И. КРУТИ

WES.

Человека, для которого советский
гуманизм стал основой, смыслом
жизни, не могут не волновать стра-
дания женщины, которую собствен-
ническое общество лишает права на
любовь и материнство.

Фильм на эту тему не может оста-
вить равнодушными эрителей нашей
страны, и естественен тот успех, ко-
торый имеет новая кинокартина «Без
вины виноватые». Ее сила—в обли-
чении нравов, чуждых нашему обще-
ству, в мастерстве

Вл. Петрова ин искусстве вёликолеп-
ных актеров.

Вместе < тем фильм этот — про-
изведение высокой режиссерской и
актерской профессиональной культу-
ры — ставит вопрос о принцилах и
методах экранизации произведений
классической драматургии.

Как известно, фильм «Без вины ви-
новатые» является кинематографиче-
ским  переложением одноименной
пъесы Островского. И вот с трактов-
кой этой пьесы можно во многом по-
спорить.

Островским выведена в пьесе
жизнь скучная, убогая, мизерная. От-
радина занимает «комнату в небога-
той квартире на самом краю города»,
дает уроки и настолько бедна, что
сама на себя шьет. Молодой Муров—
«голь перекатная» и ‹у начальника на
посылках». Театр в этом городе пло-
XOH — «первые сюжеты» здесь зани-
мают Коринкина и Миловзоров. Само

театральное помещение — запущенное.
и грязное: в артистической уборной

известной гастролерши дует, а в дру-
гих — обои прорваны или совсем
облупились. Даже комната в гостини-
це, отмечает обычно скупой на ре-
марки драматург,— меблирована всего
только «прилично». «Высшее» обще-

ство этого города — нищие духом
люди: ограниченный умом, хотя и
добренький Нил Стратоныч, цинич-

ный хищник Муров и удачливая 6бо-
гачка, дура Шелавина. Все это —
люди денег, деньгами оценивающие
жизнь человека, его достоинство, ис-
кусство.  Шелавина «соблазняет»
Мурова золотыми приисками. Муров
и в последнюю встречу с Кручининой
не оставляет своей подлой повадки —
он хочет купить ее любовь, а когда
ему это не удается, — попросту пы-
тается ‘откупиться от публичного
скандала. А добрейший Нил Страто-
ныч нравственно разврашает свонм
покровительством и своими подачка-
ми Коринкину и Миловзорова, Шмагу
и Незнамова. Вот они — без вины
виноватые и ги ущие как в жизни,
так и в искусстве!

В данных общественных условиях,
в данной среле, — говорит Остров-
ский, — этих людей в силах спасти
одно только HCK CCTRO, вернее —
честное, преданное, строгое служе-
ние ему.

Так живет в искусстве Кручинина.
И поэтому ее появление в театре—
как укор совести, как напоминание о
потерянном первородстве, вызывает у

местных актеров такую болезненную

реакцию. Вспомним еще, что Кручи-
нина пришла в искусство через боль-
шие личные страдания — пришла тем
путем, которым Несчастливцев хочет
взести на сцену Аксюшу ина который
отважилась актриса Негина.
такое искусство, — утверждает О<-
тровский всеми своими пьесами о рус-
ских актерах, — имеет право учить и
поучать. Оно всегда нравственно по-
Сеждает. И оно, действительно, воз-
вращает Незнамову веру в жизнь и
искусство, оно смиряет Шмагу, вы-

7 ` Дает“ отступить Мурова/ Умолк:

нугь Коринкину и Миловзорова.

В пьесе, как мы видим, не одна
только тема, прямолинейно. вытекаю-
щая из сюжета о матери, нашедией
сына, не один только план, а еше и
второй. и третий, и ряд боковых. Вот
что сообщает этой пьесе Островского
ее жизненную об’емность, теплоту и
долговечность. В том и состоит
особенность поэтики пьесы, что кон-

кретность ее бытовой обстановки и

«Без вины виноватые» Постановка Вл.

Петрова. Режиссер Г. Левкоев. Оператор

В. Яковлев. Производство студии Мос-! Экранизация
фильм. 1945.

постановщика.

Только,

Фильм «Без вины виноватые». А. Грибов в роли Шмаги, В. Дружников

*

сложность ее идейного, содержания
сообщают ‘самой условной ‹сцениче-
ской ситуации убедительность жиз-
ненно-правдивого и вместе с тем ху-
дожественно-обязательного факта.

Вл. Петров захотел, чтобы в филь-
ме все во что бы то ни стало было
красивым, даже шикарным — и ком-
ната Отрадиной, и поза, в которой
последняя ждет за пианино Мурова,
И его николаевская шимель, и бога-
тый многоярусный театр, в котором
выступает” Кручинина, и мощные ко-
ни стремительной квадриги на теат-
ральном занавесе, перед которым тра-
гическим видением встает Медея
Кручинина, и европейского  пошиба
гостиница, в которой актриса оста-

тоныча, и столичный фрак разбогатев-
шего Мурова... До блеска навощен-
ные полы, крутые марши замыслова-
тых лестниц, оживленный холл гос-
тиницы, с шумный poh фигуранток;
импозантный губернатор - меценат,
многочисленные ‘уголки закулисья,
ложа в летнем KadapeTHOM TEaTDe,
«характерные» старички за podepom
в поменичьем доме, симметрия бан-
кетного стола, цветы и слезы... Все

ровского от органической для них ат-
  мосферы. И великолепно поставлен-
ная и снятая картина Вл. Петрова на
сюжет Островского, думается Ham,
оказалась беднее пьесы.

