Генерал-майор Н. ТАЛЕНСКИЙ

Советское кино должно показать
все величие нашей победы в Вели-.
кой Отечественной войне, все ее.
историческое значение.

Сценарная студия и сценарные о©т-
делы приступают сейчас к разра-
ботке новых тем, составляют тема-
тические планы. Но мне кажется,
что часть киноработников живет
еше вчерашним днем, мало задумы-
ваясь над новыми идейно-тематиче-
скими задачами, вставшими перед
кинематографией с победоносным
окончанием войны. А следовало бы
заглянуть вперел, и посмелее! И я
бы не сказал, что нужно просто по-
мечтать о будущем. Необходимо бо-
лее отчетливо представить себе это
будущее, как следствие нашей побе-
ды:

А если окинуть взглядом все, что

происходило в огне войны, то мож-
но’ ясно увидеть, что наша,  совет-
ская, ‘социалистическая система

одержала верх над идеологией, эко-
вомикой, техникой, военной наукой
системы фашистской. В какую
ужасную бездну был бы ввергнут
мир, если бы победил фашизм! Но
побелила наша система — подлинно
народная, до конца демократиче-
ская. И это определяет совершенно
новое развигие жизни в Европе, во
всем мире.

Нам сейчас еще трудно предста-
вить себе будущее, все до конца,
Жизнь сложнее наших представле-
ний. Уже нынче, а особенно завтра,
Европа булет не той Европой, ка-

кой. она была. И в этом заслуга
советского народа. Это — след-
ствие нашей победы. На нас же’
ложатся заботы о сохранении и

обеспечении мира во всем мире.

И вот, чтобы выступать активным
фактором в дальнейшем формирова-
нии идеологии передового советско-
го человека, наши художники сме-
лее, решительнее, поглубже, по-
большевистски должны смотреть
вперел  и серьезнее поразмыслить
над кругом тем, вытекающих из
всёмирно-исторической роли, кото-
рую играет чаш народ в движении
человечества вперед, к дальнейше-
му прогрессу.

Большой круг тем, мне кажется,
касается ‘новых явлений в жизни и,
в частности, в военном деле.

Впервые в истории в войну всту-

пил человек,” сформировавшийся в
годы строительства социалистиче-
ского общества. Это наложило на

войну свой отпечаток. Между геро-
измом нашего бойца и героизмом
бойца в войне 1918 года — разни-
па огромная. Между природой твор-
чества Брусилова в первой мировой
войне и природой творчества совет-
ского полководца -— большая раз-
ника, несмотря на то. что  внеш-
ние формы проявления этого твор-
чества могут быть сходными. Нужно
вскрыть и показать внутренний
смысл минувшей войны, ее новое
историческое содержание.

Другой вопрос, о котором нужно
бы подумать художнику, это вопрос
формирования и дальнейшего разви-
тия передовой илеологии советского
воина. Над темами, посвященными
решению этой задачи, надо рабо-
тать обязательно.

„Темы эти сложны, и я хотел бы
подчеркнуть только одну сторону
вопроса,

Перед войной даже среди военных
можно было встретить лиц с’ идео-
логией, так сказать, не-военной, ма-
ло подготовленной к большой вой-
не. И в литературе у нас частень-
ко грешили в этом отношении, увле-
каясь порой темами пацифистскими.
Нужно учесть эти ошибки.

Необходимы фильмы и много
фильмов о славных наступательных
боях Красной Армии. Это не зна:
чит, чго надо забыть оборонитель-
ный период войны. Но вель из 46
месяцев войны мы оборонялись при-
мерно месяцев десять, а остальное
время наступали и победили врага
своей активностью. И в будущем на
опыте этих боев будут воспитывать-
ся новые вонны, будут расти поко-
ления людей, всегда готовых к са-
мообтверженной борьбе за родину, к
справедливой войне, к активным и
победоносным ударам по врагам от-
чизны.

Это очень болышая задача. Совет-
ское кино Должно; в молодежи

Классика и современность

Наша архитектурная теория‘ до-
статочно много страдала от поспеш-
но провозглашенных откровений н
непродуманных выводов. В современ-
ной творческой дискуссии меньше
всего можно ставить задачу исчер-
пывающего определения творческого
кредо советской архитектуры. И во-
обще такие кредо устанавливаются
практикой — примером совершенных
произведений. Брунеллеско мог бы
сказать о своих задачах и своем
идеале, но его произведения гораздо
содержательнее тех немногих выска-
зываний, которые сохранила нам ис-
тория. Трактат Альберти, а тем бо-
лее Палладио — уже итог. Даже
манифесты Корбюзье — только ре-
клама проектной продукнии.

