Б. ИОГАНСОН

Мне хочется поделиться некото»
рыми мыслями о природе мастерства
в реалистическом чскусстве, о неки-
их, условно выражаясь, литературных
и музыкально-поэтических началах
этого искусства, о соединении этих
лвух начал, выражающих содержа-
ние, идею картины.

Что движет художником в процес-
ce „работы? Конечно, радость твор-
чества, азарт труда. Ренуару его
коллега как-то сказал: «Вы пишете,
как будто живопись для вас заба-

ва». Он отвечал: «Если бы это
меня не забавляло, я давно бы
бросил»... Разумеется, слово «забава»

нужно понимать в высоком смысле:
т.е в том смысле, что процесс
творчества—это увлечение красотой
природы, ее гармонией, ее вырази-
тельностью и захватывающее волне-
ние, когда природа на холсте за-
сверкает живописью.

Однако искусство не’ только за-
база, но и величайший труд. Что та-
кое искусство? Моцарт или Салье-

ри? И Моцарт и Сальери. Вот в чем,

основная мысль драматического про-
изведения Пушкина.

И ясно: чем самоотверженнее труд
художника, чем совершенней он вла-
деет своим мастерством, тем дей-
ственнее и доходчивее его
ство.

‚В

Несколько дней назад вновь от-
крыла свои двери Третьяковская
галлерея, величайшая сокровищница
русского искусства. В первое же
воскрееенье галлерею посетило 1А
тысяч человек, автомобили стояли в
очереди до набережной, приезжали
пелые полки красноармейцев, жела-
юших попасть в залы музея; Это по-
казывает, как русский народ, совет-
ский народ любит свое искусство.

Я думаю, что не ошибусь, если
скажу, что для каждого из нас, жи-
вописцев, графиков
для подавляющего болышинства ху-
дожников-реалистов,‚ Третьяковская
галлерея была главной воспитатель-
нииёй. Она  формировала
взгляды на искусство. На картинах
великих русских художников мы
учились мастерству. В стенах гал-
лереи рождались первые мечты бу-
дущих художников.
мы теперь вошли в ее вновь откры-
тые залы. Может быть, что-то ушло

и переоценено нами? Какой мастер

теперь завладеет нашими думами?

В дни молодости мы, хорохорясь,
как петухи, часто ходили в по-
зе отрицателей: «Как можно гово-
рить о Шишкине, когда есть Jlepu-
тан, как можно восхищаться Крам-
ским, когла есть Репин и Серов, как
можно говорить ю Владимире Ма-
ковском, когда есть Федотов?» Ми-
mo 3am XVIII Beka проходили, как
мимо «зализанной живописи». Брюл-
лов казался «итальянской театраль-
щиной». Прошли годы, годы столк-
новений с натурой, годы работы над
картиною, мы стали созревать как
художники, и начали понимать, ка-
кое широкое понятие — живопись и
сколько возможностей она в себе
таит, и как из этих возможностей
слагается оригинальная художест-
венная личность. Так  заносчивость
мальчишки сменяется зрелостью
опыта.

И когда Третьяковская галлерея
открыла, вновь свои залы, — увидев
знакомые картины, мы особенно ост-
ро ощутили, что все это осталось не
только попрежнему дорогим, но по-
сле почти четырех лет разлуки ста-
ло еще милее сердцу художника.

a

Национальной особенностью  рус-
ской живописи, ее преимуществом
всегда являлись глубокая идейность,
содержательность. В различные годы
и эпохи она отражала жизнь и быт
народа, природу своей родины, дава-
ла глубокую характеристику челове-
ка в портрете. Средством выраже-
ния была всегда высокая форма ис-
кусства.

С точки зрения профессиональной,
реалистическая картина будет совер-
шенной только тогда; когда худож-
иик выражает содержание всеми
срелствами реалистического мастер-
ства. Картина должна быть создана
по известным законам. композицион-
ной структуры (каркасу живописи),
по законам цветовой композиции,
цветовых контрастов, должна быть
построена на совершенном рисунке
(фундаменте живописи) и по законам
живописи в Узком значении этого
слова, т. е. когда художник kpac-
кой, в ее смешениях, лепит форму
светотенью в пространственных от-
ношениях,

Наша русская живопись с начала
своего развития стремилась к. самой
реалистической форме художест-
венного языка и достигла еев ХУШ
веке и начале ХХ века. Рокотов,
Левицкий, Боровиковский, Кипрен-
ский, Александр Иванов уже владе-
ли реалистической формой. Эта
форма в известной мере интернацио-
нальна потому, что все реалистиче-
ские художники Европы разрешают
одни и те же задачи формальнога
порядка. Александр ШМванов работа-
ет над теми же задачами формаль-
вого порядка, над какими работал
Рафаэль, Федотов — над теми же
задачами фофмы, что и ‘голландцы,
Суриков — над теми же задачами
формы, что и венецианцы (можно
найти еше множество таких приме-
ров}. Но при всем этом интернацио-
нальная форма становится националь-
ной, попадая на родную почву каж-
дого народа. Хочет ли художник
или не хочет, думает ли он или не
думает об этом, это происходит все-
гда, если он искренен в своем твор-
честве. И, наоборот, — всякое
циональное произведение искусства
высокой мысли и высокой формы
становится достоянием всего челове-
чества.

8.

В мире существуют произведения
искусства. которые мы, встав на
высказанную мною точку зрения, не
можем назвать реалистическими, HO
они таят в себе изумительные каче-
ства, оказавшие влияние на развитие
реалистической живописи.

