С. ДУРЫЛИН

Болышая жизнь

К 30-летию со дня смерти М. Г. Савиной

В день тридцатилетия со дня смер-
ти замечательной русской артистки
Марии Гавриловны Савиной невольно
вспоминаются несколько ярких эпи-
зодов ее творческой биографии, в ко-
торых < наибольшей силой прояви-
лось отношение к артистке ее совре-
менников.

На просьбу Саваной разрешить эй
поставить «Месяц в деревне» в ее бе-
нефис Тургенев отвечал:, «Согласен,
Еа сожалею, так как пьеса писана не
для сцены и недостойна вашего та-

рочки, он вслух выразил <вое удив-
ление:

— Неужели эту Верочку я напи-
сал?!

После того. как на одном из кон-
пертов Савина прочла сцену из «Об-
рыва» Гончарова, Достоевский вос-
кликнул: i

— Как читает, как читает!
язык, произношение!

— Это целая чикола русского язы-
ка!—повторял автор «Преступления и
наказания», обращаясь к присутству-
ющим.

Лев Толстой отдал Савиной для ее
бенефиса «Власть тьмы»; цензура за-
претила пьесу, спектакль не состоял-
ся, но Савина прочла Толстому роль
Анютки, и он, суровый критик театра

Какой

НО то, что она создавала в этих пье-
сах, было не ничтожно, а в высокой
степени замечательно.

Долгие годы ей приходилось оста-
ваться в амплуа комических и драма-
тических инженю, но, как выразился
один критик, «инженю Савиной нико-
гда не были ни немецкими сентимен-
тальными дурочками, ни франнузски-
ми притворщицами и попрыгуньями».

Из ничтожных, худосочных ролей
в пьесах Крыловых, Невежиных, из

HX «резвушек» и слезливо-мелодрама-

ft
ланта». А увидев Савину в роли Ве   тических героинь Савина

умела вы-
ращивать живые, действенные харак-
теры русских девушек и женщин, сво-
их современниц, — от них веяло теп-
лым дыханнем русской ‘жизни, све-

жестью неоглядных полей, вешним
  запахом березовых перелесков.

Верочка Тургенева была замеча-
тельным, несравненным — созданием

Савиной, в котором ее актерское ав-
 торство оказалось, быть может, силь-

нее писательского авторства самого
Тургенева. Но за Верочкой последо-
вала целая вереница других женских
ролей, заново переписанных или до-
писанных Савиной с таким чудесным
мастерством, < таким знанием русской
жизни, с таким проникновением не в
отвлеченную «психологию», а в ис-
тинную душу этих русских девушек,

и актеров, воскликнул: «Она преле-
стна! Как прочла Анютку  Вся aa-
‘сквозь-—умница!—однова дыхнуть!*».

Когда Чехов узнал, что Савина co-
бирается играть Сашу в его драме
«Иванов», он © искренним сокруше-
нием писал: «Мне просто стыдно, что
Савина в моей пьесе будет играть
чорт знает что. Знай я во времена
оны, что она булет играть Сашу...
назвал бы свою пьесу «Саша» и Ha
этой роли построил бы всю суть, а
Иванова прицепил бы только сбоку,
но кто мог знать?»

Эти суждения Тургенева, Достоев-

iro, Льва Толстого, Чехова служат
истинной мерой подлинного художе-
ственного значения и успеха Сави-
ной.

Оказалось, что эта молодая актри-
са, пришедшая в Петербург из глу-
хой провинции, может истолковывагь
Тургеневу и Толстому подлинный
художественный смысл созданных
ими образов; оказалось, что дочь
провинциального актера, не получив-
шая образования, может быть для До-
стоевского «школой русского языка»;
оказалось, что самое желание этой
молодой актрисы взять на себя роль
в пьесе Чехова служит для автора
причиной критического пересмотра
всей пьесы, пробуждает в нем жела-
ние написать ее вновь с большим ху-
дожественным совершенством.

Вскоре после постановки «Власти
тьмы», где Савина с суровой прав-
AHBOCTbIO сыпрала Акулину, артистка
писала:

«До сих пор у меня были две роли,
которые я имела право считать свои-
ми созданиями: Марья Антоновна в
«Ревизоре», Верочка в «Месяце в де-
ревне» и теперь третья — Акулина
во «Власти тьмы». Имена Гоголя,
Тургенева и Толстого велики, и я
счастлива, что могла олицетворить их
типы. Этих трех ролей достаточно
для всей моей карьеры, и они слу-
жат мне шитоме.

Савина права: трех таких созданий,
ею перечисленных, — созданий, ис-
полненных мулрой простоты, глубо-
кой правды, превосходного искусства

Хх достаточно, чтобы войти в ис-
тьрию русского театра с именем за-
мечательной художницы спены. Сло-
ва эти сказаны Савиной, когда ею
уже было сыграно несколько сот рэ-
лей; из иих она отобрала только три
и назвала их «щитом», которым мог-
ла обороняться от столь часто <ы-
говшихся на нее упреков в том, что
оча играет: в пустых комедиях Вик-
тоза Крылова. в ничтожных драмах
Николая Потехина.

