Возрожденный  Донбасс. Восстано вительные работы ‘на заводе им.

Ильича в Мариуполе,
Фх®х>®

Художник П. СУПОНИН.

В. ШЕБАЛИН

директор Московской государственной консерватории

Перед новым учебным годом

Осенью мы начнем 80-й учебный
гол столичной консерватории. ‘

Московская консерватория выпу-
стила из своих стен композиторов,
музыкантов и певцов, известных все-
му миру. Среди них: Танеев, Скря-
бин, Рахманинов, Ляпунов, ‘Метнер,
Глиэр, Василенко, Ан. Александров,
Хачатурям, Гольденвейзер, Игумнов,
Л. Николаев, Гедике, Оборин, Голо-
ванов, Нежданова и другие.

Во время Отечественной войны
Консерватория ни на один день не!
‘прекращала своей деятельности. За-
нятия в классах продолжались ив су-
ровые месяцы обороны Москвы 1941
года, и в последующие годы войны.

В 1945 году состоится первый вы-
пуск мирного времени. 120 молодых
пианистов, композиторов, дирижеров,
певцов, музыкантов — духовиков и
струнников, хоровиков выедут в раз-

личные города Советского Союза, где
будуг вести педагогическую деятель-
ность в музыкальных вузах, школах
и училищах.

Около 1800 человек обучается сей-
час в Московской консерватории, ее
школе и училище.

В классах композиции, которыми
руководят Д. Шостакович, Н. Мяс-
ковский, Ан. Александров, В. Белый
и В. Шебалин, обучается до 50 музы-
кантов. Из них осенью этого года
Московскую консерваторию оканчи-
вают пятеро: Якубов, Рукавишников,
Калмановский, Бунин ‘и Абелиович.
Все они будут в сентябре держать
экзамены перед государственной ко-
миссией.

Одновременно мы выпустим ряд но-
вых музыкантов по фортепианному
факультету (декан проф. В. Не-
чаев), вокальному факультету (де-
кая проф. Н. Райский), оркест-
ровому (декан проф. С. Козолу-
пов), композиторско-теофетическо-
му (декан проф. И. Способин) и хоро-
вому (декан проф. А. Свешников).

Срели выпускников этих факульте-
тов и классов Консерватории надо
отметить студентов-дипломников,
окончивших на «отлично»: Е. Горде-
еву, Н. Листову, Т. Мюллер, Т. Со-
холову, Р. Ширинян, Н. Маркову,
Е. Розанову, В. Рабей, А. Франк,
Е. Лотвинову и Л. Толгскую.

В прыилом учебном году в Консер-
ватории было 45 аспирантов, из кото-
рых весной 1945 года закончили ас-
пирантский стаж четырнадцать. Коми-
тетом по делам высшей школы в пю-
следнее время уточнена цель обуче-
вия аспирантов-исполнителей. Moc-
ковская консерватория должна гото-
вить из них педагогов для высших
музыкальных учебных заведений стра-
НЫ.

Мы организовали широкую испол-
нительскую практику студентов Мос-
ховской консерватории, проведя 3a
учебный год 184 концерта в Большом
и Малом залах Консерватории, клу-
бах, воинских частях, госпиталях;
по радно. Кроме того, были проведе-
ны два конкурса студентов: на луч-
шее исполнение произведений Скря-
бина и советских композиторов.
Лучшие студенты-исполнители полу-
чили премии.

При Московской консерватории
создан научно-исследовательский ка-
бинет. Руководит этим кабинетом ака-
демик Б. Асафьев. В научно-исслело-
вательском кабинете работают шесть

тематических комиссий: «Глинка и

1. HHABOMHCIUG
ТРЕХ ОБЛАСТЕИ

Работы ‘художников Горьковской,
Ивановской и Ярославской областей,
выставленные в’ помещении москов-
ского театра им. Станиславского и
Немировича-Данченко, созданы за. но-
следние 4—5 лет. Многие из участ-
ников нынешней выставки — наши
старые знакомые: в 1940 годумы ви-
дели их произведения на. выставке
периферийных художников в зале
Всекохудожника. Что нового внесли
в их творчество эти годы, какими пу-
тями, как далеко они двинулись впе-
ред?

