6 февраля 1943 г., суббота. № 30 (5401). КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

~ 3
а Г ; 7 ™
ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ БОЙ ЗА   Уз ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР АРМЕЙСКИЕ ГРУППЫ

УЗЕЯ! СОПРОТИВЛЕНИЯ  я-а ТОО о ihe АГИТАТОРОВ

th

Бои южнее Ладожского озера, происходят
Ha  лесисто-болотистой местности, Ряд
крупнейших узлов сопротивления немцы
создали именно в лесах, и ликвидация их
потребовала особых методов подготовки и
проведения ‘боя. Остановимся подробнее
на борьбе нашей части за, овладение рощей
Круглая — важнейшим узлом сопротив-
ления немцев, падение которого сыграло
немалую роль в успехе деблокады Ленин-
града.

Раща Круглая расположена на высоте,
тосподствующей над местностью. Вокруг
нее простираются топкие ‘болота, по кото-
рых даже в зимнее время не могут прой-
ти танки. Роща Круглая лежит на основ-
ной шоссейной дороге, соединяющей Волхов
© Невой. Значение этой рощи заключалось
еще и в том, что она ‘находилась на под-
ступах к Синавино — центральному узлу
второй линии вражеской обороны.

Учатывая столь важное значение рощи
Ируглой, командование, чтобы обеспечить
захват ее, организовало специальную уче-
бу подразделений. В тылу был создан учеб-
ный городог, который точно воспроизводил
передний край обороны противника. Для
командиров, кроме того, были сделаны маке-
ты различных участков немецких укрепле-
ний. Каждая рота и каждый батальон изу-
чали строго тот участок вражеской оборо-
ны, который им предстояло атаковать. Oco-
бое внимание на занятиях уделялось вопро-
сам взаимодействия, сработанности пехот-
ных командиров с командирами других po-
дов войск. р

Вея обстановка занятий была в макси-
мальной степени приближена к условиям
подлинного боя. Бойцы приучилиеь wiry
непосредственно за огневым валом, созда-
ваемых артиллерией и минометами, дви-
таться в сопровождении отня пулеметов,

- винтовок и противотанковых ружей.

На занятиях учитывался лесистый харак-
тер местности, на которой предстояло дей-
ствоваль. Многие красноармейцы до этого
не знали специфики лесного боя. В лесу,
например, можно без особых потерь близко
подойти к огневым точкам и окопам про-
тивника, & дальше решают уже штык и
траната. Поэтому весьма тщательно отра-
батывались навыки птыкового и гранатно-
то боя.

Ряд запятий был посвящен борьбе в
тлубине вражеской обороны. Опыт наших
прошлых боев показал, что в лесных усло-
виях живучесть вражеской обороны осно-
вана на дойствиях автоматчиков. Они под-
ползают к разбитым огневым точкам и
вновь открывают. огонь. Мы специально
обучали командиров отделений и взводов
вести ‘бой Ha окружение и уничтожение
таких вновь оживающих огневых точек.

Известно, что ‘управлять боем в лесу
трудно. Поэтому ‘мы обучали командиров
пользоваться простейшими способами уп-
равления звуковой и световой сигнализа-
цией. Командиры батальонов управляли ро-
тами посредством ракет, командиры рот—
рожками, командиры взводов -— свиетка-
ми. Такое Тазграничение в пользовании
сигнальными средетвами помогало команли-
рам мелких подразделений четко, непрерыв-
но управлять людьми в сложной обстанов-
Ke лесного Gos. у

В процессе учебы велась систематичес-
кая разведка. Непосредетвенно на, переднех
крае командиры изучали подступы в не-
мецкии укреплениям и характер последних.
Тщательное наблюдение и данные аэрофо-
тосемки дали, кроме того, возможность
командирам Тют детально изучить оборону
противника на глубину 300—500 метров,
а командирам батальонов и полков — на
глубину 2—3 калометра.

Так шах за шагом готовились мы к
штурму рощи Крурлой. Каждый красноар-
меен сначала обучался действиям в соста-

SS ee a

прикрывались сплошной

ря Ha
торый немцы вели из уцелевших дзотов, в
успехом выполняли свою задачу. Они пр9-
извели разминирование, сделали проходы в
проволочных затраждениях, подорвали мно-
го дзотов и разрушили глинобитный вал.

