В. МИХАЙЛОВ

Электродомра

и владимирекий рожок

Незатейлив с визу владимирский
рожок. Вот он лежит, распиленный
вяоль. Дудка из кленового’ де-
рева. Но берет ее в руки музыкант
< ловкими пальцами, с могучим ды-
ханием, и рожок поет про удаль и ра-
дость; про тихую грусть. Чуткое ухо,
большое сердце и талант нужны для
того, чтобы извлечь из мертвого де-
рева песню. Но зато неповторимы по
свсей красоте и колориту эти звуки.

Вот почему руководители и музы-
канты Государственного оркестра рус-
ских наролных инструментов давчо
мечтают о том, чтобы вместо голосов
заморских гостей_—флейты, кларнета,
гобоя—звучали в согласном строю
домр ибалалаек оркестра владимир-
ские рожки. Но где их взять? Не
ехать же в леса керженские и крас-
нораменские, где старики-пастухи пе-.
редают вместе со стадом своим под-
паскам старые рожки, плоды много-
летних трудов.

Несколько таких рожков было до-
ставлено в экспериментальную музы-
кальную мастерскую . Московской
Филармонии. Их распилили, чтобы
изучить внутреннее устройстзо,
Оно оказалось несложным. Ксч-
структор-акустнк Зимин установил
принципы построения рожков и
устранил ‘несовершенства,  вызван-
ные ручной отделкой. Он сделал
чертежи; - Мастерская изготовила
новые точные сверла. Теперь на
столе директора мастерской
Ф. Головина лежат два рожка,
выточенных мастером Ролионо-
BHM. OT6°— родные братья: несовер-
шенных пастушеских рожков. Но у
них — гладкая поверхность, . безуко:
ризненно точная цилиндрическая фор-
ма, эбонитовые головки. Трубач Боль-
moro театра JJ. Домашенко про-

бует звук. Рожок поет нежно и звуч-*

но. Музыкант отрывает его от губ и
приговаривает:

— Хорош! Особенно вот этот хо-
pout!

Владимирский рожок выхолит в
«большие музыканты». Д. Домашен-
ко заведует рожковой группой в Го-
сударственном оркестре. Теперь эта
труппа будет резко увеличена. Рожки
уже прекрасно себя показали — на
них исполнялись песни Бетховена,
пьесы Шопена, хор поселян из «Князя
Игоря» Боролина. Теперь нужны <тро-
гие стандарты--однотипность звучя-
ния для кажлой группы ‚ жков: это
поможет создать пособие для. обу-
чения, музыкантов, нотные партии для
них в оркестре. Будет создан специ-
альный ансамбль рожечников.

Так мастерская оправдывает свое
название  экспериментальной — она
исследует, ишет, создает, модернизи-
рует музыкальный инструмент.

Дух искания всегда ‘отличал. рус-
ских музыкальных мастеров. Как свя-
‘тыня, хранится в мастерской подлин-
“ная статья отца русской скрипки. Под
ней дата — 1 ноября, 1899 год. Под-
пись — Анатолий Леман. Этот заме-
чательный человек — отставной офи-
‘пер инженерных войск, писатель, ма-

Мастер Е. Грачев за отделкой
электродомры-контрабаса.
Фото В. Котляр.

Г. УЛАНОВА

стер. долгие годы работал над тем,

чтобы открыть секреты Страдивариуса

и Амати. Он написал несколько иссле-
дований о скрипке. Он скорбит о том,
что искусство мастеров из Кремоны
утрачено, и, чтобы возродить его, он
сделал 2400 моделей скрипки из кар-
тона, дерева, цинка, гипса. В поисках
совершенства итальянских образцов
он сделал 4000 пузырьков лака, пока
не нашел сходного с кремонским. Его
скрипки и сейчас, славятся у музыкан-
тов. Но мастер печалится о том, что
его открытия не станут достоянием
школы, их не будет хранить общест-
во. как’ веками хранят, например, бе-
недиктинцы секреты приготовления
своих элексиров.

..В нашей стране в суровый военный
1943 год была создана или, точнее,
возрождена экспериментальная му-
зыкальная мастерская, об’единившая
крупнейших мастеров — создателей
самых разнообразных музыкальных
инструментов. Здесь была создана
первая советская арфа, состоящая из
2090 различный частей, никогда не
изготовлявшихся в нашей стране, и
тот же владимирский рожок, состоя-
ший из одного цельного’ куска клена.
Выполняя работы по ремонту и ре-
ставрации скрипок, роялей, виолонче-
  лей, щипковых и духовых музыкаль-
ных инструментов, мастерская. про-
кладывает и новые пути, „создает
музыкальные инструменты будущего.

