Ч
ay,

i

Ay. Г

es
:

fu
ton

‚15-минутной артиллерийской

*

жх

Последвий бой с иемиами
в районе Сталинграда

СТАЛИНГРАД, 2 февраля.
эт наш. норр.). Сегодня наши войска сло-
мили сопротивление противника’ и ликви-
дировали последнюю труппу немцев, на-
ходившуюся севернее города. Теперь в
Сталинграде и вокруг него на сотни кило-

метров нет больше ни одного немецкого
солдата и офинера, за пеключением плен-

ных, Начавшийся сегодня утром бой зати
через несколько часов. Сперва немцы ока-
зывали огневое сопротивление налим на-
ступающим подразделениям, но, как толь-
Eo Te пошли в атаку, огонь противника
умолк. То там, то злесь стали славатьея в
плен немецкие солдаты и офицеры. Олни
сдавались организованно, лругие просто
бросали оружие и с поднятыми рукамо
подходили в нашим бойцам. Отдельные
немецкие подразделения высыдали парла-
ментеров, другие сразу Re становились по
четыре для следования в лагерь военно-
пленных.

Группа бойцов под командованием стар-
шего лейтенанта Беспалова разгромила по-
следний опорный пункт врага. На зданиях
я перекрестках запестрели красные флаги.
Оталингралекая группировка врага оконча-
тельно перестала / существовать. Горы тру-
пов немецких солдат и офицеров, десятки
TECH пленных — таков ее финал.

Необходимо отметить, что сопротивление
врага севернее города не исчезло само co-
бой, ово было сломлено накануне. После
подготовки
HAMM войска вкЛлннилиСь в оборону немцев.
и тогла началась агония последней враже-
CRO группы.

Оставались уже считанные очаги немец-
Фого сопротивления, и как-то само собой
установилось, что CHAPAIH наших орудий
стали для гитлеровцев своеобразным при-
тлашением сдаваться в плен. Пять минут
артиллерийского налета на немецкие блин-
дажи, затем нять минут тишины, — и вот
из подземных нор вылезают солдаты, раз-
махивая своими нательными  рубахами
вуесто белых флагов.

— Постучишь в немецкий блинлаж сна-
рядом, — они и выходят, — посмеиваясь,
товорили артиллеристы.

B больлюм каменном доме засела группа
гитлеровцев. Она оказала сопротивление.
Как только наши бойцы пошли в атаку,
немцы открыли сильный огонь из автома-
гов ипулежетов, поставленных в ‘окнах. На-
ступавшие залегли и начали обстреливать
противника. Через несколько минут они
хнова предприняли атаку, но противник не
прекращал огня. Тогла наши бойцы подка-
тили орудие и прямой наводкой начали 0б-
стреливать титлеровское убежище. Враже-
«вне автоматчики и пулеметчики замолча-
ли, HO видно было, что они готовились
зновь встретить наших бойцов огнем.

(По телеграфу Здесь автоматчик сержант Озеров подполз
олизко к немецкой засаде и из автомата

начал обстреливать окна здания. Тем вре-
стро атаковали неприятеля., После - корот-

рована, большинство гитлеровцев сдалось

в плен. Та часть немцев, которая оказы-
вала сопротивление, была уничтожена.

пившись в развалинах каменных домов,
также пытался оказать сопротивление. Одно
H3 наних подразделений, пробравшиеь не-

циям, неожнданно атаковало гитлеровцев.
Стремительных ударом наступающие про-
рвали вражескую оборону и атаковали про-

потери. Уцелевшие от разгрома подразде-
ления сдались в плен. \

Таким образом, преодолевая сопротивае-

пающие „части с каждым шагом ставили
противника всё в более критическое поло-
жение. Кольцо вокруг остатков немецкой
группировки сжимазлось. Наши арий
сты громили неприятельские’ укрепления,
подавляли огневые точки. Сопротивление
противника становилось слабее. Бой при-
бзижалея к концу. Е

В результате этого боя только на
одном участке части М соединения
истребили 5.500 сопротивлявшихся вра-
жеских солдат и офнцеров и захватиле
3.050 пленных. В руки ваших частей
попали богатые трофеи. Это окончательно
подорвало силы немецкой труппы, и се-
годня утром, как только снова заговорили
наши орудия, немцы прекратили бой.

