Бой за Мамаев курган

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Co многих концов Сталинграда и ‘из-за
пределов его открывается вид на большой
пологий курган. На топографических кар-
тах он именуется высотой 102,0. Сталин-
градцы называют его Мамаевым курганом.
Эта  массивная возвышенность,  господ-
ствующая над городом, пригородами и за-
водами, гребень которой на 80 метров
выше уровня Волги, явилась ареной кро-
вопролитных боев и не раз переходила из
ТуУБ в руки. Когда ею целиком овладели
немцы, защитникам Сталинграда було oco-
бенно тяжело. Враг мог далеко просматри-
валь и простреливать наши позиции, почти
пряхой наволкой бить по переправам, кон-
тролировать артиллерийских огнем под-
ступы к Воме с востока, а главное —
бешеными атаками сверху вниз грозил
отрезать заводы от остального города.

Защитники Сталинграда превозмогли все
испытания. Стойко сопротивляясь, они
усеяли скаты кургана тысячами враже-
ских трупов, а потом перешли в контрна-
ступление и достигли вершины этой воз-
вышенности. Враг, лишившись многих Так-
тических преимуществ, продолжает полу-
маль удар за ударом.

Днех время от времени постреливают
пулеметы и снайперы обеих сторон, часто
развертываются энергичные бои наших
штурмовых групп, ведут меткий огонь ар-
тиллеристы и минометчики. Ночью RpacHo-
армейцы предпринимают дерзкие вылазки
с целью разведки. Хотя немцы почти не-
прерывно освещают передний край ракета-
ми, наши бойцы все же проникают впе-
ред, внезапно обрушиваются на противни-
ка и в рукопашных схватках овладевают
новыми дзотами, блиндажами, нередко при-
водят пленных. Почти каждое утро линия
передовых позиций то там, то здесь при-
нимает новое очертание, углубляяеь в сто-
рону немцев.

Действуя небольшими’ группажи, нал
бойцы непрерывно тревожат фашистов, от-
бивая у них окоп за окопом. Движение
вперед идет медленно, но неуклонно, и это
своеобразно отражается на структуре пе-
редовых позиций обеих сторон. Некоторые
наши окопы соединены ходами сообщения
с окопами, в которых сидит противник. В
таких местах атаки и контратаки мелких
групп наиболее часты. Наши бойцы стре-
мятся развить успех, а противник — вос:
становить положение.

Но не всегда на кургане происходят
только бои мелких групп. Иногда масштаб
столкновений становится значительно пит-
ре. На-днях разыгралея крупный бой в
районе так называемых куполов. Руково-
дил этим боем капитан Михайлов, особенно
отличились в нем подразделения, управляе-
мые капитаном Масаловым. :

Купола — это бетонные водяные баки,
обсыпанные толстым слоем земли и пре-
вращенные немпами в доты. Изнутри,
сквозь амбразуры, стреляли орудия, пуле-
метные батареи, автоматчики. Вокруг это-
TO района немцы вырыли ров шириной ло
10 метров и глубиной в 2,5—3 метра. На
внешней окраине рва размещались пуле-
метные дзоты. Между ними и на подету-
пах к ним были обыкновенные окопы, про-
волоха, минированные участки. К этому
узлу сопротивления даже налиим одиноч-
ным наблюдателям было трудно выдви-
нуться — мешали фашистские снайперы.

Началось © того, что наши снайперы
вступили в единоборство с немецкими. Не-
сколько дней подряд они терпеливо вы-
слеживали гитлеровцев, подстреливали их

и, наконец, завоевали господство на’ вам
участке. Теперь уже нехцам нельзя было
поднять голову, а каши бойцы стали чув-
ствовать себя свободнее.

Затем в результате разведки наблюде-
нием и б0ем удалось установить структу-
ру обороны противника в районе куполов
и основные огневые точки на соседних
участках. Артиллеристы прощулали купола
на прочность. Оказалось, что их в состоя-
вин пробить лишь 203-мм. сваряд. Орудия
такого калибра были далеко от переднего
края, подтянуть их ближе не представля-
лось возможных, и поэтому пришлоеь от-
казаться от их непосредственной помощи.