ве взвода, затем роты, батальона, полка и,

наконец, всей дивизии.
Предетояло преодолеть сложную систему
немецких укреплений. Все подхолы в роще

H даже к каждому дзоту были густо зами-

нированы. Только на, переднем крае у про-

тявника имелось более ста пулеметных и

артиллерийских огневых позиций. Веё они
сетью проволоч-
ных заграждений. Вся роща была обнесена

двумя высокими глинобитными валами. В

этих валах (толщиной до 2 метров) нем-

цы ностроили многочисленные пулеметные

точки. Когда все огневые средства приво-

лились в действие, перед решей создава-

лась стена сплошного огня.

Назги артиллеристы обрушили на немец-
кие укрепления лавину стали. Точность
и необычайная сила артиллерийского и ми-

нометного огня, подавившего основные ог-

невые средства противника, дали возмож-

ность нашей пехоте начать непосредствен-

ный штурм. рощи.

Впереди каждого батальона двигался

отряд. разграждения и штурма. Обычно с03-
даются отдельные группы разграждения и
труппы иитурма, причем они действуют са-

мостоятельно. Мы об’елинили их. Отряд
действовал под руководством одного коман-
дира.

Отряды разграждения и штурма, несмот-
сильный пулеметный огонь, ко-

Велед за отрядами разграждения и штур-
ма двигалась пехота. Несмотря на мощный

удар налией артиллерии, немалое количест-
во огневых
Когда наши пехотинцы внлотную приблизи-
лись к роще, сильный отонь открыли не-
мецкие автоматчики; засевшие в разворо-
ченных дзотах,
пр. Но бойцы, подготовившиеь в процесее
учебы к борьбе с оживающими огневыми
точками, действовали умело и решительно.
Большую услугу в уничтожении этих огне-
вых течек оказали орудия, непосредетвен-
но сопровождавшие пехоту и стрелявшие
прямой наводкой. В условиях лесного боя,
„где огневые точки скрытны
весьма живучи, артиллеристы должны дви-

точек противника уцелело.

за стволами деревьев в

и поэтому

гаться не только в боевых порядках пе-

хоты, но нередко и впереди ее.

Hamu бойцы истребили множество вТа-

жеских гнезд. Но немцы, стремясь любы-
ми средствами удержаться в роще, броса-
ли в бой всё новые групты автоматчиков.
Многие из них были снабжены небольшими
металлическими щитами,
щалиеь от пуль и осколков. Наши подраз-
деления методически уничтожали немецких
автоматчиков и завоевывали одну позицию

которыми защи-

за яругой. 3
Первым вклинился в оборону батальон

под командой старшего. лейтенанта Юняе-
ва. Боевые порялки его подразделения бы-
ли расположены в форме ромба, что. дава-
л0 возможность прочно прикрыть фланги и
тыл. Соседние батальоны двигались тТак-
же в ромбообразном” порядке. Они проника-
ли веё глубже во вражескую оборону и
уничтожали очаги сопротивления. Два дня
шел бой в роше. Вклинивишиеь в располо-
жение противника, налии части выбрасы:
вали для фланговых ударов резервные под-
разделения, отсекали
противника, & затем окружали и уничто-
жали их. тв

отдельные группы

Расчеты назшего командования оказались
правильными. Роща Круглая явилась клю-

чевой позицией, с захватом которой облег-
чилась борьба с другими узлами сопротив-
ления врага.

Генерал-майор Н. ПОЛЯКОВ.
ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ.

В ee ee ree Ge

Продолжение. Начало си. в „Красной звезде“ № 29

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
Старшего лейтенанта Нолесниченко
Григория Павловича.

11.

\12. Капитана Коротаева Алексея Романо-
вича,
13. Сержанта Крушенно Владимира Ва-
, сильевича.
14. Красноармейца Кузнецова Николая
Васильевича.
15. Техника-лейтенанта Лохина Федора
Георгиевича.
16. Полковника Лучко Филиппа Павло-
BHA.
17. Сержанта Макарова Николая Семено-
вича.
18. Старшего лейтенанта Подмаско Вик-
тора Вирилловича.
19. Младшего лейтенанта  ИПональчука
Александра Антоновича.
20. Красноармейца Полуянова Харитона
Федоровича,
21. Военфельлшера Пудзырея Василия
Семеновича.
22. Генерал-майора Субботина Никиту
Егоровича. .
23. Лейтенанта Тууль Виктора Алексан-
хровича.
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Полковника Анисимова Георгия Ива-
новича.

