В Закарпалской Украине. Советские танки на горных дорогах.
Рисунок В. ГАПОПШЩИНА.

.
На ena

В двух километрах от города Му-
качево, на юго-западном берегу реки
Латорца, на высоком холме высится
старинный замок. Своими крейкими
стенами и высокими бастионами он
обращен в сторону Тиссы и далекого
Дуная. Это страж лесистых гор; про-
хладных ущелий, широких пастбищ
Закарпатской Украины.

Потемневшие от времени
помнят много славных дней.
лет назад они были свидетелями
крупных восстаний против империи
Габсбургов. В мрачные голы униже-
ния замок был превращен в. венгер-
скую тюрьму для непокорных и изму-
ченных «русинов». В наши дни эти
стены увидели победный марш Крас-
ной Армии, подарившей свободу за-
брошенным судьбою за. Карпаты
братьям-украивцам.

Выше но течению той же Латорнцы,
где покоытые виноградниками холмы
Мукачево уже переходят в горы, над
рекой когда-то стоял высокий камен-
ный обелиск, увенчанный железным
беркутом с распростертыми крыльями.
Не знаю, сохранился ли этот памят-
ник: вряд ли он избежал гнева осво-
божденного народа. Обелиск  поста-
вили в конце прошлого века венгры
в ознаменование того, что здесь, че-
рез ушелье Верецки тысячу лет на-
зад прошли на дунайскую равнину
венгерские племена, прянесшие 38-
карпатским украинцам и их словац-
ким братьям тяжелое рабство.

Именно эти памятники прошлого
вспомнились мне, когда голос дикто-
ра возвестил о великой радости — о
воссоединении Закарпатской Украи-

камни
Сотни

ны со своей родной сестрой —
Советской Украиной. Да и нель-
зя было не вспомнить эти па-

мятники. Они воплотили в себе горе
и чаяния маленького народа.

Советская родина окажет всяче-
скую помощь закарпатским братьям,
она сделает общим достоянием их
славное прошлое, их кровью 3aHIR-
шенную культуру. Советские мастера
науки и искусства, перевалив Через
Карпаты, встретят тех же украинцев,
тех же гуцулов и бойков, в тех же
национальных костюмах, с теми же
привычками и обычаями.

„Они увилят во многих селах и де-
ревнях деревянные церквушки, коло-
кольни, хаты, столь знакомые по
верховьям Днестра. Те же галлерей-
ки-ваперти вокруг храма, тот же прн-
твор, та же высокая средняя часть
перед более низкой алтарной клетью,
те же двойные крыши, тот же сруб,
Таковы замечательные деревянные
церкви Ясины, церкви в Плоске, в
Крайникове. Готика и барокко с тру-
дом дошли ло подножий холмов Во-
сточных Бескид, оставили свои па-
мятники в городах, но выше — в го-
ры, в гущу украинских деревень—они
так и не могли подняться Здесь все
украинское. С иконостасов, — кото-

® ® ©
И. МАЦА

онах ЦВарпат

рых, между прочим, нигде, кроме этих
мест по ту сторону Карпат, встретить
нельзя, — смотрят знакомые лики,
резко отличающиеся от икон католи-
ческих церквей.

‚ Я говорю о памятниках религиозно-
го искусства в первую очередь не
потому, что они якобы наиболее ха-
рактерны для художественной куль-
туры Закарпатской Украины, а пото:
му, что они сыграли своеобразную и
важную роль в великой борьбе за
самосохранение народа. Маленький
народ карпато-украинцев бережно
‘хранил обряды и предметы культа,
связывающие его с русским и укра-
‘инским народами. Религия и религи-
озное искусство служили веками тем.
напоминанием и утешением, которое
помогало сопротивляться насильст-
венной мадьяризации, Петь свои пес-
ни, слушать свои сказки, одеваться в
самотканные одежды, пользоваться
прекрасной резной деревянной ут-
варью было великим утешением для
народа. А все это — и вышивка, и
резьба, и народные мелодии-—в сво-
ей основе и по своему духу были те
же, что и в искусстве гуцулов и
бойков Западной Украины.

Тяжело было положение народного
искусства при австро-венгерском ре-
жиме, но еше хуже было положение
профессиональной художественной
культуры. Украинская культура в го-
фодах нодвергалась жестокому mMpe-
следованию. Украинская интеллиген-
ция систематически, из поколения в
поколение, мадьяризовалась, ee та-
лантливые представители или погиба-
ли, или эмигрировали. Сколько ` укра-
инских и словацких научных деяте-
лей и художников, прошедших с ма-
лого детства муштровку в венгерских
школах и гимназиях, были потом про-
сто об’явлены венграми!

Совсем по-другому сложилась судь-
ба уроженца Ужгорода Игоря Граба-
ря. Жизненный путь молодого Гра-
баря привел этого мастера в великую
страну «старигих братьев»,. Академик
Игорь Грабарь — лучитий представи:
тель тех слоев интеллигенции Закар-
патской Украины, которые вместе со
своим народом сумели устоять; су-
мели сохранить свое национальное и
человеческое достоинство, пришли. ©
поднятой головой к великому празд-
нику своего народа.

