Рецепты

генерала

Литмара

Тенерал-лейтенант Дитмар не руководит
операциями на фронте. Он взирает на них
издалека в качестве одного из главных
военных комментаторов немецкого тене-
рального штаба. В системе германской
пропаганды обзоры Дитмара занимают
060б0е меето. Своим авторитетом военного
специалиста фашистский генерал призвав
помогать ведомству Геббельса всякий раз,
когда гитлеровекая машина лжи дает сли-
шком очевидные перебои.
В последнее время Геббельс всё чаще
«завыпается» в тщетных усилиях скрыть
поражение германской армии и ее «вер-
ховного главнокомандующего» на советеко-
терманском фронте. Это подтверждает хотя
бы такой «перл» гитлеровской пропаган-
ды, как сообщение о мобилизации в Крас-
ную Армию «15-летних мальчиков и 60:
летних стариков». Подобная грубая фаль-
пивка понадобилась гитаеровцам преж-
де всего для того, чтобы подбодрить
свой тыл и облегчить проведение намечен-
ного нового плана «прочесывания» тыла
на предмет извлечения последних людских
резервов. ‘
° В своем обзоре о ходе зимней кампании
на советско-терианеком фронте генерал
Дитмар бьет в ту же точку. Но он оие-
рирует более <вескими» аргументами.
(сылаясь на военную историю и теорию
военного искусства, Дитмар пытается 0б0-
сновать необхолимость перехода гитлеров-
ской Германии к высшему этапу «тоталь-
ной» мобилизации тыла.

„По словам. Дитмара, «теперь не прихо-
дитея сомневаться в Тазмерах советского
наступления», имеющего своей целью «вы-
рвать из рук немецких войск завоеванные
ими территории в результате германского
продвижения от Донца до Кавказа и до
Золги». «Соответственно этому, — продол-
жает Дитхар,— атаки советских войск явля-
тся тораздо более концентрированными,
чех в прошлом году. Ожесточенные бои в
излучине Дона и на Вавказе продолжают-
ся и конца им не видно. Эдесь мы имеем
дело с крупнейшим наступлением советских
войск, осуществленных благодаря сосредо-
‚точению сил и использованию огромных
людских резервов».

В лрутой части своего обзора Дитмар
заявил, что в этом году, как и в нрош-
лом, советское командование удачно вы-
брало момент для пастулаения, когда не-
менкне войска находилиеь в состоянии
упадка после морального и физического
напряжения, которого потребовали летние
бои. Пытаясь об’яенить успехи советского
наступления на Дону, Дитмар утверждал,
будто в пространстве между Доном и Вол-
той терманские войска «не успели» 003-
дать лостаточно прочную оборону. Но
главное значение, по мнению Дитмала,
имеет численный перевес Красной Армии
над силами, находящимися сейчас в рас-
поряжении терманского командования. К
этому тезису он возвращался неоднократ-

но. «Даже Фридрих П, — сказал Дит-
мар, — мастер борьбы co значительно
уревосходящими силами противника, — в

своих трактатах подчеркивал, что слишком
неравные силы препятствуют победе са-
мых усердных войск».

В заключение Дитмар указал, что сей-
чае необходимо использовать «все пригод-
ные к военной службе возрастные контин-
тенты, которые по тем или иным причи-
нах были оставлены в тылу».

Истощение людских резервов Германии
заставляет гитлеровского военного обозре-
вателя немного приоткрыть завесу над по-
ложеннем германской армин нынешней зи-
мой. Но Дитмар умолчал 06 очень многом.
‚Прежде всего он скрыл, что 22 немецких
дивизии окружены под Сталинградом плот-
ным кольцом, что немцы понесли крупные
территориальные потери на Дону, на Се-
верном Кавказе и на Центральном фронте.

Дитхар лишь в самой общей форме зая-
вил, что в ряде пунктов «немецкие войска
отошли на новые оборонительные рубежи».

Фашистский генерал ни словом не 0б-
молвился о первопричине всех нынешних
неудач и бед германской армии — о стра-
тегии ее «верховного главнокомандующе-
го». Именно Гитлер, вопреки советам сво-
его генерального штаба,
войсками явно неосуществимые цели, что
привело к распылению сил, к проигрышу
битвы за Сталинград и к отетуплению на
Дону и на Кавказе.

