о,

ms =

Se =

=.

zs =a.

BARE Be Pee SVS

a¥ hs SM

ae

a

.

После дискуссии

` НА ТВОРЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ О СОВЕТСКОЙ ОПЕРЕ

25 мая в Малом зале Дома актера
еостоялось совещание, организован-
ное редакцией газеты «Советское

искусство» и кабинетом Музыкаль.

ного театра Всероссийского  Tear-
ральнсго общества. Ошо было пос-
вящено итогам развернувшейся на
страницах нашей газеты творческой
дискуссия о советской опере.

Поэт Сергей Городецкий, автор
шестнадцати оперных либретто (в
том числе нового текста «Ивана Су-
санина» и «Чародейки»), поделился
с присутствующими своим  обшир-
ным опытом.

— Расематгивая с глубоким волне-
нием свой архив, — говорит С. Го-
родецкий;, — я прихожу к выводу,
что мы сделали за эти годы много
творческих ошибок. В известной ме-
ре это об’ясняется тем, что у нас
не было таких собраний, как сегод-
ня, не было творческих дискуссий.
Были отдельные встречи, отдельные
разговоры, но ‘чеоретическая разра-
ботка освовных проблем советской
оперы начинается только сейчас.

Прежде всего нам нужно подыто-
жить то, что уже сделано. Иначе
получается так, что огромнейшая ра-
бота проводится вслепую, без про-
жектора теоретической мысли.

Профессор Д. Аспелунд указал,
что перспективы развития оперы тес-
ным образом связаны с судьбой со-
ветского вокального искусства. К
этой стороне оперного творчества
композиторы должны отнестись с ве-
личайнтим впиманием (и недаром по-
чти все авторы дискуссионных ста-
тей в той или иной мере затрагивали
именно вокальные проблемы). Проф.
Аспелунд упрекает наших компози-
торов в недостаточном_ владении
средствами человеческого голоса и
считает, что одной из причин этого
является отсутствие подлинного
творческого общения композиторов ©
вокалистами. А между тем опыт иоо-
шлого учит нас, что подобное ‘твор-
ческое содружество совершенно He-
обходимо и что, например, коупней-
шие мастера русской музыкальной
классики многое почерпнули у таких
выдающихся певпов, как О. Петров,
А. Петрова-Воробьева, Н. 326ena-
Врубель, Ф. Шаляпин, Л. Собинов,
А. Нежданова и другие. И если С.
Городецкий правильно говорит о
необходимости теоретической разра-
ботки проблем современной оперы,
то среди этих проблем вопросы во-
кального искусства (особенно вопрос
о национальных традициях русской
школы) должны занять видное Me-
сто.

Выступление композитора В. Ко-
четова было посвящено вопросу 0
преемствечнной связи советской оперы
©, оусской музыкальной классикой.

Ряд интересных мыслей (выска-
зал музыковед Б. Ярустовский.

— Бели проанализировать оперы,
появивщиеся за последние годы,
сказал он, — станет ясно, что глав-
ным пороком этих опер было отсут-
ствие настоящего положительного ге-
роя. Я лично не могу назвать ни од-
ного героя, который прочно вошел
бы в память. А, между тем, опыт
нашей   классической оперы убеждает,
что развитие идеи произведения. не-
разрывно и офганически связано с
сквозным развитием нентрального об-
раза героя. Большинству современ-
ных опер, написанных’ самыми `раз-
личными по своему творческому ма-
стерству композиторами, присущ, этот
недостаток: характер героя He раз-
вивается от начала к конпу оперы.
Интонационная сфера «Семена .Кот-
ко» (я высоко ценю эту оперу Про-
кофьева) в Начале и в конце оперы
одинакова, Из-за этого слушатель
не ощущает и развития ее идеи.
Основное содержание оперы «В бу-
рю» — принятие народом ленинской
правды. Эта идея, которая сильно
дана в либретто, потеряла в музыке
Хренникова почву.

Образ положительного героя и его
органическая связь с сквозным раз-
витием идеи произведения — вот од-
на из узловых проблем творчества
оперного композитора.

Песенность, которая после «Тихого
Дона» широко хлынула в советскую
оперу, сразу показала, что недо-
статком нашей оперы сейчас являет-
ся неверное пользование речитати-
BOM.,

Сам по себе речитатив имеет де-

сятки разновидностей, и умелое их.

применение — одно из условий успе-
ха оперы.

И у Чайковского, и у Мусоргско-

го не только герои, но даже побоч-
ные эпизодические персонажи не
говорят одним стилем речитатива. А
вот, например, в опере «Станцион-
ный смотритель» Крюкова и даже в
«