3 февраля 1943 г. среда. № 27 (5398).

ЗАЯВЛЕНИЯ ЧЕРЧИЛЛЯ

на пресс-нонференции в Каире
ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Каирский

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА .

>

«Величайшая победа в
‚нынешней войне»

скусство победы

обеде социалистической револю- ; агентства Рейтер перелает
Ни 2 т Ор ag as ЖК 38 Москвой последовали Американская печать об окружении и ликвидации ни Черчилль, возвратив-
и ie er Celia. oe граж- Полковник Н. КРУЖКОВ. провинциальные города и армии, держав- немецко-фашистских войсн под Сталинградом шийся в воскресенье из Турции в Каир
СССР», — многотомной   С i ‘ президентох

научной работы под редакцией М. Горь- к РА OBOE, Иа НЬЮ-ЙОРК, 2 февраля. (ТАСС). Ком манский народ о всех обещаниях Гитлега,   после своих переговоров с пр

кого, В. Молотова, К. Ворошилова, С. Ки-

popa, А. Жданова, И. Сталина явилось
весьма крупных событием в общественной
жизни нашей страны.
опубликован первый том этого замечатель-
ного труда — «Подготовка Великой Про-
летарской Революции». В настоящее время
вышел в свет П том «Истории граждан-
ской войны в СОСР» *).

В томе девять глав: «Кризис назрел»,
«Организация иетурма», «Подготовка воору-
женного восстания ‘в Петрограде», «Вос-
стание в Петрограде», «Второй Всероссий-
ский с’езд Советов», «Разгром антисовет-
ского мятежа», «Пролетарская революция
в Москве», «Пролетарская революция на
фронте», «Организация власти». Выход
этой ‘книги, сающей тг4убокий анализ и
обобщение ‘исполненных великого схыела
фактов из истории Октября, яваяетея вы-
дающимея событвем, имеющим большое
общественно-политическое и научно-теоре-
тическое значение. Изучение историн на-
ней родиныхи советской революции отныме
поднято на новую, высшую ступень.

Енига перекликается ¢ нынешними
днями отечественной войны, ибо она пока-
зывает, как были достигнуты великие за-
воевания Октября, как закладывались oc-
новы советского государства, ныне под-
вергшегося нападению немецко-фалнистских
захватчиков.

И когда читатель берет в руки
книгу, которая с исключительной сп-
лой и яркостью восстанавливает в па-
MATH великие дела, троисходившие более
четверти века назад и положившие начало
новой эпохе в жизни нашей страны в
всего человечества, он невольно испы-
тывает чувство глубокого волнения. Че-
Релом проходят перед ото глазами собы-
тия 1917 года, гигантское движение мил-
лионных народных масс, чаявших избав-
ления от прежней тяжелой и злой жиз-
ни, героическая, упорная, кропотливая,
титаническая работа большевистской пар-
тии, мобилизовавшей трудовой народ па
беспримерный штурм твердынь буржу-
азлю-помещичьего строя, и нал всем этим
величественные фигуры Ленина п Сталина
— вдохновителей, организаторов и вождей
революции.

х+*

«Восстание, как и война, есть искус-
ство».

Это классическое определение Маркса п
Энгельса болыневики положили в основ»
своей деятельности по подготовке Октября.

ето и осень 1917 года были пе-
PUOTOM  сосредоточенной п упорной под-
тотовки к восстанию. Центральный ко-
митет большевиков и созданный по
решению партии  Военно-революционный
комитет стали подлинным генеральным
штабом, разрабатывавших план  восста-
ния с поражающей точностью, © чет-
ким определением всех об’ектов предетоя-
щей борьбы, с трезвым. учетом и револю-
ционных сил и сил враждебных. Ленин на-
ходился в подполье, но от него, как_от ги-
гантокого аккумулятора — революционной
энергии, волнами расходились по всей
стране твердая и несокрушимая воля, яс-
ная, строгая мысль и непокблебимая уве-
ренность в победе. Сталин был правой ру-
кой п первым помощником Денина в осу-
ществлении его тениальных  предначерта-
ний,

Партия должна была решить вопрос о
выборе момента и места для восстания.
Естественно, что в центре деятельности
партии была подготовка восстания в Пе-
трограде. и Москве, являвшихся политиче-
свими центрами страны. Однако, организуя
восстание, Ленин и Сталин предуесматрива-
ли возможность любого исхода первых
бев и потому 060б0е внимание уде-
лялось Уралу, являвшемуся крупнейпиу
промышленным центром, гле были cocpe-
лоточены большие предприятия и где ра-
бочий класс всем ходом своем развития
был подготовлен к организованной и ре-
шительной борьбе. Если бы восстание He
удалось в Петербурге и Москве, уральскиз
большевики лолжны были. бы взять ини-
циативу в свои руки.