2. Генерал-майора Бойкова Ивана Ива-

: новича. АЕ

3. Генерал-майора Верхоловича Павла
Михайловича.

4. Майора Власова Василия Ефимовича.

5. Полковника Гаврилова Ивана Алек-
санлровича.

6. Тенерал-хайора Галаджева Сергея Фе.
доровича.

7. Генерал-майора артиллерии Глебова

Дмитрия Евгеньевича.

8. Пелковника Глебова Ивана Семено-
BHA,
9. Подполковника Егорова Василия Фе-

доровича.

10. Подполковника Жидкова Петра Ки-
рилловича,

11. Майора Ильчука Григория Никифоро-
вича. °

12. Майора государственной безопасности
Казакевича Владимира, Михайловича.

13. Полковника Карначева Михаила Ти-
мовича. 7

14. Полковника Коновалова Павла Геор-
гиевича.

15. Генерал-майора Корженевича Феодо-
сия Константиновича. 3

16. Полковника Кошелева Николая Ba-
сильевича.

17. Полковника Кривулина Абрама Мои-
сеевича.

18. Генерал-майора Крылова Николая
Ивановича. \

19. Генерал-майора Лаенина Ивана Анд-
реевича.

20. Полковника Липатова Константина
(ергеевича.

‚21. Подполковника Лихолетова Николая
Федоровича. !

22. Maiiopa Jlowaxo Иллариона Cexeno-
ВИЧА. . i

23. Генерал-майора войск связи Манси-
менно Петра Яковлевича.

24. Полковника Меркулова Серафима Пе-
тровича.

25. Подполковника Мозуля Стана Анто-
HOBHYA.

26. Подполковника Морозова  Дуитрия
Павловича.

27. Похполковника Никитова Николая
Матвеевича.

Продолжение следует

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

@ НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО
СОСТАВА КРАСНОИ АРМИИ

Продолжение. Начало см. в „Красной звезде  № 29

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

18. Подковника Кишкина-Иваненно Федо-
ра Михайловича.

19. Генерал-лейтенанта Козлова Дмитрия
Тимофеевича. :

20. Генерал-майора Король Федора Петро-
вичЧа, _

21. Подполковника Короткоза Виктора
Васильевича.

22. Подполковника Норякина Анатолия

- Федоровича.

23. Генерал-майора Крайнюкова Констан-
тина Васильевича.

24. Полковника Кретова. Илью Ивановича.

25. Инженер-полковника Кривононева

Афанасия Яковлевича.

26. Генерал-майор танковых войск Ну-
нушкина Александра Васильевича.

27. Подполковника Литвинова Владимира
Ивановича.

28. Полковника Литвяк Михаила Моисее-
вИЧА. - “

29. Старшего батальонного комиссара Ло-

бачеза Анатолия Григорьевича.

30. Майора Луншина Александра Ивано-
вичЧА.

31. Полковняка Мельникова Антона Ми-
хайловича. }

32. Генерал-майора Мельникова Семена
Ивановича.

33. Подполковника Новака Анатолия Юль-
евича.

34. Полковника Павлова Андрея Михай-
ловича. 3

$5. Генерал-майора танковых войск Пав-
лова ПП —

ча.

Пехота в современном бою

Роль пехоты в нынешней войне оказа-
Tach значительно большей, чем предпола-
тали некоторые военные теоретики. Ко-
вечно, современная война —— война мото-
pos. Ho это не умаляет роли пехоты. Мо-
тор внес коренные изменения в современ-
ный бой и резко gro обострил, что, есте-
ственно, наложило свой отиечаток и Ha
пехоту — на ев оснащение и тактику. Но
это не сделало пехоту вепомогательным
родох войск, как мыслилось когда-то по
концепции Фулаера. По существу совре-
менный бой. пехоты можно ‚рассматривать
как бой соединенных родов войск. Это ка-
саетея не только оборонительных боев, но
и наступательных, которым особенно при-
сущи новые тактические черты, вызванные
хассовым применением танков и авиащии.

