oes oe

Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей

М. МАКСАКОВА

Мастерство
и талант

Около трехсот молодых вокалистов
страны принимает участие ‘во Всесо-
юзном конкурсе музыкантов-исполни-
телей.

Это тем более знаменательно, что,
на конкурсе будет представлена наша
артистическая молодежь, выросшая
за годы Отечественной войны.

В предыдуших конкурсах молодым
певцам разрешалось по их выбору
исполнять те произведения, которые
были в их репертуаре. Ныне впервые
к исполнителям пред’явлена конкрет-
ная, большая программа.

Перед каждым вокалистом — уча-
стником первого тура KOHKypca —
поставлена трудная задача — испол`
нить 10 произведений разных стилей.
Певец должен выразительно передать
стили различных эпох, начиная от
ХУИП до ХХ века. Значит, от молодых
певцов, помимо их вокального мастер-

ства, потребуются и знания стилевого тур конкурса лучшие молодые музыканты Украинской ССР.

исполнения каждого произведения.

Надо признать, что даже для опыт-
кого певца исполнение такой широкой
программы представляет немалые
трудности.

очу дать несколько советов Мо-
лодежи. ь

Я давно работаю на концертной
эстраде и в оперном театре. И все
же, например, когда перед началом

спектакля «Кармен» я думаю о том,

как много мне придется петь в четы-
рех актах, то каждый раз пугаюсь
этого. Но затем я мысленно разби-
ваю оперу на четыре самостоятель-
ных куска. Вспоминаю. что в первом
акте должна спеть две песни-—«Хаба-
неру» и «Сегедилью»; во БТором —

цыганскую песню и дуэт © Хозе; в
третьем — гадание и в четвертом —
сильно драматическую финальную

сцену. От такого разделения на эта-
пы мне становится легче, ия спокой-
но провожу свою партию.

Тот же метод надо применить и пе-
ред выступлением в сольном концер-
те. Если молодой исполнитель перед
концертом будет думать о всей про-
грамме, то он всех ее особенностей
не охватит. Надо всю программу
коннерта разбить в данном случае на
семь кусков (соответственно стиле-
вым особенностям исполняемого про-

изведения) и думать лишь о том, что:

сейчас предстоит исполнить, напри-
мер, две арии из произведений Мо-
царта, затем в другом стиле—арию из
западноевропейской

` оперы и т. д.
Я, как член Оргкомитета конкурса,
взяла шефство над молодежью Боль-

шого театра, Которая примет участие
в конкурсе. }

Большой театр выделил для уча-
стия в первом туре конкурса ряд мо-
лодых вокалистов. Среди них я знаю
таких певцов, как В. Гаврюшов,
И, Краузе, И. Грибова, Л. Ельчани-
нова и Е. Шумилова. У них есть все
данные, чтобы с честью притти K
последнему туру конкурса. К сожа-
лению, я не имела возможности про-
слушать остальных наших молодых
исполнителей: Е. Арутюнову, О. Ин-
сарову, Г. Белоусову-Шевченко,
А. Иванову и И. Ионова. Думаю, что
и они покажут себя на конкурсе ©
хорошей стороны.

По норучению Оргкомитета  коч-
курса, я недавно провела в Большюм
театре беседу с нашими молодыми
вокалистами. Они мне высказали не-

которые пожелания, касающиеся под-

готовки к конкурсу.

Наши молодые вокалисты также
просят, чтобы дирекция Большого те-
атра за несколько дней до выступле-
ния на конкурсе не занимала их B
спектаклях, чтобы дать возможность
хоропю подготовиться к конкурсу.

Мы, артисты-концертанты, с 060-

классической

бенным интересом ждем итогов KOH-

курса по специальности пианистов.
Сейчас ощущается большая нужда в
пианистах, проводящих камерные
концерты. Например, в Москве имеет-
ся только пять таких квалифицирован-

ных камерных пианистов: С. Погре-
бов, С. Стучевский, А. Макаров,
А. Ерохин и М. Сахаров. Они имеют

большой опыт работы с певцами —
участниками камерных концертов. Но
нужно готовить новые кадры квали-
фицированных камерных пианистов.
Мы надеемся, что среди более чем
150 пианистов — участников конкур-
са — выявится болыная группа ода-
ренных исполнителей для камерных
концертов.

B мире.

:вие изломанности и выпячивания сво-

По всей стране началея перьзй тур Всесоюсного конкурса.

музыкантов-неполнителей.

Оксло тысячи молодых му
виолончелистов, пианистов и
в конкурсе.

Уже одна эта цифра свидетельствует об огромном интересе,
нашей молодежи к конкурсу. Молодые музыканты, несмотря.
на сложную программу произведеней, требующую большого’
профессионального исполнительского мастерства. стремятся
принять участие в этом соревновании талантов.

`Предыдущие конкурсы музыкантов выявили талантли-
вых исполнителей, которые теперь широко изгестны но всей!
Я. Флиер,
Тамаркина, скрипачи — Д, Ойстрах, Л. Гилельс, М. Ко-\

стране. Это пианисты —9. Гилелье,

BP;

золупова, певцы — Е. Кругликова, Д. Гамрекели,
лиак, Г, Вкноградов, арфисты — В. Дулова, М. Горелова xn)

другие. Многие из них занялы первенство

конкурсах музыкантов и все время продолжали работу над
своим совершенствованием. Сейчас в составе професеуры\
консерватории мы
конкурса
исполнителей — профессора Д. Ойстраха, в свою ‘очередь уже
воспитавнего молодых скрипачей, которые на-днях высту-

Московской государственной
бывшего участника весеоюзного

нят в первом туре конкурса в Москве.