Задача состояла в том, чтобы, создав ти-
тантекий перевес сил, «окружить и отре-
зать Питер, взять его комбинированной
зтакой флота, рабочих и войска». Вея под-
тотовительная работа шла согласно требо-
ванию Ченина: «никогда не играть с вос-
станием, а, начиная его, знать твердо, что
надо идти до нонца». Зсюлу — в рабочих
кварталах, в казармах, во флотеких эки-
пажах и на кораблях были представители
военно-революционного комитета, которые
собирали силы революции, ‘организовывали
их, подготовляли к вооруженному выетуп-
лению. Во всох районах Питера лень и
ночь производилось обучение красногвар-
дейских отрядов. В серой мгле ночных пе-
тербургеких улиц то и дело `проносилиеь
грузовики с вооруженными рабочими и сол-
датами. Грозовые тучи приближающихся
событий вависали нал огромным городом:

Питерский пролетариат в дни подготовки
hh вооруженному восстанию проявил свою
железную организованность и непокодебя-
мость. Красная гвардия, создаваемая на
питерских заводах и фабриках. вбирала п
себя лучших  предетавителей рабочего
класса, исполненных решимости победить
или умереть. Рабочие красногварлейские
отрялы были тем революционным ятром.
вокруг которого об’елинялись все, кто хо-
тел итти в ногу с революцией, кто верил
в святость предстоящей борьбы, кто лю-
бил свою родину и свой народ.

Книга рассказывает 0 плане действий

*} «История гражланской войны в СССР».
Том П. Великая Пролетарская Революция
(октябрь-—ноябрь 1917 года).

Составители тома: Алексанлров Г. Ф.,
Минц И. И, Поспелов П. Н., Ярослав-
ский Ем, Генкина Э. Б. Городецкий

Е. Н., Разгон И. М.

литературы, 1942 `г.

В 1935 “году был

всему Питеру. Ления был

[ Товстуха ип} it
Государственное издательство политической   жения, охватившего всю великую бескрай-

революционных войск, разработанном с
таким расчетом, чтобы осуществить на-
ступление на Петроград внезапно, бы-
стро и побелоносно.  Созлавалиеь от-
ряды для охраны переправ co ст0-
рены Васильевского острова. Комплекто-
вались ударные группы для подавления
очегов контрреволюции — юнкерских учи-
лищ. Красногварлейцы Выборгекого района
и солдаты Московского полка получили за-
дание занять Литейный, Гренадерский 9
Сампсониевский мосты. Сильный трехтысяч-
ный отряд был брошен в сторону Бело-
острова для того, чтобы отрезать путь, по
кототюму времевное правительство намере-
валось перебросить подкрепление из Фин-
зяндий. Сводная дружина красногварлейцев
и солдат охраняла полетуны в Нетрогралу
со сторозы Варшавской в Галтийекой же-
лезных дорог. Отдичво вооруженные отря-
ды оберегали подетупы к Смельлому.

Временное правительство прикрывалось
оборонческими лозунгами. Устами продаж-
ной буржуазной прессы оно вклеветало
на большевиков, обвиняя их в предатель-

стве родины, в подрыве обороноспособноств

страны.

Материалы второго тома «Истории граж-
данской войны» с исчерпывающей ясно-
стью доказывают, ‹ что именно
тельство Керенского вело тайные пере-
говоры с немцами, торговало западнымя
провинциями России и намеревалось сдать
Питер вильгельмовским генералам для то-
TO, чтобы получить возможность распра-
виться с трулбвым народом.

Олна из важнейших причин того, что
Ленин и Сталин требовали немедленного
перехода к вооруженному восстанию, н за-
кллочалась в предвилении ими тягчайших
последствий, какие могло вызвать «Еесом-
ненное решение русской буржуазии и Ke-

п ‘ В Фенског с [2 слать Питер немцах»
лав восстания, разработанный болыше- о .

