Плакат В. КОРЕЦКОГО. Выпущен издательством «Искусство».

Дважды Герой Советского
генерал-полковник В. ЧУЙКОВ

Правла войны

Сражением ‘управляет искусство
полководца. Если это так, то вой-
на- искусство глубоко своеобразное,
Война требует напряжения всего
человеческого Ума. Победа в этой
борьбе — жизнь, счастье тех, кто
поручил полководцу защищать ве-
ликую святыню— родину.

Война, военные действия иногда
кажутся несколько хаотичными, Но
это мнимый хаос, Сражение — это
сочетание ума, таланта, воли, опы-
та, знания и величайшего влохнове-
‚ния. Это сочетание проявляется кз-
ЖдДЫЙ раз по-новому, оригинально и
своеобразно, и поэтому некоторым
наблюдателям, ® том числе и вели-
‚ким художникам, оно казалось Хао-
сфм, не управляемым человеческой
мыслью и волей. Так, например,
описывал сражения Отечественной
войны 1812 тода Л. Н. Толстой,

Но это не так. В каждой вели-
кой битве мы находим живые зпро-
явления мысли полководца, пламен-
ный героизм и зрелый опыт солда-
та, устремленные к одной цели —
к победе.

Классическим образцом сражения,
проведенного по плану Верховного
Главнокомандования — гениальному
своей ясностью и точностью, — яв-
ляется историческая Сталинградская
битва. О ней написано ‘много, и еще
на протяжении множества лет она бу-
дет лавать ценнейший материал для
разработки современного военного
искусства.

Успех сражения решался волей и
умением полководца, героизмом и
смёткой рядового воина. Вот одна из
характерных деталей битвы.

Яростно бомбили немцы Сталин-
град. Разрывы бомб, казалось, могли
землю поднять в небо. Но земля была
так усеяна воронками, что немцы не
могли пустить по ней свои же тан-
ки развернутым строем. Они шли
один за другим — гуськом. Этим
воспользовались отважные советские
воины-сталинградцы — они лодры-
вали танки. так сказать, в порядке
очереди.

Множество таких примеров дает
Сталинградская битва художнику,
стремящемуся создать образ нашего
современника — ‘советского челове-
ка, воина, победителя, смелого и
мудрого в своей отваге.

Спектакль «Сталингралцы» в Цен-
тральном театре Красной Арми:
в общем яркая ‘и правдивая попыт-
ка показать великую битву, хотя
спектаклю и мешают некоторые не-
достатки так как авторы не всегда
точно изображают боевую обстанов-
ку. Пьеса и спектакль — первый
черновой набросок картины Сталич-
гралского сражения, к которому,
несомненно, еше не’ раз возвратятся
мастера театра, кино, живописи, по-

o 2 9°

сни теряли последние остатки уве-

Сегодня мне’ вспоминается 1941 —
42 год-_время, когда нам было о<со-
бенно тяжело. Именнов этот трудней-
ший период войны я наблюдал явле-
ние неожиданное и в то же время впол-
не закономерное: у народа-великана—
советского народа и прежде всего у
русского народа родилось в те’ дни
много песен. Они были бодры и вос-
певали славу родины и ненависть к
врагу, мужество, отвагу, боевую дру:
жбу—все то, что помогало преодо-
леть вбенные трудности, которым не
было числа,

Бодрость духа во всем нужна: и в
труде, и в науке, и в искусстве,
особенно бодрость духа, вера, непре-
клонность воли нужны во время вой-
ны, тем, более во.время такой, какой
была наша’ Великая. Отечественная
война. И с этой точки. зрения совет-
ское искусетво во веех своих прояв-
лениях во многом и многом помогло

нам в достижении столь грандиозной
победы. ;

У народа, слабого духом, не могли
родиться такие песни: песни-призывы,
песни; вдохновляюшие на справедли-
вую и кровавую борьбу с врагом, ко.
торого надо было уничтожить, чтобы
спасти родину будущее наших детей,
счастье и цивилизацию мира.