Большинство новых произведений
создавалось в дни грандиозных исто-
рических потрясений, когда особенно
полно раскрылось величие духа
советского народа% Но, как это ни
странно, события великой войны поч-
ти не отразились в творчестве участ-
ников выставки. Этим событиям по-
священо лишь несколько полотен,
да н то не поднимающихся до раскры-
тия затронутой в них большой темы,—
это либо работы этюдного порядка,
либо неудачные. сырые и бледные
компазиции. :

Вообше бросается в глаза темати-
Зеская бедность выставки; здесь до-
минируют пейзаж, портрет и натюр-
морт, но и эти жанты, как правило,
решаются этюдно. Бытовой жанр от-
сутствует. Героическая работа тыла
(тема, которая, казалось бы, должна
была занять особое место в творчест-
ве художников промышленных обла-
стей) оказалась вне поля зрения
ярославских, ивановских и горьков-,
ских живописцев.

Поражает также почти полное от»
сутствие на выставке рисунка. Графи-
ка представлена лишь елиничными
экспонатами, по своему уровню стоя-
щими значительно ниже живописных!
работ. А ведь в рисунке яснее всего’
выражаются творческие поиски ху-
ложника, ведь именно плохим владе-
ннем рисунком об’ясняются многие
нелочеты живописи.

Почти ‘все участники выставки ув-
лечены жизописью маелом. Предпоч-
тение, отдаваемое ими пейзажу, пот:
рету, натюоморту, было бы в. извест-
ной мепе оправдано при непосредет-.
венности, свежести восприятия нату-
ры, широте охвата действительности,
при умении подметить и уловить в
окружающей жизни черты нового. Но
большинство художников занято ско-
рее решением тех или иных частных
проблем колорита, формы, фактуры,
чем созданием значительного  хуло-

К. АНДРЕЕВ

его современники» (руководитель
Б. Асафьев), «Советская музыкальная
культура» (руководитель Р. Грубер),
«Музыкальная Москва» (руководи-
тель К. Кузнецов), комиссии по тео-
рни музыки, по источниковедению и
пю народной музыкальной терминоло-
гии (руководители этих трех комис-
сий — В. Беляев, В. Яковлев, Е. Гия-
пиус)..

Научно-исследовательский. кабинет
провел 35 заседаний и подготовил к
печати 38 научных трудов, об’емюм в
106,5 печатного’ листа. Среди них —
ряд работ, имеощих большое значе-
‘ние: например, работа проф. П. Лам-
ма «Подлинные тексты опер Бороди-
на «Млада» и «Князь Игорь», очерки
проф. В. Беляева по знаменному пе-
нию (раскрывающие значение изуче-
ния проблем русского музыкального
‘средневековья для советской музы-
кальной историографии), работы про-
фессоров Л. Мазеля и В. Цуккерма-
на о советской музыке, доклады —
академика Б. Асафьева, проф. К. Куз-
нецова, проф. Т. Ливановой и др.

Болыную научно-методическую ра-
боту ведут и кафедры Консервато-
рии, которые закончили пересмотр и
составление новых учебных программ
по всем предметам.

Созданный при Московской кон-
серватории Художественный совет на
своих 16 заседаниях подвел итоги
всей учебной, исполнительской, науч-
но-исследовательской и методической
работы Консерватории. Он принял
семь диссертационных работ на со-
искание ученой степени кандидата ис-
кусствоведческих наук и две доктор-
ских диссертации. Кроме того, Худо-
``эственный совет вынес ряд принци-
пиально-важных решений по дальней-
шему улучшению работы Московской
консерватории. Таковы, например, ре-
шения: о политико-воспитательной
работе среди студенчества, © подго-
товке национальных кадров. музыкан-
тов-педагогов для братских респуб-
лик, о ежегодном проведении. науч-
но-художественных сессий, посвящен-
ных русской музыкальной культуре
(первая такая, сессия будет проведе-
на в предстоящем учебном году).
` Студенты и педагоги Московской
консерватории, ие прерывая учебы, в
дни Отечественной войны с честью
выполнили свой патриотический граж-
данский долг перед страной и внесли
свою долю труда в дело победы над
фашистской Германией.. Они провели
4300 концертов, из них, 2000 концер-

непосредственно на фронтах. 24
фронтовых бригады студентов и пе-
дагогов Московской консерватории
целиком посвятили свое каникуляр-
ное время художественному обслужи-
ванию Красной Армии.