Островский, например, не только
доверяет фантазии зрителя, но и взы-
вает к ней, рассчитывает на нее. Он
не показывает Кручинину играющей
спектакль. Драматург хочет, чтобы
мы из ее жизненного поведения, из
ее жизненной стати узрели, что Кру-
чанина человек глубоких страстей и
чистой душевности, болыной нравет-
венной силы и красоты, и ее искус-
ство Не может не быть прекрасным.
«Что птица умеет летать — это вид-
но даже тогда, когда она ходит», —
говорил в таких случаях Вл. И. Не-
мирович-Данченко.

В картине Вл. Петрова мы видим
гастролершу Кручинину‘ ва
  дважды — в первый раз она

играет
роль леди Микельсфильд, во второй
— Медеи. И в том, и в другом  от-
рывке А. Тарасовой негде разыграть-
ся, а зрителю некогла в играемом
разобраться. Мы не захвачены ‘теат-
ром Кручининой, ‘не покорены им.
Этот театр не в силах открыть нам
‚нечто ‚очень важное. чего мы о Кру=
чининой не знаем... Так как сцена-
рист-постановщик подобрал и ©мон-
тировал отрывки из старых пьес
такого содержания, которое непо-

средственно перекликается с сюжетом
казать-

картины, порою начинает
ся, что мелодраматические вопли
леди Микельсфильц и гиперболиче-
скне страдания Медеи
  высокую
Ниной.

Мы вовсе не настаиваем на скрупу-
лезном следовании фильма тексту те-
атральной пьесы. Речь идет об ином.
классической  драма-
  тургии — творческий процесс. Его

скорбь Тарасовой—Кручи-

‘ нельзя сводить к созданию варианта

1.

Большой теме взаимоотношений ак-
тера и режиссера посвящены иссле-
дования, книги, множество журналь-
ных и газетных статей. Каждый ре-
жиссер и актер может сказать много
интересного по этому вопросу, кото-
рый приобрел сейчас особую акту-
альность в жизни театра. На новом
этапе развития нашего сценического
искусства эта проблема несомненно
заслуживает подробного обсуждения.

При. этом надо избегать только
одного: лукавых мудрствований, аб-
страктных рассуждений. Больше вни-
мания именно сегодняшнему лоложё-
нию вещей, больше конкретности--
только тогда сможем мы найти вер-
ные пута преодоления творческих
трудностей.

Ведь вопрос © ззаимоотношениях
актера и режиссера возник не сегод-
ня и не вчера. Он уже очень стап,
И в каждый новый период развя-
тия дореволюционного и советского
театра он решался по-разному. Вот
почему нельзя и не <тоит лытаться
решать его «вообще», для ucex Bpe-
мен, не стоит искать универсального
ответа на него—такого ответа. кото-
рый устроил бы все школы и все на-
правления в театральном искусстве.
Решая его сегодня, мы должны исхо-
дить Из тех больших задач, которые
определяют развитие послевоенного
искусства ‘нашей страны.

Мне кажется, что главная из этих
задач-— рассказать языком искусства
о героике русского человекй, о ге-
роической борьбе советского народз.
Рассказать об этом как можно более
выразительно и ярко и, о главное.
правдиво. А это значит, что в пос-
левоенном искусстве мы будем раз-
вивать высокие традиции русского
реалистического искусства, которые

В порядке творческой дискуссия.
См. статью А. Дикого «Ахтер и ре-
жиссер» («С. И.» № 27) и Л. Малю-
гина «Pexuccep остался незаметным»
(«С. И.» № 39). ee

CA

канонического сюжета, приспособ-
ленного к формальным ‘возможностям
кино.

Вл. Петров, как сказано в заглав-
ных титрах, создавал картину по
пьесе Островского. Он таким образом
принципиально отказался следовать
театральной поэтике пьесы. Созла-
тель прекрасной картины «Гроза» на
этот раз как будто творил вне обра-
чого мира драматурга; вне круга
его идей, вне стиля и атмосферы его

ньесы. Он оперировал всего двумя
элементами. из того сложнейшего
комплекса, ‘каким. является пьеса
Островского.

Элементы эти — театр, как атмос-

фера действия, и мелолрама, как ©о-
  держание действия. Отсюда все ка-
  чества картины. —

были созданы его гениальными кори-
феями. После войны настулает новый
пернод в развитии этого реалистиче-
ского искусства. вот, с точки зре-
ния задач и особенностей этого но-
вого периода, мы и должны решать
все вопросы, в том числе и вопрос о
взаимоотношениях актера и режис-

сера.
И.