Теперь, после счастливого вос:
соединения с` Украинской CCP,
началась новая эра в истории
Закарпатской Украины. Эра великой
учебы и великих созиданий, когда
расцветает та прекрасная душевная
сила и творческая энергия народа, ко-
торая помогла ему сохранить жизнь в
многовековой борьбе за свое сущест-
вование,

Лучшие наши пожелания старикам-
резчикам, девушкам - вышивальщи-
цам, сказителям, танцорам, певцам и

всему талантливому народу родных
Карпатских гор!

— oOo
Встреча украинских писателей с работниками литературы

и искусства

УЖГОРОД, 4 июля. (ТАСС). В
Ужгороде состоялась встреча укра-
инских писателей Юрия Яновского,
Юрия Смолича, Петра Панча ¢ pa6or-
никами литературы и искусства об-
ластного центра Закарпатской Укра-
HEE.

Tosapumeckyio встречу открыл
уполномоченный народной рады по

За рубёжоль - овое в ШОоЛЬсКОИ тсат

На протяжении почти шести лет —
страшных лет немецкой оккупации—
польский народ был лишен своего ис-
кусства. Гитлеровцы последовательно
уничтожали все следы национальной
культуры Польши. Не считая не-

скольких открытых немцами «зре-

лищных предприятий» самого низко-
го и гнусного пошиба, долженство-
вавших развлекать представителей
«расы господ» и их приспешников,
во всей стране не существовало ни
олного драматического польского
театра.

Действовавший в подполье профес-
сиональный союз артистов польской
сцены (ЗАСП») особым  реше-
нием запретил своим членам высту-
пать в театрах, состоящих под немец-
ким контролем. Крупнейшие мастера
польской сцены стали рассыльными и
официантами в ресторанах и кафе
{как Малицкая, Цвиклинская, Креч-
мар и др.) или же томились в немец-
ких концлагерях, как знаменитый
польский актер и режиссер Стефан
Ярач, чудом спасшийся из Освенци-
ма, смертельно заболевший там че-
ловек.

Передовые польские актеры дея-
тельно участвовали в борьбе против
немецких оккупантов. На боевом по-
сту погиб. талантливейний Лешек
Поспеловский. Актер Добеслав Да-
менцкий исполнил приговор патриоти-
ческого суда, казнив предателя Иго
Сыма — директора немецкого театра
в Варшаве, в прошлом известного
германского шпиона.

Польский театр нес жестокие по-
тери, погибали люди, под немецкими
бомбами рушились здания. Народ
лишился живого ‘польского слова.

Освобождение Полыши героической
Красной Армией положило конец
этому беспросветному. убийственному
для национальной культуры положе-
Как только был освобожден Люб-
лин, там сразу стал действовать театр
Польского войска.

Буквально через несколько дней
после изгнания оккупантов в том же
Люблине показал первую премьеру
и Городской театр. Это была широко
известная комедия Запольской «Мо-
раль пани Дульской», бичующая гни-
лые нравы обывателей.

Победоносное наступление Крас-
ной Армии 1944—1945 года вернуло
Польше крупнейшие культурные цен-

„Ужгорода

делам просвещения тов. Керга, кото-
рый рассказал о жизни и деятельно-
сти закарпатских литераторов и ху-
дожников.

Гости подробно  информировали
присутствующих © творчестве укра-
инских писателей, художников, ком-
позиторов, архитекторов и больших
достижениях ‘украинской культуры.

D>
Юрий ПОМЯНОВСКИЙ
> .

тры — Лодзь, Познань, Гданьск, Ka-: -

товицы, Торунь и колыбель польской
государственности — старинный Кра-
ков. Глазам победителей предстала
картина совершенно разрушенной ок-
купантами культурной жизни страны.
Варшава варварски сожжена: ее взор-
ванные дворцы, театры, библиотеки и

музеи с несметным количеством унич-

тоженных сокровищ искусства — та-
ковы следы хозяйничания гитлеров-

‘ских вандалов,

Алрес релакнив и издательства: Москва, Пупнкиаская,

Хотя другие освобожденные города
Полыни сохранились гораздо лучше,
но именно здесь, в западных обла-
стях государства, нагло об’явленных
фашистами «древнегерманской зем-
лей», оккупанты вытравляли следы.
польской культуры наиболее оже-
сточенно и последовательно.

Одной из первых забот Временного
правительства возрожденной Польши
явилось заполнение этих зияющих
брешей и возрождение культурной
традиции народа.

Временное правительство Польской
республики много сделало для вос-
становления театрального искусства.
В Польше работают пятнадцать по-
стоянных театров и большое число
самодеятельных кружков на заводах
и в сельских местностях. В Лодзи от-
крыты три театра: Польского вой-
ска, профессиональных союзов и ми-
ниатюр. В Кракове возобновили дея-
тельность театр им. Словацкого, по-
казавигий уже 5 премьер (руководит
театром Кароль Фрыч, а литератур-.
вой частью заведует известный и в
СССР писатель „Леон Кручковский).

