Ap

08,

№.
УИ

pitt
20)

rod
pate

6 mscpa 1943 r., cneaa. NO 4 (5375).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

7 3
  В ПОМОЩЬ РОТНОМУ ПОЛИТРАБОТНИКУ

ES al

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Немцы, взятые в плен в районе Алагира.
: CunmMox wainnx cneu. фотокорр. майора С. Лоскутова н В. Темина.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

0 HAT РАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО
РЯДОВОГО СОСТАВА АВНАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ КРАСНОЙ АРМИИ

(Продолжение. Си. „Красную
звезду“ №№ 1, 2 3).

232. Гвардии етелинего лейтенанта Сира-
наняна Аветика Петровича.

233. Капитана Ситнова Валентина Eropo-
вича.

234. Гвардии лейтенанта Слесцоза Сер-
тея Петровича.

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
178. Майора Ноздрачева Степана Игнатъе-

виЗа, 235. Майора Смирнова Павла Нихолаа:
179: Crapmany блейникева Василия Сте-  ^ вича,

пановича. 236. Майора Синтиенно Миханж Павло-
189. Майора Орехова Валерия Петровича. вича. ‘
181. Младшего лейтенанта Opnosa Мя-  237. Подполковника Соколова Василия

хаила Сергеевича. Ивановича. -

182. Капитана Осипова Михаила Алекезл-
Трорича. о _

183. Maiiopa бсипчуиа Беряса Петровича.

184. Лейтеванта Островского Ивава Ни-

238. Старшего, сержанта Сонолова Геор-
тия Анатольевича.
239. Гвардии старшего лейтенанта Co-
‹ ловьеза Василия Ивановича.

_ колаевияа. 240. Старшину Соломонова Якова Абра-

185. Капитана  Очеретьяного  Миханха мовича.

Ивановича. 241. Капитана Соляника Владимира Фе-
186. Лейтенанта Паничкина Мяхаила Сте- лоровича.

пановича. 242. Старшего лейтенанта Сосизва Геор-
187. Дейтенанть Паничкина Николая Сте- тия Григорьевича.

пановича, : 243. Гвардяи лейтенанте Старнова Нико-
188. Старшего лейтенанта Панькина Пан- лая Ильича:

храта Аняреевича.   244. Гвардии сержанта Старостина Бори-
189. Лейтенакть Панфилова Владислава ca, Степановича.

Илларионовича. 245. Гезрдии лейтенанта Стенезиа Бон-

130. Старшего лейтенанта Парахина Ефи-
ма Даниловича.

191. Crapmero лейтенанта Парыгина Ни-
колая Ивановича.

стантина Яковлевича.

Старшего лейтенанта Сягова Раси-
лия Ивановича.

Шейтенанта Таболина Бориса Azer-

246.
247.

192. Старшего лейтенанта  Пасичение _  бандровича. ее
— Трофима Нлатововича. 243. Капитана Тананаева Пётра, Николае-

193: Старшего лейтенанта Педьие Павла вича.

Онуфрисвича. 249. Гварлии лейтенанта Тарасова Вхади-
194. Капитана Перемота Дмитрия Кон- мира Михайловича,

стантинознча. 250. Младшего лейтенанта  Татамирова
195. Капитана Петелина Юркя Николае- . Григория Тихоновича.

вича; 251. Техникл-лейтенаита Татаренко Мя-

196. Лейтенанта Пиляя Влалинира Пет-

ровича.
197. Лейтенанта

Xauaa Тимофеевича.
Старшего сержанта Тимофееза Акз-
толия Тимофеевича,

252.
Подоприхима Павла

Кузьмича. 253. Млалшего лейтенанта Тимофеева Ce-
198. Майора Подпоркииа Евгения [pa- верьяна Петровича.

горьевича. 254. Гвардии стершину Тимощенка Ива-
199. Капитана Покачалева Миколая Ни- на Григорьевича.