Песни рождались народными   Mac-
сами и приносились массам фронто-
виков нашими композиторами и пев-
цами, Мы слышали их по радио, с\
киноэкрана, с маленькой эстрады Ha
фронте, и всегда песня достигала
своей благородной цели: звуки ее и!
слова как нельзя лучше выражали
наши собственные чувства, и мы
цущали ее своей родной, кровной,
омо:цницей.

Песня,— пожалуй, главная заслуга
наших работников искусства, лучшая
иллюстрация того, что искусство у
нас не замерло во время войны, а, на-
оборот, быстро перестроилось, пере-

t
менило тему и посвятило себя глав-
ному — завоеванию победы,

А

Союза

Но не только пееня помогала нам
воевать. Я отлично помню, например,
ансамбль ‘красноармейской — самодея-
тельности в 11-Й гвардейской армии,
которой я командовал в 1942—43 го-
ду. Ансамбль исполнял монтаж «Убей
немца!», Я смотрел и слушал этот
монтаж несколько раз, и настолько
огромна была сала вызываемой им
ненависти к врагу, сжиганшему наши
на то, что волновало сердце совет:   Города и села, мучившему наших жен-
ского солдата. А это имело огром-   ШИН и детей, что у многих зрителей,
ное значение, Ну как не вепомнить, =
например, песню М. Блантера «Под
звездами балканскими»? Наши вон-
ны сражались уже на чужой земле,
Они многое повидали, пережили’ рз-
дость победных боев. Песня, чудес-
Ho и глубоко выражала их внутрен.
нее состояние. Все с восторгом рас-
певали:

Хороша страна Болгария,
А Россия лучше всех!

найдет в ней для себя необычайно
волнующий материал, ‘

Одним из замечательных свойств
искусства военного времени я ечи-
таю его умение быстро откликаться

„.Войну я встретил на родной Смо-
ленщине; первое боевое крещение по*
ht лучил под Ельцом, Помню; вылетели

‚  «ИЛы», потом «ЛАГ-3». Я, летя в
группе, их прикрывал. Смотрю — ка-
кая-то четверка самолетов пикирует

Также мгновенно была подхвачена   на нас, Когда вражеские машины на-

бойцами и другая песня, созданная
М. Блантером на текст поэта Евг,
Долматовского: «Пришли в Берлин
гвардейцы-сталинградцы». Эта пез-
ня стала родной в нашей гвардей-
ской армии.

Впрочем, не всегда профессионалы,
мастера искусств поспевали за бое-
вой жизнью. В армии’ чрезвычайно
велик был интерес ‘к произведениям,
посвященным конкретным ‘подвигам
героев данной армии и’данной воин-
ской части; ‚

Вспоминается мнё замечательный

чали Выходить из пике, мы, при-
знаюсь, вначале растерялись — нару-
шили строй. Ведь война толька Har
чиналась, и эпыта у нас не было. Ви-
жу, какой-то самолет заходит ко мне
в хвост. Посмотрел — свастика

}

на
фюзеляже. У меня дрогнуло сердце.
Первая встреча с врагом, Только Тог*
да до меня «дошло»: зто — война.

кий самолет, С этого дня и началась
моя боевая биография.

Я совершил боевых вылетов, и
мой истребитель прошел в небе вой-
‘ны два мИллиона километров.

пример героизма рядового советского   (Ста.

о : soe ee талинград, Воронеж, Елец, Ро-
ия Во время ожесточенных боев стов, Шахты, Мариуполь, Херсон,
в Сталинграде на проводе получился   Севастополь, Каунас, Инстербург,

обрыв. Телефонная связь была нару-
шена. Обнаружить место ‚обрыва и
скрепить провод было поручено ря-
довому бойцу-связисту Китаину. Под
градом пуль полз Китаин, Он обна-
ружил провод, разорванный оскол-
  ком.. В это время вражеская пуля
сразила советского воина. Но Китаин
нашел в себе силы для того, чтобы
сжать зубами оба конна  провода, Так
OH и умер, сжимая их. в зубах. Но
связь была восстановлена...

