-

0-
1m

и-

‚ но укрепленных опорных пунктов.

‚жать наступление на широком фронте.
`”^ Бышо решено действовать мелкими под-

подвижной группы (& следовалельно, и

16 января 1943 г., суббота. № 13 (5384). КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

Мелкие полрезделения
паступотельном Goro

Нередко в наступательных боях, особен-  чиненного любыми имеющимися
но в ходе блокирования и ликвидации от-  ми. а
дельных очагов сопротивления противника,  На одном участке наступления наша не-
приобретают весьма серьезное значение  болыная. группа сбила боевое охранение
действия мелких подразделений. Очень ча-  противника и на его плечах ворвалась на
сто в таких случаях полку или батальону   передний край. Ошелохленный внезапным
приходится наступать на широком фронте,  и дерзким ударом противник, во много раз
& соответственно этому меняется характер превосходивший чиеленностью эту группу,
его действий и боевой порядок. хрогнул и отступил, оставив на поле боя

На одном участке Донекого фронта про- Ч6\ело оружия и боеприпасов. Командир
тивник занкуал оборону в течение четы-  Части решил немедленно развить достигну-
рех месяцев. Он соорудил здесь ряд силь- ТЫЙ уснех и нанести отходящему против-
Упор-  Нику второй, уничтожающий удар. Он тот-
во защищая большими тарнизонами пер- 96 же выслал вперед подвижные подраз-
вый оборонительный рубож, он имел  Хеления, вооруженные пулеметами. Они
второй рубеж в 10—12 километрах по-  ВЫСКОчИЛИ на автомашинах вперед пехоты
зади. В случае сильном нажима против- ® Расстрелинали противника, не успевиего
ник мог отвести свои войска на второй  зацепиться Sa следующии русеж.
На другом участке пюд нажимом наших

рубеж обороны. i ба ah р
_   мелких групи батальон противника :
Перед нашими частями стояла задела отходить Ha северо-запад, надеясь соеди-

прорвать оборону противника И К ИСХОДУ ци с более крупными своими силами.

ХИЯ: ВЫНИ Х ВСАУ, рООВОЬЖОНЕОУ ы Здесь тоже была применена подобная тах-
25 километрах от нашего исходного поло-  , преедедования. В`то врёма, когдь ne-
жения. После мощной артиллерийской п9д-  т, продолжала теснить отходящего нен-
готовки и при последующей огневой под-

: =  риятеля © фронта, подвижные группы на
держке артиллерии пехота взломала 000- уатинах’ заскочили Е ark ak
ронительную полосу противника и повела  и Hann dia pees.
бои на его коммуникациях. Теперь важно ee т 5 ых а р

. я ‘медленно сложить оружие и слать
было не дать противнику времени для иРи-  ; Буля вокруг себя губительную завесу
ведения в порядок его сил, & самим 6ы- кА ‚400 вражеских солдат и офицеров],
стро перегруппироваться, чтобы ПРодол-  ожили аружиь,

Когда при наступлении части на шиТу-
ком фронте противник, сосредоточив на од-
разделениями: просачиваться в тыл нро-  ном каком-либо участке крупные силы,
тивника дт обходить его отдельные группы, предпринимает контратаки, задача коман-
создавая утрозу окружения. При поддержке   ира — быстро перебросить сода, свой ре-
огня артиллерии и минометов с фронта На-  зерв, a прежде всего — огневые средетва,
ши мелкие подразделения  воздеийствовали  вилоть до зенитно-пулеметных установок и
своими огневыми средствами на фланги И зенитных орудий. В одном месте большая
тыл фалеистов. Такая тактика полностью групиа вражеской пехоты, стремясь про-
оправдала себя. На отдельных направле-  рваться к своим основным силам, контр-
ниях в рядах противника возникла пани-  атаковала наши подразделения. Создалось
Ka, он стал в беспорядке отходить, оста- угрожающее положение. Тогда мгновенно
вляя небольшие прушть прикрытия, кото- были выброшены Ha фланги две пупки
рые, как правиле, попадали в плен. полковой, артиллерии ни два зенитных ору-

