деле надо быть правдивым, честным,
трудолюбивым...

Мне всегда казалось, когца я на-
блюдал за Константином Ачдрееви-
чем, что“ словно он вышел из той
ватаги запорожцев, которую изобра-
зил Репин в своей картине... Хотя и
был он сам родом с Дона, но ро-
дители его были тиничными укранин-
цами, и сам Тренев во всем своем
облике, в характере, в повадках со-
хранял черты усатого украинского
дядьки... А помните, как он, бывало,
растопырив пальцы своих больших
выразительных рук и барабаня ими,
подходил к вам H C CaMbIM серьез-
ным видом задавал преуморительный
вопрос? И юмор в нем был какой-то
глубокий, подлинно народный, не вы-
думанный, а журчащий,
родника, где-то в глубине души...

Этим же юмором насыщены и со-
зданные им образы. Сродни ему бы-
ла живопись В. Маковского, И.
Репина... Тот же густой мазок, та
же Характерность, уловленная в ка-
кой-то своей сердцевине и доведен-
ная до типичности несколькими чер-_
тами... В том он и был силен, что
знал ‘человеческую натуру, умел
живописать характеры людей из на-
рода. Как никто умел! И словцо

подберет Такое, которое где-то под-
слушал. на ярмарке или в степи;
или на перевозе, ожидая парома, или
в городской толпе. Хорошее у него
было ухо, чудесно он слышал на-
ролную речь, украинскую или рус-
скую, все равно, и всегда отлива-
лась она у него в языке, как жито
на солнце...

Особенно удавались ему те обра-
зы, в. которых смешное как-то сли-
то с трогательным. К ним принад-
лежит матрос Шваядя в «Любови
Яровой». Этот образ стал героем
нарицательным, потому что он типи-
чен и в полном смысле слова на-
роден. Его знаменитое «в мировом
масштабе» хорошо выражало широ-
ту взгляда ‘простого советского че-
ловека на события революции...

Умение чувствовать народный язык
и живописать характеры — самая
сильная черта К. Тренева как дра-
матурга. В одной пьесе — целый
калейдоскоп ‹ типов, человеческих
фигур, каждая из которых отме-
чена знаком неповторимого... Какой
материал для актера! Bee эти сол-
даты, интеллигенты, офицеры, прос-
тые женщины, старушки, юноши —
вся эта широкая пестрая вереница
персонажей изображена им с необы-
чайной  живописностью, с порази-
тельным разнообразием обликов и
характеров. Какой это изумительный
был жанрист!

Разве сейчас не вспомнишь Шван-

наподобие“

дю ‘или солдата Пикалова, когда
русские бойцы в Берлине, и на зда-
нии рейхстага пишет мелом какой-
нибудь сынишка этого Шванди па-
мятные строки!.. Сколько настоящей
удали, горячего оптимизма, сметли-
воети в образе этого главного мат-
роса!.. И не о нем ли вспоминала
наша героическая морекая пехота,
прославившая себя в борьбе с нем-
пами?... Точно так же и в «Пугачев-
шине» удалось К. Тренезу создать
яркую самобытную фигуру Пугаче-
ва и передать народный колорит
всёго движения. И, тут множество
фигур, написанных ‘свежо и выпукло.
А сколько зарнсовок человеческих
характеров разбросано в таких пье-
сах. как «Жена» и «Ясный лог», «На
берегу Невы» и «Гимназисты»! Пусть
не все получалось у Тренева вком-
позиции в напряженном развитии
действия, в архитектуре драмы, в
развертывании основного конфликта,
HO «драматического писателя долж-
но судить по законам, им самим над
собой признанным».

живопиеце великолепного жанра, со_
здателе народных типов, выхвачен-
ных из жизни, тлавное — это ши-

рокое и красонное изображение на-

родной жизни нашего времени.

Интересно, что ему, писателю, ок-
репшему в литературе до Октября,
довелось развернуться во всю ши-
роту именно тогда, когда разверну-
лась революционная — деятельность
нашего великого народа... Он-— один
из первых советских  дпраматургов,
оказавший большую услугу, разви-
тию нового, советского театра.

Тренев не мог писать ни о чем,
кроме виденного и прочувствованного,
Он выдумывал, как искуеник;, много
знавший и много видевший. Он не
мог терять связи е родной почвой, с
родным народом, и галлерея его
героев — эта живые люди, запез
чатленные кистью самобытного ху-
дожника...