Наши бойцы‘ ‘сами: сложили песню
0б этом великом солдатском подвиге,
Музыка и текст были бесхитростны
и наивны, но песня вызывала глу-
бокое волнение бойцов.

Туг нельзя не вспомнить добрым
словом  красноармейскую  художе-
ственную самодеятельность. Ее мо-
рально-политическое значение труд-
но переоценить. Можно смело ска-

Кенигсберг, Познань, Берлин...

Это для меня не географические
понятия. не проето города. Это тяже-
лый путь борьбы, многочисленные
воздушные бои с неудачами и радост-
ными победами. р

В дни великой сталинградекой бит-
вы я сбил 16 вражеских самолетов н
получил звание Героя
Союза.

И далыне — долгий и опасный путь
до сердца Германии. Я был в пленуи
бежал, я партизанил, пробиваясь к
своим войскам, и после двадцатиднев-
ных скитаний снова вернулся в свою
часть. После крымской операции
командование ходатайствовало о вто-
ричном присвоении мне звания Героя

уже позже, приехав в Москву.
Помню этот день, как сейчас.
лежал в общежитии летчиков авиа-

зать, что она иной раз приобретала и   ГаРнизона; вдруг ябегают ребята,
прямое военное значение. Кале
ok ire
Kak известно. в Сталинграде бои cies вриненков, ты, стал дважды

шли на самых близких дистанциях.
Часто в 20 метрах от своей позиции
немцы слышали музыку или русскую
песню. И это едва лиих веселило—

онечно, я был безмерно счастлив.

вах я не могу — для этого нужен
язык искусства, которым я не вла-
дею, но который горячо люблю. Лю-
бовь эта зародилась на фронте, когда
после тяжких боев мы встречались с
московскими артистами. Их выступ-
ления приносили нам много радости.

Помню, как после одного из бое-!
вых вылетов мы возвратились на!

ренности в победе. Вместе с тем
песня поднимала дух наших воинов.

Сталинградская победа — решаю-
щий этап войны. Над немцами до по-
следней битвы тяготел призрак Ста-
линграда. Они видели его в каждом
охватывающем движении наших
войск. Они смертельно боялись окру-

эты, писатели и драматурги.

Здесь я хочу высказать одно об-
шее принципиальное пожелание. Ра-
зумеется, мы ждем от художника не
простого изложения фактов, а их
художественного обобщения. Это
зназит, что характерные черты боя
и людей, внем участвующих, долж-
ны быть представлены как бы в
сконцентрированном виде. Но не надо
приукрашивать войну, ибо в ней и
без того так много красок и беспо-
лобных проявлений человеческого
ведичия. Истинный художник всегда

Герой Советского Союза гене

НАШИ ДРУЗЬЯ

Сатодня— замечательный день. В
лень славы ни триумфа русского ору-
жия мне хочется сказать несколько
добрых слов о людях искусства.

У фронтовика отдых  короток и
редок. С большой радостью  встре-
чали мы приезжавших на фронт ак-
теров, ‘ приносивших с собой бод-
рость и смех. А как это необходи-
мо. знает только тот, кто побывал
в боях.

В перерыве между боями прел-
ставление—жизое, красочное, с ве-
селой музыкой, танцами, ‘хорошими
костюмами—приносит настоящий
отдых, дает зарядку для большого
и серьезного дела.

Актеры играли в любых услови-
ях: платформы грузовых машин за-
меняли сцену, плаш-палатка и зе-
лень леса помогали оформлению.
Безупоечны = самоотверженность A
храбрость многих актеров, приез-
жавших на фронт. Запомнялся мне
такой случай: шли бои за Молда-.

жения и «котлов». И они не смогли
оправиться от своего поражения,
вилоть До полного разгрома, до по-
следнего «котла» в самом центре
Германии, в Берлине.