Один налг батальон встретил упорное со-   Дия. Действовали также зенитно-пулежет-
противление неприятеля, укрепивиегося на Ные установки на автомашинах. Этого ока-
высоте. Командиры рот, проявив разумную Залось достаточно, чтобы отбить контрата-
инициативу, двинули ©вои подрезделения  КУ численно превосходящего противнике,
Ha (ian обороняющихея. Мелкие груп-  нанести ему большие потери и обратить В
пы, используя складки местности, совер- бегство. Затем наша пехота снова двину-
шенно незаметно подобрались в высоте и 18сь вперед.
© криками «ура» бросились в атаку, ведя В уничтожении отдельных огневых TO-
с хода энергичный ружейный и пулемет-  Чек противника незаменима роль малокали-
ный огонь. Минометы в этот момент пере- берной и полковой артиллерии, Важно, что-
несли свой отонь в тыл противника, чтобы бы эти пушки всё время двигались в б0е-
рассеять его резервы, которые накаплива- вых порядках наступающей пехоты и вели
лись на одном рубеже. Фашисты, до сих ОГонь из-за ее флангов и в промежутках.
пор упорно оборонявшие высоту, в беспо- Если наводчики орудии ясно видят цель,
рядке отступили, бросив на поле боя свою  огонь достигает наиодольшен эффективно-
артиллерию. сти. В то же время пехотинцы, сопрово-

Действуя мелкими подразделениями на ое и АА, ОО
широкох фронте, командир части должен! PORATED. STCETOE LOVIEER EES.
всб время знать, где и как ведут бой его  Итак, действуя мелкими подразделения-
подразделения. Иногда после  нанесения \и на пгироком фронте наступления, нуж-
удара будет необходимо быстро собрать эти   Но раз единять силы противника, обходить
подразделения или же поставить им новую б. Фаангов его отдельные группы и демора-
задачу. Ве&ё это требует заранее продуман- длизовать их интенсивных — воздеиствием
ной системы управления, чрезвычайно тиб-  В66х огневых средетв. Внезапные удары с
кой и непрерывной связи. Радио, проволоч- флангов и © тыла при постоянном нажиме
ная связь, сигнализация, посыльные — все  6 Фронта — таково главное условие ус-
средства должны быть поставлены на служ-   VEX. Для преследования отетупающего
бу управлению. Может. случиться, что под- ПРотивника и отражения его. контратак.
разделение, выполнив свою задачу, по с0б- ВУЖНо всегда иметь в Тезерве быстропод-
ственной инициативе. р преследоваль  ВИЖНЫе огневые средства.
отетупающего противника. Командиру части
надо знать об этом и в случае необходи- Гвардии подполновнин И. ЮДИЧ.
мости поддержать инициативу своего под-  ДОНСКОЙ ФРОНТ.

средства-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 января.
(По телеграфу от наш. кодр.). Город Алек-
сандровское является узлом четырех шос-
сейных дорог. Отеюда шли в последние дни
резервы противника в район наступатель-
ных действий наших частей. Немцы при-
латали все усилия к тому, чтобы удержать
в своих руках город Александровское. Они
спенгно строили здесь оборонительные со-
оружения, минировали подступы в городу,
на дорогах устанавливали проволочные за-
граждения и другие препятствия.

Но Beé это не спасло неприятеля. Еще

роду и предприняли несколько атак. Немцы
оборонялись. На отдельных участках они
переходили в контратаки, но наступающие
продолжали продвигаться вперед, и к кон-
цу дня несколько наших подразделений су-
мело ворваться на улицы города. Однако
враг продолжал сопротивляться в тороде.
Тогда одна нала часть зала в тыл нем-
цам, перерезала шоссейную довогу и co3-
дала угрозу удара с тыла. Противник wa-
чал отетупать, Налии части усилили атаки
и, преследуя немцев, наносили им тяже-
лый урон. После ожесточенных уличных
боев город Александровское был занят на-
шими частями.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 янваля.
(По. телеграфу от наш. норр.). В течение
последних дней части М соединения про-
должали развивать успех наступления в
направлении на Северный Донец. В ome-
еточенных боях противник понес болыние
петери и был отброшен на запад.