Болаевича. 255. Гвардии капитана Тимашина Евгения

200. Гвардия старшего лейтенанта Пеля-
_ Кова Алексея Алекесевиче.
201. Майота Польталова Павла Андрев-

Алекезнлровича,.
Старшего лейтенанта Тишио Влади-
мира Александровича.

256.

BEd, 257, Капитана Ткачева Григоржя Елиза-
202. Капитана Полянского Константина ревича.
_ Ивановича, 258. Капитана Тенних Григория Сежено-
203. Старшего лейтенанта Пемазана Вла- ВИЧ,
димнра Сергеевича. 259. Старшего лейтенанта Тепола Ивана
204. Старшего лейтенанта Пономаренко Гавриловича.
Андрея Сергеевича. 260. Старшего лейтенента Торопова Ар-

205. Лейтенанта Полова Андрея Кирил-
ловича.

206. Капитана Потапова Павла Кузьмича.

207. Гварлии старшего лейтенанта Печ-

muna Демидовича.

261. Млалшего лейтенанта Трушмна Ни-
колая Александровича.

262. Капитана Трушкина Афанасля Нихо-

нина Василия Петровича. лаевича.

208. Старшего лейтенанта  Пренофьева! 263. Гварлии капитана Тюленева Pomane
Васплия Гавриловича. Андреевича. .

209. Старшего лейтенанта  Пронудина! 264. Старшего сержанте Тюрина Василия
Алексея Николасвича, Яковлевича. \

210. Старшияу  Путилина Александра! 265. Старшего лейтенанта Тяпченко Вла-

_ Ивановича, димира Навловича.
211. Лейтенанта Путинцева Якова Ва-  266. Лейтепанта Узанова Григория Ефре-
сильевича. мовича. .
212. Maitopa Пятибокова Леонтия Михай-  267. Капитана  Устюжанина Василия
ловича. Александровича.

213. Мзалшего лейтенанта Разумного Мп-
ханла Фелосеевича.

214. Гвардни старшего лейтенанта Рез-
ника Петра Герасиховича.

215. Капитана Репина Александра Изано-

68. Стармиего лейтенанта Федорова Ива-
на Григорьевича.
269. Старшего техника-лейтенанта Федо-
това Васиаия Григорьевича.
270. Гвархин капитана Филина Алекеанд-

BH. т& Ивановича. —

216. Ржанова Константина Ивановича. 271. Стамиину Фонина Василия Ильича.

217. Гвардии старшину Родение Степана  272. Бапитава Харькина Алексея Трофи-
Ивановича, MOBHYA.

218. Лейтенанта Реманова Петра Ивано-  273. Старшего seiirenaxta Хмельнициого
BEA. Андрея Лотнновича.

219. Лейтенанта Рудометова Сергея Фе-! 274. Старшего лейтенанта Цельшновского
доровича. Федора Иваповича.

220. Старшего лейтенанта Рыбина Нико-  275. Гвардии старшего лейтенанта Цыи-
лая Ильича. лева Василия. Тихефеевича.

221, Лейтенанта Рышинова Николая Ар-  276. Майора Червякова Николая Взлахи-
СоНтьевича- И мировича.

222. Капитана Рыцщарева Николая’ Алек-  277. Капитана Чеснонова Константина
санхровяча. ¥ Ивановича.

223. Полковника Савельева Arona Ди-  278. Майор» Чумаченко Зиновия Петро-
хресвича. вича,

224. Капитана Савинова Сергея Сергее-  279. Сержанта Чигиря Валентина Алех-

_ виза. сеевича.
225. Старшего сержанта Сгибнева Азех-  280. Старшего лейтепанта И троза фе-

саядра Павловича, хора Анвсиховича.

226. Лейтенанта Севостьянова Венпахина  281. Лейтеналта Шахева Нихолая Коп-
Федоровича. стантиновича.