Еще не так давно нам часто при-
ходилось слышать утверждение, что
главная фигура в театре— режиссер
и что актер—только. выполнитель
воли режиссера, послушное ему, без
личное существо, призванное рас-
крывать на сцене личность режиссе-
ра. Но <егодня немало’ найдется в
критиков и творческих работвиков
театра, которые готовы провозгла-
сить обратный тезис: главное— актер,
все—в “актере, уберите < дороги ре:
жиссера, мешающего актеру, да
здравствует‘ его величество актер!

Я—ктер, и меня нё могут не ра-
довать эти голоса. Но чем дольше я

к ним прислушиваюсь; Tem больше
мной овладевает чувство тревоги,
 Появляются упрощенцы, ° которые

требуют превращения режиссера в
помощника актера или в техническо-
то’ работника. ведущего ‘слектакль.
Люди, захлебываюнщиеся от восторга
перед ‘актером и стремящиеся: всяче:

ски «унизить» режиссера, приводят
длиннейший список ‹ отрицательных
качеств последнего: он-де’ и деспо-

TOM был, и`уродовал пьесы в угоду
своему. режиссерскому замыслу, пре-
вращал актеров в автоматов, отучая
их самостоятельно ‘творчески ‘мыс
лить, назойливо стремился обратить
на себя виимание зрителя всякого
 рола штучками. трюками, выпянива-
нием на первый ‘план ‘собственной
  личности, в ущерб всем остальнйм
`участвикам ‘спектакля. ob

Iiporusuukn~ «pexuccepcKoro TeaT-
ра» прибегают в конце концов к од-
  HOMY, KaK им кажется, неотразимому
 аргументу. В наши дни, говорят OHH,

новилась, и барский дом Нила Стра-

это оторвало сюжет, тему, людей Ост-.

в роли Незнамова и А. Тарасова в роли Кручининой.

Острозский волшебством своего
искусства разыграл комедию нравов,
как большую: человеческую драму.
В картине Вл. Петрова эта траги-
ческая комедия чуть было не обер-
нулась шаблонной кинодрамой,
каких на мировом экране было и еще
будет многое множество. И если это-
го окончательно не случилось, то
только потому, что искусство акте-
ров Художественного театра внесло
в картину важнейшую поправку. -

Сценарий, к сожалению, позволял
талантливым актерам создавать толь-
ко эскизы, наброски полновесных ха-
рактеров. Но как блестящи эти эс-
кизы!

„мага усаживается в кресло и
сразу принимает выразительную Te-

атральную позу. И потому, что Кру-
  чинина

неожиданно - приветливо
  встретила его и Незнамова, и потому

и доброе сердце свое,
лепное понимание
своего театра,

и

эго талантов и

рует» его. Но вдруг где-то в глубине

сцене!

пародируют

ЕЕ НЯ ОВЕН,

сообщниками, и мы уже сочувствуем

ему, верим его дружбе с Незнамовым,
прощаем его «злодейское» актерство
на сцене, узнаем в нем жертву театра,

а не его погубителя.

чем всем остальным
`Ему дано было до конца итти за Ос-

дельца большого размаха. О, он до-

ет. Так — в полную силу. пьесы Ост-
ровского и таланта Ливанова — сыг-
ранная роль Мурова накрыла бы

вернула бы картину к её классиче-
дим только намек на эту упущенную

тине не по праву заняла Коринкина.

Это результат сокращения текста
и перемены мизанснен, указанных Ос.
например,
Коринкиной и Незнамова, . в которой
она приглашает его на вечер к Нилу
Стратонычу, происходит в актерской

тровским. В пьесе сцена,

уборной в присутствии Миловзорова.
В картине этот эпизод сыгран в «ин-
  тимном уголке», на сцене во время
  спектакля— то сговору с Миловзоро-
вым, но в его отсутствие. Вместо ис-
креннего расположения и жеманного
кокетства Коринкина разыгрывает
здесь, можно сказать, Целую мисте-
рию «соблазна» `Неэнамова:
ность, деталь
решающего фактора. К тому же та-

этот раз чувство меры. В стремлении
осудить каботинство Коринкиной ак:
триса, не замечая этого, сама впада-
ет в этот прех — она играет очень

резко, подчеркнуто, с таким количе-
ством лиигних жестов, что уже не ве-!

режиссер один, как бы он ни был
‘остроумен и изобретателен, ничего не
в состоянии сделать без талантля-
вых, квалифицированных — актеров.
Если в слектакле не участвуют ин-
тересные актерские дарования, ника-
  кие ‘ухищрения режиссера Ke спасут
  зрительный зал от скуки, а спек-
такль—от провала. Но если есть в
спектакле несколько талантливых
актеров, а режиссер ограничивается
только разводкой мизансцен, то все
равно спектакль будет смотреться
зрителями с большим интересом.