В цехе шипковых инструментов
нам показали новую причудливую ги-
тару. Ее гриф, струны и контуры ос-
тались неизменными. От ‘обычной ги-
тары ее отличает одно свойство — у
нее нет деки и дна. Небольмая шка-
тулка под струнами заменяет ей всю
акустическую часть Вместо дек
в ней будет вибрировать электри-
ческий ток. Конструкторы Иванов и
Римский-Корсаков, кроме того, создз-.
ли новые музыкальные инструментыы-—
электроломры. В них We резонансо-
вая ель, не древесина, а электричес-
кая энергия будет усиливать звучание
струн. Чтобы дать представление о
силе звука, достаточно сказать, что
секстет домр будет звучать так же,
как оркестр из 100 человек. Струны
домр прозвучат и как саксофон, и как
туба, и даже как барабан.

_ Новые ‘голоса здесь обретут и не-
которые старые, давно’ известные ин-
струменты. По проектам A. Фрома
создаются сейчас новые концертные
гусли. Мастер Грачев внес конструк-
тивные изменения в гудок, древний
русский смычковый инструмент—пра-
матерь современной скрипки. Карело-
Финская филармония прислала обра-
зец и новые чертежи с просьбой. еде-
лать кавтеле—музыкальный инстру-
мент, похожий на русские звончатые
гусли, пол звуки которого слагалась
«Калевала». На`‘очереди создание му-
  зыкальных инструментов для симфо-
нического оркестра — английского
рожка, гобоя, фагота. Уже ведутся
работы по созданию тембровой гар-
монии и усовершенствованного аккор-
деона.

Задачи, стоящие перед мастерской,
отромны. Первая из них — создание и
реставрация инструментов для KOH-
цертного исполнения. Не напрасно
  идут сюда исполнители со своими за-
казами, < просьбами, пожеланиями,
Средства музыки, ее язык безмерно
расширяются. Модернизация забытых
  народных инструментов идет олновре-
менно с созданием новых, еще пе
знакомых музыкантам. Мастерской
Московской филармонии удалось
  об’единить энтузиастов — больших
 знатоков своего дела, мастеров на
все руки, способных осуществить
любую молель изобретателя или
конструктора.

И тем более странно видеть, как в
проходной комнате, наполняя rpoxo-
том все репетиционные комнаты Кон-
цертного зала им. Чайковского, мас-
тер зубилом снимает .с магниевой ра-
мы будущих гуслей полоску металла.
Цех клавишных инструментов, распо-
ложен в темном подвале. Шипковым
инструментам отведена одна крохот-
ная комнатка.

Необходимо ‹рочно предоставить
мастерской пригодное для работы по-
мещение. У нее должна быть большая
и хоропю оснащенная база для внед-
рения новых инструментов в произ-
водство. Только при этих условиях
мастерская станет предприятием, от-
куда каждый музыкант сможет полу-
чить любой совершенный инструмент
и где сохранятся секреты изготовле-
ния всех музыкальных инструментоз,
будь то скрипка, электродомра или
владимирский рожок.

В Вене

На-днях в Москву из Вены возвратилась бригада мастеров искусств

в составе: Г. Улановой, Д. Ойстраха,

Н. Шпиллер, Л. Оборина,

А. Иванова, С. Кнушевицкого, В. Преображенского, Н. Капустиной,

Б. Борисова, А. Макарова, А. Жака,

В течение 25 дней своего пребы
концертов.

и 0. Кайдаловой (бригадир),
вания в Вене бригада дала свыше 39

Ниже мы печатаем путевые заметки Г. Улановой.

В городском саду Бадена под Ве-
ной есть маленький храм — простая,

зиций в постановке балетмейстера
Эрики Ханка. Продолжительность

утопающая в зелени беседка. В ней  каждой композиции 18—20 минут.

гениальный Бетховен писал свою
Девятую: симфонию.
Венское кладбище — пантеон бес-

Сюита начиналась интермедией, в
основу которой положен непритяза-
тельный мифологический сюжет о

смертных. Не туристское любопытст-  борьбе доброго и злого начал. Тан-

во влекло нас к этим местам. Мы при-
несли цветы на
Шуберта, Штрауса. Рядом с нами в!
благоговейном молчании у могил ве-
ликих композиторов стояли русские
воины-победители, освободившие этот
край от оков фашистского рабства.

Свой первый концерт мы дали в по-
мещении - драматического театра
(оперный театр що основания разру-
шен бомбардировкой). В этом театре я
сразу же почувствовала себя легко и
свободно, — до такой степени по ар-
хитектуре и внутреннему убранству
напоминал он Ленинградский театр
имени Пушкина. Только пол на сце-
не устланный линолеумом, внушал
серьезные опасения — как танцовать
на эстраде, все отражающей, как в
зеркале, и с виду скользкой! Но опа-
сения оказались напрасными.