227. Капитана Севостьянова Фихипиа Ге-  282. Гварлии ханитана Шахизаева Изчая-
оргиевича. да Шеххамеловича:

228. Старшего лейтенанта. Сергеева Ни-  283. Лейтенанта Шевелева Антона Анто-
колая Егоровича, навнча.

229. Старшего лейтенанта Сивояапенно ! 284. Сталпего лейтенанта Шевченко Пет-

Цазаа Федоровича. ра Тарасовича.

230. Старшину Сидоришина Алексея Пет-  285. Старшего лейтенанта Шевченко Фе-
ровича. : хора Григорьевича.

231. Старшего лейтенанта Симакова Нва-  286. Капитана Шестопалова Николая Ти-
на Николаевича. хоновииа.

\

‘

Паступательный бой — основной вил
боевых действий Красной Армии. Пребы-
вание в оборене, пусть даже очень нрв-
полавительное, нельзя рассматривать иначе,
как явление временное, которое обязатель-
но сменится наступлением. Без решитель-
ного наступления никогда не достичь раз-
грома врага. Эта идея должна сталь руко-
водящей во всей практической деятель-
ности наших командиров и политработни-
ков. Ею холжна быть проникнута вея на-
а работа ‘но воспитанию. красноармейцев.

Правильно воспитывать бойца — это
значит всегдь полдерживаль в нем дух 696-
вой активности и стремление к наступа-
тельным действиям. То, что принято назы-
вать у нас наступательным порывом, не
возникает мгновенно, a  полготовлястея
исподволь. Но отсюда отнюдь не следует,
что нолитработа в самый канун наступле-
HHA H B процессе ето ничем существенным
не отличается от  политработы во всех
иных условиях боевой действительности.
Отличия есть, и притом немалые.

Опираясь здесь на опыт сегоднянитих
боев Красной Армни и придерживаясь
гяавных образом масштабов реты, песта-
раемся уяснить, нз чего ме конкретно
должна складываться полнтработа в насту-
  нлении и как ее лучше строить.

Начнем с яланирования политработы.
Нужно ли оно в условнях наступательных
действий роты? На этот счет существует
масса самых разноречивых мнений. Одни
Батегорически отрицают не только необхо-
димость, но даже и возможность суще-
ствования гакого бы то ви было плана у
похитработника роты, ведущей наступление,
Другие считают, что планировать политра-
боту можно лишь на период подготовки
KR наступлению. Третьи утверждалот, что

287. Лейтенанть Шидловсноге Павла Да-  план у тотного  политрабетниха должен
видовича. _ быть веегда.

233. Старшего лейтенанта Шилова Пезла! Какое жа пз этих разноречивых мнений
Ивановича. является правильных? Наиболее правильно,
289. Отаинего техиика-лейтенанть Широ- очевидно, поеледнее. В самом. деле, почему
корада Петр Федоровича. планирование боевых действий роты ee
290. Старшину И Ёфишианова Василии Ге-  командиром считается у нас делом обяза-
оргневича. тельным в любой обстановке, & замести-
291. Майота Шумилова Длевеея Плимо- тель по политической части во время ва-
вича. ступательных действий якобы не может ла-
292. Капитана Шурухина Виктета Яхов-  же и помышаять о какой-то плановости в
левича. своей работе? Они же действуют в оди-
293. Orapmero сержанта Щербамеза Ня-  наковых условиях, стоят перед одинаковы-
колая Васильевича, ми неожиданностями, располаталют олечако-
294. Старшего лейтенанта вым временем. Следовательно, отсутствие
Алексанлра Дунтриевича. плана политической работы в ротах во вре-
295. Старшего лейтенанта  Юлхашева  мя наступления можно об’яснить только
Алидужана Халимовича. нежелаюнем или неумением политработни-
296. Старшего лейтенанта Юрченова Вик-  ка этой роты заглядывать виерел, обду-
тора Михайловича. мырать заблаговременно все зигзаги, по ко-

297. ina лейтенанта Йкимева Ефимз   торым может пойти бой.
асильевича. Что обязательно следует брать в pac-
298. т Яковлоза Евтения Ни- чет, планируя  политработу 2 ее Te-
: лучившей приказ Hacryfiarn? TT но-
239. т Яремчука Анатолия Яковле-   казывает, ито 0 BeeX подобных случаях
. ретный политреаботник дозжен ихеть в ви-
300. Майора Ясьмина Нихелая Трофямо- ду mpemye всего следующие три мохента:

ОРДЕНОМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

di

ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1.

