С. ДАТЛИН

Художнив

прелиел ‘на завод

«Окна «Правды» — это большие
многокрасочные плакаты < короткой
стихотворной надписью. Их выпус-
кали выездные редакции газеты
«Правда», работавшие на важнейших
оборонных предприятиях страны.

Первое «Окно» было выпущено
лва года назад на Шатуре, тиражом
в один экземпляр. Выездная редакция
в то время еше не имела ни опыта, ни
средств размножения многокрасоч-
ных изданий. Однако этот единствен-
ный экземпляр можно было увядеть
почти на всех участках торфоразра-
боток: через каждые 3—4 дня его
бережно снимали и отправляли на
новое место.

За два года вышло сто тридцать
«Окон «Правды». Они выпускались на
шахтах возрождающегося Донбасса,
на авиамоторном и танковом заводах в
Сибири. Вначале художники писали
в копировали их от руки, потом ¢Ta-
ли размножать с помошью трафаре-
тов и, наконец, на литографском стан-
ке, который редакция возила с собой.
С усовершенствованием техники тк:
ражи «Окон» выросли до 200—300
экземпляров. В выпуске «Окон» уча-
ствовали художники Д Мельников,
С. Исаков, Е. Сахновская, Е. Хомзе,
Б. Широкорад, Кеша, МОА и студент-
выпускник Московского художест-
венного института Н. Шеберстов.

«Окна «Правды»—плод содруже-
ства художников и журналистов. Си-
ла их—в злободневности, конкретно-
CTH и действенности. По тематике
они перекликаются с ежедневной га-
зетой выездной редакции. Дополняя
друг друга, газета и «Окна» выходи-
ли в годы войны под одним девизом:
«Все для фронта! Все для победы!»
С помощью «Окон» редакция широко
популярязировала не только на дан-
ном предприятии, но и за его преде-
лами самоотверженных тружеников
тыла, лучших помощников Красной
Армии, а с другой стороны — созда-
вала атмосферу всеобщего осуждения
вокруг лодырей и бракоделов.

Через несколько дней по приезде
на авиамоторный завод редакция про-
вела массовый рейд по проверке ра-
боты ночных смен. На утро во всех
цехах завода уже висело «Окно
«Правды», посвященное рейду. Озо
было выполнено литографским <по-
собом в несколько красок. Надпись
гласила:

«Сегодня ночью, с 14 на 15 де-
кабря, была проведена проверка
работы вторых смен. В числе уча-
стников проверки находился наш
художник Кеша, сделавший ряд за-
рисовок с натуры»...

Художник Кеша проявил исключи-
тельную оператявность: за одну ночь
OH слелал зарисовки в. цехах, ском-
шановал плакат, перевел его на лито-
графские камни, а затем неотступно
стоял «над душой» печатника, пока
тот не закончил последний, трехсо-
тый экземпляр.

Нало было видеть вытянувшиеся
от изумления физиономия некоторых
работников завода, когда они, про-
спав добрую половину своей смены,
вэглянули на «Окно». Сверловщик
Орлов, слесарь Прядко, начальник
ОТК Толмачев были запечатлены
спящими, какими художник застал
их во время проверки

Сатира — преобладающий, но не
единственный жанр «Окон «Правды»,

Художники выездной редакции от-
кликнулись рядом ярких плакатов на
героические подвиги нашей Красной
Армии. Й в этих случаях «Окна» не
теряли своей злободневности и кон-
кретности. Через несколько часов
после опубликования по радио при-
каза о взятии нашими войсками Бу-
дапенега выпьло «Окно «Правды» под
названием «Вчера на фронте и в ты-
лу». В верхней половине плаката
изображен боец Жрасной Армии, во-
лружающий победное знамя над ос-
вобожденной венгерской столицей; в
нижней половине нарисован лучший
стахановец  авиамоторного завода
Степан Брюшин, выполнивший произ-
волственное задание на 500 ‘процен-
тов.

«Окно «Правлы» № 22.
Плакат хуложницы Ек, ХОМЗЕ.

К числу наиболее удачных следует
отнести «Окно» молодого художника
Н. Шеберстова, посвященное «фрон-
товичкам» (так называют на мото-
растроительном заводе жен, матерей,
сестер и дочерей фронтовиков, заме-
нивших родных на производстве):
группа стахановок - фронтовичек —
Вера Ерохина, Валентина O6py6osa,
Мария Тимофеева и др. — пишет
письмо своим близким, сражающимся

на подступах к Берлину: «..Eme
крепче бейте врага, дорогие наши
фронтовики, а мы, что есть силы,

поможем вам в тылу». Плакат Н. Ше-
берстова отличается свежестью кра-
сок, композиционной — четкостью
портретным сходством изображенных.