И сегодня, когда мы празднуем ве-
личайшую из побед советского ору-
жия, мне хочется пожелать работни-
кам искусств новых творческих. успе-
хов в изображении великого истори-
ческого подвига, который свершилн
наш народ, наша армия, направляе-
мые и руководимые гением великого
Сталина.

рал-полковник К. КОРОТЕЕВ`

вию. К линии фронта под’езжала
художественная бригада. Осколкамн
снаряда разбило машину. Большин-
ство актеров погибло. В живых
осталось шесть человек. Среди по-
гибших товарищей были близкие им
люди. Актерам стредлагали вернуть-.
ся, но они отказались, И через’ дзе
недели, недалеко от передовой, я
смотрел концерт в исполнении ше-
сти оставшихся на фронте актеров-
бойцов.

Так вырастают герои среди людей,
профессия которых к войне, каза-
лось бы, не имеет прямого OTHO-
шения.

Наше искусство окрепло и зака-
лилось в огне войны. И < каждым
днем возрастает его значение. Свя-
щенная обязанность искусства-—уве-
ковечить в неувядаемых ‘образах
подвиг советского народа, расска-
зать современникам, и потомству о
всех тех, кто отдал жизнь свою за
Родину, создать величественный. пз-
мятник нашей победе,

Эскиз зризифальной

Хх

арки Победы

Под Ельком я сбил первый ;

Советского

Советского Союза. Эб этом я узнал.
  вые,

Я

р мы. В картине «Небо Москвы»

Рассказать о своих тоглашних чувет-.

п

Герой Советского Союза
генерал армии
И. БАГРАМЯН

*

в том числе и у меня, навертывались
слезы и.сжималнсь кулаки. И если
искусство вызывало такие эмоции, —
значит оно служило войне тах, как
того требовали интересы родины,

Война закончилась, победяло наше
правое дело, мы вернулись в родную
столицу — Москву.

Немцы разрушилй или, во всяком’
случае, сильно повредили все евро-
пейские столицы, и только Москва
благоларя. героическим подвигам Har
шей Красной Армии осталась целой и
невредимой. Это символично и это
отрадно, Это радует и восхищает.
Столица-победительница! Вот первое
ощущение, овладевающее при встре-
че с любимым городом, сыграв-
шим такую огромную роль в дости-
жении победы, Затем приходит ра-
дость от того, чти темп московской
жизни не только* не замедлился, HO
даже стал еще экспрессивней, еще
полнокровней. Это чувствуется во
всем — от уличного движения до те-
атральной афиши,

Я побывал на двух спектаклях.
Первый— героическая. комедия «Дав-
ным-давно» в Театре Красной Армии.
Спектакль очень хорош исторически-
правдивым сюжетом и артистичес-
ким мастерством. Отвага партизан
Дениса. Давыдова, храбрость и Ли-
хость\усар в войне и в веселье, их
‘бодрость духа и преданность родине
—одним словом, ‘все те черты, кото-
рые искони были свойственны русско-
му солдату и которые, как никогда,
ярко проявились в эту войну, заме-
чательно показаны Тезтром Красной
Армии,

Второй спектакль — в Большом‘
театре. Я смотрел Уланову в «Жизе-
ли», Этот балет, игра и танец У ллано-
вой производят впечатление столь
сильное, что забыть «его нельзя, и
человек, пробывший так много вре-
мени на фронте, испытывает глубо-
кую благодарность к искусству, ко-
торое в тяжкие годы военных испы-
таний не только сохранило весь свой
блеск и мастерство, но стало еще со-
вершеннее.

Но как бы ни были хороши луч-

“ok
Дважды Герой Советского

Союза гвардии майор
В. ЛАВРИНЕНКОВ

хх és

аэродром. Вылезли из кабины ислы-
шим, что к-нам приехали артисты,
‘сейчас будут выступать. Несмотря на
усталость, спешим на концерт. Здесь
же, на поле аэродрома, мы оборудова-
ли артистическую` уборную. Через
10—15 минут на импровизированной
эстраде начинается концерт. Летчи-
ки кричат артистам:

— Спойте нам «Землянку»! Спойте
«В лесу прифронтовом»!