Да, Савина играла в этих пустых и
ничтожных пьесах; их ничтожество
художественное, их мимолетность те-

атральную она прекрасно с<ознавала,

* Слова из роли Анютки.

Между тем, бывая каждое
границей для отдыха и лечения

что ее образы принадлежат к самым
высоким созданиям русского сцени-
ческого искусства.

Прошли голы — и Савина, перестав
играть Верочку, создала в той же
пьесе Тургенева («Месяц в деревне»)
другую роль — Натальи Петровны,
задыхающейся в своей дворянской
теплице-оранжерее и рвущейся отту-
  да на простор полей и лугов. За нею
открылась превосходная портретная
галлерея образов женщин на закате,
— женщин, которые, по выражению
Савиной, «еше любят, но которых
уже не любят».

Это были образы-элегии по их му-
зыкальному созершенству. Это были
образцы тончайшего ‘мастерства по
той мудрой экономии средств, © ко-
торою достигались здесь высокоху-
дожественные результаты. Успех
продолжал сопутствовать Савиной и
в ее «осенних» ролях.

В 1899 году Савина решилась co-
вершить заграничную поездку. «Да,
мне всегда было обидно за наше рус-
ское драматическое искусство, кото-
рое почему-то не дерзало перешагнуть
границы отечества, — писала она. —

лето за
и
усердно посещая там театры, я все
больше и болыше убеждалась в том.
что, в сущности, театр на Западе
только еще стремится к тому, к чему
мы уже давно пришли, т. е. к наше-
му же художественному реализму».

Гастроли Савиной в Берлине и
Праге имели большой успех, — и это
был именно тот успех, которого жа-
ждала Савина: успех русского реали-
стического искусства. Савина броси-
ла вызов немцам: она сыграла Маглу
в пьесе Зудермана «Родина»; Зару-
бежная критика должна была при-
знать, что и в немецкой пьесе русская
артистка победила немецких актеров
своею правдою и прекрасною просто-
той.

Савина гордилась тем,
жизнь она шла столбовой
русского искусства, Она никогда не
сворачивала ни в какие кривые пере-
улки эффектной, самодовлеющей те-
‚атральности, не попадала в тупики
мистики и холодной абстрактности.

что всю

жизненной теплотой и насквозь про-
низано солнечным светом. Это—бод-
рое искусетво, умеющее прямо и бес-
трепетно смотреть в лицо жизни.
Печали, скорби, тревоги и труды,
выпадавиие на долю русской жен-
щины, Савина чутко ощущала и вер-
но, трепетно передавала: недаром и
повесть о своей жизни она озаглави-
ла: «Горести и скитания». Но никакая
печаль, никакая горесть не могли
помрачить радости бытия, которую
славила Савина своим искусством в
каждой пьесе, ею сыгранной, и в
каждом образе, ею созданном.

ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕЙСЯ РУССКОЙ АКТРИСЫ

ЛЕНИНГРАД, 20 сентября. Сегод-
ня в Академическом театре драмы
имени Пушкина открылась сессия
Всероссийского театрального обще-
ства, посвященная 30-летию co AHA
смерти выдающейся русской
тической актрисы М. Савилой.

В фойе театра, на сцене которого
Савина провела 40’ лет своей творче-
гкой жизни, собрались члены  Все-
российскога ‘театрального общества,
деятели искусств, представители
ленинградской общественности. _ 3a-

прама-

ВТО народная
А. А. Яблочкина.

С докладом «М. Г. Савина и вели-
  кие традиции русского театра» вы-

артистка

ступил доктор филологических наук

проф С. Н. Дурылин. Доклад на Te-

му «М. Г. Савина, как общественный
деятель», сделал проф. М. С. Гри-
  горьев. Интересными
  ми о покойной артистке поделился

народный артист СССР Ю, М. Юрьев.

дорогой

Искусство ее было всегда согрето

седание открыла председатель совета
СССР

воспоминания-

Мальчик с голубями.
Скульптор И. ФРИХ-ХАР.
Выставка фарфора в ЦДКА

oOo 9
Мариан КОВАЛЬ

„От трех до семи‘

О песнях композитора
М. Красева

Композитор М. Красев занимает
особое место в кругу советских му-
зыкантов. Свое творчество он посвя-
тил преимущественно детям-дошколь-
никам и младшим школьникам.

Недавно я’присутствовал на испол-
нении оперы М. Красева «Муха-
цокотуха» (пс К Чуковскому) в од-
ном из детских садов Москвы.

Это было очень интересно. Для
детей участие в опере было и увле-
кательной игрой, и радостным приоб-
щением к искусству. В оперной
«труппе» есть даже оркестр малень-
ких ксилофонистов. Сыграв свои но-
мера, «оркестранты» < упоением сле-
дят за игрой и пением «артистов»—
исполнителей партий мухи, пчелки,
таракана, злого паука, пришедшего
нарушить праздник мухи-цокотухи, и
выражают свой восторг, когда уда-
лой комар сражает паука.