В последнее время значительно по-
высился интерес к Московской кон-
серватории.в зарубежных странах и
`особенно.в славянских государствах.
Мы. получили письма от ряда музы-
кальных учреждений и отдельных
видных музыкальных деятелей Евро-
пы с просьбой ознакомить их ¢ Ha-
ней работой.

Перед нами стоят большие задачи,
связанные с небывалым творческим
под’емом, который принесли нашей
стране годы борьбы и победы. Этот
под’ем ознаменовался новым расцве-
том нашей культуры. И одной из важ-
ных задач, стоящих перед нами, яв-
ляется воспитание музыкантов, кото-

‚рые должны’ быть достойными: участ

никами послевоенного культурного
развития нашей родины.

Я 3 A
жественного образа. Очень узки 4H}
ограничены творческие задачи, кого-!

рые ставят перед собой выступающие
на этой выставке художники!

А ведь в работах художников пери-
ферии должно быть особенн» много
свежих, непосредственных наблюде-
ний, должна звучать с особой силой
гордость за свой родной город, кол-
хоз, завод, любовь к’ своим полям,
лесам, рекам. Они должны ‘быть в
полном смысле слова нортретистамн
своего края, области. Прекрасным
примером может служить здесь твор-
чество А. Пластова, который являет-
ся таким портретистом своего родно-
го колхоза, его людей, нрироды и
создает волнующие полотна, полные
глубокой правды и поэзии.

Понятно, что, перечисляя эти серь-
езные из’яны выставки, мы отнюдь
не хотим сказать, что они в одинако-
вой мере присущи всем ее участни-
кам. Мы имеем в виду общие тенден-
ции выставки. Чем скорее будут из-
житы эти более или менее общие не-
достатки, тем быстрее художники
выйдут на путь большого, полноцен-
ного творчества,

Это тем более важно, что каждая
Из участвующих на выставке областей
имеет своих талантливых  живопис-
цев — и молодых, только что начав-
ших свой творческий путь, и масте-
ров, уже умудренных долголетним
творческим опытом.

Самое скромное место, по количе-
ству работ, на выставке принадлежит
горьковчанам.

Вечер па Волге,

В. ГОРОДИНСКИЙ 3 ап евалы con OTA

В течение нескольких дней (начи-

ная с 8 июля) в Зале имени Чайков-

ского происходила серия концертов
несколько необычного для Москвы
типа. На голубовато-сером бархате за-
навеса красовался огромный военно-
морской. флаг СССР, и на эстраде в
три‘ шеренги строились артисты в
бескозырках с лентами, в белых. фор-
менках с синими воротниками. Не-
смотря на экваториальный климат,
внезапно воцарившийся в Москве, пу-
блика валом валила на флотские кон-
церты. Можно утверждать, что припев
навестной песенки «Жаль, что нету
моря возле намтего села» стал необы-
чайно популярен среди юных москвя-
чек и звучит не без тайной грусти...

Никакого дива здесь нет. Рослые,
один к одному, балтийцы, лихие, до-
черна загорелые черноморцы, овеян-
ные буйными ветрами Баренцова мо-
ря североморцы, бравые тихоокеанцы,
примчавшиеся в столицу из-за три-
девяти земель, с берегов Японского
моря, — трудно оторвать глаз от
этих сильных, красивых, ловких, креп-
ких людей.

Заметим в скобках, что почти ника-
кого «оформления» моряки с собой не
призезли. Белое < голубой полосой
полотнище роенно-морского флага да
золотая адмиралтейская игла у бал-
тийцев — вот и все оформление. Это
даже поучительно для многих наших

ансамблей, оформленных атласами и

бархатами, железными  конструкция-
ми и чуть ли не брабантскими круже-
вами...

В благородной простоте флотского
строя, единственным декоративным
злементом которого является матрос-
ская белая или черная с темносиним
форма, есть истинное изянуество, ко-
торым не устаешь любоваться по це-
лым вечерам.