Выездная редакция выпустила два
технических «Окна». Это. бесспорно,
новое слово в плакатном деле. Ху-
дожнику Кеша ‚удалось избежать
сухости и абстрактности, свойствен-
ных обычно плакатам такого рода. В
плакаты введена веселая фигурка
Васи Знайкина, злоключения которо-
го и служат наглядным уроком по
какому-либо техническому — вопросу,
Технические «Окна» называются: «А
ты сегодня смазал станок?» и «Не
переключай скоростей на ходу». К их
разработке выездная редакция при-
влекала специалистов и лучших ра-
бочих авиамоторного завода. Оба
«Окна» получили высокую оценку у
руководителей завода и принесли, по
их словам, немалую пользу молодым
рабочим.

Работа над «Окнами» доставляла
сотрудникам редакции, прежде всего

художникам, р высокое моральное
удовлетворение. Они видели резуль-
таты своего напряженного труда в

укреплении производственной дисци-
плины, в улучшении работы ночных
емен. во внедрении поточного метода,
в росте количества боевой продукции,

Замечательно, что «Окна «Правды»
всюду, где побывала выездная редак-
ция, вызывали подражания. И в Ша-
туре, и в Лонбассе, я на оборонных
заводах в Сибири теперь выпускают-
ся собственные «Окна». Они называ-
ются по месту выхода: «Окна. Туго
леса», «Окна Н-ского завода» и Т. д.

Для художников-агитаторов это —
лучшая оценка их труда.

kek в.
ОТ РЕДАКЦИИ
На заводах, фабриках и шахтах Co-
ветского Союза птирится социалисти-

ческое соревнование в честь Нобеды,
С каждым днем новые и новые пуед-
приятия и отрасли промьпиленностн
включаются в это всенародное движе.
ние. Металлурги, машиностроители,
угольшики, текстильщики,
инженеры и техники советской инду-
стрии борются за новый под’ем произ-
волительности труда. В этих условиях
особый интерес приобретает живой
опыт «Окон «Правды». Художники на.
тих индустриальных центров должны

номочь передовым людям промьни-
ленности созданием боевых нлакатов
на местные темы, красочных листо-

BOK, «Окон». Эта целиком оправдавпитая
себя в дни войны Форма наглядной
изобразительной агитации теперь может
сыграть не малую роль в борьбе за
дальнейшее укрепление военной и эко-
номической мощи нашей родины.

рабочие,

р араглвов Тридцать дней

. В Румынии.

Когда делегация деятелей совет-
ской культуры появилась в зале ру-
мынского парламента, где проходил
конгрессе АРЛЮС, во всех концах
зала раздались ‘восклицания: «Да
здравствует маршал Сталин!» «Да
здравствует советско-румынская дру-
жба!» Проявления уважения и любви
к Советскому Союзу. и его культуре
сопровождали все доклады и вы-
ступления наших делегатов в Бу-
харесте и других городах Румы-
нии, Обычно после докладов уче-
ных или выступлений артистов
возникали овации, десятки людей
бросались из зала на сцену, чтобы
поговорить с советским ученым, по-
просить автограф или просто пожать
руку.

В одном из городов Трансильвании
после лекции Н. Цицина свыше ста

крестьян, приехавших послушать со-
  ветского академика, устроили ему в

знак благодарности самодеятельный
концерт.

Концерт И. Козловского в городе
Браила стихийно превратился в ми-
тинг, на котором румыны, поднося
цветы советскому артисту, горячо го-
ворили ©’ стране, взрастившей такую
высокую культуру, © Красной Армии,
освободившей Румынию от фашист-
ских падачей.

Нередко слушатели концертов реша-
ли послать благодарственные теле-
граммы И, В. Сталину, в которых они
говорили о великом счастье слышать и
видеть советских артистов, чье вели-
колепное мастерство достойно нослав-
шей их страны.

Огромным ‘уважением к советской
культуре были проникнуты  церемо-
нии, связанные с избранием Н. Цици-
на, В. Парина и А. Еголина почетны-
ми членами Румынской академии
наук.

Все эти встречи и знаки внимания
были для нас дороги вдвойне: они
наполняли сердще чувством гордости
за родную страну, завоевавшую та-
кую славу и любовь в Европе, и, вме.
сте с тем, они свидетельствовали об
историческом повороте в отношениях
двух народсг. Мы видели много
фактов в жизни Румынии, свидетель-
ствующих о глубине этого поворота,
о том, что идея дружбы советского
и румынского народов глубоко про-
цикла в народное сознание. Эта идея
оплодотворяет усилия миллионов ру-
мын в строительстве новой демокра-
тической жизни.

Однако на пути румынской демо-
кратии еще немало помех и трудно-
стей, связанных прежде всего с тя-
желым историческим наследством
страны как в экономике, так и в об-
ласти культуры. Приезжающие в Ру-
мынию иностранцы часто обращают
внимание на то, что страна, обладаю-
щая нлодороднейшими полями, неф-
тью и другими природными богатст-
вами, живет беднее, чем могла бы
жить.

