jo

‚в
Ее
oop
ты

о
И ( (i
) pill
sans 2
xp Dil
y OFF
и
ии

} ° 45 якзаря 1943 г., пятница, №112 (5383).

КОМАНДИРСКАЯ РАЗВЕДКА
ПЕРЕЛ БОЕМ

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

КРАСНАЯ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 января.
(По телеграфу от наш, корр.). Сегодня,
как и накануне, наши войска вети успеш-
ные б5и и продвигались вперед. Еще
вчера нэлин части выбили противника из.
нескольких населенных пунктов. Сегодня
неприятель предпринях несхользо ожесто-
ченных контратак в эайоне Суворовской и
Ново-Сунженской. Когда № часть подошла
к Суворовокой, немцы встретили ес силь-
ных артиллерийским и минометным отнем.
Часть залегле и начала продвигаться мелки-
ум трупами. Когда до Сузоровской оста-
валось уже несколько сот метров, протяв-

Команлирекая разведка (рехогноециров-  В районе среднего Дона местность боль-
52а) — одия из основных видов работы   шей частью открытая. Многие направления
командира, организующего бой. На реког-   преематриваются © одной точки на деся-
носцировке командир дично дает указания тох километров. Жомандир, изучающий
подчиненных, причем на той самой мест- местность, чтобы уточнить план боя полка
ности, где предстоит сражаться. Ясно, что   или дивизни, сумеет увидеть с одного
такая форха общения с полчиненными даст  пункта весь свой участок, Но такой обзор
тораздо больший эффект, нежели письмен-  местности будет общих, не поважет ее
ные распоряжения и даже те устные при- леталей, которые влияют на порядок пере-
вазы, которые отдаются по карте. движения пехотных подразделений и на
Cayo собой разумеется, что пе всякий  выбор нозиций для огневых средств пе-
командир сможет всегда прибегнуть к лич- хоты. Необходим обход изучаемой полосы
ной разволке местности или же об’явалять и последовательный осмотр ее © нескодь-
свое решение устно и непременно на поле   ких мест.
предстоящего боя, Но в Таких звеньях,   Кодичество остановок и маршрут движе`
как рота, батальон, полк и даже дивизня,  ния рекогносцировочной групиы зависят
необходимо при первой возможности орга- прежде всего от времени, которое может
низовывать командирскую разведку. быть отведено командирам. Когда время
Наступая на олном участке в районе   ограничено, группу можно разделить Ha
среднего Дона, рота’ старшего лейтенанта   подгруппы. Баждой из них ставится опре-
Бирюкова была задержана огнем против- деленная задача по разведке, выполнив
ника, который занимал выгодную высоту.   которую, подгруппа является на общий
Попытка сбить противника с хода, без вос-  пункт сбора, указанный командиром. На-
становления взаимодействия с артиллерией   пример, вместо того, чтобы обходить на-
и минометами, успеха не имела. Требова- правления всех батальонов, комапдир пол-
лось подготовить атаку организованным  ка, экономя время, осматривает местность
огнем. В подчинении старшего лейтенанта  с командным составом одного батальона Ha
нахолились батарея полковой артиллерии и его участке. В это время другие коман-
минохетнзя рота. диры батальонов работают самостоятельно,
Расположив ротную цень на рубеже, ко   токладывая к указанному сроку о резуль-
торый менее других подвергалея воздейст-   татах рекогносцировки командиру полка. -
вию ‘огня немецких пулеметов, кохандир  Итак, прежде чем приступить к коман-
DOTH под прикрытием нескольких автомат- дирекой разведке, надо продумать и соста-
чиков выдвинулея вперед. Он выбрал та-  вить план ее проведения. Он будет регла-
Roll пункт, откуда открывался достаточный   ментироваться временем. Лучше всего на-
обзор расположения противника. Векоре по нести план рекогносцировки на карту, от-
вызову старшего лейтенанта явилиеь к  метив на ней маршрут и пункты остано-
нему командир батареи капитан Подшиваев вок, В блокноте или на карте указывается
и командир минометной роты старший лей- состав рекогноецировочной группы и запи-
тенант Юхник. Сначала они обменялись сыватются названия остановок © перечнем
сведениями о расположении немецких огне- тех вопросов, которые подлежат разреше-
вых средств, имевшимися до начала реког-  нию на каждой из них.