Большая война, происходящая на pa3-
похарактерных тватрах, © протажением
Фронта в, тысячи километров, невозмож-
Ha без участия многомиллионной пехоты.
Если проследить развитие всех больших
сражений, начиная с осени 1939 года,
бросается в глаза их насыщенность пехо-
Той как моторизованной, так и обычной.
Немцы разбили своих противников на за-
паде, имея подавляющее численное превос-
ходСтво не только в танках. и авиации, во
и в пехоте. С другой стороны, наша пехо-
та, хорошо вооруженная и оснащенная но-
зейшей военной техникой, явилась одним
из главных факторов, благодаря которых
немцы, несмотря на свое численное преи-
мущество и отеутствие — второго Фронта,
оказались перед лицом затяжной войны и
сейчас терпят серьезные поражения ва
фронте протяжением во многие сотни Еи-
лометров. . Е

Советская пехота вместе с другими ро-
aM войск выдержала все испытания,
вызванные внезапных натиском колоссаль-
Ной мсханизированной армии немцев. Со-
ветская пехота устояла под ударами.
смертельными лая любой другой армии
мира. И не только устояла, но в. ряду
других могучих родов оружия, слала на-
носить ответные сокрушительные удары
Стрелковые дивизии Красной Армии вовме-
стно с другиуе Тодами войск останаваи

вали наступление немцев, тактические ус-
пехи которых не перерастали в успехи,
решающие исход войны. Большие насту-
пательные операции фашистской армии,
несмотря на численное превосходетво в
механизированных войсках и авиации, за-
вершались позиционными боями и обраща-
лись под конец против нее.

Русская пехота с самого своего основа-
ния отличалась упорством, стойкостью п
Неиссякаемым боевым порывом. Характер-
но в этом смысле одно замечание Петра

Великого — первого организатора регуляр-
ной пехоты в Pocena. Он говорил при-

мерно так: чем ближе к пушкам против-
ника, тем меньше от них вреда и опас-
ности. Это — призыв вперед. на сбли-
жение с врагом, чтобы решить дело вруко-
пашную. В битве под Полтавой пехота
Петра показала свою силу в рукопашном
бою. Величайший мастер пехотного боя
Суворов строил свою тактику Ha быстроте
и натиске: маневр — и сокрушительный
удар в штыки. Все виднейшие руеские ге-
нералы воспитывали пехоту в той же тра-
диции смелого; ‘решительного движения В
атаку.

Как ни развивались техника и тактика,
штый не отмирал. В руках сильной ху-
хом русской пехоты он служил орудием,
венчавшим бой. «Штык потому не может
быть устранен, — говорил Драгомиров, —
что он, и только оп один, есть материаль-
ный представитель высшего напряжения
воли..». И сейчас, в век моторов, небы-
валого разнообразия огневых и техниче-
ских средств, рукопашный бой нередко 3a-
вершает атаку. В конечном итоге само-
лет, пушка, пулемет передают работу
штыку, гранате и автомату, как только
пехота ворвалась на позиции врага. Та-
ким образом, неулержимое стремление за-
вершить наступление штыковым ударом —
первый залог победы пехоты, поскольку
прежде всего она уничтожает противника
в ближнем бою.

Но довести наступательный бой до ру-
копашной схватки теперь сложнее, чем
когда-либо раньше. Надо сначала преодо-
леть губительный огонь обороны и систему

ee заграждений. Пехота должна отлично
владеть техникой, какая ей дана и усили-
вает ее, проникнуться духом четкого, ор-
ганизованного взаммюодействия. Безукориз-
ненный контажт с другими родами войск—
первая гарантия успеха атаки. Сила пехо-
ты — в огне и маневре. Искусство ее за-
ключаетея в том, чтобы создавать нараста-
ние огня по мере движения вперед. Это
означает, что авиационное и артиллерий-
ское наступление сопровождает огневое на-
ступление всех звеньев пехоты, которая
последовательно вводит в дело тяжелое и
легкое оружие, согласуя. свой маневр с ре-
зультатами мощного огневого воздействия
на противника. В глубине обороны еще
болыше возрастают роль огня наступающей
пехоты, ее способность быстро маневриро-
вать при любых обстоятельствах, тесное