На реке Валитва немпы сосредоточили в
ряде районов значительные силы и укте-
пились для обороны. Здесь ими было с03-
дано несколько опорных пунктов. Части
М соединения атаковали некоторые из этих
линский голхоз имени Сталина. Недавно из  опорных пунктов. Здесь разгорелись жар-
сельхозартелей Касумкентского района в кие бои. Особенно сильное сопротивление
госпитали прибыл 660з с фруктами, мясом.   немцы оказали в районном центре Литви-
рисом, молочными продуктами. новка. Советские артиллеристы подвергли

Шефы задолго до наступления холодов   длительному обетрелу дзоты и блиндажи
начали завозить дрова для госпиталей.  противника. В фезультале этого обстрела
Горянки стирают и чинят белье. многие огневые точки немцев были унич-

Сейчас в колхозах теспублики готовят  тожены. Нашим артиллеристам удалось
подарки раненым бойцам к 25-й годовщине   также разрушить значительную чаеть про-
Красной Армии. тивотанковых и противопехотных препят-

SE Se Le Ee ЕЕ ЕЕ ВЕТ НЕО Sear a

Артиллерия в составе
подвижной группы войск

Боевые действия подвижной труппы  дир получил схему огня вртиллерии даль-

войск должны обеспечиваться артиллерий-  него действия и быт поставлен в извест-
ским огнем не только в момент ввода ее  ность о том, ка она будет сопровождать
в прорыв, но и на протяжении всех пос- огнем подвижную группу в тактической
ледующих столкновений ¢ противником.   зоне обороны на глубину 10—12 километ-
Поэтому, когда речь идет о средствах уси- ров. Этим была, закончена работа, штаба по
ления подвижной группы, надо иметь в  планированию действий артиллерии подвиж-
виду не всякую поддерживающую се ар- ной группы на подготовительном этапе опе-
тиллерию, & специальную. Разберем с этой   рации.
“0URH зрения действия аргиллерии в с06-  исходу первого дня боя подвижная
rape № танкового соединения, представляв-  группа уже использовала брешь, проделан-
шего собой подвижную грушу в одной из  ную артиллерийским огнем и пехотой в
наступательных операций на участке фрюн-  обороне противника. Приданная ей артил-
та, северо-западнее Сталинграда.

Приступая к планированию артиллерий-
©кого наступления, питаю артиллерии, по-
мимо постановки залач группам поддержки
нехоты и дальнего действия, конкретно
выразил в общем плане деятельноеть пюд-
зижной группы войск вообще и задачи
приланной ей артиллерии в частности. Ру-
беж, на котором предстояло ввести в бой
полвижную группу, был намечен приказом
командования. Оставалось только опреде-
лить обязанности артиллерии дальнего дей-
ствия по обеспечению ввода в прорыв под-
вижной группы и еще указать, что дол-
RH делать приданные. групте 76-мм. opy-
дия в этот начальный период наступления.
В специальном разделе общего плана быле
отуечена, основная боевая задача этих ору-
дий на первый период: обестечивать флан-
ти подвижной группы. Ири этом артилте-
рийсокому командиру были указаны вероят-
‚ные очати сопротивления противника, 05-
`таляциеся неподавленными.

Командир приданной артиллерии был
хорошо осведомлен 0 задачах, решаемых
подвижной грушой, об основном налтравле-
нии ес движения и конечной цели опера-
ции. Помимо общего плана артиллерниеко-
TO обеспечения, он имел в качестве руко-
водящего документа выработачную штабом
артиллерии схему маршрута подвижной
группы. На этой схеме были определены,
соглаюно  имевшимея разведывательным
данным, вероятные рубежи развертывания

Братская забота колхозников о раненых бойцах

ДАГЕСТАН, 15 января. (ТАСС). Еже-
дневно к раненым, находящимся на изле-
ченин в гоепиталях, приезжают в гости
колхозники Каспийского приморья и высо-
когорных аулов.

