Работать
в полную
силу

Эпоха нового ;
культурного под’ема, в которую
вступает наша родина, должна быть
ознзменована еще более быстрым, чем
прежде, развитием сценического ис-
кусства, Открывая первый послево-
енный сезон, театры должны внима-
тельно проверить свою работу,‘ весе
свое хозяйство, свою готовность
выполнению новых больших и слож-
ных задач,

`Важным

хозяйственного и

условием полноценной,
творчески напряженной и плодотвор-
ной жизни театра является правиль-
НОе использование всех возможностей
коллектива, —такая организация ра-
боты труппы, которая не только поз:
воляет, но и помогает каждому акте-
ру совершенствовать свое мастерст-
во, пробовать свои силы в новых ро-
лях, создавать новые образы.

Само собой разумеется, что коли-!
чество ролей, сыгранных актером,
еще отнюдь не свидетельствует ни
о его ‘даровании, ни о его профес-
сионализме,. ни о его творческом
опыте. Больше того, известно, что в
доревомоциомном, особенно’ прозин-
циальном, театре актеры ‘бывали ча-
сто вынуждены играть в течение се-.
зона такое множество ролей, что это
самым пагубным образом отражалось
на таланте актера. Молодой актер,
оказавшись в таких условиях, быст-
ро вырабатывало несколько штампов,
которые применял в решении любой
роли. Через год-два после поступле-
ния в театр он погибал как худож-
ник и становился жалким ремеслен-
HHKOM,

Создание таких условий работы,
при которых актеру He прозит опас-
ность превратиться в ремесленника
и при которых он имеет возможность
влумчиво и внимательно, без’ суе-
ты и спешки работать над ролью, со-
вершенствоваться, расти, было од-
ним из основных принципов той ре-
формы, которую осуществили созда-
тели МХАТ — Станиславский и Не-
мирович-Данченко.

Не погоня за количеством новых
слектаклей и ролей, а правильная ор-
ганизащия художественного труда В
театре, — вот что нужно для роста
театрального коллектива и отдельно-
го актера. Если основные участники
труппы годами не работают над но-

выми ролями и редко высту-
пают. на сцене, это создает для «без-
действующего» артиста опасность

творческого застоя, дисквалификации
и резко снижает продуктивность ра-
боты театра, Именно такое нетерпи-
мое положение сложилось в некото-
рых театрах: здесь как будто взяли
за правило давать артистам поменьше
новых ролей и пореже выпускать их
на сцену.

Вот несколько справок о работе
актеров Московского театра драмы в
первом полугодии 1945 года. Засл.
артистка РСФСР М. Бабанова высту-
пала за эти шесть месяцев в 39
спектаклях. Она занята в пьесах:
«Собака на сене» МЛопе де Вега
(премьера ее была показана 8 лет то-
му назад), «Питомцы славы» (премь-
ера состоялась Три года назад) и
«Сыновья трех рек» (премьера состоя-
лась в 1944 голу). Таким образом, за
последние два года актрисой была
создана только одна новая роль, а
количество сыгранных ею за полго-
да снектаклей ничтожно. Правда,
М. Бабанова репетировала в прош-
лом полуголии три новые роли —
Офелию в «Гамлете». Элизабет в пье-
се Сомерсета Могэма «Круг» и «Неги-
ну в <«Талантах и поклонниках»,
но вряд ли это может оправдать
столь длительный «простой». Засл.
артистка РСФСР Ю, Глизер играла
в 42 спектаклях — в пьесе «Искусст-
во карьеры» {которая поставлена бы-
ла много лет тому назад и в прош-
лом году только возобновлена), и в
пьесе «Обыкновенный человек»
(премьера этого года) и репетировала
роль королевы в «Гамлете». Засл,
арт. РСФСР К. Половикова игра-
всего в 34 спектаклях, Обе ро-
JH, в которых она выступает. созданы
ею за последние два сезона («Сы-
нозья трех рек» и «Лисички»), Види-
мо, руководство театра решило, что
это предельная «норма», и поэтому в
истекшем полугодии актриса не репе-
тировала ни одной новой роли. Засл.

na

арт. РСФСР Ф. Раневская высту-
пзла в 35 спектаклях в двух
ролях (одна — в спектакле, почти

вовсе не шедшем в 1945 году — «Пе-
стрые рассказы», другая — в «Ли-
сичках»). Актриса К. Пугачева сы-
грала в семи спектаклях (1!) и гото-
вит одну новую роль. Даровитые мо-
лодые актрисы В. Орлова и А. Тере-
хина сыграли большее число спектак-
лей (54 и 59), но дальнейшие твор-
ческие перспективы их чрезвычайно
смутны: Терехина репетирует только
одну новую роль, которую будет иг-
рать она в очередь с Пугачевой
{«Дон-Хиль»), Орлова грепетировала
роль, в которой она будет дублиро-
вать Терехивку («Обыкновенный чело-
век»).