У Красева — настоящий  мелоли-
ческий дар. Он умеет найти яркий
музыкальный образ и ясный, но за-
тейливый ритмический рисунок, про-
стую, но интересную гармонию.

Сейчас М. Красев. закончил новый
цикл детских песен под названием
«От трех до семи». Эта работа мне
представляется особенно удачной.

Что значит написать цикл песен
для самых маленьких детей?
‘значит прежде всего отыскать очень
проетую и очень яркую мелодию,
саздать в аккомпанементе живой, за-
поминающийся , ритмический. рисунок.
И. то, и другое вполне удалось М.
Коасеву. Все двадцать пять песенок
цикла разнообразны, музыкальная
фактура их слелана очень тщательно.

Тексты песенок написаны  педаго-
гами-дошкольницами Н. Френкель и
М, Чарной с болыпим вкусом и так-
том.  В них выражена. радость ребен-
ка, познающего мир.

Ослик, медвежата, флажок, бубен,
куколка, кот и лисица, барабанщик,
кукушка, пастушюк Егорка, земляни-

ка — вот «темы»‘ этих непритязатель-
ных живых‘ песенок.

Авторов текстов можно упрекнуть
лишь в том, что бни совсем обошли

сказочные темы, особенно близкие
детям.

Увлечение М. Красева детской му-
  зыкой не случайно: он—ученик А. Т.
  Гречанинова, отдавнего много внима-
ния, и любви детям. Кроме того,
М. Красев несколько лет руководил
музыкальной работой в детских до-
мах.

Пожелаем талантливому  композн-
Тору новых успехов в его большом и
полезном деле.

К. РЕМИЗОВ C р РА

«Пусть вдохновляет вас в этой
войне мужественный образ наших ве-
ликих предков»... — эти слова были
сказаны товарищем Сталиным 7 ноя-
бря 1941 года. Морозным ноябрьским
утром, в суровый для Отечества час,
прозвучало над Красной площадью,
кад ‘всем миром, в ряду имен дру-
гих великих сынов нашего народа —
имя Михаила Илларионовича Куту-
гоза.

Мужественный образ... В этих сло-
вах раскрыто самое главное в Куту-
зове. Мужественный ум и воля Ку-
тузова отразились во всей его дея-
тельности — в стратегии и тактике,
в его боевых подвигах, в государ-
ственной и дипломатической деятель-
ности.

„В своей последней пьесе драма-
тург К. Тренев попытался передать
бережно сохраненные историей чер-
ты образа гениального русского пол-
ководна. Теперь эта пьеса поставлена
Центральным театром Красной Ар-
мии.

Большая, заполненная трудами и
подвигами жизнь. Михаила Илларио-
новича Кутузова глубоко поучитель-
на. Вот почему страницы летописи
этой жизни, воспроизведенные дра-
матургом и театром, приковывают
наше внимание. Более чем столетие
отделяет нас от событий, происходя-
mux в пьесе К. Тренева, но духов-
ный облик мужественного сына Рос-
сии — Кутузова сегодня особенно
близок и дорог нам.

Очень трудно в театральном спек-
такле показать, в чем существо воен-
ного искусства полководца. Но ав-
тор пьесы поставил перед собой та-
кую задачу. Он стремился охаракте-
ризовать Кутузова именно и прежде
всего как военачальника, стратега.
Зритель следит за развитием военно-
fo замысла Кутузова и воплощением
этого замысла, наблюдает, как СУ-
дят о действиях полководца его со-
ратники и противники...

Кутузов создал план Генерального
разгрома Наполеона в момент ве-
личайшей опасности для России.
Потребовалась глубина и ясность узеа
Кутузова, его хладнокровие и воля

Это.

корр). 29 сентября

Г. ЧАХИРЬЯН

цветного кино.

Кино стало цветным. С каждым го-
дом количество чернобелых лент бу-
дет все уменьшаться, а цветных —
все возрастать.

Появление ивета на’ экране — не
только техническая и производствен-
ная проблема. Цвет открывает перед
кинематографией новые творческие
возможности, не меньшие, чем в свое
время открыло появление звука, Звук
в какой-то степени отодвинул на вто-
рой план изобразительную <торону
кинематографии. Музыка и, особенно,
слово принесли с собой много новых!
возможностей, и мы начали забывать,
что кинематография = изобразитель-
ное искусство, рассчитанное на зри-
тельное восприятие.

Цвет, особенно. в сочетании со
стереоскопичностью, создает новые
условия * для повышения ‘изобрази-
тельной культуры фильма. Киноис-
кусство. оказывается способным = e+
редать почти всю. сумму внематле-
ний человека от реальной жизни,

Технические и производственные
проблемы цветного кино сейчас ус-

`кой простор для творческой фанта-

цешно решаются на практике. Необ-
ходимо пробудить более пристальный
интерес к творческим вопросам в этой
области искусства.