Баянист играет знакомый мотив,
певец поет любимую песню, которую
подхватывают летчики. Такой неболь-
шой концерт воодушевлял нас, мы

стов, а потом много беседовали с ни-
ми о Москве, об искусстве, о музыке,

Советские артисты — подлинные
патриоты нашей родины. Они несли

ли от Сталинграда до Берлина, воо-
душевляя и воспитывая бойцов своим
искусством, которое звало на разгром
врага.

Имена Качалова и Москвина, Тар-
ханова и Садовского, Турчаниновой и
Яблочкиной,
Лемешева и Козловского, Барсовой и
Максаковой, Утесова и Руслановой и
многих других широко известны лет-
чикам и вообще всем воинам Красной
Армии. Мы неоднократно слушали на
фронте в радиоконцертах прославлеён-
ных русских артистов, многие из ко-
торых приезжали к нам на передо-

Огромна воспитательная роль и Ha-
шего киноискусства. Я видел все
вышедшие в эти годы на экран филь-
до-
вольно верно показан образ советско-
го летчика. Хорош фильми «Два бой-
ца». Мы увидели в нем живых людей,
бойцов, которых можно было встре-
тить в любой части Красной Армии.
Исключительное значение имеют до-
кументальные фильмы, которые  за-
фиксировали для истории великий
путь побед Красной Армии — от пер-
вых дней войны до парада победите-
лей в столице нашей родины,

Москва. Хожу по прекрасным. ее
площадям и улицам. Как удивитель-

oOo 0

iTBol .

отдыхали и горячо благодарили арти-

свое мастерство. на фронт, они прош-

Пашенной и Пирогова,

тие образцы прошлого — искусство
наше вместе со всей страной долж-
но итти к новым высотам. И главная
послевоенная задача искусства, MO-
моему, — всесторонняя популяриза-
ция героика Великой Отечественной
войны,

Мы победили потому, что мощь <о-
ветского государства, вся его эконс-
мическая и политическая сила под
гениальным руководством товарища
Сталина были приведены в действие

и направлены к одной цели — разгро-
му немецкого фашизма.

Мы одержали победу главным об-
разом потому, что большевистская
партия, товарищ Сталин и весь со-
ветекий строй воспитали в нашем на-
роде глубокую любовь и преданность
родине и такой силы патриотизм,
благодаря которому Красная Армия
разгромила гитлеровскую Германию.
Мы должны быть сильны, непобеди-
мы и впредь, чтобы мир был прочен
и непоколебим. Вот почему наше ис-
кусство должно воспитывать в моло-
дом поколении и постоянно развивать
во всем советском народе чувства
безграничной преданности партии
Ленина—Сталина и своей отчизне.

Лучше всего эти чувства смогут
быть воспитаны  героикой . Великой
Отечественной войны. Искусство
Hawe должно, обязано, если позволе-
HO так категорически сказать, в са-
мые кратчайшие сроки поведать миру
9 том, что сделали простые и скром-

ные люди великой бвоветской страны
для народов обоих полушарий.

Я — большой поклонник историче-
ской правды на сцене и экране. Мие
представляется поэтому необходимым
рассказать о живых, действительно
существовавших о людях, независимо
от их звания и положения, рассказать
полно, образно, краеочно.

Как, какими средствами будет осу-
ществлена эта важнейшая задача ис-
кусства, решат профессионалы, каж-
дый в своей области: драматурги
напишут трагедии ‘и драмы, компози-
торы — симфонии, оперы и песни,
художники — картины, режиссеры
поставят новые кинофильмы. И все
это должно быть полнокровно, сочно.
разнообразно — не похожее одно на
другое. Все эта должно быть по-на-
стоящему талантливо, так хорошо,
как того заслуживает величественное
время, в которое мы живем и в кото-
poe Mb победили,

Вчера и сегодня.