В Кракове же работает (Старый
театр, театр кукол «Гротеска» и экс-
периментальный театр художествен-
ного чтения {«Рапсодический»); при-
званный ставить только инсценировки
крупнейших произведений польской и
мировой литературы. Подобные же
задачи ставит перед собой и Общест-
венный театр, который должен от-
крыться в ближайшем будуем, :

Театры работают и в Варшаве: кро-
ме театра в. предместье Прага, недав-
но открылся на левом берегу Вислы,
в варварски разрушенной немцами ча-
сти города, Малый театр, поставив-

Me

СВЕРДЛОВСК. (Ham корр.). 1 нюля
спектаклем «Князь Игорь» закрылся
сезон‘ в Театре оперы и балета. Кол-
лектив театра выезжает на два месяца
в Нижний Тагил. тде покажет свои
лучииие постановки: «Князь Игорь»,
«Пиковая дама», «Евгений Онегин»,
балет «Лебединое озеро».

ТАЛЛИН. (Наш корр.). К пятилетию
Эстонской ССР Cows советских худож-
нчков ^ Эстонин подготовляет посмерт-
ную выставку работ художников Кр.
Гауд. А. Иохани, К. Лийманд, А. Му-
гасто. И. Куммите ‘и Гоозилехт, павших
жертвами фаттисйекого террора.

ПАВЛОВО-на-ОКЕ Горьковской об-
ласти. (Наш корр.). Злешний театр
им. М. Горького выехал на агитпароходе
«Проиагандиет» для культурного об-
служивания речников Волги и Камы.
В репертуаре « Кенитьба Белугина»,
«Без вины виноватые>, «Так и будет»
и коннертные‘ программы, Цоездка
иродлится до ноября,

ЛЕНИНГРАД. (Ham корр.), После че-
тырехлетнего перерыва вновь начала
выхолнть газета «За социалистический

ТАНЕЕВСКИЕ

г ТОРЖЕСТВА.

День выдался неудачный, не лере-
  ставая шел косой, холодный дождь.
И все же ровно к назначенному ча-
су сюда, в Дом-музей Чайковского
приехали гости. P

В тихом, живописном уголке, где
жил и творил Чайковский, собра-
лись советские композиторы, родст-
венники С. И. Танеева, представи-
тели ‘научной и музыкальной обще-
ственности Москвы. Среди них ком-.
позиторы Р. Глиэр, В. Шебалин, В.
Мурадели, В. Белый, современники
. И. Танеева, профессора Moc-
ковской консерватории Н. Райский,
С. Евсеев. профессор П. Таневв —
племянник композитора, и, другие.

Научное собрание, посвященное
С. И. Танееву, открывает Р. М.
Глиэр. В своем вступительном сло-
ве он говорит о величии простой и

реализм» — орган дирекции и партбю-
po Всероссийской академии художеств.
В первых номерах газеты напечатаны
статьи академика И. Грабаря, народно-
го художника СООР проф. Б. Иогансо-
ва. члена-корреспондента Академии ар-
хитектуры проф. Е. Левинсона. проф.
М. Рославлева, проф. А. Осмеркина
и других.

ГУРЬЕВ. (Наш корр.}. Оюда приехал
на гастроли Актюбинский областной
‘театр русской драмы. В Гурьеве, на
нефтепромыелах Эмбы и рыбных про-

мыслах Урало-Каспия театр покажет
более десяги постановок.
НОВОСИБИРСК. (Наш  корр.). 40 на-

учно-технических и учебных кинокар-
тия выпустит в этом году студия
«Сибтехфильм». Фильмы о богатствах
сибирской тайги готовит режиссер М.
Соколов. «Воёрожденные народых
так называется новый фильм режиссе-
ра А. Литвинова о народностях дале-
кого Севера. Ведется полготовка к
с емкам большого пветного фильма о
природных ценностях Урала,

ЕРЕВАН. (Ham ворр.). Иснолннлось
16-летие существования  ЕБреванского
кукольного театра им. Ованеса Тума-
няна. В 1937 году на Всесоюзном смот-
ре республиканских кукольных теат-
ров он занял второе место. За время
своей работы театр осуществил 55 по-
становок и дал 3637 спектаклей, на
которых побывало 426.976 зрителей.

КИРОВ. (Наш корр.). Коллектив 06-
ластного драмтеатра выезжал на Ори-
чевские торфоразработки. С большим
услехом. там была показана комедия
Ведопьянова и Лаптева «Вынужденная
посадка». Спектакли для рабочих TgD-
форазработок ставят также Театр юно-
го зрителя и  Театр кукол:

ХАРЬКОВ. (Наш корр.). области
-восстанавливаются памятники, разру-
тенные немнами. Скульптор Ромм уже
реставрировал памятники В. И. Ленину
в. районных центрах Краснограде
и Зачениловке. Сейчас он заканчивает
реставрацию трех скульптурных порт-
ретов товариша Отаяина в колхозах.

ОМСК. (Наш корв.). Музыкальное
училище организовало групну по ообу-
чению музыке инвалидов Отечествен-
ной войны. В ней занимается 28 че-
ловек. Они будут работать в оркест-
рах и ансамблях.