Несомненно, что и третий Всесоюзный конкурс музыкан-
тов-исполнителей выявит`новые таланты,
подобающее место на концертной эстраде. Отрадно отметить, ,
что война отнюдь не затормозила развитие музыкального
искусства в нашей стране. В суровые военные годы двери

консерваторгй, музыкальных училищ и

ты. Молодежь продолжала свою музыкальную учебу, и сей-

час она продемонетрирует ее результаты

xk ke &

На Украине до 20 ноября проходят открытые концерты
премированных Участников республиканского конкурса му-

зыкантов-геополнителей. Затем в Москву

вевиов, скрипачей,
принимает участие

В Армении первый тур республиканского конкурса музы-
кантоз-исполнителей вэчалея 10 ноября, в Грузии и Азер-
байджане—12 ноября, в Эстонии—15 ноября. Завтра — начало
перзого тура республиканского конкурса в Белорусечи.

По всем союзным республикам первые туры конкурса

Я. Зак,
Н. Дор-

на международных. зин и другие.

встречаем} ковский

музыкантов-

которые займут”
Всесоюзного

школ были откры- +

на конкурсе. курса.

28 лекабря

выедут на второй

заковчатся к 25 ноября.

По РОФОР первый тур конкурса (в Ленинграде, Саратове
и Свердловске) проходит е 15 но 25 ноября.

В Москве первый тур открывается 29 ноября в Большом
зале Всероссийского театрального общества (здесь будут про-
слушиваться вокалисты) и в Малом зале Московской консер-
ватории (инетрументалисты).

Около 200 молодых исполнителей столицы выделены на
конкурс театрами и концертными организациями “Москвы.
В зиеле их: вокалисты М. Надион, Л. Мельникова, E, Шуми-
лова, И. Грибова, И. Краузе, нианиеты ©. Рихтер, Н Зю-

В жюри первого тура конкурса но Москве вошли: но сек-
ции вокалистов — Е. Отенанова (председатель), М. Белоцер-
{заместитель а
А. Гольденвейзер, В. Давылова, А. Доливо, Д. Кабалевский,
  H. Озеров, Н. Райский, С. Сахаров, Н. ИИуиллер; по секции
  инструменталистов — А. Хачатурян (председатель), В. Власов
(заместитель председателя), Е. Бекман-ШЦербина, В. Борисов-
екий, А. Гедике, В. Гнесина В. Дулова, К. Мострас, Д. Цы-
танов, Ю. Шапорин, В. Ширинский, 0. ИТиринский.

К Е декабря в Москву с‘’едутся участники второго тура
конкур“а
откроется 5 декабря параллельно в двух концертных залах
столицы —в Большом зале ВТО и Малом зале Консервато-
рии. Более двадцати дней займет гторой и третей туры кон-

председателя), м. Владимирова,

музыкантов-исполнителей, который

Третий тур булет проходить три дня (25, 26 и 21 декабря)
в Большом зале Московской консерватории.

^

жюри Веесоюзного конкурса музыкантов-
исполнителей после обсуждения об’явит решение о прису-
жлении денежных премий (установлено 1ю премий от 5 до
15 тысяч рублей). Участники третьего тура получат звание
лауреатов Всесоюзного конкуреа музыкантов-исполнителей.

лвовыин МОЛОДЫЕ ПИАНИСТЫ.

За годы революции советская пиа-   доставлены самим себе. Многие та-   нюдь не ослабили музыкальной жиз-

нистическая школа перед всем миром
продемонстрировала свой небывалый
рост. Наши пианисты неоднократно
завоевывали победу и первенство на
европейской концертной эстраде и на
целе доказали, что советская музы-
хальная культура — самая передовая

‚В 1997 году в Варшаву была посла-
на группа молодых советских музы-
кантов-исполнителей — Дмитрий Шо-
стакович, Григорий Гинзбург, Юрий
Брюшков и я. Тогда мы впервые прн-
няли участие в международном кон-
курсе пианистов имени Шопена.

Тридцать пианистов Европы оспа-
ривали право на первенство и боро-
лись с. нами за звание лучших «шо
пеновцев».

Выступление советских пианистов в
шопеновском конкурсе привлекло все-
  общее внимание.

Все слушатели и члены жюри еди-
нодушно отмечали особенный стиль
игры советских пианистов: здоровое,
волевое начало, бодрый, жизнеутвер-
  жлающий тонус исполнения, отсутст-

ей индивидуальности в ущерб замыс-
  лу автора, хороший вкус советских
музыкантов, серьезное и бережное от-
ношение к исполняемым произведени-
`ям. Еще 18 лет тому назад школа со-
  ветского пигнизма показала, что она
находится на высоком академическом
  уровне.

Советские пианисты победили. Все
четыре участника делегации СССР
вышли в финал конкурса, двое из них
получили премии (я— первую, Г. Гинз-
бург-— четвертую), а остальные — по-
четные дипломы.