Между тем германское командование
возлагало кое-какие надежды ва северную
группу, оставшуюся после разгрома южной.
Пленные, захваченные вчера, заявляли,
что здесь ряд частей состоит сплошь из
членов фалистской партии. Всем солдатам
этой группы Гитлер присвоил звания «еф-
рейтор» и «обер-ефрейтор». Этим он, види-
MO, хотел обеспечить длительную оборону
своих частей в районе Сталинграда. Стреми-
тельный натиск наших войск деморализо-
вал отборные части немцев” и они стали
сдаваться в плен столь же быстро, как и

остальные, вместе со своими офицерами и

генералами.

Так завершилось великое дело разгрома
немцев в районе Сталинграда. Последний
этап классического окружения вражеских
дивизий закончен. Необычайный пох’ем
царит среди защитников Сталинграда нп
бойцов Донского фронта. Гордость и ра-
дость написаны на лицах воинов. Славой
увенчаны боевые знамена наших полков
перечеркнувших своим оружием безумные
пзаны Гитлера о покорении Сталинграда.

“24a H

В Сталинграде наши войска выкурили
#3 норы носаедних фрицев. Коллекция во-
еннопленных обогатилаеь еще несколькихи
тенералами. После долгих месяцев боя
зпервые над Сталинградом воцарилась бла-
гословенная тингина.

Давно «Седан» стал нарицательным име-
нем; судьба армии Чаполеона Ш, ` окру-
женной пруссаками, приволилась, как при-
мер бесславного поражения. Пусть немцы
больше не говорят о Седане. Пусть теперь.
они повторяют: «Сталинград». Поражение
6-Й немецкой армии назидательней Седана.

Они шли к Волге, самодовольные, опь-
яненные топотом своих шагов. Они свезаи
пд Сталинград многообразную технику.
Они кричали: «У нас множество танков!

нас шестиствольные минометы! У нас
чучшие в мире бомбардировщики!» Глав-
нокомандующий германской армией, ефрей-
тор, больной манией величия, 30 сентября
развязно рявкнул: «Я говорю, что Cra-
линград будет в ближайшие дня взят мо-
Ими солдатами». Он может сейчас погля-
деть на Сталинград — его генералы один
3& другим сдаются в плен. Мощная техника
Германия не помогла фрицам, Железо не
вост. Шелезом воюют. У наших солдат
в груди священный огонь, и теперь мы
считаем сотнями, тысячами захваченные
трофеи: самолеты, танки, орудия, мино-
Меты.

Берлия от горя не поумнел, а поглупел.

как берлинское радио золотит горькую
пилюлю: «Наше военное руководство в
Сталинграде, перед тем как слаться рус-
ким, уничтожило все документы. Этих
наши терой приготовили себе eme один
камень дая памятниха». Xopom будет
этот памятник битым ®рицам! Может быть,
Ha cro цоколе они напиигут: «Сдаваясь в
плен, отважно сожгли приказы о реквизи-

ции и наиболее пикантные дневники». Бу-
мати было легче уничтожить, чем орудия.

Чувствуя, что сожженные бумаги мало
утешалот немцев, берлинское радио ‹00б-
щает: «В северной части Сталинграда на-
ши войска сражаются еще более стойко».
Это немцы говорили по радио 2 фев-
pais. А в это время в северной части (та-
линграда фрицы всех званий деловито
‚спралирали красноармейцев: «Битте, где
здесь плен?»

Осенью Гитлер во что бы то ни стало
хотел взять Сталинград. Он Мечтал 05
этом напряженно, навязчиво: победа ему
была нужна, как опора, как стена. Он
уперся в стену, и стева рухнула. Он кри-
чал на своих генералов: < Оталин-
град!» Он швырял ордена. Он грозил не-
послушным. Он пригнал в Волге свои луч-
шие дивизии. Он потратил на (7
сотни и сотни тысяч немцев. Он не хо-
тел признать себя побежденным: HH-
град етал для бееноватого ефрейтора во-
просом престижа. Оп завел свою отборную
армию в калкан. Он кричал: «Вы триум-
фатерых».. Пусть полюбуется теперь на сво-
их ‹триумфаторов»: они жалки и ничтож-
ны, эти пойманные в западню мелкие хищ-
ники, воры с крестами на груди. Боец
глядит на пленных генералов и усмехает-
ся: «Довоевались !».

