Со всех концов Советской страны

ЛЕНИНГРАД

Здесь открылся новый театральный
сезан. Первым поднял занавес Ака-
демический Малый оперный театр,
показавший оперу «Царская невеста».
Коллектив театра работает ^ над  пПо-
становкой оперы С. Прокофьева «Вой-
на н мир». первая часть которой пой-
дет в ноябре, вторая—в январе В
этом. сезоне будут показаны также
опёра. американского композитора
Джона Гершвина «Порги и Бэсс»,
музыкальная комедия «Табачный  ка-
питан», Бригала театра в составе С.
Самосуда, Н. Горяинова и композито-
ра В. Энке работает над постановкой
оперы «Любовь Яровая».

Балетная труппа театра покажет в
лекабре балет «Мнимый жених» Чу-
лаки.

Открытие
театрального сезона

13 августа пьесой «Серлче не Ka-!
мень» Островского открылся сезон в!

жж

Летние выставки

Этим летом в Ленинграде откры-   большую серию акварельных набро-

лось несколько интересных художе-
ствензых выставок.

Выставка произведений Владими-
ра Александровича Кузнецова—юби-
лейная: она посвящена семидесяти-
летию жизни и сорокалетию творче-
ской деятельности. маститого худож:
ника. Из ракних работ В. Кузнецова
особог внимание зрителей привле-

кала его картина «Божьи люди» я! разом Самарканду, сумел найти пра-

этюды к ней (1915—1917 гг.). Kys-
непова потянуло из  нетербург-
ской мастерской на Урал, к нетро-
нутым пластам русской жизни, рус-

ского старого быта. Он нашел для   скульптур

своих произведений уральского цик-
ла убелительную живолиеную фор-
му, роднящую его с М. В. Несте-
ровым и В. И. Суриковым.

Последние работы художника—ав-
топортреты, пейзажи Южного Ypa-
ла и большая композиция «Штаб
Октября»—свилетельствуют о зрелом
и нестареющем мастерстве В. Куз:
нецова, :

a)

На выставке в Государственном
Русском музее. ленинградцы после
долгого перерыва вновь увидели
произведения московских художни-
КОВ.

Старшим из участников выставки
является И. Грабарь. В серий
его пейзажей образы родной
природы. Небольшие пейзажи окре-
стностей Москвы радуют свежестью
вослриятия и молодостью чувств
художника,

В портретной серии — наши ©о-
временники: академик Е. Tapue,
композиторы Ce Прокофьев 4
А. Гольдензейзер, художник А. Ге:
расимов и др.

Видный участник выставки—С, Ге-
расимов. Мы его зналн, как певца
советской деревни, автора «Колхоз-
ного праздника», «Клятвы партизан».
Художник любит просторы русской
равнины и ее людей. Его живопись
идет от тралиции К. Kopo-
вина, но в сзоей ритмике, в своем
колорите она очень своеобразна и
самобытна. Герасимов показал также

олвсса ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Театральная Одесса возродилась.
Это большой и знаменательный факт.

За годы своего хозяйничания окку-
панты не только разграбили театраль-
ные помещения, но и пытались отбро-
сить искусство назад ка многие го-
ды: те жалкие увеселительные заве-
дения, которые существовали в Одес-
се во время оккупации, по CBOeMY
уровню стояли ниже‘ самого захо-
лустного театрального предприятия
дореволюционной России. Тем боль-
ше заслуга театральных работников
города, успевших за шестнадцать ме-
сяцев, которые прошли с момента ос-
вобождения Одессы, восстановить
деятельность почти всех ее театров.

Вновь ежевечерне сверкают люст-
ры в зрительном зале Геатра оперы и
балета, великолепное здание которо-
го удалось спасти, хотя гитлеровцы
перед своим бегством.  минировали
его. Постепённо Оперный театр вос-
станавливает свой основной ‘репер-
туар и готовит новые постановки. Пе-
ред закрытием сезона с большим ус-
пехом прошел новый балет украин-
ского композитора К. Данькевича
«Лилея».