взаимодействие 6 артиллерией, танками и

авиацией.
Ha stom этапе действуют как бы
два вида пехоты —- тяжелая и лег-

кая, т. е. менее подвижная и более под-
вижная. 0ба вида имеют в своем составе
большое количество сапер. Первая часто
состоит из групп фазграждения, штурмо-
вых отрядов, подразделений, вооруженных
для борьбы с вражескими солдатами, за-
севшими в укреплениях. Радиус ее ма-
невра сравнительно невелик и продвигает-
ся она медленнее вместе с танками непо-
средетвенной ‚поддержки. Фегкая пехота
(моторизованная), действуя в составе ме-
ханизированных частей, совершает более
глубокий маневр. Она стремится совместно
6 танками выйти на пути сообщения, на
вражеские тылы, ‘расчленить оборону на
части. В наступаении наших войск на Ка-
лач танковые и моторизованные части,
введенные в прорыв, быстро достигли это-
го нункта. Захватом его по существу ре-
шилась операция на данном участке фрон-
та. Межлу тем тяжелая пехота вела еще
борьбу с отдельными очагами обороны. Она
обеспечивала фланги у. основания прорыва
и закрепляла захваченные рубежи. ^
Взаимодействие в подобной обстановке
— иравугольный камень обеспечения всей
операции.

ESS aS a eee

36.
37.
38.

39.
40.

Al.
42.

Генерал-майора Перхоровича Франца
Иосифовича,

Полковника Полегина Александра Гав-
риловича.

Генерал-майора танковых войск По-
лубоярова Павла Павловича.

Майора Поляна Фому Яковлевича.
Подполковника Похила Антона Андре-
евича.

Подполковника Прокопенко . Михаила
Васильевича.

Подполковника Рассаднинова Семена
Сергеевича.
Генерал-майера авиации
Сергея Николаевича.

. Старшего  батальонного комиссара,
Савельева Ивана Алексанлровича. uM

. Полковника Сафронова Ивана

Сильви,

Майора Сазельева Павла Ивановича.
. Полковника Савестьянова Петра Ва-
сильевича,

Полковника Смирнова Григория Ва-
сильевича,

. Подполковника ‘Соколова Кузьму Мак-
симовича,

. Полвовинка Соловьева Николая Дуит-
риевича.

. Полковника Степанова Николая Je-
онтьевича,

. Полковника Стрельсного Николая Сав-
вИча

. Подполковника Стызина Сергея Ти-

мофеевича,

. Полковника Торопиева Василия Ва-
сильевиче

Ромазанова

Продолжение следует

СЕБЕ ЕРЕСИ

боевых порядков противника, окружение
его расчлененных частей и их разгром с
помощью огня всех видов. Одновременно
используются бреши
пространения танков и легкой пехоты, вы-
хода ее на выгодные пункты и рубежи в
тылу врага и. на флангах. Тактичеекоз
взаимодействие здесь целиком вытекает из
оперативного. Сверху донизу — продуман-
ное нацеливание ударов и четкое взаимо-
действие родов войск. :

Эта нащеленность ударов, обеспеченных
непрерывным взаимодействием родов войск,
особенно отчетливо видна на примерах не-
давних боев в излучине Дона. Разгорев-
шееся здесь сражение — одно из наиболее
типичных для современной войны. С одной
стороны —— сильные оборонительные пози-
ции, множество дзотов, густое минирова-
ние, максимальная насыщенность техня-
ческими и огневыми средствами; © другой
— могучая техника прорыва, массы ал-
тилаерии, танков, пехоты и сапер. Плохая
погола сильно. ограничила использование
авиации в 9sTOM сражении, но авиация
только дополнила бы силу прорыва, не
изменив его характер.

Наступление началось, как о известно,
мощным артиллерийским воздействием на
вражеские  дзоты, расположенные на
гряде высот. Артиллерийская подготовка
дезорганизовала оборону на участке про-
рыва, и пехота этим немедленно восполь-
зовалаеь. В проходы, проложенные  груп-
пами разграждения через минные поля и
проволочные препятствия, хлынули пехот-
ные цепи в сопровождении танков. Дег-
кая артиллерия и минометы следовали в
боевых порядках наступающих. Огонь вел-
ся из всех видов оружия. Атака,, таким
образом, была подготовлена классически.
За несколько часов боя, который в ряде
мест завершился  рукопалиной схваткой,
высоты были взяты, и к полулню N reap-
дейская часть прорвала передний край.