Многое он знал в жизни и омно-
гом умел рассказать просто, бесхит-
ростно, со здоровой усмешкой. Умел
не только подмечать смешное, но и
благородное, но никогда не сюсюкал
и не любил в драматургии ничего
сахарного. Душе его была  свойст-
венна жизнерадостность, а характе-
ру — резкость суждения. И оттого
хорошо выходили у него такие фи-
гуры, в которых прямота взглядов
сочеталась с глубокими убеждения-
ми, как учительница Любовь Яро-
вая, такие образы, в которых с ост-
рой издевкой высмеивал он уродли-
вые явления жизни. И в сатиричес-
ком письме он помнил заветы Таких
мастеров, как Островский и Салты-
ков-Шедрин. Он любил свой народ,
был близок к нему, и поэтическая
сила лучших его произведений про-
никнута гуманностью, свойственной
большой русской литературе.

Константин - Андреевич крепко
знал, что одному нельзя делать
трудное дело литературы. Был он
человеком общественным в самом

чудесном значении этого слова. Ар-
тельным был человеком. Вот уж не
умел замыкаться в своей скорлупе,
вот уж не любил жить» особняком,
за частоколом. Нет, бродил он сре-
ди людей и всегда прислушивался
K Их беседам, к их мыслям и чув-
ствовал себя Хорошо только тогда,
когда вокруг него шумели, спорили,
хлопотали. И сам был большой хло_
потун и ходатай по людским делам.

Сколько дел в комитете  драма-
тургов и в секции проведено было
им, сколько просиживал он в проку._
ренной атмосфере заседаний, сколько
людей обращалось к нему и всегда
находило поддержку! Это так же
свойственно было Треньву, как ef0
неиссякаемый юмор.
себе представить какое-нибудь ‘важ-
ное совещание без него. М так же

В Треневе —

Трудно . даже:

представить, чтобы On B
очень сложных вопросах не высту-
пил со своей точкой зрения, как
говорится, невзирая на лица, и го-
лос его тогда делался гуше, громче
напористее. Он не любил компромис-
сных решений в оценке ли литера-
турного произведения, или по како-
му-нибудь принципиальному вопро-
су... Была в нем хорошая петушиная
задорность, этакая боевая :
Да, как же и могло быть иначе,
если дело касалось самого кровно-
го, самого важного — служения
литературе. Умел он защищать та-
лантливых людей и требовать бе-
режного отношения к дарованию...
Конечно, это сочеталось в нем с
большой взыскательностью к драма-
тургии, Особенно горячо ратовал он
за чистоту языка, за честное отно-
шение к писательскому делу.

Была в его общественной и твор-
ческой личности какая-то особая
ломовитость, в известном роде пат-
рнархальность, и он любил свежие,
молодые ростки жизни с той же
нежностью, с какой относился он к
великому прошлому нашей литера-
туры.

Мне часто приходилесь слышать
от К. Тренева благожелательные от-
зывы о какой-нибудь о совершенно
неизвестной пьесе совершенно неиз-
вестного драматурга, причем его ин:
тересовала судьба этой вещи, и чуз-
ствовалось, что интересы драматур-
гии в целом ему так же близки,
как его личные художественные ин-
тересы... Мне, вспоминается Кон-
стантин Андреевич за нашим общим
длраматургическим столом в ожив-
ленной беседе, в горячих спорах, в
той кипучей  сумятице творческой
жизни, которую он так любил.

трудно.

В годы Отечественной войны К.
Тренев мужественно! со всей энер-
гией, свойственной ему, вообще го-
воря, человеку очень боевого тем-
перамента, встал на своем посту на
защиту родной земли от немецкого
нашествия... Помню его взволнован-
ный голос по радио в трудные дни
осени 1942 года... Каким горячим
патриотизмом дышали его слова!
Какой верой в силы русского на-
рода наполнена была его речь!.. Он

много писал в эти годы, когда н
здоровье его было уже не так
сильно и часто OH прихварывал.

Пьееа о Кутузове «Полководец» на.
писана была К. Тренавым и еще од-
на пьеса доведена им почти до кон-
ца. Вернулся он в последние годы
и к той форме маленького рассказа,
которую любил и с которой начал...
И все мечтал поехать на Дон, в
родную станицу. тянуло его посмот.
реть знакомые места, подышать воз-
духом. детства и юности...

К: Тренев ушел от нас пожилым
человеком, но у нас такое ‘ощуще-
ние, как-будто мы потеряли своего
сверстника... Эту утрату, ‘тяжелую
для нашего театра, для` нашей дра-
матургии, мы ошущаем очень’ ост-
ро. Вель творчество Тренева— целая
глава истории нашего советского те.
‘‚атра, а сам Константин .Андреевич
являлся как бы центральной фигу-
рой нашей драматургической  обще-
ственной жизни... Правда, в послед-
ние годы ему уже не удавалось
везде и всюду бывать. Но на’ чте-
ния пьес он приходил обязательно,
и перед последним пленумом Союза
писателей, незадолго по смерти, он
обсуждал вместе с нами вопросы
драматургии.