Нет дня, чтобы с фермы кумторкалин-
ского колхоза им. Маркова не прибыли в
подшефный госпиталь подводы с бидонами
молока. Первые лучшие овощи из своих
парников всегда возит раненым махач-ка-

ные командиры от каждого ее дивизиона
находились непосредотвенню в боевых по-
рядках танков и оттуда корректировали
огонь своих подразделений. тика Yul-
равления артиллерийским огнем по радио
из танка дала положительные результаты.
За сравнительно короткое время артилле-
рия дальнего действия парализовала огне-
вую деятельность противника. Тем време-
нем отдельные 76-мм. орудия, выброшен-
ные виеред и на, фланги, подеавтяли остав-
пиеся противотанковые средства неприя-
теля.

В дальнейшем обеспечение боевой рабо-
ты полноетью легло на плечи приданной
артиялерии. Чтобы уяснить тактику ее
действий, рассмотрим, как проходила борь-
ба по уничтожению отдельных очагов ©0-
противления неприятеля в глубине его
обороны. Дело в том, что в глубине про-
тивник опирался на
заранее организован-
ные опорные пункты,
дополнительно усили-
вая их противотанко-
выми средствами, уце-
левшими от разгрома
соселних пунктов. Ли-
квидируя эти очаги,
артиллерия тесно вза-
имодействовала, с тан-
ками, примером чего
может служить бой
за опорный пункт Пе-
релазовекий.

Здесь быле, создана
неприятелем довольно
прочная противотан-
ковая оборона. Пере-
лазовекий почти 010-
ясан оврагами и бал-
ками, которые могли
служить естественны-
ми препятствиями для
в нем было сосредоточе-

таков. Кроме то
но тридцать орудий 37-мм. и 75-мм. калиб-
ра и большое количество противотанковых
ружей. Маневренность и высокая проходи-

лерия следовала в боевых порядках пер-
вого эшелонь танков. Яройдя всегоб-с ки-
лометр за линию наней пехоты, артилле-
ристы были вынуждены развернуться и
начать борьбу с противотанковыми сред-
ствами неприятеля; метавшими движению
наших танков.

В этот период релналюнгую роль.по уни-

мость наших 76-мм. орудий позволили
артиллериетах и танкистам быютро 1аз-
вернуться в боевой пюрядох и взять в
полукольцо опорный пункт. Местность ва
чтожению опорных пунктов, & также от-   подетупах в Перелазовожому. как уже 9ы-
a батарей противника, ставившего  ло сказано,
ее on на пути движения   места, куда не могли выдвинуться танки,
налних танков, сыграла артиллерия даль-  заполнялись орудиями.

деятельности артиллерии)—в глубине pac- т x
него действия. Напболее квалифицирован-

положения иротивника. Одновременно коман-

Снимок нашего спец. фотокорр. Г. Хомзора.

На Северном Кавказе

артиллеристы под командой
всех орудий, Несколько немецких танков

то вдребезги. Противник в панике отсту-
вчера наши части подошли близко в го-
центра Солуно-Дмитриевекое.

зайти во фланг наступающим, но из этой

Солуно-Дмитриевское и © железнодорожной

ие
В районе Северного Донца

ЕЕ ЕЕ ne eae eee ee a

г на головные И боковые заставы, состояв-
пересеченная, и Поэтому те

Возможность обойти Перелазовский бы- с головными подразделениями главных сил

Что творили

Немцы ворвались в Морфзовский в июне
прошлого года. Всё им здесь ие понрави-
лось: и «угрюмый вид» жителей, и зе-
лень тихюго городка, и наличие в нем
школ. Городской сквер они тут же выру-
били и устроили в нем блиндажи. Почти у
‘казкдого дома, они закапывали трупы своих
солдат, превратив улицы в сплошное клад-
бище. {Wom были закрыты, учителям бы-
ло заявлено, что болыше они не понадо-
dares.