Необходимо другое. Несомненное
зло представляют заблуждения и
путанные понятия, клубки неясно-
стей и противоречий, которые обре-
меняют архитектурную теорию и
мешают практике. Если в резуль-
тате дискуссии мы избавимся от не-
которых из них, это будет большим
успехом.

А. Буров написал об

академизме

еотложные темы

особенно, да и во взрослых
воспитывать славные качества
цов за счастье родины. Следует,
между прочим, больше фильмов по-
свящать военным и массовым видам
спорта.

Если говорить об отдельных темах,
то я хотел бы подчеркнуть  значе-
ние темы O рядовых наших офице-
рах, которые вместе, с бойцами вы-
несли всю тяжесть войны на полях
битв. Почему бы не создать серию

тоже,

бенности молодежь.

Сейчас, после войны, новые формы
вооруженной борьбы необходимо от-
ражать в кино еще полнее и глуб-
же, чем раньше, и уж, во всяком
случае, грамотно. Я вспоминаю, как
в первую зимнюю кампанию на од-
ном из участков Волховского фрон-
та появилась кинобригада, которая
задала такой вопрос: «Где бы нам
заснять кавалерийскую атаку?» Это
в условиях, когда снежный по-
кров достигал 70—80 сантиметров!
Настолько тогда многие не пред-
ставляли себе истинной картины вой-
ны. Хуложник не имеет права гре-
шить ни против истины жизни во-
обще, ни против военной истины.

Показ всей сложности  современ-
ных форм военной борьбы будет
иметь огромное значение для наше-
Го народа, всегда готового к. труду
и борьбе.

Среди других тем надо особенно

выделить тему о большевистской активную, чем в станковой (хотя
партии — организаторе и вдохнови-   СТанковист Делакруа дал глубокий
символический образ революцион-

теле победы. Партия на фронте, пар-
тия в тылу, работа большевиков—ог
рядового, маленького агитатора до
самых высших руководящих орга-
нов — это очень важная тема, ко-
торую кино должно решить.

И еще одна большая тема — трух
народа в войне. Можно было бы,
например, показать историю хороше-
го кадрового военного завола, по-
строенного в годы второй пятилет-
ки где-нибудь на Урале или в Си-
бири, который с начала и до конца
войны давал армии вооружение.

Круг тем, ожидающих своего во-
площения, необычайно широк, и

мастерам кино следовало бы pado-

тать сейчас напряженнее, чем когда
бы то ни было.

После купанья.

©
Николай СОКОЛОВ
©

всего косности, догматизма и зат-
хлости: Наоборот, говоря об’ективно
о современном отношении к класси-
ке, нельзя не отметить очень важ-
ный факт творческого к ней обра-
щения. В изучении классических
форм и принципов зодчества мы
прошли через ряд памятных всем
этапов. Начало было положено же-
ланием освоить великое наследство,
затем была осознана возможность
понять закономерности и глубже
войти в существо великих памятни-
ков. И теперь, вопреки утвержде-
ниям т. Бурова, классические фор-
мы у сколько-нибудь серьезных ква-
лифицированных архитекторов He
являются мертвой схемой, насильно
внедряемой «академистами», а живут
новой (хотя еще несовершенной)
жизнью, ибо их видят, чувствуют и
переживают заново, искренно и
серьезно. Пользование ими не яв-
ляется свидетельством омертвения.

страстно и остро. Но подкупающий   Они очень мало мешают кому-ни-
темперамент, вложенный в статью,   буль расти и, наоборот, помогли
не способствует уяснению спорных   вырасти очень многим и еще про-

вопросов архитектурной теории. И
прежде всего ие ясно, как же пред-
лагает работать т. Буров, что он
предлагает для гого, чтобы «под-
нять древнюю народную мудрость
до уровня современных знаний».

Вся филиппика против академизма,
как главной опасности в архитекту-
ре, оставляет все же неясным во-
прос: против чего воюет автор ста-
тьи? Термин «академизм» здесь при-
менен явно условно. Ибо, что это за
академизм вне академии и без ака-
демиков, а с какими-то новоявлен-
ными «академистами»? «Академизм»
— термин, недвусмысленно осужда-
ющий, и в этом недвояком смысле
он и применен А. Буровым.

На деле в статье А. Бурова речь
идет о широком пользовании клас-
сическими формами, об «увлечении
классикой». Да, стремление работать
классическими формами получило
большое распространение. Но это не
‹академизм», не «неоклассика» и да-
же не «исевдоклассицизм». Это яв-
ление своеобразное и в нем меньше

В порядке творческой дискуссии,
См. «Советское нскусство» №№ 17
и 20,

ыы —оаы
ЕВЕ gy

должают помогать. А. Буров сам
мог бы рассказать об этом кое-что
интересное. И то обстоятельство,
что современная работа архитекто-
ров находися на более высокой сту-
пени, чем была  десять-двенадцать
лет назад, в значительной мере ›ре-
зультат стремления понять и осво-
ить классику.