Немцы называют окружение «котлом».
Что же, болыной сталинградский котел от-
кипел. Но немцам теперь приходится при-
выкать К окружениям: котлов и котелков
довольно много и в каждом из них варятся
фрицы. Мы теперь тоже кое к чему при-
выкли: мы привыкли бить немцев оптом,
И это дело мы доведем до конца.

Илья ЗРЕНЗУРГ.

Подробности боев за Тихорецк

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ, 2 февра-
ля. (По телеграфу от наш. корр.). Доста-
точно взглянуть на карту, чтобы оценить
значение города и железнодорожного узла
Тихоредк для всего Северного Кавказа.
Тихорецк — самый важный узел желез-
ных дорог этого края. в нем скрещиваются
четыре железнодорожных направления. По-
пятно, почему немцы создали в Тихорецке
и соседних населенных пунктах большую
базу снабжения для кавказской группиров-
ки войск. Здесь находились огромные за-
пасы снарядов, продовольствия, обмунди-
рования и другого военного имущества, `

Угроза, тихорецкому гарнизону противни-
хд особенно обострилась после занятия на-
шихи войсками тородов Архавира и Кро-
поткина. Тогда немцы приняли экетренные
меры к усилению обороны Тихорецка. В
ряде селений на подстунах к городу быля
созданы опорные пункты, & у самого Ти-
торецка вырос второй поле обороны,

29 января налци войска повели насту-
пление на ряд вражеских опорных пунк-
тов. Весь день здесь шли ожесточенные
бои.

контратаки. Олнако к исходу дня совет-
ские войска сломили сопротивление против-
ника и овладели первой линией обороны,
прикрывавшей Тихорецк. Уже в темноте
переловые отряды налиих войск подошли ко
второму оборовительному поясу и. с хода
завязаля новый бой.

Другая группа наших войск, отбросив
немецкие отряды прикрытия на юго-западе,
прорвалась в тыл врагу и после релитель-
ной атаки заняла железнодорожную став-
цию Малороссгйская, Тасположенную _за-
палнее Тихорецка. Выход этой группы в
тыл поставил под угрозу пути отступления
немцев и облегчил действия наших войск.
атаковавших город. Мелкие штурмовые
отряды советской пехоты в ночь на 30 ян-
варя проникли в город. Велед За ними Ha
улицы Тихорецка пробилиеь основные сн-
лы налцих частей. Немцы продолжали соп-
ротивляться, но безуспешно, и к вечеру
город был целиком очищен от неприятеля.

В Тихорецке и ва подступах к нему
немцы понесли большие потери, оставили

Немцы несколько раз переходили в]уного вооружения и ценного имущества.

менем подошли другие наши бойцы ий бы-

кого боя вражеская засада была ликвили-

На ‘соседнем участке противник, укре-

заметно близко к неприятельским - пози-

тивника с фланга. Немцы понесли большие

ллеря-

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

олная победа наших войск по

жжх

Чивквилация немецко-фалрестских войск,
окруженных в районе Сталинграда, закол-

чена. «История войн, — говорится в с00б-

щении Советского Информбюро, —не знала
подобных примеров окружения и уничтоже-
ния столь большого количества регуляр-
ных войск, до предела-насьиценных совре-
менной военной техникой». При_ наличии
  многомиллионных армий, когла фронт идет
снлошной линией на тысячи километров,
впервые реализован стратегический план
окружения п полного разгрома противника,
приведший к тому, что десятки дивизий
гитлеровцев оказались в плотном кольце
и, несмотря на исключительную способность
современной обороны к перегрунлировкам
и контрударам, не сумели избегнуть унич-
тожения. Такого абсолютного Торжества на

ние врага и сокрушая его оборону, насту-  поле сражения поистине не знал ни один

полководец мира. Печать сталинского гения
лежит на этой битве, ставшей ярчайшим
образцом военного искусства.

