re

H. BEJIEXOBA

Большие

надежды

На спектаклях выпускников Щепкинского училища

Первый год ученья молодых акте-.
ров— участнйков выпускных спектак-.
лей Цепкинского училища был первым
голом войны. Последний год их пре-
бызания в училище — годом победы.
Оли вступают в самостоятельную
жизнь в счастливое время. Перед ни-
ми — большое будущее, большие i)
почетные задачи советского BeuYCCT:
ва, в-решении которых они будут при- !
нимать участие.

Готовы ли они к этому будущему?
Выпускные спектакли театральной
школы смотрятся не только как завер-
шенне ученического периода, но и как
начало нового этапа творчества. -

Самое обаятельное в этом искусстве
— это сочетание свежести, непосред-
ственности с зачатками мастерства.

Выпускные спектакли поставлены со
стремлением раскрыть многогранность
и разнообразие актерских индивиду-
альностей (руководитель класса В.
Пашенная, педагоги М. Гладков и И.
Полонская). Это позволяет всесторон-
не оценить. достоинства и недостатки!
молодого коллектива.

:

Нанменее удачны были спектакли,
поставленные по старинным водеви-
лям. Они были сыграны без учета
спецификн этого жанра. Исполнение
водевиля требует определенного тем-
па и ритма, острой выдумкн в решении
роля. А TyT мизансцены статич-
ны, впечатление такое, словно акте-
ры боятся двигаться. Может быть, ко-
медийная легкость вне пределов

дарования? Олнако есть в этих спек-
такяях и несколько заюмниминхся
ролей. Среди исполнителей водевнля
«Жозеф—парижский мальчик» хоро-
шее впечатление — произвела Л.
Богданова (Элиза), сумевшая придать
своеобразие «голубой роли», внести
в нее живые, теплые краски, создать
образ тонкий, оживленный искренним
чувством, порой подлинно драматич-
ный, Если еще вспомнить очень прият-
чую игру Б. Жильцовой в роли г-жи
Менье и тонко комедийного Илера
(актер И. Чугунов), то становится не-
сомненной талантливость молодых нс-
полнителей.

`К сожалению, ясный и прозрачный
стиль нсполнения, которого требует
легкая комедия, очень часто подме-
няется в спектаклях излишне под-
черкнутыми, несколько тяжеловесны-
ми для водевиля жанровыми, бытовы-
ми характеристиками. Актеров не на-
учнля легко и ритмично двигаться,
дополнять внутреннее содержание об-
раза средствами выразительного пла-
стического рисунка. Этот недостаток,
который водевили выявили наиболее
отчетливо, сказался и на протяжении
всего показа. Он разрушил в спектак-
ле «Отчий дом» и без того слабую
канву пьесы Катаева, текст которой
требует «доигрывания» всеми вырази-
тельными средствами театра (как это
было сделано в Театре драмы. где иг-
рала в основном молодежь).

В творчестве Горького молодые ак-
теры нашли близкий нм материал. В
спектакле «Зыковы» наметились два
крупных дарования — И. Чугунов и
П. Исаков (Михаил и Антипа Зыковы},
которые верно, глубоко поняли и пе-
релали смысл горьковской пьесы, рас-
крыв большую человеческую драму
«Зыковых». Оба актера прибегают к
сложному приему’лостепенного, но не-
уклонного раскрытия двух противопо-
ложных характеров. Исаков обладает
большим и ярким темераментом, стре-

мится
ность образа. Чугунов передает дра-

му Михаила скупо, показывая внут-

ренние движения души мннимумом
внешних выразительных средств. Ино-

гда, впрочем, эта манера кажется на-

рочитой, излишне  подчеркиваемой,
сковывающей актерский темперамент.

Лучшим моментом показа была
«Снегурочка». Естественно, что ак-

терам, воспитанным в школе Малого

театра, наиболее близко творчество
Островского. Надо отметить, что за
всю свою сценическую историю
«Снегурочка» впервые
была сыграна значительно
московской сцене в театре „Ленин-
ского комсомсла.

Молодым актерам ШЩепнкинского

училища легко дышалось в сказке!

Островского. Они проявили набтоя-
щее поэтическое чутье и понимание
пьесы, сохранив все ее богатства —
ее лиризм, ее фантастику, все ее оча-
рование,

Не случайно н то, что в спектакле
«Снегурочка» рафкрылись дарования
многих актеров, прошеднше незамечен-
ными в предыдущих показах. А. Ре-
мизова — незаурядная актриса дра-
матического плана, и патетические
места роли Купавы звучали в ее ис-
полнении необычайно органично и еса
тественно. Она обнаружила прекрас-
ное понимание стилистических н жан-
ровых особенностей
нпрает она не всегда ровно, рисует
образ как бы отделыными яркими маз-
ками. Думается, что эта неровность—
от неопытности, от недостатка «тех-
НИКИ». .