Тогда в основу плана боя был положен
расчет на внезалность нападения в уело-
виях ограниченной видимости и на руко-
пашный бой в траншеях и ходах сообще-
ния. Артиллерия получила задачу — пода-
валять огневое сопротивление немцев на
флангах и в глубине. Для того, чтобы
нана пехота смогла преодолеть наиболее
сильно  птростреливаемую  пятнадцатиме-
тровую. плошадку, был прорыт вперед хол
сообщения. Ночью саперы под видом не-
удачного действия мелких штурмовых
групп разрушили кое-гле инженерные
сооружения и сняли мины, обеспечив про-
ходы к фашистским позициям.

Еще до рассвета наши бойцы с трех Ha-
правлений внезанно атаковали врага. Пер-
вой ворвалась в кольцеобразный ров пра-
вофланговая группа под командованием
лейтенанта ЗИамьшкова. Она достигла про-
тивника без единого выстрела и сразу ж
истребила 25 полусонных немцев. Не ме-
нее успешно действовала группа лейтенан-
та Бабакина в центре, а также группа
„гержанта Шевелева слева. Атакующие з8-
вязалй рукопалиную схватку.

Шух fox привлек внимание соседних
огневых точек противника. Немцы откры-
лн сильный фланговый и перекрестный
отонь. Бросок трех вторых групи сказался
менее улачным. Они понесли потери и не
достигли намеченного рубежа. Тогда уда-
рила наша артиллерия. Пол ее прикры-
тием на врага обрушились новые отряды
атакующих. Лишь отдельным немецким
солдатам и офицерам удалось спастись бег-
ством. Подавляющее Число их было унич-
тожено.

С тасеветом начались бешеные контр-
атаки противника, сопровождаемые силь-
вым минометным и пулеметным огнем. Вее-
го было за день шесть контратак. В каж-
дой из них принимало участие от 100 ло
150 фашистов. Враг прилагал отчаянные
усилия, чтобы восстановить положение.
Окопы и дзоты переходили из рук в руки.
Рукопалгный бой шел за каждый  квадрат-
ный метр земли.

Е вечерних сумерках в гайоне сраже-
ния уже насчитывалось до 400 вражеских
трупов. Тогл& контратаки противника на-
чали ослабеваль. Вею ‘ночь продолжалась
яростная перестрелка, но к утру и она
смолкла. Наши бойцы, значительно про-
двинувшись вперед, ‚перевелили через гре-
бень Мамаева кургана и закреплялись на
ковых рубежах, вилотную пододвинувшиеь
5 куполам и обложив их с трех стороп.
Фашистский узел сопротивления в основ-
ном был разрушен и потерял свое преж-
нее значение.

Сейчас в этом районе грохочут наши
орудия, разбивая одно за другим враже-
ские укрепления. И попрежеему то тут, то
там завязываются стычки мелких група

Подполнозник Л. ВЫСОНООСТРОВСКИЙ.

Южнее и юго-западнее
Ствлинграда

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 января. (По
телеграфу от наш. корр.). В райбках юж-
нее и юго-запалнее Сталинграда советские
воиска продолжают вести наступательные
бон на всех направлениях и продвигаются
вперед, ломая сопротивление врага. После
ожесточенных лвухдневных боев нални час-
ти ворвались в станицу Цымланскую п,
смяв здесь окруженные войска противни-

Сталинграда, где наступающие советские
войска столкнулись с главными силами
неприятеля, перешедшего к упорной одо-
роне на одном важном естественном ру-
беже. Преодолевая сопротивление гитле-
DOBICB, наши части и здесь неуклонно
продвигаются вперед и наносят врагу удал
за ударом. .