бо

Всесоюзный конкурс
музыкантов-исполнителей
Комитет по делам искусств при
СНК СССР организует в. ноябре—
декабре всесоюзный конкурс музы-
кантов-исполнителей. В конкурсе
примут Участие инструменталисты
(рояль, скрипка; виолончель, арфа)

и вокалисты- 3

B

Летний перерыв
в театрах Москвы

Закончились. спектакли в Боль-
ном театре Союза ССР. Открытие
зимнего сезона состоится 18 августа.

Установлены сроки летнего пере-
рыва и для других академических

скромной жизни С. И. Танеева, вы-
лающетося русского композитора,
ученого, чье имя стоит ‘рядом с
именем великого Чайковского.

Проф. С. Евсеев рассказывает
собранию о том служении народу,
которое так ярко характеризует всю
жизнь и творчество Танеева.

— То, о чем говорил С. И. Тане-
ев-музыкант, стало теперь основой
прогрессивного направления в сов-
ременной музыке.

С болыним вниманием прослуша-
ли‘ собравииеся выступление П. Та-
яеева, рассказавшего много интерес-
ного с личной и общественной жиз-
ви С. И. Танеева: Из длинной цепи
везначительных, казалось бы. фак-
тов, о которых говорит ПП. Танеев,
перед ‘нами возникает образ чело-
века с болышим, чистым сердцем, с

МОСКОВСКАЯ

ХРОНИКА

© Научно-творческая конференция
«Горький сегодня» открывается 11 июля
во Всероссийском театральном обитест-
ве. Поеле вступительного слова Л, Ле.
онова доклады прочтут И. Груздев
(«Драматургия Горького и современ-
ность») и В. Десницкмй («Горький и
национальные традиции русской клас-
сической литературы»). 12 и 13 июля
будут заслушаны доклады сообще-

и

ния проф. М. Григорьева, П. Гайдебу-
рова, С. Бирман, проф. М. Морозова,
С. Дурылина и Г. Штайна. На кон-
ференцию прибывают представители

крупнейнтих театров периферин—созда-
тели наиболее крупных  горьковских
сиектаклей последних лет.

© Выставка политической  карикату-
ры «От Оталинграда до Берлина» от-
крылась в Измайловском парке куль-
туры и отдыха. В двух залах экспо-
нировано <вьине 100 работ виднейнтах
советских карикатуристов.

< МТЮЗ заканчивает работу над
пьесой М. Сагаловича и М. Тевелева
«Время не ждет». Пьоса поевяшена ге-
роической борьбе советских погранич-
ников против вражеской атентуры в
тылу Действующей Красной Армии.
Руководитель постановки И. Кричко.
< Показ новой программы Профсо.
юзного ансамбля песни и пляски co-

стоится Ти 8 июля в Колонном зале
Дома союзов. .
© В фойе театра им. Отанисланского

и Немировича-Данченко открылась вы-
ставка произведений художников Горь-
ковской, Ивановской и Ярославской
областей. организованная Управлением
но делам искусств при СНК РСФСР,
Оргкомитетом Союза советских худож-
ников СССР и Всекохудожником. На
выставке экепонированы живописные
и графические работы, ‘выполненные
художниками в последние годы. -

$3 Республиканское Музыкально-теат.
ральное училище им. А. К. Глазунова
отметило 25-летие своего существования.

На спектакле, посвяшенном юбилею.
были показаны силами _ учащихся:
«Карнавал в Венеции> Штрауса и

«Песенка Фортунио» ‘Оффенбаха.

< «Мы будем в Белграде»_сценарий
Г. Мдивани будет прочитан сегодня в
клубе Союза писателей на творческом

чуткой. отзывчивой душой образ
лузыканта-мыелителя, выдающегося
теоретика. —

Проф. Н. Райский, хорошо знав-
ший Танеева, поделился с собрав-
иимися своими воспоминаниями: Он
преподнес музею  хранившийся у
него рукописный отклик А. Греча-
нинова о Танееве иодну из неопуб-
ликованных работ— шуточное про-
изведение «Плохой квартет».

В хорошо знакомых нам комнатах
домика Чайковского открылась в
это воскресенье выставка «Жизнь и
творчество С. Танеева». 2

Всё здесь представляет огромный
интерес: и ученические тетради
композитора, и его диплом о бле-
стящем окончании консерватории,
директором которой он стал вю-

собрании кинокомиссии драмсекции
CCH CCOP. Драматург Г. Мдивани и
режиссер А. Роом расскажут о своей
поездке в Югославию.

@ Заключительный вечер Фестиваля
научно-популярного технического и ис-
торического Фильма состоится сегодня
в Московском Доме кино.

© В издании Художественного театра
печатается книга «И. М. Москвин».
Эта книга (автор В. Виленкин) pac-
сказывает о главных ролях. созданных
И. Москвиным на сцене МХАТ.