Последующие международные кон-
курсы пианистов еще раз подтвердили
высокий уровень советской школы ие-
полнителей Конкурсы пианистов в
Вене, а затем в Варшаве и Брюсселе
принесли победу и первенство совет-
ским пнанистам —Э. Гилельсу, Я. Фли-
еру. Я. Заку, Р. Тамаркиной, питом-
цам советской консерваторин. Они
были в числе участников. первых все-
союзных конкурсов музыкантов-нс-
‹ полнителей, которые выявили много
  новых талантливых музыкантов.

лантливые музыканты гибли в усло-
виях фашистского. произвола. Война в
Европе привела во многих странах к
застою музыкального искусства, па-
рализовала деятельность многих му-
зыкальных учреждений, заставила ряй
талантливых музыкантов временно пе-
ременить свою профессию, чтобы
обеспечить себе средства к существо-
ванию. Такова тяжелая судьба худож:
ников за рубежом... Л

Только в CCCP судьба талантливо-
го советского музыканта, его форми-
рование и рост не являются частным
делом самого художника, а предме-
том заботы государства. Великая Ок-
тябрьская революция обеспечила сво-
бодный расцвет культуры и искусст-
ва всех народов нашей Родины. Даже
во время суровых лет войны партия и
правительство ‘уделяли большое вни-
мание развитию музыкального искус-
ства.

Трудные годы военного времени от!

Первый тур в Тбилиеи

12 ноября в Тбилиси начался пер-
вый тур Всесоюзного конкурса му-

зыкантов-исполнителей, в котором
принимают участие свыше 30 пез-
HOB, скрипачей, виолончелистов и
пианистов,

В первый день смотра, который
проходит в концертном зале им.

`лисской консерватории Лейла Гоци-
ридзе (меццо-сопрано), исполнившая
романсы Чайковского, Гречанинова,
Каратыгина, Глиера, Брамса и Бизе.
Затем выступил солист Грузинской
филармонии виолончелист Георгий
Барнабинвили. Он исполнил произ-
ведения Баха, Чайковского, Шопе-
на, Равеля и Сарасате-
концерте приняла также участие по-
пулярная артистка Тбилисского
оперного театра Юлия. Палиашвили
(лирико-колоратурное сопрано), ис-
полнившая романсы Чайковского, Гу-
„но; Бизе и др. В заключение первого
концерта выступила артистка Гру-
зинской филармонии пианистка Е. Епи-

Руставели, выступила студентка Тби-

тересом ждем результатов

никова, Л. Финкельштейн,

‚ (Баха,

ни в советской стране. Наши музы-
канты в своей деятельности были
тесно связаны < советским народом и
Красной Армией. Все советские му-
зыканты-исполнители интенсивно ра-
ботали, повышали уровень своего
мастерства. Вот почему все мы, со-
ветские исполнители, < большим ин-
конкур-
са музыкантов, первого после войны
с’езла молодых советских музыкан-
тов-исполнителей CO всех концов
страны.

В конкурсе будут участвовать свы-
ше 150 пианистов. Только Москва вы-
делила на конкурс 40 пианистов. Сре-
ди них следует в первую очередь от-
метить вполне  сформировавшегося

музыканта Святослава Рихтера—уче-

ника проф. Г. Нейгауза.

Это — пианист’ большого. масштаба,
уже завоевавший популярность не
только в Москве, но и по всей стра-
не. С. Рихтер—высокоодаренный му-
зыкант с большим репертуаром, ис-
полнитель со своеобразной индиви-
дуальностью, полкупающий своим
необычайно серъезным отношением к

музыкальному искусству.

Среди 40 пианистов столицы нужно

ных исполнителей, питомцев Мос-
ковской консерватории — А. Ведер-
Т. Крав-
ченко, Т. Николаеву, Т. Гусеву,
Н. Рецкер, Г. Атласман и др.

Bee 9TH люди, несмотря на свою мо-
лодость обладающие незаурядным
исполнительским мастерством, оче-
видно, и на конкурсе будут в пер-
вых рядах музыкантов-исполнителей.

Несомненно, что и среди пианистов
братских республик мы встретим но-
вых молодых талантливых, ярких ис-

полнителей.
В первом

Молодым пианистам предстоит. от-
ветственная задача: исполнить слож-
ную программу—от классических про-
изведений ’ полифонического ‘стиля
Генделя, Танеева, Франка
и др.) до произведений советских
композиторов -и западноевропейской

шова, исполнившая произведения Ба-

В Европе, в условиях капиталисти-
ческой конкуренции, художники пре-

Молодые артисты готовятся к Всесоюзному конкурсу музыкантов-исполнителей.

ха, Листа, Скрябина, Шостаковича и
Баланчивадзе. 2

большие требования В области профес-
сионального исполнительского мастер-
ства.

Слева — арфистки Мария

Мурзич‘и Эльза Агронская репетируют’ под руководст вом профессора Московской консерватории К, Эрдели;
справа — директор филармонии В. Власов прослушивает солисток Мосфила, участниц конкурса. Выступает

М. Надион, у рояля Н. Корольков.

В. СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ Q Bb Р А re AD C И.