В роли Снегурочки  раскрылось
болыное дарование К. Роек. До этого
спектакля она сыграла в двух ролях
— холодной и черствой баронессы в
водевиле и Сани в пьесе Катаева. В
этих ролях она остро очертила..неза-
мысловатый духовный мир лживых и
корыстных женщин. Они были сы-
граны умно и умело, однако только
в «Снегурочке» почувствовали зрите-
лн вею силу этого незаурядного
дарования. В ее Снегурочке нет сен-
тиментальности и картинности. Образ

дан ею в развитии, он весь полон
внутренних движений, внутреннего
изящества, высокой  поэтичности.

Жест ее легок и грациозен, и в отли-
чие от болышинства выпускников она
превосходно владеет им и дает чет-
кий пластический рисунок образа,

В ином стиле раскрылись актеры
Н. Миронова и И. Завадский (Бобы-
лиха и Бобыль), А. Липовецкий (Бру-
сило), В. Мосолова (в маленькой, но
прелестно сыгранной роли Радуши) и
К. Реутский (Бермята). Они показали
себя прекрасными характерными,
жанровыми актерами.

Жанр и лиризм, быт и поэтичность
тонко переплелись в спектакле. В
этой работе молодого коллектива
сказались лучшие традиции шко-
лы Малого театра.

Актеры проявили бесспорное мас-
терство в читке стиха, в воспроизве-
дении его ритма и музыкальности.
Прекрасно звучащие голоса, чистая
дикция свойственны почти всем акте-
рам. Спектакль «Снегурочка»—удач-
ное завершение периода ученичества,

спектакль, который дает право гово-

рить о будущем его участников с
болыними надеждам

«ГОРЬКИЙ

Научно-творческая конференция

If зюля в Всероссийском  теат-
ральном обществе открылась науч-
но - творческая конференция «Горь-
кий сегодня», созванная Кабинетом
Горького и советской драматургии.
На конференцию собрались артисты,
режиссеры, литературоведы  столн-
пы, приехали представители Горь-
ковского, Свердловского, Молотов-
ского, Ивановского, Курганского и
других театров.

Конференция открылась  вступа-
тельным словом Е. Суркова. С яр-
кой речью о Горьком—великом ху-
дожнике и патриоте, выступил Ле-
онид_ Леонов. Главная мысль речя
Л. Леонова: «несмотря на то, что
уже почти 1Ю лет Горького нет с
нами, мы все время ощущаем рядом
с собой его дружеский локоть»—
стала основной мыслью  конферен-
пин. С особым пол’емом говорили

< : bh ss

СЕГОДНЯ»

в ВТО

участники конференции о необходи-
мости встретить 10-ю годовщину со
дня смерти Алексея Максимовича,
которую страна будет отмечать
18 июня 1946 года; новыми хо-
рошими постановками горьковских
пьес. ]

И июля участники конферен-
кии заслушали доклад проф. Дес-
ницкого «Горький и национальные
традиции русской классической ли-
тературы». Вчера на конференции
выступили: засл. арт. РСФСР С.
Бирман. с сообщением «О значении
Горького для актера», И. Груздев —
с докладом «Драматургия Горького

и современность». и проф... М- Мо-

розов, осветивший значение  твор-
чества Горького для антифашист-
ской борьбы демократической интел-
лигенции Англии и Америки.

раскрыть всю глубину и слож-

поставлена
  была в экзаменационном спектакле н
лучше,
чем в последней ее постановке на

образа. Правда,

Заключительный концерт художествемной самолеятель ности г.

предприятий н`уч
Союза.

И. КОЗЛОВСКИЙ

————
народный артист СССР.

Сидя в ложе Большого театра, я
смотрел и слушал то, что исполня-
  лось на нашей сцене в этот вечер, с

особым интересом и живым волнени-
eM,

На вечерах смотра несколько ты-
  сяч рабочих, работниц московских
  фабрик и заводов, служащих учреж-
  дений, юных исполнителей-детей го-
  ворили с народом языком, искусства.

Я слушал на концерте в Большом

театре молодых певиц: контролера
  Отдела’ технического контроля
автозавода им. Сталина Е. Сол-

‚датову и педагогг детской больницы
Сокольнического района В. Никитину,
которые исполняли произведения рус-
ских композиторов-классиков.

Хоропю пела Е. Солдатова арию
Снегурочки из оперы Римского-Кор-
сакова. Сильное впечатление оставя-
ла и В; Никитина исполнявшая арию

ятного тембра, ровный звук и чистота
исполнения — все это привлекает н
радует.

С увлечением прослушал я испол-
нительниц русских народных песен.

У М. Кудимовой, спевшей старин-
ную русскую песню «Гройка», — ши-
рокий, раздольный, низкий голос болъ-
шого диапазона, ее исполнение, ли-
шенное сусальности и шаблона, под-
купает своей непосредственностью.