Румыны сами признают это. Ho,
признавая это, разные румыны по-
разному об’ясняют обилие неисполь-
зованных возможностей. В Галаце я
разговорился на эту ‘тему с префек-
том; он пытался об’яснить это... вли-
янием климата и особенностями ро-
манской крови. Я встречал и других
сторонников этой концепции: они го-
товы приписать своему народу «юж-
ную леность», неповоротливость и
другие пороки. Но большинство ру-
мын понимает, что дело, конечно, не
в особенностях крови и не в климате,
что в сравнительной бедности стра-
ны виновата ее история — история
народного рабства, преступления ле-
гионеров, тюремщиков, палачей, коз
торые десятилетиями сковывали жи-
вые силы народа, душили безжалост-
но и жестоко все  свободолюбивые
порывы, мысли и действия народа.

Жалкие последыши реакции и сей-

час пытаются — чаще всего тайно —
продолжать свои антинародные дела.

НАУКА и ТВОРЧЕСТВО

В приветствии товарищу Сталину
советские ученые участники юби-
лейной сессии Академии наук CCCP
дали торжественное обязательство
«приложить все силы к скорейшей
ликвидации последствий военных
разрушений».

В борьбе ‘за решение этой задачи
весьма значительную роль должна
сыграть советская архитектурная
наука. 4

Архитектура как искусство суще-
ствует тысячи лет. Искусство это
было знакомо человечеству в C4-
мый начальный период его сущест»
вования, когда человек’ от естест-
венного или случайного укрытия —
от пещеры или полупещеры-пеле-
шел к шалашам, к навесам от дождя,
впоследствии, уже в семейно-родовом
обществе — к юрте, к свайным по-
стройкам и, наконец, к хижине.

Весь дальнейший путь развития
зодчества — от хижины до небо-
скреба — характеризуется одной
специфической чертой;  синтетиче-
ским об’единением в архитектуре ис-
кусства, науки и техники. Само слово
жархитектор» (составленное из двух
греческих слов: «архос»-—начальник
и «тэхту» — строитель, плотник, т.е.
«начальник над плотниками») уже
подчеркивает  строительно-техниче-
ский момент, присущий архитектуре
всех времен и народов. И наряду с
этим уже на заре человеческой
культуры наблюдается и другое —
наблюдается стремление придать
своему жилью определенный худо-
жественный облик.

Слияние творчества и техники,
творчества и науки находит евое от
ражение в архитектуре, как ни в ка-
ком другом виде искусства, Об’яс-
няется это, главным образом, тем,
что архитектура больше, чем какое-
либо другое искусство, связана с ма*

териалом.
Это обстоятельство, то-есть  ис-
ключительно ответственная роль

материала, в ряде случаев предопре-
деляющего не только утилитарно-
функциональные, но и эстетические
качества архитектурного произведе-
ния, уже само по себе указывает на
органическую связь архитектуры с
техникой и наукой.

И, лействительно, для использова-
ния материала, для его технической
обработки иеобходимо знание его
физических и химических свойств,

его сопротивляемости, прочности, его!

способности соединяться
материалом и т, Да
Естественно поэтому, что с самого
почти возникновения архитектуры
судьба ее была тесно связана с раз-
витием ряда отраслей точных наук.

Несмотря, однако, на многовеко-
вое существование архитектуры, как
искусства и как техники, несмотря
на тесную связь ее с точными наука-

с другим

©
Академик В. ВЕСНИН

}
ми и с историей человеческой куль-
туры, мы и сейчас еще не имеем за-
конченной и : систематизированной
архитектурной науки.

Были сделаны, особенно за по-
следние годы, и отдельные попытки
оформления таких архитектур-
ных дисциллин, как «архитектурная
композиция», «архитектурное проек-
тирование» и т. д. Были и попытки
создания отдельных трудов по исто-
рии архитектуры, Однако все это
еще в весьма небольшой степени
об’единено, систематизировано и <це-
ментировано научно обоснованной
теорией архитектурной науки.

Не без гордости констатируем мы
поэтому, что единственная полытка
об’единить и систематизировать раз-
розненные архитектурные знания и
обобщить их на базе подлинно-науч-
ного миросозерцания имела место
лишь в нашей стране.

Огромное массовое строительство
первых сталинских пятилеток пред’-
явило повышенные требования к архи-
тектурному качеству новых и рекон-
струируемых городов, к архитектур-
ному и строительно-техническому
качеству сооружаемых жилых, про-
мышленных и -культурно-бытовых
зданий. Однако уровень нашей архи-
тектуры того периода не всегда да-
вал возможность удовлетворить эти
требования Наша архитектура в
этот пернод © больщими трудностя-
ми освобождалась от сковывающих
ее развитие пут схематического и
бездушного . конструктивизма. Не-
редко при этом она впадала в дру-
гую крайность — в беспринципное
украшательство, в «фасадничество»,
в Увлечение совершенно несвойст-
венными жилым зданиям MOHYMeH-
тальными формами.