..ПЛю Оке до сих пор ходит тепло-
ход «Композитор Дунаевский». Это
имя создателя массовых песен, кото-
рые ныне вспоминаются почему-то в
прошедшем времени, хотя они весомо
ий зримо вошли в наш повседневный
обиход. Но многие, очевидно,
на теплохол «Композитор Дунаев-
ский», думают: в чем причина столь
длительного молчания его музыкаль-
ного «тезки»?

А это не случайно. Нет песен «вне
времени и пространства», и компози-
тор-песенник, как и всякий другой
мастер, всегда является выразителем
настроений своего времени.

Почему же бывает так, что ком-
позитор теряет ошущение времени?
Почему случаются творческие кризи-
сы? Мне думается, что причина этого
кроется в известном ‹амоограниче-
нии,  проистекающем из желания
композитора во что бы то ни стало
сохранить стилевые особенности, ус-
тановившиеся в ранний период ero
творчества. Казалось бы, что ничего
дурного в этом нет, но зачастую та-
кая тенденщия знаменует собой от-
сутствие творческой смелости и при-

водит к обеднению выразительных
средств:
Отсутствие творческой смелости

заключается прежде всего в том, что
художник упрямо повторяет в каж-
дом своем новом сочинении однажды
найденные удачные приемы и сред-
ства выражения, тем самым как бы
повторяя самого себя. Не лучше
ли предоставить это дело эпигонам,
которые с каждого хорошего ориги-
нала делают посредственные копии?

Примером полобного самоповторз-
ния служат многие песни И. Дунаев-
екого.

А НУ-КА ПЕСНЮ НАМ ПРОЛОЙ ВЕСЕЛЫЙ BE-TEP

глядя

В порядке
«С. И. ».

обсуждения. См.
№№ 39, 41, 42, 43,

статьи в
44.

Эти примеры заключают в себе
один и тот же песенный образ и на-
столько близки друг другу интонаци-
онно, что по существу являются тро-
екратным повторением одного и того
же.

Но дело не только в самоповторе-
нии. Творчество каждого художника
всегда связано < ощущениями, в ат-
мосфере которых он рос и воспиты-
вался: — детство, ЮНОСТЬ, город,
деревня окружающая — музыкаль-
ная среда, когда-то слышанные песни
и мелодии — все это неизбежно на-
кладывает свой отпечаток на творче-
ство композитора. Но весь вопрос в
том, насколько созвучны эти эмоцио-
нальные истоки творчества тому вре-
мени, в котором живет и работает
композитор, и как может он творче-
ски претворить накопленный жизнен-
ный опыт.

Так, например, в свое время братья
Покрасс, пользовавшиеся большой
популярностью, в истоках своего
творчества опирались на псевдо-цы-
ганский романе. Правда, эта тенден-
ция имела и имеет право на сущест-
вование. как одна из форм лириче-
ского выражения в песне. Беда толь-
ко в TOM, STO этими же <редствами
композиторы стремятся раскрыть ьсе
эмоциональное многообразие эпохи и
пользуются ими при создании произ.
ведений, требующих совсем иных вы-
разительных средств. Жизнь сурово
наказывает за это: в дни войны И.
Дунаевский, братья Покрасе и дру-
гие композиторы, «самоограничиваю-
щие» свое творчество, не создали
произведений созвучных нашему
времени,

Великая Отечественная война яви-
лась суровым испытанием для ком-
позиторов. В дни войны раскрылась
душа народа, который camooTRep-

женно отстаивал свою свободу и

независимость. В дни войны народ
пел, но пел он только те песни, кото-
рые наиболее полно отражали дейст-

вительность и чувства, связанные ©
переживаемым. Вот почему те компо-
зиторы, которые и в этих условиях
остались верными своей довоенной
практике и не сумели отрешиться от
приверженности привычным приемам
и средствам эмоционального возлей-
ствия песни,

народа. В этом, думается, причина
того, что даже такие признанные
мастера песни, как Дунаевский и

братья Покрасс, оказались в числе
людей, не сумевмших понять новых
требований, пред’являемых сейчас к
песне.

Из высказываний участников  дис-
куссии, развернуванейся на страницах
«Советского искусства», выпал во-
прос 0 высокой идейности и прин-
ципиальности творчества композито-
ра. И если причины неудач последне-
го времени и у Дунаевского и у
братьев. Покрасс кроются в их TBOD-
ческом самоограничении, то сущест-
вует и другая опасность, которую
можно было бы назвать творческой
бесприншипностью.

В качестве яркого примера (я го-
ворю лишь о бесспорно одаренных
мастерах песни, опгибки которых на-
иболее поучительны) можно приве-
сти творчество Никиты Богословско>
ro. ONHOH и ТОЙ же кинокартине
композитор пишет две песни: одна из
них «Темная ночь», другая — прес-
ловутая «Шаланды». Если первая
песня искренна и лирична. то вто-
рая безусловно построена на’ низко-
пробном одесском «фольклоре» и
откровенно культивирует пошлость.

Слушателям, которым нравится
песня Богословского «Моя  Лизаве_
та», небезынтересно будет узнать,

что однажды композитор принес в
студию эстрадного искусства песню’
на следующий текст:

Тучок да кануетка,
Огурчик зеленый,

Мировая закуска

В огороде растет.