Умолчания и увертки Дитмара не менее
краеноречивы, чем его вынужденные при-
знания. Они свидетельствуют 0 замеша-
тельстве среди предетавителей германских
военных кругов перед лицом факта пора-
жения гитлеровской стратегии на советско-
германеком фронте.

Рецепт генерала Дитмара прост: чтобы
спасти положение, исправить ошибки и
просчеты Гитлера, немецкий народ должен
поставить на карту веё свое будущее,
«Наступило время стопроцентного исполь-
зования налней народной силы, — заявил
Дитмар. — Предетоят значительные ограни-
чения тыловой жизни. Нужно понять, что
впредь нам придется мириться с еще боль-
шими ограничениями», +

Генералу Дитмару вторит Геббельс:
«Так как нельзя уменьшить бремя, которое.
несет действующая армия, нужно увели-
чить бремя населения в тылу», — пишет
Геббельс в статье «Тотальная война», опуб-
ликованной в еженедельнике «Дас рейх».
А три недели назад, перед рождеством, тот
же Геббельс в том же еженедельнике пи-
cad, что война произвела «широкий про-
рыв в немецком народе; есть семьи, где
исчезло всё мужекое поколение и где роду
грозит гибель».

Проводя в своех тылу тотальную моби-
лизацию дая укрепления фронта, гитлеров-
цы требуют аналогичных мер. от евоих
сотзников. Выступление генерала Дитмара
было приурочено к моменту, когда в гит-
леровской ставке находился правитель
Румынии Антонеску и когда предетави-
тели германского командования вели пере-
товоры в Берлине с прибывшими туда вен-
терских и болгарским военными министра-
ми. «Улержаться!» «Продержальея!» «Вы-
держать!» С этими лозунгами по рэцепту
терманекого командования обращаются к
массам и гитлеровекие вассалы.

Многочисленные каблюдатели в ней-
тральных странах, комментируя выступле-
ние Дитиара, отмечают усиливающуюся
сумятицу в гитлеровском лагере. «Ни го-
сударственные деятели, ни публицисты, —
пишет шведская газета «Дагене нюхетер»,
—- больше не удивляются, когда товорят,
что судьба держав оси решается на русекох
фронте в том смыеле, что для них уже
наступило начало конца. Даже немецкие
обозреватели вынуждены признать  BCIO
трудноеть борьбы против России: Можно
ли победить этого противника? Такой во-
прое был поставлен в германском гене-
ральном штабе еще во время первой ми-
ровой войны, когда этот штаб находился
примерно в таком же положении, в каком
ныне находится штаб Гитлера. Начальник
штаба  гонорал  Фалькенгайн заявил в
1915 г., что он даже «но стремится в
решающей схватке с восточным колоссом».
Теперь, заплатив за это значительно до-
роже, чем Фалькенгайн, Гитлер пришел к
такому же выводу — к необходимости
удовлетвориться оборонительной стратегией
на Востоке и избегать решающей схватки».

Новые планы гитлеровского генштаба о

тотальной мобилизации тыла, изложенные
тенералом Дитмаром, свидетельствуют 00

одном: об ослаблении сид Германии перед  ТЫи

растущим напором Враеной Армии.
К. ГОФМАН.

Константин ПАУСТОВСКИЙ

Спор в

Спор начался около Барнаула, когда
поезд медленно проходил, громыхая на сты-
ках, по мосту через 0бь. Пассажиры бро-
сились к окнам, чтобы посмотреть на вели-
кую сибирскую реку, но ничего не увидели,
хроме мокрого снега. Ветер нес его белым
дымом и только внизу, у самых устоев
оста, можно было увидеть свинцовую воду.
-От нее подымался холодный Tap.

Боец © костылем отвернулея от окна,
сплюнул, скрутил цыгарку и сказал с до-
садой:

— Ну и климат у вас в Сибири. Второй

день велит снег с дождем, — будь он
проклят!

— Гляди, какой самокритик! — пробор-
мотал высокий небритый боец. — Сибирь

ему не с руки. Богаче Сибири нету стра-
ны на земле. Я, бывало, еду через лес к
себе на кордон, так у меня на колесах
одной давленой ягоды на два пальца на-
липнет.