(Продолжение следует)

. Гвардиы майора Анисимова Дмитрия

. Капитана Архарова Паэза Митай-
. Ванитана Баменова Алекбея Петро-

. Мапорь Белмова Петра, Егоровича:

. Младшего лейтенанта Бибикеза Ви-

: Стадмнего сержанта Бынова Фехота

. Гвардии

. Капитана

. Maliopa Железняиова Сергея Ники-

‹ Майора Иванова Павла Анхреевяча.
. Калитана Иноннинова Константина   Цао

. Капитана Ищенко Николая Azex-

‚ Капитана Кашнева Алексанхра Ни-

. Гвардии капитана Котелкова Алек.

. Майора Красмева Ивана Истровича.   оборонительнох
. Ванитана Краснова Николая Петро-

. Канитана ИНрылова

BHT,  RORHM временем располагает он до начала

наступления, чех особенно сильна ва дан-
нож участке оберона противника и каковы
свой собственные силы. Ноясним это на-
Рлялным -прамером из боевой практики
замостителя командира. стрелковой роты
твардии лейтенаюта Горохова.

В 13 часов рота получила боевой при-
каз овладеть населенные пунктом. Ата-
ка была назначена на ночь, но точный час
се комадование держало в секрете. Таким
образох, тов. Горохов мог аншь предполо-
жительно считать, что для политической
подготовки людей к бою в его распоряже-
вии имеется часа тря светлого и 7—8 ча-

Подполковника Тихонова Василия

Тавриловича. Е
Щербакова

Твызей  ноднолковниха
Алексея Ивановича.

ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ

Полковника  Абрамычева Cepres
Ильича.

Гвардин майора Андриение Григо-

рия Назаровича. ‚

Григорьевича.

. Гвардии канятана Антенова Алех_  8, Boro времени.

Горохов отчетливо  предетавлял себе,
то бои за, этот ваевленный пункт являют-
ся для роты серьезным испытанием. Кре-
стьянекие дома, превращенные немцами в
дзоты, распозагалиеь на высовои берегу
реки, господетвующем над веей местностью,
и чтобы достичь их, роте нало было нрой-
ти по меныней мере 300—400 метров в
зоне действенного огня противника. К то-
MY же ва пути роты лежали ‘общир-
ное минное поле и проволочные 3a-
граждения. Таким образом. было совер-
щшенно очевидно, что в предетоящем ноч-
вом бою основное значение имеют дисиин-
дива движения в момент выхода па рубех
атаки, тишина и точная выдержка онреде-
ленного направления. На эту тему Горохов
решил побеседовать с бойцами eau, HO TAR,
чтобы никто из них не мог разгадать за-
мысла командования, никто не узнал прозе
девременно о готовящейся уже ночной ата-
ке. Отправной точкой для этой своей бе-
соды тов. Горохов избрал годовщину pa3-
грома немцев под Москвой. Таково было и
официальное название этой беееды, что ни-
сколько не мешало ему сосредоточить внн-
хание собсседников только на’ оныте ноч-
поднолковниЕа Глущеныо ных боев в зимних условиях.