© Московский фронтовой театр коме-
дии вернулся из трехмесячной ноезд-
ки по Дальнему Востоку. где он 00-
служивал соединения и части Красной

следствии.
Множество различных экспонатов,
хранившихся в архивах музея, рас-
крывает перед нами широту круго-
зора Танеева, как музыканта и как
ученого.
Для
вопросов

разработки теоретических
в области полифонии, в
частности, теории подвижного кон-
трапункта, Танеев сконструировал
‘интересные приборы, которые также
экспонируются на выставке.

-У витрины с материалами о смер-
ти и похоронах Танеева, рядом с
пожелтевшими от времени Ннадгроб-
ными ‘лентами — сегодня свежие,
живые цветы...

_ В заключение научного «обраняя,
посвященного Танееву, были про-
слушаны ero произведения: Проф.
М. Юдина и квартет имени Бетхо-
вена исполнили фортепианный квин-
тет Танеева, певец Савин спел

театров. В Малом театре перерыв
будет продолжаться с 10 июля по
14 августа в МХАТ СССР um.
Toppxoro—c 25 июля по 29 августа.

несколько его романсов.
Э. СВЕТЛАНОВА.

КЛИН. (Наш спец. корр.).
eo ¢°

ADPMHE. репертуаре театра пъесы:
«Иван да Марья» В. Сухаревича, «Све-
тит да не грееть Островского и. 00-
ловьева и спектакль-концерт.
—__<=®
ОТ ВАРШАВЫ
ДО БЕРЛИНА
В Москву возвратилась бригада

артистов Государственного академи-
ческого Болыного театра, находив-
шаяся в Действующей армии. Ар-
тисты прошли вместе с частями 1-го
Белорусского фронта путь от Вар-
шавы до Берлина.

Они провели первую художествен-
ную радиопередачу из освобожден-
ной столицы Польши. В Берлине
бригада Большого театра появилась
на третий день после капитуляции
города и первая дала концерт в зда-
нии рейхстага для воинов, водрузив-
ших над ним энамя Победы.

За четыре месяца московские: арти-
сты организовали для бойцов и офи-
‘церов около 300 концертов.

Коллектив, в который входили за-
служенная артистка республики Ме-
жерауп, солисты Селиванов, Гопи-
ридзе, Спасовская,  Лентовокий, Ко-
рольков и другие, отмечен приказами
командования,

Парижский театр «О карефур>» показал пьесу Леонида Леонова «Нашествие» Исполнители — трунпа молодых

вктеров

театра. Спектакль поставлен режиссером Дукином. Роль доктора Таланова играет Андре Карнеж. Еще до

премьеры сцены из пъесы были переданы по радио. Первая советская пьеса в освобожденной Франции пользуется

большой популярностью. На натих

из [У акта.

ре

ший «Девичьи обеты» Фредро. Имеют !
свои театры Катовице, Быдгош, To-
рунь, Познань, Ченстохов, Люблин,
Кельце, Жешув и т. д. Польский на-
ред изголодался по родному искус-
ству, тяга к нему огромна.

Возрожденному польскому театру
приходится преодолевать много труд-
ностей. Осталась всего треть довоен-
ного количества квалифицированных
актеров, еще меныше режиссеров; нет
сценической аппаратуры, костюмов,
декораций. Тем более ценны уже до-
стигнутые большие успехи. Об этих
несомненных достижениях свидетель-
ствует не только громадная пюпуляр-
ность возрожденных польских теат-
ров, но и ряд высказывании посто-
ронних наблюдателей. Так, настоятель
Кентерберийского собора т-н Хью-
летт Джонсон, посетивший недавно
Польшу, отметил, что «в Польше ра-
ботают замечательные театры».

Для воспитания молодых талантов
в Лодзи открыт театральный инсти-
тут, которым руководит Александэр
Зелверович — ‘крупный режиссер и!
актер, который еще в 1908 году там
же, в Лодзи, организовал первый
театр для рабочих. Существует He-
сколько студий при театрах (в одном
Кракове — три таких студии).

Все уцелевшие от рук фашистов
актеры, режиссеры, художники с эн-
тузиазмом принялись за восстанов-
ление сценической культуры Поль-
ши. В спектакле «Месть» Ал. Фред-
ро. поставленном театром им. Словац-
кого. в Кракове, роль Дындальского
исполняет наш старейший актер Люд-
вик Сольский, чья игра неизменно
восхищает зрителей, несмотря на то,
что исполяителю почти девяносто
лет. Вновь выступают известные всей
Польше Эстэрва и Лещинский, Зель-
верович и Вощерович, вновь ‘режис-
сируют Шифман, Ронард-Буяньский,
Шлетыньский и др., пишут декора-
нии Мво Галль, Пропашко, Да-
невский, Ярема и другие крупные ху-
дожники.

Все эти люди едины в своем стрем-
ленин — сделать театр важнейшим
орудием культурного возрождения
освобожденного польского народа,
орудием искоренения остатков гитле-
ровской агитации.