Особую ярость вызывало у немцев веб,
UT) связано с героическим прошлььм горо-
да, в районе которого в 1918 г. происхо-
дили горячие бои с немецкими оккупента-
ми. Гитлерювцы сожгли дом,’ где помещал-
ся штаб товарища Bopommaona. Но оста-
лись живые свидетели ‘памятных дней, и
немцы организовали охоту на всех участ-
ников гражданской войны. Это были ста-
рые люди, болышей частью беопартийные,
окруженные почетом и заботой.

В застенках гестапо были замучены все
участники гражданской войны, оказавшие-
ся в Морозовском и в окрестных хуторах,
среди них паровозный  малииниет Кирилл
Игнатенко, колхозники — братья Иван и
Тихон Надеины, предеедатель сельпо Фе-
дор Глушко, колхозник Ювгений Аламов,
служащие райюнных учреждений и многие
другие. Потом гитлеровцы взялись за с®-
ветский актив, за городекую интезжтиген-
- цию и вообще з& всех честных русских
людей.

Паровозного машиниста Владимира Ан-
пилогова, долго пытали в тестато и, нако-
не, расстреляли. Ему поставили в вину
то, что он был лучшим стахановцем в де-
по, что его паровоз занимал первое место
в социалистическом соревновании. Долго
издевались фалиисты над старым морозов-
ских врааюм Ястребовым. Когда фапеиет-
ские палачи от него потребовали, чтобы он
сделал антисоветокое заявление, старый
врач ¢ достоинством заявил: «Я совет-
ский человек и своему законному прави-
тельетву изменить не могу». расетре-
ляли в одно августовекое утро вместе с 50]
другихи морозовцами.

`Знакомяеь с длинным списком  казнен-
ных в Морозовском, трудно иногда опреде-
лить, почему фашисты уничтожили TOTO
или иного человека. Машиниет Гавриил
Пастухов раестрелян за то, что был пред-
седателем цеховой комисени по проведению
подпиеки на советские займы, Тимофей
Кравченко—за то, что сыи его имеет зва-
ние капитана Красной Армии, инженер
Кужелев — за то, что получил образова-
ние при советекой власти. Почему бы-
ли расстреляны 60-летний Василий Волков,
подаватьцица: столовой Домна Матвийчук,
Петр ХУмелев и десятки других? Просто по-
Toaty, что они русские люди и первыми
подвернулиеь под руки агентов гестатю. _

Скромные советские люди, очутившиеь в
немецком тылу, показали образец веряости
своему гражданскому долгу. Когла сотруд-
ники морозовского. отделения Госбанка вер-
нутея обратно, очи не застанут в живых
своего сослуживиа инкассатора Никандра
Крицкого. Закончив об’езд колхозов и сель-
ских кооперативов, Крицкий вернулся в
2 Морозовский, когда в городе уже хозяйнича-
должительного боя Литвиновка была занята   ли немцы. На руках у него был несколь-
наппими частями. ко мешков денег, документы и оружие.

На других “направлениях наступающие  Крицкий зарья денежные мешки в разных
обошли некоторые вражеские опорные! цестах и репил неребраться через линию
пункты, а затем атаковали их © флангов) фронта, но в тот же день был арестован.
И заставили немцев отетупить. В резуль- При аресте, немпам удалось найти у Вриц-.
Tate на ряде участков наши части пе-  кого пистолет, некоторые документы, од-
решли реку Калитва и, преследуя против- нако денег не обнаружили. Крицкого долго
ника, заняли еще несколько населенных! пытали, но он не выдал народных денег
пунктов. Сегодня им удалось достигнуть врагам. Неиовестно, поведал ли Никандр
Северного Донца, и после ожесточенных Крицкий кому-нибудь свою тайну, найдут-
00ев занять населенные пункты Дядин, По- ея ли когда-нибудь эти деньги, но честный
целуев, Бородинов. патриот свой долг выполнил. Фаншиеты не

Напряженные бои илут также на других  вослюльзовалиеь советским добром.
участках в этом районе. Противник ока-  Мария Кирилловна Кременчугская, жена
зывает упорное сопротивление, но под уда- врача железнодорожной поликлиники, си-
рами наших частей вынужден отетупать.  левшая в камере смертников и линь бла-
Наши войска заняли населенные пункты тгодаря случаю избежавшая общей yua-
Груцинов, Самбуров, Ерофеевка и. желез- сти, говорит о последних часах одной
нодорожную станцию Глубокая. группы осужденных. С трудом сдерживая

У боевого знамени части.