В непрестанных наступательных боях

e
Клетскдя

МИЛЛЕРОВО

Чернышевская

KANA

CyPposukuHo

ВОРОШИЛОВГРАД

yy «“кдаменск

ха, полностью очистили этот крупный на-
селенный пункт от гитаеровцев. Противник
выбит еще из ряда населенных пунктов,
которые заняты нашими войсками. -

Серьезное поражекие противнику нане-
сено также в районе Мерозовекого. Немцы
готовнли злесь сильную оборону и пыта-
лись сопротивляться. Но наши части на
ряде участков предирчняли стремительные
атаки и сумели подойти близко к городу.
Векоте их удалось ворваться в него, и по-
сле ожесточенного боя противник был вы-
бит из города и железнодорожной станции
Морозовекий,

В юго-западу от города Котельниково
нални войска, наступающие вдоль железной
дороги, продолжают теснить упорно 050-
роняющегося противника. Тут немцы ока-
зывалот наиболее сильное сопротивление.
полтягивая стола значительные полкрепле-
ния в составе танков и пехоты. Вчера п
сеголня наани части отбиди на этом участ-
хе фронта, нееколько контратак противника.

Озжесточенные бой завязались южнее

Г 113004.

25 О 235 50 35км

час от часу множатся яркие примеры лоб-
лести, «мужества, высокой воинекой закал-
ки налиих бойцов и командиров. Старой
сержант Стрельцов в ходе наступления на
укреплечный рубеж противника смело под-
нял свое отделение в атаку, навязал груп-
пе фалиистов рукопалтную схватку и обра-
THI ее в беготво. Отделение Стрельцова
не ограничилось захватом вражеской пози-
ции. Бойцы  стремичельно преследовали
гитлеровцев до полного их истребления.
На том же участке небольшая группа
наших бойцов, во главе которой встал
командир взвода разведки Габец, получила
залачу: проникнуть в тыл противника,
разведать силы его групировки, захватить
документы и пленных. Находяеь во вра-
жеском тылу, наши разведчики истребили
до 40 фапгистеких солдат и офицеров, под-
стрелили 60 лошадей, захватили 18 плен-
ных и ручной пулемет. Залем они ¢ боем
прорвались Е своим.

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

На Северном Кавказе

тезеграфу от наш. корр.). Вчера советские
войска прорвали линию немецких укрепле-
ний на ближних подетупах к Нальчику п
поеле ожесточенного уличного боя овладе-

ПрохлаДНЫЙ
МАЙСКОЕ

НАЛЬЧИК и:
; gt?

лись вчера на двадцать километров и заня-
ли железнодорожный узел и тород Прох-
ладный. Развивая успех наступления, бой-
пы N соелинения одновременно очищают
данный район от уцелевших кое-где не-
мецких гарнизонов. Незадолго перед этих
были взяты город Майское и ж.-д. узел
Котляревская.

Нарастающихи темпами продолжается
наступление налих частей на запел. Пе-
хотные и тазковые подразделения, идя впе-
ред с боями, ликвидируют опорные пунк-
ты немцев.

Жители освобожденных городов, селе-
ний, аулов радостно встречают войска
Красной Армии. Они рассказывают бойцам
0 чуювишных зверствах и бесчинствах
фашистов. В оном селении немцы, отету-
пая, увезли < собой 18 семейств советских
активистов и сожгли их дома. 68-летний
старик Босиев был зверски замучен фапи-
стами за то, что у него лва сына служат

ли городом. Налии части гонят немцев на В рядах Красной Армии. Гитлеровцы убили

север. Пытаясь задержать продвижение
наступакицих частей Красной Армии, про-
тивник взрывает мосты, минирует дороги.

Успенгно развивается наступление с9-
ветских войск также и в других районах
Северного Кавказа. Продвигаясь вперед на
широком фронте, налци части за вчераш-
ний день освободили от немцев ряд насе-
ленных пунктов. Войска, действующие
на левом берегу Терека, полностью очистив
от фашистов Северную бсетию, продвину-

также старого рабочего Цахарева, прех’-
явив ему обвинение, что он в 1919 году
участвовал в партизанском отряде, боров-
шемея против незцев.