Какие же возражения выдвигает
т. Буров против пользования ‘клас-
сическими формами, принципами и
категориями?

Первое: эти формы u
открыты давно; в одних
«прошло пять веков», в других —
двадцать пять и т. д, а OHH «OT:
нюдь не вечны» и к тому же в древ-
ности были иные «представления ©
весе и прочности», чем в наше вре:
Ma.

Второе: эти формы и категории
открыты при другой технике. Ше-
девры (Парфенон, Покров на Нерли
и пр.) были созданы, по словам
т. Бурова. в эпохи, когда в распоря-
жении архитектора были «хороший
камень» и «хорошие ‚рабочие руки».
Сейчас ничего этого нет, и нам
«приходится иметь дело с разреше-
нием задачи массового строительст-

категории
случаях

Еще © мон

Рост советского искусства вылви-
 Гает все новые проблемы  художе-
ственной теории и практики. С этой

бор- точки зрения интересны и своевре-

менны высказывания академика жи-
вописи Е. Лансере о монументаль-
‘ном искусстве (см. статью в газе-
 те «Советское искусство» № 16).
  Несомненно, B HHX отразилось же-
лание наших художников еще боль-

ше расширить, обогатить понятие
социалистического реализма, найти
новые решения сложных  живопис-

ных задач, полнее и разностороннее

произведений, посвященных показу   СПОЛЬЗОВаТЬ классическое насле-
  советского офицера? Она помогла ДИ.

бы воспитанию молодежи в Нумиам  Однако не все, что предлагает
нам духе. Разве не оувлекательна Е: Лансере, кажется мне приемле-
задача—дать художественную био- МЫМ. Он пишет о «двух рядах»
графию офицера, показать его 50е- Художественных образов, Первый
вые одела, об’яснить, как он стал Ряд (присущий якобы — станковой
героем? Такие фильмы будут захва- ЖИВОПиси) образуется на основе
тывать и увлекать зрителя, в осо- Живых наблюдений действительно-

‘сти. Второй ряд навеян традицион-
ными представлениями, когда «ху-
дожник, возникшую в его творче-
ском сознании схему композиции...»
‘заполняет все более и более кон-
кретными образами,—это, по утвер-
‘ждению Е. Лансере, должно быть
\более свойственно монументальной
живописи.

Вряд ли это так. Источником
‘творческого процесса реалистиче-
ски мыслящего художника будет
всегда ощущение об’ективной дей-
ствительности, преломленное через
‘его сознание.

Традиционный образ может быть
использован только как средство
или прием и только в полном со-
‘ответствии с конкретной кудожест-
‚венной. идеей, вытекающей в: свою
‚очередь из живой действительно-
сти.

Понятие реализма не исключает
символа, аллегории. И правильна
  мысль, что в монументальной живо-
писи они могут играть®роль более

ной Франции в реалистической кар-
тине «28 июля 1830 года»).

Но змачит ли Эго, что наше ис-
 кусство Должно механически брать
готовые образы, символы, —аллего-
рии из классического наследия?
Возможно, что традиционная «По-
‘беда» в виде Афины Паллады или
летящей Ники и может быть при-
глашена в наши Дворцы искусства.
Но все же, мне думается,
дет здесь архаичной,  бутафорской,
провинщиальной гостьей. Также
обязательно Победа должна
изображена в виде бойца с автома-
том. Не может быть рецептов
вечно движущемся
  противофечивом процессе становле-
‘ния нового искусства.

Вель нашла же В. Мухина, любя

В порядке обсуждения.

“Coo Ss

Kapruna A. JEAHEKA (Maeno).

она бу-

не
быть

B
диалектически-

классику и вопреки ей, героический

умент

Вл. ГАПОШКИН
>

образ — символ нового мира в
своей прекрасной группе на Между-
народной парижской высгавке.