Я говорю о русских иконах и ге-
нии этого искусства— Андрее Руб-
леве, вызывающем восхищение и
изумление своим мастерством. Но ху-
ложник должен не только изумлять-
ся и восхищаться. Он должен по-
нять причину воздействия произведе-
ния мастера и, поняв ее, принять
как драгоценность в арсенал своего
творчества.

В чем же тайна воздействия Ан-
дрея Рублева? Почему так действу-
ет, скажем, его «Троица»? Тайна,
конечно, в совершенной гармонии
цёлого. Тут найден фокус гармонн-
ческих пропорний в силуэтах трех
фигур по отношению к плоскости
иконы. Ни миллиметра меньше, или
больше, Силуэты с льющейся гармо-
нией линий. Силуэтная декоратив-
ность сливается с иветовой, когда в
тона слоновой кости так гармонично
впаяны лица, одежды, руки, золо-
тые крылья архангелов. Изумительно
тонко найденное голубое сочетается

СОКРАЩЕННАЯ СТЕНОГРАММА
ДОКЛАДА НА IX IKIEHYME OPI-
КОМИТЕТА СОЮЗА ООЗЕТСБИХ
художников,

и скульпторов,
  картинами. Они настолько совершен-

наши :

С волнением

на-

‘ора». В левую

ES

с глубоко зеленым. И коричневое—
как контраст ко всему, что так про-
порционально и гармонично найдено
в силуэте центральной фигуры. За-
вершающий всю композицию силуэт
дерева, как тонкий контраст к плав-
ным линиям фигур, раскинул скром”
ные и причудливые очертания. Эта
деталь, гениально найденная * худож-
ником, придает всей композиции
удивительную завершенность, цель-
ность и музыкальность,

Говорят, что слово «изящное» про-
исходит от слова «изять». Для до-
стижения изящества формы’ худож-
ник должен из’ять все лишнее, ме-
шающее выражению его идеи, найти
ту форму искусства, при которой
произведение сразу пленяет глаз и
действует на воображение.

Этот декоративный принцип есть
неот’емлемый признак всякого боль-
шого произведения живописи. В
«Троице» Рублева он выражен пре-
дельно ясно и обнаженно. Он вы-

ражен и в китайском искусстве, и В,

иранских миниатюрах, и на грече-
ских вазах, ]

Особенно ярко он воплощен в
картине величайшего гения русской
живописи — Александра Иванова

‘в «Явлений Христа народу», совер-
искус-

шеннейшем произведении русской
живописи. Известно, что на его CO3-
дание ушли долгие годы труда, вы-
разившегося в громадном количестве
подготовительных этюдов, которые
сами. по себе являются замечатель-
ными произведениями.

Этюды Иванова особенно  показа-

! тельны для подтверждения мысли,

что способность художника видеть в
природе эстетические начала ис-
ключительно важна. Начала красо-
ты, заложенные в самой природе, —
вечный источник вдохновения ху-
дожника. Этюды Иванова по закон-
ченности и цельности становятся

ны, что, глядя на них, вы можете
как бы прогуливаться по Алпиевой
дороге, любуясь южным небом; мо.
жете жить среди зеленых рощ, вы-
ходить на простор, где открывается
дивная панорама Рима, тающего в
голубоватой дымке южного воздуха.
Все это верно потому, что прекрас-
но, и прекрасно потому, что верно.

Изумляешься тому, что есть еще
жалкие модники, утверждающие, что
формы русской живописи несовер-
шенны. Только имена Рублева и
Иванова должны были бы заставить
их замолчать. Александр Иванов
предвосхитил появление импрессио-
низма задолго до рождения его BO
Франции, — импрессионизма, как пе-
редовой формы реалистического ис-
кусства, Я считаю печальным. недо-
разумением взгляды некоторых кри-
тиков, противопоставляющих импрес-
сионизм реализму. Это, если хотите,
предельный реализм, передающий
природу не в условной, а в безус-
ловной форме. Но Александр Ива-
нов был не только. импрессионистом
в этом смысле слова. Он был гораз-
до больше —он был еще и классик,
он выполнил задачу, к которой го-
раздо позднее (и далеко не всегда
удачно) стремилось французское ис-

кусство, — задачу сделать из им-
прессяонизма серьезное художест-
венгое дело. В гениальной своей

каргине он встал в один уровень с
Рафаэлем, Фиднем, Микель Андже-
ло. Он становится и в уровень с
Андреем Рублевым. «Явление Христа
народу» по всем признакам являет-
ся совершеннейшим произведением
не только русского, но и мирового
реа гистического искусства.

Ясность мысли, свободная гармо-
ническая композиция, дивная гармо-
ния линий тела, складок одежды,
скульптурность лепки формы (выра-
женные не условной светотенью, а
всеми рефлексами голубых отсветов
неба, влиянием окружения — осве-
щенной земли) делают фигуры на-
столько живыми, об’емными в про-
странстве, в воздухе, что, кажется,
их можно охватить руками, как
скульптуру великих классиков, поэ-
тов человеческого тела. Можно го-
ворить о каждой фигуре, о значении
и месте ее в картине, но это дело
специальной монографии о творче-
стве Иванова, которой, к стыду на-
шему, пока еще нет.

Александр Иванов, как и Андрей
Рублев, были величайшими подвиж-
никами искусства. Ради него, ради
захватывающих минут вдохновения и
непрерывного труда, они отказались
от личной жизни. Примеры такого
аскетизма не единичны в русском
искусстве.

Вспомним о Федотове — таком же
подвижнике труда. Павел Андреевич
Федотов ‘также отказался от личной
жизни ради своего искусства. Это
человек, который сказал; «Я с ума
сойду, а красное дерево напишу». И
написал так, как никто до него. На-
писал в своей картине «Вдовушка».