Прежде всего—юо сюжете цветного
фильма. Надо ли писать специальный
сценарий для цветного кино?

Конечно, всякий сценарий можно

снять «в цвете». Но «раскрашивать»
задуманный сценаристом черно-белый
фильм в натуральные цвета, —это еще
не значит создавать цветную карти-
ну, так же как раскрашизать  гра-
фический рисунок не значит еще за-
ниматься живописью. Диктует ли по-
явление цвета в кино особый способ
организации сюжета, иное развитие
всего сценария в целом?
“Поясним нашу мысль примером из
другой области искусства, из архи-
тектуры. В Москве, на Малой Ни-
китской, есть старинный двухэтажный
дом. Мало кто из прохожих обрашал
внимание на его невзрачный фасад,
который за несколько последних лет
перекрашивали не раз. Недавно этот
дом перекрасили в две краски —
желтую и белую, и его узнать нельзя!
Четкие, монументальные формы рус-
ского ампира именно при этой окрас-
ке ожили, стали рельефными. Они
манят взор каждого, проходящего ми-
мо. Архитектор, повидимому, созда-
вая проект, видел дом как® раз в та-
ком цветовом решении.

Так, думается, и автор. создавая
сценарий цветного фильма, должен
видеть будущие сцены в цвете Для
него не может быть безразличным
цветотональное решение сцен, ‘он
должен подсказывать эти решения.

Это не значит, конечно, нто сцена-
рий цветного фильма должен быть
рассчитан на специальные цветовые
эффекты. Такие эффекты можно на-
блюдать и в наших цветных лентах
и в тех американских, которые нам
довелось видеть; это — пожар в
«Джунглях» и в «Бэмби». `фарфоро-
вая фабрика в нашей первой цветной
картине «Соловей-Соловушко» и т. п.
и т. д. Вполне понятно, что на пер-
вых порах, экспериментируя. кинема-
тография обращалась к сценам, так
сказать, выигрышным & точки зрения
цвета. Но не по этому пути, разу-
меется. надо итти далньше,

‚ -Дело не в поисках \
КИ.

Большое количество   самых обыч-
ных, простых эпизодов сценария дра-
матурги решали бы иначе, если бы

ной экзоти-

щий фильм цветным.

В Московском доме кино 18 сен-
тября началась конференция, посвя-
щенная перспективам развития со-
ветской цветной кинематографии.

‚ Участники конференции просмат-
ривают новые цветные фильмы: «Бер-
линская конференция», «Парад Побе-
ды», фрагменты фильма «Физкуль-
турный парад», пробы. и материалы
цветных картьн, находящихся в про-

МИНСК. (По телеграфу от
исполняется
лет творческой деятельности народ-
ной артистки СОСР, лауреата Ста-
линской премни Ларисы Помпеевны
Александровской.

Театр оперы и балета покажет в
цень юбилея премьеру оперы «Кар-

Halk.

они заранее представляли себе буду-

_— м
25 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л. АЛЕКСАНДРОВСКОЙ

Возьмем первый попавшийся  при-
мер. Лирическая сцена, протекающая
на фоне осеннего золотистого леса,
должна быть написана автором °ина-
че, чем если бы она шла на фоне зим-
ней или весенней натуры. Какое ог-
ромное значение в цветном кино при-
обретают для автора погода, пейзаж,
время года, декорации, костюмы! Ка:

зии откроется перед автором, если он
сумеет. наперед представить, как тот
или иной цвет, комбинация цветов
сможет дополнить, развить, усилить
его замысел.

Если познакомиться с тем, как Не-
мнрович-Данченко работал.над поста-
новкой «Трех сестер», можно увидеть,
какое исключительное внимание он
уделял декорациям и особенно цвето-
вому решению всей театральной по-

становки! i tre }
Работа над цветом в кино гораздо‘
сложнее. Цвет может изменяться,

здесь не только в пределах одной
композиции, но и на протяжении все-
го фильма, из плана в план.

И яжно, что цветное кино не мо-
жет быть просто движущейся раскра-
шенной фотографчей. .

«Для художественного произведе-
ния не довольно одного копирования
натуры. Художник вкладывает свой
труд, очарования, впечатления. Поэ-
тому никакая фотография, даже цвет-
ная, не может помешать высокой цен-
ности истинно-художественного про-
изведения — в них ценится живая
душа художника, его вкус. И в этой
артистической потребности к личному
творчеству и лежит залог вечного
существования искусства». Так писал
Репин в 1903 году.

Неслучайно величайший мастер
русской живописи противопоставля-
ет цветную фотографию живописи.
Для Репина всякое ’натуралистичес-
кое копирование действительности, в
том числе и цвета, было противопо-
ложно живому творчеству.

` Открыт ли путь такому живому
творчеству в цветном кино? Разу-
меется. Путь этот необычайно инте-
ресен и увлекателен.