При восприятии традиционных об-
разов необходимо уяснить их исто-
рическое содержание. Вспомним не-
которых маиболее популярных геро-
ев древних греков: Геракла, Тезея,
Ахиллеса, Одиссея. Все они, cor-
HacHo преданиям, кончают свою
жизнь на земле в ужасных `муче-
ниях, Но греки не хотели изобра-
жать эти трагические сцены. Вы
 не найдете картин смерти Геракла,
`раздирающего <вое тело, отравлен-
‘ное ядом, ни мучений Одиссея,
 умирающего от стрелы‘ своего сына
Телемака. Греки увековечили своих
героев в картинах славных  подви-
гов, добрых деяний на благо наро-
да. Е

Позже, в христианскую эпоху, на
первый план выступают другие об-
разы; это, преимущественно,  жен-
щины-мученицы: святая Агнеса, Те-
резия, Варвара, скорбящие три Ма-
рии и т. д. Не подвиг, а мучениче-
ская их кончина является сюжетом
икон, ‘картин и фресок. Так образы
героизма, храбрости, борьбы сменя-
ются образами страдания, покорно-
сти, жертвенности.
Наша эпоха выдвинула бессмерт-
‘ные имена героев — таких, как
Гастелло, Зоя Космодемьящская,
Александр Матросов, ланфиловцы и
сотни других. Они отдали жизнь за
родину. Для нас сейчас память о
них священна. И какие образы
прошлого сравнимы с ими? Xy-
дожник современности не побоится
изобразить смерть этих героев. Од-
нако каждый из нас хочет увидеть
в этой смерти торжество мужества,
несокрушимую мощь духа великого
русского народа, отстоявшего  ро-
дину и весь мир от фашистской чу-
мы. Нагуралистическим, протоколь-
ным ‘изображением этой задачи He
реитить. В истории же искусств нет
достаточно сильных образов такого
содержания, а то, что близко к
Ним, все же не может быть исполь-
зовано как нечто готовое, И, конеч-
но, ни в какую заранее подготов-
ленную композиционную схему не
втиснуть Новое содержание.

Несколько слов 0б отожлествле-
нии монументального искусства с
декоративным (так настойчиво про-
волимом Е. Лансере). Отожлеств-
лять их можно только в одном,
и то узко-технологическом смысле.
когла подразумевается роспись на
стене: она в одинаковой степени
может быть как монументальной,
так и декоративной. Но почему тер-
  мины «монументальный» и «лекора-

тивный» все время сопутствуют
один другому. а имогда и просто
подменяют друг ‘друга? Мне ка-

Из новых работ советских художников.

и ничего лучшего взамен мы сейчас
не имеем.

бо «новым» или «другим», а можно
заменить только лучшим.
Несомненно, что в области текто-
нических идей (а не в области укра-
шений посредством скульптуры и по-
лихромии), т. е. в основной области
архитектурных образов, античность
«сохраняет характер нормы и непре-
взойденного образца» и не случайно,
а потому, что нашла некие об’ектив-
ные истины, столь же основательно,

ва». Какие уж тут вечные катего-
рии!

Нет ничего проще, чем  аргумен-
тировать устарелостью. Афоризмы о
том, что советская действительность,
оказывается, кое в чем отличается
от античной Греции, всегда звучат
очень эффектно. Но подобные вуль-
гарные доводы вредят как доброму

имени антиков, так и нам, обедняя  как это она сделала во многих дру-
современность. ‘   гих областях мысли.
Я не буду повторять великие! Поэтому мы превзойдем  тектони-

слова о необходимости точного зна-
ния всей предшествующей культуры
человечества. Напомню, что мы про-
сто обкарнали бы нашу культуру,
если бы забыли мифологические об-
разы Антея или Ильи Муромца, ко-
торые, казалось бы, тоже «не веч-
ны». Все великое продолжает жить
не в академиях, а в жизни, в языке
и культуре народов, в том числе и
в языке архитектурных образов.
Великие идеи потому и’ велики,
что их не надо изобретать каждый
день наново. Капитель Парфенона
такое же ценное открытие, как те-
орема Эвклида. Зажмурить на Hee,

ческие идеи античности He раньше,
чем достигнем предельных вершин в
их понимании в в умении ими поль-
зоваться. А достигли ли мы. этих
вершин? Тов. Буров неоднократно
высказывался втом смысле, что нет,
еще не достигли.

Итак, соображение об устарелости
«за давностью лет» несостоятельно.
Но Буров выдвигает и второе сооб-
ражение—06 устарелости по техни-
ческим признакам, и в том числе об
устарелом весе и прочности,

Прежде всего-—техника есть толь-
ко техника, Ее задача — помогать
в достижении целей и идеалов, а нё

глаза и выбросить ее В мусор — по  диктовать нам их. Когда ученый
меньшей мере, мотовство. находит наилучшую форму  пропел-

Но особый упор т. Буров делает на лера — дело техники воспроизвести
устарелость древних представлений   ее в материале, не отступая ни на
о весе и прочности. Эти утвержде-  микрон. Но она отступает — это ее

ния т. Бурова противоречивы и не-

недостаток. Ученый и конструктор

верны. А. Буров советует «произве-  ищут способов пребдолеть ее недо-
сти статический расчет ордеров»   статки, а не подчиняются ей. Ко-
(очевидно На основе сегодняшних

нечно, есть и обратное влияние тех-
ники и вообще отношения с ней
сложнее; чем это можно обрисовать
в рамках статьи. Но важно основ-
ное: техника есть орудие, а не инн-
циатор и носитель воли народа, идей
и задач, а тем более художествен-
ных образов. Даже художественно-
пластическое выявление форм, прису-
щих материалу, есть акт  эстетиче-
ский, имеющий к технике очень ко-
свенное отношение.