Действительно, наличие в слектак-
ле хороших, талантливых актеров яв-
ляется одним из необходимых усло-
вий для создания полноценного про-
изведения сценического искусства,
Но является ли это условие единст-
венным и достаточным? :

Как бы возражая защитникам ак-
тера от режиссерских посягательств,
Л. Малюгин в статье, опубликован-
ной в прошлом номере «Советского
искусства», пишет: «Нынче авторет-
во режиссера в постановке часто ока-
зывается минимальным, и в спектак-
ле главенствует не общая идея, а
соединение актерских воль. И даже
в том случае, когда актеры обединя-
ются не по принципу популярной
крыловской басни, из их соединения
не всегда образуется единый образ
спектакля», Основываясь на примере

целого ряда слектаклей в которых
авторство. режиссера «было мини-
мальным», и таких, где жиссев-

ский замысел показался ем неот-
четливым, ‘неясным, неопределенным,
автор статьи взывает к ‘режиссеру,
требует, чтобы он отказалея от
скромности и стал «заметным», стре-
мился быть заметным во что бы то
ни стало. Он даже согласен про-
стить режиссеру саиибки в трактоз-
ке идеи и смысла пьесы (пример со
спектаклем «Бешеные лень» в
Театре им. Ермоловой). ‹

Восторги Л. Малюгина, в частна-
сти; вызывает слектакль, достэинет-

что она остается неизменно коррект-
ной и внимательно-доброй, и потому,
что все здесь непохоже на привычные
грязные кулисы театра, и потому, что
его пригласили сесть. —Шмага, види-
мо, почувствовал себя не в реальной
жизненной обстановке, ана сцене в
какой-то очень благородной роли. Так
знакомит нас А. Грибов < Шмагой,
прячущим за. этой своей, якобы весе-
лой, игрой и заплаты своей одежды,
и стыл от своей неудавшейся жизни,
велико-
HUYTORHOCTH
‚его
поклонников. Игра стала второй на-
турой этого пьяницы и забулдыги,
  той последней нитью, которую Шма-
ге дано тянуть в этой жизни. Грибов
не ищет у нас сочувствия своему ге-
рою. Он че «казнит» и не «реабилити-

глаз Шмаги сверкнет такая привле-
кательная хитреца и по лицу пройдет
такая тень, которые делают нас ero

Но Грибову было, конечно, легче,
исполнителям.

тровским. У Б. Ливанова этой возмож-
ности не было. Он ‚дал несомненно
новый и пластически очень четкий на-
бросок бессердечного и расчетливого

берется до министерского кресла, этот
Муров, с его холодными глазами,
сдержанным жестом и наигранно-мед-
‘лительной речью. Да, этот губернский
мефистофель способен, во имя карье-
ры, перешагнуть через любой труп,
и он действительно через него шага-

своей тенью все драматические собы-
тия жизни Отрадиной—Кручининой и

скому первоисточнику. Увы, мы ви-

возможность. Место Мурова в кар-

Част-
приобретает ‘значение

лантливую О. Викландт покинуло на

[a4 XYJOMKECTBEHHSIA
ФИЛЬМ

ришь ни исполнительнице, ни создан-.
ному ею характеру: _

А рядом П. Массальский спокойно
и точно играет Миловзорова. Пузы-,
рящаяся самоуверенность, легко усту-.
пающая место откровенной трусости.
Наныщенное актерское фанфаронст-
во. Влажный, ничего не выражающий.

взгляд маслянистых глаз. «Элегант-
ная» манера произносить  иностран-
ные слова. Размягченная

походка.
Блудливая улыбка. Сутенер в искус-
стве и ничтожество в жизни — такоз
этот Миловзоров. И опять-таки это
только ограниченный требованиями
сценария эскиз, свидетельствующий
о том, как глубоко и сильно можно
бы сыграть перенесенную на экран
пьесу Островского.

Об этом же свидетельствует испол-
нение А. Тарасовой в роли Кручини-
ной. Беть среди созданий этой актрисы
сбразы женщин, которых мы назвали
бы безгрешными грешинцамя и без.
ВИНЫ страдающими
В кино — это Катерина в «Грозе», на
эстраде — это` Донна Анна в пушкин-.
ском «Каменном госте», в театое —
это актриса Негина и Анна Каренина.
Всё это гордые женщины. Их красэ-
та—нравственна, их нравственность—
прекрасна. И в ряд Этих женщин вхо-
дит ныне образ Кручичиной в том его
истолковании, какое предуказано сце-
нарием. А. Тарасова рисует облик
Кручининой крупными мазками, ис-
чернывая переживания своей киноге-
роини и нигде, однако, не допуская
фальши, надрыва.. «Какое счастье» —
еле доносится до нас шопот Кручи-
ниной, узнавией в Незнамове сына, Ни
стона, ни крика. Только руки, имею-
шие, наконец, кого ласкать. Только
глаза, получившие право плакать...