Совсем не случайно мы упоминаем
06 этом. Флотские музыкально-танцо-
вальные ансамбли — в буквальном
смысле слова детище советской воен-
но-морской культуры, и во многих от-
ношениях они являются ее прямым
выражением — ничего лишнего, как
на палубе военного корабля, гармонн-
ческая красота которого, между про-
чим, заключается в целесообразном
расположения всех частей и деталей,
идеально пригнанных и собранных,

Среди музыкантов и музыкальных
деятелей периодически возникают
споры о нужности или ненужности ан-
самблей, расплодившихся, как грибы.
Нам думается, что споры эти — плод
ведоразумения. Появление и раэвитие
ансамблей вполне закономерно, оно
составляет существенную особенность
советской художественной культуры и
отвечает ее важнейшнему требованию—
самой широкой массовости. Пока кри-
тики препирались между собой о том,
нужны ли ансзмбли или они предета-
вляют собой нечто подлежащее ампу-
тации, вроде шестого пальца на фу-
ке, — эти коллективы выросли в чрез-
вычайно важные, иногда очень круп-
ные учреждения, представляющие как
бы соединительное звено между худо-
жественной самодеятельностью и про-
фессиональным искусством.

Ансамбли флота имеют свою и весь-

ма почетную родословную. Их прооб-
разы мы находим на заре возникнове-
ния советского Военно-Морского Фло-
та, еще в годы гражданской войны.
Так назызаемые музыкально-хоровые
студии моряков 1919—1920 гг. по <у-
тн дела были теми же ансамблями пе-
сни и пляски, хотя, конечно, не имели

Старейший художник г. Горького
Л. Хныгин — ученик В. Маковского,
работающий в различных жанрах, на
выставке представлен только своими
пейзажами. Наиболее удачны его го-
родские виды — широкие панорамы
города Горького, раскинувшегося на
берегах Волги. Отталкиваясь от тра-

TRUM позднего импрессионизма, гоз-.

давая свои мерцающие полотча
мозаики светлых, ‹красочных мазков,
Хныгин пишет пейзажи, напоенные
светом. Он старается передать
эффекты солнечного света, проникаю:
щего как бы во все поры материя, нз-
сыщающего своим теплом небо, воду,
зелень травы, строения города. Свет
полуденного солнца, свет заката, ис-
кусственный свет на улицах болыьшно-
го города ночью и игра света в завод-
ском цеху — все это увлекает xy-
дожника. Его композиции экономно и
ясно построены, в них чувствуется и

ширь реки и простор большого горо-.

да. Некоторое однообразие цветовой
гаммы, построенной на переходах ли-
лово-розовых и сиренево-желтых то-
нов, излюбленных импрессионистама,
не лишает эти работы живой вырази-
тельности.

Искренность, душевность отличают
пейзажи А. Полюшенко. В своих
скромных и простых крощечных этю-
дах. он умеет очень несложными
средствами передать состояние при-
роды, ее поэзию. Его пейзажи полны
тишины. и уюта, в них ощущаешь пре-
лесть русской природы. Но от xy-
дожника можно ждать большего: его

Цейзак А, ЧУРИНА. Выставка работ

размаха и возможностей современных
флотских ансамблей. Но они так же,
как нынешние ансамбли, работали не-
посредственно на фронтах, нередко
выступая прямо под огнем противника.

Когда весной 1919 г. северный от-
ряд Волжской военной флотилии от-
правлялся в. поход на Каму против
Колчака, среди судов отряда шел не-
уклюжий волжский пароход «Факел
социализма» (бывш. «Христофор Ко-
лумб»), несший на борту пловучий те-
атр и хоровую студию моряков. И
тогда, как сейчас, на кораблях флоти-
лии были яростные меломаны, не ос-
тавляыние своих музыкальных увле-
чений даже в разгар боев.

Пожелтевший от времени экзем-
пляр журнала, носившего характерное
название «Братва», сообщает нам о
циклах лекций-концертов, посвящен-
ных русской классической музыке,
разработанных со вкусом и тщатель-
ностью, сделавшей бы честь любой
филармонии.

Мы вспоминали об этом, сидя в За-
ле им. Чайковского и слушая день за
днем концерты балтийцев, северомор-
цев, черноморцев и тихоокеанцев. Ан-

ГРЕТ

ИЗ,

самбли четырех военно-морских фло-
тов СССР собрались в столицу на пер-
вый смотр-конкурс. Немудрено, что
волнение охватило и участников смот-
ра и аудиторию.

Ведь в зале пестрят золотые и се-
ребряные погоны офицеров, синие ¢
белыми полосками воротники красно-
флотцев. Само собой — каждый ан-
самбль имеет своих «болельщиков», и
таких яростных. что временами апло-
дисменты напоминают артиллерийскую
канонаду.