Дико бесчинотвовала гитаеровекая орда
в ныне освобожденных советокими войска-
ми Ленинском поселке и хуторе Coponmno
Моздокского района. Немцы разорили бо-
гатый поселок, ограбили жителей. 0 пре-

бывании немоцьтх оклупачтов население   eile

вспоминает, ках о тяжелом котимате. и

КНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ 0 НКАСТУПЛЕНИИ КРАСНОЙ АРМИИ

США

—__

«Самая отрадная весть на пороге -
Нового года»

НЬЮ-ЙОРК, 5 января. (ТАСС). Амери-
канские газеты посвящают обширные ком-
ментарии сообщению Совинформбюро 06
итогах б-недельного наступления советских
войск на подступах Сталинграда.

Тазета «Вашингтон поет» заявляет, что
в процессе своего великого наступления
Красная Армия уже достигла серьезных ус-
пехов. Самым важным из них является
огруженне германских войск в районе Ста-
линграла. Это нанесло сокрушительный
удар по престижу Гитлера и создало угро-
зу германекой абмии, находящейся на Ce-
верном Казказе. ee

Военный обозреватель агентства Acco-
шиэйтед Пресе Симпсон подчеркивает, что
наступление частей Красной Армии дискре-
дитирует перед немецким кародом Гитлера,
пытавшегося заверить немпев в том, что
зима этого года, будет для терманской ар-
ии менее тяжелой, чем прошлая. 22 гит-
леровеких дивизии уже окружены в palio-
не Сталинграда. Германские войска в.этом
районе уже не прикрывают немецкие си-
лы, вторгииеся на Северный Кавказ. На-
оборот, предгорья Кавказа стали потендя-
альной ловушкой для находящихся там не-
мецких войск. В прошлую зиму Гитлер не
стоял перед такой серьезной угрозой, как
в ниненгнюю, когла советские войска ево-
пи быстрым настунлением поставили гит-
леровскую. армию в этом‘ районе в тяже-
л0е положение. Е

Военный обозреватель газеты «ИМ» пи-
шет, что наступление советских войск 3a-

метно укрепило позиции  об’единенных
стран и ‘сделало положение германских
войск весьма шатким.

Ерасная Армия, пишет выходящая в Бо-
стоне газета «Глоб», преподнесла советеко-
му народу и всем об’единенным странам
такой поладюх. который укренляет надежду
Ба то, что 1943 год станет годом дости-
жения окончательной победы. Поражение
гитлеровских войск в районе Сталиаграда
представляет содой лишь часть несчастья,
обрушившегося на них в последнее врехя.
На Центральном фронте и на Кавказе в
поелелние недели немцам наносятся тяже-
лызе улары. Русские своим наступлением
значительно улучшили новогодние перспек-
тивы, но для этого потребовались больиие
усилия. Это необходимо иметь в виду для
того, чтобы’ об’елиненные страны понима-
ли, какие трудные задачи еще. стоят вне-
реди.

«Самой отрадной вестью из всех, какие
мы усльшнали на пороге Нового года, —
заявляет радиокомуентатор Харгрейве, —яв-
ляется сообщение Совинформбюро об итогах
6-нелельного наступаения советских войск
на подступах Сталинтрала. Моральный уро-
вень советских войск поднялся еще выше,
их героизм не подлается описанию. Если
они мужественно дрались в пернод неудач,
то еше более эффективных действий мы
MomeM ждать от них в период военных ус-
пехов. Гитлер допустил величайний про-
счет, когда он напал на Советский Союз».

