ИС

ШРИ

В ознаменование победы

OBETC

В ходе войны численность наших танков 6временных об-
разцов возрасла в ce eee раз по сраннению с численно-
стью таких же танков в мирное время. (Аплодисменты). Это
резко изменило положение на полях сражений в нашу пользу.
Задача, поставленная товарищем Сталиным, «свести к нулю пре-
восходство немцев в танках и тем коренным образом улучшить
положение нашей армии», была успешно решена. Кроме того,
наша военная промышленность в ходе войны заново создала
тяжелую и легкую самоходную артиллерию. Вторая половина
войны прошла под знаком преобладания наших танков и само-
ходной артиллерии на полях сражений, Это позволяло нам
осуществлять оперативные маневры огромного размаха, окру-
жать крупные группировки противника, преследовать его до
полного уничтожения.

Обстановка борьбы в воздухе в первый период войны была
также для нас трудна. Противник имел значительное преиму-
щество в численности самолётов. Во второй половине войны,
благодаря усилению и развертыванию нашей авиационной
промышленности, мы добились решительного ‘изменения об-`
СТановки в звоздухе. Превосходство в воздухе перешло к на-
шей авиации, выросшей к концу войны в пять раз по сравне-
нию с начальным периодом войны.

Наряду с развитием технических родов войск, усиливалась
и оснащалась боевой техникой основа армии — пехота. За
годы войны пехота получила массу автоматов, протнвотанко-
вые средства, зенитные средства, крупно-калиберные пулеме-
ты, миномёты и другие виды оружия. Это техническое осна-
щение в значительной мере узилило оборонительные и насту-
пательные возможности пехоты и позволило ей успешно ре-
шать боевые задачи меньшим количеством живой силы. у

Большое развитие н техническое оснащение также полу-
чили и остальные рода войск.

Товарищи депутаты! Создание такой большой и технически
мощной, армии потребовало от нашего государства огромного
напряжения. Страна, отдав на защиту Родины миллионы тру-
доспособных людей, значительную часть тягловой силы и

транспорта (автоманин, тракторов и лошадей) должна была
еще обеспечить и все материальные потребности фронта.

Всё это, естественно, порождало огромные трудности для
нашего народного хозяйства, трудности и лишения для наше-
го народа.

Само собою разумеется, что успешное преодоление трудно-
стей военного времени и создание такой могучей армии, какой
яврается наша Красная Армия, было бы невозможным, если
бы\Иаша страна не имела военного хозяйства, полностью  отве-
чающего требованиям современной войны, и не располагала

бы резервами всех видов, без которых ныне нельзя успешно
воевать.

В 1931 году, за десять лет до начала Великой Отечествен-
ной войны, товарищ Сталин на первой Всесоюзной Конферен-
ции работников социалистической промышленности сказал:

«Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы долж-
ны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем

это, либо нас ссмнут».

Нас не смяли! Мы победили Германию — одну из самых
мощных в промышленном отношении стран, использовавшую
в борьбе против нас. все ресурсы побежденной ею Евроны.
Мы победили потому, что сталинские нятилетки преобразо-
вали нашу страну. Советский Союз стал могучим государ-
ством и это убедительно подтверждено ходом и’ результатами
войны. В исключительно трудных условиях наша социалисти-
ческая экономика оказалась способной обеспечить армию во-
оружением, сложными машинами и механизмами, достаточным
количеством продовольствия и сырья.

Великий советский народ, рабочие и работницы, колхозники
и колхозницы; наша интеллигенция своим доблестным тру-
дом сделали всё для того, чтобы дать Красной Армии боевую
технику и всё необходимое для победы. Красная Армия, её
бойцы, офицеры и генералы оказались ‘достойными своего
народа, оправдали его доверие, оказались способными с наи-
большей полнотой и умением использовать технику и ресурсы,
предоставленные им страной для победы.

Товарищи депутаты!

Война в Европе закончилась. Для Советского Союза начал-
ся период мирного развития. Перед нашими вооружёнными
силами встали новые задачи. Наши вооружённые силы, оста-
ваясь нопрежнему важнейшим фактором военной мощи Совет-
ского государства, фактором сохранения мира и всеобщей
безопасности, в новой обстановке должны обеспечить Родине
возможность спокойно залечить раны, ‘нанесенные войной,
спокойно продолжать работу с целью повышения благосостоя-
ния и культуры нашего народа; В связи с `победоносным
окончанием войны, эти задачи мы можем решить меньшими
силами и нам нет нужды держать такую многочисленную
армию, какую мы имели в период военных действий. Мы мо-
жем,`и интересы страны требуют, сократить численность
Красной Армии и возвратить воинов старших возрастов домой
к своим семьям, к мирному созидательному труду. _

В соответствии с этим, Совет Народных Комиссаров вносат
на рассмотрение ХПИ сессии Верховного Совета Союза ССР
проект Закона 0 демобилизации старших возрастов личного
состава Действующей Армии. Проектом предусматривается
демобилизовать в первую очередь военнослужащих тринад-
цати старших возрастов.