Это замечательная картина по. изя-
ществу композиции.

«Вдовушка» представляет повесть

об офицерских женах 50-х годов
прошлого столетия. Литературная
сторона повествования безупречна,

так же как и пластическая. Гармо-
ничность силуэтов, их пропорций по
отношению к целому — силуэт свет-
лой головы на фоне обоев, силуэт
правой руки с белым‘ платком, лежа-
щей на траурном платье, — станок
с рукоделием. у комода ‘красного

дерева, подушки с левой стороны
картины, портрет мужа в золотой
раме, икона и остальные подробно-

сти бесподобно скомпонированы в
картине. А живопись — чудо искус-
ства. Как изумительно написано чер-
ное платье, голова, прическа, рука,
все вплоть до пасхащьных «писанок».
А красное дерево так мог написать
только гениальный живописец, рав-
ный голландцам. Этот великий рус-
ский художник, подвижник труда,
родоначальник русской жанровой кар-
тины, был настолько увлечен живо-
писью, что мог работать при лампе
до боли в глазах По вечерам он
клал на глаза мокрую тряпку, что-
бы успокоить боль. Ложился спать
с мыслью: «Поскорее бы проходила
ночь, чтобы завтра утром снова упи-
ваться магией гармонии живописи».

Не только молодым, но и некото-

рым так называемым ‘мастерам не
` мешало бы вспомнить эту подвиж-
ническую жизнь. Федотов писал
красное дерево, сидя на деревянной
табуретке.

Достаточно было бы коснуться
одного ° произведения Федотова —
«Вдовушка», чтобы показать все
стороны его мастерства, но личное

пристрастие к этому «очарователю»
заставляет меня сказать и о ¢CBa-
товстве майора».

Я напомню вам две центральные
фигуры в картине «Сватовство май-
от зрителя дверь
убегает” застыдившаяся купеческая
дочь с обнаженными плечами, в бе-
лом платье с оборками и фижмами
кринолина. По светлому  силуэту
своему:— это чуло ‹ выражения же:
манности и женской грации. Мать
хватает ее за платье, отчего платье
еще больше распушилось и соеди-
няется со светлым силуэтом фигуры
матери, тоже в светлом платье дру-
гого тона--золотисто-лилового пере-

ливчатото атласа. Сочетание этих
двух фигур — матери и дочери —
представляет единое целое, необхо-
димое для звучания светлого. на
темном, благодаря чему картина
приобретает изумительную  декора-
тивность. Вот почему эта He-
болыная по своим размерам картина
может смотреться на большом  рас-
стоянии.

Есть еще одна картина Федотова,
которая действует еще какой-то
другой своей стороной, тоже, конеч-
но, через высочайшую форму. Эта
картина называется «Анкор, еще, ан-.
кор». Деревенская изба, горит свеча
на столе; все подробности деревен-
ского обиталища тонут в глубоком.
золотистом тоне, бесподобно найден-
ном художником. На постели лежит
офицер — постоялец в этой комнате.
Унылая тоска зимней лунной ночи,
изображенной на четырех квадрат-
ных сантиметрах холста. И в этих
четырех ‹ сантиметрах изображена
такая лунная ночь, каких немного
найдешь в русской живописи, разве
у Ге в картине «Христос в Гефси-
манском саду». Отупевший от скуки
офицер заставляет белого пуделя.
скакать через палку: Картины Фе-
дотова — это удивительные и ясные
рассказы, где во всех подробностях
можно прочитать всю жизнь его
персонажей.

Эти рассказы, такие же чудные и
ясные, как комедии и повести Го-
голя. «Женитьба» Гоголя и «Сва-
товство майора» чрезвычайно похожи.
друг на друга. И там, и здесь — Ky-
печеская невеста и сваха, и боро-
дач купец, да и вся обстановка та
же. В картине «Анкор, еще анкор»
есть, кроме того, какая-то фантасти-
ка в изображении унылого одиноче-
ства, тоски. И пудель не пудель, а
какое-то фантастическое суптество.
Это. тоже от Гоголя, у которого
реальность часто сливается с фан-
тастикой, это от «Шинели» Гоголя и
от его «Петербургских повестей».
Возможно, впрочем, что это — мое,
очень суб’ективное ощущение.

Средства выражения своего чув-
ства у каждого художника различ-
ны, Различны темы, различен выбор:
жанра. Не всегда русская природа
считалась достойной изображения.
Было время, когда кое-кому она ка-
залась недостаточно богатой, и ху-
ложники писали не русскую приро-
ду, а ландшафты— итальянские руи-
ны на фоне классических деревьев,
водопады, бурные моря, разрывы
молний и тому подобное. Тем изу:
мительнее, что среди всей этой
трескотни и итальянщины появляют-
ся «Лето» и «Весна» Венецианова.
Эти полотна сыграли такую же роль,
как позднее полотно Саврасова «Гра-
чи прилетели», как полотно Клодта
«На пашне». Эти полотна_—боевые
начала развития всей’ последующей
русской пейзажной живописи, бле-
стяшей вершиной которой явился \
Левитан. i

Есть в живописи одна сторона
воздействия, которую не сразу, себе

об’яснишь. Живопись, на первый
взгляд, как будто бы самая простая,
сделана чрезвычайно  несложными

средствами, и не сразу себе отдаешь
отчет в причине ее глубокого оча-
рования. Тайна воздействия таких.
произведений, конечно, в глубочай-
шей содержательности. Художник.
будто в Какой-то фокус собрал во:
едино все ощущения русских людеи’
и в чрезвычайно простой форме пе-
редал их нам. Но это -— кажущаяся
простота. Таково венециановское
«Лето», одно из классических поло-
тен русской „ живописи. Оно такое’
же русское, как рублевская «Трои-
ца». Эта простота, доведенная до вы-

сокой классики, - — основная черта
русского ‘гения, который отшвыри-.,
вает все побрякушки ‘формы, если

они мешают выражению чувства.