АНГЛИЯ

«Русские армии

ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Англий-

ские газеты продолжают публиковать на
салых видных местах сообщения о ходе
наступательных боев Красной Армии. Co-
общения о занятни внезапным ударом ча-
стями Красной Армии Моздока и Малгобе-
ка опубликованы под огремными заголов-
ками. В передовых етатьях и в стальях
военных обозревателей даются коммента-
рии к сообщениям о советском наступле-
НИИ.
‚ Газета «Сбсервер» в передовой статье
пишет, что сообщение Совинформбюро об
войск на подступах Сталинграда характе-
ризует масштабы успехов, уже достигну-
тых Красной Армиёй на первой стадии ее
наступления. Эти успехи угрожают держа-
вам оси военной катастрофой. Год испыта-
ний, пережитых Россией, закончился ее
трнумфом. В 1943 году Англия и Америка
должны помочь сделать этот триумф все-
общим и окончательным.

Под руководством Сталина и его гене-
patos, — пишет Гарвин в газете «Санди
экспресс», — Красная Армия превзошла
прежде совершенные ею чудеса. Она д0-
стигла значительно большего, чем всё, что
было ею сделано в течение прошлой зих-
ней кампании. Последние ее достижения
являются особенно крупными. Заняты Ве-
ликие Луки, сильнейшая база противника
на всем Центральном фронте:

Газета «Дейли экспресс» отмечает в пе-
редовой статье, что успехи русского ору-
WHA потождают новые надежды. Русские
уже добились больших результатов. Они
обнаружили искусство в подготовке кампа-
нии, Русскому контрнаступлению Ha Дону
предшествовала побела англичан в Египте.
Разбитый тем противник отступает вдоль
ливийского побережья. «Мы с основанием,
—- пишет газета, — гордимся этим воен-
ных достижением. Оно сильно ободрило нае.
Но по своему масштабу оно не может итти
в сравнение с операциями на русском
фронте. Северо-африканская кампания хо
сих пор еще не переросла в подлинное ис-
пытание сил. Какой должна быть страте-
гия 1943 ‘года? Нет никаких сомаений в
том, что для того, чтобы нашта помощь бы-
ла эффективной, следует в первую очередь

поразили мир»

и прежде всего вынудить немцев CHATS
‘войска и военные материалы с русского
фронта. Меры, принятые в этом направле-
нии, будуг иметь в высшей степени важ-
ное значение, тах как они сократят сроки
войны».

В этом году, пишет в другой сталье га-
зета «Дейли экспресс», Красная Армия ос-
вободила Моздок, Котельниково, Элисту, Ве-

течение гола мощь Ераской Армии и ее
умение маневтировать увеличились в не-
сколько раз. Немпы понесли на фронте в
СССР огромнейшие потери. Олнако было бы
неправильно думать, что германская армия
уже трещит по всем швам. Англия и Аме-
рика должны вступить в решительную
схватку е немцами.

Газета «Таймс» пишет, что на советско-
германском фронте велет наступление та
самая армия, которую Гитлер об’являл уже
«уничтоженной». «Гитлер, — пишет газе-
та, — не первый завоеватель, убедивший-
ся в мощи русского народа, который после
тяжелых военных неудач перешел в мощ-
ную контратаку. В течение большей части
1942 года Россия вынуждена была выдер-
живать одна, не получая помощи в виде
отвлехающих операций на Западе, натиск
почти всей армии и авиации Германии. Вы-
держать этот колоссальный натиск в Te-
чение такого долгого времени и снова на-
нести удар такой силы —— это слава рус-
ского нарола и его армии так же. как по-
ражение, нанесенное германской авиации
Англией в 1940 г., является славой ан-
глийского народа».

Газета «Санди экспресс» в передовой
статье пишет: «Русскле армии поразили
мир. Когда же мы и Америка выетупим?
Мы должны выступить как можно скорее’
Мы нанесли тяжелый и полезный удар в
Саверной Африке. Но этого недостаточно.
Надо слелать больше, причем сделать бы-
стро. Если мы сможем заставить Германию
оттянуть 50—60 дивизий с Восточного
фронта, мы с достаточной уверенностью
можем предвидеть победу в 1943 г. Ё это-
ху ведет только олин путь — вторжение
‘Ha континент в значительных масштабах.
В этот великий момент вполне можно пой-
ти на Разумный риск».