Если бы материал прямо диктовал
формы, то на одной и той же тер-

представлений о прочности), чтобы
доказать, что пластическая система
ордера совпадает с конструктивно
строительной, что «система антич-
ных ордерных соотношений возникла
из статики сооружений».

Можно не сомневаться, что, если
мы при помощи строгого современ-
ного расчета найдем очертания масс,
подлинно статически необходимых,
то мы получим конструктивный ске-
лет того же Парфенона и ордера
вообще, ничего общего не имеющий
с его пластическими очертаниями. И! риторнии, при тех же строительных
это знал даже Витрувий, ибо и для. материалах, например, камне, одна
него чисто инженерные и подлинно  великая архитектура не сменяла бы
художественные пластические со0б-  пругую. Из блоков развороченного
ражения — совсем не одно и то же. Колизея нельзя было бы создать

В том-то и дело, что прочность’ шедевры ренессанса и барокко.
материала, его вес и об’ем имеют Поэтому, говоря’о «развитни сов-
отнюдь не примитивное инженерно-  временного образа», не нужно кивать
расчетное отношение к тем хуложе- на «сотни различных материалов»,
ственно-пластическим категориям, на
которых построен ордер. Эти кате-
гории вечны в том смысле, что’ они
не превзойдены нами еще и сейчас,

тия», «вентиляции», «транспорта»

ные ей матерналы. У нас

кажемся от такого
станковой живописи, раз ‘через него

Их недостаточно заменить чем-ли-

выполняющих разную работу «ежа-  мителями, а значит определить лицо
и  эпохи, как его определяли хотя бы.
т. д. Эпоха находит и создает nyx:   Персье и Фонтен для своего куда!

не было более скромного времени.

альной живописи

жегся, что некоторая путаница в
этих понятиях, отражающаяся на
нашей художественной практике,
происходит еще со времен творче-
ской дискуссии о работах Всесоюз-
ной сельскохозяйственной высгавки.
Там зачастую размеры холста «оп-
ределяли» его уонументальность.
Между тему монуменгальность и
декоративность во многих своих
особенностях являются антиподами.
С чисто зрительной стороны декорз-

тивному искусству свойстванты
внешняя красивость, орнаменталь-
ность, иногда стилизация. Декора-

тивное прежде всего услаждает глаз.
Даже в станковой картине худож-
ник, стремящийся к декоративностн,
(например, типа `Боннара или Матис-
са), уподобляет искусство «мягко-
му креслу, в котором человек отды-
хает». 4

Что касается монументальной жи-
вописи, она строга и лаконична.
Она не только физически связана
с архитектурой (как декоративный
орнамент), но отвечает и архитек-
тонике здания и рассчитана ма оп-
ределенную точку зрения. Она’ сю-
жетна прежде всего. Таково искус-
ство эпохи Возрождения в Италии.
Монументальному искусству  свой-
ственны обобщение, отбор главного,
Его пластический образ стремится к
устойчивости зрительного виечатле-
ния: вспомните МЛуку  Синьорели,
Гирляндайо, Джовани Беллини.

История живописи дает нам при-
меры сочетания монументального с
декоративным фрески ‘Зеронеза,
Тьепол. о, картины-гобелены Пус-
сена, Лорена и др. Однако из это-
го не следует делать вывод, что
такие сочетания всегда необходимы.

Во всяком случае  монументаль-
ность He может спределяться тем,
что изображение сделано на стене.

Бновь на границе,

Студия

$ ®

Разгромлена фашистская Герма-
  Hug — осиное гнездо угнетателей
моей родины. Свободно вздохнули

Братья Ле-Нен писали на холсте, сыны и дочери Югославии. Увен-
Ho их произведения монументалнны.   чалась победой беспримерная борь-
Александр Иванов не писал фре- ба 3a нашу нащиональную  неза-
сок, но его «Явление Мессии» —   висимость, за честь нашего народа
самое значительное мошументаль-  и его культуру, корни которой ухо.
ное произведение нового времени.   дят в кедую древность.