Стремясь облегчить положение своих от-
ступающих частей, противник начел под-
тягивать резервье по одной из дорог, иду-
щих в Александровское. 05 этом стало из-
вестно командиру части, перерезавшей эту
дорогу. Он организовал алугиллерийскую за-
саду. Когда вражеские резервы подошаи,
лейтенанта
Кривошалкина быстро открыли огонь из

и около 30 автомашин было сразу разби-

ПИЛ.

Упорные $60и шли на железной дороге
в районе станции Нагутекая и тайонного
Немцы под-
тянули сюда подкрепления и предприняли
несколько контратак. На одном участке
вражеекая группа танков попыталась даже

попытки ничего не получилось. Все немец-
кие контратаки были отбиты. Наши части
выбили противника из районного центра

станции Нагутекая,

Сетодня советские войска отбили также
у противника город и железнодорожную
станцию Благодарное и населенные пунк-
ты Садовое, Нагутекое и Бекешевскую.

ствий. Это лало возможность пехоте ус-
петнно атаковать Литвиновку. После непро-

ла исключена по условиям местности.   группы, где находился и артиллерийский
Командиру подвижной группы нужно быяо начальнию ео своих штабом, Связь opra-
быстро принять резение на бой, который   нов охранения с главными силами осуще-
потребовал усилий значительной  чаюти  ствлялаеь при помощи радио и подвижных
танков и всей артиалерии. В то время,   средств (мотоцивалистов)., Следует указать,
как танки с хода и ‹ коротких остановок! что в личном распоряжений артиллерий-
расстреливали огневые точки, находящиеся   ского начальника и его штаба не было
на пути их движения, зртилаерийский на-  подвижных средств связи, что отрицатель-
чальних поставил задачу своим батареям: но скавывалось на управлении батареями.
уничтожить противотанковые пушки не-  Подчас ‚пггаб не знал, какие задачи вы-
приятеля, расположенные на флангах и  полняет та или иная батарея, а это меша-
перед фронтом. Способность 76-м. ору- ло быстро сосредоточить большую часть
imi «x быстрому маневру позволила, бата-  артиллерии на участках, где противник
реямх выдвинуться в максимально  корот- унюрствовал.
кий срок через заснеженные балки к с-  Последним препятствием для подвижной
верной и южной окраинам опорного пункта. группы на се. пути х конечной цели быдла
Так, было обеспечено то огневое полуколь-   река Дон. Предетоялю форсировать этот
цо, которое после продолжительного 6б0я водный рубеж, подавить сопротивление
помогло сломить упорство противника И  врага, уцепившегося за круаный населен-
остатки его обратить в бегство. ный пункт, и овладеть последним. Bee
В эти бою огнем нашей артиллерии,   действия были построены на внезатности
приданной подвижиой rpynme, было уни-  удара. Под покровом ночи передовые под-
чтожено 8 немецких танков и 30 проти-  разделения неожиданно для противника за-
вотанковых пушек. Здесь было захвачено! хватили переправы, имевшиеся в том раи-
в плен до 1.200 солдат и офицеров, 300   оне. В течение ночи часть танков перепра-
автомалнин и другое военное имущество.   вилась на противоположный берег реки и
Бой за опорный пункт Перелазовский дает  закрепила за собой плапдарм для развер-
пример одного из пеучительнькх вариантов  тывания сил всей группы. ;
развертывания артиллерии, сопровождаю-’ Деятельность артиллерии в этот период
щей танковую группу в глубине о00рены  выражалась в обеспечении частью сил за-
противника. Прилагаемая схема  показы- хваченного плацдарма и развертывании ос-
вает, как именно была решена боевая за-  новной массы орудий на другом берегу для
дача командиром подвижной группы и Как, стрельбы прямой наводкой с началом свет-
обеспечили её выполнение артиллерийские лого времени. Разумеется, в распределе-
батареи. нии артиллерийских средств при форсиро-
Не менее интересен опыт артиллерий-   Вании подвижной группой водного „рубежа
ского обеспечения подвижной группы войск   недопустим какон-лиою шаолон. Всё долж-
после того, как она минует тактическую   ню соответствовать сложившейся обстанов-
зону оборонительной полосы противника и  ке. В данном случае главное внимание бы-
вырвется на оперативный простор. Здесь   ло сосредоточено на артиллерийском 00е-
вполне возможны действия подвижной! спечении двух переправ, от удержания ко-
группы при слабом сопротивлении нелрия-   торых зависел исход боя. К концу дня под-
теля на сотдельных учаютках. Приблиси-  вижная группа полноетью овладела насе-
тельно в таких условиях и проходило  ленным пунктом, выполнив таким обра-
дальнейшее лрижение № танкового соеди- зом свою последнюю задалу.
нения к конечному пункту рейда. В боль-  Итак, подведем итог сказанному. В там-
шинотве случаев главные силы подвижной ках газетной статьи нельзя полностью ох-
группы совсем не вводились в деиствие.   ватить вее вопросы, связанные .е деятель-
Уничтожение ветречавшихся на пути от-  ностью подвижной групны и средств ее
дельных очагов сопротивления и противо-  усиления. В частности, мы не коснулись
танковых ©редетв неприятеля розлагалось таких важных вопросов, как артиллерий-
ская и танковая  Тазведка,  скоротечная
шие из небольших отрядов танков, рекогносцировка местноети с целью выбо-
ченных отдельными батареями. ра основных направлений для танковых
Основная масса орудий следовала вместе   ударов и постановка задач командирам ба-
тарей, организация накоротке взаимодейст-