По условиям смотра-конкурса име-
ется всего один приз. Таким образом,
фактически происходит состязание на
первенство флота, и это, конечно, в
сгромной степени усиливает рвение
участников. Еще жюри конкурса не
вынесло своего суждения, но наверня-
‘ка можно сказать одно—<©мотр дал
мощный толчок творческой активно-
сти ансамблей, и результаты уже на-
лицо;

Все четыре ансамбля выступили,
можно сказать, во всеоружии. А ху-
дожественное вооружение ‘их в выс-
шей степени основательно, Прекрас-
ными, звонкими голосами богаты и
балтийцы, и североморцы, и черномор-
цы, и тихоокеанцы. Кроме того, кол-
лективы очень подтянулись в чисто
музыкальном отношении, что, кстати,
необходимо было и в силу высоких
репертуарных требований конкурса-
смотра. Ведь кроме военно-морских
песен и танцев в программах ансамб-
лей обязательно должны быть произ-
ведения русских классиков, народные
песни и т. д. Надо отдать должное
руководителям ансамблей — Б. Наху-
тину (Балтийский флот), А. Брагин-
скому (Северный флот), Н. Чаплыгину
(Черноморский флот) и П. Нестерову
(Тихоокеанский флот) — они не убоя-
лись репертуарных трудностей, В про-
граммах есть такие произведения, как
ария Манрико с хором из «Трубадура»
Верди (Северный флот), увертюра из
«Руслана» в транскрипции для трио
баянистов (Черноморский флот), ария
Ричарда из «Бал-маскарада» (Краено-
знаменный Балтфлот), «Хор матросов»
Гайдна (Тихоокеанский флот) и ряд
других, не менее сложных произведе-
ний русской и иностранной музыки.

Легко представить себе, как велико
музыкально-просветительное значение
работы ансамблей, если принять во
внимание, что ‘любой из мих выступа-

НА МОСКОВСКИХ
ВЫСТАВКАХ

этюды в достаточной мере свидетель-
ствуют о том, что он уже может <оз-
давать пейзажи-картины.

М. Тихомиров показывает себя
темпераментным живописцем, хоропю
умеющим передать особенности пей-
зажа, лепить сочным, широким маз-
ком форму. К сожалению, он высту-
  пает лишь © двумя пейзажами, кото-
рые не дают полного представления
о творчестве живописна, привлекше-
го к себе на прошлой выставке зэслу-
женное внимание.

Приятен по колориту, выдержанный
в строгой тональности, почти моно-
хромный пейзаж «Плоты» В. Вайсен-
берга.

Из работ других жанров, показан-
ных горьковчанами, надо отметить
еще женский портрет работы А. Губа-
нова, как-то живо и просто запечат-
левшего энергичное, волевое лицо
молодой русской женщины. `

Художники Ярославской облаети
занимают самый болышой зал выстав-
ки. Они прислали на выставку наи-
большее количество работ.

В этом зале в первую очередь пон-
влекает внимание стена с картинами
художника А. Чурина. Его полотна
подкупают своей картинностью, зз-
конченностью исполнения. В пейза-
жах Чурина приятно также и то, что
художник нашел свою тему, свой
подход к ней. Художник с увлечени-
ем пишет бурные проявления стихий-

ной силы природы. Он любат небо и
“воду. Его небо покрыто всегда незу-

художников трех областей.

ет в самых отдаленных частях своего
флота, во всех соединениях и на бор-
ту всех кораблей, какие только могут
разместить на палубе коллектив или
бритаду артистов ансамбля.

В своем нынешнем виде красно-
флотские ансамбли песни и пляски

являются своего рода флотскими фи-
лармониями,.