ноецировки, & затем приступили к изуче-  N гвардейский стрелковый полк раепо-
нию местности и уточнению данных о про-  ложился возле одной станции, Обстановка
тивнике. И . не была достаточно ясной. Немцы педтя-
Непосрелетвенно за высотой, хоторую гивали резервы пехоты и танков и, по
занимали немцы, проходила лощина, не- всей ‘видимости, готовились предпринять
сколько дальше тянулась роща и виднелея ряд контратак. Они стремились облегчить
ряд небольших высоток. По отдельным   положение некоторых своих частей, по-
вепышках выстрелов и по конфигурации   павших в невыгодные условия. От подка
сахой местности командирам удалось убта-   требовалось быть готовым как к обороне
новить кое-какие подробности вражеского  занимаемого рубежа, так и к переходу в
расположения. На высоте было обнаружено   наступление,
несколько пулеметных гнезд, в лощине —  Участок обороны и наиболее вероятные
пехотные группы, а на опушке рощи-—ми-  направления для наступления были изве-
нометная батарея и артиллерийское орудие.  [стны командиру полка. Он решил провести
Boxee внимательный просмотр местности   рехогносцировку с командирами батальонов,
и оценка тахтического значения отдельных Основная цель ее —— уточнить план в03-
рубежей помогли командиру роты приняте можного наступления. Предварительно
правильное решение. Было’намечено овла’   местность изучили по карте, наметили
деть одним ударом не только высотой, но  маттирут ее об’езда.
„лакже и рощей, п гребнем небольших вы-  Пон изучении местности особенно вни-
соток, без чего нельзя было рассчитывать   мательно  просматривалиеь  танкоопасные
на удержание высоты. Таким образом при-  направления. На каждом из них определя-
стальное изучение местности позволило лись меры противотанковой обороны б06-
найти верный способ действий, вых порялков, ставились соответствующи?
Командир роты выслушал советы артил-  задачи артиллерии и противотанковых
лериета и миночетчика. Они доложили о  ружьям. Вторых вопросом, который был
расположении своих расчетов и показали,  изучен столь же подробно, явилось исполь»
какие цели наиболее выгодно подавлять   зование рубежей в качестве позиций для
артиллерийским HAH минометным ‘огнем.! огневых средств.
Так созрел план огня, окончательно при-  В дальнейшем командиры батальонов
нятый старшим лейтенантом Бирюковых.   вышли на местность с командирами рот.
Этот naan Haller свое отражение в 0об’яв-  Таким образом путем рекогносцировки Bech
ленном тут же устном приказе. командный состав совершенно одинаково
Эта короткая фекогносцировка оказала  усвоил задачи, поставленные перед ним, и
блатотвотное влияние на дальнейшие дей- подробно изучил план выполнения этих
слвия роты. Наши бойцы под прякрытиел  захач. Веб это принесло свои плоды в
артиллерийского и минометного огня овла- х0яв боя. ` fi
лели ближайшей высотой, & затем рощей Командирекая разведка перед баем цен-
и соседними высотками. Они нанесли про-  на именно тем, что позволяет старшему
TUBHURY значительные потери в аюдях и  Начальнику согласовать предетояние хей-
материальных средетвах. ствия на местноети и внбдрить в сознание
Обстановка, в которой старший лейте-  Полчиненных одинаковое понимание приня-
nant Бирюков, проводил  команлирскую   Т0го решения. Какие бы ки произошли
разведку, требовала быстроты дейетвий. впосдехствии изменения оботановеи, не
Кроме того, зона действий роты была не. УЧТеННЫе во время’ подготовки Е бою, с
велика и свободно изучалась с одного а-  НИМИ легче справится гё часть, где вое
блюлательного пункта. Другое дело, когда   Командиры подразделении проимкнуты еди-
речь идет о рекогносцировке полосы наелу- Н0® идеей тактического замыела.
пления дивизни или оборонительного `уча- Полковник И. ХИТРОВ.
стка полка. ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ,

С СЛЕ

УРСАВКА
Sen ГРЕЧЕСКОЕ
CYBOPOECKA
ПОБЕГАЙЛОВСК cnt

А
Ново-СунжЕнская 57-5 5

Л

@ СувоРОВСНАЯ)

ЕССЕНТУК
J A

jy кислбведск

50 км.

ник перешел в хонтратаку. Наши подраз-
деления не только не ототупили, но встали
и пошли навстречу противнику. Пемцы не
выдержали лобовой атаки и поспешно от-
ступиди.