В репертуаре Украинского драма-
тнческого театра имени Октябрьской
революции — 18 пьес. Семь из них—
произвеления украинской классики,
восемь пьес принадлежат перу совет-
ских драматургов—Погодина, Корней-

ука, Симонова и молодого украин-  лению» (осуществленная режиссером
(его   Ю. Гиммельфарбом) доказывает вы-

ского драматурга Плоткина
пьеса «Одесса» изображает волную-
щие эпизоды героической обороны
города). Наименее полноценно пред-
ставлена русская классика, и только
теперь, включаясь в смотр русской
классики на сценах национальных .те-
атров, одесский театр начинает вос-
полнять этот существенный пробел в!
своем репертуаре.

В будущем сезоне театр будет!
праздновать вое двадцатилетие. К
юбилейным дням он прилет < но-
выми постановками советских льес:
«Сотворение мира» Погодина, «При-
езжайте в ОЭвонковое» Корнейчука,
«Почему не гаснут эвезды?» Копы-
ленко. Художественный руководитель
театра Б. Тягно приступил к поста-
говке пьесы «Дворянское гнездо» (по
Тургеневу). Режиссер П. Киселевич
ставит пьесу Карненко-Карого {Тоби-
левича) «Суета» (к столетию <о дня
рождения знаменитого украинского
драматурга). Из современных запад-

ных пьес включена в репертуар коме- вится все более богатой и интерес-   ликвидации
М. Дю-; ной.

дия французского драматурга
рана «Знаменитая Мэри». :

Профессор живописи,

Рыбака и «Бесприданница», которые
будут показаны зрителям в сентябре.

°° 9

один из ведущих художников Закарпатской
Укранвы А. Эрделли вишех картину «Гуцулка».
Фото Г. Угриновича. (ТАСС). +

ба 5

Большом драматическом’ театре им.
‘Горького. Ближайшая премьера этого
театра «Любовь земная и небесная»
Бела Балаша в постановке Рудника
и Лейковской. В репертуаре нового
сезона—«Сотворение мира» Погодина
и «Живой труп» Л. Толстого.
Завтра спектаклем «Иван Сусанин»
откроет сезон Театр оперы и балета
им. Кирова. Начались также оркестро-
вые репетиции’ оперы Чайковского
«Орлеанская дева» (дирижер Б. Хай-
кин, режиссер И. ШШлепянов, худож-
ник В. Дмитриев). Заслуженный ap-
тист РСФСР ` К. Сергеев ставит балет
Прокофьева «Золушка». Возобвовля-
ются «Пиковая дама» и «Лауренсия».
В начале сентября откроют сезон

театр им Пушкина, ‘драматический
театр Ленсовета и другие театры.
города.

Наш корр. (По телеграфу).

сков, Они очень темлераментны (как
темпераментно все его творчество)
и непосредственно исходят из ост-
рого чувства природы, натуры. В
некоторой черноте их есть особая
суровая, «графическая» убедитель-
ность.

Н. Чернышев в своих серийных
акварелях, посвященных глазным об-

рову и другим.
На снимках:

“

вяльное. отнюдь не экзотическое ре-
шение  средиеазиатского пейзажа.

Выставка работ художников-мос-
квичей дололнена небольшой серисй
С. Лебедевой. Среди них
—три законченных бюста; В. Чка-
лова (1937), А. Стаханова (1989) и
А. Твардовского (1940), duryna
В. Татлина (1940) н ряд этюдов —
«Девочка с бабочкой», «Девушка со
скрипкой» и. др.

Театры Латвии завершили ‹езон.
  показав немало интересных спектак-
лей. За полгода Театр драмы по-
ставил «Невестку» Вилиса Лациса,
  «Миссию мистера Перкинса в стра-
ну большевиков» А. Корнейчука
(в переводе на латвийский язык
Арвида Григулиса), «Инженер Сер»
геев» Вс. Рокка и перед закрытием
сезона — «В какую гавань?» Арви-
да Григулиса. Художественный те-
атр Латвийской ССР за это же
время показал рижанам пять пьес
сдвременных советских авторов: MO-
нументальную историческую  траге-
дию «Спартак» Андрея  Упитса,
«Лодочнину» Н. Погодина, «Ходжа
Насреддина» Л. Солозьева и В. Вит-
ковича, «Раскинулось море широко»
Be. Вишневского, А. Крона и
В. Азалова и «Победу» Вилиса Ла-
циса. В Театре юного зрителя  со-
стоялись три премьеры:
вого расцвета искусства в городе   СКОГО М. Крупнкковой).
eae Даже из этого простого перечия
П. КОРНИЛОВ. видно, что советская драматургия
, стала основой релертуара ‘театроз
Латвии,
Процесс восстановления . дается