Военные действия в Африке

ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Штаб
союзников в Северной Африке в очеред-
ном коммюнике ‘передает, что в районе
Меджез-эль-Баба  бронетавковые  чаети
союзников совершили разведывательный
рейд, не встретив серьезного есопротивле-
ния. В южном секторе Тунисского фронта
также отмечалась некоторая активность
наземных сил. 3 января французские по-
зиции подверглись неприятельской бомбар-

дировке, за которой последовала атака с
участием 30—40 немецких танков. Внама-
ле противник потеснил французские части,
HO затем последние контрударом восстано-
вили прежнее положение. Во время этой
операции истребители и легкие бомбарди-
ровщики успешно бомбили бронетанковые
силы неприятеля. Французские войска при-
меняют противотанковое оружие, получен-
ное ими от американского командования.

ликие Луки и продолжает наступление. В  время в СОСР, опубликовал в

Франи

Они шли по снегу в полушубках, в ва-
ленках. Я вздрогнул, услышав фравцуз-
скую’ речь. Это были механики авиацион-
ного соединения «Нормандия» Сражатющей-
ся Франции. Они приехали к нам, чтобы
в русском небе сражаться за землю Фран-
ЦИИ. ;

Авиационные соединения армии генера-
ла де Голля названы именами французеких
провинций. Так, группы «Бретань» и «Эль-
зас» сражаются в Африке, группа «Иль де
Франс» — над Ламаншем, группа «Hop-
мандия» — на налцем фронте. У летчиков
и механиков на; груди герб Нормандии —
asa льва. Нормандия захвачена немцами,
древний Руан сожжен, изумрудные „луга
вытоптаны. Но ‘солдаты «Норманлии» твер-
до верят, что оши увидят освобожденную
Нормандию. Некоторые приехали из Лондо-
на. Неисповедимы пути людей и народов—
кто бы подумал, что путь из Дувра в Кале
пройдет через поля далекой России?

«Нормандия»—это кусок Франции. Здесь
люди разных провинций: белокурый нор-
хандец и черный, как смоль, корсиканец,
задумчевый, молчаливый бретокец и пыл-
кий Mapceden, Sack, лотарингец, парижане.

6 января 1943 г., среда. № 4 (5375),

3 6%

воду и доплыли. А на пароходах сторон-

ники Виши напрасно ждали кочегаров и

матросов: экипежи ушли & Je Tom.
Майор прошел пешком из Дагомеи в Jn
берню — пятьсот километров девственны-

хи лесами. Сержант переплыл из Бретани

в Англию на маленькой рыбацкой лодке.

Был шторм. Сержант хотел доплыть, и оч
доплыл.

Их семьи остались там —— Под немец-
ких игом. Вот почему парижанин 6ез слов
понимает лейтенанта украинца. У них есть
общий язык —— ненависть. Парижаяин го-
ворит «бош, фриц» и сжимает руками воз-
дух. Украннец одобрительно вздыхает: «Так
его!..»

Есть среди французов люди, которые не
имели представления о нашей стране. До
катастрофы они’читали профашистекие га-
зеты, изо дня в день рассказывавшие, что
Россия — это курные избы и национали-
зированные женщины. С изумлением они
увидали большие торода, заводы, комфор-
табельные дома, семьи. Они только разво-
дят руками: «Как наши газеты врали!..»
Есть и другие, с восхищением следившие
за мирным ростом налей страны. Они при-
шаи из разных социальных групи, из раз-

Здесь люди различных социальных пла-
стов: рабочий, студент, моряк торгового
флота, молодой врач, сын коммерсанта —
недавно баловень судьбы, и сын бед-
няка. Их об’елинило одно: любовь к Фран-
ции. Эта любовь с невиданной силой про-
снулась в горькое лето 1940 гола. Фран-
ция, коснувшиеь дна и узнав всю меру
позора, выплыла» Она снова вступила в
бой. Одни сражаются в самой Франции, в
подполье. Другие стали солдатами генера-
ла де Голля.