Сразу же после этого на левом фланге
М части предприняло контратаку другое
вралжеское подразделение, но и эта контр-
атака не принесла немцам усмеха. Насту-
пающие продвигались вперед, теенили про-
тивниха. Бой перенесся на улицы Суворов-
ской, гле у немцев имелось значительное
количество огневых точех. Несколько групи
вражеских автоматчивов засело в каменных
домах. Они пытались наносить фланговые
удары нашим подразделения. Ках только
нактупающие обнаруживали немецких ав-
томатчиков, TO сейчаю же окружали и ист-
ребляли их. После непродолжительного боя

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 января.
(По телеграфу). Под вочер в станицу вошла,
колонна новеньких твиков. Столпивииеся
вокруг машин казаки и казачки прочли
два слова, написанные на башне: «Там-
бовский колхозник». -

Да, это были танки, построенные на
средства колхозников Тамбовской обла-
сти — инициаторов замечательного. пат-
риотического движения помощи Красной
Арини.

Молодая казачка восторженно осматри-
Baer головную малину. «И мы заказали
танк. Наверно не хуже этого будет», —
говорит она.

Пока водитель Рубан проверяет мотор,
командир экипажа лейтенант Верезора
рассказывает собравшимся о том, как таж-
бовские колхозники передавали им этот

м
Излитине говорить о том, какое значение
имеет в боевой обстановке точное время.
От соблюдения” точного времени нередко
зависит исход боя.
Но горе, если чееы у командира испор-
Tames. Достаточно разбить стекло или
сломать пружину, и часы остается выбро-

т ЕЕК

WS ЕЕ ee ee ee ee lee

воспитательную роль жогут сыграть порой
и индивидуальные письжа земляков. He-
давно в одну часть прибыло письмо
кабатхинца Ханифа Архестова, Обращаясь
х своему сыну-бойцу, старый Ханиф писал;

Воспитание бойцов нерусской
национальности —

В серьезном военном испытании, которое
держит сейчас наша родина, еще более
окрепла дружба паселяющих ее народов.
Ну борьбу © немецкими оккупантами под-
нались советские люли всех националь-
ностей, плечом к плечу сражаются они в
рядах Врасной Армии, героически защи-
щая свое отечество.

Сын узбекского народа -—— kpacHoap-
меец Рахманов в одном бою подбил из
противотанкового ружья 6 танков. В ча-
ети, где служит Рахманов, героически про-
вит себя также связист  азербайджанец
Хайрегдинов. Он быд ранен, но продолжал
передавать по телефону приказ командира.
И лаже тогла, когла вражеские тавки по-
дошли вндотную, Хайрегдинов оставался у
аппарата.

Самоотверженно дерется с врагами кра-
сноаруеец армянин Ераносян. Однажды,
пробравшиеь в тыл врага, он подвергся
нападению пяти гитлеровцев. Ераносян не
растерялся и ветупил е ними в ехинобор-
ство. Ему удалось всех их уничтожить,
А когда прибежали еще семь немцев,
Ераносян пустил в хол гранату. Трое бы-
ли убиты. остальные скрылись.

Тысячи бойцов узбеков, казахов, татар,
трузин за доблесть и теройство. прожваен-
ные. в боях с немецкими  захватчика-
ми, награждены  орленами и елалями.
Многие бойцы нерусекой  национально-
сти, пролявивщие себя в боях Ba родину,
ветупили в рялы большевистской партии.
Их заяваения о вступлении в партию про-
ниннуты беспримерзой любовью к отече-
ству, жгучей ненавистью к врагам своей
иногоналиональной ролины, Вот 510 пишет
азербайлжанец Багиров в своем заявлении
в паотийную организецию:

«Огонь мести горит в моем сердце. Вог-
ла я убиваю. немца, мне становится легче.
Я помогаю Родине, помогаю изхученным
наролах Украины и Белоруссии. временно
попавших в фалшстекое ярмо. Я всячески
стараюсь приблизить время освобождения
этих наролов из-под гитлеровского рабет-
ва. Прошу принять меня в ряды ВХИ(б) »

Огромный патриотический под’ем бойцов

ужасов.