Кроме хора; они располагают

также смешанными оркестрами. Орке-

стры эти нередко выступают и само-
стоятельно (Северный флот) или вы-
деляют струнные квартеты (Тихооке-
анский флот). К тому же в ансамблях
имеются не только весьма одаренные
солисты-певцы, но и превосходные ис-
полнители-инструменталисты. Балала-
ечник П. Нечепоренко из ансамбля
Краснознаменного Балтфлота, напри-
-мер, — настоящий виртуоз, не уступа-
юний самым прославленным мастерам
ипры на балалайке. ‘

Естественен вопрос — где же и ка-
ким образом рекрутируются кадры анН-
самблей? В значительной части арти-

сты ансамбля выросли -в краснофлот-

ской самодеятельности, и среди них
немало отличных специалистов воен-
но-морского дела. Но многие из уча-
стников ансамблей получили профес-
сиональную выучку в музыкальных
училищах и консерваториях. Как пра-
вило, это краснофлотцы ‘и старины
срочной службы, музыканты и танцов-
ники, работающие в ансамблях по
своей специальности.

Ко: всему сказанному следует доба-

вить, что с ансамблями в годы войны
много работали флотские композито-
ры, в том числе североморцы Терен-
тъев и Жарковский, тихоокеанец Ма-
гиденко, черноморцы Слонов и Ма-
каров.

Есть много особенностей, характери-
зующих жизнь и творческую деятель-
ность флотских ансамблей; и главная
из них состоит в TCM, что каждый
ансамбль представляет собой воин-
скую часть, жизненный распорядок и
условия работы которой определяются
уставами. Это отнюдь не формальное
обстоятельство. Артисты ансамблей

проходят соответствующую выучку,
несут вахты — словом, делают все,
что положено военнослужащему. В
годы войны участники ансамблей дей-
ствующих флотов сплошь и рядом вы-
ступали с оружием в руках, и не один
артист, одетый в флотскую форму, по-
гиб со славой в битве против. немцев,
Так бывало, например, на Балтийском
флоте. Но и черноморцы и северомор-

реднем крае, под обстрелом немецкой
артиллерии.

Неларом почти у всех участников
ансамблей блестят на груди боевые
ордена и медали. Это артисты-воины и
они по праву гордятся своей принад-
лежностью к славному советскому
флоту. d

В нашей статье мы только хотели в
самых общих чертах познакомить чи-
тателя с выступающими сейчас в Мо-
скве флотскими ансамблями. Как ска-
зано выше, еще неизвестно, кто из
ниях выйдет победителем в CMOT-
ре-конкурсе, ибо ведь
ансамбля есть и свои`достоинства н
свои недостатки. Но кто бы ни за-
воевал первенство в смотре, все равно
это будет достижением всего совет-
ского Военно-Морского Флота, успе-
хом его культуры, продолжением его
славных традиций.

Фото 0. ПШиангарева.

щимися облаками, серебрящимися в
темноте ночи, “ли залитыми розовым
светом заката, или освещенными лу-
чами полуденного солнца, а то ипро-
низанными лучами военных прожек-
торов (полотно Чурина «Тревога»
относится к лучшим произведениям
выставки, посвященным Отечествен-
ной войне). Но, приглядываясь внима-
тельнее; замечаешь, что и земля, и
вода, и облака, и небо сделаны как
бы из одной материи — настолько ху-
дожник передает их внешне и сум-
марно. А в@дь на предыдущей выстав-
ке Чурина хвалили именно за то, что
он умеет передать разнообразие ма-
терии. «Болыне доверия природе!» —
хочется сказать, глядя на полотна
этого одаренного художника.

Талантливый живописец А. Шен-
дыков показал интересные городские
пейзажи.

Живые этюды BM. Кирсанова пока
говорят лишь о колористической ода-
ренности автора, умеющего со вку-
сом подобрать нвета, о его наблюда-
тельности — не больше. Так, в. его
портретах-этюдах Героев Советско-
го Союза собственно портретные за-
дачи еще не ранены. Эскизы Н. Кир-
санова, хоропю  сгармонированные,
своеобразные по композиции, являют-
ся также лишь хорошим обещанчем.

Удачный этюд «Голова девушки»
выставил С. Щечкин.

Острое чувство, колорита присуще.
Ю. Дружининой. В этом нас убежда-
ют ее интересные натюрморты, Но за-
частую художница оказывается в

плену стихии цвета, не умеет органи-
зовать и сгармонировать краски, за-
ставить нх лепить форму, пространст-
во. В полотне «С огорода» совершен:
но смазана форма. Этими же недос-

Читка газеты.

Картина В.

находятся . Ha военной службе, они

цы выступали непосредственно на пе-

у каждого

жестве
Песня «Прощайте, скалистые горы»

Улица в Констанце.
Первая обтлефлотекая выставка работ самодеятельных художников

(См.