Далее события развивались © той быст-
ротой и в тех формах, какие присущи хо-
решо спланированной и организованной
операции прорыва. Как только он 0образо-
валея, на правом фланге ето, где наиболее
поколебалась оборона, ветупила в бой pe-
зервная часть. Здесь вся тактическая глу-
бина первой подосы обороны была прой-
дена к концу дня. Обетановка, сложившая-
ся вслед за этим, заслуживает особого
внимания. Пехота со средствами усиления,

Оно рассчитано на дробление! развивая успех на правом фланге, уже

БОЕ БОЕ ЗЕЕВЩИСЕ ТЕБЕ

дая гаубокого pac-,

Полгода назад во всех армпях были
созданы группы штатных агитаторов.
нашей армии в группу агитаторов вошли
‘тт. Ермолаев, Талдин, Рабинович, Дегтя-
рев и Масюк. Все они —- хорошо полго-
товленные политически, ‘любящие  агита-
ционную работу, умеют разговаривать с
бойцами простым и доходчивым языком.

В начале работы группы агитаторов мы
столкнулись с двумя противоречивыми яв-
лениями. Встал ропрос 0 том, готовиться
или не готовиться агитатору по определен-
ной теме для выступления на передовой

линии. Одни утверждали, что агитатор не.

должен готовиться по определенной теме,
а обязан выехать в часть, в подразделение.
предварительно побеседовать с бойцами и
командирами, вехрыть недочеты, подобрать
яркие положительные факты и на основе
этого материала произнести свою речь.
Другие говорили, что агитатор обязан
взять одну-две темы, подготовить их, на-
писать конспект своего агифационного вы-
ступления и уже тогда выехать в часть.

В первом случае, выступая без прел-
варительной теоретической подготовки,
агитатор не сумеет глубоко осветить по-
ставленный вопрое, ибо у него нет нуж-
ного запаса материалов. Отеюла не ис-
включено скольжение по поверхности. Во
втором случае, когда агитатор заранее го-
TOBUTCA по определенной, злоболневной
теме, его подстерегает опасность превра-
титься в пропагандиста. Где же выход из
данного положения?

В своем знаменитом труде «Что’ ле-
лать?» Ленин писал: пронагандиет <... дол-
жен даль «много идей», настолько мно-
го, что сразу Bee эти илеи, во всей
их совокупности, будут усваиваться лишь
немногими (сравнительно) лицами. Аги-
татор же, говоря о том ке вопросе, возьмет
самый известный всем его слушателям п
самый выдающийся пример,... и направит
все свои усилия на то, чтобы, пользуясь
этим, всем и каждому знакомым фактом.
дать «массе» одну идею... От пропаганли-
ста; требуются не те качества, что от аги-
татора».

Следовательно, различие идет не по тому
направлению, что агитатор заранее не
полготовляет своего конспекта, а пропаган-
дист его полготоваяет. Агитатор и пропа-
тандист могут 008 выступать на одну в
TY же тему с полготовленными конепекта-
ми, но их выступления будут несомненно
различными. Различие состоит в самом со-
держании и форме выступления.

В. И. Ленин всегла писал конспек-
ты своих рыступлений, для чего он про-
сматривал огромное количество литера-
туры. Вее лучшие агитаторы ‘нашей пар-
тии всегда тщательно готовятся К своим
агитационных выступлениям °и считают
недопустимым выступать с неподготоваен-
Ной речью. 3

Конечно, лучше было бы, вели бы наш
армейский агитатор, приехав в часть, на
месте изучил ` положительные и отрица-
тельные факты и после этого наметил тему
своего выступления, подкрепив его необхо-
димыми теоретическими положениями. Но.
к сожалению, в части он не всегла найлет
необходимую литературу, которая ееть в
пелитотделе армии. ла к тому же он не
располагает для этого ни временем. ни
местом.

И в6ё же это не значит, что агитатог
должен выстуналь только по заранее пол-
готовленному конспекту. Жизнь многогран-
на и разнообразна. Создаются. такие усло-
вия. при которых агитатору часто прихо-
дится выступать и просто без всякой пред-
варительной подготовки. Обстановка иног-
ла требует умения быстро и своевременно
произнести речь, имея перел собой только
один важный факт или приказ о решении
какой-либо боевой задачи.

Вот так нам пришлось разрешить два
на первый взтляд противоречивых вопроса.