Нвана Ивановича. Второе, что для Горохова было абсолют-
Гросула Ивана Тимо- по бесспорной истиной, — это величайшие
трудности борьбы уже в самом населенном
пункте. Из данных разведки следовало, что
засевший там немецкий гарнизон почти
целиком состоит из проштрафивиихся офи-
церов, разжалованных в ряловые, для ко-
торых оставление этого опорного пункта
означало немедленный расстрел. Но даже
если они и оставят его или погибнут все
в первой же рукопашной схватке, против-
ник обрушит на роту мошный огонь своей
артиллерии из глубины и обязатель-
Ho будст  контратаковать с фланга
было, следовательно, подготовить
бощов и Е OSTOMY, веелиль в них
уверенность, что лая отважных, реши»
тельных и стойких веннов, овладевших

сандра Васильевича.
лови.
ВНЧа.

Лейтенанть Белоусова Александра
Семеновича.

талия Петровича.

Младшего лейтенанта . Богданева
Ивана Константиновича.

Гвардии майора Бойко Максима
Алексеевича.

Старшего лейтенант»  Беядьфева
Владимира Ивановича.

Ивановича.

Старшего мейтенанта Васильченио
Степана Константиновича.

Старшего лейтенанта Васонева Пет-
pa Ивановича,

Канитана Гайворонсного Алексаняра.
Отепановича.

Мапора Галинсисге Ивавл Федето-
BHU.

фесвяча.

Ниженер-галитана Даитриева Семе-
на Николаевича. °

Капитана Дебряка Павла Джхиктрие-
BRA,

Инженер-капитана Дубового Грято-
рия Кузьмича.
Инженер-капитана Дкукева Филиппа
Васильевича.

товича.

Навловича.

санхревяча.

. Капитана Нарымова Сербеджан Ах- сильно укрепленных опорных пунктом вра-

меджановича. га, контратаки не тек уж страшны, что

гораздо больную опасность OHM предетав-

холаевича. ляют для трува, оставляющего укрытие и

. Matiopa Кирющенкова Павла Извано- бегущего назад. Это была тема еще для

ВИЧА. одной беселы, и Горохов поручил се самым
Гвардии стариего техника-хейтенан-  опытных агитатораж —— командиру взвода
та Клюение Алскеанлра Сергесвича   гвардии лейтенанту  Чибисову, командиру
Капитана Коньнова Сергея Никито-   отделения сержанту Орехову и парторгу
ВИЧ. : роты пулдеметчику Афанасьеву.

Наконец, нельзя было не принять во

санлра Николаевича. внимание того, что подавляющее большин-

. Старшего лейтенанта Кошеля Федора! ство бойцов роты однажды уже принимало

Федоровича. участие в наступательных боях на этом
рубеже противника, но
успех тогла достигнут не был. Само собою
разумеотся, что кое у кого из них созла-
лось ложное инение, будто здесь немцев ие
вбить никакиуи силами. Нало было как-то
рассеять эти мнения, веелить в бойцов по-
больше уверенности и самым сильным для

вича.
Алексея Мва-
HOBYUA,

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА В

этого средством, по мнению Горохова, бы-
ли последние газетные сообщения о круп-
ном поражении немцев под Сталинградем.
Отсюда возникло решение провести епе-
циальный митинг, посвященный успехам
наниих войск на юте.

Эти три мероприятия составили первую
половину плана политической работы в ро-
те. Рторая же. полезнна охватывала уже
период самого наступления вплоть де ре-
шения ротой ближайшей задачи. На пер-
вое место’ здесь, вылвигалиеь  заблаговре-
менно согласованные с командиром роты
организационто-политичеекие мероприятия.
‚и расчет велея уже не по часам, а по хо-
лу событий. Лля наглядноети воесироизве-
дем эту часть плана полность:

«1. С исходного положения сах /выету-
Ham с направляющим 2-м взволом С 1-м
взводом eT MOH помощиик Алифанов.
С 3-м — парторг тов. Афанасьев. Задача—
словом и личным примером ‘увлежать бей-
цов на успешное выполнение приказа.