Островский в последнем акте выво-
дит нас и своих героев из затхлой об-
становки провинциального города на
  вольный воздух, в лунный сад, под
старые липы. Финал прошедшей перед
нами драмы звучит здесь протестом
против все еще существующего зла.
Выйдя из комнаты на простор, драма-
тург, таким образом; сразу расширил
рамки пьесы. Вл. Петров ведет нас
к финалу иным путем. Он перенес
действие в комнату, за банкетный
стол. Выступление Незнамова носит
характер застольного тоста. Обста-
новка обязала постановщика «обыг-
рать» и восседающих за столом го-
стей, что сузило масштабы происхо-
дящих столкновений. Актерски это
связало бытовыми мелочами Тарасо-
ву — Кручинину и, в особенности,
В. Др кова — Незнамова.

В. Е — молодой актер.

услышит за нее многие похвалы. В
исполнении Дружникова есть глав-
ное — обещание. Радуют и его арти-
стизм, и его открытый  темпера-
мент, и его выразительная пластич-
ность. Незнамов Дружникова — мо-
лодой, злобный волчонок, готовый
вцепиться зубами в каждого, кто
только подумает его третировать. Он
ненавидит, а источник его ненависти
— жажда любви и Товарищества. Он
гневен, потому что верит в человене-
ское благородство. Он ‹аркастичен,
потому что хочет чистой жизни, вер-
ной дружбы, человеческой ласки. Вот
причины его легкой ранимости. И то,
что Дружников молчанием своим —
тем, как он смотрит, ходит, презира-
ет, бунтует — говорит нам больше,
чем монологами, — озобо драгоценно:
в этом радующем дебюте.

В. Станицын играет Нил Стратоны-
ча, словно он еще ‘не решил — быть

НОВЫЙ

мученицами.  .

Это его первая большая работа, и он!

Большой зал Консерватории.
Пражской филармонии Рафаэля Кубелика. n
Фото А. Гладитейн и В. Пульвер.

< ®<

В. ГОРОДИНСКИЙ

РАФАЭЛЯ

Сорок три года тому назад на рус-
ской концертной эстраде впервые
появился молодой, блестящий чеш-
ский скрипач, сразу же завоевавший
симпатии взыскательной русской
публики. Имя
виртуоза, вскоре присоединившееся к
блистательвому созвездию мировых
артистов, было Ян Кубелик.

Среди слушателей, пришедиих в
Большой зал Московской консерва-
тории и зал им. Чайковского на кон-
церты чехословацкого дирижера Ра-
фаэля Кубелика, найдется немало лю-
дей, хорошо помнящих Яна Кубелика
и с удовлетворением отмечающих, что
сын знаменитого ‘артиста достойно
васледует отцовскую славу ‘и столь
же достойно представляет благород-
ную художественную традицию свое-
го народа.

Концерты Рафаэля Кубелика ока-
зались в центре внимания столичной
музыкальной общественности. Это и
неудивительно. Интерес к чешской
музыке никогда не ослабевал в Рос-
сии с тех пор, как Милий Балакирев
совершил свои исторические поездки
в Прагу; навсегда и прочно закрепив-
ппие творческие связи двух братских
музыкальных культур. Имена Смета-
ны и Дворжака, Фибиха и Яначека,
Витеслава Новака и многих других
чехословащких композиторов отлично
известны каждому советскому музы-
канту. В свою очередь и сами рус-
ские композиторы обрашались к чеш-
ским национальным темам. Достаточ-
но назвать хотя бы такое выдающее-
ся произведение, как «Чешская увер-
тюра» Балакирева...

Немудрено поэтому, что первое же
выступление о молодого чехословац-
кого артиста в Москве проходило в
переполненном доотказа концертном
зале и сопоовождалось триумфаль-
ным успехом.
` Уже в начальном Адазю и АПеаго
molto пятой симфонии Дворжака

‹ли ему до конца серьезным или не-
сколько иронич! В ‘отношении сво-
его персонажа:

При испытанном постановщике Вл.
Петрове, при чудесных актерах Ху-
дожественного театра, при высокой
технике этот фильм, думается нам,
  прозвучал. бы сильнее, если бы он
был ближе к духу и содержанию

рельефно определились типические
черты дарования чехословацкого  гоё-
тя — пластическая ясность и красота
жеста, сильная воля, повелевающая
оркестром и в то же время пробужда-
ющая его своболную инициативу, тон-
кое и глубокое истолкование замысла
  композитора.

Как известно, пятая симфония на-

пъесы. название которой стоит ‘в его
  заглавном титре.

...Гаково это новое произведение
киноискусства. В нем много спорного.
Но неоспоримо олно — фильм несет
зрителю сильные и благоролные эмо-
ции. В этом источник его выдающе-

веяна впечатлениями Дворжака о пре-
бывании в Америке (отсюда м ее наз-
вание «Из Нового Света»). ‘Самым
причудливым образом здесь сплета-
ются национальные чешекие темы (в
1-й части) с негритянсюими мотивами

гося›уепеха. :

В. Дружников в. роли Незнамова
ИИ ими

во которого, по его же словам, —
«меньше всего в актерских дости-
жениях» и состоит только в ТОМ, что
режиссер «окавался очень заметным».
`Речь идёт о «Чайке» в Камерном
театре. Вот что пишет Л. Малюгин
о режиссере этого спектакля: «Он был

заметен уже в самом тексте, в
необычности жанра представле-
HHA, B особенности мизансцен,