‘ваше селение, то увидел много
бригадира

Парторга Хакаулова повесили,

нерусской национальности,  проявляемый
прежде всего. в боевых делах, создает
благоприятную обетановку для политиче-
ской работы. Организуя политическую ра-
боту в частях и подразделениях, мы дол-
HH добиваться того, чтобы  правдивое
большевистекое слово доходило до каждо-
то нашего бойца, независимо от его на-
циональности, Различие языков не должно
этому препятствовать.

Во многих наших частях и соединениях
накоплен большой и ценный опыт восни-
тательной работы с бойцами нерусской
национальности. Большинетво политотделов
сумело подобрать неплохие кадры агитато-
ров, владеющих языками народностей СССР.
Это — наиболее политически подготовлен-
ные товарищи и, конечно, примерные вол-
ны. Например, в соединении, где началь-
ником политотдела тов. Шабанов, «большой
популярностью пользуется  атитатор Биг:
баев. Он знает несколько языков и умеет
веети с бойцами задушевную беседу. Так-
же хорошо и содержательно проводит бе-
CCIM на армянском, грузинском и азер-
байлжанскохи = языках агитатор Capoau
(Брянский фронт). Агитатор другой части
узбек Торзулов повседневно читает своим
землякам тазеты и книги ва родном язы-
ке, рассказывает о славных боевых тради-
циях своей части. 2

В основу агитадионно-пропагандиетекой
работы срели бойцов нерусской националь-
ности должно быть положено раз’яснение
благородных и возвышенных целей народов
Советского Союза в их борьбе с немецкими
оккупантами. Надо подробно разобрать ©
ними принципы ленинско-сталинской  на-
циональной политики, изучить выступле-
ния товарища Сталина 06 отечествениоч
войне, раз’яенить каждому военную при-
сям. :
Польшее значение имеет обсуждение бой-
цами писем, прябывитих из родных мест.
Известно, какой под’ем вызвали в частях
письмо бойцам-узбекаи от узбекского на-
рода и обращение старейших предетави-
тслей  кабарлино-балкарского и чечено-
ингушекого народов. Столь же большую

ных братьев — пятилетнего Хасана
трехлетнего Хусея сожгли на костре. По-
ловина населения расстреляна или пове-
mena. Наш дом разрушен, сад вырублен.
Вся деревня покрыта трупами мирных жи-
телей.

Дорогой сын! Где ты воюель, я Be
знаю, но знаю одно: у тебя большой грех
на душе — ты пропустил немцев на
Кавказ. Бей же их беспошално! Не по-
зорь семью, свой народ, звание воина-
горца. Вей проклятых гадов, пока руки
твои держат оружие и глаза видят вра-
га!» A

Много бойцов читало это письмо. Горю
сынов Кабарды глубоко сочувствовали киф-
тизы и грузины, русские и удмурты. Но
главное в данном случае не только в 69-
чувствии, главное в Том, что вее, кому
довелось читать эти горестные строки,
делали практические выводы для самих
себя.

Среди бойцов  нерусской  националь-
ности имеется немало таких, которые за
долгие месяцы пребывания на фронте не
получали ни одного письма и потеряли вея-
кую связь со своими родными. В боль-
тинетве случаев происходит это потому,
что сами бойцы неё всегда могут правиль-
но написать адрес домой по-русски и co-
общить свой точный адрес. Политработ-
ники, & в особенности заместители коман-
диров рот по политической части, не име-
ют права безразлично относиться к этому.
Их обязанность веячески способствовать
тому, чтобы письма от родных и товари.
щей получал каждый боец.

Хорошие в этох отношении примеры
имеют место в евоединении, где начальни-
ком политотдела тов. Горбеное, На помощь
бойцам, не владеющим русской грамотой.
здесь привлекли веех атитаторов. Очень
часто по просьбе красноармейцев  нерус-
ской национальности агитаторы He толь-
ко пишут адрес» на пакетах, которые
идут с фронта, но и вкладывают в каж-

На Северном Кавказе

РЕМИ a ER

© с
СТАВРОПОЛЬ журлаское $ И Косов
KUTAEBCKOE @
НОВОСЕЛИЦИОЕ @

Hone Cononsneysegaii ning MMHEPAEHBIE BOLD!