уси-

ЗЕЕ ЕЕ ЕС ОА ee

фаитистские

полечи в Морозовском

рыдания, она рассказывает о кошмалю фа-
нгистеких застенков. Однажды вечером в
квартиру Кременчугского ввалились агенты
гестапо и приказали немедленно всем со-
браться. Теплую одежду запретили брать
© собой. «Не понадобится, — сказали ге-
стаповцы, — к утру вам вообще ничего
не нужно будет». Вскоре доктор, его жена,
две дочери и крестная внучка очутились
в крытой машине. Кременчугский дал
каждому члену семьи маленький тампон—
каждый без слов понял, в чем дело. В там-
поне был мгновенно действующий яд.

Их бросили в какой-то темный, сырой
подвал. Там уже находилось человек 25.
Двери подвала в течение вечера открыва-
лись несколько раз — сюда вталкивали но-
вых людей. В 12 часам ночи их оказалось
13 человека. Здесь были мужчины и жен-
щины, старики и грудные младенцы. Си-
деть или- лежать негде было, все стояли,
притиснувшись один к другому. Дети громко
плакали. Люди, знавшие свою участь, про-
щались друг с другом. Через маленькое
оконце едва проникал свежий воздух. Ды-
шать становилось всё труднее. Стоявшие
в охране гестаповцы злоралствовали над
своими жертвами и громко, так, чтобы за-
ключенные слышали, смаковали подробно-
сти предстоящей казни. У некоторых на-
чались истерические припадки, нервы у
всех были напряжены до пределе.

«Маша, — сказал Кременчугский своей
жене, — скажи детям, пусть они спрячут
яд. Видишь, что делается. Разделим общую
участь наших земляков».

И он обратилея с речью Е заключен-
ным. Его не было видно в темноте, но мо-
розовцы узнали голое любимого врача, ува-
жаемого в городе человека.

«Сограждане, товарищи, — сказал он—
видимо, выпала нам судьба погибнуть от
вражьей фуки. Сделаем последнее, что еще
в наших силах, — умрем с достоинетвом
советских людей. Не дадим мерзавцам те-
штиться нашими слезами, не позволим им
злорадотвовать над нами в наш последний
час! ».