— Какой ягоды? — спросила любопыт-
ная девочка с двумя косичками.

— Известно какой —— земляники.
— Эх, ты, чвадон, — вздохнул боец с
„костылем. — Пожил бы у нас под Вла-

димиром, тогда бы иначе запел.

-— Каждая курица, милые, свой насест
хвалит, — сказала, старуха в огромных вален-
нах. — По мне лучше Алтая нет земли
ни в каких госуларствах. Алтайские кони—
огонь! У кого сердце слабое, тот на них

‚ездить не смеет. Q

Спор разгоралея. Ганеные бойцы, ехав-
шие в недолгий отпуск, и пассажиры пача-
ли наперебой хвалить свои родные места,
и удивительно было то, что каждый из них
был прав. Молчал только боец-казах © ру-
ROH на перевязи. Сначала он застенчиво
улыбался, потом накаонилея ко мне и ска-
зал шопотох:

На родину еду!
Я взглянул на него, он засмеялся
вторил так же тихо:
— В Джаркент, на родину еду. На ме-
вяц. Одни люди говорят, — твоя страна—
пустыня. Другие говорят, — твоя страна,

и по-

вагоне

Исмаил, засохла Ат солнца, в ней
падает с неба. АИ, мало знают
моя страша большая, как море,

Он помолчал.

дождь не
люли! А
товарищ.

— Казах едет верхом, поет, — снова
сказал он мне тем же таинственным шюпо-
том. — Его не видно в степи, так далеко

он от тебя едет, а голос его слышно сов-
сем здесь, рядом. Как думаешь — почему?
Потому что нигде нет такого чистого воз-
духа, как в Казехстане. Много воздуха.
Песня летит далеко, никто ей не перебе-
тает дорогу. Песня любит мою страну.

РАСНАЯ ЗВЕЗДА

РЕЧЬ АНГЛИЙСКОГО MOPCKOTO
МИНИСТРА АЛЕКСАНДЕРА

ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС), Как пе-
редает агентетво Рейтер, английский мор-
ской министр Александер выступил в Шон-
доне ¢ речью, в которой заявил, что мор-
ская мощь Англии в настоящее время зна-
чительно возросла по сравнению с довоен-
ным временем, хотя корабли, потерянные
Англией в течение нынешней войны, мог-
ли бы составить большой флот. Это укреп-

поставил перел ление моши флота достигнуто, несмотря на

то, что на верфях занято по крайней мере
на 100 тыс. рабочих меньше, чем во вре-
мя прошлой войны.

Александер заявил, что, хотя Англия по-
теряла много авианосцев, сейчас она имеет
больше кораблей этого типа, чем до вой-
ны. Построены также тысячи специальных
десантных судов, причем некоторые из них
являются крупными судами, применимьюей
для выполнения других задач. Среди строя-
щихея судов велик удельный вес быстро-
ходных судов. .

Касаясь морской авиации, Александер за-
явил, что некоторые типы самолетов, ко-
торыми она располагает, безусловно, сле-
дует заменить лучшими, чо то, что доетиг-
нуто старыми и нескоростными, но, одна-
ко, хорошими машинами, выше всяких ун-
реков. Нужно, сказал Александер, приао-
жить все усилия для того, чтобы морская
авиация была оснащена наиболее современ-
ными самолетами.

Алекеандер заявил в заключение, что
военное положение союзников в настоящее
время значительно улучшилось. «Мы ви-
дИМ, — сказал он, — как Гитлер выну-
жден всё больше напрягать свои силы. Кон-
чилея период победоносных маршей. Мы
должны стремиться к тому, чтобы усилить
это напряжение всеми возможными ©1поео-
бами»,

’ ПРОГРАММА КАНАДЫ В

ОБЛАСТИ АВИАЦИИ

ОТТАВА, 15 января. (ТАСС). Министр
авиации Канады Пауэр, выступая в. Ванад-
ском клубе в Торонто, изложил программу
Калады в области авиации на 1943 г.
Программа  едусматривает дальнейшее
улутииение противовоздушной обороны стра-
ны, развитие и усовершенствование мето-
дов подготовки летчиков и ускорение от-
правки обученных летных кадров за гра-
ницу. Болышое место в программе уделено
раклнирению производства на каналеких
предприятиях бомбардирювщихов «Моски-
TO» H «Ланкастер».