Характерное для конструктивизма
пренебрежение традициями националь-
ного зодчества сменилось в ряде
случаев механическим копированием
старинных образцов. без каких бы то
ни было попыток критического OC-
воения национального ‘архитектурно-
го наследия. Нередко при сооруже-
нии жилых зданий совершенно игно-
рнровались вопросы удобств и ком-
форта для советохих людей, которые
в этих домах будут жить. Допускя-
лись и существенные ошибки строи-
тельно-технического порядка.

Все это обусловило необходимость
организации такого научно-исследо-
вательбкого и творческого учрежде-
ния, которое, на основе изучной: газ»
работки различных  теоретипеских
положений в области архитектуры,
на основе изучения истории мирово-
го и отечественного зодчества, нако-
нец, на основе всестороннего исполь-
зования последних достижений зару-

бежной и отечественной строитель-
ной техники могло бы предохра-
нить наше строительство от ошибок
и создать города, магистрали u 2 1a-
ния, достойные нашей замечательной
современности. В этих целях и была
создана Академия архитектуры
СССР;

Академия архитектуры существует!

11 лет. Срок этот н велик и мал.

Он представляется значительным,
если учесть необходимость срочного
решения ряда архитектурных вопро-

сов в условиях огромного строитель- !

ства в нашей стране. ИМ он является
небольшим, поскольку решение MHO-
гих научных задач неизбежно связано
с их длительной проработкой и
проверкой в экспериментальной и
производственной обстановке.

Создание Академии архитектуры
совпало с огромной работой в обла-
CTH строительства новых и реконст-
рукции существующих городов Co-
ветской страны ин, в частности, с раз-
работкой генерального плана рекон-
струкции Москвы.

Работа над генеральным планом
реконструкции Москвы осуществля-
лась под непосредственным руко-
водством товарища Сталина.

Указания товарища Сталина о роли
и значении планового начала в гра-
достроительных мероприятиях, о не-
обходимости сочетать при строитель-
стве и гаэконструкции городов тради-
ции национального зодчества с по-
следними достижениями — мировой
градостроительной практики, о недо-
пустимости всяких излишеств в от-
ношении ширины улиц и магистра-
лей, высоты зданий и т. д. стали
основными вехами дальнейшего раз-
вития градостроительной науки,

За последние годы Институт градо-
строительства Академии архитекту-
ры создал капитальный труд ло co-
ветскому градостроительству H pa3-
работал ряд экспериментальных нла-
нировок городов и поселков. Исто-

Проект

восстановления Сталинграда. Панорама жилого

Недавно группа

ученых и артистов посетила
Румынию и Чехословакию. В
группу входили зам. Dak.
дателя правления ВОКС А.
Караганов, академик Н. Ци-
цин, действительный член Ака-
демии медицинских наук В. Па-
рин, профессор’ А. Еголин, на-
ролный  артист СССР И. Коз-
повский, заслуженные артисты
республики Д. Пантофель-Не-
чецкая, С. Головкина, М. Га-
бович. артистка В. Галецкая,
концертмейстеры И, Катон, С.
Погребов. Ниже мы публику-
ем путевые заметки руководи-
теля группы А. Караганова,

Но они — тени прошлого, не опреде-
ляющие теперешней Румынии. Се-
годняшняя Румыния — это демокра-!
тическое правительство Петре Гроза,
это настойчивая борьба народа и пар-
тии народно - демократического фрон-
та за демократизацию страны.

Румынская передовая интеллиген-
ция искренне и плодотворно сотруд-
ничает < правительством Гроза в
борьбе за демократию. Ассоциация
румыно-советской дружбы (АРЛЮС)
и ее секции об единили вокруг лозун-
гов демократии и дружбы с СССР все
живые силы. румынской культуры.
Крупнейший физиолог Пархон, ‘пи-
сатель Садовяну, проф. Савулеску,
проф. Николау, проф. Константине-
ску, дирижеры Энвеку и Массини —
выдающиеся деятели румынской на-
уки, литературы, искусства — актив-
но работают в ‘руководящих органах
АРЛЮС, имеющей широкую сеть фи-
лиалов в городах Румынии,

Участие интеллигенции в борьбе за
демократизацию страны, за укрепле-
ние связей с Советским Союзом пло-
дотворно сказывается и на развитии
румынской культуры. Ее деятели на-
стойчиво стремятся глубже изучить
и полнее использовать опыт совет-
ских коллег. Обычно наши ветречи ©
румынскими учеными, артистами и пи-
сателями превращались в долгие бе-
седы по самым различным вопросам
советской культуры, начиная от
структуры средней школы и кончая
проблемами социалистического реа-
лизма.

Румыны проявляют огромный ирте-
рес к искусству нашей страны, кото
рое было ими как бы заново открыто
после стольких лет изоляции и фа-
игистской. лжи. Лучшие мастера ру-
мынского искусства работают над

русским репертуаром.