Неотложные общественные задачи
предначертали лннию развития поль-
ского. театра. Он идет но пути широ-
кой демократизации искусства и куль-

`8 Телефоные cexperapnar—K 4-15-66; отделы театра, музыки,

‘снимках; слева —одна из репетиций

туры. Чтобы сделать польский театр
высокохудожественным и ‘действи-
тельно общедоступным, лучшие его
люди стремятся обеспечить ему неза-

BHCHMOCTb от ‘случайных кассовых
прибылей.
Необходимость постоянного влия-

ния на массы, необходимость обшения
< народом в самом широком значении
этого слова чувство высокой ответ-
ственности перед. историей — вот что
должно определить облик: нового
польского театра. Главные черты это-
го облика — стремление к реализму
в искусстве, поиски новых форм не-
посредственного общения с массовым
зрителем, возврат к болышому, клас-
сическому репертуару.

Для возрожденного польского теат-
ра характерно также стремление по-
казать на сцене трагическую . историю
последних лет, историю борьбы с не-
мецким фаг измом не на жизнь, а на
смерть.

Рост реалистических тенденций в
нашей творческой среде особенно хо-
рошо проявился в постановке «Свадь-
бы» великого польского драматурга
Выспянского в Театре Польского вой-
ска. Старая польская критика и теат-
рология пытались из Выспянского
сделать поэта доморощенной реак-
ции, чуть ли не предтечу и апологе-
та «санации». Пьесы его нарочито за-
темнялись постановщиками, чтобы
спрятать. их социальную  патетику.
Новая постановка «Свадьбы», осуще-
ствленная Я. Вацеровичем, раскрыва-
ет основной конфликт пьесы — кон-
фликт между известной частью  го-
родской интеллигенции, не желающей
и не умеющей отказаться от дворян-
ских, классовых установок, и кресть-
янством, стремящимся к свободе. В
этом конфликте Выспянский «стал на
сторону крестьян, которых он пони-
мает, которым он сочувствует» —
пишет краковский критик Балицкий.

Классический, в первую очередь,
польский, репертуар стал прочной
основой работы возрожденного поль-
ского театра.

Стефан Ярач (в журнале «Одродзе-
ние» № 3) еще в первые дни после
освобождения Люблина, так сформу-
лировал задачи польского театра: он
должен стать школой польской речи,
польской культуры. Это возможно
осуществить, только выработав ре-
пертуарный план, состоящий из  са-
мых лучших пьес. Если просмотреть
современный репертуар польских те-
атров, то мы заметим в нем преобла-
дание классических польских пьес,
которых так нехватало народу в по-

изобразительных искусств, архитектуры,

спектакля, справа — сцена в тюрьме

ль,
следние годы. Произведения отца
польской драматургии — Фредро с
триумфом идут на возрожденной поль-
ской сцене. Театр Польского \войска
поставил «Пожизненную ренту», Кра-
ковский ‘театр им. Словацкого —
«Месть» и «Дамы и гусары», Варшав-
ский Малый театр—«Девичьи обеты».
Ставят Балуцкого, Запольскую, Же-
ромского.

Драма Словацкого «Фантазы» бу-
дет поставлена в Лодзи известным
режиссером и актером Юльюш Oc-
тэрва.

Первой переводной пьесой на сце-
не нового польского театра будет

«Русские люди» Константина Симо-
нова.

Интерес польского зрителя к со-
ветской драматургии и достижениям
советского театра огромен. Следует
отметить, что крупнейшие деятели
польского театра воспитаны на тра-
дициях русского театрального искус-
ства, на традициях школы К. С. Ста-
ниславского.

Трагедия последних лет вызвала
резкий. сдвиг во вкусах и эстетиче-
ских требованиях польского зрителя,
а также заставила театральных дея-
телей яснее разобраться в вопросах
современного репертуара, лучше по-
нять общественное значение правиль-
ного истолкования театром сегодняш-
ней действительности.

Из репертуара польского театра
исчезли многочисленные чисто раз-
влекательные пьесы и пьески. кото-
рые ставились ранее в угоду мещан-
ским вкусам и во имя «кассовых ин-
тересов». fF

Из довоенных пьес польских дра-
матургов возобновляются лишь про-
изведения, выдержавшие жестокое
испытание временем. Так — катовиц-
кий театр ставит пьесу о Пушкине—
«Маскарад» Ярослава Ивашкевича.
Будут возобновлены пьесы Налков-
ской («День его возвращения»), Ша-
нявского («Лесная девушка»), Цвойд-
зинского («Теория Эйнштейна»).

Знаменателен большой успех идей-
но-содержательных пьес.

Польша сбросила немецкое иго с
помощью Советского Союза и стала
страной свободы и демократии. Поль-
ские народные массы впервые в сво-
ей истории стали хозяевами страны.
Естественно, что польский зритель
ждет от своего театра достойного ото-
бражения трагической и героической
истории борьбы с фашистскими окку-
пантами, естественно, что он ждет
воплощения на сцене новой польской
действительности.

Тапография «Гудок», Москва; ул. Станкевича, 7.

«Двеналцатая ночь» В. Шекспира в Малом театре. Мальволио — И.

Ильинский, Оливия — Н. Арди.