YHENESHOBORCKeG i 57 ГЕОРГИЕВСК

5—9 Пятигорск
ПРОХЛАДНЫЙ

наАЛЬЧИКС

Танки тамбовских колхозников пошли в бой

Где исправить часы?
“(Письмо в реданцию)

от

«Когда я с Красной Армией вошел в

Сушхова Налба повесили. Твоих двоюрод:

ЗВЕЗДА

>В. НАСТУПЛЕНИИ

Выйдя на запад от Терека, в ши-
рюкие долины БажсанА и Малки, наши тан-
ки и пехота в течение трех суток проде-
лали путь, отнавший у немца 3 месяца.
Потеряв Эльхотово, Моздок и Нальчик, нем-
цы отходили, предпринимая частые контр-
атаки. 3a Плановским они уже не успевали
даже разбрасывать мины. В Алексанлров-
ской оставили А и в ней больше
десятка танков. В Пришибокой сожели 200
своих машии. В Прохладнох бросили ла-
герь наших военнопленных, 18 тысяч сна-
рядов, почти 2 миллиона патронов, 459
ящиков тола, десятки мотков проволоки.

Единственное; что они еще успевали
делать — это методически,  расчетливо
разрушать мосты и с немецким упоретвох
валить один за других телеграфные стоз-
бы. 200 граммов тола, привязанные к стол-
бу па уровне двух метров, надаамывают
бревно, как соломину.

Догоняя немцев по изуродованным доро-
гам, переправляясь через десятки быстрых
рек — то верхом, по перебрюшенной рель-
ве, то ползком, по наспех наведенному по-
лобию моста, а то и пря вброд, —
выходила. на просторы паоскостной Кабар-
ды и к степям  Ставропольщины великая
пехота большевиков. Она, шла не быстрым,
но и не медленным шагом, тем, что на-
зываетея у бойцов «дальним», таким ша-
rom, будь это горы Кавказа, степи Дона
или 166& дальнего севера, русский солдат
делает 50 километров в сутки.

В станице Змейской немецкий фельдфе-
Seth вбежал в хату, схватился руками за
голову:

№ часть выбила противника из Суворов-
схой и заняла этот населенный пунжт.

Одновременно другая часть выбила нем-
цев из Ново-Сунженекой. Оставив здесь
несколько арткналерийских орудий и много
боеприпасов, противник начал отступать.
Налии подразделения нанесли ему большие
потери при переправе через реку Кума и,
преследуя его’ по пятам, ворвались в насе-
ленный пункт Гражданский 1-й, Здесь про-
тивник тоже не сумел долго продержаться.
Этот пункт быд также занят настущаю-
ПИВО,

Все время отбивая вражеские контрата-

стрелки командира Рубанюка уже у Н0то-
Пазаовской. Здесь следы той же растерян-
ности — около 200 вагонов боеприпахов,
2 танка, 10 самолетов и еще множество
пока не уточненных трофеев.

Немцы. готовились отправить из этих
Тайонов xo 20 тысяч мужчин и женщин
‘на работы в Герханию, но не успели за-
брать и двух десятков. Нехцы готовились
вывезти все поголовье скота, все зерно—
и тоже не успели. Они едва успевают
увозить своих вшивых солдат, то обещая
им теплую зиму в Армавире, то уютные
квартиры в Ростове, то возвращение до-
мой, на отдых.

Стрелки ‘идут, неся на плечах жерди,
волоча за собой тяжелые кряжи, застилая
хосты, перетаскивая Ha руках пушки.
Великое напряжение удачи, успеха, добро-
го дела удесятеряет их силы. ,

В одном из передовых подразделений
идет красноармеец Василий Иванович de-
пехин, человек зрелых лет, призванный из
запаса и уже раненый в эту войну пох
Белой Церковью. Это — солдат не кадро-
вый, He молодцеватый, а скорее  пад-
кий ло работы. Таких, как он, в нашей
армии сотни тысяч, если не миллионы, У
него на все дела один аллюр — степен-
ный русский шаг, на вид не быстрый, но
ХолкиЙ.

Лепехин — сам из Змейской. Первых
вбежал в станицу, постучал в хату, & сам
еще кричит «ура» и постреливает из авто-
мата. Обнял жену, взглянул на приеми-
ревших ребят и бегом за своими.