Незабываемое впечатление оставил
увсех нас симфонический концерт в
«Атенеул Ромын», который был дан
конгрессу АРЛЮС оркестром под
управлением Энеску. Старый маэстро
дирижировал необыкновеннс темпера-
ментно и проникновенно, тонко пере-
давая всю силу и красоту симфониче-
ских творений Чайковского.

За последние месяцы Чайковский
стал в Румынии одним из самых по-

пулярных и любимых композиторов.

Оперный театр поставил «Евгения   написаны модернистами.

Онегина». Мы слушали эту оперу в
своеобразных условиях,

..Был чудесный вечер, каким бо-
гато раннее леть в Бухаресте. Арти-!
сты оперы, следуя примеру советских
коллег, давали шефский спектакль
раненым бойцам и офицерам. Красной
Армии, находящимся на излечении в
бухарестском госпитале. Так как в
госпитале. не было хорошего зала и!
сценической площадки, опера испол-
нялась под открытым небом — в гос-.
питальном саду.

Откровенно говоря, спектакль пре-
взошел наши ожидания. Мы понима-
ли, что румынским артистам, боль-
шинство которых не вилело России,
очень трудно передать дух и поэти-
ческую силу этой глубоко русской
оперы. Но оказалось, что режиссер
Массини с артистическим коллекти-
вом умело преодолели трудности.
Любовно работая над каждой сценой,

рические указания товарища Сталина
по генеральному плану реконструк-
ции Москвы были положены в
основу разработки научно обоено-
‚ ванных принципов и норм советского
градостроительства,
  Указания товарища Сталина, что
строить надо красиво’ и экономно,
считаясь во всех случаях с запросами
  советского человека, определили на-
правление работ и другого института
Академии архитектуры — Инсти-
‘тута массовых сооружений. ‘Разра-
  ботанные этим ‘институтом типовые
  проекты жилищ (многие из них
уже утверждены. правительством и
внедрены в строительную практику),
нормы проектирования для жилых
зданий различных районов H ряд
  других трудов этого института сыг-
  рали евою роль в повышении качест-
венного уровня советской архитек-
туры.

И, наконец, нельзя не упомянуть
об Институте строительной техники
академии, давшем ряд конструктив-
  ных ренений, в наибольшей степени
отвечающих требованиям современ-
ной советской архитектуры.

Я лишен возможности, в пределах
настоящей статьи, коснуться дея-
тельности других учреждений Ака-
демии архитектуры — ее Института
общественных сооружений, Инетиту-
та истории и теорни архитектуры,
Института художественно-декора-
тивных изделий и т. д.

Отмечу лишь, что вся эта работа
строится на теснейшей связи науки
< опытом, с производством, с жизнью
всей страны. Творчество — наука —
производство — такова своеобразная
формула советской архитектурной
науки. Достаточно заглянуть в лю-
бой институт, в любой кабинет, в
любую архитектурную мастерскую
или лабораторию, чтобы почувство-
вать, как неразрывно связана архи-
тектурная наука со строительной
практикой нашей страны. По. догово-
` ренности со строительными и проект-
  ными организациями  научно-иссле-

стам и крайней эклектике в эстетиче-

ем, что в противоречиях и борьбе раз-

ПУТЕВЫЕ
ЗАМЕТКИ

ши арней, они созлаля хоротий спек-
текль. Некоторые арии и сцены в опе-
ре поются на русском языке; румын-
ские артисты не побоялись взять Ha
себя дополиительный труд — разучи-
вание русского текста, чтобы опера
лучше доходила до наших воинов.

Прекрасно поет и играет Дора
Массини — Татьяна (между прочим,
она—активный работник АРЛЮС,
инициатор поездок румынских арти-
стов для выступлений на фронте); В
опере участвует много молодых ар-
THCTOB.

Из румынских опер запомнилась
«Казанова». Свежая, сильная музыка,
хорошие голоса. Правда, балет сла-
боват, оформление оперы — бедно,
чувствуется, что режиссеру и арти-
стам нелегко прислособляться к но-
вым условиям работы (здание оперы
разрушено, театр работает BO вре-
менном помещении).

В драматическом театре нам пока-
зали «Так и будет» Симонова. Артист
Антониу, исполняющий роль 2ка-
демика Воронцова, создал очень
живой глубокий образ. Остальные
артисты чаше всего идут по пути
внешнего воспроизведения быта и
поведения советских людей, не под-
вимаясь до психологического проник-
новения в их характеры,

Наряду < новыми, демократически-
ми веяниями в румынском искусстве
еще очень сильны элементы приспо-
собленчества к вкусам буржуазного
обывателя. Характерен < этой точки
зрения Театр ревю. Это — частный,
дорогой театр: цена билетов от 1500
до 3000 лей. Сюда ходит только 60-
гатая_ публика. Спектакль Театра ое-
вю — зрелище, близкое к оперетте,
рассчитанное на то, чтобы забавлять
эстетически невзыскательного  зри-
теля. Диалог, пересыпанный лошло-
ватыми остротами, легкие песенки...
Большое место в спектакле занимают
балетные — выступления: танцуют
актрисы в максимально-прозрачных
одеяниях или почти обнаженные—
так, что модные в Бухаресте темные
очки остаются  камой заметной
частью туалета...