викани, соесшечивал захват в кратчафиий , 16 октября на подпольном заселании
срок важнейших военных обектов города.   Иезтрального Комитета партии Владимир

>

окружение и изоляцию эвунего дворца, яв-

лявшегося цитаделью временного прави-

тельства. Этот взан предбтавлял собой са-
вершенное произведение военного искус-
ства. Оставалось только паметить срок вн-

ступления. Гениальное предвидение Ленина

определил ззет ерор. Революнионпые cu-

лы вступили в бой, захватив врасплох вре-

менное правительство. и сдержали блеетя-
щую победу с минимальными жертвами.
Восстание должно было разразиться
именно в BOYD па 25 октября. Начатое
раньше, оно могло бы превратиться в путч,

начатое позже, оно предоставило бы Re- Ри

ренскому и его банде возможность е9-
браться с силами для отпора наступающей
революции.

16 октября Центральный Комитет при-
HAA решение о вооруженном восстании.
вопреки капитулянтекой оботрукции Каме-
нева и Зиновьева, вопреки предательской
политике Троцкого, Бухарина и иже с ни-
ми. Олновременио с этим был создан Пат-
тийный центр во главе со Сталиным, при
участии Срердаова, Дзержинского, Уринко-
го, и центр этот вошел в состав военно-
революционного комитета, чтобы  возгла-
вить восстание.

25 октября революция разразилась
Тщательная и продуманная подготовка обе-
спечила успех восстания. Все намеченные
0б’екты захватывались в точно указанно”
время. Безоговорочная поддержка народа
обеспечивала успех революционного вос-
стания. Смольный был килучих штабом.
откула  расходилиеь нити руководства по
в Смольном.
Ленин и Сталия держали в свопх руках
руль корабля революции. Ou шел внерел и
внеред, рассекая волны и отбрасывая
сторону всех сопротивлявшихея. Гром пу-
шек «Авроры» возвестил о начале новой
эры в истории России и всего человечест-
ва. В ночь на 26 октября Зимний дворец
был взят штурмом революционными ра-
бочими, солдатами и матросами.

Керенский бежал в Гатчину навстречу
войскам  контрреволюционного генерала
Краснова, спешивших «выручить» Петро-
грал и временное правительство. Керенекий
и Краснов рассчитывали на легкую побе-
ду. Олнако нарот, многомиллионные массы
рабочих и крестьян безоговорочно поддер-
живали большевиков, видя в них единет-
венных выразителей своих сокровенных
чаяний и надежд, спасителей родины.

Землю— крестьянам, фабрики рабочим.
мир — солдатам, власть — советам! Эти
лозунги большевистской партии привлека-
ли на сторону большевиков миллионные
массы трудящихея.

Партия большевиков представляла с0-
бой авангард революционных народных
масс, все члены которого поголовно рабо-
тали среди народа, во имя народа и лля
народа.

Великий Ленин на историческом заседа-
нии Петроградского совета в день победы
революции — 25 октября 1917 года ска-
зал: «У пас имеется та сила массовой от-
ганизации, которая победит всё». В этих
словах отражена основная черта Октябрь-
ской революции, определена решающая си-
ла большевистской партии.

Революция победила, ибо во raane
революционного движения стояла  та-
кая могучая сила, какой являлась партия
вольшевиков,. руководимая Лениным п
Сталиным. Самая массовая, самая нарол-
ная в история человечества революция
была вместе с тем и самой организован-
ной. Партия большевиков в труднейних
условиях сумела организовать нобеду. По-
жалуй, в истории трудно найти более яр-
кий пример столь четко организованного
руководства огромным массовым движе-
нием. И именно большевистская органи-
зованность, порожденная гением Ленина и
Сталина, железная, сознательная лисцийли-
на партийных рядов привели народ к бле-
стящей победе, }

«Не было ни одной крупной области,
которая не имела бы специального зала-
ния ЦК партии, Урал и Донбасс, Бело-
руссия и Северный Кавказ заранее знали
свое место, свое назначение, свою роль
в готовящемся восстании. На места вы-
езжали представители ЦК партии, пере-
давая последние решения, проверяя пол-
готовку к захвату власти, Росля, воору-
жались, окончательно оформлялись, го-
товились к бою отряды Красной гвар-
дии, которые накануне Октября были
созданы почти во всех крупных центрах
страны. Вся страна настороженно ждала
лишь сигнала к бою, и все знали, что
этот сигнал булет дан из Петрограда и
Москвы».