Пауэр заявит далее, что выполнение
нынеиней программы подготовки летчиков
должно быть завершено к концу 1945 г.
и обойдется в полтора миллиарда долларов.
Канада в настоящее время писет 10 тыс.
учебных самолетов против 6 тыс. в- при-
лм году. В дальнейшем потребноети в
учебных самолетах будут почти целиком
покрываться канадеким производетвом.

военного снабжения Канады Хау, касаясь
достижений канадокого авиационного про-
изводетва в 1942 году, а также производ-
ственных плачюв на 1943 год, заявил, что
с июня 1940 года, по 12 января текущего
года, в Канаде построено 6.500 самолетов.
5.000 мз этих самолетов остались в стра-
не в качестве учебных машин. Хау пере-
числия 9 типов самолетов, принятых к
производству в 1943 году: «Москато»,
«Чалкастер», пакирующие бомбардировщи-
хи ‹«Вэртис», летающие лодки «Катази-
на», а тащже учебные самолеты — одно-
моторные  модернизированные самолеты,
«Харвард», «Фейрчайлд», «Корнэлл» и не-
давно пущенный в производетво двухмо-
торный самолет «Нанадиен Энсон». Девя-

й тип самолетов — одномоторный тране-
портный самолет «Нурлан Норемэн». Хау
далее заявил, что каждый четвертый Ooc-
вой салголет будет отправляться за. границу.

eee

SCRE an ee

— Тургаи, — сказал мне Исмаит, —
жаворонки.

Боец с костылем притих, все время
стоял у окна, смотрел на полынные про-
сторы, что-то думал. А Исмаил в6ё чаще
уходил на площадку, садился на ступень-
ки вагона и пел, покачиваясь и улыбаясь.
Сквозь грохот колес и лязг буферов эта
песня доносилась и к нам в вагон, и тогда
боец © костылем вздыхал и. говорил:

— Поет казах, ветречает свою земаю.
А чего он поет, вы не знаете? Жалко. Я
тоже ихнего языка не разбираю. Надо ду-
мать, он вроде как здоровается ео степью
и говорит: «Вот, мол, поветречалиеь мы
снова, и ты меня принимай, как сына, по-
тому что и я за тебя пролил на переднем
краю несколько крови».

Где-то за Акжалом поезд лолго стоял на
раз’езде. Бойцы вышли размять ноги, лег-

Боец-казах был прав. Не оттого ли так ли у полотна на жесткую траву, слушали,

любят петь казахи, что
как бы стеклянный воздух этих пространств
придает особую звонкость человеческому
голосу. Немногие народы стоят так близ-
ко, как казахи, лицом к лицу с деветвен-
ной и величавой природой. Этим об’ясняет-
ся склонность казахов к поэзии. Недаром
казахский поэт Чокан Валиханов писал,
что «постоянное созерцание природы —
всегда открытого звездного неба и беспре-
дельных зеленых степей — было причиной
поэтического и умозрительного расположе-
ния духа степных народов».

Боец с костылем услышал слова Исмаи-
ла о песне и сказал:

— Отчего же песне не лететь далеко,
браток, ежели в твоей стране одна пусто-
та. Пожил бы ты у нае под Владимиром,
послушал бы шум ‚ лесной, знал бы, что
такое называется рай.

Исмаил улыбнулея и промолчал.

После (Семипалатинска за пологом низ-
ких туч вдруг заблистало чистое, яркое не-
60, и поезд сразу вошел в’ иную страну.
Сибирь как будто отрезало. Сухая земля,
прогретая солнцем, лежала вокруг. На
остановках ветер звенел в высокой будто
окаменевшей траве, и на горизонте стояли
желтые невысокие горы. Сарычи кружи-
лиеь над степью и в прохладном, целебном
воздухе перекликалиеь какие-то  невиди-
мые птицы. Должно быть, они были так
малы, что их нельзя было заметить среди
густой синевы.

АЛРЕС, РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12 ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб, 33. Бюро жалоб подписной конторы — К-4-00-70 доб. 31

Г 113013.