Вот на сцену Большого театра вы-
шли три девочки в возрасте от 6 до
12 лет — сестры Шмелевы (дочери
работницы одного из московских за-
водов). Чисто и ровно спели они  рус-
скую народную песню «Калинушка».

Из других юных исполнителей надо
отметить участников детского хорео-
графического коллектива Бауманско-
го района — Вову и Сережу Абрамо-
вых, которые нроявили незаурядное
мастерство в хореографическом этю-
де «Рыбаки» (в постановке Г. Орне-
ли).

Хороню и доходчиво исполнил
«Русскую пляску» детский хореогра-
фический коллектив Дома пионеров
Кировского района (руководитель Е.
Россе). Правда, возникает вопрос —

тилетних детей?

Балетмейстер Большого театра Н.
Понко изобретательно поставил харе-
ографическую сценку «На гулянке»; в
ней участвовала талантливая  моло-
дежь автозавода им. Сталина — Ko-
нонова, Курдюков, Никандин и Соф-
ронов. Однако эта сценка несколько
растянута.

Запомнилось выступление Гали Вы-
сотской, читавшей басню Крылова.

С большим удовольствием я про-

слушал «Краковяк» из оперы Глинки
«Иван Сусанин» в талантливом  ис-
полнении на ксилофоне Вали Снеги-

гвжие Лело об убийстве

I
Девица Ева Смит — бывшая работ-
ница завода Берлинга — приняла

сильнодействующий яд, в результате
чего последовала смерть. В комнате
покойной был обнаружен дневник,
ознакомление с которым дало воз-
можность следственным властям рас-
путать клубок преступлений и уста-
новить, что Еву Смит принудили к
самоубийству следующие лица:

хозяин завода — Артур Берлинг,
уволивший Еву Смит с работы без до-
статочных оснований;

дочь его — Шейла Берлинг, по на-

стсянию которой Ева Смит была рас-

читана из магазина мод; ь
Джеральд Крофт — жених Шейлы;,
бросивший девушку, бывшую его лю-
бовницей; +
Эрик Берлинг — брат Шейлы, oc-
тавивнтий Еву Смит беременной и без.
средств;
Сибилла Берлинг — жена хозяина.

>
завода и мать Шейлы и Эрика, пред-

седательница благотворительного об-
шества, отказавшая Еве Смит в мате-›
риальной помощи.

Обвиняемые в процессе следствия,

проводимого инспектором Гулем, пол-
ностью признали себя виновными.

Безмятежный покой нарил в доме
Берлингов. Семейство в полном сос-
таве сидело за столом. праздновали
радостное событие — помолвку Шей-
лы с Джеральдом. Все были веселы,
остроумны, милы, поминутно разда-
зались шутки смех и звон бокалов.

Артур Берлинг — хозяин завода н
глава семьи—взял слово. Он произнес
торжественный тост, в котором вос-
хвалял мир и благоденствие. Пусть
каждый добивается только своего
счастья, и все люди будут счастливы.
«Через двадцать—тридцать лет, —ска-
зал он, — скажем, в 1940 году, вы
будете жить в мире, который давно
забудет треволнения от противоречии,
между капиталом и трудом и все эти
глупые опасения войны». Безмятеж-
ный покой, царящий в его собственном
доме, Берлинг распространял на весь
МНО н на всю историю.

Но семейное торжество ‚ внезапно
нарушено: в мирную столовую входит
инспектор Гуль. Этот господин держит
себя  лостаточис корректно, но.он
слишком независим, а порой и дерзок.
Ок осмеливается допрашивать самого
Артура Берлингаои доводит ero до бе-
шенства. Потом Гуль хладнокровней-
шим образом принимается за юную
Шейлу. Потрясенная. случившейся
катастрофой, девушка с первых же

°

«ОН ПРИШЕЛ» Д. Б. ПРИСТЛИ
В КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ

°

слов CO3Hatach B cBOeH BHHe. Sato ee
жених Джеральд держит ce6n под-
черкнуто вызывающе — он в первый
  раз слышит имя Евы Смит и удивлен
 Наглостью инспектора, требующего от
него признания какой-то вины. Но вы-
 ясняется, что Ева Смит называла ce-
  бя еще н другим именем — иначе ей
  не удалось бы устроиться на pa6oTy—
и ее второе имя... Джеральд насторо-
жился... Дези  Рентон. Джеральд

вздрогнул и выдал себя. Да, именно

так звали еоблазненную и покинутую
им девушку. Больше всех упорству-
ет хозяйка дома — Сибилла Берлинг.
Она никак не может понять, что, от-
казав одинокой, беременной женщине,
толкнула ее на самоубийство. Предса-
дательница благотворительного об-
щества полностью возлагает вину на
беспутного отца ребенка и требует его

сурового наказания: «Тогда вы, вме-

сто того, чтобы задавать здесь нену-

жные вопросы, действительно вылол-

ните свой служебный долг». После
этих ренштельных слов, обращенных
к Гулю, миссис Берлинг демонстра-
тивно прощается с инспектором. Но

Гуль не уходит — «Чего вы ждете?»