Нелегко выбраться из Франции. Вот этот
летчик был в Нормандии пол немцами.
Ночью он пробрался в тогда еще неокку-
пированную зону. А оттуда?.. «В Испании
меня схватили. Сидел в тюрьме. Убежал...»

Три приятеля. Их шутя зовут «три муш-
кетера». Они были в Алжире, в авиации
Виши. Репкили уйти к де Голлю: долететь
на истребителях до Гибралтара. Но как
улететь втроем? А если ‘улетит один, дру-
THM не уйти: удвоят слежку. Они долго
готовились. Наконец. настал счастливый
день. Ни повезло. Но вот менее удачли-
вый летчик: он приземлился вместо Гиб-
ралтара в испанском городке Ла Линеа: два
километра от Гибралтара. Попал. в руки к
врагам. Что же, сн убежал из Ла Линеа...

Врач убежал из Франции в Испанию:
Его арестовали и после долгих мытаротв
выслали в Португалию. Здесь его вторич-
но арестовали и хотели выслать в Иепа-
нию. Он пытался пробраться в Лондон. Вуе-
сто этого ему пришлось уехать на Вубу,
оттуда в Соединенные Штаты, оттуда в Ан-
глию. Чтобы проехать из Парижа в Лондон,
он исколесил полевета.

Эпопея марсельца патетична и забавна.
Летом 1941 года генерал Денц, команло-
вавший войсками Винит в Сирии, капиту-
лировал, оговорив право на возвралцение
во Францию офицеров и солдат, которые
не пожелают примкнуть к генералу де Гол-
лю. 3a сторонниками Петэка были посла-
ны из Марселя пароходы. А в Марселе лю-
ди ‘ломали себе голову: как бы попаеть
на пароход. который ухолит в Сирию?
Марсельцев томила эта дверь, как бы при-
открывшаяся из тюрьмы ва евободу. Сту-
дент становился кочегаром, художник клял-
ся, что он старый матрос, а литограф mpA-
килывалея корабельным коком. Вогда па-
рохолы пришли в БРейрут, команде запре-
тили сходить на берег. Люди бросились в

ных словах.
убитыми 175 тысяч солдат п офицеров», и
французы улыбаются: уничтожены палачи
Франции. В такую минуту понимаешь; что
такое боевая дружба. А французский лей-
тенант жмет руку нашему летчику и ласко-
во повторяет: «Карошю!.. Карото!..»

ных партий, но для всех Россия — силь-
ный и отважный союзник. Французы зна-
ют, что Советский Союз хочет возрождения
независимой и евободной Франции, и лет-
чики «Нормандии» счастливы, что они «на-
конец-то попали на настоящую войну», как
сказал мне один лейтенант.

Механик сержант, парижекий печатник,
сражался в Испании против фалнистов. Он
хорошо знает врага: враг все тот же, враг
Франции, враг Испании, враг России, враг
свободы.

Корсиканец говорит: «У меня итальян=

цы убили брата. А мы на Корсике знаем, .

что такое священкая месть. Я должен ото-
устить. Мне повезло, что я — здесь. Я
отомщу..,»

Летчик Дюран за одну неделю, когда
фганцузекая армия воевала, сбил четыре
вражеских самолета. Он говорит: «По мне
скучает пятый бош... Скорее бы в 60й...»
В Египте и в Сирии многие сидели без де-
ла, они стосковались по бою. Капитан 20-
тарингец, сбивший одиннадцать. немецких
машин, сурово поясняет: «Мы потили 3a
генералом де Голлем, чтобы воевать. Здесь
мы сможем воевать».

Йетчики довольны советскими манива-
ми: они много лучше тех, на которых им
приходилось воевать в Африке. Француз-:
ские летчики быстро освоили наши само-
леты. Механики обрадовались: во Франпии
онн работали с моторами, несколько похо-
жихи на налии.