прозрачный,   Как дышит в тишине пустыни паровоз. Не-

вдалеке подымались из земли серые скалы.
Они казались вершинами гор, пробившими
толшу земли и лишь немного поднявиигуи-
ся над равниной. По скалам бродили чер-
ные овцы. В овечьей шерети было много
седины, но потом, когда овцы. подошли Е
поезду, то оказалось, что это ве седина, а
серебряная пыльца полыни, густо  уеы-
павшая шерсть. :
Вместе с-овцами подошел и пастух —
старый казах в меховой шапке с’ наушни-
ками,  свисавшими до пояеа, и желтыми
смеющимися глазами. Он постоял около
бойцов, посмотрел на них, потом вынул из-
под кафтана сыр, завернутый в линялый
ситцевый платок, подул на сыр и молча
протянул бойцам, Бойцы взяли сыр, чтобы
не обижать старика, п в ответ утоетили
его табаком. Синий табачный дым улетал
в небо, где не было ни одного облачка и

` только сверкало огромное белое солнце —

солние здешней зимы.

—= 9х. — сказал 06064 с костылем и
хлопнул Исмаила по плечу, — жить здесь
просторно. Жить мне здесь хочется, пони-
маешь. Кончится. война, приеду сюда, сле-
зу на этом раз’езле со своей торбой и пой-
ду далеко, — боец показал на юг, — по-
камест ‘не дойду до воды. Есть там вода?
Есть, — ответил Исмаил. — Ала-

Озеро, камьиши, птицы много. Как

Куль.

Действия французских войск в
Северной Африке

ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Дейли телеграф энд Мор-
нинг пост» сообщает, что войска генерала
Леклерка окончательно сломили итальян-
cxoe сопротивление в Фессане (Южная Ли-
вия). Итальянские части в оазисе Вуфра
(Юго-Восточная Ливия), видимо, отрезаны
OT основных сил держав оси в Триполита-
нии, и в их распоряжении оствется лишь
одна опасная дорога, проходящая в пу-
стыне через оазис Софра на северо-запад.
Передовые ударные части генерале Леклер-
ка продвинулись через позиции итальянцев
в Южной Ливии и в настоящее время yrpo-
жают итальянеким постам”и укреплениям,
расположенным вдоль западной границы
Триполитании. Как сообщают, войска Лек-
лерка ветупили в сражение с итальянцами
в районе Гадамеса в 40 км. от алжирской
границы, а французский «верблюжий кор-
пу», который входит в состав сил гене-
рала Жиро, продвинувшись на территорию,
занятую итальянцами, захватил важные
стратегические пункты. Продвижение фран-
цузских вонек с запада и юга происходит
настолько быстро, что авангард генерала
еклерка находител сейчас не больие чех
в 480 км. от Триполи.

Штаб французских войск под командо-

ЛИНИЯ ФРОНТА ВОЙСК

ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). Как пе-
релает атентетво Рейтер, последние с00б-
щения из Туниса далт возможность не-
сколько более точно определить ‘линию
фронта в Тунисе. Английсжие, американ-
ские и французокие войска в настоящее

Bee
ene
< Келивья== <=!

SHES

Ц

КАЙРУАН
3 Свейтлд ee =

ADEDUAHA : САдивиЗид

удерживают позиции.
растюложенные ло линии протяжением око-

время, повидимому,

лю 130 миль, идущей с ссвера на юг,
приблизительно в 40—50 милях парал-
лечьно восточному побережью Туниса. От

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛА ДЕ ГОЛЛЯ

редает агентство АФИ, предеедалель На-
ционального комитета Сражающейся Фран-
ции генерал де Голль выступил по радио
6 речью, в которой заявил, что француз-
ские „войска под командованием генерала
Теклерка, вышедшие из района озера Чад.
в течение одного месяца заняли в Южной
Ливии провинцию Фессан. Де Голль отме-

ПОТОПЛЕНИЕ ШВЕДСКОГО ТЕПЛОХОДА
ГЕРМАНСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ

СТОКГОЛЬМ, 15 января. (ТАСС). Как
сообщает пивелекая газета «Свенска дах-
бладет», шведекий теплоход «Брателанд»,
построенный в 1937 телу, был торледвро-
ван вблизи берегов Гвианы и затонул.