Население Вены принимало нас
восторженно. Цветы, поздравления,
просьбы подарить автограф сопутет-
вовали нам от концерта к концерту.
Горячие аплодисменты и топот, кото-
рым: экспансивные венцы выражали
свое одобрение, порой заглушались
могучим русским «ура!» Это. привет-
ствовали нас офицеры-соотечествен-
ники, с трудом добывшие билеты в
залы, переполненные венской публи-
кой.

Свободное от выступлений время мы
стремились посвятить знакомству ©
жизнью и искусством Вены. Хореогра-
фическую группу нашей бригады, ра-
зумеется, в первую очередь интере-
совал венский балет. Мне ‘довелось
посмотреть один спектакль оперного
театра — нечто вроде сюиты, состав-

‚  мент — собрание танцев,

цы сопровождались о «античным .хо-

могилы Бетховена, ром», который был расположен тут же

на сцене и, вточном соответствий <
законами жанра, пением выражал свое
отношение к происходящему.
Танцовали «босоножки» дунканов-
ского толка, < некоторым уклоном
в балетную классику. Правда, у
классики здесь были заимствованы
лишь отдельные движения и формы
и совершенно отсутствовала, напри-
мер, техника танцев на пальцах. Не
могу сказать, чтобы представителей
русского балета, присутствовавших
на слектакле, особенно порадовало
причудливое сочетание школы Дуч-
кан с элементами классического тан-
ца, как бы наспех «одолженными» и
чуждыми этому зрелищу.
Значительно интереснее показалась
нам композиция; в которой действо-
вали персонажи театра итальянской
комедин— Коломбина и Пьеро. Здесь
уже была танцовальная «фактура»,
артисты хорошо двигались, а испол-
нительницы партий Коломбины и Эс-

цах. Поставлена эта миниатюра < хо-
рошей выдумкой, отдельные харак-
теристики, особенно гротесковых пер-
сонажей, намечены ярко и остро.
Был показан также и дивертис-
мало инте-
ресных по постановке и невырази-
тельных в исполнении. Но одна’ из
композиций; построенная
тельно на пантомиме без каких-либо
признаков танца привлекла мое ByH-

танец ‚действенный, рожденный в ми-
ре человеческих чувств и пережива-

ленной из четырех балетных кемпо-

ний, в состоянии раскрыть глубину н

Адрес редакцичз и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат—К 4-15-66; отделы театра, муз

516401.

меральды даже танцовали на паль-

иеключи-

мание. Танец.— язык балета. Только

(

i

За неделю
МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

НОВЫЕ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ
ФИЛЬМЫ

Вчера в Комитете по делам кине-
матографии состоялся просмотр ново“
го документального фильма «Берлин-
ская конференция».

Фильм этот смонтирован, из MaTe-
риалов, заснятых группой. советских
кинохроникеров на Конференции ру-
ководителей трех великих Держав —
Советского Союза, Соединенных Шта-
тов Америки и Великобритании. Ру-

ководил cemkamu С. Герасимов.
Режиссер фильма — И. Копалин.
be Se

Одновременно со с’емками обычно-
го, ‘черно-белого варианта фильма 9

параде Победы 24 июня 1945 года на

Красной площади группа. операторов
кинохроники (ИП. Гегелашвили, В.
Домбровский, Б. Макасеев, В. Мико-
ша, Ф. Проворов, Г. Рейсгоф, Д. Ры-
марев. В. Соловьев) вела с’емки цвет-
ной хроники. Сейчас цветной доку“
ментальный фильм «Нарад Победы»
выходит на экраны.

*

_ YECTBOBAHHE
И. А. МАРЬЯНЕНКО

20 августа в помещении филиала
МХАТ состоялось чествование ста-
рейшего деятеля украинского театра,
народного артиста СССР. Ивана
Александровича Марьяненко в озна-
менование 50-летия его артистической
деятельности.

Чествование юбиляра, на которое
собрались виднейшие мастера ис-
кусств и представители общественно-
сти столицы, открылось вступитель-

ным словом народного артиста СССР
М. Крушельницкого,

Юбиляра горячо приветствовали
представители Комитета по делам
искусств при CHK CCCP, Большого
и Малого театров, делегации ‘арти-

стов московских театров и Всероссий-

ского театрального общества.
т
ПРЕМЬЕРА ЕВРЕЙСКОГО
ТЕАТРА

Вчера в Государственном Еврейском
театре состоялась премьера пьесы 3.
Шнеера (Окунь) «Фрейлехс», Поста-
новшик спектакля — С. Михоэлс.
музыка — Л. Пульвера, художник —
А. Тышлер.