г разгромив

Оборона Москвы. Барельеф

работы скульптора Г, МОТОВИЛОВА.

©®х> .

Жорж СОРИА

Спас

Я считаю болышой честью для ме-
ня, французского писателя, высту-
пить на столбцах советской газеты в
четвертую ° годовщину победно за-
вершившейся войны. Красная Армия,
гитлеровскую  Германи!о,
выполнила свой священный долг во
имя торжества справедливости, во
имя спасения цивялизации. Никакой
ум не может постичь величие того,
что сделала Красная Армия. Подвиг
ее потряс все сознательное челове-
чество,

\ Слова бессильны передать счастье

но хороша наша столица! Мне трул-   Народов, обретших свободу после

но передать все ошущение
человека, который
сквозь разрывы зениток, мчался
ураганной скорости на «Фоккера» или
«Мессёра», а сегодня сидит в ложе
прославленного Большого театра и
слушает «Пиковую даму» Чайков-
ского.
` Московский Художественный Te-
атр... Я впервые увидел на сцеяе зиа-
менитых русских актеров: Москвина,
 `Книппер-Чехову, Хмелева, Тарасову.
В отроческие годы я с увлечением
читал «Анну Каренину» и «Воскре-
сение» Льва Толстого, Сейчас я п®о-
  дучна возможность увидеть героев
`этих великих произведений на сцене
 Художественного театра.

Замечательная ° актриса Тарасова
создала незабываемый образ русской
женщины. Анны Карениной, Мне, co-
‚ ветскому человеку, родившемуся уже
  после революции, было особенно ин-
  Тересно увидать в спектаклях «Анна
Каренина» `и «Три сестры» жизнь

старого, дореволюционного общества,

взаимоотношения людей, судьбы рус-
ской интеллигенции. -

Я особенно люблю музыку, русскую
‘народную   песню. До сих пор помню,
  как деревенским мальчишкой бегал
` послушать на посиделках песни и ча-

стушки. Люблю сам петь. Когда я

работал плотником и столяром, то ни-

когда не обходился без песни. Когда

учился в школе фабрично-заводского

ученичества, был активным  участни-
ком хорового кружка.

Естественно, когда я чопал в Мо-
скву, то стремился как можно полнее
познакомиться < музыкальными теат-
рами и концертными программами. И
каждый раз я вновь убеждался в том,
что театр, музыка, искусство обога-
щают и воспитывают человека.

Чего мы, советские солдаты, сей-
час, после войны, ждем от искусства?

Художники! Не искажайте в ваших
произведениях ‘действительность. Бе-
рите ваших героев из, жизни; пусть
OHH будут простыми людьми.

Если героем вашей пьесы или сце-
нария является Герой Советского Со-
юза, то не рисуйте его сверхчелове-
ком. У каждого человека, в том чис-
ле иу Героя Советекого Союза, весть
своя душа, своя жизнь и, конечно,
свои’ недостатки и слабости. И вот
жизнь его, во всем ее многообразии,
надо уметь отобразить в искусстве,

радости   МНоголетнего кошмара гитлеровского
‘еще на-днях,   Господства, Кровь
на   Когда только пробуешь

стынет в жилах,
представить
себе, что произошло бы, если бы
Красная Армия не пришла на помощь
Европе н не вырзала ее из когтей
фашистского зверя. Четыре года гне-
та для всех европейских народов,
быть может, растянулись бы на д®-
  сятилетия рабства. Новое средневе-
ковье воцарилось бы на земле, и все
сокровяща многовековой цивилизации
были бы погребены. Да, все очаги
ind an один за другим были бы
погашены вооруженными бандами
  Гитлера, уничтожены предательством
‚ И невежеством.