(6 времен Канн лучшие позководцы ми-
ра, стоявшие во главе хорошо обученных

и многочисленных войск, часто стремились

достигнуть побелы путем окружения и
разгрома неприятеля, но осуществить это
хотя бы не в полной мере удавалось редко.

Седанское сражение 1870 года закончи-
лось капитудяцией 80 тысяч  францу-
зов. Многие, главным образом немцы, ечи-
тали Седан крупнейшей операпией нового
времени, в которой осуществлено окруже-
ние. Ho сами же немецкие теоретики
утверждают, что Седан в большой мере —
дело случая. Bor что говорил 0б этом
Плиффен: «Противник, который должен
был бы быть без всякой пощады окружен,
был на самом леле освобожден от всяких
пуг H мог спокойно и беспрепятственно
отойти в двух направаениях. № счастью,
противник отказался OT тех преимуществ,
которые ему предоставлял великодушный
враг, и после короткого передвижения,
нокорный своей судьбе, вновь остановил-
ся, чтобы подставить себя под уничтожал-
щий удар>.

Таким образом, «Канны» под Седаном не
являются результатом заранее разработан-
ного плана. Тут французы, можно сказать,
сами создали себе западню. Между тем,
сталинградское окружение -—— это от нача-
л8 до конца продуманная, тигательно орга-
низованная и планомерно осуществленная
операция, причем  протявник был здесь
опытным и имел ло этой битвы рад успе-
хов. Что же касается масштабов этих
двух операций, то резкое различне их
видно из следующих данных о

Под `Селаном капитулировали 8 бран-
цузеких дивизий. В руки пруссаков попало
400 полевых орудий. Пот- Сталияградом
техническая насыщенность немецких войск
была предельной даже лля нашей эпохи
гигантского развития босвой техники. Нем-
цы, стремясь во что бы т0 ни стало за-
владеть твердыней юга России, сосредото-
чили здесь такое количество техники, ко-
торого не было у них ня в одной опера-
ции за все время ройны. Только при лнк-
видации окруженной группировки кемнев
нални части с 10 января по 2 февраля но
неполным данным захватили: самолетов—
750, танков — 1.550, орудий — 6.700,
минометов — 1.462, пулеметов — 8.135
винтовох — 90.000, автомашин — 61.102,
мотоциклов — 7.369 и прочее имущество
в таких же громадных количествах. `

Нельзя не подчеркнуть, что французы
пох Седаном быстро капитулировали. На-

военного

шим же войскам, ликвидировавшим окру-
женную немецкую группировку, пришлось
преодолевать чрезвычайно упорную и все-
сторонне организованную современную
круговую оборону. Одних лишь дзотов н
блиндажей с 10 по 26 января разрушено
2.146. В итоге тенерального наступления
на окруженную немецкую армию, отказав-
шуюся капитулировать и © ожесточениех
оборонявшую свон позиции, чаети Красной
Армии взяли в плен больше, чем капиту-
лировало французов под Седаном. Всего
взято 91.000 пленных, 24 генерала so
главе с геверал-фоельдмаршалом п более
2.500 офицеров.

В Меце пруссакам слался более много-
численный гарнизон, чем в Седане. Одлна-
KO и злесь численность людского состава
была очень далека от 830 тысяч. Дело
впрочем не в этом. Мец — крепость, и з
данном случае речь идет не об операции
окружения, а 06 осаде крепости, в кото-
рутю французский маршал -Базен запер свон
войска по личной инициативе.

Мировая война 1914—18 гг. богата
попытками осуществить «большие Канны».
Но в условиях позиционной войны нача-
ла двадцатого Beka это стало еще 6o-
лез трудным, и все усилия полководцев
терпели крах. Нападающая сторона, иногда
обходила фланг противника, но это не при-
водило операцию к решительным результа-
там. Противник успевал принять меры и
наносил контрудар по ехватывающему
крылу наступающих, своевременно избегая
окружения.