театрам не легко. и ие сразу, но ра-
дость осробожденного труда и пэ-
вимание высокой роли театрального
искусства помогают преодолеть все

Количественно невелик репертуар
русекого драматического театра име-

ни А. Иванова. На его афише только   трудности.
четыре пьесы: «Так и будет», «Дав-  Первой советской пьесой, постаз-
ным-давно», «Машенька» и бальза-   ленной   Художественным ” театром

Латвийской ССР, была «Лодочница»
Н. Погодина, последней, как уже
сказана - «Победа» Вилиса Лациса.
Разница между этими двумя поста-
новками весьма ‘локазательна: в
«Лодочнице» немало внешних э%-
фектов — в ущерб внутреннему со-
держанию. В этом смысле «Победа»
стоит неизмеримо выше: основные
идеи пьесы ярко и точно раскрыты
в спектакле. j
Об упорном стремления театров
овладеть высотами реалистического
мастерства свидетельствует и опыт
других, менее творчески сильных
‘коллективов. у
Театр юного зрителя Латвийской
ССР был создан вскоре после уста-
новления советской власти. Однако
настоящая деятельность театра на-
чалась только теперь, после’ осво-
бождения Латвии от немецких ок-
купантов. Ранней весной коллектив
начал работать над пьесой Яниса
Райниса «Вороненок», но спектакль
Gana. оказался ‘неудачным. Постановщик
: Теодор Кугренс ‘истолковал одно из
Юдесса по праву гордится Государ- наиболее поэтичных  произзелений
ственным театром кукол. Последняя  латышского классика как обычную
работа этого театра «По шучьему Ве пьесу. Аромат поэзии Рай-
ниса был утрачен, краски—-стерты.

ковская «Мачеха». Все эти пьесы по-
ставлены в последние месяцы под
художественным руководством. А. Са-
ламарского. Уже перенесены на сце-
ну репетиции комедии «Самолет опаз-
дывает на сутки» И. Савченко и Н.

В дальнейшем репертуаре — «Горе от
ума», «Горячее сердце», «Укрощение
строптивой».

В истекшем сезоне Театр музы-
кальной комедии (главный режиссер
Д. Джусто) играл в чужих зданиях
и только 1 сентября переходит в соб-
ственное помещение. восстановленное
в короткий срок. За летние месяцы
поставлены новые спектакли: «Раски-
нулось море широко» и «Коломбина».
В театр приглашекы художник И. На-
заров, дирижер М. Шепер и др. В
репертуар включены советские опе-
ретты «Верный друг», «Девичий пере-
полох» и «Майская ночь», а также
«Трапезундская одалиска» Оффен-

сокое мастерство этого единственного
на Украине стационарного кукольно-
то театра. Спектакль пользуется ус-
пехом и у взрослой и у детской ауди-
тории. .

До сих пор не может полностью

КИШИНЕВ

В полуразрушенной  немецко-ру-
развернуться работа Театра ЮНОГО   мынскими, захватчиками столице
зрителя (художественный руковоли- Молдавской ССР по счастливой слу-
тель H. Зайцев)—его здание взорвано ‘цайности сохранился воздвигнутый в
оккупантами. и театр вынужден вести 1887 году памятник Пупноину,
кочевой образ жизни. как бы символизирует исконные свя-
В Городском саду построена новая зи молдавского народа с русской
эстрадная площалка; здесь летом! культурой. Попытки фашистских
гастролируют эстрадные коллективы   оккупантов насильственно румынизи-
и театры миниатюр из других горо- ровать Молдавию провалились. Не-
дов. С сентября возобновляются сим-  угасимо стремление молдавского на-
фонические и вокальные концерты в рода к сближению с великим рус-
собственном зале Одесской филармо- ским народом, к восприятию ero
нии. Намечается создание театра могучей, многовековой культуры,
эстрады и миниатюр. После летнего Особенно ясно это можно было