Монументальность не определяет- Эта победа достигнута благодаря

ся и размером: огромные статуи ба-
рокко, вычурные и манерные, не мо-
нументальны по сравнению с ча-
стольными резными сербскими ико-
ностасами ХУ—ХУТ веков, которые
я видел в древнем городе Ниш в
Югославин. Все это необходимо
учесть в нашем споре о природе
сегозняшнёго монументального ис-
кусства,

И последнее замечание — © жи-
вописи, где все сделано «как в Ha-
туре». Утверждают, что в мону-
ментальной живописи делать все,
как в натуре, нельзя, потому что
это ведет к эмпирическому бытовиз-
му, к натурализму, и потому что
Это «разламывает» стены здания.
Но кто же разрешил это в станко-
вой живописи; кто отменил здесь
образность?

В том-то и беда, что в нашей
станковой живописи нередко счи-
тается хорошим тоном добросовест-
ное сриссвывание натуры.

Я бы разделил всю появляюшую-
ся у нас на выставках живопись
на. две группы. Первая — произвэ-

героизму народных борцов и. неоце-
нимой псмощи героической Красной
Армин, которая нанесла решающие
удары немецким захватчикам.

Известно. что с первых дней на-
родного восстания в Югославии
против оккупантов люди передовой
культуры, люди прогрессивного ис-
кусства ушли в партизанские отря-
ды. Многие из наших товарищей —
  артистов, художников, музыкантов
пали смертью героев, как рядовые
бойцы, командиры и комиссары или
  же были арестованы  гестаповцами
  и предателями. Так погибли Джорд-
  же Иванович — талантливый публи-
`вист и литературный критик, маке-
донский поэт Коста Рицин, худож-
ник Бора Борух и многие другие.
Символична трагическая судьба
хорватского поэта Ивана Горан-Ко-
  вачич. Он ушел в партизаны в конце
11942 года и написал поэму «Яма»,
 которая че умрет, как вечное гроз-
  ное обвинение против немцев
и их приспешников усташей. Этот
‘талантливый хорватский поэт. изоб-
  разивший сильней, чем кто-либо
другой, страдания сербского нгрсда,
был зарезан сербскими фашистами —

дения, в которых основу составля-
ет художественный ‘образ, где ху- Четниками Драже Михайловнча.
дожник дал правдивое и сбобщеч- В тяжелых условиях партизанской
ное, преломленное ` через ‘призму   войны югославские работники ис-
своего. творческого темперамента, кусства неустанно трудились, отда-
толкование действительности.   вая силы свои делу борьбы так же,
` Вторая” — где есть только изо- Как теперь отдают они свои силы
бражение предмета. возрождению и невиданному до сих
Образ и изображение — не одно ПОР Развитию культуры. с
и то же. , Группа артистов Белградского,
Изображение — в лучшем случае И и и Теа НО
внешний слепок с действительности,   обЗавШая вместе с партизанами,
бутафорский муляж, механическая
фотография. Образ—это осмыслен-
ная художественная интерпретация
жизни.

‚ Произведения, только изображаю-
щие нечто — всстанковой ли, в мо-
нументальной ли форме, не мо-
гут быть искусством. И, если

Е. Лансере, поборник монументаль-
но-декоративного искусства,  отвер-
нулся от «окна в природу», мило-

ковистам,
довательны и _великодушны — от-

‹окна» и В

можно увидеть не обширный, необ’-
‘ятный ‘мир, а задворки пустырей,
засиженные натуралистами всех. ма-
стей.

———

каучука. Он у нас есть теперь.

есть теперь. Мы обработали метро
мрамором. Для транспорта и воен-
ной техники мы нашли металл в
грандиозных количествах. Укажите
‚действительно необходимый для
строительства материал, и он будет
  соэдан. Но это не снимает с нас
‚ задачи создать художественный об-
  Раз архитектурного сооружения.

Технологические требования  Mac-
сового пронзводства либо согласу-
ются с требованиями высокого каче-
ства; либо мешают ему, и тогда под-
лежат преодолению и усовершенет-
вованию. Когда опытный ^ самолет
передается в серию, а тем более в
массовое производство, в нем по
технологическим требованиям дейст-
вительно производятся изменения. Но
плох тот конструктор, который из
преклонения перед_массовостью про-
изводства пойдет на поводу у заво-
да. is

Наличие массового производства—
основная особенность современного
строительного процесса. Но не надо
фетишизировать эту особенность. Во
время войны стала очевидной необ-
ходимость перейти на поюточные ме-
тоды производства. И на поток пе-
решли такие отрасли промышленно-
сти, где он раньше казалея немыс-
лимым. Благодаря массовости мы
можем в миллионах экземпляров со-
здать блага, которые античность из-
готовляла для избранных. В этом
преимущество массовости. Но тем
не менее руками уникальных масте-
ров античность создавала такие
шедевры, которые остаются непрев-
зойденным. образцом, Тут нет ника-
кого противоречия. Из факта массо-
вости нельзя ‘извлечь непосредствен-
но указаний на необходимость той!
или иной формы, а тем более худо-

жественно-пластического образа. Это,
прекрасно — доказано американской!
промышленностью, которая не выпу-!
скает в массовом количестве

готи-
ческих соборов только потому, что
ей их не заказывают.