Пехота, танки, @ртиллерия идут 366

oo STE

27 2. ;
Буденновск

С

ен :
® СВОБОДНЫЙ

&

моздок

— Русский солдат идет! — и удрал,  вперед и влеред. Над станицами уже
   забыв награбленное добро, личные вещи и  звездная ночь, но не мирная, -ког-
БЕ SS даже оружие. да BCe Живое укладывается на’ 0%

Да, идет руеский солдат. Он идет сво-
HM дальних шатом, увесело поглядывая на
MOPOSHOG солнце. напоминающее украин-
цаж февраль, русских— апрель,  сибиря-
БАМ — начало мая, В середине хня, после
недолгого боя, стрелки взяли Змейскую, к
вечеру были в Александровской. По доро-
те плотной стеной стояли, плача и смеясь,
казачки с ребятами на руках. В Солдате-
кую стрелки вошли в канун  рождествен-
ского праздника по старому стилю, В’ ха-
тах пекли пироги, варили сладкий узвар,
RYTHIO, apaky.

— Заходите в хату, угостим вас, как
полатается, — кричали  стрелкам хозяй-
ки. — Зайдите, про наших расскажите!

Сколько бы ни воевали люди, какие бы
гигантекие пространства ни охватывала
война, но никогда He исчезнет у человека
вера, что солдаты, где бы они ни воева-
ли, должны обязательно  вотречаться и
знать друг друга. Но стрелки не стали
заходить в хаты. Наступление возбудило
их до крайности, не позволяло медлить. В
наступлении роегда кажется, что тебя кто-
то обгонит и ничего не оставит из той
славы, что воссияет после победы.

Да и как тут не торопиться, когда в
Солдалской уже видно воочию, что немец
сильнее забеспокоилея. Тут даже телетраф-
ные столбы целы, цела железнодорожная
станция, оставлены огромные — военные
склады. На пространотве хобрых двух ки-
лометров лежит около 500 вагонов авиа-
бомб, артиллерийских снарядов, тола, 20
новых авиационных моторов, несколько еа-
молетов. Когда немец бросает столь цен-
ные вещи, — медлить нельзя. В ночи

ABIX, а военная, не затихающея не н%
минуту. Беспгухно, как летучие мыши,
проносятся на выключенных моторах «Ива,
ны-полунощники», маленькие +У-2». Как
тлухари на току, заливаются автоматчики.
Гле-то за салами лязгает металл танков.
С упрямым русским терпением, которому
нет предела, саперы сташивают сломан-
ные телеграфные столбы, сжихают их
хитроумными шинами, связисты тянут но
HUM свой нескончаемый кабель, и скри-
пит их «шарманка» —— катушка. Дви-
жение пехоты, уютно овеянное махороч-
ным духом, нарушается грохотом танков,
орудяй, кухонь. Саперы совершили одно
из своих необ’яснимых  чудее— наложили
десятки мостов з& считанные ach, AMT
металла будит спокойно завнувшие стани-
цы, п снова собираются у дорог ребята и
женщины.

А впереди — зарево пожариш, глухой
орудийный гул, кипение боя. Предстоит
щтурх очередного узла сопротивления нем-
пев. Лепехин снимает  скатку, рюкзак,
влалет на земь винтовку и затем CHOBA
RCS медленно надевает на себя. Это—на
его языке— называется обновить крово-
обралнение. Потом он выжидающе смотрит
на командира. ‘

— Ну, кав, скоро пойдем? — страши-
вает OH.

И от боя к бою, в ожесточенных ехват-
ках уничтожая врага, идет он, русский
солдат, все вперед и вперед по простор-
ной радостной дороге наступления.

р П. ПАВЛЕНКО.
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. .

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НЕЙРОХИРУРГОВ-ФРОНТОВИНОВ

ЛЕНИНГРАД, 14- января. (ТАСС). Ме-  Ленинградекие нейрохирурги-фронтовики
дицинская статистика’ хирургических уч:   доказали на многочисленных примерах,
реждений Ленинградского фронта показы-   что огнестрельную рану черепа можно 05-
вает, что процент инфекций, возникших   рабатывать не только в течение первых,
после ранения мозга, удалось снизить по  вторых суток после ранения, как это счи-
сравнению с 1914 тодом в 4—5 раз. талось ранее, но даже через 5 суток.
Особенно важна борьба с осложнениями!  Военврач 3 ранга Коеинекая сделала до-
после ранения черепа в их ранней стадии. клад о разработанлой ею рентгенодиагности-
Состоявшаяся на-днях научная конферен- ке ранних осложнений, военврач 3 ранта
ция нейрохирургов енинградекого фронта

Малышева -—— о клинике и лечении острых
специально была посвящена этому вопро-  менингитов, военврач 2 ранга Гольдберг-—
cy. С доклалом выступил главный неирохи-

a о клинике и лечении ранних абсцессов при
рург фронта профессор Бабчин. огнестрельных черепно-мозговых ранениях.