Синтетическое искусство кинемато-
графии, обретая цвет, предоставляет
широкое поле деятельности не толь-
ко мастерам кино, но и мастерам жи-
вописи.

Мы знаем немало случаев,
масштаб изображения
тесным для художника. Разве при-
менение в самые различные эпохи

когда
оказывался

Школьница.
Е. БЕЛАШЕВОЙ-АЛЕКСЕЕВОЙ

Скульнт.

$® >
Юрий ОЛЕША

Слены и люди

Английский фильм
«Маленький погонщик слонов»

В начале фильма маленький индус
рассказывает зрителю о ‹ебе: оч
происходит из семьи  наследствен-
ных охотников джунглей; и дел, и
отец его были охотниками, а он сам

носит сейчас имя повелителя сло-
нов. Этим титулом увенчали его
после того, как он совершил вой

подвиг. Фильм и является рассказом
маленького индуса о его сохотничь-
ем подвиге.

Это история охоты на диких ©ло-
HOB.

Фильм занимателен тем, что он
показывает неизвестные нам вещи.
Мы видим, например, до какой сте-
пени может быть приручен слон.
Нельзя без восхищения смотреть
сцену, в которой слон Колонак
поднимает бревно. Видишь, < какой
осторожной, осмысленной ловкостью
‘он приспосабливает для этого про-
цесса и хобот, захватывающий брев-
но сверху, и клыки, служащие как
бы рельсами, на которые бревно на-
катывается. При гигантских разме-
рах животного особенно. чарующим

триптиха, разае три картины Bepe-
щагина «На Шипке все спокойно»— не
свидетельство тому, что замысел жи-
вописца не всегда умещался врамках
одной картины? Какой же богатый
простор открывает перед художни-
ком цветной фильм! Здесь — не ме-
нее трехсот композиций, связанных в
фильме, единым содержанием, раззи-
вающимеся по нескольким сюжетным
линиям. Художник может создать в

фильме настоящую цветовую симфо-
нию.

Живописцу надо итти сейчас в ки-
но— учить... и учиться. Новое искус-
ство, каким, по существу. оказывает-
‚Г ся кино, став цветным. прелоставляет
художнику возможности для истин-
ного, осмысленного новаторства.

Имея возможность начать ‘произ-
BONCTBO большого количества цвет-
ных фильмов, мы должны интенсивно’
готовиться к этому важному испыта-
нию наших творческих сил. чтобы
хоропю использовать возможности,
которые дает нам выросшая техника
кинематографии.

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ
ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ

изводстве, а также ряд зарубежных
фильмов.

После окончания просмотра всту-
пительным словом председателя Ко-
митета по делам кинематографии тов.
И. Большакова начнется обсуждение
творческих и.технических вопросов
цветного кино.

В работе конференции принимают
участие мастера кино, театра, худож-
ники и искусствоведы. Fuze

мен» с Л: Александровской в глав-
ной роли. Белорусское издательство
выпустило брошюру М. Моделя о

жизни и творчестве. выдающейся
‚артистки. В театре открывается вы-
ставка, показывающая творческий
путь Л. Александровской.

} главной причиной ero последующего

«Полководец» К. Тренева в а 2 Barony. Breen eee

: ыы свои овеянные славой зна-
Центральном театре Красной мена далеко за пределы России.

Армии Пьеса К. Тренева представляет ряд

© сцен, как бы иллюстрирующих от-

дельные этапы и события Отечест-

Хохлов.

для того, чтобы в сложившихся тог-.
да труднейших условиях одержать
победу.

Действуя наперекор немцам, слу-
жившим в русской армии, и царским
приспенникам, не желавшим ему до-
вериться, Кутузов привел русскую
армию к победе. Гений Кутузова
восторжествовал над Наполеоном.

Создав невыгодные для Наполеона
условия ведения войны, истощив его
армию и по сути блокировав Мос-
кву, перерезав с помощью партизан
пути от Москвы до Смоленска, Ку-
тузов совершил столь характерный
для него, решительный переход от
обороны К наступлению.

Результат этого великого наступ-
ления показан в эпилоге спектакля.
Враг бежит, потеряв почти всю свою

армию.

венной войны 1812 года. Автор вос-
производит энакомые эрителю по
многим описаниям исторические эпи-
зоды, вводит в текст известные из
литературных источников и мемуаров
подлинные фразы, изображенных в
пьесе исторических лиц. Почти ни в
чем он не отступает от принятого им
стиля своебразной — драматической
хроники.

В центре этой хроники — фигура
Кутузова. Даже если его нет на сце-
не, на сцене говорят о нем и солдаты
на Бородинском поле, и платовскае
казаки, и генералы в избе подмосков-
ной деревни Фили, после знаменитого

принял решение оставить
чтобы затем сломить
армию.