«Он

«Возможности выполнить свой
долг». Шейла давно уже догадавшая-
ся, кого именно ждет Гуль, болезнен-
HO стонет, и лишь тогда мать пони-
мает, кого она толь<о что так крас-
норечиво разоблачала,

‚ В двери появляется Эрик Берлинг,
  возбужденный и жалкий, с осунув:
  шимся бледным лицом и воспаленны

ми блуждающими глазами. ;

ЭРИК.—Я должен был вернуться и
выложить все. Вы вель уже знаете.

ИНСПЕКТОР. — Да, мы знаем.

Джон Б. Пристли завершает след:
ствие. Состав преступления полностью
установлен. Главный обиняемый при-
знался добровольно. Об`является пе-
рерыв — антракт, :

Что будет дальше? Чему же пос-
  вящен третий, последний акт? Разве
  не все уже выяснено? Семейство
  Берлинга принудило Еву Смит покон-

чить жизнь самоубийством. Это pac-

крыто достаточно убедительно.

Итак, мы ждем последнего акта со
смешанным чувством опасения и лю-
  бопытства: детективный сюжет пьесы
исчерпан полностью. Что же в таком
  случае станет делать Пристли?

В третьем акте обнаруживаются
потрясающие новости. Оказывается,

ел» в постановке Камерного театра. Финал 2- го акта. С. Ценин—_ i
Артур АН, А. Микланевская—Сибилла Берлинг, Р. Ларина-—Шейла, ‘западному зрителю не заметны

x et ere ee Я Е. Игнатович (ТАСС). -

реждений столицы под управлением профессо

а нужно ли выпускать на сцену ran

Москвы в

eo 9°

Т июля в Больнюом театре со-
стоялся заключительный концерт
смотра художественной самодея-

тельности Москвы; программа
этого концерта была повторена
8 июля

Смотр начался около четырех
месяцев назад. Он вызвал к жиз-
ни сотни новых самодеятельных
коллективов. Число его участни-
KOR превысило 70 тысяч. Это —
рабочие и работницы, инженеры,
счетоводы, бойцы управления
ножарной охраны УНКВД г. Мо-
сквы, учащиеся средних и выс-
ших учебных заведений и др.

Деятельное участие в подготов-
ке ин ироведении смотра принял
Московский дом народного твор-
чества, столичные театры и вы
дающиеея мастера искусств, взяв-
ие шефство над кружками ху-
дожественной самодеятельности.

В заключительных концертах
приняли участие почти $ тысячи
человев.

SS

Лизы из «Пиковой дамы». Голос при-

рева (Центральный дом культуры де-
тей железнодорожников). Валя Сне-
гирев представляется мне в будушем
хорошим музыкантом, а возможно, и
  тирижером. У него есть чувство рит-
‚ мам формы.

После обаятельных выступлений
детей в Большом театре у меня воз-
никли мысли о месте юных талантов
в художественной самодеятельности,
© форме и методе сценической подачи
детского самодеятельного творчест-
ва. Г

Мне кажется необходимым  начн-
нать детское художественное
воспитание с очень юного воз-
раста, как в ицении, xopeo-
графии, так и в музыке. Но я за 5о-
лее тщательный отбор; и не столь ча-
тГстые открытые выстуиления детей в
концертах-смотрах художественной
самодеятельности. С детских лет
не следует прививать’ ребенку «про-
фесснональные» навыки артиста.

Стоит ли, например, русскую на-
родную песню «Калинушка» испол-
нять (как это делают — по воле ре-
жиссера — сестры Шмелевы) в сти-
лизованных костюмах, в трафаретной
и подражательной манере? Конечно,

‚смех и умиление зрителей вызывает
6-летняя девочка (одна из сестер
Шмелевых), которая поет в ансамбле.
Но я не вижу большого достижения в
том, что на сцену, подбоченившись,
выходит ребенок, одетый в русский
сарафан, и выступает рядом ©о взрос-
  лой парой. К сожалению, у нас очень
часты постановки концертных номе-
  ров, построенных на таких «контрас-

что Гуль. инспектор Гуль, не служит
в государственной полицни,—это про-
сто никому неведомый человек, кото-
рого своболно можно было разобла-
чить и выгнать из дома. Он нагло ми-
стифицировал благородное семейство,
представив дело так, как будто бы
Берлинги довели Еву Смит до camo-
убийства. Спору нет, те проступки, в
которых их обвинял Гуль, были совер-
шены, но в каждом случае фигуриро-
вала другая девушка; а не одна и та
же злополучная Ева Смит. Таким
образом обвинение в гибели девушки
оказалось несостоятельным. Но мало
этого: выяснилось, что и самоубийство
явилось хитрым обманом Гуля, так
как в городекой полиции в течение
ночи не было зарегистрировано ни
одного случая смерти от отравления.