— Пустота пустоте рознь, — смущен-
но пробормотал боец с костылем. — Про-
стору тут много, вольности, дыхания!

Я смотрел на странные скалы и вспоми-
нал открытие академика Ферсмана. On
установил, что почти вся поверхность Ка-
захетана занята размытыми и засыпанны-
ми песком горными хребтами. Эти подзем-

ные хребты тянутся огромными дугами от .

Урала до Тянь-Шаня и Алтая. Они богаты
медью, цинком, свинцом, серебром, золотом,
одовом. Значит, здесь под этой пустынной
землей, заромней полынью и чием, похоро-
нены исполинекие горы и залежи драго-
ценных металлов.

- Прав был Исмаил, — Казахстан велик,
как море, и неисчерпаемо богат. Если до
войны богатства Казахстана добывались из
земных недр по точному плану и наравне с
этих быстро  раснветала  Казахекая ре-
спублика, то война довела использование
богатств Вазахстана до неслыханной бы-
строты и размаха.

Достаточно только перечислить эти

богатства, чтобы понять мощь этой стра-

ны и величину той помощи, какую она
оказывает фронту. f

Медные рудники и заводы на берегу
Балхаша и в далеком Джезказгане, свинец
в сухих горах Ачи-Сая, вблизи древнего го-
рода Туркестана, Никель около Актюбинека
и Мугоджарских гор, железные руды в Кар-
ваклае (открытые знаменитым геологом
Сатнаевым), марганец не полуострове Ман-
гышлак, нефть на Эубе, где вышки стоят в
розовой воде соляных озер, уголь в Нара-
ганде, фосфориты в Прикаспийской пусты-
He, сурьма. в Тургае, редкие металлы и 30-
лото на Алтае...

На станции Лепеа песок намело кучами
к стенам станционных зданий. У входа в
буфет стоял на перроне мохнатый двугор-
бый верблюд и надменно смотрел на бой-
цов, бежавших с чайниками к кубу с ки-
гятком. Вдали между песками и небом про-
тявулаеь полоса лакированной, нестерпимо
яркой синевы. Это было озеро Балхаш —
одною из озер-морей Казахстана. Солн-
це салилось за барханами, и пески горели
теплым сумрачным блеском, Зажглиеь ог-
чи семафора, и тотчас в небе запылали со-
звездья. Они дрожали, шевелилиеь в небе,

подует ветер, несет по воде к берегу це- и блеск их с каждой минутой становилея
Able горы птичьего пуха. А ты говорил, —  всё ярче. Казалось, что звезды прибаижа-

не земля, пустота.

ются к земле. р

16 января 1943 г. суббота, -№ 13 (5384),

4 K eR

ванием генерала Леклерка передает, FTO

французские войска во время операций В
Южной Триполитании взяли свыше 700

пленных, 40 орудий, 18 танков, большое
количество грузовиков и много другого во-
оружения.

ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). Штаб
союзных сил в Северной Африке ‚ 60-
общает, что французские войска; денет-
вующие в Тунисе, выбили неприятельские
части из пункта Бу-Дабуе (к северо-за-
паду от Кайруана), который был окружен
12 января. В результате этой операции
фганцузы нанесли значительные потери
противнику и взяли пленных. Захвачено
также несколько высот к северу от Бу-
Дабуса. _ с

НЬЮ-ЙОРК, 14 января. (ТАСС). В co-
общении штаба союзников в Северной Аф-
Рикс говорится, что французекие войска в
Тунисе захватили две стратегические вы-
соты к северо-западу от Кайруана.

ЛОНДОН, 14 января. (ТАСС). Из штаба

СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННЫХ
КОРАБЛЕЙ В США

НЬЮ-ЙОРК, 15 января. (ТАСС). Воет.
пый обозреватель  тазеты «Нью-Йорк
тайме» Болдуин пишет, что строительство
военных вораблей в США перекрывает 3.
риканские потери в морских сражениях,
США потеряли 4 из 7 авианосцев, кото.
рыё они имели в момент ветупления в вой.
ну. Но строительство новых кораблей эт-
ro класса намного увеличит их количество
по сравнению с довоенным временем. В
июле прошлого года был спущен на воду
авианосец «Эссекс» водоизмещением в 25
тыс. тонн © мощным вооружением и тя-
желой броней. В сентябре был спущен
волу авианосец «Лексингтон», & в 2-
кабре — авианосец «Банкерхилл». Пола.
гают, что в этом году будет закончена по-
стройка 8 авианосцев класса «Банке]-
хилл», заказанных в 1940 тоду. Кроме
того, в ближайшее время вотупят в строй
3 авианосца, которые начали строиться
как крейсеры. Переоборудуется в авид-
носцы большое количество торговых судов

й танкеров.