в своеобразии оформления». Вчитай-
тесь внимательно в эти строки. Ведь
критик хвалит здесь режиссера как
бы за то, что он существует в спек-
такле независимо от актера, за то,
что единственно интересное в спек-
такле—это сам Таиров, а все осталь-
ные участники и прежде всего акте-
ры остались «незаметными». Я не
вхожу в оценку спектакля по <суще-
ству, а говорю только 06 отзыве
Л. Малюгина. т

Но ведь статья Л..Малюгина, если
«смотреть. в корень», как призывал
Козьма Пруткоз,—есть прямая за-
щита. режиссера, который подчиняет
своему произволу и автора, и акте-
ров. Вспоминая некоторые спектакли
последних сезонов--серые и невыра-
зительные,—я по-человечески могу
понять, почему затосковал Л. Мз-
люгин и захотел яркости. и остроты
режиссерекого’ рисунка  слектакля.
Но принять его позицию невозможно,
—это значило бы потребовать от на-
шего театра, чтобы он вернулея к
давно изжитому прошлому.

В: развернувшемся споре, мне ду:
мается, обе стороны неправы. Олни
кричат: главное—актер, уберите со.
сцены режиссера; другие взывают:
главное режиссер, без его участия
спектакль только «соединение актер-
‘ских воль», лишенное общей идеи,
режиссеры, будьте «заметными», ина-
че нам скучно! -

А главное совсем не в этом...

Ш.

Нелепо в самом деле думать, что
после почтя полувековой деятельно-
сти Художественного театра, после
работ Станиславского, Немировичяа-
Данченко, Вахтангова можно BeD-
‘нуть театр в его дорежиссерский
период, что можно ‘пытаться вовсе

во 2-й части и характерным «амери-
  канизмом» заключительного АПеего
соп Нгюсо.

Р. Кубелик развернул перед слу-
шателями целую музыкальную эпо-

Государственный центральный му-
зей музыкальной культуры совмест-
so с Московской филармонией орга-
низует научную сессию,  посзящен-
ную жизни и творчеству С. В. Рах:
манинова.

Сессия откроется 17 октября в
Большом зале Консерватории докла-

дом Ю. Шапорина «Рахманинов &
его место в истории русской музы-
кальной культуры». 18 октября бу-
дут заслушаны доклады: Е. Бортни-
  ковой «Жизнь и творчество Paxma-

обойтись без режиссера, собрав толь-
ко нескольких талантливых актеров.

Но о режиссере какого типа идет
речь? О том ли, кто всеми силами
стремится вылезть вперед, обратить
на себя внимание в спектакле, быть
заметным? О том ли, кто хочет <у-
шествовать в спектакле, помимо ак-
тера, или же, подчиняя его себе на-
столько, что тот лишается всех приз-
наков своей индивидуальности?

Ну, конечно, не © нем. afl

И те, кто заступается за актера,
правы в своем гневе против режиссе-
ра этого. типа.

Но ведь русский театр. знает и сов-
сем иной тип режиссера—человека
высокой культуры и таланта, яркую
творческую индивидуальность,  пре-
восходного ‘педагога, умеющего бу-
дить мысль и творческую инициативу
актера. Я имел счастье работать с
такими режиссерами, учаться у них.
Им свойственна была одна необыкно-
венная ‘черта (и, может быть, она и
полжна быть главной чертой ‘режис-
сера). Они были увлечены теми ак-
терскими индивидуальностями. ско-
торыми работали. Они творили вме-
сте с актером, стремясь’ к тому, что-
бы его индивидуальность раскрыва-
лась как можно’ шире и_ многообраз-
нее. Разве ‘это похоже на «натаски-
вание» актера, на превращение его’ в
«режиссерскую куклу»? У

И нет ничего удивительного в том,
что актер чувствовал себя влюблен-
ным в такого режиссера, И, если
режиссер одобрял его, он’ уходил ©
репетиции счастливым и оживлен-
ным. Это были настоящие «романы»
актеров < режиссерами.

А сейчас я часто вижу в спектак-
лях «брак по расчету». Ни режис-
сер, ни актер не отдали себя до коч-
ца своему искусству: И декорации
хороши; и музыку к спектаклю напи-
сал композитор изрядную, и актеры
как будто играют неплохо, и ре-
жиссер прилумал® несколько интерес-
ных мизанецен, а зрительское cepa:
це остается холодным. И я. понимаю,
почему так проясходит. Если режис-
сер, ставивший спектакль, не был
увлечен актерами, не
тому, чтобы их дарование

раскры-

этого превосходного

симфонии.