Подобно конструктору  автомоби-

ля или самолета, мы должны дать
производству совершенные образцы,
и этим мы организуем строительную
индустрию. Ее еще недостаточная
организованность сейчас в значи-
тельной мере — результат стилиети-
ческого разброда среди архитекто-
ров. Преодолеть этот разброд -— не
значит стать декораторами и офор-

не безраз

пселе освобождения столицы Юго-
  славии. влилась в Белградский на-
родный театр и работает сейчас как
никогда плодотворно.

Театры вообще были у нас  бы-
‚ стро восстановлены и открылись не
  только в. Белграде, но и в Нише,
  Скопле (Македония), Цетинье (Чер-
‚ когория) и даже во многих провин-
  циальных городах, где театров  со-
  всем не было. В театре Белграда
  поставлены и с успехом идут «На-

стиво оставив его грешникам-стан- родный депутат» Нушича, «Нашест-
то давайте будем пссле-

вие» Л. Леонова, «Мать» Чапека,
«Гайдук Станко» Янча Веселинови-
ча и другие пьесы.

Что касается писателей, то мно-
THe из них во время войны совсем
не печатались, и только. такие поз-
 ты и прозаики, как Чопич, Иован,
 Зладимир Попович и др., опублико-

В отношении техники есть еще
некоторые частные вопросы, KOTO-
рые нельзя обойти. Что, собственно,
устарело в строительной технике?
Изобретено много материалов и для
гидроизоляции и для термоизоляции
и пр. Но основным строительным ма-
териалом являются камень, дерево,
металл и железобетон. Дерево и ме-
таллы в масштабах столетий легко
разрушаются и требуют ‘либо закры-
THA оболочкой, либо непрерывного
ухода. Только камень — подлинно
монументальный материал, способный
сам себя защитить от воздействия
времени и природы. Особый вопрос—
0 железобетоне. Это материал лжн-
вый по своей сущности. Там, где он
работает на сжатие, он — просто
искусственный камень. А где он, в
отличие от камня, выносит громад-

ные нагрузки на растяжение, — там
эту работу выполняет невидимая
часть его — спрятанный от глаз в

толще камня металл. Можно an
требовать от камня, чтобы он прини-
мал формы, пластически  выражаю-
щие не его работу, а работу скрыв-
шегося от глаз второго партнера?
Античные памятники часто из’язвле-
ны безобразными дырами. В эпоху
средневековья из них извлекали ме-
таллические скрепы, связывавшие
каменные блоки. Мы не требуем от
этих памятников, чтобы формы ка-
менной архитектуры выражали ра-
боту спрятанных металлических
скреп. Поэтому и для железобетона
мы не нашли иных форм, чем най-
денные для камня.

Можно ли говорить о технической
устарелости представлений веса и
прочности? Когда мы применяем
«новые» материалы или прячем один
материал за другой, мы уменьшаем
толщину элементов прн той же дли-
не. И только. Но для художника

личен тот факт, что дом
на таких «легких» опорах кажется
безобразным, стоящим на «спичках».
Ребристые балочные перекрытия из
«легкого» железобетона кажутся да-
вяще громоздкими, а тонкие перего-
родки вызывают чувство удовлетво-
рения и покоя только у тех, кто не
видит их толщины, и только в том
случае, если приняты сложные меры
для их звукоизоляции, термоизоля-
ции, гидроизоляцим \и пр. и пр. Мы
не считаем красивой девушку, ноги
которой тонки до пределов,
допускаемых статическим расчетом.
сли появились некоторые мате-
риалы,  выдерживающие большие
напряжения, это не значит,
что логика деформаций от сжатия и
растяжения изменилась. Нет тут про-
стого механического перехода н к

Милован _

Министр по ‘делам Чериогорни югославского правительства

В свободной Югославии

ce a ААА

Картина М. МАЛЬЦЕВА.
художников погранвойск НКВД,

°
TNC

вали в партизанской печати целый
ряд стихов, рассказов, очерков H
статей. Нельзя не сказать‹ еще и
еще раз о литерагурной и политиче-
ской активности крупнейшего xop-
ватского поэта 67-летнего Владими-
ра Назора, пришедшего из Загреба
к партизанам и испытавшего все
тяготы боевой жизни. м

Сейчас появилось множество но-
вых книг, переводов, рассказов и
пьес. Вышел роман «Мост через
Дрину», написанный молодым писа-
телем Ива Андричем. Чотич опуб-
ликовал книгу стихов «Рождение
родины в огне» и книгу рассказов
для детей. Вышла из dine книга
И. Поповича: литературные биогра-
фии героев партизанской борьбы.
Велко Морковский выпустил He-
сколько сборников стихов («Робин»,
«Орлица» и другие). С болыним ус-
пехом прошли вечера, посвященные
памяти павших Писателей. Группа
белградских литераторов побывала -
в Софии, где была встречена с-
братской любовью и трогательным-
вниманием.