Режиссер этого театра с горечью
рассказывал, как хозяин заставляет
его готовить спектакль в течение
2—3 недель, «чтобы не снижать при-
былей». Об искусстве тут, ‹ конечно,
не может быть и речи: его законы и
требования попираются всячески. Ко-
гда я сказал моему собеседнику, что
в СССР спектакли готовятся 4—6 и
даже до 12 месяцев, он воспринял
это как чудо,

Нас поразила бедность театральной
и музыкальной культуры в провин-
ции. В таком крупном городе, как
Констанца, нет театра, нет хорошего
концертного зала и даже не оказа-
лось хорошего рояля, который  го-
дился бы для концерта Козловского.
Когда мы высказали свое удивление,
местные члены АРЛЮС раз’яснили,
что рояли есть, и первоклассные, но
все в частных домах, а город не име-
ет ни одного хорошего инструмента.

Перед от’ездом из Румынии я по-

бывал на выставке работ румынских
хуложников в зале Даллес. Большин-

ство полотен, акварелей и графики
Стремление
румынских художников к «новатор-

ству ради новаторства» приводит к
подражанию французским модерни-

ских принципах. На выставке румын-
ской живописи я не увндел Румынии,
ее людей, ее прекрасной природы.

Несколько хоропю задуманных 4H
тонко сделанных полотен и акварелей
не могли сгладить неприятное впе-
чатление от засилья бесплодного
экспериментаторства формалистского
толка.

Мы покидали страну с убеждени-

ных идей и`направлений рождается
новая культура демократической Ру-
мынии, которой принадлежит буду-
щее.

(Окончание следует).

тектурно-строительного порядка. И
в то же время разработанные в соот-
ветствии с планом академии те
иные научные положения проверяют-
ся на практике.

20 июля на 78-м году жизни CKOFR-

чался старейший деятель русского те-
атра, Народный артист РСФСР Нико-
лай Иванович  Собольщиков-Сама-
рин.
61 год неустанного труда отдал Ни-
колай Иванович Соболыьщиков-Сама-
рин служению русскому искусству.
В его лице русский театр потерял
одного из’виднейших своих пред-
ставителей, зыдающегося мастера
сцены, воспитателя нескольких по-
колений актеров.

Большую, яркую, полную творчес-
кого волнения жизнь прожил Н. И.
Собольщиков-Самарин. Он родился в
Петербурге в 1868 г. Здесь 17-летним
юношей он принимает участие в пуб-
личных любительских спектаклях. От
рядового статиста до прославленного
исполнителя ведущих ролей мирового
репертуара, замечательного режиссера
—таков сценический путь Н. И, Co-
больщикова-Самарина, Петрозаводск
и Вытегра, Тихвин и Новгород, Баку
и Ташкент, Астрахань и Одесса, Во-
ронеж и Нижний-Новгород, Елиза-
ветград и Пенза, Казань и Самара,
Ярославль и Царннын, Саратов и
Киев далеко не полный список го-
родов, где Н. И. Собольщиков-Са-
марин играл, ставил спектакли, <оз-
давал театральные коллективы,

В скитаниях по дорогам русской
театральной провинции OH всегда
хранил в своем сердце высокую мечту
о театре для народа, Он верил в пре-
красное будущее и высокое назначе-
ние театра. Мечты замечательного ар-
тиста сбылись после Великой Ок-
тябрьской революции, которая откры-
ла перед ним новые творческие гори-
зонты,

Николай Иванович оказал огромное
влияние на развитие отечественного
театра, культивируя в нем славные
традиции русского сценического реа-
лизма,

Велика его роль в пролаганде луч-
ших произведений русской классики.
С его именем связаны образцовые по-
становки пьес Гоголя, Островского,
Чехова и Горького.

Театры, которыми OH фуководил,
неизменно превращались в подлинно-
художественные, образцовые, лучшие
на периферии творческие организмы.
Спектакли, которые он создавал, за-
нимали и занимают видное место в
репертуаре этих театров.

Реалистический характер дарования
Н. И. Собольшикова-Самарина, выго-
кая культура, чуткое проникновение
в илейно-художественное богатство
литературного матернала, выдающее-
ся организаторское дарование, боль-
ой педагогический талант — все эти
качества обеспечили Н. И. Собольши-
кову-Самарину исключительное ува-
жение зрителей и деятелей театра.

Воспитанниками и\учениками Нико-
лая Ивановича являются сотни из-
вестных деятелей советской ‹цены.