Главные роли исполняли: В. Зус-
‚кин, М. Штейман, Ю. Минкова,
 Л. Розина, JI. Pom, Ф. Фридман.
 Т. Хазак, А. Блинчевская, М. Горо-

виц и др.
*

С’ ЕМКИ НА ПОЛИГОНЕ

На Н-ском полигоне под Москвой
проходят ‹с’емки нового военного
фильма «Пехота в бою».

С’емочная группа во главе © ре-
жиссером В. Шнейдеровым готовит
одновременно все три серии
фильма, который должен. будет слу-
жить пособием для среднего офицер-
ского состава и курсантов военных
училиш при изучении богатого опыта,

`

накопленного за годы Отечественной!

войны.

Кинокурс в жигой и увлекатель-
ной форме расскажет о подготовке
наступательного боя стрелкового ба-
тальона;, о взломе переднего края

сбороны противника и борьбе в глу-

бине этой обороны.

На вз

Звуки скрипок спюрят < шумом мо-
  ря и побеждают его. Те, кто слушает
виртуозную игру на скрипке старше-
го сержанта 3. Кожарского и сер-
жанта П. Червинского, четыре года
воевали, защишая Родину. Это —
офицеры героических прибалтийских
  фронтов. Сейчас для них создан Ha
Рижском взморье первоклассный са-
 наторий.

Здесь воины, долгие годы шедшие
через огонь к победе, встретились ©
болышим искусством. Его принесли
их же боевые товарищи — участники
офицерского ансамбля  красноармей-
ской самодеятельности, давшие’ пер-
вый концерт в только что открытом
санатории. ‘

В ансамбле этом всего восемнад-
цать человек, и все они — настоящие
мастера своего дела. Ансамбль ‘не
нуждается в скидках на’ любитель-
- На. снимке:

тов. Суворова ‘выступают

в Болгарию

В Москву вернулась из поездки в
  Болгарию и Румынию делегация
советских архитекторов в составе
председателя Комитета по делам ар-
хитектуры при СНК СССР А. Морд-
винова, вице-президента Академии ар-
хитектуры К. Алабяна и членов-коо-
респондентов Академии архитектуры
проф. Д. Аркина и Н. Былинкина.

Делегация выехала в Софию по
  приглашению Союза болгарских архи-
текторов и инженеров для участия в
конгрессе Союза. Приезд деятелей
советской: архитектуры в Болгарию
вызвал широкие отклики в болгарской
‚ общественности и печати. На софий-
  ском аэродроме делегация была встре-
чена всем составом конгресса во гла-
ве с его председателем инж. Димит-
ровым и министром общественных ра-
бот г. Драгневым.

конгрессе вызвало восторженную ова-
цию всего зала. Тепло была встре-
чена речь руководителя  делега-
ции А. Мордвинова. По окончании
‚ конгресса члены делегации. приняли
участие во детальном рассмотрении
проектов реконструкции центральной
части города Софии и внесли свои
предложения: лю этому вопросу.
стоялся ‘ряд освешаний у софийского
кмета (мэра) вв ‘дирекции по грало-
устройству столицы. Члены делегации

Появление советской делегации на

Со-!

морье

‚щину, на трудности боевой жизни.
‹Правда, в его среде несколько
бывитих артистов, но все они, и ве-
ликолепный бас (ст. лейтенант
И. Крымчак) и тонкий пианист
{старший лейтенант Б. Губко), все во-
семнадцать. человек, в боевой обста-
новке находили время, чтобы совер-
шенствовать свои дарования.

От арий Игоря и Фигаро, блестя-
ще исполненных старшим лейтенантом
Б. Бурдом, до ритмических танцев
гвардии капитана А. Посохина, от
художественного чтения гвардии
старшего сержанта В. Николаева и
младшего лейтенанта А. Шведко (ко-
торый спустя 15 минут после об’яв-
ления войны читал свои стихи, по-
священные грядущей победе над
Ялюонией) до безукоризненно подоб-
ранного репертуара чудесно звуча-
щего оркестра — все в программе ан-
самбля свидетельствует о тонком вку-
се и взыскательности его участников.

участники Красноармейского ансамбля части полковника

перед отдыхающими санатория, где начальни-
ком полковник Г. Грушко. Справа — старший

слева — сержант П. Червинский,

сержант 3. Кожарский,

Поездка советских архитекторов

и Румынию

дов Болгарии — Копрившице, где зна-
‚ комилась с образцами болгарского на-
‚родного зодчества В Копрившине
члены делегации были приняты
премьер-министром Болгарии Кимоном
  Георгиевым и министром иностранных
дел Петко Стайновым.