Берлинги снова усаживаются за
стол. Но мир и благоденствие уже не
воцаряются под этой крышей. Обвине-
ние в уголовном преступлении с поч-
тенного семейства снято. Но если
Берлинги получили алиби в частном
деле о Еве Смит, то их общественная
вина стала еще очевидней, потому что
миллионы малых злодеяний, которые
совершает имущий класс; хоть сами
по себе не являются уголовными пре-
ступлениями, но в совокупности, в об-
щем ходе жизни образуют некую еди-
ную силу зла, огромное социальное
преступление. Когда червь гложет
кору дуба, то причиняемое им зло ка-
жется ничтожным, но помноженное
на количество и усердие этих вреди-
телей, оно становится бедствием, в ре-
зультате которого дерево чахнет и
гибнет. Пусть страдания и смерть
  Евы Смит вымышлены, но в этом об-
 разе обобщено множество человенес-
ких бедствий, порожденных ложным
  общественным устройством.

Свою справедливую мысль Джон
Пристли раскрывает очень оригиналь-
{‹ ным драматургическим приемом. Инс-
  пектор Гуль, заставляя Берлингов
сознаваться в своих преступлениях,
  показывал фотографии их жертв. Но
  он делал это так, что каждый из его
  клиентов смотрел фотографию от-
‚ дельно и думал, что ему показывают
  то же лицо, что и остальным. Таким
образом, видя различных девушек,
Берлинги полагали, что дело идет об
одной и той же Еве Смит. Правда,
нам эта счастливая драматургическая

легкомысленной для глубокой социн-
альной темы, которую затронул TIpu-

ра В. Небольсина исполняет

стли. Смотря его пьёсу, мы нередко
овим себя на том, что развлекаемся
‚строумными хитросплетениями ©ю-
жета и забываем о большой драме, ко-
торая как будто бы протекает на
раших глазах. Весьма вероятно, что
эти
противоречия между серьезной дра-

Большом театре. Об’единенный хор
Гимн Советского

Фото Е. Теханова (ТАСС).

—

ДЕНЬ СМОТРА

тах». А ведь когда, налример, 8
Большом театре танцуют дети в
«Щелкунчик», то. здесь привлекают
не «контрасты», а чистота формы, по-
строенная на классической школе.

Естественно, что на заключитель-
ных концертах большое место было
уделено самодеятельным херам, ко-
торые исполняли русские народные
песни, а также песни советских ком-
позиторов. Хорошо, например, прозву-
чала в Финале концерта песня А. Но-
викова «Победа» в исполнении об’-
единенного хора рабочих и служащих
различных предприятий и учреждений
под управлением А. Рыбнова,

Общеизвестно, что в старину цер-
ковные, студенческие, гимназические,
бурсацкие хоры, в которых пение про-
ходило без сопровождения оркестра,
оказали огромное влияние на форми-
рование будущих певцов. композито-
ров, ибо эти хоры прививали начинаю-
щему певцу чистоту звука и куль-
туру голоса, развивали его дыхание.

Нам нужно и сейчас всячески со-
вершенствовать, развивать хоровую
культуру.

Известно, какую большую роль сы-
грало самодеятельное вокальное ис-
кусство в Красной Армии во время
Отечественной войны.

А сколько талантливых певцов, му-

зыкантов есть в рядах Красной Ар-
мии!

Кончилась война. Бойцы старших
возрастов вернутся домой в деревню.
Они привезут с собой новые замеча-
тельные песни Победы, которые бу-
дут широко подхвачены нашим наро-
дом, будут передаваться из поколе-
ния в поколение.

В подготовке общественных пока-
зов и смотров народного творчества
большая роль принадлежит профес-
снональным работникам искусства.
которые отдают свои знания, свой
труд и мастерство подрастающему
поколению. Мне в заключение хочет-
ся помянуть добрым словом мастеров
искусств, которые много времени и
сил отдают делу помоши художест-
венной самодеятельности. Здесь я хо-
чу отметить прежде всего художест-
венного руководителя заключительно+
го концерта самодеятельности И. Бер-
сенева и художника Я. Штоффера,
дирижеров В. Небольсина и А.
Ковалева, художественных руковоли-
телей об’единенных самодеятельных
хоров В. Захарова, П. Казьмина,
А. Рыбнова, А. Крынкина, балехмей-
стеров Н. Нижинскую, Н. Попко и
других. Ведя огромную работу в теат-
рах. концертных организациях и учеб-
ных заведениях. они вместе с тем ока-
зали большую помошь нашей само-
деятельности. Мастера искусств этим
самым как бы возвращают своему на-
роду те силы, которые они получают
от него.