* £ +

Немецко-фалиистсвие стратегические пла-
ны носили авантюристический характер.
Стралегический план окружения Москвы ле-
том истеклтего года был построен немцами
на песке, без учёта реальных факторов и ре-
зервов Красной Армии. В отличие от этого
стратегический план окружения и разгро-
ма немецких войск под Сталинградом oc-
нован на трезвом учете реальных возмож-
ностей. Мудрость этого плана заключается
в гениальном предвидении и во всесторон-
нем обеспечения твердой и  помаодователь-
ной изации поставленных отратегичес-
ких и оперативных целей.

В сообщении 0б итогах шестинедельно-
го наступления кашвх частей пол Сталин-
градом Советское Информбюро показывает,
с какой последовательностью был реали-
зован план окружения немецких войск в
ноябре декабре 1942 тола. На первом
этапе наносились удары по фланговых
грунпировхамх противника с тон целью,
чтобы охватывающих двитевием отрезать
эеновную массу неприятельских войск, наз
ходившихея на подступах к горолу. Ta-
RUM образом было заранее предусмотрено
окружение отборных дивизий врага, кето-
рые вели наступление на Сталинград.
Охватывающий маневр налших частей увен-
чался полным успехом, и в результате
больше 3830 тысяч гитаеровнев оказались
в кольце. ;

Поскольку намечалось окружение столь
большой группы, безусловно способной со-
сосредоточить на каком-либо участке силь-
ный кулак дая прорыва, a также ввиду
возможных попыток ближайших немецких
частей помочь окруженным, план преду-
сматривал второй этап сражения — в
районе Среднего Дона. 16 декабря после-
довал прорыв, обороны на участке Новая
Валитва— Монастырщина с целью выхода

д Ста

искусства

излучине Дона. Эту задачу ваши войска
разрешили блестяще. Окруженные гитле-
овцы были лишены возможности вырвать-
CA и получить помощь от своих частей,
располагавшихся в излучине Дона.

Немцы, как известно. предприняли от-
чаянную попытку освободить свои ливизии
и создали крупную уларную группировку
севернее горола Котельниково. Мудрость
сталинского плана окружения немецких
войск особенное ярко проявляется в TOM
факте, что этот ход противника предвихел-
ся. На самом ответственном этапе сраже-
ния, когда, пожалуй, решался его окон-
чательный успех. у нашего командования
оказалось под Сталинградом достаточно сил
й средетв, чтобы бросить их на решаю-
щий участок битвы. Этих средств хвати-
ло не только на то, чтобы отразить контр-
удар массы немецких танков, авиации и
пехоты, но также и на то, чтобы разгро-
хить их и продолжить наступление. Tex
самым окруженные были обречены ка окон-
чательную и бесповоротную гибель. Есть
ли еще один подобный пример столь мудро-
го и четкого обеспечения сложнейшей опе-
раций! :

Совершенно ясно, что воплощение в
жизнь тениально задуманного стратегиче-
ского плана не могло не сказаться на
многих других немецклх фронтах. Они
словно подверглись гигантекому землетря-
сению, эпицентр которого оказался пол
Сталинградом. Этот знаменательный факт
делает сталингралекое окружение не имею-
щих себе равных.

Все три praia наступления налих ча-
стей под Сталинградом являются налболее
полным выражением новых форм оператив-
ного искусства, основанных на разработан-
ной товарищем Оталиным современной
военной ‘науке. Эта наука учитывает бога-
тые возможности, какие дает современная
техника. для ведения операций и бов с
решительными целями —- Ha окружение п
полный разгром противника. Что особен-
но характерно, — установлено полное
соответствие между тактическим примене-
нием этой техники и стратегическим руко-
водством войной. Огромные прыжки, ка
которые способны танковые войска, совер-
шазютея в строгом методическом плане, без
тени авантюризма. Дерзание как важный
фактор побелы и лучигий способ исполь-
зования современных подвижных средстрР
сочетается с трезвым расчетом. =

Необходимо учесть особенности совре-
менной войны, чрезвычайно усложняющие
операции и бон ка окружение. Уже в пер-
ву0 мировую войну, которая велась при
наличил сплошных фронтов большого про-
тяжения, возникла следующая трудность:
чтобы обойти фланги противника, требова-
лось сначала «оделать» их. В дальнейшем
ходе операции на окружение нужно было
обеспечивать свои фланти от контрударов
соседних частей и резервов противника,
находящихся в непосредственной близости,
Только прорыв и последующее развитие
боя позволяли надеяться на успех окру-
жения. Глубокий же прорыв в позицяон-
ной войне 1914—18 гг. не удавался.