Выступлен ие главного дирижера

©

КОНЦЕРТЫ
КУБЕЛИКА

пею, необычайно красочную ‘и выра-
зительную. Грандиозное произведение
чехословацкого композитора позви-
лось перед московской аудиторией во
всем своем великолепии, Оригиналь-
нейшие чешские танцовальные моти-
вы 1-й части, обнаруживающие не-
ожиданные и очень явственные черты
сходства < танцовальными мелодия-
ми кавказских горцев, и полная ис-
томы, грустная тема Гагео — все это
поозвучало с покоряющей силой.
Превосходным оказалось и исполне-
ние четвертой симфонии Чайковского
и гениальной ‘увертюры - фантазии
«Ромео и Джульетта». В печати уже
высказывались некоторые  критиче-
ские замечания по поводу трактовки
Р. Кубеликом 1-й части четвертой
Замечания эти, на наш
взгляд, абсолютно правильны. При
всей безупречности исполнения этой
части в формально-художественном
отнонении ему нелоставало лрамати-
ческой глубины, особенно в трагиче-
ских эпизодах Moderato con anima.

Зато, не говоря уже о блестящем
исполнении финальной части симфо-
нии, мы должны особо отметить изу-
мительно сыгранные 2-ю ив 0с0-
бенности 3-ю части симфонии. Та-
кой прозрачности и чистоты в Рижса-
to обла способен
только истинный мастер, каким бес-
спорно является Кубелик. В этом убе-
ждении нас не поколебали и некото-
рые юомнения в верности трактовки
«Ромес и Джульетты»: в исполнении
этой шекспировской ‘по духу музыки
нехватало подлинного драматизма.

Слушателям ‘надолго запомнится
тот вечер, когда Давид Ойстрах < ор-
кестром под управлением Р. Кубелика
ипрал скрипичный концерт Чайков-
ского. Вот музыка истинно гениаль-
ная. и мы очень хорошо понимаем ве-

этом произведении.

Мастерство Ойстраха год от года
становится, все глубже и значитель-
нее, и, например, в дивной канцонет-
те концерта скрипач достигает поло-

ка безукоризненна
естественности и свободы, с которой

он играет весь концерт от начала до
конца, манеоа исполнения отличается

благородной простотой, той, что, по
слову Дидро, является необходимым
условием возвышенного... Если при-
бавить к этому прекрасный аккомпа-
немент оркестра пол управлением Р.
  Кубелика, легко понять энтузиазм
публики, восторженно приветствовав-
шей творческое ‘содружество  совет-

‚венности развитием замысла,

ского скринача и чехословацкого ди-
рижера.

ee
Научная сессия, поевященная творчеству
Рахианинова

нинова в материалах и ‘локументах»,
Б. Доброхотова «Оперные замыслы

ч неопублихованные камерные троиз-

ведения», Т. Пытович «Ранние `фор-
тепианные произведения»,
П; Ламм «Раннее

состоятся доклады:
«Рахманинов-дирижер»,
«О мелодике Рахманинова».
топопова «Позлнее

В. Якозлева

Рахманинова».

лось как можно ярче и глубже, тои

меня, зрителя, они не волнуют.
Вот они перед нами на сцене, с од-

ной стороны — актеры, равнодушные
к режиссерскому замыслу и даже как

будто этим замыслом не предусмот-

ренные; с другой <тороны — режис-

сер, равнодушный к актерам и влюб.
ленный то ли в декорации, To лик
собственные  режиссерские приемы.
«Влюбленность» кажется каким-то
несерьезным и неприемлемым в тео-
ретических разговорах слозом. Но,
право, я не могу подобрать другого.
И я уверен в том, что без влюблен-
ности режиссера в актерский кол-
лектив, к которым он работает без
пристального внимания режиссера к
каждой актерской индивидуальности

не может быть создан спектакль, ко-

торый ‘взволнует и увлечет зрителя.
Вот, Л. Малюгин написал, что He-
мирович-Данченко в одной из’ пос-
ледних его режиссерских работ «Три
сестры» не остался незаметным, на-
оборот, он очень заметен. Это cmpa-
вепливо. Но важно понять — почему,
чем заметен режиссер. Прежде: всего
необыкновенным по своей проникно-
темы,
особенностей пьесы. Но разве эта
черта спектакля сказывается только
в мазансценах, в деталях постанов-
Ки? Нет, она раскрывается глав-
ным образом в актерском исполнении.
Ведь каждая роль в этом спектакле
является результатом совместного
творчества режиссера и актера.

Говорят, что в иных театрах акте-
ры сами не работают, полагаясь на

‘то, что за Них все сделает и все им

покажет режиссер; говорят, что иные
актеры и думать-то самостоятельно
разучились, сидят на репетициях
«пустые» и ждут, чтобы режиссер
эту пустоту залолвил. Но ведь такие
актеры не чем иным, как «режиссер-
скими номерками», по выражению
А. Дикого, быть не способны. А,
по-моему, они вообще неспособны
быть актерами. Если актер не думает
6 новой своей роли днем и ночью, не
репетирует ее дома и на улице, не

‘приходит.с множеством предложений
стремился к\к режиссеру, то какой он актер? От

даже и не ремесленник, а просто не-

достигнуть

жеительного совершенства. Его техни-
уже в силу той

НОВЫЕ ПЬЕСЫ

„САМОЛЕТ
ОПАЗДЫВАЕТ
НА СУТЕИ<

Натан Рыбак и Игорь Савченко —
авторы пьесы «Самолет опаздывает
  на сутки», в беседе с нашим сотруд-
\ НИКОМ рассказали о своей работе:

— События, которым посвящена
`Наша пьеса, происходят в марте это-
го года.