перерыва в начале сентября `откры-   почувствовать на состоявшемся не-
вает свои двери цирк. давно в Кишиневе с’езде моллав-
Культурная жизнь города стано- ской интеллигенции, посвященном
последствий  хозяйни-

чанья фашистских захватчиков на
молдавской земле;

В столице Молдавской ССР, на-
половину  превращенной в руины,
одновременно < восстановлением
основных предприятий возрождаются
театры. Открыты консерватория,
художественный музей, работают
филармония, музыкально-хоровой
ансамбль «Дойна», Государственный
симфонический оркестр. Писатели и
композиторы Молдавии создают
повые произведения
драматургии и музыки. Известный
молдавский поэт Е. Буков закончил
пьесу на тему о борьбе: молдазско-
го народа в дни Отечественной вой-
ны и приступает к работе над’ дра-
матическим произвелением, — посвя-
щенным легендарному герою Григо-
ono Котовскому. Талантливый коу-
позитор Няга ‘написал рял жрузных
симфонических произведений. Пло-
  дотвомно работают композиторы Ко-
  ка, Златов и Гершфельд. Для твоо-
чества композиторов Молдавии ха-
рактерно стремление к болышим му-
зыкальным формам:

Велика тяга художественной an-
теллигенции Молдавии к изучению
русского и украинского искусства,
к учебе у русских классиков. Мол-
давские художники деятельню гото-
вятся к участию на Всесоюзной вы-

М. ВАСИЛЬЕВ.

Oa

Выпуск Ташкентской к

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). В Ташкентской государственной консер-
ватории состоялось торжественное вручение
окончившим учебное заведение по классам: композиторскому, вокаль-
ному, инструментальному, дирижерскому н хоровому-

Все восемнадцать человек, окончивших консерваторию и допущен-
зых к экзаменам, получили высокие оценки. Дипломы на звание певцов-
солистов получили Салима Ходжаева, Юлдаш Каримов. Дипломы ком-
позиторов вручены инвалиду Отечественной войны Сабитову, Кады-

вверху — председатель экзаменационной комиссии
проф. Лисовский (направо) и директор консерватории т. Клычев
вручают диплом певице Салиме Ходжаевой.

консерватории композитор Гафур Кадыров.

ee суровой красоты латышской

дипломов студентам,

Справа — выпускник

Райнис-—тонкий поэт и неукротимый
боец-патриот, Райнис-мыслитель
оказался непонятым, Задача  пере-
делки спектакля была’ возложена на
нового художественного руководите-
ля ТЮЗ Б. Праулыня и режиссера
О. Борман. Нозый вариант спектак-
ля тоже не вполне совершенен, но все
же он прозвучал по-иному. Это —
серьезное явление театрального ис-
кусства. Картина сельского быта
дана в строго резлистическом пла-
не и дает живое ощущение не-

деревни.

Успешно раззивает свою деятель-
ность Рабочий театр Центрального
совета профсоюзов Латвии. В этом
году им поставлены пьесы Афино-
геноза «Машенька» (идущая под
названием «Апрель») и Вилиса Ла-
циса—Невестка». Другая часть
трулпы показала оперетту Кальмана
«Сильва» в постановке Шрины Лела.
Слектакли Рабочего театра пользу-
ются болышим успехом у рижского
зрителя и на периферии, ou
часто выезжает,

Несколько хуже обстоит дело с
Передвижным драматическим теат-
ром, обслуживающим периферию.
Возник он в 1940 г. и за полгода
сумел постазить «Разлом» Б. Лав-
ренева, «Гибель Надежлы» Г. Гей-
ерманса и «Маяк на острове» В1-
лиса Лациса. За люследние же ме-
сяцы он возобновил две постановки:
пьесу «Весенние заморозки» (инсце-
нировку известной новеллы Рудоль-

куда

фа Блауманиса того же наззания) и

И Н. Карельской. Но если

:

национальной

‘пьесы является

постановка «Весвнних заморозков»
может быть запилана в «актив» ‘теат-

Спера Чайковского «Евгений Оне-
гин» на сцене Театра оперы и балета
Латвийской ССР (Рига). На снимке:
Леонид Заходник в роли Ленского

(сцена перед дуэлью).
`Фото Ник. Чернова.