Москву,

дящих в ставке Наполеона.
чение и смысл этих сцен в TOM, 4TO-
бы показать, как отражались pas-
личные периоды осуществления ку-
тузовского замысла в лагере против-
ника, как постепенно начинают. по-
нимать Наполеон и его маршалы, что
они не в силах выиграть войну, что
им грозит катастрофа, что русские
войска торжествуют победу. Таким
обрагом и эти сцены посвящены теме
Кутузова и его гениальному плану.
В пьесе К. Тренева — множество
сцен, связанных только хронологи-
чески, и персонажей, обрисованных
беглыми, внешними штрихами. По-
становщику спектакля А. Попову и
режиссеру Д. Тункелю пришлось
проделать болыпую работу, чтобы не
превратить спектакль в серию «жи-
вых картин», передающих только
внешние черты исторических  собы-,
тий. Авторы спектакля Широко ис-
пользовали все средства сценической
выразительности, чтобы создать ком-
позиционно стройный и целостный

Разгром Наполеона в России был

спектакль.

В этом отношении наиболее удач-
но первое действие, начинающееся
WHPOKOH картиной русского
в вечер накануне Бородинского сра-
жения и заканчивающееся сценой
Военного совета в Филях. Четыре
картины, входящие в этот акт, сра-
зу вводят зрителя в грозовую и тре-
вожную атмосферу событий, дают
представление об их масштабе и ра?-
махе.

та единая тема, которая связывает и
об’единяет разрозненные фрагменты
пьесы. Эта тема — судьба России,

судьба огромного, многомиллионного

народа, который поднялся
полчищ Наполеона,
пределы страны,
Вот почему постановщик каждый
раз подчеркивает те диалоги, те мо-
тивы сюжета, которые  непосредст-
венно посвящены высокой теме судь-
бы страны. Вот почему наиболее яр-
кие сцены спектакля — это те, где
Кутузов, ясно сознавая всю свою от:
ветственность перед Родиной, наро-

против
вторгшихся в

дом, его будущим, принимает реше-

Военного Совета, на котором Кутузов   ния, от которых зависит это будущее.

Это прежде всего эпизод в Фи-

французскую   лях, мизансцена которого построена

по известной картине Кившенко.

В пьесу введен ряд сцен, происхо-  Спорят генералы, горячится и язвит
Назна;   завистливый

военный чиновник из

ЦТКА. Сцена

лагеря

И уже в этом акте ясно намёчена

немцев — Беннигсен, с горечью го-
  ворят Раевский и Коновницын о воз-
можности оставления Москвы, а Ку-
тузов сидит поодаль в кресле и мол-
‚чит. Все ждуг его слова. «Беру все
на себя одного», — говорит он. Ему
уже ясен план гениального тарутин-
ского маневра, который решительным
образом изменит обстановку в поль-
зу русской армии. И, сообщив совету
свое решение оставить Москву и от-
ступать, он как будто в мимолетном

ряжения, которые должны обеспечить
успех маневра. ;

И другая картина, едва ли не луч-
 шая в спектакле: в ставке Кутузо-
ва на Красной Пахре. Это — большая
картина, в которой Кутузов беседует
с крестьянами, принимающими уча-
стие, в партизанском движении, ©
пришедшим прощаться Барклаем, <
послом Наполеона Лористоном, кото-
рый привез предложение о мире. В
этой сцене наиболее яркс и полно
раскрывается характер, душевный мир
Кутузова, его мудрость полководца,
его прозорливоеть государственного
деятеля, его большое сердце — пат-
риота. Для актера, исполняющего
роль Кутузова (засл, арт. РСФСР
А. Хохлов) эта сцена самая трудная,
но и <амая благодарная. Она строит-
ся на’резких перехолах от дружест-

из Т акта__Бородинский бой.
Фото А. Гладшлейна и В. Пульвера.

ГО положения,
разговоре с Платовым отдает распо-

вение слон представляется сушест-
вом, которое может даже. шутить.
Как будто он и сам замечает коми-
ческое несоответствие между гроз-
ными масштабами своего тела и ре-
бяческой его грацией.

Все, что относится к постановке
и актерскому исполнению, стоит в
этом фильме на очень среднем
уровне. Исполнитель главной роли,
очевидно, имеющий успех у англий-
ской публики вследствие того, что
он экзотичен, играет старательно, но
нам этот образ кажется слащавым.
Роль ‹аиба
—о©н только то и делает, что хв?-
тается за ружье. Природа покззана
в натуралистических кадрах, запол-
ненных листвой, стволами деревьев
и изгородями;, снятыми как на  по-
средственной фотографии. Шароко-
го режиссерского мышления нет и
следа.

Это средний фильм, если говорить
о мастерстве актеров, художника,
операторов и режиссера. Но в этом
фильме таится иная художествен-
ность. Она рождается оттого, что
в нем участвует животное, которое
настолько лалеко от нашего быта,
что оно воспринимается нами как
фантастический образ. Мы видим
чудо животного мира, которое ‹ко-
ро, может. быть, уйдет в область
легенд о прошлом земли, и поэтому
нам так интересно видеть его среди
знакомых нам предметов.