Непонятной кажется издалека Россия: Но
от приехали французы и сФазу почув-
ствовали себя, как дома. Не видали они
никогда валенок, ва теперь не раестаются
ве ними. Не знали щей, понравились щи.
Боялись русской зимы, но отазалось —
не страшно. Ходят на лыжах. Уже знают
иного русских слов. А детишки кричат по-
французеки «бонжур...».

Когда передают «В последний час»,

франнузы сосредоточенно молчат, стараясь

разобраться в чужих именах, в непонят-
Но вот — немцы «потеряли

Илья ЭРЕНБУРГ.

„Почему Красная Армия побеждает“

Статья американского корреспондента

ТЕГЕРАН, 5 января. (ТАСС). Извест-
ный корреспондент газеты «Чикаго дейля
HBC» Лейланд Стоу, пробывший некотороз
каирском
журнале «Парад» статью; озаглавленную
«Почему Красная Армия. побеждает». «Еели
провести хотя бы неделю на фронте, на
котором сражается Красная Армия, — пи-
шет автор статьи, — то станет ясным,
почему вооруженные силы СССР после мно-
гомесячных  отесточенных  пепрерывных
сражений продолжают сдерживать, отбрасы-
вать и сокрушать германскую военную ма-
шину. Красная Армия имеет всё, что долж-
на иметь любая первоклассная армия. Она
имеет многочисленные кадры  професено-
нальных офицеров, прошедших длительную
подготовку. Она ниеет исключительных ар-
тиллеристов; хранящих старые русские
тралиции. Она имеет офицеров и инжене-
ров авиации и танковых войск, которые

в физическом

была

боевого применения танков и самолетов.
Красная Армия имеет бдительное руковод-
ство, умеющее предвидеть события и мы-
слящее по-современному. Русская армия
организована  люльми, которые не были
связаны заскорузлыми. военными догмами.
Эта гибкость и умение использовать 06-
становку представляют отличительную чер-
ту большинства офицеров, виленных мною
на фронте. Что касается солдата Красной
Армии, то это слово следует писать с боль-
шой буквы. Я посетил 7 фронтов этой
войны, отдаленных друг от друга, но нигде
не видел солдат, которые были бы сильнее
и моральном отношениях.
Красная Армия отличается необычайно вы-
еоким боевым духом. Она прекрасно одета
и обута. И в мирное время Красная Армия
в центре внимания напода, HO во
время войны вся экономика СССР постав-

лена на службу армни. Эти факты 0б’яс-

няют, почему сегодняшний русский солдат

много лет изучали возможности наилучше!   является совершенно новым человеком».

Издатель НАРОДНЫЯ

>

При исполнении служебных  обязанно-
стей погиб Герой Советского Союза T sap-
дни майор Иван Иванович Клещев.

Смерть вырвала из наших рядов
басстралиного воздушного воина и талант-
ливого командира,

Сын рабочего шахтера, в прошлом сам
рабочий слесарь, он был верным сыном
партин большевиков и зашитником свосй
Великой Родины.

В лни отечественной войны Иван Илещез
отдавал все своп силы борьбе за, Родину
И своими делами вписал немало доблест-
ных страниц в героическую историю Co-
ветской авиация.

Боевые традиции Клещева будут! путе-
волной звездой для Сталинских соколов в
борьбе за Родину.

Сталин В., Поелбин, Федрови, Яку-
шин, Лебедев, Рейно) Бугров, Олех-
нозич, Смирнов Б., Зайцев, Кероб-
нов, Акулия, Миронов, Власов, Мо-
розов,

pease Me ER a Е Е ЕЕ Ч С: 924

Ответственный редактор Д. ВАДИМОВ.

КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР, 4
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА . -- .К-4-00-70, дбб. 33. Бюро жалоб подписной конторы—К-4-00-70 доб. 31:
Типография цевтрального органа Народного комиссариата обороны ССОР «Красная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

=.

a.