Деятельность агитаторов  налией армии
разделяется на две части: на работу в

Se a ee

достигла второй полосы обороны, где про-
тивник ввел в действие резервные части с
танками. Отбивая их контратаки, наши
части упорно продвигались в гаубь вто-
рой полосы. В то же время еще продол-
жалась упорная борьба за ликвилацию лвух
крупных очагов сопротивления на левом
фланге первого рубежа. Подобная обста-
новка сама по себе свидетельствует о нор-
мальном развитии операция, когда боевые
порядки противника рассекаются и всякая
брешь используется танками и моторизо-
ванной пехотой для движения вперед. ма-
невра на фланг и тыл врага. Важно еше
отметить стремление обязательно уничто-
жить сильные опорные пункты на флангах.

_Вах на первом, так и на втором рубе-
же самые мощные узлы сопротивления па-
ли под воздействием сосредоточенного огня
всей поддерживающей артиллерии и средств
пехоты, в итоге концентрических атак пос-
ледней. Артиллерия и гвардейские миноме-
ты шли непосредственно за пехотой. Мас-
сированным огнем они обрушивались на
очаги обороны, ее подходящие резервы и
контратакующие группы.

Высокие темпы этой операции были вы-
держаны до конца. Стоевременный ввод
свежих частей привел к разгрому врага п
на тыловом рубеже. С этого момента 0со-
бое развитие получили действия легкой
пехоты и танков, которые устремились на
пути отхода противника. Моторизованные
подразделения пехоты, действуя совместно
с танками, повели бои перевернутым
фронтом. Атаками с тыла и флангов за-
вершалось окружение и уничтожение раз-
дробленных войск противника.

Это сражение подчеркивает всю важ:
ность умелого сосредоточения главной мас-
сы огня на основных узлах сопротивления
и немедленного использования полученных
результатов для сокрушительной атаки.
Принятые у нае боевые порядки способет-
вуют этому. Они позволяют сразу обруши-
ваться на противника огнем всех миноме-
тов, пулеметов и всей артиллерии. Ecan
учтена мостноеть. а также обстановка в
целом, и на этой основе правильно ири-
менены боевые порядки, — огонь нашей
пехоты и частей ев усиления дает высо-
кий эффект. Тогда всё дело’ в том. чтобы
не опоздать с атакой. Внутри неприятель-
ской обороны, когла уже в ней проделаны
бреши, маневр создает наиболее выгодные
условия для применения огня. Таково
взаимодействие огня и маневра. Лишь в

части и подготовку к  ноездке. Агитатор

В  Рабинович, например, в течение месяца

бывает в частях обычно дней 18, & в по-
литотделе — 12 дней. Так примерно pac-
пределяется время и у других агитаторов.

Что делают агитаторы, находясь в по-
литотделе? Здесь они получают задание на
следующую командировку, тут же опреде-
ляется место командировки. Зная заранее,
кула придется схать, агитатор пе имею-
щиуся в политотделе материалам, докумен-
там знакомится с положительными и отри-
цательными явлениями в части. Это пре-
дварительное знакомство дает возможность
наметить тему для агитационного выступ-
ления. Определив тему, агитатор садится за
ее разработку. При этом он читает перио-
дическую литературу, произведения ре
Сталина, журналы, брошюры. Таким обра-
зом. тема разрабатывается глубоко, па-
мять агитатора обогащается новыми факта-
ми, примерами, идеями,

Как правило, конспект агитационного
выступления мы обсуждаем на совешании
группы агитаторов. И только после тща-
тельного обсуждения агитатот окончательно
отрабатывает его. 0)

Практика предварительной подготовки
агитаторов в выступлению целиком оправ-
лала себя. Агитатор не выдыхается, & всё
время пополняет запас знаний, пополняет
свой теоретический багаж. Кроме того,
своеобразной школой агитаторев является
семинар армейского агитколлектива, кула
входят штатные и нештатные агитаторы.
На этих семинарах обычно происходит об-
мен опытом, читаются локлалы на полити-
ческие и военные темы. Такие семинары
собираются 1—2 раза в месяц.