2. Замыкающие: 1-й взвох — коммуниет
Никишов, 2-й— канлилат партни Морхов-
Виков, 3-Й — комеорг pots: Tos. Ольгин.
Задача — He допускать отетавания отдель-
ных бойцов в момент сближения © про-
тивинтом (об’явить за 5 минут до выетун-
ления).

$. В случае обнеружения роты против-
Ником в полосе препятствий коммунисты
сразу же велел за командиром подают го-
206 — «Вперед» и первыми бросаются в
атаку (0б’явить всем членам и кандилатам
партии в момент выступления с исходного
положения}.

4. По’ овладении олорных пунктом, ес-
ли позволит обетановха, провести по отде-
ленням и в расчетах коротенькие боселы ©
значенни его в системе вражеской оборо-
вы. Беседчики — Азлифанов, Афанасьев,
Ольгин (с ними сахими потолковать на
эту тему за 15—20 минут до выступле-
вия)».

Такой подход р планированию безуслов-
но правилен. Однако этот нлан нужлает-
сл в некоторых дополнениях. B pore mye-
ется до ‘десятка беспартийных товарищей,
лагражденных за свою отвагу и умение
орденами и мелалями Союза COP. Bee aro
проверенные в бою люди, и заместитель
командира, роты по полнтичеекой части
должен, конечно, прочно  опиратьея на
них. Навнируя политическое обеспечение
наступательного бол, он обязан был pac-
ставить таких людей рялом с наименее
уетойчавыхи или недостаточно ‘ею 0б-
стрелянными бойцами, соответствующим
образом проинструктировать каЖдОго. HY
далее —- заместитель командира роты
должен заботиться о том, чтобы перед
наступлениех вес бойцы отдохнули, были
во-время и хорошо  пакорулены, чтобы
все OHM привелн в надлежащий порядок
свое одежлу, обувь, оружие, чтобы каж-
дый из них имел при бе индивидуаль-
ный пэкет. Эти вопросы также должны
найти отражение в плане. Дело, конечно,
He B TOM, чтобы всё было расписано на
бумаге. He o бумаге в данном случае
идет речь. Речь идбтоо тем, чрмиз пели-
тичеекий работник роты хотя бы осно-
вательно продумал в5ё, что сму предето-
HT сделать, обязательна доложил своя
соображения командиру и. если последний
одобрит их, действовал бы  целеустром-
ленно, & но растопыренными пальпами.

Ha современном этапе отечественной
войны наиболее тапнаным случаем наступ-
ления является фронтальный улар © целью
прорыва сильно укрепленной оборонитель-
ной полосы противника. Бои в таких усло-
BUAX отличаются, как правило, исключи-
тельной напряженностью. Ha этом осковании
некоторые делают вывод, что-хе, мол, сей-
час в наступлении вея роль ротвого полит-
работника сводится лишь к провозгзате-
нию лозунгов и личному примеру. Это
неправильно,

Какой бы напраженностью бой ни отли-
чалея, в нех всегда есть какие-то паузы.
И надо уметь использовать их для более
углубленной агитационной гебеты. Лозувг
в бою — великое дело. Личный пример по-
литрадетннка тоже играет весьха важную
роль. Но это еще не все, что требуется OT
нолитрабетника. Наряду © этим заместитель
командира роты по политической части
обязан Таз’ленять бойцам суть пронеходя-
щих вокруг явлений, причивы отдельных
неудач роты, популяризировать ee Tepoes
й успехи других подразделений.

Представих cede такой случай. Роте
поставлена задача овладеть какой-то вы-
сотой. Первая атака предпринимается сле-
ва, HO противнику удается отбить ее.
Командир рогы перегрупинровывает сиды
и повторный удар пытается нанести уже
в обход справа. Олнако ни эта попытка
оказывается неудачной. У бойцев, сс-
тественно, появляются  сомпения B BO3-
‘можности овладеть высотой. Бойцы начи-
налот рассуждать так:

= Слева противник силен, справа еще
сильнее, а 06 ударе его в 100 п помыш-
лять нечего. Так что возобновлять атаку в
третий раз абсолютно бесполезно. Сил-то
вель в роте не прибавилось, а убавилось...