©®о>®

Фото 0. ШИНГАРЕВА,

Г. ЯРОН

Прееловутая специфика

ЗАМЕТКИ РЕЖИССЕРА

Теоретические статьи об оперетте
всегда пиньутся серьезные-пресерь-
езные. Даже несколько мрачноватые
и угрожающие, Мне очень хотелось
написать что-нибудь легкое и остро-
умное, вроде того, что режиссер
 Н. Акимов написал о комедии. Увы,
не получилось. Очевидно, о легком,
веселом, грациозном жанре опе-
  ретты можно писать статьи, и толь-
  ко сверхнаучные. Этот пресерьезный
  тон, ставший, повидимому, тоже спе-
 цификой жанра, задал еще в 1871
 году Н. К. Михайловский, написав-
ший ‘известную статью «Дарвинизм

и оперетки Оффенбаха». Абзац кз

отголосок хохота Вольтера» и т. д.,
наши присяжные опереточные тео-
ретики обязательно цитируют, ког-
да ругают на чем свет стоит сов-
ременную сперетту (Кальмана и др.),
и вот уже 30 Лет об’являют ee
окончательно погибшей. Между про-
чим, для уничтожения бедного
Кальмана призвана даже такая стро-
Tad наука, как... биология! В од-
ной опереточно-научной статье пря-
мо сказано: «Музыка «Сильвы»,
«Баядерки» и «Марицы» биологиче-
ски  разоружает зрителя». И это
серьезно, без улыбки, как и пола-
гается в статье об оперетте.

В только что прошедшей на стра-
ницах «Советского искусства» дис-
куссии об опере большое внимание
уделялось проблеме либретто. Проб-
лема либретто в опереточном театре
еще. более остра, чем в опере,
большинство оперетт, даже класеи-
ческих, требует новых либретто.

Оффенбах — замечательный опе-
реточный композитор. Музыка его в

для нас звучит обаятельно, свежо.
Либретто же во многом устарели,
они пересыпаны ‹ остротами,  злобо-

дневными для своего ‘времени, а для
нас просто. непонятными. Лучшие
оперетты Оффенбаха по сей день
ждут новых хороших либретто, име-
ющих право быть выраженными оф-
фенбаховской музыкой.

«Либретто! И в опере, ив ба-

этой статьи: «Смех Оффенбаха есть!

дии будут выражены музыкой и
что из действия должны органиче-
ски вытекать песни, дуэты, лириче-
ские и каскадные, куплеты. и дру-
гие музыкальные формы, определя-
ющие слово «оперетта».

В оперетте много жанров от
зодевиля с куллетами и финалетто
(типа «Нитуш») до «почти» оперы
типа «Орфея в аду» или «Сильвы»,
от сюжетов сатирических, квази-
древнегреческих до лирико-лсихолс-
гической оперетты Кальмана (как
удачно окрестил ее В. Эрманс).,

a
Первые удачи советской оперетты

(«Женихи», — музыка И. Дунаев-
ского, либретто С. Антимонова т
Н. Адуева, «Людовик налцаты®»,
музыка Ю. Сахновского, либретто

А. Алексеева) окрылили  опереточ-
ные театры. Затем начался период
стремления к тому, чтобы оперетта
не была похожа на оперетту. Но
этот «новаторский» период, конечно,
бесславно кончился.

Наконец, опереточный ‘тёатр сде-
лал опыты постановок спектаклей
на темы ‘народной жизни («Сорочин-
ская ярмарка» «Свадьба в Мали-
новке»), и, конечно, здесь, и только
здесь была найдена верная основа—
и тематическая, и сюжетная, и му-
зыкальная. Кстатн, ка национально-
песенной основе создались,  собст-
венно, и Оффенбах и Лекок. Штра-
ус и Кальман.

Недавно я прочел рецензию о
двух новых опереттах. В одной, как
пишет «критик, «музыка выполняет
функцию (! — Г. Я.) историко-быто-
вого фона», а в другой-—<музыкаль-
ные эпизоды носят характер” встав-
ных номеров, которые в любой мо-
мент могут быть из’яты без ущерба
для развития действия». И через
несколько строк—вывод: «но основ-
ной путь найден (опять, в который
раз! — Г. Я.), и в этом — залог бу-
дущего развития советской музы-
кальной комедии». Батюники  1928
год! И те же лица и те же песни,
вернее, TO же отсутствие песен!

лете, и в олеретте оно играет ог-  Опять олереточные актеры показз-

ромную роль. Многие лучшие опе-
ры—это превосходные пьесы,

фектные и предельно
ные. °

То же и в оперетте. С той разнч-
цей, что она выражена музыкой ча-
стично, что в ней присутствует
проза (хотя это было и в`старинных
операх), что наряду с лирическим
планом в ней есть широкий юмористи-
ческий, бытовой сатирический буф-
фонный план, требующий для своего
выражения куплетной и танцоваль-
ной музыкальной формы.

В настоящей большой оперетте
музыкой охвачен весь сюжет пье-
сы. Достаточно прочесть клавио,
чтобы знать весь сюжет, характер

эмоциональ-

и взаимоотношения действующих
лиц — все выражено в музыке...