у

Молодость

ставке 1945 года. Живописец Ва-
сильев заканчивает полотно «Пуш-
кин в Бессарабии». Скульптор `Ду-
биновский работает. над воссоздани:
ем образа сына молдавского госпо-
даря, бессмертного русского caTHs
рика Кантемира.

Профессиональное искусство Мол-
давии еще очень молодо.

Молдавский национальный театр
пока еце не стал крепким художе-
ственным организмом, хотя в его со-
ставе есть несколько одаренных
актеров. Театр ‚ ограничивает свою
работу рамками  слецифического
жанра музыкально-драматических
спектаклей.

Из трех спектаклей, составляю-
ших репертуар молдавского театра,
два созданы именно в этом жанре.

Одна из пьес-—«Гайдуки» Ром-Ле-
бедева (постановка режиссера
Эдельмана) создана уже много лег
назад и сейчас возобновлена на
сцене театра. Пьеса .не является в
подлинном смысле исторической.
Эпоха, отображенная в ней, —ХУП —
ХУШ века, когда Молдавия нахо-
дилась под турецким игом. Темой
борьба  гайлуков,
близких ло духу к вольным запо-
 рожцам, за свободу молдавского на-
рода. ‘Содержание пьесы, простое,
несколько примитивное. построено по
принципу оперного либретто.

По своей. красочности, темпера-
менту. экспрессии этот спектакль до
\сих пор является лучшим в репер-
 туаре молдавского театра. Компози-
 тор Бугачевский в его музыкальном
‘оформления широко использовал
моллавские народные мелодии. И
музыка, и хореографические элем-н-
‘ты оргавически вплетены в это сце-

ническое зрелище. Отдельные эпи-
зоды сделаны ярко, интересно с хо-
рошей режиссерской выдумкой,

Продолжением цикла музыкально-
драматических спектаклей является
И поеледияя премьера театра —«Май-
ская ночь» по повести Гоголя (ав-
 тор инсценировки М. Старицкий,
композиторы  Засильев и Златов). В

онсерватории

ors НА ЛАТВИЙСКОЙ ОЦЕНЕ

ра, то о второй его работе этого
сказать нельзя. Выбор пьесы Apo-
диктован скорее ее практическим
удобством для ‘театра (сценичность
и малое число действующих лин},
чем художественными качествами:
это — легкая и довольно  при-
митивная комедия с незамысловатым
содержанием. Постановка оказалась
ткже маловыразительной. За ис-
ключением артистки Наталии Вито-
линь, играющей бабушку, исполни-
тели не создали ни одного запома-
нающегося образа.

Русский драматический театр Лат-
‘вийской ССР обслуживает русское
население Раги и части Ктасноя
Армки. Его работа получила высо-
кую оценку правительства, присвоив-

шего звания заслуженных — арти-
стов республики ведушим исполни-
телям: А. Александровой, А. Аста-

рову, Н. Барабанову и Л. Мельни-
ково.

Из периферийных театров Латзии
сейчас работают Валмиерский уезд-

ный театр, Резекнесский, Даугав-
пилекий и Елгавский. Здания по-
следних двух театров разрушены

созершенно. Даугавпилский русский
театр ставит свои спектакли в по-
мещении Народного дома, а Елгав-
ский переехал в Ригу (в Задзинье).
Несмотря на все эти невзгоды, те’
атры периферии развернули доволь-
но широкую деятельность. Правда,
Валмиерский театр (худ. руковолч-
тель Жанис Винкалнс}, из-за
численности труппы, продолжитель-
ное время ставил олноактные пресы
латышских и русских авторов. Но, за
послелние три месяца театром “lo-
  ставлены: комелня А. Корнейчука
«Миссия мистера Перкинса в стра:
ну большевиков» и комедия Андрея
Упитса «Купальнкица Сусанна». В аз-
‚густе состоялась премьера пьесы
 В. Масса и М. Червинского «Где-то
in Москве» (в переводе Мирзы

i

: Адамсон).

Елгавский театр (худ. руководи-
тель Жанис Брасла) одним из пер-
 вых поставил на лытышеком языке
‘пьесу К. Симонова «Так и будет»,
а на-днях показал премьеру пьесы
современного латышского драматур-
га Индрика Лейманиса «Путь бэт-
рака». Спектакль был тепло принят
  зрителем,, и не случайно: тема пье-
\сы—борьба латышских батраков за
  свободу, за право на жизнь, на ме-
 сто под солицем—близка массам.