П. Гайдебуров в роли инспектора Гуля.
Фото С. Шингарева

прихотливым сюжетным развитием; но
нам они видны. Мы не станем отри-
цать, что с неослабевающим интере-
сом следим за ходом действия, но
этот интерес напоминает скорее вни-
мание страстных болельщиков, по-
груженных в виртуозную игру  шах-
матных чемпионов. чем внимание лю-
дей, с захватывающим интересом сле-
дящих за ходом действительной бит-
вы жизни. Сравните пьесу Пристли
с любой драмой Горького, и эта мысль
будет очевидна. Ибо у Пристли пока-
зана не сама драма жизни, а как бы
ее театральная инсценировка, Но” эта
инсценировка полна большой драмати-
ческой силы, проникнута той жесто-
кой правдой, которую чаше всего
можно. увидеть в залах судебного за-
седания.

Суд над жизнью — вот что веоду-
шевляло Пристли, когда Писал он
свою’ пьесу «Инспектор пришел».

IV

Камерный театр — постановщики
спектакля А. Таиров и Л. Лукьянов,

художник Е. Коваленко — верно по-
находка может показаться несколько

HAJ идею пьесы и поэтому раскрыл
ее внутренний пафос.

Внешний облик спектакля, само дви-
жение действия воспринимаются как
суровый и нелицеприятный ‘суд. Бар-
ская столовая Берлингов на’ наших
глазах преображается в строгий зал
суда. Стол, стоящий посредине ком-
наты, кажется чуть ли не Йлахой, а
четыре стула, расположенные по бо»

матической проблемой пьесы и ее кам, — скамьями подсудимых,

‘необходимо то мужественное спо-

В. ДМИТРИЕВ

заслуженный лелтель искусств PCSCP

Когда входишь в сверкающий зо-
лотом фантастических орнаментов,
блеском люстр и алым бархатом
росоневский Александринский или

в Большой тватр, то проникаешься
особым чувством торжественности,
праздничности,  приполнятости. И

за красно-золотым, волшебно-наряд-
ным занавесом ожидаешь театраль-
HbIG чудес, еше более великолепных.
Таким видел театр Александр Го-
ловин, и для этого театра он расто-
чал все богатства своего безгранич-
ного декоративного воображения.
Головин так и начинал работать

над спектаклем—с зрительного зала,
портала и занавеса. В «Маскарале»

И архитектурная, и цветовая комло-

зищия продолжает лекорировку за-
ла Росси. В «Орфее» Головин  но-
ступает . еще своеобразнее: в сине-
золотом зале Мариинского театра
он делает яркокрасный занавес и
портал и, чтобы еше больше под-
черкнуть контраст, вешает в зале
голубые фонари, горящие в про-
должение всего спектакля.

Увлекательные черты
Головина характеризует
ся на-днях в Москве
лучших эскизов.

Сейчас, когда в советском теат-
ре «живописность» декорации  ста-
вовится одной из основных проб-
лем, мы не можем не обратиться к
наследию замечательной плеяды ху-
дожников «Мира искусства»,  соз-
давших целую эпоху в истории рус-
KOTO театрально-декорационного
искусства. и, в первую очередь, к
наследию Головина.

Надо подчеркнуть, что такие xKa-
чества, как живописность и «коло-
ристичность», соединялись в Голови-

творчёства
открывшая-
выставка его

ве с еще более редким в то время

пониманием театра.

Если в ряду выдающихся живопис-
цев-декораторов Коровин или Сапу-
чов являются несравнимыми мастера-
ми. демонстрирующими великолепие
живописи, как таковой, то историче-
кое значение Головина—в другом:
он первый подлинно театральный ху-
дожник. В этом смысле нменно Голо-
вин является отцом современного Te-
чтрально-декорационного. искусства,
такого. каким мы знаем это искус-
ство сейчас.

Его современники смотрели нате-
атр, как на повод для написания по-
лотен большого размера; их не инте-
ресовала композиция всего спектак-
ля. Головин, так сказать, «централи-
зовал» власть художника в спектакле,
распространяя ее на отдаленнейшие
участки грима`и мелкого реквизита,
а главное, он стал соавтором в соз-
дании спектакля, его сорежиссером.
Поэтому для Головина не безразли-
сен зрительный зал, как и вообще вся
архитектоника  сненической среды.
Когда художник начинает быть ре-
жиссером, перед ним возникают сра-
зу новые задачи, — об’емность тела
актера, требуюшая своего определе-
ния в сценическом пространстве,
гатетво мизансцен, обязывающих
разнообразию планов и высот.

Художник-станковист, зашедший в
театр в гости, стремится избежать
этих проблем; истинный художник
театра, наоборот, решение их счита-
ет основной задачей своей работы. И

художник, начинает искать прежде
всего «свое» сценическое простран-
ство.

Верный своей любви к «театрально-
му», Головин облюбовал форму ста-
ринного театра, модернизуя ее на
свой лад. Он создает авансцену —
просцениум, как крупный план лейст-
вия, отделяя ее системой занавесей
и порталом от задней сцены, отдан-
ной в основном живописи. Наоборот,
просцениум он наполняет так же, как
и портальное пространство, только
06 емными предметами. Форма про-
сценнума и портала, их рекорировка
привлекают большое внимание ху-

дожника.