ЕЕ eee

ки, наши части успело  трюдвигались
вдоль железной ‘дороги и заняли станцию
Суроровекая. На подступах к этой станции
завязажя упорный бой. Противник, при-
крываясь с тото, рекой, пытался задержать
FAI части ва рубеже железной ‘дороги.
Тогда командир № соединения выделил тан-
ковую грушу; которая зашла в тыл про-
тивнику и нанесла ему внезапный удел.
Hosmer в паниде отступили, бросив много
раненых и убитых. Удар танкистов е ты-
ла помог быстро захватить жедлезнодорож-
ную станцию Сузоровекая.

Другие надши части после напряженных
боев занлли крупный населенный пункт
Сотниковскос.

Майор П, ТРОЯНОЗСНИЙ.

танк. Стрелок Кадутский показывает пу-
левку колхоза «Дружные ребята». Там на-
писано: «Всем колхозом собирали мы день-
rH Ha этот танк. Всем колхозом и наказ
вам даем, чтобы Ham танк был всегда
впереди. A мы вас с победой вотречать
будем».

Привал окончен. Танкисты заводят ма-
ПИНГ. А 3 :

— В добрый путь, в добрый чае! —
говорит высокий старик. — Может быть
налти танки увидите, так передайте, что
уы эждем танкистов ко двору с победой.

Колонна уходит. И долго еще стоит дех,
сняв шапку и прислушиваясь, как гремят
гусеницами по промерзшей хонской степа
танки М части, идущие в бой,

Капитан Н. ТКАЧЕВ,

сить, тк ках ны в одной заети вы He
найлете часового мастера. .

Военторг, мне кажетея, должен заинте-
ресоваться этим делом и завести хотя бы
по одному часовому мастеру не дивзизито.

Майор В.

ee eed

— Из далекого Узбекиетана мы прибы-
ли сюда, чтобы защищать славный Ленин-
град. Все мы любих этот город так же го-
рячо, как свой родной кишлак. Здесь, у
стен Ленинграда, мы защищаем Узбеки-
стан. иГак будем же достойны своей свя-
щенной миссли. Я призываю вас, братья,
сокрушаль ненавистного врага таг, как
этого требует от нае великий Сталин!

Принимая все меры к тому, чтобы улуч-
шить агитационную Таботу среди бойцов
нерусекой национальности на их родном
языке, мы должны коренным образом улуч-
шить изучение всеми красноармейцами и
языка великого русекого народа. Русский
язык, язык Пушкина и Горького, язык, на
котором говорил Ленин, должен стать близ-
ким и почятным для каждого воина Красной
Армии. На русском языке говорит Сталин,
обращаясь к армии и флоту, к гражданах
нашей державы, по-русски издаются при-
казы в Красной Армии, подаются слова
команды в бою. И нужно, чтобы каждый
наш воин решил про себя:

дый такой пакет конверты © обратным
адресом фронтовика. В том же случае.
если боец все-таки долго не получает
ответа, политработники обращаются в Me-
етные органы власти с просьбой сообщить,
хак живот его семья, и, как правило,
всегда добиваются результатов,

Немалую роль играет печатная пропатан-
да на родном языке. Одна из наших фрон-
товых газет выходит на русском, узбек-
ском, казахском и татарском языках. Бой-
цы любят свою газету и тепло отзываются
о ней. Вевго газет на языках народов СССР
у пасе выходит свыше 30. Политуправле-
ние Северо-Западного фронта издает на на-
циональных языках много брошюр, листо-
вок, лозунгов. Здесь же изданы узбек-
ско-русский и казахеко-русский разговор-
пики. Много: дитературы на национальных
языках выпущено и на других фронтах.