В прошелшем сезоне в жизни те-
атров Латвии произошло два важ-
ных события: в Риге создано Лат-
вийское театральное общество, и
  Московский Художественный театр
принял шефство над театром драмы
Латвийской ССР. Итоги сезона по-
казывают, что театры Латвии выхо-
дят на дорогу большого советекого
Нскусства. Им нужна серьезная 10-
мощь CO стороны ведущих театроз
CCCP, Хотелось бы, чтобы прекрас-
ная инициатива Московского Хуло-
жественного театра была подхваче-
на другими русскими театрами.

- Н. НИКОЛАЕВ.

К пятилетию
Молдавской ССР

этом спектакле главное внимание так-
же уделено вокально-хоровой и хоре-
ографической части.

Отходом от этих тенденций и по-
пыткой осуществить Ha сцене мол-
давского театра подлинно реалисти-
ческий спектакль является работа
художественного руководителя Te-
 атра В. Аксенова над пьесой К. Си-
монова «Русские люди». Здесь об-
наруживается стремление к углублен-

ной работе над образом, к высокой
  Народные вышивки, рукописи и доку-

сценической правде.

Было бы неправильно. думается
мне, ориёнтировать единственный в
Молдавии национальный театр на
специфический жанр  музыкально-
драматических представлений, яко-
бы определяющий национальную
форму молдавского театрального ис-
кусства.

Существующий в Кишиневе музы-
кально-драматический театр должей
широко открыть двери молдавским
драматургам, которые стремятся к
созданию драматических произведе-
ний, полноценно и глубоко. раскры-
вающих образ современного гегоя.
Необходимо создать здесь драмати-
ческую, оперную и хореографиче-
скую студии. Это — необходимая
предпосылка для развития в Молда-
вии национальной оперы, драмы и ба-
лета.

%*

Сегодня народы нашей страны от-
мечают знаменательную дату: пятиле-
тие со дня образования Молдавской

CEP.

К этой дате приурочены выпуск
новых театральных и концертных
премьер, выставка живописи и

скульптуры молдавских хуложников.
Надо пожелать, чтобы эта дата
стала началом  под’ема молодого
‘искусства талаптливого молдавско-
`го народа, добившегося выдаюциих-
  ся успехов во многих областях свое-
го хозяйства и своей культуры.
Б. ФИЛИППОВ.

мало- !

МИНСК

Возрождается

культура Белоруссии

Огромнейший урон причинили гит-
леровцы белорусской культуре и ис-
кусству. Они разграбили ценности
государственных музеев, разгромили
10 тысяч школ, дворцов культуры,
клубов, театров, кино. В Минске по-
гибли великолепные здания театра
оперы и балета, филармюнии, консер-

ваторин, картинной галлереи и много

других, Немецкие фашисты варвар-
ски уничтожили большинство памят-
ников национальной белорусской
культуры и расхитили более двух
третей всех произведений искусств,
редкие рукописи, книги. ‚

Но победа героической Красной
Армии принесла возрождение ropo-
дам Белоруссии. Хотя опустошения,

произведенные немецкими  варвара-
ми, еще остро чувствуются на каж-
дом шагу и многое приходится, соз-
давать заново, белорусское ‹ искусст-
во живет полнокровной жизнью,
развивается, растет.

В течение года в Белоруссии вос-
становлены и работают 12 театров.
Среди ‘них. — Театр оперы и балета,
Доаматический театр нм. Янки Ку-
палы в Минске, Белорусский драма-
тический театр им, Якуба Коласа в
Витебске, Русский театр БССР
Гродно:

Театр оперы и балета, в коллекти-
ве которого работают такие мастера,
как народная артистка СССР
Л. Александровская, народные ар-
тисты БССР А. Арсенко, И. Болотнн,
Н. Денисов, Р. Млодек. Л. Алексе-
ева, 3. Васильева, А. Николаева и
др., поставил в этом году оперу
Е. Тикоцкого «Алеся» — о героиче-
ской борьбе белорусских партизан ©
немецко-фашистскими захватчиками,
Либретто оперы написано поэтом
П. Бровка. Балетная. труппа театра

чае готовятся новые постановки опез

«Кармен», «Русалка» и «Евгений
Онегин»;
Драматический театр им. Янки

Купалы выпустил в этом году во-
семь спектаклей. Коллектив театра,
к исполняющемуся в скором време-
ни своему 25-летию, готовит три
новых постановки: современную ко-
медию К; Крапивы «Милый  чело-
век», «Ромео и Джульетта» Шекспи-
ра и «Волки и овцы» Островского.