В «Дон Жуане» авансцена покрыта

Выставка театральных эскизов А. я.
Головнна. организованная Мосновским
союзом советских хулоыников в связи
с 15-летием со лия смерти художника.

Ход суда неумолим. Один за дру-
THM встают обвиняемые и сознаются
в своих преступлениях, и кажлый раз
режиссеры находят яркую, вырази-
тельную планировку, продиктованную
внутренним. драматическим состоянием
действия.

Мизансцены этого спектакля — об-
разец театрального пластического ис-
кусства. Они суровы, сдержанны и ла-
коничны. Тут нет лишних движений,
бытовых переходов, мелочной <нени-
ческой возни, но здесь не чувствует-
ся и умышленной картинности, столь
часто вредящей спектаклям Камерного
театра. Статуарность мизанснен спек-
такля «Он пришел» глубоко содержа-
тельна — режиссер как бы „берет
центральную тему картины и отыски-
вает для нее наиболее выразительную
пластическую форму. “Форма непо-
движна, но от этого действие только
выигрывает. так как эта неподвиж-
ность выражает основную драматиче-
екую тему события в такой же cTene-
ни, как верно найденная живописная
композиция передает внутреннюю ди-
намику полотна.

Блестяшее композиционное мастер-
ство помогло А. Таирову расши-
рить масштабы пьесы Пристли и при-
дать этому произведению черты соци-
альной драмы:

У

Естественно, что слержанный лако-
низм и психологическая насышенность
пластического рисунка спектакля по-
требовали такой же сдержанности,
лаконизма и насыщенности от актер-
ского исполнения. И в этом отношении
бесспорна заслуга П. Гайдебурова,
исполняющего роль инспектора Гуля
с большим внутренним проникновени-
ем, с той затаенной силой, которая
одновременно говорит и о подлинной
гражданской скорби, и о яростном
политическом гневе этого человека.
Гайдебурову очень легко было соб-
лазниться традиционным обликом анг-
лийского следователя и создать образ
в манере проницателвного Шерлока
Холмса или простодушного патера
Брауна. Актер не прельстилея этим
эффектным, HO бессодержательным
решением роли. Его Гуль--фигура в
достаточной степени сложная. ее да-
же нельзя назвать вполне реальной.
Порой кажется, что’ это сам Пристли
зашел в дом рядового английского
буржуа и раскрыл ему глаза на его

бо-
к }

Головин, как подлинно театральный   Ж.

екорации Головина

красным ковром и усеяна лампионами,
то же—в «Орфее» с ‘суфлерской бул-
кой в Форме золотой раковины. В
«Mackapaney Ha просцениум из орке-
стра ведут лестницы, огражденные
лепными перилами с вазами. Особо
любовное внимание уделяет Головин
занавесу. Головин—поистине поэт те-
атральных занавесов, то торжествен-
но парадных, то карнавально веселых,
то волнующе таинственных, с эмбле-
мами карт и масок, или сказочных,
узорчатых, кружееных и вышитых на
газе и тюле, или траурных из черно-
го крепл с серебром.

Занавесы Головина заслуживают
специального исследования — столь
щедро и разнообразно проявился в
них талант художника.

Костюм для Головина—не менва зна-
чительный элемент театрального зре-
лиша, Сменой форм и цвета костюмов
художник пользуется как музыкаль-
ными темами; иногда длительная и
сложная нветовая полготовка призу-
дит к неожиданному новому разреша.
нию — так, появление Арбенина на
балу в необыкновенном, до нестерпи-
мости зеленом жилете подготовлено
длительной сменой противоположных
цветовых гамм. Также внезапным хо-
лодом поражает на цветовом калей-
доскопе фигур маскарада одна черно-
белая фигура Неизвестного Подоб-
ного рода приемов можно было бы пе-
речислить множество.

Интересно обрашение Головина ко
всякого рода «увражам», материа-
лам, журналам мод и т. п. Для исто-
рического спектакля Головин не по-
купал мебели в антикварном магазч-
не и не срисовывал модных KapTH-
нок. У него было несбыточное стрем-
ление видеть эпоху только своими
глазами, он оставлял за собой право
быть единственным портным и ме-
бельщиком своих постановок. Хотяв
XVII sexe нет таких вешей и костю-
мов, которые рисует Головин, но ка.
жется, что если бы Людовик ХГУ за-
хотел найти оригинального ис-
полнителя своих причуд, он, конечно,
пригласил бы Головина прежде все-
To.