Главное в агитационной работе — лейст-
венность ` ве, На действенность агитации
мы обращаем большое внимание. Вот что по
этому вопросу рассказывает агитатор майор
Ермолаев;

— После выступления я остаюсь в
похразделении н наблюдаю, как дошла до
сознания бойца та задача. которая была
поставлена мною в выступлении. В то же
время провожу индивидуальные беселы с
бойцами, агитаторами и более подробно
знакомлюсь с жизнью и запросами бойцов
г командиров данного подразделения.

Вот страничка из дневника  агитатора
Рабиновича: «Больше четырех часов тод-
вовал я в траншеях с бойцами взвода лей-
тенанта Тарасенкова о боевой активности.
Вместе с ними наблюдал за обороной про-
тивника. Гуляют враги в полный рост.
Злесь почему-то считают, что стрелять по
ним бесполезно — далеко. Попробовал сам
пострелять. Оказалось, что достать можно.
Немцы  разбежалиеь. Один пополз на
четвереньках. Таким 30M доказано, что
можно отучить фашистов открыто гулять
по передовой. Побеселовал с. бойцами о
том, что надо бить врага на каждом шагу.
Пошел в другое подразделение. Пробыл
там два дня, иду обратно. А у самого ду-
ша болит, хочется знать, поднялась ли 60-
евая активность во взводе Тараеенкова.
Зашел. Не описать моей радости. Многие
бойцы открыли боевой счет».

Практика полоказала еще одну форму в
деятельности армейских агитаторов: кон-
сультация взволных и ротных агитаторов.
Богла армейский агитатор приходит в ро-
ту, во взвод, к нему как опытному това-
рищу обращаются за помощью. Я думаю,
что правильно делают нашн армейские
агитаторы тт. Дегтярев и Масюк, когда они
часть своего времени затрачивают на бе-
селу с агитаторами подразделений.

Вот некоторые вопросы работы нашей
грутты агитаторов. @пыт товорит о том,
что существование таких групн целиком и
полностью опразлывается. Надо только по-
вседневно совершенствовать деловую ква-
лификацию наших штатных агитаторов.

Подполисвник П. КИРСА,
начальник отделения агитации и

выгодных случаях боевые порядки пехоты
идут в 100 на опорные пункты. Любая
возможность обстрела и атак с нескольких
сторон должна быть сейчас же использо-
вана.

Успех наступления, помимо всего про-
Чего, зависит от быстроты закрепления на
занятых рубежах. По этому поволу уме-
стно вепомнить замечание одного военного
деятеля, которое с 060бой силой звучит
сейчас. «Помнить, — говорил он, — что
успех в бою решается не часами, а мгно-
вениями, а потому всегда пользоваться
возможностью привести захваченную позн-
цию в оборонительное положение, т. в.
закрепить ее, внрочем, разумеется, никогла
не упуская главной цели боя».

Пехота — единственный род войск, спо-
вобный закрепляться на захваченных по-
зициях. Фишь в редких случаях это удает-
ся, скажем, танковым частям ий то на
очень короткое время. Между тем обета-
новка часто складывается так, что, лей-
ствительно, мгновениями решается. судьба
боя, Контратаки следуют с быстротой, спо-
собной ошеломить ‘всякого, кто прозевал и
не использовал остановки, чтобы окопать-
ея и привести в готовность систему огня.
Быстрое окапывание — навык., необходи-
мый для пехоты и в обороне, и в насту-
плении. Но, наступая, она окапывается
для того, чтобы развить успех, отбить
контратаку, которая может послеловать, н
продолжать лвижение согласно боевой за-
даче. Способность закрепляться на лостиг-
нутом рубеже. булучи всегла готовой во-
зобновить движение вперед, — одно из
самых важных свойств пехоты. В совре-
MeHHOM бою это свойство имеет еще боль-
шее значение, чем имело когда-либо в пре-
дылущих войнах.

Благоларя своему оснащению и постоян-
ному усилению артиллерией, танками и
авиацией советская пехота облалает боль-
шой наступательной мощью. В том успен-
вом наступлении, которое развивается сей-
чае на Северо-Кавказском. Южном, Юго-
Западном, Воронежеком, а также на других
фронтах, роль нашей пехоты исключитель-
но велика. Ее святой долг — проявить
вею силу своего могучего порыва, чтобы
всё дальше и дальше итти на запад, осво-
бождая от ненавистного врага наши сёла
и города, уничтожая или захватывая в
плен противника в каждом бот.

Майор Б. КОРОЛЬ.

„-