Многие деятели сцены могут поза-
вндовать актерам Театра им. Ленин-
ского комсомола. Засл. артистка
РСФСР С. Бирман сыграла за те же
полгода 100 раз. В ее peneptya-
ре — Каренина в «Живом тру-
пе», Васса Железнова, Греч в «Таки

K}.

дело, разумеется, не *Голько

будет», Фанни Ферелли в пьесе Хелл-
ман. Нар. артист РСФСР И. Берсе-
нев выступал 54 раза в пьесах:
«Живой труп», «Так и будет», <Пое-
динок». «Сирано де Бержерак», «Но-
ра». Могут возразить, что актеров
такого дарования и  спенического
опыта, как Бирман, Берсенев, Гиа-

цинтова, — в театре всего трое, и.
поэтому естественно, что имен-
но им порузаются ведущие роли

и это они проводят наибольшее коли-

oo ¢

opera aces msepensper и искусства в Колонном
Оденияз Нобат (в-цемтре). Фото

чество спектаклей. Но хорошо рабо-
тает и молодежь театра. Е. Фадеева,
за полугодие сыграла в 78 спектак-
wax, В ее репертуаре — шесть ролей
(«Живой труп», «Васса Железнова»,
«Месяц в деревне», «Юность отцов»,
«Семья Ферелли»). Молодая артистка
Н. Кутасина выступала.на сцене 63
раза. Она играет семь ролей.

В Театре им. Моссовета собрана
исключительно сильная труппа. К со-
жалению, возможности этой труппы
использованы далеко не полностью.
Заслуженные артисты РСФСР В. Ва-
нин, М. Астансов и П. Герага сыграли
за тот же ‹рок только по 20 спектак-,
лей.

Одной из причин недостаточно ин-
тенсивной творческой работы актеров
является  громоздкость и много-
людность труппы. Сокращение излиш-
него состава трупп, которое произве-
дено было недавно некоторыми мос-
ковскими театрами, ласт возможность
лучше организовать труд актерэв. Но
в этом.
Дело и в повышении темпов. работы
театра, и в четком выполнении репер-
туарного плана, и в увеличении чис-
ла новых постановок.

Низкая продуктивность работы те-!
arpa не дает актеру возможности
совершенствовать свое  мастеретьо,
расти, добиваться все новых творче-
ских успехов. Нельзя забывать и о
другой стороне вопроса; зритель хо-
чет видеть актеров, которых он знает
и ценит, в новых ролях. Зритель хо-
чет чаще видеть, например, Бабанову   С нетерпением ожидали ростов-
и Раневскую, Ванина и Астангова,   Чане прихода сентября — этой тра-

Станиславский,  котопый чрез- ДИЦИОННОЙ поры открытия театраль-
вычайно бережно относился к ‘ак- ЧОТо и концертного сезона.
теру, всегда предостерегал от пре-  Но прошел сентябрь, и Ничего не
вращения артиста-художника в рг- ИЗменилось в театральной жизни го-
месленника, вместе с тем забо- Рода. Не скоро запестрят новые
тился о том, чтобы творческая ра- афиши в.Ростове, не скоро откроют-
бота актера не прерывалась. Иэвёст- СЯ Двери его театров!
ны его слова о Том, что было бы   Пока собирается начать сезон Те-
«преступно и нерасчетливо» допу- АтР музкомедии, а театр имени Горь-
скать, чтобы талантливые артисты Кого и Областной театр комедии
«гуляли целые годы». Этот завет Предполагают показать первые спек-
одного из величайших деятелей рус-   Такли только в начале ноября. И ии-
ского театра должны помнить и вы- Как не раньше! я
полнять работники нашего сцениче- В Областном ‚управлении по: делам
ского искусства. искусств это об’ясняют тем, что «ве-
дущие» театры летом выступали в
Ростове, гастролировали в районных

Проект театра в Брянске

А. КОСТАНОВ

Поздняя «осень »

Вечера центрах, и только недавно актеры
ушли в отпуск. Но почему нельзя
туркменского было обеспечить летний сезон хоро-
шими концертными силами? И разве
искусства невозможно было провести гастроли

в более сжатые сроки, разделив кол-
лектив театра на Параллельно рабо-
тающие группы?

Так или иначе, ростовские зрители
фактически лишились осеннего сс-
зона и вынуждены отложить посе-
щение театра до начала зимы.

Намерения и факты

Театр имени Горького вернулся из
эвакуации в 1943 году. За это время
он добился немалых успехов. В
прошлом году ростовчане увидели
«Горе от ума» и «Собаку Ha ceHe>—
спектакли, которые могут выдер-
жать суд самой строгой критики.

Однако в репертуаре этого теат-
ра, обладающего превосходной труп-
пой, очень мало пьес советских дра-
матургов и ни одной пьесы Горького,
чье имя носит театр со дня своего
основания.