Простота выражения, она живет в,
самом русском народе, в меткости
его просторечия. Ради этой просто-
ты Толстой 13 раз переделывал
«Войну и мир». Венециановское по-
лотно — это предельная простота об-
разного выражения лета. Содержа-
ние его воплощено в высочайшей
форме, оно передано и в тоне неба,
ржи, и в классической композиции,
где фигура сидящей русской  кре-
стьянки с ребенком, сарай, так уга-
даны и в пропорциях, композиции и
по тону. Так же действует и «Вес-
на» Венецианова.

Особенно хорошо эти вещи смот-
эятся взятые вместе. Тогда ясно
ощущаешь прозрачность, холоднова-
тость весеннего воздуха.

Те же черты присущи произведе-
нию Перова «У последнего кабака».
Как будто на первый взгляд ничего
особенного: догорающий зимний ве-
чер, у заставы светятся огни каба-
ка, жует сено лошадь, девочка до-
жидается своего  отца-пьяницу, ря-
дом захудалая собачонка. Почему
же так действует эта картина, поче-
му она заставляет работать мысль,
воображение? В этой небольшой ве-
щи— вся тоска и жалость Некрасова
к современной ему Руси, нищей, бес-
правной. Если говорить об образе,
то это одна из глубочайших вещей
по ‘трактовке образа. Мы  чувству-
ем — завтра будет тоскливый, пас-
мурный день, тусклый, будет небо
серое и скучное. Этот тон неба взят
так остро, именно остро, что он вы-
зывает чувство тоски. И все работы
Перова (исключая неудачное произ-
ведение «Никита Пустосвят») остры,
как бритва. Если говорить о коло-
рите, то они как-будто неколоритны.
А вместе с тем Перов — коло-
рист, но колорист непривычный, Его
не сразу воспринимаешь как живо-
писца-колориста. Он художник экс-
прессии. Его непрерывно тянет кост-
рому выражению драматических кол-
лизий.

Вот ‘институтка, приехавшая к.
слепому отцу. Поразительно лицо
отца по экспрессии. Меня эти лица
отца и дочери поразили на всю
жизнь с раннего возраста, и это
впечатление живет и сейчас. Есть
что-то в «Иване Грозном» Репина
похожее на лицо отца. Какой же
нужно обладать силой драматическо-
го таланта, чтобы дать подобную
экспрессию?! Вот тройка детей, везу-
lad на санках громадную обморо-
женную бочку. Сколько тоски в
центральной фигуре девочки, заму-
ченной непосильным трудом! Вот пе-
ред нами утопленница. Туманное
утро.  Лежит тяжелая, мокрая фигу-
ра женщины, облепленная водоросля+
ми, Бледное лицо с раскинувшими-
ся волосами, лицо сфинкса, лицо —
мертвая загадка. Кто она? Что 3a-
ставило ее кончить жизнь? Может
быть, несчастная любовь, ‘может
быть, позор обманутой женшины или
же беспросветная нищета Катерины
Ивановны, сожительницы Мармела-
дова? Да, Перов, конечно, Достоев-
ский русской живописи. О каком ко-
лорите можно говорить, когда так
взволнованно бьется сердце! О ка-
кой форме можно говорить у Досто-
евского, когдатон говорит горячо,
неудержимо и, читая, словно летишь
вместе с ним в пропасть, а сердце,
стучит и стучит,

стах. Подобная тема могла заинтере-

‘Тургенев «Записок охотника».

И вместе с тем это—форма, высо-

чайшая, своеобразная форма. Перов,
кажется, просто не думает о ней,
она бама рождается, ибо иначе не
выразишь этого содержания. Оче-
вилно, Перов прекрасно чувствовал
Достоевского любил его и был
ему сродни. Недаром он написал
такой поразительный портрет этогс
оригинальнейшега гения.
Достоевскому, наравне с его, дра-
матическим талантом, был свойстве-
нен и эксцентрический юмоо. Есть
этот эксцентрический юмор и у Пе-
рова, Я неприлично хохотал, когда
первый раз в Третьяковской  галле-
рее увидел картину «Дворник», —
эксцентричное и невероятно экепрес-
сивное произведение Перова. Может
ли быть более яркое противопостав-
ление, чем. наивная институтка с
аристократической мамашей и зеваю-
щий во весь рот дворник, — раепоя-
санный, босой, взлохмаченный после
сна, он чешется в непотребных ме-

совать только такого любителя экс:
прессии, как Перов. Это русский
Домье, и похож он на него не внеш-
He, а по силе выразительности.
Вспомним его адвокатов, рассыпаю-
щих цветы красноречия в защиту
«невинности», а «невинность» стоит
поджавши губки, стараясь всеми си-
лами за ангельским выражением ли-
ца скрыть все пороки своего суще-
ства. Любить и понимать Достоев-
ского — это не значит принимать его
целиком. Не принимал его и Перов.
Иначе он не написал бы, например, та-
кую картину, как «Крестный ход на
пасхе», где пьяные — «священно-

служители» обходят свой приход.
Или вспомните такую картину Перо-
ва, как «Чаепитие в Мытищах».
Это уже Салтыков-Щедрин. Значе-
ние Перова, как художника экспрес-
сии, как русского художника-реали-
ста, высоко.