В фильме есть кадры, где белый
саиб выступает в качестве боготво-
римого устроителя судеб. Нужно
помнить, что этот фильм поставлен
по Киплинту, который убеждал мир в
том, что для индусов нет более
мудрого и более доброго закона,
чем  эгоистический закон белых
саибов. . Советскому зрителю пре-
TAT эти оттенки фильма. И если
он будет смотреть этот фильм с
интересом, то, главным образом,
благодаря своей ‹клонности ysa-
жать природу и восхищаться ею.

ного искусства. А это,

кажется его добродушие. На мгно-

Питерсона олкообразна

С. МАРКЕЛОВ

Новая
Строгановка

Победоносное окончание войны по-
ставило перед нами новые задачи в
области культурного строительства
В ближайшие годы во много раз воз-
растет потребность страны в предме-
тах обихода: художественно, со вку-
сом выполненной мебели, осветитель-
ной арматуре, обоях, декоративных
тканях, коврах.

Раньше эту потребность отчасти
удовлетворяли кустарные художест-
венные промыслы. Но сейчас они уже
не в состоянии дать изделия нужного
типа и в необходимом количестве.
Грандаозную программу ближайших
лет можно выполнить только при ус-
ловии перехода от кустарно-ремес-
ленных к индустриальным методам
производства предметов  декоратив-
в свою оче-
рель, требует поисков новых средств
художественного выражения, отвеча-
ющих методам современного произ-
водства.

Поэтому художники, архитекторы,
мастера прикладного искусства с
большим удовлетворением встретили
постановление правительства © воз-
рождении Центрального художест-
венно-промышленного училища (быв.
Строгаковского) в Москве и Ленин-
градского художественно-промыш-
ленного училиша (бывшей школы
Штиглица); а также о создании три-
дцати  художественно-ремесленных
училищ в крупнейших городах Со-
ветского Союза.

Мы, люди старшего поколения, со-
хранили самые теплые воспоминания
о Строгановке. В результате дли-
тельного опыта там выкристаллизо-
валось много ценных, проверенных
методов  художественно-пелагогиче-
ской работы. Великолепный музей’ и
библиотека вводили ученика в мир
искусства. В учебных мастерских он
знакомился с технологией обработки
дерева, камня, металла. При училище
было до двадцати учебно-производ-
ственных мастерсках — чеканная, ли-
тейная, монтировочная, гальванопла-
стическая, ювелирная, столярно-ме-
бельная, ткацкая и другие.

1 октября свыше двухсот юношей
и девушек заполнят классы и ауди-
тории Центрального художественно-
промышленного училища. В этом го-
ду занятия будут итти на четырех фа-
культетах: художественной обработ-
ки дерева и камня, декоративно-хуло-
жественной — лепки, декоративной
росписи (фреска, альфрейные рабсты)
и художественной обработки металла
(чеканка). В булушем году откроют-
ся еще два факультета — текстиль-
ный (ткачество и набойка тканей) и
керамический (гончарное дело, май-
ослика, фарфор, фаянс и художествен-
ное стекло).

Воссоздается бывший музей при-
клалного искусства, существовавший
при Строгановском училище. Учтены
и инвентаризованы богатейшие его
коллекции, занимавшие в Строганов-
ском училище целый этаж и передан-
ные после его ликвидации в другие
хранилища. Художественно-промыш-
ленному училишу будут переданы
также коллекции доевнерусских, ве-
нецианских, персидских и восточно-
  азиатских тканей, различные художе-
ственные изделия из бронзы, мели и
‚ камня, коллекции дрневнерусской бы-
товой посуды и предметов быта, ве-
нецианское стекло, художественный
фарфор, керамика и другие изделия.

К преподаванию ‘в  Центральном
художественно - промышленном учи-
лище привлекаются крупнейшие
художники, архитекторы, знатоки де-
коративно-прикладного искусства.
Кафедру живописи согласился вести
наролный художник РСФСР К. Юон.
В число членов художественного со-
вета учвлиша приглашаются нарол-
ный художник СССР В. Мухина,
академик А. Шусев, действительный
член Академии архитектуры СССР
И. Жолтовский, народный художник
РСФСР Ф. Федоровский и другие
виднейшие деятели искусства.

Перед училищем поставлена зада-
ча — сочетать лучшие  тралиции
прошлого © достижениями советского
искусетва. Новая Строгановка будет
готовить квалифицированных худож-
ников, способных не только работать
над уникальными произведениями, но
и создавать образцы для массового
производства. Будушие мастера деко-
ративного искусства должны обла-
дать широкой специальной и обшей
культурой.

Нет сомнения, что сотни юношей и
девушек, начинающих через нескол

По повести P, Киплинга. Спенарий
Диона Кольера. Режиссеры Роберт Фла-
эвти. Золтан Корда. Оператор Османд
Беррадэйл. В ролях — артисты Сабу,
У. Холлуай, У. Хадд, А. Джих и др.