Руководители театра весь прошлый
год готовились включить з реперту-
ар одну из пьес Горького, но так и
«не успели» осуществить свое наме-
рение. Наступил новый сезон. Театр
уже составил репертуарный план на
первое полугодие. В-этом плане есть
«Дама-невидимка»  Кальдерона и
«Борьба за жизнь» Додэ, но; увы, в
нем опять нет пьес Горького.

Теперь руководители театра 06e-
щают восполнить этот пробел во вто-
рой половине сезона. Может быть. на
этот раз они и окажутся верными
своему слову. Но почему все-таки

В Москве проходят сейчас творче-
ские вечера туркменской литературы
и искусства. Вместе с писателями
Туркмении выступает большая груп-
па ведущих мастеров искусства рес-
публики. На вечерах в Колонном за-
ле Дома союзов, Центральном доме
Красной Армии и клубе завода «Ша-
рикоподшипник» выступали артисты
Туркменского драматического ‘театра
им. Сталина— народный артист ТССР
Аман Кульмамедов и О. Дурдыева,
певцы — артисты театра оперы и
балета засл. арт. ТССР И. Хумаев,
А. Аннакулиева, М. Кулиева и соли-
сты балета Н. Аннаева, М. Шафигу-
лина, Х. Исмаилов, народные бахши
Пурли Сарыев и Сахи Джапаров.

Эти вечера еше раз прказали, как
богато талантами искусство Совет-
<кой Туркмении и какой зрелости оно!
достигло в короткий исторический
срок.

Первый в республике драматиче-
ский театр возник всего 16 лет назад.
Театр им. Сталина показал зрителям
лучшие произведения туркменской,
русской и западной драматургии, в
нем выросли десятки квалифиниро-
ванных артистов.

На сцене Туркменского государст-
венного театра оперы и балета, ‹соз-
данного в дни Великой Отечествен-
ной войны и поставившего уже не-
сколько опер и балетов, ндет сейчас
опера «Абадан» — о людях и собы-
тиях нашей современности.

В республике существует сеть дра-

матических театров и кинотеатров, пьесы Горького ставятся не как, пер-
успешно работают киностудия, фи- воочередные, а вновь и вновь от-
лармония. Быстро растет изобрази- кладываются на более дальние сро-
тельное искусство Туркмении. eu?

Москвичи тепло принимали масте-
ров туркменского искусства, испол-
нявших арии и танцы из националь-
ных опер «Шасенем и Гариб», «Счаст-
ливая молодость», «Гюль и Биль-,
биль», «Юсуп и Ахмет», «Зохре н
Тахир», отрывки из балетов «Алдар
и Косе» и «Девушки моря», сцену из
пьесы «Шемшат».

Туркменская музыка, песни и сти-
хи, исполненные в московских KOH-  В одном из крупных городов Ро-
цертах, стоят на высоком уровне про-   стовской области Таганроге в прош-
фесснональной культуры. И вместе ‘с лом году открылся театр Имени Чз-
тем нетрудно обнаружить их живую хова. Труппа театра составлена
связь с традициями народного искус-
ства. В этом один из секретов их
глубокого обаяния. Творческому ро-
сту туркменского искусства помогает
влияние русской художественной
культуры, которое благотворно ска-
зывается и в области театра, и в об-
ласти музыки. Прекрасные результа-
ты приносит обращение туркменских
мастеров снены к русскому классиче-
скому репертуару. В качестве приме-
ра можно назвать выступление на-
родного артиста ТССР Амана Куль-
мамедова, исполнявшего на родном
языке монолог городничего из «Реви-
зора».

С чувством горячей дружбы и ис-
кренней гордости достижениями брат-
ского народа встречают москвичи
свонх туркменских гостей. Концерты
мастеров искусств Туркмении прохо-
дят < большим успехом. Воодушев-
ленные теплым приемом московских
зрителей, туркменские художники
вернутся в свою солнечную страну,
чтобы с еще большим энтузиазмом
создавать свое искусство, националь-
ное по форме и социалистическое по
содержанию.

Почему бы театру имени Гозько-
го не последовать примеру своего
молодого соседа—таганрогского  те-
атра имени Чехова, который’ начал
работу с показа «Трех сестер» и р®-
шил каждый сезон открывать чехов-
ской пьесой?

А. БОРЩАГОВСКИЙ

В жизни искусства каждого наро-
да есть свои эпохи упадка и взлета. В
прошлом украинского театра перио-
дом бурного расцвета был конец ХХ
века, В далекую историю отошли
времена театральных спектаклей Ки-
евской академии, ранние опыты Кот-
ляревского и Квитки-Основьяненко.
Музейной редкостью стал, популяр-
ный некогда, украинский «вертеп».
Десятки любительских кружков пе-
редовой украинской интеллигенции
взрыхлили почву для появления про-
фессиональных трупп.