Важнейшим достижением оперативной и
тактической мысли Врасной Армин ках раз
является дальнейшая разработка учения о
прорыве современной обороны на вою ce
тлубнну и развитии боевых действий в
глубине с целью окружения и разгрома

в тыл немецкой армии, действовавшей в расчлененных вражеских группировки

HMA Pa WO

kkk

Новая страница в истории

групи. Это учение предусматривает всю
сложность таких действий, поскольку 000-
рона снособна теперь не только к прочной
позиционной залците; но и Е маневру, об-
ладает богатыми возможностями для бы-
стрых перегруппировок, ответных ударов и
контратак.

Разгром дивизий противника (помимо
окружения), захват десятков тысяч плен-
ных и небывалого количества трофеев
в процессе трех эталюв наступления под
Сталинградом — вот свидетельство дей-
ственности учения о прорыве обороны на
всю глубину и последующем развитии опе-
рации. Oech применен новейший опыт
взаммодействия родов войск, в котором
огромная роль’ отводится артилаерийскому
и авиационному ваступленитю, быстрым и
глубоким ударам танков и мотопехоты, ме-
тодическим действиям пехоты. С первыми
же ударами на Калач и Абганерово и при
последующих ударах неприятельские бое-
вые порядки оказались  расчлененными,
враг словно попал в гигантские сети, в
которых, в конце концов, завязли окружен-
НЫ@ ДИВИЗИИ.

Исключительно сложно полностью раз-
громить большую окруженную груширов-
ку, имеющую некоторую свободу маневра
внутри кольца, не лишив ее помощи авиа-
ции извне. Наши войска, не прекращая
б0ев на уничтожение окруженных немец-
ких дивизий, продолжали дальнейшее про-
движение вперед. Это, помимо всего. проче-
то, удлиняло расстояние, которое хлолжна
была пролетать вражеская транспортная
авиация. Затруднялаеь ее работа и облегча-
лась борьба с ней. Силами советской авиа-
ции и зенитных частей деятельность вра-
жеских транспортных самолетов была поч-
ти парализована, и это окончательно об-
текло на гибель окруженные войска. Неслу-
чайно в ультиматуме, пред’явленном 6-й
немецкой арини, было «делано следующее
предупреждение:

«Германская транспортная авиащия, пе-
ревозящая вам голодную нериу продоволь-
ствия, боеприпасов и горючего, в связи ©
успешным, стремительным продвижением
Ерасной Армии. вынуждена часто менять
аэродромы и летать в расположение ожру-
женных войск издалека. В тому же тер-
манская транспортная авиация несет огром-
ные потери в самолетах и экипажах от
русской авиации. Ее помощь окруженных
войскам становится нереальной».

В целом сталингралская операция яв-
ляется единственной в истории войн,” по-
тому что ока открывает новую страннцу
военного искусства, лавая наиболее совер-
шенный образец стратегии и тактики
современного наступления © расчетом на
окружение и полный разгром врага.

Нельзя забывать и того, что окруже-
ние подобного маснгтаба совершено в мо-
мент перехода от обороны к наступлению.
Cam по себе такой цереход всегда свиде-
тельствовал о высоком мастерстве воена-
чальников и большой моральной силе
ВОЙСК;

Созетский народ втисал в EHHTY исто-
PHA войн поистине блестящую страницу.
Влагодаря мужеству налиих воинов, уме-
нию войск и мудрости великого Сталина
стал возможным полный разгром немцев в
районе Сталинграда.

Поляевнии В. КРЫЛОВ.
ДОНСКОЙ ФРОНТ.

Плеяенные нангиме войсками в

районе Сталинграда гит.

генералы (слева направо): бригадный геверал Димнтриу, генерал-лейтенант фон Даннэль,
генерал-лейтенант Шлеммер, генерал-майор Мориц фон Дреббер, генерал-лейтенант Отто Ринельди,