Успешно развивается и музыкаль-
ное искусство нашего народа; Уве-
личивается сеть  филармонических
коллективов. В республике работает
ансамбль белорусской песни и
танца под руковолством Г. Ширман,
джаз-оркестр БССР под ‘управлени-
ем Эдди Рознера, полесский ан-
самбль народной песни и танца, квар-
тет цимбалистов. Кроме того, мы
приступили к созданию симфониче-
ского оркестра и хора БССР.

Белорусские композиторы продол-
жают работать над новыми операми.
А. Богатырев заканчивает музыку
оперы «Надежда Дурова». Компози-
тор Д. Лукас работает над. истори-
ческой оперой «Кастусь Калинов-
ский» (либретто М. Климковича).
Н. Аладов на либретто поэта
Il. Глебка пишет оперу, посвя-
щенную герою белорусского парти-
занского движения Константину За-

Русскому драматическому театру в
Ставрошюле скоро исполнится сто
лет.

Первые попытки создать русский
театр в Ставрополе относятся к
1831 году. В то время Ставрополь
был административным Центром Кав-
каза и местом пребывания командую-
щего русской армией. Однако лишь
в 1844—45 гг. удалось окончательно
сформировать драматическую труппу
и даже отстроить для нее специаль-
ное театральное здание.

ge i laa abe epg apt ae Se la peice aa

шую роль в развитии русского сцена-
ческого искусства на Кавказе. В сере-
дине прошлого века он послужил. ба-
зой для создания драматических те-
атров в Тифлисе и Пятигорске. Теат-
ральный Ставрополь видел у себя
многих видных представителей рус-
ской сцены. На подмостках его вы-
ступали Живокини, Рыбаков, братья
Адельгейм.

В наши дни коллектив ставрополь-
цев занимает одно из первых мест
среди театров русской драмы на Се-
верном Кавказе. Творческое лицо
театра. определяют в равной степени
и русская классика, и современная
советская драматургия.

В дни Отечественной войны ар-
тисты выезжали в войсковые части,
госпитали. Они дали за это время
сотни шефских спектаклей и кон-
цертных выступлений. Большим co-
бытием для театра была гастрольная
поездка в 1943 году на 2-й Прибал-
тийский и 1-й Белорусский фронты.

СМОЛЕНСК

В музей возвращены экспонаты,
которые летом 1941 года были эваку-
ированы в глубь страны. Прибыло
23.000 предметов старины. среди ко-
торых большой интерес представляют
произведения русских и  западно-
европейских художников ХУ\У1--ХХ
веков, старинные серебряные изделия,

менты ХУН-—-ХУШ веков, в том чис-
ле личные ‘письма Петра 1.

Получены также музейные ценно-
сти, украденные немцами в период

°

я

показала, «Арлекинаду» Дриго. Сей:

Ставропольский театр сыграл боль-

слонову. Старинное народное преда-
ние послужило композитору Г. Пукст
темой для оперы «Машека». ,‚ Ком-
  позитор А. Золотарев пишет по мо-
тивам народных сказок балет «Князь
Озеро».

Недавно в Минске была открыта
выставка пейзажа. Белорусские ху-
дожники показали на этой выставке
много ярких произведений. Сейчас
свыше 50 живописцев, графиков и

скульпторов деятельно готовятся К
Всесоюзной художественной вы-
ставке.

Как известно, в дни войны вели-
чайшее мужество и героизм прояви-
ли белорусские отряды народных
мстителей. И немудрено, что наши
художники избрали темой многих
своих работ подвиги этих народных
героев.