Из Болгарии делегация по пригла-
шению АРЛЮС приехала в Бухарест.
На пресс-конференции представителей
румынской печати А. Мордвинов сде-
лал сообщение о восстановлении со-
ветских городов, разрушенных немца-
ми, и отвечал на вопросы о советской
архитектуре. и градостроительстве.

Делегация была приглашена мэром
столицы ознакомиться с планом рас-
ширения и застройки города. На <ове-
 щании по этому вопросу состоялся
  обмен мнений, в котором приняли уча-
  члены делегации и виднейшие
‘румынские архитекторы — гг. Пом-
пен, Давидеску и други. АРЛЮС
устроил в честь делегации прием, на
котором присутствовали члены пра-
вительства во главе с премьер-минист-
‚ром д-ром Петре Гроза, президент
Румынской академии наук проф. Гу-
 сти. высшие должностные лица Буха-
  реста, видлнейшие архитекторы, уче-
ные, писатели, а также представите-
‘ли Союзной контрольной комиссии и
советского военного командования.

В помещении театра «Даллес» со-

ознакомились с выдающимися памят-   стоялиеь публичные доклады проф.

никами старой болгарской архитекту-
ры — Рильским монастырем и цер-
ковью Бояна © ее знаменитыми фрес-

бличные доклады проф. Д. Аркина ь
архитектора Н. Былинкина о ‹овет-
ской архитектуре и градостроительст-
ве, состоявшиеся в одном из крупней-
ших софийских театров — «Балкан».

В Болгаро-советском обществе <о-
стоялась встреча членов делегации с
виднейшими деятелями архитектуры и
искусства, А. Мордвинов и К. Алабян
подробно ознакомили собравшихся ©
творческой работой советских архи-
текторов.

После Софии делегация посетчла
крупнейший город Болгарии — Плов-
див, где выступила на многолюлном
  собрании интеллигенции и приняла
участие в рассмотрении проектов пе-
  репланировки и застройки ряда город-
  ских кварталов. На обратном пути из
  делегация остановилась

Группа московских артистов у могилы Шуберта (Вена). Слева направо:

С. Кнушевицкий, Д.

пленительные красоты этого мира.
Но в венской пантомиме меня прив-
лекло замечательное искусство арти-
стки Эдди Пфиндмауэр. Познакоми-
лись мы и © незаурядным пантомим-
ным дарованием артистки и педагога
Розалии Хладек. Надо быть поистине
отважной в своем искусстве\и твёрдо
верить в его силу, чтобы позволить
себе, подобно Розалчи Хладек, вы-

черном туалете. где не закрыты лишь
лицо, ноги и кисти рук. Подумать
только, что еще недавно Хладек бы-
ла вынуждена своими чудесными мяг-
кими, певучими руками возить тяже-
лые бочки < водой для немецких ра-
бовладельцев!

Посетила я и персональный кон-
церт Берты МЛиска — танцовшицы,

лы Дункан, Язык выразительных
средств Лиска и большого колячест-
ва танцовщиц, выступающих в этом
жанре, крайне однообразен и невы-
разителен. Они. танцуют под музыку
Баха, Генделя, Листа,
  Моцарта, Прокофьева, ‘но их движе-
ния лишь приблизительно согласо-

циональной связи с ней;

ступать на черно-бархатном фсне, в

наследовавшей внешние приемы шко-

Рахманинова,

ваны с музыкой и лишены всякой эмо-   Бободина, Чайковского...

Если говорить об общем и главном  оперного театра. Шла опера Сметаны

Ойстрах и Л. Оборин.

недостатке венской хореографии, то
эта, разумеется, отсутствие шко-
лы. Здесь учатся у частных педаго-
гов, имеющих каждый свою «систе-
му» обучения и воспитания. f

В творчестве ряда актеров сказы-
вается благотворное влияние русской
балетной школы. Особенно это за-
метно в выступлениях молодой арти-
стки ‘оперного театра Жулии Дра-
паль — танцовщицы выразительной,
артистичной, обладающей смелой,
  уверенной техникой.