Сыграв огромную роль в пол’еме
театральной культуры крупнейтчих
русских городов, Николай Иванович
особенно значительную работу про-
вел в г, Горьком. Здесь, на родине
А. М. Горького, он явился зачина-
телем и организатором общедоступ-
ного русского театра. Почтя два с
половиной десятилетия он отлал
развитию этого театра, который воз-
главлял до последних дней, своей
жизни. ,

Глубокая близость к народу, лю-
бовь к родной земле обеспечили` Ни-
колаю Ивановичу органическое родст-
во < нашей советской театральной

культурой. j

Правительство высоко оценило де-
ятельность Н, И. Собольщикова-Сама-
рина, наградив его орденом Ленина и
присвоив ему эвание Народного арти-
ста РСФСР. am

Память о. Н. И. Собольщикове-Са-
марине, как © человеке огромного
обаяния, замечательном ` труженике, ‚
отдавшем театру себя без остатка, ‹
даровитом и взыскателыном художни-
ке, навсегда останется в сердце на-

родном.

П. Безруких, Н. Беспалов, И.
Берсенев, Е. Брилль, П. Гайдебу-
ров, Ю. Завадский, Н. Зиновьев,
А. Коонен, Ю. Калашников, В.
Качалов. Н, Левкоев, В. Месхе-
тели, М. Мнрингоф, И. Москвин,
H. Охлопков, Н. Покровский,
А. Попов, Ф. Пьянков, И. Poc-
товцев, В. Рыжова, ИП. Садов-
ский, А. Самарина, А. Солодов-
ников, Р. Симонов, Н. Сулоев, Е.
Сурков, А. Таиров, М. Тарханов,
Е. Турчанинова, Н. Хмелев, М,
Храпченко, С. В. Юренев, А; Яб-
лочкина, Н. Яковлев.

Похороны Н. Собольщикова-Самарина

В воскресенье. 22 июля, в г. Горь-
ком состоялись похороны народного
артиста РСФСР Н, И. Собольщи-
кова-Самарина.

С утра до 3 часов дня был от-
крыт доступ к телу покойного.
Больше 15 тысяч горьковчан пришли
проститься с любимым артистом.

Огромная процессия сопровожлала
гроб на кладбище, Гражданская пз-
нихила открылась выступлением
председателя Горисполкома депута:
тов трудящихся т, Шульнина; Затем
с речами выступили заслуженные
артисты РСФСР Струков и Юдин.

ВИННИ ИОН

На могилу покойного зозложена
множество венков; ди них венки
от Обкома и Горкома ВКП), 06-
ластного и Городского исполнитель-
ных комитетов, Комитета по делам
искусств при СНК СССР, Управле-
ния по делам искусств при СНК
РСФСР, ВТО, крупнейших заводов
г. Горького.

Со всех концов Советского Союза
получены сотни телепрамм с выра-
женмем соболезнования ‘по moOpoly
кончины выдающегося ‘мастера рус-
ского театра.

СБОРКА ЖИЛЫХ ЗЛАНИЙ

В практику нашего строительства
входит сборка ломов, изготовленных
заводским способом, :

Завод деревянных строительных
конструкций Главуралэнергостроя
начал вырабатывать жилые * MHOTO-
квартирные дома по методу, предло-
женному свердловскими  архитекто-
рами Потаповым ‘и Ростовской.

Дома эти собираются. из отдель-

Ярким примером той помощи, ко-
торую оказывает архитектурная нау-

или   ка восстановительному . строительству,

может служить работа Института
строительной

ным тонким сводам из кирпича и

Наука — опыт — практика — все
это здесь теснейшим образом пере-
плетается, оплодотворяя друг друга,
освобождая науку от схоластики и,
практику от неподкрепленного нау-
кой прожектерства. .

!

ух }

Результаты этой об’единенной в.
одном научно-исследовательском
учреждении научной и архитектурной.
работы отчетливо сказались во вре-
мя ВОЙНЫ,

Уже в первые месяцы войны в ра-
боте по маскировке различных об’ек-
тов, по строительству оборонных ру-
бежей, по сооружению жилых посел-
ков для эвакуированных на Восток
заводов широко использовались раз-

работанные Академией архитектуры
проекты планировки, типы мало-
этажных зданий, передовые KOHCT-

рукции из местных стронтельных ма-
терналов. я

Однако в наибольшей мере значе-
ние проведенных в нашей стране на-
учных работ сказалось в начавшем-
ся сейчас восстановлении разрушен-
ных врагом городов и селений нашей
страны.

Использование достижений архи-
тектурной науки в восстановитель-
ном строительстве идет в самых
разнообразных направлениях.