Во втором томе «История» ярко повест-
вуется о том всенародном MON eMC, кото-
рым была охвачена страна. Горох за го-
родом, фронт за фронтом присоелинялиеь к
революции, изявляли свою верность рабо-
че-крестьянскому правительству, вкаюча-
лись в общий лоток революционного дви-

В

ную напгу родину. 2 ноября мир был из-

шее 50 октября 1918 гола в гренадерском

корпусной с’езд гренадеров. Неожиданно на

Ильич Ленин в своем докладе сказал:

«Буржуазия хочет сдать Питер. От
этого мы можем спасти только взяв Пе-
троград в свои руки. Из всего этого ясен
вывод, что на очерели то вооруженное
восстание, о котором говорится в резолю-
нии Центрального комитета... Из поли-
тического анализа / классовой борьбы в
России и Европе вытекает необходимость
самой решительной, самой активной по-

‚литики, которая может быть’ только
вооруженное восстание».
Когда царекие генералы, насмерть пе-

репуганные революцией, сдавали немцах
гу, именно те войсковые части, в кото-
рых сильно было влияние большевиков.

сражались с немцами мужественно. отваж-

но и стойко. Материалы «Истории» дока-

зывают это.

<..солдатские большевистские газеты,
нзлававшиеся в Риге — «Окопная прав-
да», «Окопный набат» — были предме-
том подлой травли, которую обрушивали
калеты, меньшевики и эсэры в течение
ряда месяцев. Большевиков обвиняли в
том, что они работают на немецкие день-
ги, проповедуют дезертирство, измену и
пр., а когда дело дошло до защиты Ри-
ги от немцев, то именно полки, воспи-
танные на «Окопной правде» и «Окопном
набате», — большевистские полки дра-
лись мужественнее всех. Этого никак
нельзя было скрыть... Откровенное преда-
тельство буржуазни и помещиков, ’совер-
шавших один предательский акт за дру-
гим, отдавших Ригу, Эзель и Лаго, явно
собиравиихся отдать немцам Петроград,
лишь бы расправиться © революцией, от-
крыло всем глаза».

Характерным примером, свидетельствую-
шим о мужестве и упоретве большевнет-
вких полков, являлтея событие, происшед-

корпусе на Западном фронте. Шел обще-

участке, занихавиомея греналерами, немцы
перешли в наступление,

«В пятом часу вечера из штаба кор-

пуса сообщили, что под прикрытием
артиллерии немпы пошли в атаку. Не-
мецкая пехота ворвалась в окопы на

участке 7-го гренадерского Таврическо-
го полка... Немцы, очевидно, рассчитыва-
ли на то, что переворот в Петрограде
расшатает, ослабит фронт, и хотели этим
воспользоваться, Однако, их напаление
встретило решительный отпор, Бой но-
сил ожесточенный характер, закоичился
он только ночью. Гренадеры упорно за-
щищались. Они потеряли .ло 1509 чело-
век убитыми и раненымн, но все немец-
кне атаки были отбиты. Особый поря-
док, боеспособность и упорство прояви-
ли полки, раньше другнх совершившие
У себя большевистский переворот».

Второй том «Историй» наглядно пока-
зывает, как молодая революция зашишала
национальные интересы страны H как
контрреволюция, прикрываяеь патристиче-
скимн лозунгами, творила черное, антина-
циовальное, антирусское, антигосударет-
венное деле.

Как говорится во второх томе «Историй»:

«Успешное завершение Октябрьской со-

циалистической революции спасло стра-

ну от полуколониальной. зависимости.

Русская буржуазия и помещики все бо-

лее и более превращались в агентуру

иностранного империализма. Оли‘ готови-
ли народам России участь Китая, дол-
гие голы бывшего игрушкой в. руках
более сильных держав. Великан проле-
тарская революция открыла возмож-
ность своболного, независимого  разви-
тия для народов России.. Революция
положила начало ликвидации вековой
отсталости России, открыла невиданные
возможности для роста социалистиче=
ской промышленности и переустройства
сельского хозяйства. Победивший народ

взял в свои руки судьбу родины и 0бо-
рону отечества»,

* oe *

Отличаяо изданный, великолепно излю-
стрированный, исторически точно докумен-
тированный второй том «Истории rpamzan-
ской войны» является выдающимся науч-
ным произведением.