Uro лолжен слелать в подобном случае
ротный нолитработник? Провозгласить ло-
зунг? Злесь только лозунгом не номо-
жень. Не веегла выручит в подобном: слу-
чае и личный пример. При таком стелении
обстоятельств гораздо большее значение
приобретает хак раз раз’яснение причия,
новлекших за собой неудачу двух первых
атак. Когда боец правильно поймет эти
причины, когда он увидит, что в осиове
неудач при первой ветрече с врагох лежат
ando ero собетвенные ошибки, либо ошиб-
ви товарищей, у него уже почезнет
представление 0б об’екже атаки, как о чем-
т0 непристунном. А есля еще вдобавок к
этому политработник сумеет убелить cro,
что в процессе боя командир роты сумел
нащупать какое-то слабое место в обороне
немцев, что успеху третьей атаки будет
вак-то способствовать соседнее подразделе-
ние, уже овладевтее или близкое к овла-
дению первой линией вражеских укрепле-
НЙ, можно не сомневаться, что в этой
третьей атаке боец проявит сполпа Bee
свои способности.

Всегда, а.в наступательном бою тем бо-
лее, деятельность PoTHOrO цолитработника
должна отличаться высокой мобильностью
ц целиком быть подчинена интересам вы-
полнения боевой задачи. А это достигается

роты достигает

АСТУПЛЕНИИ _

лишь в Том случае, когда ротный wom
работник правильно определит евое место
в наступательных действиях роты и RCO
время будет чувствовать пульсе бол.

Q Mecte poTHore политработника на по-
ле боя в момент наступления также суше-
ствует  месколько мнений. Остановимся
здесь телько на двух, наиболее распростра-
ненных. Одним из них место ротного полит-
работника епределено в первых рядах ата-
кующих, другое гласит, что он всегда, в
том числе и в наступлении, должен нахо-
Хитьея тах, где решаются судьбы боя.

Первый пранцни явно опозбочен. Если
исходить из- него, то все наши замеети-
тели командиров рот по политической части
с началом наступательных действий сразу
превратятся в’рядовых бойцов. И это по-
рой случается. А в результате и нолитра-
бота в ротах в момент наступления оела-
бевает и увеличивается число потерь
среди политсоетава. Таким образом, прием-

Глемым можно считать лишь второй пран-

Цин.

Для ротного позитработника вопрос ©
выборе себе правильного места в настуна-
TCIBHOM 0010 отнюдь не легкий вопрое.
Ширина фронта наступающей стрелковой
350 метров. Проетран-
ств0 это де так уж велико. Тем не менее
при упорном огневем сопротивлении про-
тивниха далеко ‘не веегла можно быстро
и легко перебратьея ¢ одного фланта
на другой. Извеетно немало  случаел,
когда ротный политработник, оказавшись
в начале боя в каком-либо из взводов,
вынужден оставаться там вплоть до
окончательного подавления врага, а ес-
ли бой затягивается, то уж но крайней
мере до наступления темноты. Ш нерелко
при таком стечении обстоятельств он м0-
жет надолго Утерать связь с команлиром
роты, перестать оказывать какое бы то ни
выло влияние на остальные подразделения
ротного организма и фактически превратит.
ся в пелитрафботника лишь того взвода, в
Бавом находится сам. А ведь не исключена,
возможность. что успех выполнения боевой
залачи ротой будет решатьея как раз в
другом взвохо, на противоположном флан-
ге. Сешлемся опять-таки на конкретный
прахер.