Архитектурная наука дает зодче-
му — участнику восстановительно-
го строительетва — необходимые
теоретические и исторические знания
для решения образа жилого или об-
щественного здания. Она помогает
ему в разработке наиболее прогрес*
сивных и передовых конструкций на
базе использования местных строн-
тельных материалов. Она вооружает
архитектора-градостроителя необ-

камня для жилищного и культурно-
бытового строительства. Разработан-
ные ‘в этом институте стариим науч-
ным сотрудником Туполевым KOHCT-
рукции кирпичных и каменных сводов
уже получиЛи широкое распростране-
ние во многих городах Донбасса, в Ки-
еве, Одессе ч ряде городов РСФСР.
Внедрение этих конструкций решает
в значительной мере проблему заме-
ны остро дефицитных в этих районах
лесных материалов имеющимися там
в изобилии камнем и кирпичюм.

Большие перспективы открывает
также предложенный членом-коррес-
пондентом Академии архитектуры
А. Буровым новый вид строитель-
ного материала, представляющий со-
бой ориентированные структуры на
основе стеклянных нитей, склеевных
в жгуты или ленты.

Материал этот, испытанный в Ин-
ституте кристаллографии Академин
наук, дал весьма положительные ре-
зультаты. Установлено, что он не
уступает по прочности и экономич-
ности армированной стали и может
быть передан для промышленного
освоения.

Таких примеров непосредственного
использования на производстве н в
строительной практике результатоз
архитектурно-научных исследований
можно привести очень много. Однако
наиболее удачным примером этой
связи творчества, науки и производст-
ва является практика работы творче-
ских мастерских Академии архитек-
туры, возглавляемых ее действитель-
ными чденами — крупнейшими зод-
чими Советского Союза.

Все творческие мастерские заняты
в настоящее время разработкой про-
ектов восстановления крупнейших из
числа разрушенных немцами городов
н их общественных центров. Некото-
рые из этнх проектов уже закончены.
Связанные воедино со всеми научно-
исследовательскими учреждениями

довательские учреждения Академии   ходимымн нормами и сведениями по
архитектуры разрабатывают в свете   отечественному и мировому градо-
науки Te или иные проблемы архи:-   строительству.
И Ser to i DD

seinen,

района.

Автор архитектор М. БАРЩ,

(Архитектурные мастерские К. С

. Алабяна).

техники по беспалуб-

ных секцяй. Особенностью их являете
ся то, что внутри стен уклалыва-
ются две тонкие бетонные плиты,
‘пространство между которыми запол-
няется теплоизоляционным °матерна-
лом и минеральной ватой.

` Весь процесс производства ‘механи-
зирован. Снаружи дома декорируются
местными разноцветными облицовоч»
ными камнями.

тих

Академии архитектуры, творческие
мастерские осуществляют всю свою
проектную работу на основе дости-
жений — передовой архитектурной
науки.

Чтобы создать и обосновать свой
проект восстановления города, архи-
тектор, помимо таланта и творческой
интуиции, должен обладать множест-
вом научно разработанных MaTepHa-
лов по различным отраслям архи-
тектурной науки и строительной тех»
ники. г

Сюда входит и ряд теоретических
вопросов о принципах современного
градостроительства, и вопрос о соче-
тании приемов и традиций нацио-
нального зодчества с требованиямн
современности, и вопрос об истории
строительства восстанавливаемого
города, о его прежнем архитектур-
ном облике и т. д. Bee эти запросы
творческой мастерской призван удов-
летворить входящий в состав Акаде-
мии архитектуры Институт истории
н теории архитектуры.

И точно так же Институт грало-
‚ строительства должен предоставить в
распоряжение мастерской разрабо-
танные им на научной основе матерн-
алы по вопросам о типах современной
городской застройки, о благоустрой:
стве и пр. в СССР и за границей
Институт строительной техники, —по
вопросу о перспективах создания в
данном городе строительной индуст-
рии и использованни местных строй-
материалов, Институт массовых со-
оружений — 0 вопросам о нормах
проектирования жилых домов, об их
архитектурных типах.

В ряде случаев творческая мастер-
ская просто использует в своей
проектной ‘работе законченные  ия-
ститутами труды, в доугих случаях
она подсказывает институтам  кен-
кретные темы их работ для данной
мастерской. Но всегда, как под-
тверждает практика последних лет
этот симбиоз науки, творчества и ре:
ального строительства оказывается

весьма пло. дотворным и 006:
J рН мног г
ющим, te

Констатируя все это, я отнюдь не
хочу сказать, что научно-исслелова-
тельские институты Академии архн-
тектуры уже могут ответить на всё
запросы грандиозного послевоенного
строительства. Напротив, я полагаю,
что число еще не решенных архитек-
турной наукой задач явно превосхо-
дит число решенных. Работе’ акале:
мии мешает отсутствие мало-мальски
приемлемой экспериментальной базы.

Гигантские масштабы восстанови’
тельного строительства ставят перед
архитектурной наукой ряд сложней-
ших вопросов и в области строитель-
ной техники, ив области теорни Н
истории архитектуры, На некоторые
- ие вопрофов архитектурная

ука еще не может ответить. Но
можне не сомневаться, что неуклон-
но идя по намеченному пути тесней-
шей связи с производством и с
архитектурная наука

t, решит поставленные
перед ней задачи. “