В честь пребывания советских ра-
ботников искусств в Вене артисты
оперного театра показали «Бориса
Годунова» в концертном исполнении.
Это было трогательно и знаменатель-
но. Здесь нашла свое выражение лю-
бовь венцев К рубскому музыкаль-
ному творчеству, находившемуся под
запретом при немецком господстве в
  Австрии. Я видела об’емистый ката-
лог произведений, исполнение KOTO-
‚рых считалось преступлением перед
немецким «новым порядком»; в числе
  “запрещенных» композиторов я наш-
  ла имена Глинки, Мусоргского, Дар-
гомыжского, Римского-Корсакова,

Я побывала ни на одном спектакле

в,
сдном из старых, исторических горо-

достойно довершают победы Красно

Д. Аркина и Н. Былинкина о совет-

ками. С большим успехом прошли пу-( В®. Доклады, сопровождаемые демон-

страцией диапозитивов, вызвали жи-
вейший интерес аудитории. В аудито-
рии Архитектурного института  деле-
гация встретилась © архитекторами
Бухареста и ознакомилась с диплом-
ными проектами студентов. Члены де-
легации были приняты министлом про-
паганды г. Константинеску-Яш.

Кроме Бухареста, делегация посети-
ла города Плоешти, Констанцу, Си
найю, Брашюв, Кармен-Сильва. Ру-
мынская пресса уделяла пребыванию
  деятелей советской архитектуры ис-
ключительное внимание, печатая еже-
‚дневно подробные отчеты, беседы,
  статьи. Такое же внимание было про-
 явлено к делегации со стороны шиоо-
  ких кругов архитектурной, художест-
‘венной и научной общественности, с
которыми члены делегации установи-
ли дружеский деловой контакт.

«Проданная невеста». Оркестр театра
под мастерским управлением дириже-
ра И. Крипса звучал превосходно. Во-
обще поют в венской опере отлично,
голос певца льется легко и свободно,
артисты без видимого напряжения
преодолевают трудности самых сло-
жных в вокальном отношении пар-
тий. ;

Тем более безотрадным кажется
полное отсутствие режиссерской
культуры спектакля. Роль режиссера
в венской опере сводится к элемен-
тарной «разводке» действия и к по-
строению примитивных мизансцен по-
рядка «вошел», «вышел», «опустился
на колени» и т. д. Где уж тут гово-
рить о взаимодействии музыки и ак-
терской игры, о спектакле в пол-
линном значении этого определения!

Ярким, праздничным, удивительно
гармоничным зрелищем является вен-

.ская оперетта, взращенная на почве

нестареющих, добрых традиций это-
го жанра! Мне довелось видеть опе-
ретту «Венская кровь».

Поют и играют в венской оперетте
мастерски, хоропю поют даже испол-
нители комических и гротесковых
партий. Каждый певец в оперетте—
прежде всего актер, играющий мягко,
легко и непринужденно, нигде и ни-
когда не «нажимающий на педаль»
и ни разу не переключающий острую
комедийность образа в план нарочи-
того комикования.

Впечатление легкости в оперетте
достигается также прозрачным и на-
рядным оформлением.

Успех наших артистов в Вене
был ярким проявлением огромного
интереса к советскому искусству в
этом городе, который слыл до гитле-
ровской оккупации одним из крупней-
ших музыкальных центров  Европы.
Мы смогли лишь в небольшой мере
удовлетворить этот ‘интерес. Тем не
менее, как показывают многочислен-
ные восторженные отклики австрий-
ской печати, выступления бригады
стали крупным событием в культур-
ной жизни страны.

На артистов, знакомящих населе-
ние освобожденных стран Еврэпы с
советским искусством, возложена по-
четная и важная задача.

Об этом сказал нам на прощание
прославленный маршал Конев:

— Мастера советского искусства
M
Армин — они завоевывают сердца!

ere en ии a Se esses lish sansnneisssiteppereeeesen septa een ieee

гятон АКТРИСА И РОЛЬ

40 ФИЛЬМЕ «СЕСТРА ЕГО ДВОРЕЦКОГО»

Сценарии для американской кино”

звезды Динны Дурбин рассчитаны на
то, чтобы наиболее выгодно показать
ее как артистку-певицу.

Делаются все эти сценарии по од-
ной нехитрой схеме: обладающая пре-
красным голосом бедная девушка
хочет поступить на сцену. Для этого
она должна спеть перед человеком,
от которого зависит ее поступление в
театр. К нему девутшюу не допускают.
Возникает определенное количество
логических и случайных. препятст-
вий, которые ей удается преодолеть,
и она поет в присутствии этого чело-
века. Голос молодой певицы покоряет
слушающих, и картина благополучно
заканчивается.