Естественно, что Головин не офор-
млял пьес, ему современных, они не
укладывались в его пышно-празднич-
ное представление о театре. Вместе с
тем адресованные Головину упреки
в «неэмоциональности», в отсутствии

ощушения «трагического» кажутся
не вполне основательными. Полобно
великнм художникам ХУП и XVIII

веков, Головин просто это «трагиче-
ское» совершенно иначе воспринимал.
Как пышные перспективы трагиче-
ских декораций ХУПГ века кажутся
нам странными и нестрашными: как
порой непонятны нам высказывания
людей прошлого века (например, Гоф-
мана) о «страшном» хоре демонов в
«Орфее» и «душеразлирающих  воп-
ляхь в моцартовском «Дон Жуанех
(для нас они не звучат так резко), —
таки в головинской пышной лекорд-
ции нам трулно уловить трагизм та-

ким, каким мы ошущшаем его в совре-
менности.

Если же мы сумеем ввести себя в
атмосферу головинского театра, то и
в цветовых контрастах занавесей, в
  черных, неестественно высоких окнах
«дон-жуанского» зала, во всех этих
неожиданных и порой резких сменах
театральных фигур мы увидим глубо-
кую, но своеобразную театральную
эмоциональность.

Головин сделал декорации к «Дон
уану» мольеровскому и «Каменно.
му гостю» Пушкина — Даргомыж-
ского, но «Дон Жуан» Моцарта ос-
тался его несбывшейся мечтой. Ду-
мается, что в этой неосушествленной
постановке мы яснее всего разгляле-
  ли бы черты головинского трагиз-
ма — в раме столь же парадной,
праздничной и радостной, как моцар-
товская музыка. :

В заключение хочется указать, что,
несмотря ‘на то, что советский театр
выдвинул ряд совершенно новых за-
дач, Головин не оказался чужим и
враждебным ему. Наоборот, и его
личное отношение к молодым совет-
ским художникам, и наше понимание
некоторых основ ‘его творчества та-
ковы, что даже при отдельных слу
чаях явных принципиальных расхож-
дений в нашем сознании он был я
остается одним из основоположни-
  ков современного театрально-декора-
ционного искусства. °

койствие, которое дает  возможа
  HOCTh показать людям не толь
  ко негодующую душу литератора,
исследующего жизнь, но и самую
жизнь, во всей ее истинной неприг-
лядности, ибо только так можно под-
нять на борьбу со злом каждого че
‚ стного гражданина. Но когда обетоая-
тельства дела оказываются полностью
выясненными, Гуль уже не может
сдержать своих мыслей и чувств. Он,
вернее говоря актер Гайдебуров, про-
износит свою речь каким-то стран»
ным, грудным голосом, и в этом вепле-
ске гнева слышны заглушенные сле-
зы... А затем Гайдебуров — Гуль, во-
брав голову в плечи и сгорбившисъ,
выбегает из комнаты, он бежит из
этого логова зла, ~

В комнате остается Шейла, Это ве
Гуль обратил в праведную веру.

н недаром провел сегодняшний вё-
чер.

Актриса Р. Ларина убеждает в ду-
шевной чистоте и юношеской прямо-
линейности Шейлы. Это хрупкое су-
шество еще не испорчено: она глубже
всех заглянула в пропасть, которую
показал семейству Берлингов инспех-
тор, и искреннее всех ужаснулась сво-
ей жизнью. Но в этом прозрении не
только чистосердечное раскаяние, как
представляется актрисе, злесь еше и
начало того озарения, которое при-
ведет Шейлу в лагерь Гуля. Раз от-
вернувшись от лжи, левушка уже на
всю жизнь возненавидит подлость и
лицемерие и, возненавидев, булет бо-
роться... Вот этого нравственного
под’ема, мгновенного рождения но-
вой духовной силы нет в исполнении
Лариной.

Остальные участники спектакля:
Джеральд—Н. Чаплыгин, Сибилла
Берлинг—А. Миклашевская, Эрик —
Г..Яниковский дают достаточно вы-
разительную картнну нравов и харак-
теров. Особенно колоритен Артур Бер-
линг. С. Ценин, с присущими этому ак-
теру легкостью и юмором, проводит
своего героя через все треволнавия
вечера и возвращается в тихую гавань
душевного покоя. Берлинг снова всем
доволен. — Инспектор Гуль — эта
только мимолетный мираж, призрак
Грастревоженной совести... Жизнь про-
должает свой лучезарный полет, я
ничто не может ее омрачить.

собственное существование. Гайдебу-
ров великолепно передает внутреннюю
борьбу, которая происходит у Гуля,
когда чувства рвутся из души, а па-
зум и воля подавляют их. Актер вер-
>) понимает замысел Пристли: для

полного выяснения общей картины,

VI
Но... Вот оно трагическое «но» этой
миролюбивой пьесы — раздался ззо-

нок, и голос из полиции сообщил, что
туда только что доставлен труп от-
равившейся девушки...

И грозная тень инспектора снова
встала над ломом Берлингов. Дело об
убийстве продолжается. Возмездие
вперели. ;