В конце века появляется группа
выдающихся драматургов: М. Ста-
рицкий, М. Кропивницкий, И. Фран-
ко, И. Карпенко-Карый (Тобилевич)
и такое созвездие артистических та-
лантов, которое могло бы украсить
сцену любого театра мира. На сцену
пришли богатыри: П. Саксаганский,

Это непрерывно растущее искусст-  Н. Садовский М. Заньковецкая,
во воспевает трудовые и боевые под-   М. Кропивницкий, Затыркевич-Кар-
виги, совершаемые туркменским на-   пинская.
родом в содружестве со всеми брат- о
скими народами, и воспитывает мил-  В болышой группе украинских дра-
лионы читателей и зрителей в духе   Матургов той поры, — а мы назвали
беззаветной любви и преданности   Имена лучших, — Карпенко-Карый

выделяется и силой своего таланта,
и широтой интересов. Он принадле-
3 жит к знаменитой семье Тобилеви-

EE PIRES чей, давшей украинской сцене четы-
рех выдающихся деятелей. Как из
орлиного гнезда, широко расправляя
могучие крылья, вылетали на про-
сторы родной земли дети Карпа Ала:
мовича Тобилевича. В честь тихой
речушки Саксагани назвал себя на
сцене Саксаганским Панас Карпович
Тобилевич. Славя имя матери, стал
Николай Карпович Садовским. Мария
Карповна’ прибавила к этому имени
звучный псевдоним Барипоттн. Самый
старший из Тобилевичей-сыновей
Иван Карпович завоевал признание и
любовь народа как драматург и ар-
тист Карпенко-Карый.

нашей советской родине.

Его пьесы были истинной художе-
ственной энциклопедией своего вре-

нарисовал картину . пореформенной
украинской деревни. И в сфере тра-
гедий и в области комедии лучшие
его пьесы «Сава Чалий» и « Хазяшн»
— это вершины, до которых не под-
нялся никто из современных ему
украинских драматургов или писа-

зале Дома
туркменских народных песен
А. Гладштейна ин В. Пульвера, .

Классик

мени. Он талантливзе и ярче других

Перед поднятие

Письмо из_ Ростова-на-Дону

?
актерской молодежи, ’‘окончившей
ГИТИС в 1944 году.

Коллектив работает. с увлечением,
непрерывно совершенствуя свое ма-
стерство на новых работах,

Молодой театр создал  превосход-
ные спектакли: «Три сестры», «Ме-
щане» и другие.

Единственный серьезный ° упрек,
который мы можем адресовать Te-
атру, заключается в том, что он ма-
ло внимания уделяет советской дра-
матургни.

За время своего существования те-
атр поставил около десяти пьес. Из
них только две принадлежат перу со-
ветских авторов — «Так и будет»
Симонова и «Снежная королева»
Шварца. При этом спектакль «Гак
и будет» оказался не вполне удач-
ным. А «Снежная   королева» — вне-
плановая постановка, которая пору-
чена была молодым режисверам как
первая их работа на профессиональ-
ной сцене,

Свой долг перед зрителем театр не
торопится оплатить и в Новом се-
зоне. Среди произведений, над ко-
торыми театр работает в этом году,
— только две советские пьесы. Прав-
да, театр запланировал и третью
современную пьесу — таганрогского
автора Бондаренко (на тему о пар-
тизанском движении в Таганрогском
районе), но неизвестно. будет ли эта
пьеса закончена в нынешнем году и
успеет ли театр ее поставить.

Молодой, трудолюбивый  коллек-
тив театра, зал гол успевший завое-
вать любовь и доверие зрителей,
должен больше, значительно больше
работать над пьесами, посвященными
темам нашей современности.

Неудачи
комедии

Ростовский облйетной театр коме-
дии за последние Годы сумел собрать
хороших актеров. } В прошлом году
он показал два удачных спектакля
— комедию «Дорога в Нью-Йорк»
и обозрение «Где-то в Москве».

Не все благополучно с репертуа:
ром театра. Здесь можно встретить
пьесы, которые ‘не! увлекают зрителя
и, видимо, не вызывают воодушевле-
ния у актеров и режиссуры, так как
поставлены они вяло, скучно, невы-
разительно. К числу таких произве-
дений принадлежит, например, недаз-

но показанная пьеса  Шкваркина
«Проклятое кафе» («Последний
день»\.

Пьеса эта привлекла внимание те-
атра, вероятно, потому, что автор ее
известен как создатель популярных
комедий. Но «Проклятое кафе».вовсе
 не комедия, хотя в этой пьесе есть
  несколько комедийных персонажей.
Впрочем, это и не драма. Основная
линия драматического сюжета раз-
работана настолько, беспомоньно, что

Большую и серьезную тему автор

So

К 100-летию с0 дня рождения
И. Карпенко-Карого

°

телей
Психологически более утонченные
трагедии Леси Украинки уступают
‘«Саве Чалому» в исторической широ-
‚те, в реалистической силе. В коме-
динном жанре никто из украинских
драматургов не создал пьесы, могу-
шей выдержать сравнение с «Хазя!-
ном», «Мартином Борулей» или «Ста
тисячами». В полном соответствии
с истиной, Иван Франко назвал То-
‚ билевича «лучшим, наиболее выдаю-
щимся драматургом, равного KOTO-
 рому не знает наша драматическая
литература». И хоть эти слова
находим в статье, написанной в свя-
зи со смертью драматурга (1907 г.),
гони были подсказаны не только чув-
ством горя или ощущением аепопра-
  BUMOH а, Это было об’ективное
суждение тонкого ценителя искус-
ства, который относил Казпценко-Ка-
boro K числу «узельных князей духа
 и творчества».