Франция была одной из первых
  жертв нацистского Молоха. Мой на-
‚род боролся с врагом, стремившимся
  уничтожить Францию Рабле, Монтэ-
ня, Ронсара, Вольтера и энциклопе-
дистов, Францию Гюго и Рембо, Бер-
лиоза и Дебюсси, Энгра и Сезанна.
Враг хотел затушить пламя Великой
  французской революции, озарившей
весь ХГХ век, Сопротивление Фран-
ции навеки вошло в историю войны
против Германии.

Более 300 тысяч французов погяб-
ло от рук немецких налачей в голы
оккупации. Не трудно представить,
  во сколько раз эта цифра увеличи-
лась бы, если бы Красная Армия не
уничтожила военное — могущестзо
Германии на пути от Сталинграда до
Берлина. Этот путь, обагренный
кровью лучших людей советской
страны, венно будет вызывать горя-
чую благодарность французского на-
рода. Красная Армия своим приме-
ром воодушевляла его в самые мрач-
ные дни реакции, окрыляла и под-

держивала, возрождая силы его для
борьбы. к

Кажлый вечер обращаюсь я к
французскому народу по радио. Я

часто говорю €BOHM слушателям о
  подвиге необ’ятной советской <тра-
  ны. В почте, пришедшей из разных
уголков Франции, я нахожу письма
  szage друзей Советского Союза и
  письма от людей, которые неожидан-
  Но. для них самих только во время
войны поняли, что значит для них
Советский Союз.

’В большинстве” писем я нашел поч-
ти одну и ту же мысль, которая мо-
жет быть сформулирована так: «Как
можем мы отблагодарить Красную
Армию, как можем мы выразить на-
шу = признательность Советскому
Союзу и Сталину за огромную ока-
занную нам помощшь?! ».

Таковы чувства, которые питают
французы к советской стране. Чув-
ства эти выражены в такой определен-
ной форме потому, что французы от-
дают себе отчет в том, что все их
политическое и культурное наследие
было под угрозой полного: уничтоже-
ния, а Красная Армия, жертвуя на
поле боя своими лучшими сынами,
помогла им вернуть все права и на-
циональное достояние.

Страшно вспомнить так называе-
мую — «интеллектуальную» жизнь
Франции дней оккупации. Художест-
венная литература цензуровалась ге-
стапо. Французское искусство никог-
да не знало такого упадка. Даже в
средние века оно имело все же тру-
бадуров, воспевавигих мужество и
отвагу. в годы оккупации всякая
светлая идея душилась немцами в
зародыше, и никакая прогрессивная
мысль не имела права на жизнь. Все,
что не являлось восхвалением Петэ-
на, немцев и их приспешников, было
погребено. Не только литература,
но и музыка, живопись, скульптура
умерли в этом зловещем «климате»,
Лишь в подполье можно было видеть
настоящее лицо Франции. Так Арагон
отразил борьбу нашего народа в пое-

красных поэмах, и вся Франция тай-
но читала их.

Сегодня, когда Франция стала на
путь возрождения, каждый об’ектив-
но мыслящий француз отдает себе
отчет в том, что если его страна вер-
нулась на свой исторический путь, то
этим она в огромной мере обязана
Красной Армии. Если созидательная
работа французов возобновилась, то
это тольхо потому, что мужчины и
женщины страны Советов работали и
боролись, чтобы отвпаТИТЬ опасность,
которая угрожала всей цивилизацин.

В июне 1941 года весь европейский

ние

материк было порабошен легионами
Гитлера. Народы видели хлынувшие
в их столицы потоки гитлеровских
танков. Прага, Варшава, Афины, Бел-
град, София, Осло, Брюссель, Роттер-
дам были задавлены свастикой. Гес-
тапо повсюду расправлялось с сила-
ми прогресса, расстреливая,  пытая,
ссылая и казня, расхищая музеи, биб-
лиотеки, лаборатории и картинные
галлереи. Лувр и Национальная биб-
лиотека были разграблены. Нацисты
уничтожали все, что не успевала по-
глотить их чудовишная жадность,

Роль Красной Армии, как спаси»
тельницы культурного достояния
стран Европы, не может быть пере-
оценена,

Красная Армия обратила в бегство
вооруженные силы немецкого фашиз-
ма, спасла от разрушения неоценимые,
богатства Полыши, Румыниа, Венгрии,
Чехословакии. Шел священный пое-
динок между все разрушающими на
своем пути войсками германской ар-
мии и частями Красной Армии: нес-
шей культуре, цивилизации, искусст-
ву спасение в самом широком и вса-
мом прямом, непосредственном смыс-
ле слова.