Заслуженный деятель искусств
И. Ахремчик пишет картину «При-
ем товарищем Сталиным” белорус-
ских партизан»; заслуженный дея-

тель искусств Е. Зайцев — картину
  «Парад белорусских партизан в Мин-
  ске»з; художник А. Волков — ‘серию

‘портретов руководителей
  ского движения.
Скульпторы Белоруссии ‘работают
  Ha проектами памятников. Народ-
  ный художник скульнтор 3. Азгур
делает бюсты маршалов Советского
Союза и готовит проект памятника
  белорусскому просветителю  Скори-
не. Народный художник А. Глебов
работает над памятником народному
  поэту Янке Купале, заслуженный де-
ятель искусств. А. Бембель — над
памятником Константину Заслонову.
В Минске идет подготовка к от-
крытию картинной галлереи. THep-
выми ее экспонатами будут карти»
ны, которые москвичи видели в
  Третьяковской галлерее на выстав-
  ке «Белорусские художники в дни
Отечественной войны».

Начала свою деятельность Бело“
русская государственная  консерва-
тория. Открыты 4 музыкальных учи-
лища, 7 музыкальных школ, 2 те-
„ атральные студии, хореографическое
училище, В ближайшее время откры-
вается Минский театральный инсти-
тут.
Правительство Белорусской ССР
уделяет большое внимание  восста-
новлению и дальнейшему росту ис-
кусства в республике.

В этом году в Минске будут вос-
становлены здания театра оперы и
балета, Дома композиторов и жило-
го дома для артистов. Ведется под-
готовка к строительству новых зда-
ний консерватории, филармонии, До-
ма работников искусств, драматиче-.
ских театров в Гомеле и Баранови-
чах и к восстановлению зданий дра-
матического театра в Витебске и
Еврейского театра в Минске.

В октябре мы проведем республи-
канское совещание работников  ис-
кусств Белоруссии, на котором бу-
дут обсуждены вопросы дальнейше-.
‘го развития белорусского некусства.

В. МИХЕЙЧИК

начальник Управления по делам

партизан-

искусств при СНК Белорусской
ССР. р

,

СТАВРОПОЛЬ ara ЛЕВ:

Немецкое наступление на Кавказе
в 1942 году застало театр в Геор-
  гиевске, Коллектив театра в полном
  составе пешком вышел из горящего
города, подожженного немецкими
 бомбардировщиками. Театр эвакуи-
  ровался в далекий Минусинск и там
‘продолжал успешно работать.

Здание театра в Ставрополе, как
известно, было разрушено немецкими
оккупантами. Весь край принял го-
рячее участие в его восстановлении,
и уже через год театральный коллек-
тив смог вернуться на свою прежнюю
! площадку.

Учитывая значение и заслуги теат-
ра в ‘развитии русской культуры на
Кавказе, Исполком Краевого совета

депутатов трудящихся и Крайком
BKI1(6) решили в ноябре этого года
торжественно отметить столетний

юбилей театра.

Юбилейный год театр отмечает. но-
выми постановками русской классч-
ки. После полувекового перерыва во-

зобновлен спектакль  «Недоросль»
Фонвизина (режиссер-постановщик
В. Орлов), входивший в репертуар

ставропольского театра сто лет на-
зад. Советская драматургия представ-
лена в юбилейном репертуаре пьесой
Л. Леонова — «Обыкновенный чело:
век».

Краевое книгоиздательство выпус-
кает к юбилейным дням книгу «Исто-
рия театра в Ставрополе» и дневчик
артиста Б. Кеворкова «Театр на
фронте».

Наш корр. (По телеграфу).

Экспонаты вернулись в музей

оккупации Смоленска. Экспонаты эти
убыли обнаружены советским военным
комендантом в польском городе Кро-
тошин. Среди них— художественные
‚ картины работы русских и инострая-
‘ных мастеров, изделия из фарфора и
фаянса, резная мебель, в том числе
рояль, столы и стулья из комнаты
композитора Глинки. ;

Сейчас производятся разбор иклас-
сификация прибывших экспонатов;
после чего они будут ‘выставлены в
  залах музея.

°°

B Ереванском театре оперы и б
I алета имени Спендиарова поставлен новый
балет «Хандут» (музыка А. Спенднарова). На снимке; сцена из 1-го акта,

Засл арт. республики Л. Воннова-

иканян в роли Хандут и арт, 3. Мура-

8 дян в роли ашуга.

Фото Г. Коновалопа. (ТАСС).