Демобилизацию первой очерели предполагается провести
в течение второй половины 1945 года. Очередность при прб-
ведении демобилизации необходимо установить для того,
чтобы всю демобилизацию провести организованно и плано-
мерно. Очередность неббходима также для того, чтобы со-
хранить нормальную работу железнодорожного транспорта“ и
обеспечить наилучшее устройство демобилизуемых на работу.

Демобилизация из армии миллионов людей является делом
большой государственной важности. Она требует от военного
командования чрезвычайной организованности, разработки
детального нлана её осу:мествления и больших мероприятий
по материальному обеспечению демобилизуемых. Вместе с
этим демобилизация ставит важные политические и хозяйст-
венные задачи перед советскими и партийными органами.
Главнейшей из’ этих задач является отеческая забота о доб-
лестных советских воинах, демобилизуемых из рядов Красной
Армии. ¢ 5

Внимательное, заботливое отношение к демобилизуемым
вытекает из коренного существа политики Советского Прави-
тельства, как подлинно народного Правительства.

Внимание Советского Правительства и советского народа
к своим воинам и их семьям с особой силой проявилось в дни
Великой Отечественной войны. ?

Сейчас ещё большее внимание и заботу необходимо про-
явить в отношении тех, кто будет демобилизован из Красной
Армин.

Товариие Сталин учит нас, что из всех ценных капиталов,
имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капи-
талом являются люди, кадры.

Предлагаемый на Ваше обсуждение и утверждение проект
Закона ярко выражает сталияскую заботу о людях.

Проектом Закона предусмотрен ряд мероприятий по_мате-
риальному обеспечению демобилизуемых.

Законом предусматривается, что все демобилизуемые обес-
печиваются полным комнлектом обмундирования и обуви, а
также питанием в пути сЛедования до места жительства.

Несмотря на огромные расходы, понесенные нашей страной
в дни войны, Правительство считает возможным оказать всем

демобилизуемым серьёзную денежную помошь. Всем демоби-
яизуемым из Действующей Армии проектом Закона устана-

ЛИЧНОГО СОСТАВА ПЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ

вливается единовременное денежное вознаграждение за каж-\
дый год службы в армии в период Великой Отечественной
войны в следующих размерах:

рядовому составу всех родов войск и служб, получаюшему
денежное содержание по общевойсковому тарифу — головой
оклад за каждый год службы; ‘

рядовому составу специальных частей и подразделений,
получающему повышенное денежное содержание — нолугодо-
вой оклад за каждый год службы;

сержантскому составу всех родов войск — полугодовой
оклад по должностным. ставкам в пределах до 900 рублей и
не ниже 300 рублей за каждый год службы;

офицерскому составу, прослужнвшему в период Великой
Отечественной войны:

один год — двухмесячный оклад,

два года — трехмесячный оклад,

три года — четырёхмесячный оклад,

четыре года — пятимесячный оклад.

Проект Закона, кроме того, обязывает Совнаркомы союзных
и автономных республик, исполнительные комитеты краевых
и областных Советов депутатов трудящихся, руководителей
предприятий, учреждений и организаций в городских районах,
предоставлять работу демобилизуемым не позднее месячного
срока со дня прибытия их к месту жительства.

Проектом Закона предусматривается при предоставлении
работы демобилизуемым учитывать приобретенные ими опыт
и специальности в Красной Армии и определять ‘их на работу
не ниже выполнявитейся. ими до ухода в армию.

Проектом Закона предусмотрено также обеспечение демо-
билизуемых жнлой площадью и топливом.

В сельских местностях Советы депутатов трудящихся и
правления колхозов, проектом Закона, обязываются оказывать
демобилизуемым всемерную помошь как в деле их устройства
на работу, так и в обзаведении хозяйством. ;

Всем известно, какой огромный урон нанесли немцы нашему
народному хозяйству в тех районах, которые были временно
ими оккупированы. Поэтому многие демобилизуемые из Крас-
ной Армии найдут своё хозяйство поврежденным или разорен-
ным. Местные органы власти и колхозы проектом Закона обя-
зываются ‘помочь демобилизьванным восстановить свое хо-
зяйство,

Советы Народных Комиссаров союзных и автономных респуб-
лик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов
депутатов трудящихся в районах, пострадавших от немецкой
оккупации, обязываются отводить бесплатно демобилизован-
ным, нуждающимся в постройке или ремонте жилищ, лесосеч-
ный фонд для заготовки строительного леса. :

Согласно этому же проекту Закона Всесоюзный банк финан-
сирования коммунального и жилищного строительства
(ЦЕКОМБАНК) обязнвается выдавать в районах, пострадав- ~
ших от немецкой оккупации, нуждающимся демобилизуемым
ссуды: на строительство и восстановление жилых домов в сум-
ме от 5 до 10 тысяч рублей со сроком погашения ссуды от
5 до 10 лет.