Содержание фильма «Сестра его
дворецкого» тоже отвечает этой схе-

ме. В Нью-Йорк, к своему брату,
приезжает молодая певица — Энн.
Брат — дворецкий у известного ком- Кадр из фильма «Сестра его дворец-
позитора Джерара. На дворецком, кого». Динна Дурбив в роли Энн н

кстати, лежит обязанность не допу-
скать к Джерару начинающих левиц.
Но Энн оставляют в квартире компо-
зитора, выдавая ее за новую горнич-.
ную. Происходит ряд кви -про кво.
Хозяин влюбляется в девушку, она-—
в него. Брат охраняет честь сестры и
просит Джерара уволить новую гор-
ничную. Это чуть не губит карьеру
девушки и едва не разлучает  влюб-
ленных навсегда. Но вот Джерар
слышит  песню девушки на балу, и...
картина благополучно заканчивается.
Подобные сюжеты че оригинальны,
нет, они искусственны и шаблонны.
Но здесь-то и вступает сила, кото-
торая подчас в’ театре и кино может
оживить или умертвить представле-
ние, сделать яоким обыденное или
обесцветить великолепную роль. Эта
сила — одаренный актер, облалаю-
щий вкусом, вооруженный высоким
профессиональным мастерством.
Артистические качества
Дурбин именно таковы.

Актриса своей неподдельной
искренностью и обаятельностью де-’
лает правдоподобными многие, на

Динны

Пат О’Брайен в роли дворецкого.

s

PH3HEHHO подходит к роли Молодой

талантливой девушки! И Стоковский,
и оркестр не могли не поддаться оба-
янию ее молодости, (ee голоса...
Здесь достигнуто идеальное совна-
дение заданной драматургической си-
туации и актерских данных.

Пение и музыка в картинах с уча-
стием Дурбин — основные двигатели
сюжета. Они — основа, на которой
строятся и комические, и лирические,
и драматические, эпизоды комедий
этой актрисы. Пение в картинах Дур-
бин не является просто украшаю-
щим моментом: оно — цель жизни
героини и основа картины.

Лурбин — певица, необычайно точ-
но чувствующая стиль исполняемой

‘ ващи. В новом фильме она поет фок-

строт, старые русско-цыганские ро-
мансы и арию из «Турандот» Пуччи-
ни. И все эти вещи, столь’ “разно-
образные, она поет 4. присущей каж-
дому жанру специфической манере,
со свойственными каждому жанру ин- „

первый взгляд, неестественные и BO   тонациями.

всяком случае тривиальные ситуации.

Вспомним фильм «Сто мужчин и
одна девушка» < участием той же ар-
тистки. Знаменитый дирижер Стоков-
ский репетирует с оркестром. В пу-
стом зале вдруг раздается пение.
Стоковский оборачивается. Поет не-
знакомая девушка. Дирижер сначала
удивлен, но проходит момент, и вот

он уже улыбается и увлеченно акком-.

панирует певице вместе со всем ор-
кестром. В пересказе это может по-
казаться надуманным. Но все мы ви-
дели, как Дурбин поет и играет эту

сцену. Она действительно обаятель-

Хорошо исполняет роль композито-
ра Френчот Тоун. Это настоящий
актер, `без сусальности ‚и сладости,
обычных для профессионального «те-
роя-любовника». Жаль только, что
приписываемая по сюжету Джерару
музыка — слабая, вялая и шаблонная
— никак не соответствует его облику,

Хочется сказать несколько слов ио
режиссере Фрэнке  Борзейдж. В
фильме все идет верно, логично, ин-
тепесно, а режиссера не чувствуешь.
Эта простота и отсутствие навязчи-
вости в стиле режиссера — прекрас-
ное качество, во многом способству-

на! Она действительно точно, безуко-  ющее успеху картины.
ee gg 8 a
ЛУЧШИЙ КРАСНОФЛОТСКИЙ АНСАМБЛЬ

Закончился смотр-конкурс ансамб-
лей краснофлотской песни и пляски.
В нем приняли участие ансамбли:
Краснознаменного Балтийского фло-
та, Черноморского, Северного и Ти-
хоокеанского флотов.

Первенство Ha смотре завоевал
ансамбль песни и пляски Тихоокеан-
ского флота (художественный руко-
водитель — майор П. Нестеров, на-

чальник ансамбля — капитан В. Бу-
Нин).

Ансамбль краснофлотской песни и
пляски Тихоокеанского флота, создан-
ный 5 лет тому назад во Владиво-

стоке, выделяется среди других крас-
нофлотских хоровых коллективов вы-
сокой культурой хорового ‘пения, бо-
гатым и разнообразным репертуаром,

ее on
В несколько стров

© 1! сентября коллектив Малого теат-
фра- отмечает двадцатипятилетие беспре-
рывной работы в театре артистов 0.
Фадеевой, О. Малышевой, К. Стояновой,
И. Александровой, М. Паликовой, А. Ко-
роткова. А. Шереметьева, Вилль,
С. Калабина, вахтера В. Крупицына и
билетера Е, Шепкиной,

$3 Главным режиссером Большого те-
аура СССР назначен `заслуженный  де-
ятель искусств Л. Баратов.