США успешно возмещают новым строн-

союзных сил в Северной Африке передают,   тельством свои потери в крейсерах. Пред-

что сейчас установлена прямая связь ме-
жду штаб-квартирой
французскими войсками под командованием
генерала Леклерка, продвигающимиея из
Южной Ливии.

СОЮЗНИКОВ В ТУНИСЕ

полагают, что в этом году вступят в строй

тонерала Жиро и  первые крейсеры класса «Балтимора» во-

доизмещениех в, 13 тыс. тонн, вооружен»

ные 8-дюймовыми орудиями. В 1942 году

было спущено на воду несколько крейсе-

ров класса «Иливленд» водоизмещением в
10 тыс. тонн, вооруженные 6-дюймовыит,
орудиями. Скоростное строительство эсмин.
цев также значительно комиенсирует WoTe-

алжирской границы и до Бизерты фазера- ри военно-морского ‘флота США по этому

ничительная линия между позициями с0юз-
пиков и зоной противника идет от север-
ного побережья Туниса и на полпути пе-
ресежает железнодорожную магистраль при-
мерно в 15 мтях к западу ‘от Матера.
Таким образом, противник еще удерживает
несколько квадратных миль горного райо-
на, прикрывающего выход к восточной
разнине. Затемх линия фронта, идет на юг
через Хайлус и обходит Меджез-эль-Баб в
нескольких милях восточнее этого пункта.
Затем она поворачивает прямо на юг’ до
Губеллата, и Де-Бу-Арадь по железной до-
роге, ведущей в глубь территории на юго-
запал от Туниса. После этого линия фрон-
та снова поворачивает ка юто-восток-

Следующим  упоминавшииюя в сообще-
ниях пунктом является горный проход у
Карачума, о захвале которого французеки-
ми войсками сообщалось 12 января. Этот
проход расположен в 28 милях к северо-
западу от Кайруана и приблизительно в 35
милях от восточного побережья Туниса.
Здесь линия опять несколько отклоняется
к западу, тах как следующим пунктом во
французском секторе является Пишон, рас-
положенный в 24 милях к замаду от Вай-
руана. Далее линия фронта проходит в не-
скольких милях юго-восточнее по желез-
ной дороге, огибающей Фондук в 20 милях
от Кайруана и в 70 милях к северо-запа-
ду от Сфажса.

тил героизм французеких солдат и офице-
ров, которым пришлось преодолеть боль-
шое расстояние но песчаной н каменистой
пустыне в самых трудных клихатических
условиях. Победа, одержанная войскамя
генерала Шеклерка, заявил де Голль, пока-
зала врагу, как снова разгорается пламя
освободительной борьбы Франции, борьбы.
в которой участвуют миллиовы французов.

Экипак сплахен и находится в одной бра-
зильской гавани. Согласно сообщению Скан-
линавекого телеграфного бюро из Беолина,
теплоход был потопаен немещкой подводной
лодкой.

Soa areata ne

статье,
Йорк тайме»,
Джонс пишет, что в текущем году США
предполагают значительно раеширить 110-
грамму производства вооружения. По cao-

раблей —

тилу кораблей.

ПРОИЗВОДСТВО

ВООРУЖЕНИЙ В США

НЬЮ-ЙОРК, 15 января. (ТАСС). В
опубликованной в газете «Нью-
министр торговли CITA