Что нужно нам в жизни?
Лишь садик зеленый,
Овой зеленый садик-огорол.

Песня не была принята. Но вскоре
композитор использовал свою музыку
к новому тексту песни «Моя Лизаве-
та». С какой удивительной  лег-
костыо в сознании композитора coB-
местились и претворились два диа-

не утадали настроения!

‚ нию, подобные примеры не единичны.

ются крайне редко. Так, например, на

«Вели
сердце от песни веселой» и массовые

что тема прощания с любимым горо-

метрально-противоположных по Xa.

Фото К. Род и Е. Тиханова.

рактеру и настроению текста на од-
ну и ту же мелодию! Это ли не твор-
ческая беспринщипность! K сожале-

Если жизненно, накопленный опыт
композитора дает ему возможность
разносторонне и разнохарактерно ото-
бражать явления действительности;
то творчество композитора, протека-
ющее лишь в определенной сфере, не-
избежно ограничивает его диапазон.

А между тем композитор должен
затрагивать и ‘учитывать в своем пе-

сенном творчестве замйросы различных

групп населения. Что плохого в том,
если композитор бужет писать для

пионеров, студентов, крестьян, ин-
женеров, офицеров и т. д.? Толь-
ко это перечисление °показыва-

ет, сколь различны по характёру мо-
гут быть песни, если они пишутся с
учетом определенной группы слуша-
телей, а это несомненно повлечет за
собой расширение кругозора компо-
зитора: Стремление же во что бы то
ни стало «завоевать» одной песней
все слои населения неизбежно ни-
велирует само произведение и зача-
стую приводит к тому самоограниче-
нию, о котором я говорил выше.

По этому песни, которые подхваты-
ваются широкими ‘массами, появля-

массовых довоенных демонстрациях
всеми без исключения пелись песни
завтра война», «Легко на

песин носили преимущественно   Map_
шеобразный характер. В дни войны
болыное распространение

`Недавно меня спросили о том, по-
чему эта песня поется и сейчас, ко-
гда победно завершена война и люди
вернулись в свои любимые городз.
Мне кажется, что эта песня в суще-
стве своем интимна. Пои сочинения я
предполагал, что ее будуг петь не-
большие группы. моряков,
ющихся в боевые походы. Это обус-
ловило определенные средства вы-
ражения и образ песни. А это озна-
чает, что если я задался целью пи-

сать песню интимную, значит я дол-
жен был приблизиться к \ романсу-
Поэтому массовое распространение

песни было для меня совершенно не-
ожиданным, и я об’ясняю это тем,
дом стала на время близкой темой
для многих,

также отметить ряд молодых одарен-

литературы ромайтанеского и. вирту-
озного стиля. Это» иред‘являет к ним

получила
  моя песня «Прощай, любимый город».

отправля-

_К. ЭРДЕЛИ
Соревнование
арфистов

Всесоюзный конкурс музыкантов-
исполнителей явится большим собы-
 тием в жизни советских арфистов.
Ряд наших молодых исполнителей-
арфистов получит возможность про-
демонстрировать свое мастерство.

За последнее время у нас значи-,
тельно выросли молодые кадры ис-
полнителей,

Советские арфисты стремятся раз-
вивать лучшие традиции, идущие от
  замечательного виртуоза арфы про-
фессора Московской консерватории
lA. Слепушкина, который первый ввел

принципы новой техники исполнения.

‚Его ученик доцент Московской кон-
 серватории и солист оркестра Боль-
ного театра H. Парфенов дополнил
и опубликовал труд А. Слепушкина
«Техника игры на арфе».

К сожалению, репертуар арфиста у
нас составлен главным образом из’
произведений иностранных компози-

литературы. Почти отсутствуют one
гинальные произведения советских
авторов.

Необходимо восполнить
бел. Арфа должна заинтересовать co-
ветских композиторов. Еще Глинка,
восхищенный своеобразием тембра
арфы, писал в своих записках: «Как.
хорош инструмент, если им пользо-
ваться умело!» А ведь в то время ар-.
фа была еще далеко не столь совер-
шенна и прекрасна по звучанию. И все
  же Глинка написал чудесный романе
«Сомнение» для голоса и арфыги Upe-
красную оркестровую партию в опе-
ре «Руслан и Людмила».

Современная
арфа отвечает многообразным запро-
сам композитора и в руках большого,
мастера может соперничать с форте-
пиано и другими конпертными ичет-
рументами. Р. Глиер сделал почин,
написав концерт для арфы, впервые
исполненный мною на декаде, совет-
ской музыки в Москве и в ряде дэу-
гих городов. Этот концерт для арфы
— выдающееся произведение  совзт-
ской музыки — обогатил мировую
литературу арфы. Примеру Р. Глиеоа
последовали А. Мосолов и проф:
В. Цыбин, также написавиие концер-
ты для арфы.

Если на первом Всесоюзном кон-
курсе музыкантов-истолнителей (в
1933. году} арфисты вовсе не были
представлены, а среди исполнителей
второго конкурса (в 1935 году) их
было очень мало, то сейчас, на треть-
ем Всесоюзном конкурсе выступит
более 20 арфистов.