более позднего поколения.

Карпенко-Карый родился в сен-
 тябре 1815 года и после окончания
начальной школы многие годы по-

святил службе в городской ратуше

‚‹ Комедийные персонажи в спектакле

Архитектор Н. СКВОРЦОВ.

и занавеса

емом. Это смешение жанров сбило с
толку актеров. Боясь снизить тему,
театр избегал комедийных красок.

‘He смешны, а драматические сцены

Р. КАЦМАН Возврашение

Заметки начальника фронтовой кинотруппы

Военные кинооператоры воззраша-   «Вена» и многие другие. Репертуар
ются на роднну. За прошедшие годы   театров документального кино на =
пыль многих стран Европы покрыла  тыре пятых состоит из советско
их сапоги. И вот теперь впереди —   хроники. Это диктуется требованиями
родная земля. В предчувствии радо-   зрителя, который .‹ жадностью смот-
стного момента возвращения каждый рит фильмы, = ae жизнь со-

мает ‘о дорогих лицах, о милом  ветской страны.
cepany пейзаже, о своем «первом  Высокие идеи подлинного гуманиз-
кадре» на родине. ма и прогресса, которыми проникну-

Мы усаживаемся в машины и,  ты советские фильмы, находят путь к
прежде .4eM выехать на шоссе, в по-  сердцам народов возрождающейся
следний раз проезжаем по Вене.   Европы.
Есть много чудесных зданий и вели-  Мы смотрим в кинотеатре «Ура-
чественных памятников в этом горо-  ния»» фильм «Человек № 217». Зри-
де, возвращенном к жизни Красной   тельный зал переполнен, В этой стра-
Армией. Но сейчас солдатское серд- не сотни, тысячи людей пострадали
це тянет к другим местам. Вот тихая, от немецких гитлеровцев и Ot терро-
незаметная улица в Швехате. Здесь ра венгерских’ фашистов.  Жестокая
оператор Сокольников снимал тяже-  правда фильма потрясает зрителей.
лый уличный бой закончившийся Атмосфера в зале накалена до преде-

стремительным прорывом нашей пе-  ла. Слышен плач. Судьба Тани Кры-
ловой никого не оставляет безучаст-

хоты к центру города... Вот послед-

ние перед городом роши Венского! ным. Когда Таня убивает фашистских

леса. Отсюда с танкистами генерала  ублюдков-—Курта и Макса—в зале

Кравченко шли операторы Грачев и  гремят аплодисменты. Они раздаются

Дупленский... Вот Бельведер — не- с новой силой, когда появляются со-

легко достались Асланову кадры   ветские самолеты. Дом Краусов ру-

штурма этого замка! Дом ма Фавори-  шится под бурные, долго не утихаю-

тенштрассе... Под огнем противника,   щие рукоплескания.

в грохоте боя здесь обосновалась ба-  За Сольноком—венгеро-румынская
граница. Вскоре мы попадаем на гор-

за киногруппы. Все это недавние буд-
ни фронтовой работы кннооперато-  ные дороги Трансильвании. В Сибиу
вов. : снова становимся свидетелями попу-
Дунайский канал... Недавно вышед- лярности нашего кино. В городском
ший из госпиталя оператор Чикнове-  кинотеатре идег фильм «Радуга».
ров показывает место, где во время Рядом, в книжном магазине, продает-
форсирования канала разорвалась не- ся одноименная позесть Ванды Васая-
мецкая мина. Он был ранен. Рядом с левской, изданная на румынском
ним упал, сраженный двадцатью языке.
семью осколками, оператор Стоянов-  Без отдыха, позволяя себе малень-
ский. Майор, вынесший юношу из го-  кие, буквально минутные привалы,

рящего дома, куда его стброснло раз- мы мчимся вперед и вперед. С каж-
километром

рывом, рассказывал: «Я не знаю, от-  дым новым пройденным
ближе родина.

в куда у него взялась сила. Истекаю-   г
не волнуют, Унылое, скучиое Зре- (щий кровью, он держал перебитой  Тихим звездным вечером перед на-
лище! рукой аппарат и только повторял: ма открылся Дунай. У переправы

Совсем нелавно театр начал 0аб0- «лппарат,. сохраните аппарат. не   уютно потрескивал костер, ‘вокруг
Ty над пьесой «Веселый грешник» пленку... Передайте в собрались наши  бойцы-понтонеры, .