Интенсивно работают бывтиие`
участники партизанских отрядов”
художники Джордже Андреевич —
Кун, Нико Пармат и скульпторы;
продолжавшие работать я в дни тя-
желых военных походов, Аятон
Августинчич, Ваня Panzaym и apy:
гие. Скульпторы, как и художники,
только сейчас обрели возможность
свободно творить. Оня получили..
студии и все необходимое для пло-
дотворного труда. р

Сражавшийся недавно в партизая-.
ском отряде музыкант Оскар Да-
нон руководит сейчас белградской
оперой. Восстановлена Белградская
филармония. Она уже провела не-
сколько удачных концертов под ру-
ководством Данона и Вук Роговича
и готовит премьеру Седьмой симфо-
нии Шостаковича (которую y нае
называют «Ленинградской»). Возоб-
новил свою работу оркестр Бел-
градской радиостанции.

Народные массы, обездоленные »
старой Югославии, теперь с неёви-
данным воодушевлением и Kal
ностью тянутся к культуре, стре-
мясь овладеть ее высотами и всем
ее фазносбразием. Начался. Hako-
Hell, свободный расцвет националь?
ных культур, которые в прошлом
были либо притесняемы, либо по-
давляемы. Так, например, македон-
цы только сейчас окончательно вы-
рабатывают <вой литературный язык
и письменность.

Демократическая  и федератизная
Югославия открыла широким мас-
сам новые горизонты и возможности
свободного развития бесчисленных.
природных дарований нашего народа.

Перевод с сербского.

Ы&&<Фл^лалАААААААААААААААААААА--А^Щ.
У

нас не было пластмасс, они у нас

язменению пластического языка, вы*
ито работу внутренних снл.

ельзя просто на соответствующий
коэфициент утоньшить обломы, как
нельзя ag Sel наполовину слова,
чтобы показать краткость и смысло-
вую нагруженность ‘речи.

Так что же, ничего не изменилось?
Het, изменилось. Но‘ изменилось
другое. Не для прочности матёрнала
мы ищем выражения. Мы хотим вы:
разить новые чувства — чувство сво-
боды и гармонии, чувство весомости
человеческой личности и чувство
прочности нашего общественного
устройства, чувство мощи нашей ро-
днны, богатырских сил народа, гар-
монию и порядок, обеспечивающие
полноценное развертывание этих сил.

я думаю, что самые прочные
материалы, в самых могучих габари-
тах не выразят этого  исчерпываю-
ще. Заметим попутно, что не «спиз-
ки», не «скорлупки», а броня тан-
ка скорее выражаег новые пред-
ставления о весе и прочности.
Даже самолеты, — любимый ко-
зырь эстетических  новаторов, —

перешли от жердочек и реечек к
могучим монолитным формам. Храм
в Баальбеке — это хрупкая,  утон-
ченная игрушка рядом с тем чувет-
вом прочности, которое воплощает-
ся в среднем бомбардировшике или
самоходной пушке: А с другой сто-
роны, никакие пропорции мировых
шедевров недостаточно ‘совёршенны,
чтобы выразить» те чувства, которые
наш народ носит в своей груди.

Все; на чем лежит печать’ гения
нашего народа — и сегодня особен-
но, — должно носить характер со- ~
лидности,  добротности и надежно» ^
сти. Оно весомо и несокрушимо про-
чно. Вот о каком весе и прочности
надо думать, нам, архитекторам.
Но это резко отличается от того, о
чем говорит т. Буров.

В наших руках самые яркие све
тильники гуманности, прогресса И
культуры. Сегодня мы-наследникя
величанших умов человечества всёх
времен и народов. Нам предстоит и
в архитектуре найти прекраснейшие
пропорции, гармоничнейшие массы,
красивейшие линин. И мы не будем
чураться ничего из того, что в этом
направлении уже сделано в прош-
лые века. Чем основательнее фунда»
мент традиции, тем надежнее вновь
возводимые этажи.

Без производственных тралиций
нельзя иметь ни «хороший камень»,
ни «хорошие рабочие руки». Как же
можно высказать на языке архигек-
турных образов большие художест-
венные идеи, если пренебречь тра-
дициями архитектурного языка?

t