На конкурсе музыкантов 1935 года
выделились две талантливые  моло-

10 лет творчески выросли и завоева-
ли заслуженную популярность.
Большинство арфистов — участни-
ков нынешнего конкурса — москви-
чи. Среди них хочу отметить арти-
стов Государственного симфоническо-
го оркестра СОСР Марка Рубина и
Елизавету Шлезингер, артистов орке-!
стра Большого театра СССР Элеоно-
ру Айнгорн и Татьяну Канищеву, ар-
тистку оперной студии при Москов-
ской консерватории Марию Мурзич,
Эльзу Агронскую и студентов Мос-
ковской ‘консерватории Эсфирь Грин-
берг и Ольгу Эрдели.

Это наша талантливая  музыкаль-
ная молодежь — арфисты, серьезно.
работающие над своим усовершен-
ствованием. Они, несомненно, любят
  сложное искусство арфы и работают.
над обогашением репертуара.

Среди нескольких советеких ар-

братских республик, следует  отме-
тить мою ученицу Викторию Полта-
реву (из Львова), которая в 1944 году
окончила Московскую консерваторию
по классу арфы.

На конкурсе молодым арфистам бу-
дут пред’явлены значительно’ повы-
шенные требования. Если на втором
конкурсе арфисты могли по своему
выбору сыграть 3—4 произведения,
  то сейчас им предстоит исполнить

45 минут и включающую произведе-
‚ния всех стилей: произведения Баха,
Генделя и_ клавесинистов, русских

на, Глазунова), произведения  совет-
ских композиторов, оригинальные
и в обработках виртуозные пьесы за-
падных мастеров и концерты с орке-
стром.

ния К. Симонова «Жди меня». И вот
что интересно: на эти стихи написано
около двухсот музыкальных произве-
дений, и ни одно из них не получило
массового распространения. Почему
это произошло? Потому что восприя-
тие темы стихотворения столь суб’
ективно для каждого, что найти для
этих стихов обобщающую музыкаль-,
ную форму. которая Удовлетворила
бы всех, было невозможно. Для ме-
ня несомненно, что стихотворение
«Жди меня» как по своей теме, так и
по выразительным средствам прибли-
жается к романсу. А так как романсв
силу своей специфики не может быть
массовым произведением, то в почыт_
ки создать музыку на это стихотво-
рение неизбежно терпели крах, Tak
как сами стихи стади массовыми

музыку.
Народ, переживший тяжелые испы-
тания войны, подходит к песне стро-
же и глубже, чем это было раньше.
Проникновенная интимная песня, при_
ближающаяся к романсу, но не пере-
растающая в него,—это то, что от-
вечает интересам и запросам слуша-
телей в наши дни. Конечно, я имею
в виду, что такая песня должна за_
рождаться из самых различных исто-
ков — песни солдатской, студенче-
ской, городской, крестьянской и т. д.
В такой песне обязательно должно
появиться «четвертое измерение» —
  образ песни. Под этим определением
la понимаю, помимо музыкального
литературного восприятия песни,
  ную, почти

и.
яс-
картинную ощутимосгь
места и времени, в которых мелодия
могла бы родиться и петься.

Говорят, что песня должна быть

легкой для восприятия и тогда ona}
«настоящая», тогда она становится
  массовой, Мне это кажется невер-

ным. Песня становится массозой, ес-
  ли народ чувствует потребность петь
именно эту песню. — тогда, как бы.
ни была трудна песня, народ потратит
время на ее изучение и полюбит ее.

Дискуссия о песне, начатая «Co.
ветским искусством», очень важна и
своевременна, но принесет она пло-
ды лишь тогда, когда композиторы,
пишущие песни, попытаются коитиче-

фистов, приезжающих на конкурс из.

AX, посвященных
  плана.

Восстановление Воронежа. Перспектива Никитинской площади на про

спекте

©
С. ЧЕРНЫШЕВ

действительный член Академии
Е архитектуры СССР

градостро

засе-

В докладе

1945 года тов. В. М. Молотов говорил
0б огромном материальном ущербе,

пированных районах нашей страны.

«Немецко-фангистские
полностью или частично разрушили и
сожгли 1710 городов и более 70 ты-
сяч сел и деревень, сожгли и разру-
шили свыше 6 миллионов здании и
лишили крова около 25 миллионов
человек. Среди разрушенных и наибо-
лее пострадавших городов имеются
крупнейшие промышленные и культур-
ные центры страны: Сталинград, Се-
вастополь, Ленинград, Киев, Минск,

усовершенствованная Одесса, Смоленск, Харьков, Воронеж,

Ростов-на-Дону и многие другие».
Цифры эти еще раз напоминают 0

прандиозности и неотложности задач

восстановительного строительства,
активное участие в котором является
делом чести всех советских архитек-
торов.

Восстановительная работа в постра-
давших от немецкого нашествия рай-
онах началась еще в военный период.
«Но выполнена, — как указал тов.
В. М. Молотов, —пюка лишь меныная
часть дела. Усилия всего советского
нарола, всех советских республик
доляаны быть направлены на то, что-
бы помочь скорейшему и полному
восстановлению  хозяйственно0й и
культурной жизни этих районов. Вос-
становление заводов и фабрик, вос-
становление колхозов, машинно-трак-
торных станций и совхозов, восста-

новление школ и больниц и восста--

новление жилищ, чтобы дать возмож-
ность каждому городскому и сель-
скому жителю этих мест снова иметь

дые арфистки — Вера Дулова и Ма- свой кров и устроить свою семью, —
рия Горелова. Обе они за истекшие все это является неотложным нашим

делом».