Л. Соловьева, премьеру которой
должен ‘был показать в конце авгу-
ста. Однако премьера так и не со-
стоялась. Начатую работу театр бро-
сил на середине, затратив ма нее
много времени и средств. Оказывает-
ся, только в процессе работы руко-
водители театра «обнаружили», что
эта пьеса театру не подходит.

В театре неправильно укомплек-
тована труппа — нет актеров наибо-
лее важных амплуа, нет режиссуры.
Только теперь принимаются

мы

‘ную

чтобы исправить это положение.
Театру кукол
нужно помочь!

Недавно исполнилось десять лет
со дня открытия Ростозского театра

ников побывали на интересных и ув-
лекательных  спектаклях театра.

Подлинным праздником для ма-
леньких театралов были такие спек-
такли, как «Каштанка» по Чехову,
«Сказка о царе Салтане» Пушкина,
«Красная шапочка» Шварца и другие.
  Но дружному и работоспособному
коллективу театра приходится рабо-
тать в тяжелых условиях.

До сих пор театр не имеет своего

помещения. Он ютится в небольшой

комнате, едва насчитывающей 30
квадратных метров. Больших трудов
стоит руководителям театра подыс-
кать зрительный зал для очередного
выступления.

Областнсе управление
искусств и общественные
ции города должны помочь

найти пристанище
+“
+

>
по делам

организа-
театру

Нельзя недооценивать ту огром-
работу по восстановлению
культурных учреждений в част-
ности театров, которую проделали
городские и областные организации
после освобождения области от гит-
леровских захватчиков. Знаменате-
лен и отраден тот факт, что в корот-
кий срок была налажена регуляр-
ная деятельность многих театров.
Однако наш зритель пред’являет
ныне к театру все более и более

серьезные требования. Новая эпохй—
эпоха мирного. созидательного тру-
да требует от театра подлинно
ритмичной работы, повышения хуло-
жественного уровмя спектаклей, рас-

ширения репертуара, который должен

пьеса временами кажется пародией. обогатиться и пьесами, посвященными

героизму советского народа, и луч-

из  решает привычным волевильным пПри- TWHMy образцами классики.

Бобринца, в канцеляриях Елисавет-
града и Херсона. Больше двадцати
лет отдал он этой службе, пройдя,
таким образом, несравненную жиз-
ненную школу.

Именно здесь, среди канцелярских
«окаменелостей» встретился он с
сотнями и тысячами судебных дел,
жалоб, исков, прошений, апелляций,
за которыми .скрывались волнующие
человеческие драмы, горе народное.
В прокуренных, грязных корндорах
присутственных мест уездной Рос-
сии встречал он тысячи людей, пове-,
рявших ему свою печаль и свои на-
дежды. К тридцати восьми годам,
когда он создал первую драму «Бур-
лака», он уже обладал огромным жи-
тейским опытом, всесторонним зна-,
нием народной жизни.

Реальные жизненные картины бы-
ли настолько ярки, так глубоко вош-
ли в сознание драматурга, что чисто
литературные влияния не могли су-.
щественно отразиться на его творче-
стве. Оно глубоко самобытно и ори-’
гинально

Жизненная школа воспитывала в
Карпенко-Каром революционно-де-
мократические взгляды. Они нашли
свое выражение уже в первой его
пьесе «Бурлака» {1883 г.) в образе от-
важного одиночки, бунтаря, борца за
справедливость. Жизненную школу
дополнили книги, общественные,
кружки, самообразование. В биб-
лиотеке Карпенко-Карого мы нахо-
дим разнообразнейшую литературу
— от вольнодумцев-энциклопедистов
до английских классиков политиче-
ской экономии. Но наиболее замет-
НОе место занимают в ней публици-
стические и философские работы
русских революционно-демократиче-
ских. писателей. Карпенко-Карый нпе-
речитывает книги Белинского, Черны-
шевского, Герцена, `Побронюрва:
знакомится с «Колоколом» и «По-!
лярной эвездой». Он начинает свою
литературную деятельность перево-
дом «Кннжки чеков» Глеба Успен-
ского и «Подлиповцев» Ф. Решетни-

украинского театра

‘кова, Любимой ролью Карпенко-Ка-

рого, в пору его увлечения люби-
тельскими спектаклями, была роль
Жадова, которую он, по свидетель-
ству современников, знал наизусть ни
играл так, как немногие профессио-
нальные актеры.