Книга эта укрепляет чувство любви к
отечеству и к великой партии Ленина—
Сталина, возбуждает законную гордость за
свою родину.

Командиры Красной Армии почеринут 5
книге Уного поучительного из‘того блестя-
щего, глубоко научного освещения и ана-
лиза хода вооруженного восстания, кото-
рые в ней даны,

Сейчас, в дни великой Отечественной
войны, эта книга приобретает особую зна-
чимость, Она подчеркивает со веей силой
роль организованности и железной лие-
циплины в борьбе с врагом, значение
того большевистского искусства. той боль-
шевистекой тактикл, которые строятся на
привлечении к борьбе широчайштих народ-
ных масс. Только тогда, когда сам парол,
исполненный ренихости, берется за ору-
жие и со всей страстыю сражается в вра-
TOM, — приходит победа.

Книга эта учит искусству победы.

прави-

ванных рабочих и фермеров — финнов. Кон-

‘го об’ярить войну. Финляндии. «0б’явае-

тельно разоблачило бы перед финским на-

бы полную безнадежность участия Финлян-

Геринга и других гитлеровских главарей ?».

Обозреватель агентства  Ассомиэйтед
Прессе Грэнмер оценивает победу Красной
Армии под Оталингралом ‚как величайшую
победу во всей пынешней войне.

По мнению военного обозревателя газе-
ты «Нью-Йорк теральл трибюн» Элиота,
немцы лишалютея плодов всех своих успе-
хов в период летней кампании прошлого
года. «Моральное состояние немцев и их
престиж пострадали чрезвычайно сильно,
ибо Красная Армия He только остановила
наступление германских войск, но и отбро-
еила их назад в исхолным позициям, при-
чем немцы понесли огромные потери уби-
тыми, пленными и техникой. Немцы могут
пытаться об’яенить свое поражение в Ce-
верной Африке плохими коимуникацияхи и
небольшой численностью войск, Боторыми
они обладали на этом театре войны. Но
Красная Армия громит германекие армии
в условиях, когда последние обладают ог-
IAT по поводу того, что их армия, 06а-  роуными ресурсами, поэтому’ немцы не в
ждавшая Стазчинграл, является армией мер-   состоянии об’ленить- того, что произовыо
твецов. Что же теперь сможет думать гер- в России

MOP ee И

„Под Сталинградом немцев постигла военная
катастрофа гигантского масштаба“

Отклики английсной печати

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Авглий-   даний. Окружение и ликвидация пол Cra-
ская пезать подчеркивает большое значе- линградом немецкой группировки числен-
ние окончательной ликвидации немецко-  ностью в 830 тыс. человек означает, что
фашистских войск, окруженных под Ста-  немцев постигла военная катастрофа ru-
линградом. Газета «Дейли мейл» пишет,  гантского масштаба. Шестая германская
что е ликвидацией этих войск завершен [армия оказалась в ловушке. Русекие cy-
целый этап нынешней кампании. Опера-   мели сперва- мастерски сдержать ее  на-
ция 10 окружению и уничтожению гержан-  тиск, а затем и истребить се. Рассчиты-
ских войск пол Сталинградом имеет огром-   вая захватить Сталинград, Гитлер допус-
ное стратегическое и моральное значение.  Тил еще один грубый просчет. Во ния
Газета подчеркивает, что над германскими   Сохранения своего престижа’ Гитлер He 3a:
войсками на Северном Казказе нависла   ХОТел своевременно отвести из-под Сталин-
серьезная угроза. града свои войбха, пбка еще было время

+e $ отойти. Он принес эти войска в жертву

Военный обозреватель «Дейли экепреес» своему. престижу. Ликвидацил германской

Морлей Puyapxe .muter: «Генерал-фельд- группировки в районе Сталинграда являет-
маршал Паулюс взят в плен, и HeMen-

ся тратическим монументом военной без-
кая шестая армия отошла ‘в область пре- дарности Гитлера».