Возрождение городов должно осу-
ществляться HO определенному пла-
ну, на основе генеральных проектов,

разработанных  квалифицированными
архитекторами-градостроителями и
утвержденных  правительственными
органами.

В настоящее время работа над соз-

данием генеральных проектов ведет-

ся во всех пострадавитих от войны го-
родах. По многим эначительным го-
родам — Сталинпралу, Роклову-на-
Дону, Воронежу и др. —. она осуще
ствляется при участии крупнейших
зодчих нашей страны.

Какие же требования пред’являем
мы сегодня нашему архитектору-гра-
достроителю, каковы главные принщи-
ны советского градостронтельства,
которые должны лечь в основу HO-
вых проектов? .

Ответ на этот вопрос дает наша
прадостроительная практика послед-
них лет.

достроительства характеризуется ря-
дом исканий и сопутствующих им

стве городов. Особенно отрицательно
  при этом сказалось. отсутствие дифе-
 ренщированного подхода к населен-
  ным местам. Мы создавали безличные
  схемы планировки, одинаковые во

трудную программу, рассчитанную на всех случаях жизни, вне зависимости

от размеров города, оттого, находит-
ся ли он на крайнем севере или в суб-
тротиках. В тесной связи с этим было

классиков (Чайковского, Рубинштей-   и чрезмерное увлечение многоэтажной

застройкой, которую мы упорно на-

в центре и на окраинах.
Увлечение ‘большими масштабами

мерно широких магистралей, также
того или иного населенного пункта и
от высотносли расположенных на этой
магистрали зданий.

И, наконец, совершенно недостаточ-
ное внимание уделялось в проектах
этого периода вопросам озеленения и
разумного использования в компози-
ции города его природных особенно-
стей.

Причиной всех этих недючетов ран-
него периода нашего градостроитель-

ства являлись, как мне представляет-

ся, отсутствие у наших планировщи-
ков органического подхода к горо-

природных и иных особенностей, слю-
вом, всего своеобразия данного го-
фола.

ет считать тридцатые годы и, в част-
ности, начатую в эти годы работу над
генеральным планом реконструкции
Москвы. Историческое значение при
этом имели указания, которые
товарищ Сталин сделал на совещани-
обсуждению этого

Ярко вспоминается мне совеща-
ние, происходившее 14 июля 1934 го-
да в одной из зал Кремлевского
дворца. Архитекторы и планнровщики
выступали с докладами. Но вот флово
взял товарищ Сталин, и сразу воца-
рилась полная тишина, С огромным
волнением, боясь пропустить хотя бы
одно слово, участники совещания слу-
шали речь товарища Сталина.

В замечательных по своей глубине
и простоте словах Иосиф Виссарионо-
вич дал нам указания, как реконстру-
ировать столицу.

В архитектуре не должно быть ни-
чего надуманного, показного, никакой

фекта. Во всех случаях надо исходить
из правильно понятого масштаба, из
целесообразности, из существа дела,
учитывать конкретную обстановку н
конкретные условия строительства,
не допускать преувеличения и изли-
ществ. Строить надо красиво и эко-
номно, считаясь с запросами совет-
ского человека, с тем, как ему будет
лучше, удобнее. Излишне высокие
дома не дают удобств для живущих
в них.

ски осмыслить свой творческий путь,
пооизведут переоценку ценностей и,
эпигонски не следуя за отдельными
удачами, будут находить свои собст-
венные выразительные средства для

Этой же интимностью я об’ясняю
огромную популярность стихотворе-

создания новых хороших произведе-
ний этого важнейшего жанра,

На совещании некоторые из высту-
павших предлагали. перенести строи-
тельство сетолицы чуть ли не на сто
километров от исторически сложив-
шегося города. Эти предложения под-
купали кое-кого из архитекторов сво-
ей кажущейся «радикальностью»,

Начальный нериод советского гра-

ошибок в проектировании и строитель-

саждали в болыних н малых городах,

сказывалось и нз профилировке непо-

вне всякой зависимости от размеров

ду, как к исторически сложившейся
форме поселения, нинорирование его!

С течением времени все эти недо-
раньше, чем они были положены на  ЧЕТЫ стали. постепенно  изживаться,
причем переломным моментом следу-

мишуры, никакого эффекта ради эф-.

Революции.
Проект арх. Л. РУДНЕВА.