Таковы основные мероприятия по обеспечению демобили-
зуемых, предусматриваемые предлагаемым Советом Народных
Комиссаров Союза ССР на Ваше утверждение проектом За-
кона.

Все эти мероприятия являются ярким свидетельством забо-
ты Советского Правительства и лично товарища Сталина ©
воинах Красной Армии, честно выполнивших свой долг перед
Родиной в Великой Отечественной войне и ныне возвращаю-
щихся к мирному труду.

Необходимость мероприятий, предусмотренных проектом
Закона понятна, ибо вопрос сейчас идет о наших доблестных
воинах, которые в течение четырех лет вели тяжелую, крова-
вую борьбу с жестоким врагом, не щадили в этой борьбе ни
своих сил, ни своей жизни, испытывали невероятные тяготы
и лишения, проявляли невиданный героизм и одержали пол-
ную победу. Своей глубокой преданностью Отечеству, верно-
стью присяге, беспримерным мужеством, воинским  мастер-
ством, своей кровью воины Красной Армии спасли наш народ
от порабощения и истребления, .

Товарищи депутаты!

С утверждением вносимого на обсуждение Сессии проекта
Закона о демобилизации старших возрастов личного состэва
Действующей Армии, наше государство сделает крупный шаг
в переходе на мирное положение. Численность Красной Ар=
мии сократится, но. Красная Армия попрежнему останется на-
дежным оплотом свободы и независимости нашей Социалисти-
ческой Родины, мошным орудием защиты мира и безопасности
свободолюбивых народов.

Задача сёйчас заключается в том, чтобы и впредь вооружен-
ные силы Советского Союза были ва уровне, достойном Ha-
шей Великой Родины, чтобы и дальше, в условиях мирного
времени, развивалась и укревлялась военно-экономическая
мошь нашего государства — основа его несокрушимой оборо-
ноепособности.

Одержав победу, Красная Армия не может почить на лав-
рах. Генералы и офицеры Красной Армии должны глубоко
изучить боевой опыт победоносной Беликой Отечественной
войны, осмыслить его и дальше развивать советскую военную
науку. Всю нашу работу по боевой подготовке, но военному и
политическому воспитанию Красной Армии следует проводить
с учётом того нового, что дала Великая Отечественная
война.

Наши боевые товарищи, уходящие по демобилизации из
Красной Армии, должны максимально исмочь Отчизне в ве-
ликой созидательной работе. Мы уверены, что они окажутся
на выеоте положения.

Товарищи депутаты!

Великая историческая победа Советского Союза над Гер-

манией дала возможность Совету Народных Комиссаров
Союза ССР внести на Ваше рассмотрение проект Закона о
демобилизации первой очереди личного состава Действующей
Армии. р

Народы Советского Союза, сознавая величие этой историче-
ской победы, обращают свои взоры и мысли к вдохновителю и
организатору наших побед, своему гениальному вождю и пол-
ководцу товарищу Сталину. (Все встают, Продолжительные
аплодисменты. Возгласы «ура!»).

Еще задолго до войны товарищ Сталин предвидел грозные
контуры будущих битв и готовил силы советского народа для
защиты Родины и великих завоеваний Октября от посяга-
тельств иноземных захватчиков.

В самые трудные дни войны товарищ Сталин принял на
свби плечи всю тяжесть военного руководства. На. всех участ-

ках нашей борьбы: в области стратегии, оперативного. искус*

ства и тактики, в области организации и формирования воору:
жённых сил, подготовки резервов и командных кадров, в об=
ласти вооружения и оснащения армии боевой техникой, в де
ле организации тыла, а также во всех других областях руко-
водства страной — везде и всегда мы видели твёрдую и на-
правляющую руку товарища Сталина. (Бурные аплодисменты).

Товарищ Сталин поднял на борьбу с врагом гигантские силы
нашего государства и привёл нашу Родину, советский народ
к великой, исторической победе. (Аплодисменты).

Эта победа даёт советскому народу новые силы и уверен-
ность в том, что наша страна быстро ликвидирует последствия
войны, успешно пойдёт по пути дальнейшего экономического
и культурного роста, оставаясь попрежнему незыблемым
оплотом мира и свободы народов.

Товарищи депутаты! Совет Народных Комиссаров СССР
вносит проект Закона о демобилизации старших возрастов
личного состава Действующей Армии на Ваше рассмотрение и
утверждение. (Аплодисменты).