Но, издавая газету, листовку, брошюры,
наи Политорганы должны проследить, что-
бы эта литература попала по назначению,
в руки тех бойцов и командиров, которым

ше попользовать каждого воина с тем, что-
бы он отдал для победы над врагом все
лучшие качества, той народноети, в кото-
рой он вырое и воспитон. He случайно
ведь среди лучших снайперов Браеной Ар
мии выделяются красноармейць-—якуты,
буряты, нанайцы, тувгусы, киргизы. Сей
чае всей армии известны такие, наприжеу,
товарищи, как Цирендалиа Доржиев, Тогон
Санжеев, Семен Номохонов, Киля, Цассир и
многие другие. Они принести на передо-
вую линию огня навыки и сноровку таеж-
ных охотников, степных  следопытов, ие
зналощих устали в выслеживании и пресле-
довании дичи, быющих без промаха, точно
в пель. В снайпереком деле они полностью
выявили дарования и опыт своего народа,

Многие бойцы— калмыки и киргизы вели-
колено действуют в конной разведке. И
зто понятно. Они знают, и любят коня, ©
халых лет привыкли к седлу. Отличными
разведчиками и проводниками в горах яв-
ляются красноармейцы-горцы. Попадая в
родную етихню, эти воины поистине творят

она, предназначена. А 0б этом у нас по- Да будь я чудеса, проявляя смелость, находчивость и
рой забывают. И вот результат: в одну и негром преклонных голов, неистощимую энергию.
из рот соединения, где начальникох NO- и то i Знание и изучение обычаев, нравов и

литотдела тов. Михайлов, приходят 5 э5- без унынья и лени особенностей быта народов СССР — обя-

земпляров фронтовой газеты на татарском я русский бы выучил залельное требование ко всем напиту коман-
языке, д в ротё всего... один татарин. В TOTLKO 3a TO, дирамх и политработникам. Без таких зна-
то же’ время в соседних подразделениях uTO их ний, без учета национальных особенностей
газет на татареком языке нехватает. На- разговаривал Ленин. каждого бойца трудно расочитывать на

до покончить с механическим распределе-
нием литературы на языках  нарохов
COCP. Политорганы должны  систематиче-
ски изучаль национальный состав частей.
Они должны знать, куда и сколько посла-
HO газет, листовок, брошюр на националь-
ных языках. Этого важного дела нельзя
передоверять почтовикам. Иначе зря про-
падает много сил, труда и стедетв.
Огромное воспитательное значение име-
ют также красноармейские митинги и со-
брания. Здесь бойцы всех национально-
етей теснее сближаются один с другим и

успех в воспитательной работе.

Работа по воспитанию у бойцов нерус-
ской национальности необходимых воин-
ских качеств должна быть конкретной.
Огульный подход здесь абсолютно недопу-
стим. Веё, что до сих пор сделано в этой
области нашими политработниками, партийс
ными и комсомольскими организациями, —
это только начала, первые шали. Нам мно-
гое еше предетоит впереди. Нельзя смот-
Треть на, эту работу, как на очередную, ско-
ро проходящую кампанию. Вопросами вос-

(Маяковский).

Многие бойцы с охотой и усердием взя-
лись за изучение русского языка, Татарин
Каримов за короткое время при помощи
своих друзей Гусева и Попова сравнитель-
но неплохо научился говорить по-русски.
Это помогло ему лучше изучить артилле-
рийское дело, и теперь он стал отличных
наводчиком орухия. Узбек Нурматов, казах
Меркаримов и татарин Ваганов за время
пребывания на фронте научились читаль и
писать по-русски. Подобных примеров ты-

дружба, рожденная в Gow, еще более сячи. питания бойцов нерусской национальности
оемысливается, укрепляется. Когда wa] Однако кое-где политрайотники не при- надо заниматься систематически. Нужно
трибуну выходит боец и перел всей! дают этому делу доллного значения. Дело   обиться, чтобы директивы, лозунги налней

вовсе He в TOM, чтобы организовать на
фронте курсы русского языка и наладить
регулярные занятия. Но каждый боец, зна-
ющий русский язык, должен обучать свое-
го товарища говорить по-русски, исполь-
зуя для этого каждую свободную минуту.

Наши командиры и политработники обя-
заны так же подумать над тем, как луч-

красноармейской массой выступает на сво-
CM родном языке, то говорит он не толь-
ко от себя, но и от своего народа, к его
словам прислушиваются и те, кто не знает
языка.

Ваволнованно говорил на митинге одной
части Ленинградского фронта узбек Иштуб
Атакул: :

паруии и приказы наркома обороны были
бы правильно и доходчиво доведены де
сознания каждого бойца —— Тусского и не-
русского. От этого во многом будет зави-
сеть мощь наступательных ударов Красной

Армии.
Генерел-мейор М. МИРОНОВ,