.В исторические дни нашей победы
над врагом, когда нашему искуест-
ву и литературе надлежит свершить
бодышие дела во славу нашего на-
рода, мы лолго будем чувствовать
отсутствие среди нас Константина
Андреевича Тренева, яркого худож-
ника народной жизни и подлинно
общественного человека. Hass

К. ЗУБОВ

Смерть Константина Андреевича
Тренева—тяжелая утрата для нашего
театра. Оглядываясь на пройденный
советским театром почти тридцати_
летний путь, видишь, насколько значи-
тельна была роль драматургии Трене_
ва. Его пьесы становились событиями
в нашем театральном искусстве.
Крупнейшим из них была «Любовь
Яровая». Вряд ли К@кая-либо иная
пьеса приобрела такое право быть
причисленной к «советской клаеси-
ке», как это вдохновенное произве-
дение о гражданской войне. Я убеж-
ден, что пройдет время, и. театр вер-
нется к этой жемчужине советской
драматургии и будет ставить ее как
лучшую нсторическую пьесу.

«Любовь Яровая» — вершина дра-
матургического творчества Тренева.
В этой пьесе с особой чистотой и
ясностью выявились  пленительные
свойства его писательского дарова-
ния. Яркие и своеобразные характе-
ры, умение сочетать социальную и
бытовую правду с большюй и глубо-
кой идейностью — все это’ отличает
«Любовь Ярсвую». Но такие черты
присущи и другим произведениям
Тренева.

В Малом театре я, в очередь с
П.М. Садовским, играл роль фаб-
риканта Растегина в пьесе Тренева
«На берегу Невы». Работать над соз-
данием этого образа было поистине
высоким наслаждением, Актер

всегда чувствует, правдивый ли че- к от

ловенеский характер парисовал ав-
тор пьесы. наполнил ли он роль *жи-
вой кровью или, наоборот, предло-

#

жил нам, актерам,
тать». «дописать»
схемы, ограничившись ‘лишь набро-
ском” роли. В Растегине все было
для актера ясно и, вместе с тем
необычайно заманчиво, интересно, мно-
гообещающе. Тревев наделил Растеги-
на умом, крепкой волей, точным пони-
манием классовых интересов россий-
ской буржуазии. Это был враг, опас-
ный ‘именно потому, что Тренее на-
делил. его свойствами значительной
челсвеческой личности, о нарушив
скверную инерцию пьес’ того перно-

самим «дорабо-
его авторские

да, в которых враг всегда изобра-
жалея ничтожным, пошлым и глу-
пым, лишенным — индивидуального
своеобразия. г

А какую великую радость принес
Тренев советским! актрисам. которых
столь незаслуженно забывали наши
драматурги! Роль Любови’ Яровой,
как и, женские образы в пъесах «Ha
берегу Невы», «Жена» и др., co-
действовала тому, что на нашей сце-
не появилась русская женщина со
всеми свсими обаятельными  черта-
ми, женщина-героиня, революционер.
ка, труженица.

Не случайно, что два крупнейших
наших театра — Малый и Худ-же-
ственный — именно в пьесах Трене-
ва обрели твердую почву. встав на
которую они стали успешно приоб-
щаться к современной теме, во-
нлощению образов советских людей,
ображению революционного ге-
реизма и социалиетического етроч-
тельства.

Тренев на театре продолжал высо-

EN ep eee

ПАМЯТИ МАСТЕРА

кую традицию классиков, храня чи-
стоту русского языка. Полнокровное,
горячее, высоко-литературное слово
пьес Тренева помогало советской
драматургии расти и совершенство-
ваться, сохранять живую связь с
великими традициями Гоголя, Ост-
ровского, Горького.

Тренев был необыкновенно чуток
и отзывчив к запросам театра, Ко-
гда, два года тому назад, Малый
театр обратился к нему с предложе-
нием написать пьесу о великих со-
бытнях`` 1812 года, Константин
Андреевич живо откликнулся на эту
мысль и стал работать над’ пьесой;
получившей теперь название «Пол-
ководец». Вообще в последние голы
Тренева с особой силой влохновляло
величавое прошлое родной страны, и
так обидно, что он не успел осу-

ществить всех своих творческих за
мыслов.

Мы всегда чувствовали его pom
ным для себя человеком. не только
любимым и уважаемым драматургом,
но и отзывчивым товарищем, искрен-
НИМ и благородным другом. У ‘этого
человека с суровой внешностью, <
глуховатым низким тембром голоса
было нежное и горячее сердце. Он

любил людей, беззаветно любил
свой народ, страдал его  страда-
ниями. радовался его радостями.

Мы все, работающие в литературе и
искусстве, сохраним память о Кой-
стантине Андреевиче Треневе — пи-
сателе-патрноте, чудесном сыне
великого русского народа, - верном
друге советского театра.

хватка. -