Рота атаковала сильно укрепленную вы-
COTY, подступы к которой проематривались
и простреливалиеь немцами во всех ва-
правяениях. Цо первоначальному замыслу
командира главный улар предполагалось
нанести слева, и туда был направлен тре-
тий взвод с преобладающим количеством
приданных роте средств усиления. Вместе
с этим ‘взводом направился и замветатоль
лейтенант Власов. Но уже в первые. мину-
ты столкновения се противником стало я6-
но, что направление главного удара избра-
HO неудачно, что как раз там немца
наиболее снльны, и третьему взволу при-
ACTCA линь отвлекать на себя внимание и
силы врага. Точнее говоря, командир po-
ты решил использовать этот взвол только с
демонетрётивныхи целями, a дейетвитель-
чого успеха добиваться на нравом фланге.
` Практика нынентних боев подтвеЙждаот,
UTO всякая деменстрация линь тегла ло-
стигает цели, когла она ведется  реши-
тельно и люли, которым норучено это
дело, сами не знают, что они выпол-
яют только роль демонстрантов. Исхоля
из этого правила, командир роты счел
нецелесообразным сообщать в 3-й  вавох
05 изменении своих намерений а стал
постепенно изымать оттуда средства уси-
ления и перегруинировыветь их на правый
фланг. В конце концов, на правом флалте
сконцентрировались основные силы роты.
Именно там назревал кризис боя за высоту,
там большие всего требовались и горячий
призыв, и личный пример политработника,
& тов. Власов, утративший связь с коман-
диром, даже и не подозревал of этом.
Он полял истиниую суть происхоллиих
событий. когда на правом фланге, все-
го в 150—200 метрах от него, бой-
цы поднялись в решительную атаку. Но
тут ух Власов ничем He мог помочь
делу. Голос сго отсюда не долетал до ата-
кующих. Всякие попытки пробраться к
HEM самому означали верную гэбель. Одрако
даже и при счастливом неходе на преоло-
ление тех 150—200 метров, которые ` от-
деляли Власова от действительно решаю-
щего участка боя, он потерял бы 9 мень-
шей мере 10 минут, а судьбы атаки ре-
шались в данном случае сокундами.

Так, веледетвие поспешного выбора для
себя места в самом начале схватки с
врагом заместитель командира фоты по
политической части помимо своей воли в
критический момевт боя оказалея лишь
созерщателем происходлщего. Этот приигр
(& он, к сожалению, далеко не единич-
ный) поучителен во многах отношениях и
дает возможность сделать рат выволов.

Во-первых, не всегда следует заместите-
лю командира роты с первой же мпнуты
боевого соприкосновения ©. противником
итти в боевые порядки. Чаше бывает вы-
годнее выждать некоторое время на наблю-
дательном пункте командира роты, пригля-
деться к тому, ках развиваются события, и
только после этого уже не прелположи-
тельно, а наверняка и своевременно ното-
спеть тула, где маметитея действительно
ренгаюнтия участок.

Во-вторых, никогла‘ и на при каких
условиях заместитель командира роты пе
политической чаети не холжен терять. свя-
зн © команлиром роты, Если нет возуожно-
ети для личной встречи с ним —— иснодь-
зуй пеших носыльных.

В-третьих, ротный политрайботник обя-
зан рсегда иметь ио крайней мере в каж-
дом взволе по одному, а еще лучше по
два таких товариша, которые © успехом
могли бы при надобноети заменить его
как политического вожака, красноармейсвой
массы. С этими людьми у. него также

должна быть налажена  fiecnepedoiinas
связь — и личная, и четез попутных по-
CBLIDHBEX.

При  соблюлевии этих трех правил

заместитель командира роты по политиче-
ской части всегда может рассчитывать па
то, что в течение всего боя он будет на-
холиться там, гле в сто присутствии ощу-
щастея панбольшая потребность, обеенечит
непрерывное руБотодства партийной и ком-
сомольской организациями роты и по-на-
стоящему сумеет влиять ва успех в реше-

нии боевой задачи.
Майор М. З9ТОВ.