ментируя ликвидацию Ирасной Архней не-
мецко-фашистских войск, окруженных под
Сталинградом, и захват в плен 16 генера-
лов, газета «Сэн» пишет:

«Сообщения со Сталинградского фронта
являются превосходным комментарием к
унылым выступлениям Геринга и Геббель-
са 30 января в Берлине. Теперь ясно, по-
чему Гитлер не решился прямо обратиться
к обманутому немецкому народу. Ведь в
июне 1941 года германскому народу было
обещано, что Россия будет «уничтожена»
в течение нескольких недель. В декабре
того же года немцам заявили, что дело
«несколько задерживается», но скоро «всё
будет в порядке». Весной 1942 года нем-
цам внушали, что понадобится еще толь-
ко одна летняя кампания, и русские вой-
ска булут отогнаны за Урал. Нрошаой
эвенью Гитлёр обещал захватить Сталия-
град, а сегодня гитлеровцы жалобно ску-

„Оборона Сталинграда— самая героическая

глава в истории нашей эпохи“

Отнлики турецкой печати на боевые успехи Нрасной Армии

СТАМБУЛ, 2 февраля. (ТАСС). Турец-
кие газеты попрежнему улеляют большое
внимание сообщениям с советеко-герман-
свого фронта и особенно подчеркивают
огромное значение ликвидации  немецко-
фашистских войск, окруженных под Ста-
линградом. Садри Эртем  пипет в газете
«Важыт», ‘что оборона Сталинграда  яв-
ляется самой героической главой в исто-
рии нашей эпохи. 0 всех, кто оборонял
этот торол, истерия человечества ‹ будет
вспоминать как 0 героях. Сталинград

Редактор газеты <Ени сабах» Ялчин
пишет, что германские oe не видят и
не увидят этой зимой покоя. Это страшит
немцев. В германской армии всё отчет-
ливее проявляются усталость и признаки
петощения. Можно с полным правом за-
дать вопрос, — пишет автор, как
HOMME смогут возместить те ужасные по-
тери, которые они уже понесли за два ©
лишним месяца зимнего наступления рус-

ан о Пи а а зы ских. Этой зимой немцы в полной мере
у 4 д i i т т ; -
вало к провалу веего стратегического гер-   ПОНЯЛИ, что значит усталость и истоще
манского^ плана и к поражению  гермаз- Ние. Отныне для Германии
ских войск. наступательная стадия войны.

Колференция американских финнов

НЬЮ-ЙОРП, 2 февраля. (ТАСС). В го-
роде Дулуте (штат Миннесота)  состоя-
лась конференция американцев финекого
происхождения, чаенов профеоюзов. На
конференции присутствовало 200 лелега-
тов, представляющих 300 тысяч организо-

будет освобождена от кровожадных граби-
телей. Удары, ванесенные храброй Красной
Армией и об’единенныхи нациями, уничто-
мат этих грабителей вместе с войскамя
Гитлера и приведут к TOMY, что фашизу
булет стерт с лица земли».

В призыве конференции к американских
финнам говорится: .

«Финские марионетки Гитлера ведут на-
род Финляндии к катастрофе, и ему гро-
зит уничтожение. Мы можем помочь спас-
ти финекий народ, если заставим Финлян-
дию выйти из войны, в которой она уча-
ствует как союзник нашего врага, п тем
самым мы ускорим победу об’единенных
наций».

На конференции была избрана кохпесия
в составе трех человек, которая выелет в
Валнингтон для вручения решений конфе-
ренции правительству США. Избран также
исполнительный комитет конференции.

Конференция получила ириветственные
телеграммы от ряда вилных деятелей проф-
союзного движения США. в том числе от
председателя американской федерации тру-
ха Грина и председателя профсоюза моря-
ков, входящего в конгреее произволетвен-
ных профсоюзов, Кэррена. В этих телег-
рахмах выражается солидарность © теми
поллы, чем местокости их гитлеровских   задачами, какие поставила перед собой
хозяев. Недалек тот час, когда ваша земля  конференция.

СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМАНДОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ

СИЛАМИ БРАЗИЛИИ И США
НЬЮ-ЙОРК, 2 февраля. (ТАСС). Как. пе-

релает корреспондент агентетва Ассошиэй-
тед Преее из Рио-де-Жанейро, после встре-
чи Рузвельта и Варгаса состоялось сове-
щание между командующим американскими
военно-морскими силами в южной части Ат-
лантического океана адмиралом Интрэмом,
руководителем американской военно-мор-
ской мисски в Бразилии адмиралом Боре-
гардом, морским министром Бразилии ад-
упралох Гильем и начальником штаба бра-
ЗилЬьского военно-морского флота адуира-
лох Виерамельо. По словам корреспонден-
Ta, обсуждалиеь вопросы чрезвычайной
важности. По заявлению представителя,