Очень велико воздействие портре-
тов ни картин Перова. Все средства
художника, его колорит, его компо-
зиция — все подчинено основному
свойству его таланта, еще недооце-
ненного нами,

Еще менее оцененный нами Xy-
дожник-_Петр Соколов. Замечатель-
ный русский живописец, Петр Соко-
лов не только мастер охотничьих
сцен, которые он изображал бли-
стательно. Это был художник, ши-
POKO отразивший свою эпоху, — бес-
правие крестьянина, паразитизм по-
мещиков, весь уклад крестьянской и
помешичьей, жизни своего времени.
Это Гоголь «Мертвых душ», это
Наи-
более полно он собран в Русском
музее в серии замечательных Tya-
шей.

Портрет «Атавы» в
башке с палевым щенком,
трет, серия охотничьих
подобны по живописным
ствам,

красной ру-
автопор-
сцен бес-
достоин-

5.

Невозможно в коротком докладе
охватить хотя ‘бы малую частицу
наиболее характерного для развития
мастерства русской реалистической
живописи. Легко потеряться в этом
богатстве.

Ведь нельзя же пройти мимо та-
ких гигантов, как Репин, Суриков,
таких замечательных мастеров, как
Рябушкин, который открыл нам гла-
за на Русь, по-своему так  значи-
тельно, как и Суриков. Ведь необхо-
димо сказать о Cepose, Левитане,
братьях Коровиных, о Ге, Малявине,
Архипове, Нестерове, ©  Шинисине,
Айвазовском, о Владимире  Маков-
ском, Корзухине, целом ряде других
пёредвижников и, о великом Вру-
беле.

Трудно что-нибудь новое сказать

о мастерстве Репина, которому по-

священа блестяшая монография И.
Грабаря. Репин — стихийный талант,
стихийный мастер. Про него меньше
всего можно сказать, что это фило-
соф, с кистью в руке рассуждающий
о законах живописи. Он. весь-огонь
увлечения,

Искусство каждого художника оп-
ределяется его творческой натурой.
Вряд ли среди русских художников
можно найти более молодую и более
увлекающуюся натуру.

Эстетическое чувство художника
облекает образ в пластические фор-
мы, и рожденная картина волнует
нас и будет волновать долгие годы
наших детей и внуков, потому что,
иногда неведомые никому, часы тру-
да и взволнованности художника
живут вечною жизнью на холсте,

Репин меньше’ всего похож Ha
классика. Как будто бы это импрес-
сионист чувства. И вместе с тем,
конёчно, он классик именно в обла-
сти выражения чувства. Если Алек-
сандр Иванов своим величием стоит
как бы над  эпохою, Репин — сама
эпоха. Для меня. лично ИМванов, как
создатель классических образов, _не-
постижимо прекрасен, Ретин же по-

стижимо прекрасен. Иванов — это
что-то очень далекое, куда не дой-
дешь, Репин ближе — туда дойти

можно. И, если хотите, для меня он
жизненнее и ближе.

Репин, конечно, классик — какой
же импрессионист в состоянии  с0з-
дать такую голову, как голова Ива-
на Грозного? Вот К. Коровин — это
типичный импрессионист. Они  ме-
схожи и вместе с тем они сродни
друг другу. Изумленное «ах» перед
натурою свойственно и тому, и дру-
гому. «Вот летит бабочка, скорее
скорее, лови ее в сетку, а то уле-
тит». Это увлечение натурой еже-
дневное, непрерывные годы работы
изо дня в день, незаметно для са-
мих художников вырабатывали из
них «снайперов» своего дела. И оба
они пришли к высочайшему мастер-
ству различной направленности. Ре-
пина тянуло больше к человеку, Ко-
ровина —к природе, Оба, разумеет-
ся, прекрасные живописцы. Но сое-
динить живопись с психологией и
работой над картиной труднее, чем
заниматься только живописью и, по-
жалуй, в достижении чисто живо-
писных результатов у Коровина по-
больше очков «снайперской стрель-
бы», но зато Репин создал  незабы-
ваемые образы, огромной психологи-
ческой глубины, —великое множество,
гениальных картин, портретов и, ко-
нечно, высочайшую форму художни-
ка-живописна. А Коровин остался
только замечательным живописцем-
импрессионистом, Каждому свое.

Рядом с Репиным на одном уров-
не, как портретист, стоит его ученик
Валентин Серов. Разительный  конт-
раст с Репиным — вдумчивый, тяже-
ловесный, но зато «увесистый», Се-
ров был совершенно другого склада
характера, чем Репин и Коровин,
хотя уважал и любил их нежно.

Чтобы понять Серова, его мастер-
ство, его стремления, как живопис-
ца и портретиста, нужно обратиться
к его ранним вещам — «Девочка с
персиками» и «Девушка под деревом»,
Это не только портреты, но изуми-
тельнейшие женские образы, создан-
ные высочайшей формой живописи,
той формой живописи, которая холст,
делает драгоценностью. Совершенная,
высочайшая культура обработки хол-
ста превращает его в драгоценную
шкатулку, наполненную изумрудами,

Маетеретво великих русеких художников

рубинами и бри глиантами. Ими мож:
но любоваться до бесконечности.
Таков же серовский портрет  Та-
маньо. Вот, думаешь, путь, по кото-
рому Серову следовало бы итти, On
создает серию пейзажей такого же
значения, —«Прудик» и множество
других. Но Серов не довольствуется
этим, его тянет дальше, к предель:
ной выразительности характера.
он ‘достигает ее во’ множестве ше-
 девров: портреты Ермоловой, Федо-
товой, Гиршман, старухи Морозовой,
— всего. не перечтешь.