<) Дирекция фронтовых театров реор-
танизована в Об’единение государствен-
ных передвижных театров Комитета по
делам искусств. 4

< Зимний сезон в театре им. Вахтан-
това открывается 1 сентября.

€& Инсценировку книги А. Степанова
«Порт-Артур» осуществляют писатели
И. Понов и А. Степанов. Авторы предно-
лагают закончить работу над пьесой к
началу октября.

SSeS ee ЕЕ Г РИ

пол

В. ЯМ

После тяжелой болезни умерла та-
лантливая пианистка Вера Ефимовна
Ямпольская.

Еще ребенком она с успехом высту-
пала на концертных эстрадах в столи-
це Украины, а на первом республи-
канском конкурсе музыкантов-испол-
нителей вошла в группу лауреатов.
Вера Ямпольская была прекрасной со-
листкой, одним из лучших наших
аккомпаниаторов и превосходной ан-
самблисткой.

Но окончании школы мастеров при
Московской консерватории Вера Ям-
польская много ездила по Советскому
Союзу: она побывала на Украине и
Дальнем Востоке, в Средней Азии и
на Крайнем Севере, в Сибири и Закав-
казъе, всюду встречая восторженный
прием. Многолетний недуг не раз от-
рывал ее от любимого дела. Преодо-
левая смертельную болезнь. она уеха-
ла с фронтовой бригадой на Северный
флот в разгар боевых операций. Это
была ее последняя дальняя поездка.

< Выставка декоративной ткани от-
крылась 21 августа в выставочном зале
о товарищества художников.
а

выставке демонстрируется около
400 образцов панно, ковров, драпиро-
вочных тканей. Большой разлел
выставки отведен бытовому текстилю.
Здесь экспонируются художественные
платки, косынки, купоны, скатерти
и РЖ

{$3 190 километров художественной ме-
таллической решетки для пентральных
скверов и бульваров столицы изготов-
ляется на московских заводах. Проекты
оград были разработаны Управлением
по делам архитектуры Моссовета и ут-
верждены московскими организациями.

$3 Подведены итоги сопиалистичэского
соревнования городов РОФСР на луч-
птее проведение работ по благоустройст-
ву за второй квартал 1945 года. Сорет

Вародных Комиссаров РОФСР и ВИСПС
признали. что лучитих фезультатов до-
бились Свердловек, Воронеж и Подольск,

Ь

Честный путь художника и человека
привел Веру Ямпольскую в ряды
большевистской партии. Обществен.
ная работа, которую она вела на про-
тяжении многих лет, была для нее
кровным делом советского художни-
ка-патриота.

Память о талантливом музыканте, о
человеке безупречной чистоты, доб-
ром, отзывчивом друге и верном това-
рище навсегда сохранится в наших
сердцах. @

. А. Солодовников, В. Сурин, В. Вла-
сов, А. Гольденвейзер, Д. Шоста-
кович, А. Хачатурян, Ю. Шапорин,
Г. Коган, Г. Нейгауз, А. Ямполь-

СКА

Е

ский, К.  Корчмарев, В. ®epe,
А. Пирогов, Л.  Файнштейн,
Н.  Шпиллер Ю. Брюшков,
2; Гилёльс, В: Гилельс,
Г. Гинзбург, Т. Гольдфарб, \
Б. Гольдштейн, Я. Зак, Д. Ой-

страх, Р. Тамаркина, М. Фихтен-
гольц, Я. Флиер, Г. Барннова,
В. Владимирова и другие.

Редакционная коллегия:

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

Ю. ЗАВАДСКИЙ,
А. НОВОГРУДСКИЙ,

Д. КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,
А. СОЛОДОВНИКОВ.

ыы Cao

aS

— при инвалидности,
ного. случая;

— в случае преждев
ванного.

СТРАХОВАНИЕМ ЖИЗНИ В ГОССТРАХЕ

МОЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ
СЕБЯ

— при дожитии до определенного возраста;
происшедшей от несчаст-

СЕМЬЮ И

ременной смерти застрахо-

Страхования заключаются на любую cymny
О НЫЙ ВУИ

Для заключения страхования и за всеми справ-
ками обращайтесь в инспекции Госстраха или
3 : к страховым агентам.

a хх
ыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстрады я цирка, иностранный и информации—К 5

-45-12; издательство — ГР
Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7. - ее,

Близких

УУУУТУУУТ УУУУУУУУТТУУУУТТУТТУУУУУУ ТУ УУУУУУУТУУУТУУУУУТУУУТУУТУУТУ ТУТУТТУТУТУУУУУ

Зак. № 1979.