ференция обратилась ‘к президенту Руз-
вельту с посланием, в котором призывает

ние Соединенными Штатами войны Финлян-
дии, — говорится в послании, — оконча-

родом предательское вассальное правитель-
ство Рюти, Таннера и Маннергейма, со-
стоящее на службе у Гитлера, п показало

дии в войне в качестве союзника Гитлера».
Конференция опубликовала также призыв к
финскому народу, в котором говорится:
«Расетраивайте военные планы гитлеров-
цев, требуйте отзыва солдат с фронта, го-
ните гитлеровцев с финской земли».
Делегаты конференции обратились с при-
ветствием` к народу Карело-Финской ССР
«Мы следим, — говорится в привет-
ствии, — за вашей борьбой с горхостью
в сирлнах и е ненавистью к фашистских
животным, зверства которых He менее

присутетвовавшего на этом совещании, пе-`
реговоры касались конкретных вопросов
программы 0б’единейных наций. имеющей
целью <очищение морских путей в южной
части Атлантического океана от герман-
ских подводных лодок». Обеуждалиеь так-
же вопросы, связанные с решительным. во-
енно-морским и воздушных наступлением
Бразилии и США. По заявлению наблюла-
телей, вотреча между Рузвельтом п Вар-
Гасом соответствовала желанию  бразиль-
ского общественного мнения, стремящегося
принять активное участие в военных ме-
роприятиях об’единенных- стран. Бразиль-
ская печать публикует восторженные от-
клики на встречу Рузвельта с Варгасом.

Военные действия в Северной Африке

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). В сегол-
няшнем коммюнике командования англий-
ских сил на Ближнем Востоке говорится,
что во всех секторах фронта отмечалась
активность патрулей. К западу от Вуары
происходила артиллерийская перестрелка
Самолеты союзников подвергали бомбарди-
poBke суда противника в районе Сицилии.

мечалась возросшая активность патрулей,
В районе к югу от Пон-дю-Фаса и в rop-
ном районе между Уссельтна и КВайруаном
Фыли отражены. небольшие атаки противни-
ка. В Южном Тунисе неприятель возобно-
вил атаки при полдержке танков. и в те-
чение дня 31 января ему удалось захва-
тить деревушку
Французекие части

eee j ee отбили несколько по-
TOHAOH, 2 февраля. (ТАСС). ПМаб  следоватольных вражеских атак. Огнем
французских войск в Северной Африке пе- французской артиллерии уничтожено до 12

редаст, что во многих секторах фронта от-  танков противника.

И близлежащую высоту.

Иненю, выступил здесь на пресс-конферен-
ции, которая  евостоялась вчера вечером.
Черчилль заявил: 4

«Когла я `обралпалея в вам в прошлый
раз, Роммель готовилея к наступлению,
Теперь мы знаем, что это был его поелед-
ний отчаянный удар». i

Напомнив о событиях в Эль-Аламейне,
приведших к поражению Poxumeas, Чер-
чилль добавил:

«Практически мы освободили Пгипет от
опасности вторжения с запада на такой
длительный период, какой мы в хостоянии
вебе представить или предвидеть».

Противник, заявил далее Черчилль, нахо-
длится на расстоянии 1.500 миль от Каира,
английская 8-я армия будет преследовать
Ромиеля по пятам. Вместе с тем, на луу-
гом фланге, откуда противник мог бы на-
пасть Ha вас с севера, замечательные
победы русских армий полностью измени-
1и обстановку, которую мы должны были
учитывать и к которой мы должны были
приготовиться. Мы сформировали 10-10
армию в Иране и Ираке под командова-
нием генерала Вильсона для того, чтобы
быть „наготове в случае нападения ипро-
тивника на Ближний Ворток с севера. Веб
это сейчае отодвинуто в сторону огром-
нейщими достижениями храбрых войск
наших русских союзников под верховным
командованием Сталина, великого полко-
волца, имя которого будет жить в веках
и будет самым любимым в истории pyc-
ского народа. Вполне возможно, что пора»
жение немцев под Сталинградом окажется
решающим. _

Касаясь последних событий в’ Северной
Африке, Черчилль указал, что союзные ар-
мии на северо-африканском побережье” ста-
HOBATCA с каждой неделей веё сильнее п
сильнее как по своей боевой мощи, так п
по численности. «Мы, — продолжал Чер-
чилль, — должны ожидать весьма значи-
тельных боев в предстоящие несколько ме-
сяцев или недель, и я со своей стороны
уверен в результатах этих боев. Я также
уверен, что армия мустыни. которая нача-
ла свое продвижение в районе Каира. бу-
дет играть немаловажную роль в достите-
нии окончательных результатов, т. е. в из-
гнании из Африки всех итальянских и гер-
манских солдат».