Меня поражает портрет Ермоловой,
может быть, потому, что я имел
счастье видеть ее на сцене и в
жизни. Это была актриса невероят-
ной глубины и мощи. Это был дра-
матический талант; перед которым
преклонялись актеры всех толков и
направлений. Мария Николаевна Ep-
молова — это было священное имя,
произносившееся с благоговением.
Все это выражено в портрете Серо-
ва. В благородстве позы актрисы —
простота, сознание величия и благо-
родства своей миссии. Запоминается
дивное лицо, вдохновенные, светя-
щиеся, как звезды, глаза, вырази-
тельный рот, Взятое в ракурсе лицо
подчеркивает монументальность Ффи-
гуры, с просто сложенными руками.
И все это, вместе взятое, создает
незабываемый образ благородного
искусства живым олицетворением
которого была гениальная актриса.

Как раз теперь в Третьяковской
галлерее напротив Ермоловой висит
другой женский портрет, другой
женский образ. Обернитесь, — ичто
же вы увидите? Портрет мадам Гирш-
ман. Более разительного контраста
нельзя придумать. Говорят, ° Сэ-
ров увлекался лицом Гиршман, он
писал ее не раз. Но что красивого
в пустой кукольчой мордочке этой
буржуазки? Ермолова преюрасна
той красотой, какой были красивы
Пушкин, Лермонтов. Это красота
духа, облеченного в человеческую
оболочку. Хотел или не Хотел этого
Серов, но в портрете Гириман он
выразил все ничтожество не только
ее самой. но и всего класса, к ко-
торому она принадлежала.

Позже Серов чопадает в сферу
влияния «Мира искусства», гле под-

визаются Бенуа, Сомов, Головин,
Бакст, в сферу ‘влияния художни-
ков-стилизаторов. ‘Появляется ero

«Ида Рубинштейн», «Похищение Ев-
ропы», роспись дома Носовых, зана-
вес к балету «Шехеразада».
Желание стать оригинальным гу-
бит оригинальность Серова. Конечно,
«Ида Рубинштейн»— мастерское про-
изведение, но это по существу «бак-
стовшина», такая же, как занавес к
«Шехеразаде». И пристало ли ему,
Серову, блестящему живописцу, не-
превзойденному мастеру портрета,
создавшему незабываемую серню ра-
бот, изображающих русскую ието-
рию (и в частности непревзойденный
образ Петра Великого), серию заме-
чательных пейзажей русской приро-
ды, опускаться до стилизации «Ми-
ра искусства» (у которого, конечно,
есть свои достоинства, свои заслуги,
но который во многом ушел вспять
от реализма). ;
Нет, не этим оригинален Серов!
Серов замечателен тем, что он-певец
человека, создатель полнокровного
‚ реалистического образа. Впрочем,
и в своих ошибках Серов интересен

1 вил некий Джабачи.

хотя бы тем, что не боялся оши-
баться и стремился все время. к но-
вому. Ему были свойственны  вели-
кий дух новаторства, молодость ду-
ши. Это вечная молодость искусства,
которая в поисках более совершен-
\ ных форм. опрокидывает каноны и

RY

ищет новые формы,

ts

Особняком стоит другой гигант —
великий исторический
Василий Иванович Суриков. Какое
разнообразие непохожих  самостоя-
тельных талантов вмещает в себя
реалистическая русская живопись!
Такова уж наша Русь, многоликая,
широкая, бескрайняя!
родиться богатырю? И он здесь
родился, Василий Иванович Суриков,
  широкоплечий Микула Селянино-
вич русской живописи. То, что под-
Hal OH на свои могучие плечи,
еще не поднимал ни один русский
исторический художник. Он воспел
в прекрасных образах свой народ,
с его неистребимой силой жизни,
с непреклонною волею к прав-
де, ‘свободе, справедливости, к
мудрой  государственности. Воспел
он и русскую женщину, и вольного
казака (Степана Разина, и Ермака
Тимофеевича, и гениального Суворо-
ва,

Несколько слов © Сурикове-живо-
писце. Когда я стою перед карти-
ной
могу стоять перед нею бесконечно,
открывая в ней все новые и новые
красоты живописи, —у меня является
мысль,—«кому равен Суриков по си-
ле  колористического звучания?»
Приходят в голову два великих
имеви — Тициан и Рембрандт. Это
Ta же кованая \лепка формы, та
же симфония крабок. Любой кусок,
что бы мы ни брали -шелевр  ко-
лорита и плотной, весомой, об’ем-
ной формы реалистической живопи-
си. Голова Меншикова, его рука с
золотым кольцом, головы детей,
платье, парча, иконы в углу, замо-
роженное окно, меха — все это, вме-
сте взятое, — чудо живописи.

И эти чудеса мы видим и в «Бо-
ярыне Морозовой» и в «Стрельцах»,
и в <Ермаке», и в многочисленных
портретах.

Об этом много писалось. Много
верного, глубокого рассыпано в ис-
следованиях наших советских ис-
кусствоведов, но настоящей моногра-
фии о Сурикове еще нет. Нет таких
монографий и об Александре Ива-
нове, и о Федотове, и о всех почти
художниках, имена которых я назы-
вал. Пора начать работу над ними.

Велико и многообразно русское
искусство.

Какое ненсчерпаемое обилие та-
лантов и дарований! Ни один совет-
ский художник не может пройти ми-
мо этого великого наследия, не
изучив, не впитав в себя то, что ©т-
вечает его сердцу, что ему дорого.