эк PLO ON LN OO IGEN LON LON AE NL LT LN IL PAA Gorgon
SD SSF SA ARAL ALAA

венно-заинтересованной беседы Куту-
зова с. крестьянами к <‹уровой теме
разговора с Барклаем об ответствен-
ности полководца перед страной, a
затем к лукавству и иронии необык-
новенно умного и . проницательного
дипломата во время приема Лористо-
на. Кутузов полон оживления — он
ждал этого предложения о мире,
предложения, которое обозначает, что
Наполеон понял всю трудность свое-
что осуществление
стратегического плана Кутузова при-
водит к победе. Только что в разго-
воре с Барклаем Кутузов был серьезен
и озабочен, теперь он иронически
улыбается, уводит беседу в сторону
от прямых вопросов Лористона, вспо-
минает Париж, справляется о фран-
цузских актерах. А на прощанье, ко-
гда уже почти выведенный из себя,
понимающий, что его миссия прова-
лилась, Лористон, наконец, в упор
спрашивает, что же передать импера-
тору, Кутузов < необычайной, под-
черкнуто пародийной  вежливостью
отвечает: «Мое почтение, мое ни-
жЖайшее почтение, маркиз» и делает
придворный поклон.

Эта картина — бесспорно лучшая
во всей роли и наиболее удавшаяся
А. Хохлову. Но игра его и в других
сценах (в Леташевке, в ставке «oa

Малоярославцем) дает отдельные
живые черты образа человека, чья
мудрая ` прозорливость ‘обеспечила

России ‘победу в тяжкой борьбе с
захватчиками, образа полководца, чъя
мысль, чьи действия были смелыми и
осмотрительными, решительными и
хитрыми, настойчивыми и гибкими.
Среди испслнителей ролей соратни-
ков Кутузова особенно запоминаются
Н. Неронов (Барклай де-Толли), Р.
Ракитин (Дохтуров), ИП. Ковстанти-
нов (Платов), А; Иванов (Багратион).
Пьеса дает, в сушности, мало воз-
можностей для выпуклой сценической
характеристики каждого из этой «стаи
славных». И все же актерам удалось
сделать заметными и яркими неболь-
шие роли помошников Кутузова, ко-
торые блестяще воплощали в жизнь
стратегические и тактические замыс-
лы великого полководца. В группе
крестьян, беселующих с Кутузовым,
наиболее интересен  Хрол-медвежат-
ник в исполнении арт. Б. Нечаева.
Артист-Г. Полежаев в роли Бенниг-
сена убедительно раскрывает низость

ко дней учиться в возрожденной
 Строгановке, в недалеком будущем
  помогут декоративно-прикладному
  искусству занять подобающее ему
место в культуре нашей страны.

и мелкое честолюбие этого бездарнз-
го военного чиновника. Он создал
обобщенный портрет тех представн-
телей придворных кругов, которые 50
главе с царем боялись популярности
Кутузова в народе и в армии, не по-
нимали значения его стратегическаях
планов, всячески мешали ему их о2у-
ществлять.

Из исполнителей ролей французов
нужно отметить Н. Коновалова (Bos-
се), С. Знаменского (Даву), М: Мая-
орова (Коленкуо). Д. Сагал в сцени-
ческом портрете Наполеока подчер-
кивает одну черту — азарт игрока,
поставившего на карту и свою суль-
бу и судьбу евоей армии, игрока рас-
цетливого и хитрого, но готового при-
нести во имя выигрыша в жертву ре-
шительно все, чем он располагает. В
первых двух картинах, гле принимает
‘участие Наполеон, Д. Сагалу удается
этот рисунок роли; однако, чем бли-
же к катастрофе. тем игра актера
становится менее убедительной. По-
ведение Наполеона кажется поведе-
нием маньяка. послушного только го-
лосу. своего безумия. Образ сильного
и хишвого врага здесь теряет в своем
правлоподобии.

Важнейшую роль в созлании спек-
такля сыграл художник Н. Шифриа.
Он сумел превосходно использовать
пространство огромной снены ЦТКА
для монументальных и выразительных
декорапий. Прекрасны созданные им
широкие панорамы — ночное Боро-
динское поле, заснеженные дороги
бесславного отступления французской
армии. Декоративное оформление ос-
вобождено ст стилизаторских под-
робностей; оно не давит, не угнетает
актера, наоборот. онс позволяет ак-
геру свободно жить и двигаться на
сцене.

Спектакль «Полководец» в Цен-
тральном театре Красной Армии не-
сомненно сослужит свою службу в
популябизации истории войны 1812
года, героической эпопеи борьбы рус-
ского народа <. нашествием армий
Наполеона. Вместе с тем эта mocta-
новка является частью большой ра-
боты, которую ведут мастера сцены,
стремящиеся воплотить в тватраль-
вом искусстве бессмертный обр
Кутузова. Понадобится еще немало
творческих усилий, чтобы этот образ
был воссоздан. на сцене во всем его
историческом величии