В заключение Черчилль сказал:

«Я с большим удовлетворением совер-
шил поездку из Касабланки в Турцию по-
сле совещания с президентом Рузвельтом,
Боммюнике показывает, что мы имели важ-
ную и дружественную беседу, подвергну-
THe обсуждению вопросы кавались межлу-
народного положения. Старая дружба ме-
miy Великобританией и Турцией, ` прошед-
шая через огонь прошлой войны, теперь
в полном смысле этого слова восстанов-
лена. Я не сомневаюсь в преимуществах,
которые извлекут из этого английский и
турецкий народы».

: хз

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Англий-

ское министерство информация передает,
что на первом официальном совещании в
закончилась   Алане Черчилль вручил президенту Иненю
письмо короля Георга и личное послание

презилента Рузвельта.

АНКАРА, 2 февраля. (ТАСС); Анатолий-
ское телеграфное агентство опубликовало
одновременно с английским министеретвом
информации текст официального коммюни-
ке по поволу встречи Черчилля с турени-
ми государственными деятелями. Текст
коимюнике  анатолийского  толеграфного
агентства точно соответетвует текету ком-
мюняке, опубликованного антдийским ми-
пистерством информации.

АНГЛИЙСКАЯ ПЕЧАТЬ
О ПЕРЕГОВОРАХ

ЧЕРЧИЛЛЯ В ТУРЦИИ
ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Агентство

Рейтер. передает, что поезлка Черчилля в
Турцию вызвала живейший интерес ан-
глийской печати. Все газеты комментируют
ее с большим удовлетворением и посвя-
щают ей переховые статьи.

Газета «Тайме» в передовой статье одо-
бряет инициативу Черчилля, предложивше-
го правительству Турции свой визит в эту
дружественную crpany. «Таймс» указы-
вает, что предложение Черчилля было сра-
зу принято. «Возможность непосредетвен-
ного обмена мнепиями межлу английских
премьер-министром и президентом Турции
— слокойным, осторожным и опытных с0л-
датом, —— пишет газета, —- сама по себе
свидетельствует о впечатдении, произведен-
ном на Юго-Восточную Европу и Ближний
Восток победами русской армии и удачны
ми наступательными онерацияхи союзников
в районе Средиземного моря. Сообщение 0б
этой _ встрече вызовет удовлетворение в
Англии».

Газета «Дейли телеграф энд Морнинг
пост» пишет, что переговоры в Адане
прежде всего отражают изменения в вден-
ном положении. Туриия располагает сейчас
значительно лучшими средетвами защиты
против агрессии. В военком и экопомиче-
ском смысле, заявляет газета, победы 00’-
единенных наций птелоставиаи Турдии го-
раздо большую свободу действий. Газета
указывает, что совещание в Адаче являет-
ся вовым свидетельетвом того. какая чер-
ная тень упала на судьбу Герхании п Ита-
Лии. р

Газста «Дейли хейл» отмечает, что по-
ездка английского премьер-хилиетра в пей-
тральную страну в военное время яваяет-
 ся беспрецедентных явлением, В Германия
эта. поезлка вызовет недовольство и опа-
сения. Достаточно очевидно, пишет газета,
что переговоры вышли за прелелы поли-
тических проблем. В союзных странах, тах
же как п во враждебных, придадут боль
щое значение присутетвию Na переговорах
в Адане руковолящих военных деятелей
Англии и Турции.

Ответственный редактор Д. ВАДИМОВ,
Издатель НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР,

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6, Малая Дмитровка, 16. Телефоны:
Типография центрального органа Народного комиссариата обороны

коммутатор K-4-00-70 no 74, пля справок  — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА -— К-4-00-70, лоб. 33. Б

СССР «Красная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

юро жалоб подписной конторы — К-4-00-70 доб. 31;

Г 113027,