Ничего удивительного нет в том,

меры,

штаб». ...Ранение было смертелоным. юноши и девушки. Их звонкие моло-

Стояновский похоронен на Ринг-  дые голоса разносили далеко вокруг,
штрассе, в парке, раскинувшемся у задорчые слова песни «Калинка, ка-
злания парламента. На гранитной линка моя». Вместе с ними пели ру-
плите высечено:   мынские солдаты из i es ый
2 юшего переправу. а про у
«Военный кинооператор, ин- и а. не где gona
ран  CIOnHOnCKRE, нулся болгарский городок Силистра,
Погиб героической смертью в пеню пбахвитали болгары,

боях за Вену...» Молча слушали мы родные песни у
В минутном молчании прошаёмся мы   волшебно-золотой глади Дуная, 03-

со смелым и талантливым киножур-’ ренной появившейся из-за туч полной  :

по ис- луной. Потом кто-то сказал: «А вель
кусству и боевым товарищем. Россия отсюда совсем близко». Кто-
..Вена осталась позади. Как в Ки- то вспомнил, что именно год назад
ноленте, пущенной обратным ‘ходом, мы впервые пришли в эти места, дви-
мелькают роши, деревни, города  гаясь вперед, на запад.
Австрии, знакомые места недавних. Да, ровно год назад мы устремили
боев. Пересекаем австро-венгерскую  «взгляды» наших об’ективов за рубе-
границу. Машины мчатся вдоль 03е-  жи родной земли.

налистом, нашим соратником

кукол. ра Балатон. Много месяцев не умол- Неотступно шли советские KHHO-

За эти годы театр дал немало яр- кал здесь гул сражений. Теперь над  операторы с армией в ее ратных по-
ких спектаклен, завоевав горячее   озером — тишина. На. деревьях и ходах. Они были как бы «глазом на-
расположение ростовской детворы.   столбиках сохранились стрелки со’ рода», «глазом общественности», как
По колийеству посещений театр 3a- странными надписями — «Ирис», назвал однажды М. И. Калинин жур-
нимает второе место в городе, усту-   «Лань», «Ковчег». Эти ‘условные   налистов. Пять стран прошли войска
ная первенство только Театру муз-  обозначения указывали путь нашим маршала Толбухина, и о каждом из
комедии. частям в их движения вперед. Нахо-  походов киноработники дали Hapouy

Около миллиона пионеров и школь-  дим знакомую стрелку — «Кино». фильм-отчет: «Победа на tore»,

По этому знаку в дни с емок наступ-  «Коасная Армия в Болгарии», «Осво-
ления в Австрии операторы находили бождение Белграда», «Будапешт»,
 щтаб киногруппы, сдавали материал,   «Вена». о
получали пленку и, немного отдох-  Хочется думать, что эти скромные
нув, снова устремлялись в районы работы сослужат свою службу, когда
боев. будут создаваться монументальные
Вечером в’езжаем в предместья Бу-  фильмы, посвященные великим побе-
дапешта. Этот город особенно памя-  дам нашей Красной Армии.
  тен нам. Мы снимали здесь весь пе-  Мы ezem дальше. Констанца...
 риод штурма, снимали невиданные   Браилов... Галаи. Здесь мы покидаем
 бои на улицах и плошалях, бои за автоколонну и следуем дальше с эше-

тельностью. И

дома. комнаты, ступеньки лестниц и
покинули Будапешт,
 чал последний выстрел трехмесячной
битвы.

Стряхнувшие кошмар гитлеровско-
го владычества, Венгрия и ее столица
оживают. Вечерний Будапешт шу-
мит, сверкает огнями реклам. На фа-
садах многих кинотеатров сверкают
названия советских фильмов. У этих
театров — огромные очереди. Наше
кино пользуется в Венгрии величай-
шей популярностью. Русские фильмы
демонстрируются лучшими театрами
Будапешта. «Иван Грозный» показы-
 ваяи одновременно три крупнейших
кинотеатра. С большим уснехом в
столице и провинции прошли фильмы
«Кутузов», «Ленин в Октябре», «Ра-
дуга», «Зоя» «В шесть часов вечера
после войны», документальные ленты
«Сталинград» «Битва за нашу совет-
скую Украину», «Крымская конферен-
ция», фронтовые выпуски «Будапенит».

войны, откроется   октября зимний

сезон Дома актера

2 октября в Доме актера состоится

когла проззу-

Всероссийско-о
театралыьчого общества. ;

лонсм демобилизованных. В вагонах—
радостное возбуждение. С железно-
дорожной насыпи уже ясно видаы
здания первого советского города —
Рени.

..Гул приветствий, медь оркестров,
горячие речи людей, встречающих
демобилизованных воинов по всему
пути...

Вот она — ‘родина!

Каждый из нас спептит в свою сту-
дию.. А потом — на заводы, стройки,
в возрождаемые деревни, в семьи? раз
бочих и крестьян, в аудитории инсти-
тутов, в дальние походы, экспедиции,
перелеты. Великое созидание — вот
наша генеральная тема.
OT KHHO-

Новые темы потребуют
журналистов приложения богатого
творческого — опыта, накопленного

лни войны. потребуют упорной, сме-
лой и вдохновенной работы,

Поезд подходит к Москве...

Здравствуй, Родина!