=

*!

Музыка аротиворечит обыденному.
Несмотря на наличие в оперетте
прозаического диалога, музыка дает
оперетте приподнятость, она регули-
рует тон спектакля. Даже когда ор-

ют, музыка
«присутствует».
Эта рождаемая музыкой‘ прилод-
нятость, темпераментность диктует
и предельную яркость актерской
игры, красочность декораций и ко-
CTIOMOB, делает законным и необ-
ходимым наличие буффонады.
„Вот это и есть «специфика»...
Конечно, драматург, создавая ли-
бретто олеретты, а не комедию для
драматического театра, не может не
считаться с тем, что части его коме-

все равно как-то

кестр молчит и люди разговарива--

j

ли широту диапазона и отлично

с<жа-   сыграли роли... в спектакле другого
тые, построенные на контрастах, эф-   жанра.

У нас принято поругивать компо-
зиторов. А либреттист? Дал ли он
возможность композитору выразить
комедию музыкой, провести лейтмо-
тивы, разнообразно чередовать номе-
ра и т. д.? И не нужно ли из мно=
гих комедий, выдаваемых за оперет-
ты, еще создать либретто, т. е. сю-
жетную пьесу, рассчитанную на му-
зыкальное а

*

Сейчас, вступив в период мирного
развития, наша страна возвращается
К созидательному, радостному  тру-
ay. Наша жизнь лает и будет да-
вать темы и сюжеты и для драм, и
для опер, и для комедий, и для оле-
ретт. Наша песенность увлекает
композиторов. И если либреттисты и
поэты (обязательно крупные, талант-
ливые поэты, а не случайные мо-=
лодые люди, толкущиеся в опере-
точной сумахоте), если они поймут,
что их работу будет продолжать
композитор, — тогда исчезнут функ-
ция «историко-бытового ‘фона» и
вставные номера ни к селу, ни к
городу, а раздадутся великолепные
мелодии лирические и веселые.
Напевая их, слушатели будут pac-
ходиться после спектакля, и, когла
оперетта сойдет © театральной сце-
ны, оркестры еще долго будут иг-
рать поппурииз нее. Эти номера и
есть «шлягеры». Я за них. А вы?

Перечитал. Для опереточной ста:
тьи достаточно серьезно. Ничего не
сделаешь: специфика!

=>——
Премьера в Камерном «Производственный
театре киносценарий»

Московский Государственный Ка-
мерный театр показал вчера очеред-
ную премьеру — постановку новой
пьесы Джона Пристли «Он пришел».

Пьеса’ поставлена народным арти-

стом республики А. Таировым и за-

служенным артистом Л. Лукьяновым.

На премьере присутствовали повол
Великобритании в СССР сэр Арчи-
бальд К. Керр, настоятель Кентер-
берийского. собора доктор Хьюлетт
Джонсон, М. М. Литвинов, И. М.
Майский, председатель Всесоюзного
общества культурной связи с загра-
ницей (ВОКС) В. С. Кеменов, пред-
ставители советской и иностранной
печати.

Публика. тепло приняла постанов-
щиков и исполнителей спектакля.

Редакционная коллегия:

нальная тема нашла

Эта, казалось бы, узко-профессио-
живое и яркое
раскрытие во вступительном слове
В. Шкловского и докладе М. Ромма
на первом творческом собоании кино-
комиссин секции. драматургов ССП
СССР.

Основные пороки сценариев
подмена драматургически развиваю-
щегося сюжета простым изложением
событий в их временной последова-
тельности, отсутствие драматургии
отдельного эпизода, недостаток изо-
бретательности в разработке  диало-
га,

Доклад вызвал ‘большой интерес у
аудитории. В обмене мнений участие
приняли В. Шкловский, Г. Мдивани,
О. Леонидов, Л. Лагин и другие.

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

Ю. ЗАВАДСКИЙ, J,

КАБАЛЕВСКИЙ, А.

МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

дом 5-2.

LiL aa.
кино, эстрады и цирка, иностранный в. информащии—К 5

a ОННЙ

К РУКОВОДИТЕЛЯМ ‚ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
Всероссийское Театральное Общество просит

Областные театры’ РСФОР, а также театры Союзны
в его адрес (Москва, ул. Горького, 16, ВТО, Кабине

ФОТОГРАФИИ

лучитих спектаклей, осуществленных

сирующие работу фронтовых бригад дан
1 нных театров.
Фотографии эти необходимы лля подготовляемой к из зы
ский театр в годы Великой Отечественно

Последний срок получения фотографий

БАШКИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ

ПРОИЗВОДИТ НАБОР АРТИСТОВ
В ЭСТРАДНО-ЦИРКОВОЙ АНСАМБЛЬ ЛИЛИПУТОВ

С предложением обращаться но а

~45-12;

x республик выслать
т Советского театра)

за время войны, а также Фото, фик-

данию книги «Совет-
Я войны».

1 сентября,

дресу: г. Уфа БАОСР, ул. Ленина.

Дирекция Башгосфилармонии.

‘издательство — К 1-48-98.
Заказ № 1370.

aes