вам Джонса, в 1943 году ОША произве-
дут самолетов больше, чем имели Bee
воюющие страны в конце 1941 года, ко-

it большие, чем имели США до на-
чала  яноно-американской войны. США
удвоят существующее ныне количество
танков и «усилят огневую мощь американ-
ской артиллерии настолько, что она будет
превышать огневую мощь артиллерии дер-
жав оси вместе взятых». Джоне призы-
вает в своей статье американский народ
увеличить свои военные усилия и быть
тотовым к дальнейшим жертвам BO имя
победы.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 15 января. (ТАСС). В коммю-
нике штаба об’единенного командования во-
оруженными силами союзников в 1г0-3а-
палной части Тихого океана сообщается,
что на Новой Гвинее в районе Санананла
войска, союзников медленно сжимают коль
цо вокруг остатков японского гарнизона.
Бомбардировочная и штурмовая авиация
союзников совершила надеты на Маданг,
гавань Финша. Дае и Саламауа (на Новой
Гвинее). Бомбарлировке подверглись так-
же Гасмата (Новая Бритавия) и Фуилоро
(Португальский Тимор).

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА

По данным китайского командования, в
южной части провинции Хэнань китайские
войска атаковали город Синьян. Японцы
оказали сильное сопротивление. Разверну-
лись уличные бой. Катайекие войска пере
резали все линни коммуникаций между го-
родом и его оврестностями. В западной че-
сти провинции Юньнань японцы атаковали
Менман. Bon продолжаются. (ТАСС).

ЕЕ een СЫ

Исмаил стоял на площадке. Я вышел стям перед восстанием, — всюду нас при-
покурить, и Исмаил сказал мне, улыфбаясь: тесняют безвинно, мучают побоями, свое-
— У нас ночью очень светло от звезд.  Вольно отнимают у нас соботвенноеть на-

Дорогу в степи видно, тушканчиков видно.   ШУ.

ушканчик ночью выходит на дорогу, иг-
рает в пыли.

— Ты часто вепоминал . родину на
фронте, Исмаил? — спросил я ег9.
— Каждый день; — ответил он.
Как можно не звопоминать! Иначе драться
нельзя.

Поезд мчалея в неясную даль, где пы-
лали, переливались, падали звезды. И
вспомнил зимнюю MOUD в горах Ала-Тау
охоло Алма-Ата. В лесах из дикой яблони

шумела в снегу горная река, снег слетал   по
белыми светящимися нитями ‘с тяньшань-   7

ских елей, и то тут, то там над вершина-
ми возникали голубые яркие зарева, — то
были зарева от звезд, закрытых верши-
надги.

— МШначе драться нельзя, — тихо по-
вторил Исмаил. — Мой отец был нищий,
собирал сухой верблюжий помет для хо-
зяина, делал кизяк, а я научилея читать
умные книги — я читал Абая и Пушкина,
я знаю, как работает мотор и как земля
ходит около солнца. Отец был нищий,
я — сержант, а моя сестра — артистка
в Алма-Ата. Мой отец веегда говорил, —
расцветет наша земля, как степь весной,
будет богат наш дом и вечером нехватит
огия, чтобы показать его нашим дорогим
гостям.

Немапл помолчал.

— Наши деды дрались за счастье и за
справедливость и велели драться за это и
нам. Мой‘ дед знал самого Исатая Таймано-
ва, был у него в отряде, видел, как Иеа-
тай плюнул на горячую бомбу ин она не
взорвалась, потухла. Мало осталось живых,
кто помнит восстание Исатая, а ‘дед его
помнил хорошо. Исатай дрался 3a то, что-
бы султаны не грабили нищих. Его убили,
но он не выпустил из руки свою саблю.

смутно знал о восстании Тайманова,
случившемся в начале девятнадцатого ве-
ка. У восставших было два вождя, ABA
друга — Тайманов и акын Мухамбед Уте-
мисов. После ветречи с Иемаилом л нашел
старые архивные материалы 65 этом вос-
стании и прочел их. _

Это было смелее и упорное дело, вое-
стание во имя счастья бедняков. «Сул-
Taub и Gan, — писал Исатай русским вла-

Типография центрального органа Народного комиссарната обороны СССР «Красная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

,

_   одной из них Исатай погиб.

Заступников У нас нет».
Исатай поднял кочевников-ордынцев и
пошел на`ставку султана, Букеевской орды
около Гурьева.

Были жаркие бон, жестокие схватки, и в
у Он дрался
смертельно раненый, стреляя из лука и
отбиваясь шаликой от наседавших врагов,
Даже враги склонили головы перед телох
народного трибуна и храбреца и записали
в своих воспоминаниях: