20 января 1943 г., среда. № 16 (5387).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.

Как была прорвене ‘блоксиа
Ленинграда =

(От специальных корреспондентов „Красной звезды“)

Шеетналцаль месяцев  непоколебимым
утесон стоял великий город Ленина, от-
бизаяеь от свирепых атак, артиллерийских
ударов, зверских бомбежек. Враг делал
все возможное, чтобы сначала штуриом, 8
после неудачи штурма, варварекой блока-
лой поставить на колени Ленинград. Слав-
ный город долгие месяцы жил под огнем.
стойко переносил голод и холод и. нако-
ен, дождажя светлого дня — прорыва
фаптистекой блокады частью‘ еил Ченин-
гралекого и Волховского фронтов.

После тшалельной подготовки к соглаео-
Ванному удару 10 оборонительной системе
врага 12 января на рассвете загремела с
хвух сторон мощная артиллерийская кано-
нала. Началась решающая битва. Надо
было преодолеть прочную, долговременную
тюлюсу укреплений, возведенных немцами.
Наших войскам преграждали путь густые
проволочные заграждения, сплошные мин-
ные поля, высокие валы, несколько линий
лотов и дзоетов. Не ничто не смогло устоять
перед натиском наших бойцов,  стремив-
ииихся освободить Ленинграл от блокады.

Цервый удар, нанесенный врагу, был
чрезвычайно силен. Цосяе двухчасовой ap-
тизлерийсквой и авиационной подготевки В
il часов 15 минут при поддержке огня
артиллерии двинулась вперед советская пе-
хота. Фронт был прорван в лвух местах.
На ожнох участке ширина прорыва была
5 километров, на соседнем — 8 километ-
рев. Позднее оба участка прорыва соеди-
нались. Закннела берьба вокруг основных
опорных пунктов противника.

Немпы возлагали болыние надежды нА
рощу «Еруглую» —— важный узел обороны
на главной коммуникации.  Отсюла они
флантовым огнем пренятствевали действя-
ям наших войск в районе рабочего посел-
ка № 8. Роща быдла обнесена  дерево-

dump падение ряда крупных очагов со-
противаения нарушило эту взаимосвязь и
ослабило систему немецкой обороны. Нем-
цы все же пытались удержаться в уцелев-
ших опорных пунктах. Особенно острой
была борьба за рабочий поселек № 5. С9
стороны Невы к нему всё ближе подходи-
9 части Ленинградекего фронта, но пока
он был в руках немцев, соединение с вол-
ховцами было невозхожно. Гарнизон этого
узле ‘сопротивления, обильно насыщенный
огневыхи средствами, получал всё время
подкрепления. Сюда были переброшены ча-
сти 61-й и 9$-Н немецкьх пехотных диви-
зий, 5-й горно-стрелковой дивизии.

Даже на фоне упорных боев, которые
шли повеюду, борьбы за рабочий поселок
№ 5 выделяется исхлючительной ожесто-
ченностью. Дважды бойцы нашей части
врывалиеь в поселок, но не могли там
закрепиться. Десятки орудий били прямой
каводкой по этому пункту, чае за часом
расшатьвая оборону врага и уничтожая
его живую силу. Наконец, „удалось изоли-
резать гарнизон посёлка от других немен-
EEX частей. Натиск наших бойцов усилен
ся. Обескровленный гарнизон больше дер-
жалься не мег, хотя немны знали, что
пвдение поселка означает проигрыши битвы
Ha веем участке. Чтобы понять, насколько
оэжесточенна была борьба на этем участке,
достаточно представить себе, что немцы
потеряли здесь убитыми и ранеными
свыше десятка тысяч солдат и офицеров.
Буквально по вражеским трупам шли ка-
ши бойцы вперед.

Вокруг гремели выстрелы, воздух был
налоен дыханием жестокого бая. И вдруг
в 1п0р0ховох дыму бойцы Волховского
фронта увидели бегущие навстречу фигуры
в родных серых шинелях. Это были co-
ветекие воины с Невы. Еще минута, п

земляных валом толщиной до двух метров.   СКРестились  об’ятия. 16 месяцев те п
Отних только пулеметных  дзотев  здееь другие ждали этой светлой, желанной
насчитывалось 45. Танкодоступные  про- МИНУТЫ.

етранетва противник покрыл плотным
кольцом минных полей. 0Оборонят этот
опорный пункт один пехотный полк пю-
THBHARA.

Наши артиллериетьь под командованием
тов. Соколова, действовали здесь столь
устешино, что совершенно  хеморализовали
немецкий гарнизон. Пленные немцы ©
ужасон воломинают эти минуты.  Унтег-
офицер Аутуст Бауст говорит: «Это был
сущий ад. Из нашей роты  осталеь в
живых только 13 человек». Цасле артил-
лерийского удара советские пехотинцы

Ленинградец старший лейтенант Иван
вич  Братенко, первым  обнявший
волховцев, рассказывает: :
— Мы шли вхоль насыпи. Мы еще не

леко. Наше подразделение выбивало нем-
цез из леска. Немцы побежали назад.
Вдруг слева, тю ту сторону насыпи, сов-
сем близко, мы увидели своих. нас
тоже сразу заметили, и мы узнали друг
друга. Мы упали друг другу в об’ятня, и
ралости налней не было конца. Rpyrex
гремели возгаасы: «Да злраветвуют  род-

сразу ворвались в траншеи врага. Кое- ные волховцы!», «Да здравствуют наши
Tye грушшы немецких автохалчиков,  вы- братъя-ленингралцы!», «Да здравствует

нырнув из глубоких укрытий и заняв по-
зипии в разрущенных дзотах, пытались

Сталин!». Но времени было мало. чтобы
праздновать эту ветречу. Мы немедленно
оказать сопротивление, но наши штурмо- повернуаи на юг, чтобы тнать врага
вые группы Oper окружали и уничто-  дальше...
жали их. В бою за этот важный опорный  Вскоре после этой встречи стало невс-
пункт противника отличились подразделе- стно, что наши части заняжи  Шлисегль-
ния, которыми командует тов. Поляков.  бург, выбили немпев из рабочих поселков
Немецкий пехотный полк был тюлностью  №№ 9 и 3. В районе рабочего поселка
разгромлен, ‘уцелевшие 50- солдат ин офи-  № 3 наши лыжники нанесли противнику
церов взяты. в плен. удар с тыла, и вокоре здесь тоже произо-
Налии частл двинулись дальше. Больба шле волнующая встреча бойцов Воахов-
принихала всё более ожесточенный харак- ского и Ленинградского фронтов. Не было
тер, немцы обороняли буквально к@ж-  свободной секунды, еще шел бой, но люди
дый метр земли. Нални люди, не зная не могли удержаться от радостных 0б’я-
страха в борьбе, шли вперед. Раненые ка- тий, поцелуев, поздравлений.
тегорически отказывалиеь уходить © поля 18 января — белыной день в историч

боя. Сержант Айдин был ранен, истекал  нашей борьбы против фапистекой  Герма-
кровью. Перевязав code Dany, он 100023! yay, Прорыв блокады  Фенинграда, под

дальше и был ранен вторично. Его отира-   стенами которого немцы потеряли десятки
вили ва пунБТ медицинской помощи, Но тысяч своих войек, не только крупный
вскоре бойцы вновь увидели его в Своих  провал стратегических планов Гитлера, но
рядах, олелного, с повязками, пропитан- и его верьезнее политическое поражение.
ными кровью. Сержант ФБориз Мазаник Гитлер предупреждал евоях офицеров, на-
гранатами и пулями уничтожил в траншее   ходившихея пох Ленинградом, что блокада
семь гитлеровцев. Он тоже был серьезно   ола связана и с военным, и с политя-
ранен, HO не пошел ВА Пе ЧНЫЕЙ есть престижем германской армии. Сей-
пункт. «Я отомщу за свою кровь и дойлу f 2
xo denuurparas, — сказал Мазаник и  Час этому престижу нанесен новый ощути-
сразил еще лвух немцев, пока по был  Тельный удар,
ранен второй раз. 0 таких фактах героиз- Разгремив гитлеровцев по всему южно-
ма, стойкости, самоотверженности расека- му побережью Ладожского озера, овладев
зывают в любом батальоне, в любой роте.   [лиссельбургом, станцияхи Синявино и
Далеко не Bee опорные нункты против-  Подгорная, нални части повернули свой
ника были взяты сразу. Там, где это не  фронт на юг. Бои продолжаются. В аесах
удавалось, пыци бойцы частью сил окру- нелрерывно грехят артиллерийские орудня.
жали их и двигались дальше. Немцы! По замеразшим болотам идут танки, гремят
упорно обороняли рабочий, поселок № 8.   врага с воздуха наши штурмовики, хотя
N часть блокировала его./На третий. день! погода нелетная. Отеветы пожаров видны
рабочий поселок был очищен от врата, на горизонте. От торфяных болот, подож-
оборонявшийся ‘здесь немецкий батальон! женных снарядами, поднимаются тяжелые
полностью истроблен. Еще более длитель- клубы лыма-
вый срок сопротивлялись немцы в ©пор-  На лицах coBeTCRHX воинов улыбки.
ном пункте Липка у самого Ладожского   Сегодня в этих хмурых лесах  болышой
озера. Наша наступавшая часть  обтекла  праздник, добытый в жестоком бою. Мюди,
го и продолжала бой в глубине обороны,   только что прорвавшие немецкую блокаду,
затем Липка была взята ударом с тыла.   рвутея вперед. т
Сложноеть прорыва заключалась в Том, М. ЛЕСНОВ.
что ве опорные пункты противника М. ЧЕРНЫХ.
пиели тесную взаимную огневую срЯ3ь.  БОЛХОВСКИЙ ФРОНТ.

—

Накануне ленинских дней

Е ленинекях дням Центральный музей
И. Ленива пополняется новыми мате-
риалами. Открывается комната, где воспро-
изведен рабочий кабинет В. И. Ленина в
Кремле. Новые издания, биографии Блади-

етвенная историческая библиотека, В ae-
винские дни сотрудники Музея революции
CCCP выедут в воннекие части и госпитали
с передвижной выставкой, посвященной
жизни и деятельности В. И. Левина.

мира Ильича на узбекском, казахском, (TACC)
эетонекох и других языках народов СССР, +++

вышедшие в этом тоду, выставаяются в  _ ‘
sate eJennnnana». Deenonnpyeter oxozo 20} ЛЕНИНГРАД, 19 января. (ТАСС). К
картин советских художников, в том числе! ленинскии днях филиал музея В. И.

Ченина организует выставку, посвященную
жизни и деятельноети Владимира Ильича.

На“ 15 стендах будут показаны в фото-
графиях юношеские голы Ленина, мате-
риалы 6 его ревелюционной деятельности.

новые картины: «Совещание 22-х» хулож-
ника Малькова и «В. И. Ленин руковолит
сахарских кружком» художника Моравова.
выполненные по заказу музея.
Центральный музей В. Н. Ленина каж-

дый месяц посещают ло 10.000 человек. Ряд Материалов посвящен товарищу
З январе посещаемость увеличилась в два Сталину. . 7
Таза. Бойцы Северо-Западного фронта, не-  Слециальный  таздел выставки посвя-

Wasted отечественной войне советского
надола против немецко-фашиетских захват-
ЧИКоВ.

давно побывавшие в музее, написали В
ЕНиГе посетителей: «В каждом документе,
в Kao записке, подписанной Лениным,
видна его воля, и мы должны их сохра-
нить и свято беречь, Музей должен жить
вечно. После посещения музея мы булех
еще крепче бить врагов. Мы идем в бой
под знаменем Ленина Сталина».

В лень траурной годовщины будут от-
крыты ин другие ленинские музеи: в городе
Ульяновске, в селе Шушенском, в Уфе,
Казани, Куйбышеве, селе. Кокушкино, в Но-
доске, в ссле Адакаевка, в Болшеве под
Москвой. 5

Большую выставку книг Baaquuupa
Ильича открывают Государственная библио-
тека СОСР имени В. И. Ленина и Госуда?-

+ + *

УФА. 19 января. (ТАСС). На yray
улиц Достоевского и Крупской стоит не-
болыной домик с мезонином. В 1900 году
Владимир Ильич прожил в нем около полу-
тора месяцев. Теперь злесь музей В. И.
Ленина. За два года его посетили десятки
тысяч трудящихся. Сейчас усилился при-

к экекуреантов в музей. 3

«Учась Ha примерах из деятельностя
Влалимира Ильича, — пишут в книге 34-
писей бойцы Н-ской части, —— мы будем
бить  зарвавшегося врага до победного
конца».

вилели волховнев, но знали, что они неда-

Южнее Ладожского озера

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 19 января. ‚ (По
телеграфу от наш. корр.). Наступательные
бои советских войск в районе южнее Ла-
хожекого озера продолжаются. Части Вол-
ховского и денингралежого фронтов, дей-
ствующие в этом районе, прорвав блокаду
Ленинграда и очистив от врага, территорию,
непосредственно прилегающую к. Ладоге,
сейчас теснят немцев в южном налравле-
вии. МНротивник попрежнему оказывает
упорное сопротивление. Получая от наших
частей чувствительные удары, он несет
крупные потери. *

Вчера вечером и сегодня М часть Вол-
ховекого фронта вела бои за населенный
пункт, превращенный немцами в основной
узел сопротивления на данном участке.
Расположенный на высоте, этет населен-
ный пункт является ключом к немецкой
обороне на значительном протяжении фрюн-
та. Несмотря на яростное огневое сопро-
тивление врага, № чёсть подошла вплот-
ную к немецким позициям с севера и
востока, обошла их с запада. Стремясь во
что бы то ни стало удержать этот узел
сопротивления, немцы спешно перебрасы-
валют из глубокого тыла подкрепления на

ходитея брать с бя каждый метр земли.
При этом наши

тылу противника.

В ходе борьбы против многочисленных
вражеских укреплений большую роль иг-
рают специальные штурмовые группы.
Действуя совместно с саперами, они дви-
гаются впереди стрелковых подразделений
и смело атакуют уцелевшие огневые точ-
ки немцев. Если противник продолжает ве-
сти сильный огонь, штурмовые группы
баокируют его гнезд» и методически уни-
чтожают немцев ручными гранатами и
всей мощью пехотного оружия. Зачастую
подходы к вражеских огневым точкам
оказываются мннированными. Тогда за де-
10 принимаются саперы. Под прикрытяех
огня пулеметов они делают проходы в
минных полях, а затем штурмовые группы
вплотную сближаются с врагом и ликви-
дируют его гарнизоны. Нередко им при-
ходитея взрывать немецкие дзоты.

В последнем бою особенно отличилась
штурмовая группа под командой старшины
Поткина. Смелость, решительность, умение
вести борьбу в трудных ‘условиях помогли

помощь осажденному гарнизону. Сейчас  этой группе последовательно блокировать
здесь илут упорные бои. один за другим три немецких дзота. Хотя
_ Части Ченинградекого фронта  велут эти дзоты были разрушены нашей артил-

борьбу против другого крупного опорного
пункта, который немцы создали в двух
прилегающих друг к другу селениях, На
этом участке бои также носят ожесточен-
ный характер.

Враг прилагает все усилия, чтобы за-
держать продвижение налпих войск и He
похпустить их к важнейших  об’ектам в
глубине обороны. Совотеким воинам прл-

лерией, но их обломки служили неплохим
укрытием для немецких автоматчиков и
выбить оттуда немцев было’ нелегко.
Старшина Поткин высылал вперед сапер.
Те скрытно подползали к обломкам дзота,
закладывали под них заряды и произво-
днли взрыв. Через несколько минут 06-
ломки дзота вместе с автоматчиками взле-
тали на воздух.

————

На Северном Кавказе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 19 января. (По
телеграфу от нии. норр.). Сегодня посае
упорных боев наптими войсками зазят го-
род н железнодорожный узел Петров-
ское. Еще на подступах к Петровекому
противник предпринял несколько попыток

транспорт были захвачены М частью. 0т-
ражая неприятельские коятратаки, наши
части подошли к Петровскому и атакова-
ли его. Вспыхнули жаркие бои. Нехцы аю-
бой ценой стремились удержаться на. же-
лезной дороге и в Петровском. Они вновь
‘ предприняли здесь
ряд контратак, во
под ударами наших
частой вынуждены
были отетупить.

Несколько наших
подразделений снача-
ль вышли ка желез-
ную дорогу и отреза-
ли пути отхола про-
тивника на Ставро-
поль. Это сразу ухул-
шизо положение неп-
риятельекого гарнизе-
Ha, засериего в Пет-
ровеком, и сопротив-
ление противника 0с-
18810. Нами части
продолжали усиливать
натиск, н неприятель
после продолжитель-
него боя был отбро-
шен от Петровекого.
Нални войска заняли
город и зжелезнодо-
рожный узел.

Другое наше coe-
динение также  про-
должало теснить про-
тивника и заняло не-
сколько населенных
пунктов. В этих пуяк-
задержать наступающих. Он переходил в тах весь день шаи упорные бон. Немцы
контратаки, стремилея склинитьея в боевые   часто переходили в контратаки, но все они
порядки наступающих. Но веё это коича- были безуспешны, и части нашего Х co-
лось тем, что неприятель нес большие по-  единения снова продвинулись вперед. ›
тери и отступал. Кроме города Петровекое нашихи вой-

Когда одно вражеское пехотное подраз- сками заняты: районный центр Слицев-
деление с группой танков контратаковало   ское, железнодорожные стаяции `Спикевка,
Х часть. оно было немедленно окружено и Кугуты, Киан, Дворцовый и населенные
почти полностью уничтожено. Танки, не-  пункты Дожская Балка, И
сколько артиллерийских орудий, весь ввто-  Георгиевская, Рошинский и Адыче-Хабль.

Южнее Воронежа

ВОРОНЕЖСКИЙ ФРОНТ, 19 января. (По
телеграфу от каш. норр.). Войска Воронеж-
скфго фронта сегодня вели упорные бои
в противникох и продолжали наносить ему
сильные удары. Немцы, оказывая сопротив-
ление наступающим, вынуждены отходить
и несут огромные потери. Haum чаети в
течение последних суток отбили у врага
большое количество населенных пунктов,
в том числе город и крупный железнодо-
рожный узел Валуйки, город, железнодо-
DORAL узел Уразово, районные центры
Шаталовка и Вейлелевка.

` Несмотря на упорное сопротивление Hex-
цев, наши войска продолжают наращивать
темпы наступления. Подвижные части
разрушают вражескую оборону, вклинива-
ются в боевые порядки неприятеля, а
затем расширяют эти прорывы, закрепая-
ются на занятых позициях и, опиралеь
на них, развивают успех. наступления.
Такие удары наших войск наносят про-
тивнику особенно бодыной урон и ставят
его на ряде участков в критическое поло-
жение. Например, в районе к востоку от
железнолорожной линии Каменка Россошь
нашими войсками окружена белыпая груп-
пирозка противника. элесь илут ожесточен-
ные бои. Многие гитлеровцы уже сдались
в плен. Остальная часть окруженных. ока-
зывает сопротивление и сейчае уничто-
жаетея нашими войсками.

На другом участке части № соединения
преднриняли ряд. решительных атак, про-
рвали неприятельскую оборону и. ломая
вопротивление` гитлеровцев, вызили в гау-
бокий тыл противника. Здесь они пепере-
зали дорогу, по которой отступали не-
приятельежие части. Нани войска стреми-
тельно атаковали колонны противника и
нанесли им ощутительный урон. Только в
плен здесь взято свыше тысячи гитдеров-
цев. Захвачено много автохалин, артилле-
рии, баеприпасов.

В районе олного населенного пункта
наши части также нанесли противнику
внезапный удар и после  ожесточенного
боя захватили несколько сот автомаших ©
оружием и боеприпасами. Колонна  гитле-
ровцев рассеяна. Многие взяты в плен.

На всех участках ‹налиего ваетупления
бои носят исключительно  ожесточенный
характер. Противник предпринимает частые
контратаки, прилагает все усилия к тому,
чтобы остановить продвижение советских
войск. С этой целью он укрепляется в
опорных пунктах и стремится создать в
них прочную оборону.

В городе Валуйки у противника имелся
крупный гарнизон и была подготовлена

сильная оборона. Здесь немцы оказали
сильное хопротивление наступающих. 0х-
нако, атаки нащих частей были настолько
стремительными, что противник не сумел
удержаться в этом крупном опорном пуБ-
кле. Нонеся большие потери, немецко-фа-
штистские войска пол ударами частей Крас-
ной Армии. вынуждены были  отетупить.
Горох и крупный железнодорожный узел
 Валуйки был занят нашими войсками.

На других участках немцы также ока-
зывают сильное сопротивление, опираясь на
отдельные укрепленные пункты, Как толь-
ко наши войска подходят к этих опорных.
пунктам, противник предпринимает ожесто-
чемные контратаки. Но наступающие, при-
вкрываясь частью сил © фронта, основ-
ные силы направляют в обхед вражеских
опорных пунктов, заходят их BO фаланги
и затеи решительно атакуют.

Не выдерживая натиска наших частей,
противник отступает и оставляет подго-
товленные для обороны рубежи.

части наносят удары, №
главным образом, не в 106, & по флангам и линер берзенцейтунг» писала: «Мы везь-

.мем Петербург, как мы взяли Париж»:
Немецкие

Немецкие колбасники ошиблись: Ченинград.

Одни говорили: в Зимнем дворце, другие:

том. В нем Русь стала Россией. Я не знаю
другого столь прекрасного города. Только
великий народ мог его создать. Веё в нем
едино — камень и вода; туманы и мете-
ли, поззия и труд. Есть зи на свете че-
левек, который
проспекте? Как огромный корабль,
рый пересекает ночь. вошел Ленинград в
историю. Поннмали ли презренные эс-эеов-
цы, на что они посягнули?

Из Петербурга русекие ликтовали мирные
условия сраженному Берлину. В Петербург

ЦИрюльники,

рабочие. Так в боях за неукротимый город

nen Петр Хоменко, грузин Джикия, узбек

они отстояли Ленинграл.

бросил «лимонх» в машину, где
тил Мальчика и головой ударил его о де-
незцы расстреляли, дом сожгли. Но вели-
него мальчика итвырнуть гранату, палачи
не сожгли и не могли сжечь.
родине вдохновляла защитников Ленингра-

копалиноя уложил

десяти самолетов противника. Цех Ленин-

Сухая Буйвола,

у СВ Я
  Tbh [>

Прошлой осенью немецкая газета «Бер- Ленинграда стралнной. Не было света, не
былое воды, не было дров, не было хлеба.

Как-то старшина Степан Лебедев показал
мне письмо от своем двенадцатилетнего

колбасники  самообольщались.
Разве они взяли Париж? Они вошли в
Париж, как входит приезжий в гостиницу:
предатели распахнули перел ними лвери.

знаешь, что зима у нас была очень тяже-
лая. Я тебе пишу всю чистую правду, что
хамочка умерла 14 февраля. Она очень
ослабла, последние дни не могла даже
подняться. Папа, я ее похоронил. Я достал
салазки и отвез, а один б0ец мые помог,
мы до ночи вырыли могилу и я пометил.
Папа, ты 060 мне не беспокойся, у нае
тенерь полегчало, я крепкий, учусь дома,
как ты приказал, и работаю. Мы помогаем
на ремонте машин. А Ленинград сони ве
взяли н не возьмут. Ты, папа, счастливый,
что можешь бить ‘их, ты отомети за ма-

не гостиница для фрицев. Обер-лейтенан-
ты тогда гадали, гле они разместятся.

в «Аетории». Их разместили в земле.
Тенинград больше чем город: это гор-
дость России. В нем дерево стало грани-

том я заглянул в глаза стадялины Степана
Дебедера. Они горели суровым огнем, и я
понял: это — глаза России. Мы не забу-
дем муки, пережитые енинградом. Мы
скажем о них, когда настанет час суда.

ое Невском
кото-

Be слыхал

Ленинграл не знал ноги завоевателей. i
бомбами, под снарядами старики и женщи-
ны работали. Они подносили оружье фрон-
ту. Ленинград был фронтом, и фронт был
Ленинградом.

Россия пришла на выручку. В прешлую
зиму по льду шли грузовики: везли городу
хлеб. Летом смелые моряки охраняли путь
через Ладогу. Летчики проноеили ценный
груз Haq вражескими орудиями. Настала
вторая осень осады. Героически рабочие
проложили по аьду колею. Немцы наки-
нули петлю на шею Ленинграда. Но Рос-
еня не дала им стянуть узел. И вот на-
стал торжественный час: Красная Архия
рассекла петлю. Красная Армия прошаа
километры, а каждый метр был немщами
укреплен, любая пяль была фортом. Вчера
несколько слов потрясли весь мир: путь

приезжали немецкие колбаеники, немецкие
немецкие  костоправы. Они
кормились с русского стола. Но когла в
1918 геду лвинулиеь на Петроград немец-
кие тенералы, HX остановили  питерекие

четверть века тому назад родилась Крас-
ная Армия.

В немецком военном учебнихе сказано:
«Ленинград не защищён никакими есте-
етвенными  преградами». Глупцы, они He
знали, что Ленинград защищен самой вер-
ной преградой: любовью России.

Кого только ни посылал Гитлер на пря-
ступ непобедимого города? Под Jennurpa-
дом побывали и горные сгеря, и эс-эсов-
ские дивизии, и полицейские отряды, и
телохранители Гитлера, и «Голубая диви-
зия» пепанцев, и финны, Bee босяки
Европы, все «ассы» Германии. Свыше года
Красная Армия  отбивала атаки врага.
Знают ли немецкие вдовы, что такое «Си-
нявино» ?

За Ленинграл сражались все народы
Росени: русский Василий Никулин, укран-

жили герои Красной Армии. Они проложили
его своей грудью. Ови сняли камень ©
cepina Росеин.

Наше настунление похоже на велякую
очистительную бурю. С каждым днем она
растет и крепнет. Она охватывает новые
фтонты. Она ломит немецкую силу. Ч1то-
то треснуло в сердце вчераиних «завое-
рателей». Они еще отчаянно сопротивляют»
ся, но это упорство самоубийцы. Наверно
завтра мы узнаем, как трусливый и блул-
ливый Геббелье об’яснит немцам прорыв
блокелы. Семнадцать дней немцы уверяли,

Рахманов. еврей Спринцон, татарин Гина-
тулин. 00 их подвигах когда-нибуль на-
пишут тома. Сейчае мы коротко скажем:

Я расскажу только 05 одном безвестнох
герое. быну банщика из города Глнкин
Rene Олейникову было восемь дет. Женя
видел
немецкий генерал. Немацкий солдат ехза-

об’язили, что какая-то немецкая колониа
пришла на выручку осажденному немецко-
MY гарнизону. Теперь они уверяют, что
«немецкий гарнизон, улучив удобную \я-
нуту, вырвалея из Великих Лук». Мы
знаем, кула он «вырвался» — в могилу.
Ложь не спасет немецкой армии. Не ena-
сет ее и напускное бахвальство Гитлера.
Бесневатый изволил пожаловать тенерал-
полковнику фон Паулюсу, командующему
фрикамхи, агонизирующими под Сталингра-
TOM, рыешую награду «дубовые листья к
рыцарскому железному кресту». Дубов пол
Сталинградом нет, но Красная Армия при-
готовила и для фон Паулюса, и для всех
его фрицев хороший осиновый кол,
Валуйки, Каменск... Наступление растет.
Герхания трепещет. Мы несем возмездие:
за Чечинград, за всё горе нашего народа.

Илья SPEHSYPT.

рево, размозжив череп. Отда и мать Жени
кое чувство, которое заставило восьмилет-
Любовь К

да. Тоижды раненый Петр Хоменко в ру-
одиннахцать немцев.
Семь летчиков приняли бой против семи-

градом немцы узнали, что такое гнев Рос-
сии.

Немцы терзали прекрасный город бом-
бами и снарядами. Они хотели взять его
измором. Прыплая зима была дал зкателей

ee ee ee ee re ne ee ee

Илья СЕЛЬВИНСКИЙ

Вставай, Кубань!

Вставай, Кубань, казачья слава!
Вставай, родимая, быстрей.
На правый бой, на бой кровавый
Схликай свонх богатырей!

От страха перед немчурой...
Над краем свист германской плети,
Вак эхо вьюги за горой.

Вставай, родимая, быстрей,
Скликай своих богатырей!

Врати пришижи на эти нивы,
Tye травка стелется моя,
Враги плывут водой ревнивой,
Tye наша ходит немая;

Они увозят море хлеба,
Стифбают наших голубей,
Мутят дыханьем наше небо,
Что голубого голубей.

С какой надеждой сердце ловят
Красноармейский вольный шаг!
Дончак упрямо просит повод,
Й вихря требует тесак.

Душе ль казацкой жить из’яном?
Бери отцовское копье —
Айда, товарищ, к партизанам
Спасать отечество свое.

Вставай, родимая, быстрей.

e правый ой, te бой Кровавый
КЛИКАИ $

ВЕ Вставай, Кубань, казачья слава!
Вставай, ролимая, быстрей.

Скликай своих богатырей!

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПАРТИЗАНСКАЯ
ЧАСТЬ. (Краснодарсзий район).

Ты слыпоииь — матушка родная
Свои оплакивает ,дни,

Твоя кубаночка рыдает

Нод хохот пьяной соллатни.

Ты видишь — закатились дети

Вручение орденов и медалей СССР

Заместитель Председателя Президиума
Верховного Совета СОСР и Председатель
Президиуха Верховного Совета Белорусской

Р тов. Н. Я. Наталевич вручил вчера
орлена и медали награжденным.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вуесте с грамотой о присвоении зва-
ния Героя Советского Союза вручаются
гвардии калитяну Н. А. Панову, награж-
денному за отвагу и геройство в борьбе с
немецкими оккупантами.

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования на фронте борьбы с не-
мецкими захватчиками и прояваенные при
этом доблесть и мужество ордена и меда-
ли получает группа бойцов, командиров и
политработников. их числе сержант
С. 5. Николаев, лейтенант С. Н. Кизарев,
капитан Г. 4. Сокельский, майор Г. К. Чер-
нов, старший батальонный комиссар К. А.
Назаров, подполковник А. А. Колобовников.
т имени награжденных выступили майор
А. ИП. Крыжевич и гвардии батальонный
комиссар Л. Х. Дев. Они горячо поблагода-
рили за высокие награды и заверили пра-
вительство, партию, товарища Сталина,
чо приложат все силы. чтобы ускорить
разгром немецко-фанистеких войск, при-
близить день окончательной победы над
ненавистным врагом.

Награлы за, образцовое выполнение  зада-
ний правительства по производству 60е-
припасов вручаются групие стахановцев,

$
ства и военного командования по органи-
зации перевозок оборонных и народнохо-
зяйственных грузов.

За успешное освоение новой техники и
образцовое выполнение спецзадания пра-
вительства ордена и медали вручаются
директору завода № 627 доктору техни-
ческих наук А. Г. Иосифьяну, директору
завода № 465 А. А. Форштеру, началь-
нику лабораторяи Б. М. Кагану, замести-
тедю начальника цеха завола № 208
УМ. М. Михайлову, начальнику цеха Б. В.
Хехлову и др. Се словами горячей благо-
дарнести выступил от имени награжденных
тов. А. Г. Иосифьян.

Орлен Трудового Красного Знамени вру-
чается лауреату Сталинской премии писа-
телю академику А. Н. Толстому, награж-
денному за выдающиеся заслуги в области
литературы, в связи с «60-летием со лня
рождения, Награжденные с особой сердеч-
ностью приветствуют писателя, творчество
которого высоко ценится всем советским
народом.

ние правительственных заданий н заланий
военного команлоРания были вручелы так-
же генерал-майору инженерно-авнационной
службы Б. Н. Юрьеву, инженер-полковни-
ку Е. Березкину, управляющему тре-
стом «Ленлес» А. И. Горышину, замести-
wear Народного Компесата пиштевой пто-
мытиаенности РСФСР В. Герасимову

инженерно-технических и хозяйственных  и др.
КОВ. i Тев. Н. Я. Наталевич после вручения
Группа работников железнодорожного   орденов и медалей сердечно поздравил

транслторта, получает ордена и медали за

награжденных товарищей и пожелал им
успелное выполнение заданий правитель-

дальнейших успехов в их работе. (ТАСС).

сына. Мальчик писал: «Папа, ты, наверно,

Немцы не взяли Ленинграл измором. Пех.

что Великие Луки в их руках. Потом они.

хочку...» Я переписал это письмо. А по-_

на Ленинград свободен. Этот путь проло--

Ордена и медали за отличное выполие-.