Самолет, илущий курсом Москва—
  Аляска, совершил вынужденную по-
  садку в тайге. Непредвиденный слу-
  чай привел в избу бакенщика Седых,
селекционера Глинку, инженера Сни-
гирева, майора Никитина, актеров Ка-
занцеву и Масленникова и Аполло-
 на Феоктистовича  Пуговицына —
  агента завода.

В избе бакенщика, стоящей на 6е-
регу нижнего Енисея, пассажиры са-
молета познакомились с ее обитате-
лями — потомственными таежняками
  Иваном Пантелеевичем, его женой
Петровной и внучкой Марфой.
Герои нашей пьесы — люди разных
профессий, но их об’единяют любовь
к родине и стремление быть ей полез-
ными. Чувство советского патриотиз-
ма роднит их между собой. События,
происпелшие за сутки, раскрывают
некоторые черты характера советских
  людей. С

С понятным волнением мы ждем
премьеры нашей пьесы в Малом те-
атре. Сейчас идут репетиции на
сцене.

«Самолет опаздывает на сутки» —
наш первый совместный драматурги-
ческий опыт. Сейчас мы заканчиваем
новую пьесу. Тема ее — неразрывная
дружба славянских народов, окреп
шая в тяжелой и героической борьбе
в годы Отечественной войны.

>
„ХОВДЕНИЕ
ITO MYRAM*«

Малый театр приступил к поста?
новке инсценировки трилогии А. Н.
Толстого «Хождение по мукам»
(сценическая композиция О. Литовз
ского). Малый театр рассматривает
эту свою работу, как одну из ос-
новных постановок 1946 года.

Мысль показать трилогию Толстого
на сцене возникла в театре еше в 1943
году. А. Н. Толетым был выработан
подробный план инсценировки и к ра-
боте над ней был привлечен драма-
тург О. Литовский. В план вошли
эпизоды романа, относящиеся  непо-
средственно к судьбе его главных
repoes—Katu, Рощина, Даши, Те-
легича.

Роман «Хождение по мукам» предл
ставляет огромные трудности для
инсценировки из-за многоплановости
его композиции. В нем мало диало-
‘ров и очень много описаний и раз-
мышлений. Часть этого материала
перенесена в сценический диалог,

другая часть-—в повествование «от
автора».

ликого дирижера Артура Никиша, ы A
который обозвал «старым ослом» Последний раз ‚ Н. Толстой
Ганслика, дурно  отозвавшегося 06  вносил устные поправки во второй

вариант инсценировки в середине
февраля 1945 года, незадолго доего
кончины,

проф.
симфоническое
творчество Рахманинова». 19 октября

Л. Мазеля
В. Про-
симфоническое
творчество Рахманинова» и Г. Кога-
на «К вопросу о творческом облике

Скульптор Лисипп
Скульптура А. ГРИГОРЬЕВА.

Выставка работ четырех

скульпторов
(Москва).

счастный, не нашедний своего места
в жизни.

Мне могут возразить, что то были
гении Станиславский и Немирогич-
Данченко, а далеко не всякий режис-
сер гений. Но вель я говорю нео
масштабе дарования этих корифеев
русского искусства, а Линь о харак-
терных чертах того типа режиссета,
который в их деятельности нашел
свое наиболее яркое воплощение,

А эти черты мы должны воспиты-
вать в молодых режиссерах, и ре-
жиссеры должны их воспитывать са-
ми В себе. Нельзя научить человека
быть гением. Но если есть в нём
способности к режиссуре, то можно
воспитать и развить их в верном на-
правлении. Можно внушить челозеку,
что искусство не терпат себялюбих,
самовыпячивания, что важнейшее
умение режиссера—понимать и чуз-
ствовать индивидуальность автора,
с одной стороны, индивилуальность
актера— <. другой. ‘

Мы увидим в ближайшие годы мно-
го новых спектаклей, посвященных
героическим образам наших великих
современников. Как же отнесется
зритель к такому слектаклю;, есля
вместо характера и личности героя
ему вазойливо будут показывать со
сцены режиссера, его претензии, его
манеру, его стремление ‘быть во что
бы то ни стало заметным, демонстои-
ровать себя?

Зритель хочет оувилеть на снене
поллинную жизнь во всей ее красо-
те, во всем ее величии, и чем мень-
ше будет он чунствовать работу ре-
жиссера, замечать его приемы, изо-
бретения. пристрастия, тем более
охотно. «поверит» он всему лроисхо-
дящему на «цене. В этом—один из
секретов истинно реалистического
искусства.

Но этого результата никогда на
удастся достигнуть просто несколь-
ким хорошим актерам, не об’едичен-
ным умным, талантливым режиссе-
ром, понимающим особенности и свое-
Образие каждого исполнителя. И
только при наличии такого режиссе-
ра возникнет самое главное. Ибо
главное—не режиссер, не актер, на
правда искусства.

a