„Самолет опаздывает на сутки“

ПРЕМЬЕРА В ФИЛИАЛЕ МАЛОГО ТЕАТРА

°
Л. ЖЕЖЕЛЕНКО
©

Первая пьеса! Первое энакометво
зрителей е новым драматургом Это
всегда интересно и особенно интерес-
но, когда представляют нового авто-
ра такие мастера сцены, как актеры
Малого театра.

«Самолет опаздывает на сутки» —
пьеса Натана Рыбака и Игоря Сав-
ченко поставлена в филиале Малого
театра В. ПЦыганковым, режиссер за-
служенный артист РСФСР Д. Брил-
лнантов.

Исходное положение в пьесе —
драматургически выразительно и вы-
годно. На берегу Енисея, в тайге, за
триста километров от железной доро-
ги, в избе бакенщика Ивана. Пантеле-
евича Седых появились неожиданные
гости — пассажиры самолета, совер-
шивтчего вынужденную посалку. Слу-
чай заставил собраться под одной
крышей и провести тревожные сут-
Ku людей разных профессий, разных
знаний, наклонностей и вкусов.

Неожиданное происшествие, выбра-
сывающее людей из привычной для
них обстановки, спутывающее и пе-
реплетакящее такие человеческие
сульбы, которые, казалось бы, никог-
да не могли пересечься, довольно рас-
пространенный драматургический при-
ем в зарубежных пьесах. К его по-
монти прибегают обычно в целях мо-
рально-обличительных. Герои подоб-
ных ‘пьес, выхваченные из повседнев-
ного течения жизни, становятся на
минуту иными. В них, в зависимости
от меры скепсиса драматурга, либо
просыпаются добрые начала, приглу-
шенные обыденной черствостью, ли-
60 из-тюд тонких покровов цивилиза-
ции влруг возникают очертания зверя.
Но результат всегда один и тот же:
приключение кончается, и герой 593-
вращаются к своему обычному обли-
ку, а драматург задерживает  мед-
ленно падающий занавес и с печаль-
ной улыбкой произносит: вон она.
жизнь.

Наши авторы по-новому использо-
вали старый сюжет. Они верят в че-
ловека и любят жизнь, и неожидан-
ное приключение понадобилось иМ
для того, чтобы показать, что совет-
ский человек никогда не становится,
рабом обстоятельств. О творческом
содружестве, о братском единстве
советских людей написана пьеса. Та-
ков, во всяком случае, ее замысел.

Действие пьесы протекает в тече-
ние олних суток и сосредоточенно в
одном месте. Диалог развивается лег-
ко и естественно, поступки героев
тщательно мотивированы.
хорошю:

Казалось бы, все очень
пьеса преследует цели самые благо-
родные, исходная ситуация выбрана
удачно, действие развертывается не-
принужденно. Чего же еще желать?

Из всех людей, собравшихся в из-
бе старого таежника, самый непримет-
ный, не по внешним своим особен-
ностям, а по своей подлинной жиз-
ненной ценности, Аполлон Феокти-
стович Пуговицын, человек уже не-
молодой, шумный, суетливый, он, хо-
тя и обладает несомненной предпри-
имчивостью и любознательностью, но
как-то не нашел себе места в Жизни.
Без году неделю работает он на
авиационном заводе и летит сейчас,
как он говорит, «протолкнуть сроч-
ные грузы». Он человек быва-
лый. привык к тому, что любые при-
ключающиеся с ним неприятности
рано или поздно проходят, и не теря-
ет веселой беспечности. Он постоян-
но и очень плохо острит, но люди
легко прошают ему его пошлости за
доброе намерение повеселить. Чело-
век он в обшем безвредный и даже
неплохой, услужливый и добродуш-
ный. Но где же ему тягаться со сво-
ими товаришами по приключению?

Среди этих людей и крупный yue-
ный селекционер, и старый опытный.
таежный охотник, и директор авиа-
ционного завода, и известная актри-
са.

Но Пуговицын (Н. Светловидов) не
теряется. Он шумит и суетится, про-
талкивается бочком на авансцену, от-
тесняя постепенно другие персонажи
и, наковец, почти безраздельно овла-
девает вниманием зрительного зала.

В чем здесь секрет? Ведь в жизни,
встреться мы со всеми этими людь-
ми, наименее интересным показался
бы нам Пуговицын.

Быть может, все об’ясняется не-
обыкновенной силой актерского ис-
полнения. Н. Светловидов и в самом
деле удивительно играет эту роль. Но
чудесно играет и Е. Турчанинова, И
безукоризненно точны в своих ролях
и Г. Ковров и Н. Фадеева и В. Лебе-
дев.