©

®

Советское

ительство

Товарищ Сталин решительно их OT

торов и переложений фортепианной   дании Московского Совета 6 ноября   верг. Он указал, что старый город  оп-

ределился как форма расселения ‘отч
  нюдь не случайно, что он, несомнен-

причиненном хозяйничаньем немецких но, является наиболее экономичным
этот про- захватчиков и их союзников в ОККУ- типом расселения, наиболее pallmo-
  нально решающим задачу сооружения
оккупанты сетей технического оборудования, и

что было бы совершенно неправиль-
ным итти на непроверенный экспери-
мент в таком большом и ответствен-
ном деле, как строительство Москвы.
Мне особенно запомнилась эта
Часть выступления товариша Сталина,
сразу поставившая задачу планировки
города на реальную почву. 2
К чему создавать излишне неироние
магистрали? Ишмрина магистралей и
улиц определяется, в конечном счете;
целесообразностью, возможнюстью
обеспечить бесперебойное движение
транспорта и нешеходов.
  Коснувшиеь вопроса © значенни
  Москва-реки в плане города, товариш
  Сталин подчеркнул ее роль как од-
ной из основных осей плана и указал
  на целесообразность организация
  сквозного движения по всему протя-
жению набережных с преимуществьен-
  ным размещением по берегам реки
  крупных жилых и общественных зда<
  НИЙ.
Эти указания Иосифа Виссарноно-
  BHYa должен помнить каждый совет-
ский архитектор.

вы.
Было бы явным преувеличением ут- ®
верждать, что архитекторы уже ие
  допускают ошибок в своей градост-
`роительной практике. — Напротив,
ошибки эти имелись в нашем довоен-
  ном градостроительстве, они повторя- .
  ются иногда и сейчас. Многое зави-
сит от степени квалифицированности
  и одаренности того или иного архи-
тектора и от его умения вогьлотить со-
  ветские градостроительные установ-
  ки в создаваемом им проекте восста-
  новления или реконструкции города.
Однако несомненно, что четко опре
  делившиеся после обсуждения . гене-
  рального проекта Москвы градострои-
  тельные принципы внесли в нашу
  проектную работу ту ясность и опре-
деленность, которые постепенно. при-
водят к существенному прогрессу в
  этом важнейшем деле;
Достаточно ознакомиться’ с ‘последн,
  ними проектами восстановления горо-

дов, чтобы видеть, насколько ови про-
грессивнее и лучше тех проектов, ко<
  торые создавались раньше. В ree
  ральных проектах‘ восстановления
  Сталин
  нежа или Смоленска уже
  стремление на практике’ осуществить
идеалы нашего градостроительства. В:
этих проектах ощущается забота о
советском человеке, об обеспечении
его благоустроенными и удобными
  квартирами, об озеленении города и
  его благоустройстве. Видное место в
  этих проектах занимает и забота о
красоте города, об использовании
выгодных природных особенностей —
моря, реки, озера, холмистый рельеф
— в композиции города. к

В этих и других проектах восёта-
новления городов можно видеть так=
же стремление в наибольшей мере це-
лесообразно подойти к вопросу об on-
ределении ширины улиц, этажности
зданий и т. д. Монументальная заст“
ройка композиционного центра города
во всех проектах противопоставляется
рядовой, обычно двух- трехэтажной
жилой застройке районов, что созда-
ет тем самым выгодный архитектур-
ный контраст для центральных пло-
щадей и магистралей. Архитектура
жилых домов трактуется в формах
более строгих, простых и ннтимных.
В проектах восстановления Новгоро-
да (автор — академик А. Шусев),
Смоленска (Г. Голы), Воронежа (Л;
Руднев), общественного центра Кали-
  нина (Н. Колли), Новороссийска (Б:
  Иофан) мы наблюдаем стремление в
наибольшей мере подойти к городу:
как к исторически сложившемуся ор-
ганизму, учесть его индивидуальные
особенности, его прежнюю планиров-
ку и включить сохранившуюся цен-
ную застройку в качестве одного из
основных элементов в композицию
возрождаемого города.

Все это говорит о том, что наши
архитекторы уже овладевают подлин-
кымн основами  градостроительного
искусства. Тем не менее, как я уже
указывал, в многочисленных проек-
тах, созданных за последнее время,
  имеется еше немало недостатков. Нам
  надо работать < еще болыпим чувет-
вом ответственности, так как речь
идет о горолах нашей горячо любимой
Родины, о выразительности их архи-
тектурного облика, о создании самых
благоприятных условий жизни для
трудового населения наших городов.

Мы вступили сейчас в новую фазу
восстановительного строительства. От
первоначальных схем планировки и
  эскизной работы мы переходим к
  окончательному оформлению  гене-
  ральных проектов и к воплощению HX
в реальном строительстве. Перед ар-
хитекторами стоят задачи исключия
тельной важности,
  Не только возродить из руин раз-
  Рушенные города, но и сделать их
  еще более красивыми, величественные
  MH, благоустроенными — почетная
  задача советских прадостроителей.
  Планировкой своей, стройными архи-
  тектурными ансамблями, оформление
  ем как улиц и плошадей, Tak H OT.
  дельных зданий, — всем обликом сво-
им наши города должны выражать
основную идею советского  градост-
роительства — заботу об удовлетво-
  рении эстетических н матеэнально-
  бытовых потребностей трулящихся—
pee сынов и дочерей велако-

го советского народа, отстоязшего
  честь, свободу и независимость нашей
  социалистической Родины.

Чем глубжа воспримут архитэкторы
указания товарища Сталина з строи“
тельстве городов, чем лучше будут
они осведомлены о последних Tce
жениях созетско : 1 эохнтек-
туры, тем болышими и.значительными
  будут наши успехи в гранлкозной ра-
 боте по восстанозлению городоз мо-
  гучей советской державы.

града, Ростова-на-Дону, Воро- :
видно {