Музей изящных искусств Будапеш-
та, где, помимо работ венгерских ху-
дожников, хранятся произведения,
Леонардо да Винчи, Греке, Гойя,
немцы решили уничтожить минами
замедленного действия. Только ге-
роические усилия советских саперов
спасли эти сокровища, Фашиеты не
успели взорвать памятник Александ-
ру Петефи. И ныне бронзовая фигу-
ра героя возвышаетея среди руин:
венгерской столицы и поднятые к
небу персты словно подтверждают
клятву, выгравированную на пъедес-
тале; «Мы ‘клянемся, что никогда не
будем рабами».

Перерезая все дороги отступающчм
немцам, Красная Армия. мешала им
разрушать и вывозить произведения
искусства, Краков с его старым крем-
лем «Вавель», являющимся прекрас-

ным образцом архитектуры средних
веков, был заминирован, и Только
стремительное наступление частей

Первого Украинского фронта спасло
ксемль и весь этот дивный город. В
Лодзи немцы приготовили ‘специаль-
ный поезд, доотказа набитый произ-
ведениями искусства, но Красная
Армия обошла город с запада, и по-
езд не был отправлен в Германию.

В Румынии были спасены от раз-
рушения старинные монастыри, и
патриарх Никодим в письме, адресо-
ванном совегскому правительству,
горячо благодарил бойцов Красной
Армии, прибывших  во-время, чтобы
не’ дать разрушить национальные
святыни и, в частности, знаменитый
монастырь Нямцу.

А судьба Югославии? Красная Ар-
мия вырвала Белград из рук ванда-
лов, освободила его и вместе с про-
славленнымй войсками маршала Тито
сорвала нацистские планы полного
разрушения славянской столицы.
Большинство музеев и памятников
во-время очутились в руках Красной

Армии, чтобы быть переданными во

владение народа.

И, наконец, в Праге роль Красной
Армии, как спасительницы нацио-
нальных художественных богатств,
выявилась с наибольшей полнотой.
Оставив Бреслау и Силезию, немцы
сосредоточились в Богемни, где’ они
предполагали создать рубеж сопро-
тивления, а Прага должна была сде-
‚латься их южным бастноном. Но ар-
мия маршала Конева, совершив за-
мечательный обходный манёвр, вошла
в столицу Чехословакии — гордл
роскошных Дворцов, город древней-
шей культуры славян. а

Я мог бы привести, еще много прЯ-
меров, но это не моя задача, Это за-
дача историков, которые должны
восстановить события и составить
перечень всех ценностей, спасенных
Красной Армией. Я напоминаю
только несколько случаев, вызываю
щих особенную признательность лю-
дей искусства к Красной Армни, ко-
торая спасла цивилизацию Европы.
Теперь это уже несомненный для
всего мира факт, ясный даже для
многих из тех, кто вчера еще был
ослеплен гитлеровской пропагандой
и предубеждениями.

Разрешите же мне поздравить вас,
людей советского искусства; со все-
народным торжеством, которое яв-
ляется торжеством всей Европы.

Разрешите мне, французу, сказать?

— Благодарю за все, что вы, со
ветские люди, сделали для нас. Мы
этого не забудем никогда! И так
долго, как Франция будет жить (а
обычно говорят, что Франция Gee-
смертна), народ ее будет носить в
своем сердце вместе с именами наци-
ональных героев имя Сталина —
великого героя всего свободного че-
ловечества.

Перевод с французского.