Этюд Б. СУХОРУКОВА.

заметку «500 работ худож ников-краснофлотнев? — на 1-Й етр.).

eo 9 9°

Е. ЖАРКОВСКИЙ

ке, на палубе корабля или на бе-
регу, используя каждую свободную
минуту отдыха,
аккомпанемент» баяна заятевают
«свою любимую». Они не только лю-
  бят песню, но и ‹ами участвуют в
ее создании.

Музыка и песня широко вошли в
быт нашего флота. Война не поме-
шала провести в 1944 году олим-
пиаду художественной самодеятель-
ности кораблей и частей Северного
флота, выявившую много талантли-
вых певцов, музьжантов, поэтов а
музыкально-хоровых коллективов.
Например, в Ансамбль песни и пля-
ски Северного флота еще до войны
пришли из художественной красно-
флотской самодеятельности матрос-
катерник Анатолий Шаталин, кора-
 бельный машинист Константин Ба-
чукоз и из морской пехоты Анато-
лий Мельников. Эти три красно-
самбля и стали отличными .соли-
стами.

Прослужив четыре года Отечест-
венной войны старшим ‘лейтенантом,
я был свидетелем многих славных
боевых дел..И всегда я слышал
боевые песни моряков. Болышной
популярностью
на А В.

Соловьева-Седого,
«Камень» Мокроусова, «Крас-
нофлотская Сталинская» К. Ли-
стова, песня  композитора-северо-
морца Б. Терентьева’ «Слава»
(татисанная на текст поэта-красно-
  флотца Н. Флерова), «Краснофлот-
‚ ская улыбка» И. Будашкина и др.

Мне также довелось юоздать не-
сколько песен в творческом содру-
с  поэтами-североморцами.

написана на текст командира MOD-
ской пехоты Николая Букина. Штур-
ман эсминца «Гремящий» Емельян

а нанисал текст песни о

гвардейском эсминце, который про-

славился боевыми операциями.

Одна из песен, создана на текст

Героя Советского Союза командира
  подводной лодки-—поэта И. Фисано-
‚ вича.

Эта песня была посвящена
людям подводной лодки, гвардей-
цам краснознаменной  «Малютки»,
потоливеней более 15 кораблей про-
тивника B Баренцовом море. И; Фи-

санович, выдающийся офицер фло-

татками страдают и работы В. Дру-

жинина. Манерная широта чвисьма He ` Пожарского».

есть еще настоящая живописность.

В зале художников Ивановской 06-
ласти, пожалуй, болыше всего удач в
области портрета.

С. Шабышеву в его портретах, гру-
бовато, неряшливо написанных, вы-
держанных в какой-то серой гамме,
удается тем не менее передать харак-
тер человека, добиться сходства не
только в лице его, но и во асэм обли-

ке, фигуре. Углубленная работа вад
колоритом сделаст портреты С. Ша-
бышева еще более выразительными.

Как портретист, в основном, высту-
пает и Н. Секирин. Его несколько су-

му выполнению портреты отличает

ния. С больнюй живописностью Ha-
писан его пейзаж «Иваново», выдер-
жанный в красновато-коричкевых и
серых тенах. :

H. Bypos Taxxxe mpexme peero торт-
  ретист, хотя он пишет и натюрморты.

тализированной формы, условной гам-

тюрморте он дает простор своим жи-
вописным устремлениям, поискам ка-
рядного цвета. Но и те и другие ув-

тер. И там, и здесь нехватает BHYT-

мало одухотворенности, в натюрмор-
тах нет разнообразия материала, фак-
туры.

Разносторонним мастером  зареко-
мендовал себя А. Кузнецов. Его ув-
лекает’ декоративное в природе. Он
ищет этого и в пейзаже, н в натюр-
морте. Но’у художника есть’ также
подлимное чувство исторического, о

.

СИДОРЕНКО. ` Выставжь в НДРИ,

флотца творчески выросли в среде ан-

зыку и поэзию
краснофлотмы под   участие в создании новых красно-
флотских песен,

хие по цвету, рисунку и тщательно-;

бытовая дожументальность чзображе-   ^

2. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ

мы, в‘духе старых мастеров, то в на- Средней Азии.