Постигая тайны мастера, учась у
вечной учительницы, у матери-при-
роды, будем помнить о том, Что не-
прерывный, ® радостный,  вдохновен-
ный труд живописца, с его огорче:
ниями, неудачами, радостью дости-
жений, бескорыстен. Путь искусства
— подвиг. Вечное стремление к со-
вершенству рождает новаторство.

живописец!

Здесь ли не.

«Меншиков в Березове» — а я!

„ ОТКРЫТИ

ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР

После

открылся Государственный

председателя Комитета
искусств при СНК СССР А.

довников, директор музея Б.

М. Сарьян, представитель
ского. государственного

тета профессор Б. Заходер.
В день открытия в залах

столицы, профессоры

искусствоведы и писатели. ;
xe *

дожники Армении М. Сарьян

ты отдела армянского.

Стальского (работа
Аскара Сарыджа).

Аалы ТОКОМБАЕВ

Восемьдесят пять лет тому назад
на берегу Иссык-Куля в семье
крестьянина Куренкея родился пер-
вый и единственный сын — Мура-
талы. По старинным киргизским
обычаям считалось необходимым,
чтобы единственный в семье маль-
чик был усыновлен кем-нибудь из
близких к родителям людей. Так по-
ступили и с Мураталы: его усыно-
Это был знат-
ный человек, большюй любитель ие-
кусства. В юрте Джабачи постоячно
сходились лучшие сказители—джо-
мокчи, певцы — ырчи и музыканты
—KOMY34H, исполнители на киргиз-
ском народном инструменте комузе.
Родной отец Мураталы—Куренкей
славился как один из самых замеча-
тельных музыкантов того времени,
хотя и считал своей основной. про-
фессией художественное изготовле-
ние седел. Этому сложному мастер-
ству он мечтал научить и своего
сына. :

Однако молодой Мураталы, по-
стоянно окруженный и в доме род-
ного отца ч в доме приемного отна
певцами и музыкантами, с малых
лет почувствовал непреодолимую
любовь к музыке.

— Меня никто не учил игре на
комузе,—говорит Мураталы.—Я cam
пытался воспроизвести слышанные
мною мелодии или на отцовском ко-
музе или на чооре (инструмент, на-
ломинающий флейту), Играть на ко-
музе мне всегда было очень легко,
но я боялся кому-нибудь показать
свое искусство. Когда мне исполни-
лось лет десять, один из моих свер-
стников узнал о моем секрете. И вот
в один прекрасный день на кыз-ою-
не (свадебном пире) меня впервые
заставили играть перед многочис-
ленными гостями. Отказаться было
невозможно. Волнуясь, я приступил
к игре. Первое мое публичное вы-
ступление прошло очень удачно. С
этого дня. начинается моя  творче-
ская жизнь.

Много помог Мураталы его отец
Куренкей, ученик выдающегося кир-
гизского мыслителя и композитора
Арстанбека Буйлашева, необычайно
почитаемого киргизским народом.

Когда Мураталы было
лцать лет, знатные представители ро-`
да Бугун и рода Сарбагиш органи-
зовали состязание комузчи. От рода
Бугун выступал знаменитый комузчи
Чингишбай. От рода Сарбагиш дол-
жен был состязаться с ним отец
Мураталы-Куренкей. Хитрый Чин-
гишбай попытался ловкими приемами
обмануть Куренкея, который из-за
этого решил отказаться от состяза-

ния. Неожидаммо появился Мурата-

лы. Он выэвал Чтинитибая на со-
ревнование. Старейшины дали свое
согласие. Тогда Чингишбай сыграл
несколько незнакомых Мураталы ме-
лодий и предложил молодому комуз-
чи повторить их. Юноша блестяще

Оригинальным можно быть только
тогда, когда не думаешь об ориги-
нальности. В поисках совершенства
большие художники не боятся оши-
биться.

Для развития советского искус-
ства важно, чтобы каждый художник
был горячо и бескорыстно ему пре-
дан и чтобы творчество каждого
художника вливалось в широкую ре
социалистическогоа реализма
своим оригинальным, самостоятель:
ным путем. Попросту говоря, чтобы
художник писал нашу чудесную, со.
ветскую жизнь всем сердцем, умом
и талантом своим!

справился с этим сложным испыта-
нием и в свою очередь сыграл мело-

—————————т к )Эя———

четырехлетнего перерыза
музей
восточных культур—хранилише за-
мечательных образцов искусства ©с0-
ветского и зарубежного Востока.
На торжественном открытии му-
зея сречами выступили заместитель
тю делам
Соло-
эй-
марн. народный художник Армении
Москоз-
универси-

музея
побывали многие деятели искусств
и слушателя

художественных учебных заведен :й,

На снимках: вверху — народные ху-
А. Коджоян рассматривают экспона-
искусства;
внизу — скульптурный портрет на-
родного поэта Дагестана Сулеймана
скульптора

Фото Н. Ситникова (ТАСС).

САМОРОДОЕ

шестна-,

Е МУЗЕЯ

дию «Ботой» — один из первых об-
разцов собственного сочинения. По-
вторить эту мелодию он предложил
прославленному комузчи. Чингишбай
согласился. Вначале все шло хоро-
ню, но к финалу мелодии соперник
Мураталы сбился и под смех наро-
да уступил первенство молодому
музыканту.

Весть о победе 16-летнего комуз-
чи над прославленным Чингишбаем
облетела всю Киргизию. Мураталы
стали приглашать на самые торже-
ственные и многолюдные праздне-
ства.