“ ОТКРЫТИЕ МОСКОВСКОГО ДОМА АКТЕРА

Большим праздничным вечером, по-   вечер, посвященный 200-летию со дня.
священным победоносному окончанию   рождения великого русского полко-

водца М. И. Кутузова. После доклаз
да академика Е. Тарле будут показа-
ны отрывки из спектаклей театра
им. Вахтанговг и ЦТКА. ;

OE

что такой «странный» чиновник, ка-   ся», он мог бы сказать и о себе: «Счия
ким был Карненко-Карый, не толь- (тая комедию лучшей формой для до-

ко попадает в немилость

у царских  стижения
властей, но и ссылается в 1881 году   признавая в себе способность

целей и

нравственных
изобра-

в Новочеркасск. В ссылке он создает жать жизнь преимущественно в этой

несколько пьес; в том числе
кие шедевры, как «Мартин Боруля»
и «Розумний 1 дурень».  Зпоследст-
вии ему разрешено было возвратить-
ся на Украину и с 1890 года до кон-
ца своих дней он работает в театре,
сочетая актерскую, организаторскую
и драматургическую деятельность.

Карпенко-Карый принадлежит К
числу писателей народнического на-
правления, В его творчестве много

внутренних противоречий — от ре-
волюционного срывания масок с об-
щины и земских деятелей, от разоб-
лачения «священного права» частной
собственности, от глубокого и прав-
дивого показа классового расслоения
деревни до примирения с действи-
проповеди взгля-
дов либерального народничества. К
тому же через все творчество Кар-
пенко-Карого проходит борьба между
художником-реалистом и проповедни-
ком, морализатором. Когда
дал проповедник, рождались
бледные и тенденциозные пьес
«Батькова казка», «Житейське
ре» или «По над Дншром». Послед-
няя, вопреки. хорошим намерениям
автора, представляет апофеоз  зем-
ской идеологии, нанвную повесть ©
возможности артельного «рая» в ка-
питалистическом «аду» царской Poc-
син. Но, когда’ побеждал художник,
— И это, случалось чаше всего, —
рождались такие шедевры, как «Xa-
зя1н», «Сава Чалий». «Сто тисяч»,
«Мартин Боруля» и другие. Тут по-
являлись живые картины народной
жизни, нужды, нищеты, возникали
бессмертные образы «чумазых». кула-
ков — ог молодого хинника Михайла
Окуня ло миллионера Терентия Гав-
риловича Пузыря.

Продолжая традицию жанрового
универсализма украинской драматур-
гии, Карпенко-Карый создавал исто-
рические драмы, дал образец «высо-
кой» трагедии в «Саве Чалом», не
чуждался мелодрамы, создал закон-
ченные образцы комедийных прои?-
ведений; от «Мартина Борули», тя-
готеющего к мольеровской комедио-
графини, до «Хазяшна». целиком прн-
надлежащего литературе  критиче-
ского реализма,

Карпенко-Карый наиболее силен в
комедийном жанрё. Подобно мололо-
му Островскому, защищавшему свое-
го первенца «Свои люди — сочтем-

и та-  форме, я должен был

мо-

ic

листического
комедийного театра. В этом истори=

написать ко-
медию или ничего не написать». В
области драмы °у Карпенко-Карого
были соперники, в комедии он их не

знал. В драме он был только значи: .

телен, в комедии — велик. Он был

:

отважным пионером нового для YRS

раинской сцены направления, —реа-

и психологического
ческая заслугг Карпенко-Карого.

На рубеже двух столетий он под-
вел своеобразный итог почти трехвез
ковому развитию украинской народ-
ной и литературной прамы от интер-
медии школьного театра до шевчен-
ковского «Назара Стодоли» включи=
тельно. По богатству языка, по зна-
нию народной жизни Карпенко-Ка-
рый является подлинным наследния
ком старой драмы и народного теат-
ра. И, вместе с тем, он — смелый
новатор, отвергающий традиционные

побеж-   схемы любовных мелодрам и этно-
такие графических спектаклей. Он утвер-
ы, как ждает, что не злодей мелодрамы

должен быть пружиной действия, а
«экономические несчастья» и другие
«трудноуловимые течения
тоя одной ногой на почве тради-
ционной бытовой драмы и мелодра-
мы,. Карпенко-Карый переходит тот
рубеж, где начинается новая драма
ХХ века, связанная уже с именами
Чехова и Горького, В «Хазятне» он
делает решительный шаг за этот ру-

беж, приближаясь к реализму горьз
ковской драматургии.
Количественно небольшое — насле-

дне Карпенко-Карого сохраняет ог-
ромный интерес для советского теат
ра. Лучшие достижения мастеров ук-
раинской сцены’ связаны с осушествз
лением пьес Карпенко-Карого. Oco-
бенно значительна работа Амвросия
Бучмы, создавшего образ Пузыря
(«Хазя!н>).

Юбилейные торжества, в связи со
столетием со дня рождения Казпеён-
ко-Карого, повысили интерес к его
творчеству. Его драмы и комедии
включены в репертуар всех театров
Украины. Появившиеся в последние
годы переводы его пьес на русский
язык, бесспорно, позволят и русско-
му театру осуществить постановку
лучших пьес Карпенко-Карого, заслу:
живающих самого широкого распро-
странения.

Киев.

ЖИЗНИ». -

tf

A,