МОРСВАЯ ПЕСН:

„.Моряки ценят песню. В кубри-   та, новатор в военно-морском де-

ле; он горячо любил и понимал му-
и ‹ам принимал

Может быть, тексты песен, напи-

‚ санные краснофлотцами, технически

несовершенны, но зато онй отлича-
ются большой искренностью чувств
и подлинной народностью.

Перед мною встает облик за-
мечательного морского летчика и
чудесного певца Андрея Стоянова.
Он стал любимцем флота не только
потому, что был великолепным зет-
чиком-бомбардировщиком, но и пото-
MY, 4TO задушевно пел краснофлот-
цам и морским летчикам наши пес-
ни. И когда он геройски погиб в
бою за отчизну, то мы совместно с
краснофлотским поэтом Я. Ролионо-
вым написали «Песню Андрея», в
которой ‹ стремились рассказать о
летзике—болышом COBETCKOM о чело-
веке.

„.Ты спой нам, Андрюнта, хоротту
Tech,
Чтоб за сердце крепко брала-

— так поется в этой песне.

М летчики4североморим, стоя, &

волнением слушали эту песню. Их
пользуются «Вечер

мужественные лица становились су-
ровей С «Песней Андрея» mang re-
роические . североморны в бой она
вдохновляла их на новые полвияги.

В творческой практике рэботы
композитора на флоте часты пря-
мые отклики на текутшие военные
события.

„Подводная лодка побтувила бое-
вое задание. Все мы с волнением
ждем ее возвращения. Приходит
подводная лодка в гавань и дает
несколько залпов, но количеству
потопленных ею вражеских кораб-
лей. Это «событие превращается в
праздник для североморцев. Вечером
устраивается торжественная встреча
героев-подводников. И композиторам
и поэтам-североморцам дается юроч-
ное задание написать по этому HO4
воду новую песню...

Работа на Действующем флоте
дала богатейший материал, замеча-
тельные темы, незабываемые впе-
чатления, которые послужат нам
источником творчества Ha ‘многие

годы.
лы

чем свидетельствует эскиз «Грамота

Живописно насыщены и лиричны
пейзажи М. Троицкого «Осенний Be-
чер» и другие.

Стена с эскизами росписи по ‘ткани
ивановских художников составлена
из случайных образцов и не дает тюл-
ного представления об этой области
их работы. Выставленные образцы не
содержат в себе ничего оригинально-
го как в самом рисунке и форме, так
и в его расцветке. Всз это перепевы
старого.

В будущих работах участников вы-
ставки хотелось бы увидеть большее
проникновение в жизнь родного края.
Пусть эти работы расскажут боль-
ao правду о нашей стране‘и ее лю-
WAX

этюды

Собранные на выставке в Централь-
пом доме работников искусств этюды

Если в пойтрете он ищет строгой де-  покойного художника В. Сидоренко.

целиком посвящены природе и быту
Художник  хоропю
знал и любилсвоютему. В его ней-
зажах и жанровых сценах, коасочных
и солнечных, есть подлинное ощуще-

лечения носят весьма внешний харак: НИе Средней Азин. Он’ умеет хорошо

показать органическое единствь» ар-

реннего ощущения натуры. В ‘людях! Хитектуры и пейзажа, раскрыть их

гармонию. Городской пейзаж, древ-
ние постройки, узкие старые! кварта-
лы и просторные улицы современзого
города, оживленные базарные плоша-
ди, индустриальные новостройки, ви-
ды полей, садов, гор в разные ча-
сы дня, в разное время’ года, жанро-
вая сцена ‘и, наконец, историческая
тема н портретный этюд таков дна-
пазон творчества этого ‘даровитого
хуложника.

В этюдах Сидоренко нет ни экзоти-
ческой пестроты красок, ни нарочитой
декоративности и стилизации. Его ра-

всегда строго  реалистичны.
Сравнивая произведения, показанные
на выставке таджикских художников
в 1941 году, с работами, написатными
в последние три года, виднить, Kak
быстро рос художник, < какой мастой=
Чивостью. изунал окружающую при-
Роду.

Нельзя не отметить одной важной
зерты искусства Сидоренко—во всех
его этюдах присутствует ‘человек,
не как стаффаж, декоративное пятно;

а как один из главных элементов изо
бражения. :

В последних работах палитра Силоз
ренко значительно обогатилась. его
краски стали более тонкими Ht Bos-
душными.