Не уловлетворяясь игрой на ко-
музе, Мураталы быстро овладел и
сложным искусством игры на на-
циональной киргизской скрипке —
кияке, наследуя лучшие традиции
таких знаменитых музыкантов, как
Байгин и Олджобай.

Посвятив всю свою жизнь искус-
ству, Мураталы близко сходится с
крупнейшими певцами, . сказителями
и музыкантами второй половины
прошлого столетия -- Салтабаем,
Калмурзой, Hasapom, Джоошбаем,
Куйручуком, Сагынбаем, Тыныбеком
и другими. Много путешествуя ‘по
родной стране, он пополняет свой
репертуар всеми лучшими образцами
народного музыкального творчества.

Особо следует отметить многолет-
нюю дружбу Мураталы с прослав-
ленным казахским певцом Джамбу-
лом, вместе с которым он много’ пу-
тешествовал по долине Иссык-Куля.

В настоящее время Мураталы Ку-
ренкеев считается лучшим знатоком
‘древней киргизской народной музы-
ки. Он знает более полутораста! раз-
личных народных мелодий. Не менее
нескольких десятков куу (мелоций),
сочиненных Мураталы, широко изве-
стны всему киргизскому народу:

Только в годы советской власти
все творческое богатство Мураталы
Куренкеева стало подлинным досто-
яннем народа.

После Великой Октябрьской ре-
волюции были произведены первые
записи его сочинений. Много мело-
дий Мураталы записали mpodeccop
Затаевич и музыковед Виноградов; в
течение многих лет над ними рабо-
‚тают композиторы Власов, Фере и
другие. Под руководством Мураталы
выросли многие замелательные му-
зыканты нашего времени, среди ко-
торых следует упомянуть его знаме-
нитого ученика комузчи Карамолло.

В 1939 году за выдающиеся за-
слуги в деле развития киргизского
искусства М. Куренкеев был награ-
жден орденом Трудового Красного
Знамени и получил звание народного
артиста Киргизской ССР.

85 лет со дня рождения и 70 лет

творческой ‘деятельности Мураталы
Куренкеева — болышой праздник
киргизского народного искусства,
который отмечен радостным изве-

стием о награждении знатного юби-
ляра орденом Ленина.

Rik *®

Чествование Мураталы Куренкезва

ФРУНЗЕ. (По телеграфу от наше-
го корреспондента), Общественность
Киргизии отметила славную дату—
восемьдесят пять лет со дня рожде-

ния и семьдесят лет музыкального

творчества народного артиста Кир-
ризской ССР Мураталы Куренкеева,

Выдающийся певец киргизского
народа, восьмидесятипятилетний Му-
раталы в совершенстве владеет все-
ми киргизскими музыкальными = HH-
струментами—комузом, кияком, чоо-
ром,  домброй.

Куренкеев—один из основополож-
ников киргизской музыки. Он—ав-
тор более чем восьмидесяти музы-
кальных произведений для комузаи
кияка, Среди них особо выделяются
«Кайра Качба»—призыв к сопротив-
лению врагам, «Кер Озон»—народ-
ный марш, <«Кыз Кербез», «Камбао-
кан». Прекрасным образцом киргиз-
ского народного музыкального твор-
чества является «созданная Kypen-
кеевым «Ночная сценка в горном
кочевъье»— шесть музыкальных пьес-
миниатюр, написанных < большой
поэтичностью и с подлинно народ-
ным юмором.

Специальная делегащия выезжала в
колхоз «Каиндры» Кеминского райо-
на Фрунзонской области, где nocro-
янно живет Мураталы Куренкеев.

В день своего юбилея престаъе-
Th народный композитор прибыл в
столицу Киргизии—Фрунзе. На со-
стоявшемся в Театре оперы и бале-
та’ чествовавии Куренкеева  нарол-
ный акын Алымкул Усенбаев обра-
тилея к юбиляру со еловами:

-.EMY сегодня много лет,

Но кто сказал: «он стар и cen>?
Но кто промолвил: «чтите деда»?
Он бодр и молод, как победа!

С докладом о жизни Мураталы и
его музыке выступил начальник Уп-
равления по делам искусств пря
СНК Киргизской ССР, поэт-орлено-
носец Кубанычбек Маликов. Затем
были оглашены приветствия юбиля-
ру от Совнаркома и’ ЦК KIIN(6)K,
многочисленные поздравления и 0б-
ращения ют театров и деятелей ис-
кусств республики. ;

В ответ на поздравления Мурата-
лы Куренкеев сказал:

— Я старый человек. Я много ви-
дел горя и лишь в советский пе-
риод моей жизни узнал, что такое
настоящее счастье. Фашистам не
удалось победить наш народ. Сей“
час, в дни Победы, я пою о подви-
гах славных сынов киргизского на“
рода, и кровь по-молодому играет в
моем сердце. Я рад, что дожил ло
незабываемых, радостных дней, и Я
считаю себя счастливейшим  старя
ком в мире. Я не люблю много го“
ворить, пусть за меня говорят коз

муз, кияк, чоор, пусть они поют
славу великим народам ¢
страны!

После чествования состоялся

болыной концерт из произведений
Мураталы Kypenxeesa, ‘в котором
приняли участие лучшие музыкаль-
ные коллективы и мастера искусств
Киргизии, в том числе созданный ®
юбилею Государственный квартет
смычковых инструментов имени Мум
раталы Куренкеева.

В связи с юбилеем Президиум
Верховного Совета Киргизской ССР
присвоил имя выдающегося певца
киргизского народа Фрунзенскому
музыкальному ‘училицу и учредил
ам две стипендии его имени.