Краткая, выразительная речь врача во-
зымела действие, дети и те притихли. Ско-
ро стали выводить на расстрел. Молча, су-
рово, прижимая детей к груди, выходили
поди в свой последний путь. Через не-
сколько минут начался треск автоматов.

Среди других жителей Морозовского была
расстреляна депутат районного Совета, ра-
ботник райздрава Елена Андреевна Бела-
нова, бывшая батрачка, мать советского
командира-артиллериста. Елена Андреевна
стойко вынесла все пытки и издева-
тельства. Своим упорством она смутила
головорезов-гестаповцев. Наступила ночь,
на утро была назначена казнь. С ней в ка-
мере среди других находилось семеро ре-
бят — два еврейских мальчика и дети
расстрелянных советских работников. Де-
тям, им было от 8 до 12 лет, предстояло
разделить судьбу своих тодителей. Они
плакали, допытывались, где родители, мож-
но ли будет скоро с ними увидеться. Бе-
ланова, как могла, их успокаивала. В 5 ча-
сов ‘утра их повели на расстрел. Впереди
шла высокая седеющая женщина © про-
стым русским лицом, & вокруг нее тесным
кольцом шли ребята. В таком же порядке
они встали у балки за кирпичным заводом.
Вместе они и свалились вниз, сраженные
одной автоматной очередью.

Последние дни своего пребывания в Мо-
розовском немцы ознаменовали новыми
зверствами. Они арестовали всех мужчин и
увели их за город. Гитасровцы загнали
одну группу морозовцев в здание МТС и
зажгли дом со всех сторон. Веех, кто пы-
талея выпрыгнуть в окЕо, настигала пуля.
Другая группа в 200 человек дошла до ху-
тора Вознесенский. Немцы заперли их В
глинобитный сарай и взорвали его. Вее по-

гибли. j
Капитан Е. ЧЕРНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Sea

вия танковых подразделений с отдельными
взводами и батареями (особенно в момент
переправы) и, наконец, противовоздушная
оборона подвижной группы. Веё это боль-.
шие темы, требующие подробного освеше-
ния. Тем не менее сказанное позволяет
сделать некоторые практические выводы
относительно артиллерийского обеспечения
подвижной группы.

Serene действия артиллерии в по-
добных условиях во многом зависят от
TOPO, насколько обстоятельно будут раз-
работаны три подготовке операции вопро-
сы взаимодействия © танками в динамике
боя. Артилаерийские подразделения  дол-
жны быть нацелены на те основные зада-
чи, которые в первую очередь ‚ предстоит
репать подвижной группе.

Основным  калибром артиллерии, odecne-
чивающей действия подвижной группы,
может быть 76-мм. пушка последнего об-
разца, тактико-технические данные кото-
рой полностью отвечают условиям сопро-
вождения танков. Выгоднее всего, конеч-
но, иметь самоходную артиллерию. Это,
во-первых, обеспечивает быстрейшую го-
товность  к открытию огня, исключая не-
обходимость снятия орудия с передков, а
во-вторых, уменьшает уязвимость личного
состава и средетв тяги.

Уже с TOTO момента, как подвижная
группа вырвется за линию своей пехоты,
возможность боевого питания из общеат-
мейского тыла исключается. Опыт  под-
сказывает, что при уходе в длительный
рейх необходимо иметь 2—3 боевых ком-
нлекта на орудие. Расчеты на трофейные
боепритаеы немыслимы ввиду разности в
калибрах артиллерийских систем. Транепор-
тировка снарядов должна осуществляться
срелетвами самой подвижной группы.

Залачи,  возаагаемые на артиллерию,
приданную подвижной группе, огромны.
Они требуют от рядового и команиного
состава большой настойчивости, выдержки,
храбрости, самоотверженности. Другая, не
менее важная, сторона дела состоит в том,
чтобы все эти волевые качества сочета-
лись с ‘умением. Орудийные расчеты дол-
Жжны быть натренированы в безотнибочной
стрельбе прямой наводкой, командиры ба-
тарей обязаны в совершенстве владеть
стрельбой хотя бы по знакам наблюдения
разрывов.

Полновник Н. НОВГОРОДСКИЙ.

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.