«Самолет опаздывает на сутки» в по-
становке филиала Малого театра.
Е. Турчанинова в роли Петровны и
Н. Светловидов в ролч 11: за ына.
Фото В. Котляр.

Все дело в том, что-подлинный дра-
матургический простор в пьесе пре-
доставлен авторами одному только
Пуговицыну. Для него найдены‘ по-
ложения, которые позволяют . пере-
дать задуманный характер целиком,
без остатка. Что же касается драма-
тических или комических положений,
в которые поставлены остальные  пер-
сонажи пьесы, то они явно недоста-
точны для того, чтобы характер мог
проявиться сколько-нибудь отчетли-
во. Они пригодны лишь на то, чтобы
вызвать такие поступки, такое пове-
дение героя, которое только не пре-
тиворечит задуманному характеру, но
вовсе не выражает его.

Не знаю, выдергивали ли когда-Ни-
будь Наполеону зуб, но если бы
склонный к бытовым подробностям
драматург вздумал поместить Ta-
кую сцену в свою пьесу, он ни на шаг
не подвинулся бы в раскрытии ха-
рактера Наполеона, ибо должна быть
известная соизмеримость между ха-
рактером и положением. А для напо-
леоновского дантиста это было бы,
вероятно, отличным драматическим
положением. Героем такой пьесы был
бы, разумеется, дантист, а не Напо-
леон. =

Все это звучит невероятным трюиз-
мом. Но что поделать, когда многие
из наших драматургов с печальным
постоянством нарушают этот элемен-
тарный закон драмы. В погоне за
правдоподобием они заботятся, глав-
ным образом, об естественности хода
событий в пьесе и редко задумывают-
ся над тем, насколько выбранные ими
события пригодны для того, чтобы
принудить характер раскрыться BO
всей своей сложности. р

Нельзя изобразить Снегирева, дея-
тельного директора огромного заво-
да, заставив его на протяжении ‘всей
пьесы томиться ожиданием, выслу-
шивать и говорить колкости нравя-
щейся ему женщине и читать нраво-
учения завравшемуся Пуговицыну.

Нельзя изобразить талантливую ак-
трису Чарскую, не показав ни силы
ее чувств и воображения, ни умения
подмечать особенности людей.

Ни Снегирев,^ни Никитин, ни Чар-
ская не совершают, правда, поступ-
ков, которые противоречили бы их,
так сказать, анкетным данным. Боль-
ше того, — все их поведение вполне
правдоподобно и вполне согласуется
со всем тем, что сообщает о них аБ-
тор. Но и только. Они ни разу не по-
падают в такое положение, когда зри-
тель мог бы глубоко заглянуть им B
душу. Знакомство с ними зрителя за-
вязывается, но не успевает перейти в
дружбу.

В куда более драматически выгод-
ное положение поставлена Петровна.
С самого начала действия она знает
о гибели на фронте любимейшего из
ее сыновей и старательно скрывает
это от мужа, сохраняя внешнюю ве-
селость, и с привычной ласковостью
потакает его причудам. Она первая из
всех верно оценивает бесхитростность
и добродушие Пуговицына и реши-
тельно берет его пол защиту. Целеб-
ными травами спокойно, не раздра-
жаясь, несмотря на откровенное недо-
верие и противодействие окружаю-
щих, лечит она и вылечивает Ники-
тина. Для каждого из своих случай-

Глеб ГРАКОВ

Весной этого года  появиласе
афиша — «Шестисотый спектакль
«Мелкие козыри». В ту пору в репер-
туаре Театра сатиры было всего че-
тыре Ньесы: «Чужой ребенок», «Сан-
ка», «Чрезвычайный закон» и «Мел-
кие козыри». Но это был не шестисо-
тый спектакль «Мелкие козыри», а
две тысячи четырехсотый— шесть со-
тен, помноженных на четыре, потому
что все четыре спектакля были уди-
вительно похожи один на другой.

И в шестисотом, и в 602-м и во всех
последующих спектаклях пьесы «Мел-
кие козыри» резко сместились все
опорные, смысловые моменты пьесы.
Актеры торопились проговорить
«скучный», как им казалось, кусок
роли и добраться поскорее до сцены,
«лозволяющей» дешевый фарсовый
трюк. А если такой трюк не вызывал
смеха, его повторяли. Один такой
трюк был повторен весьма почтенным
актером... девять раз. Концовку пье-
сы, подводящую итог всему спору
между честным советским инженером
Головиным и его антиподом — цини-
ком и пройлохой, в 602-м спектакле
вообще не успели сыграть. Словно по
собственной инициативе, занавес по-
шел раньше.

Положительные персонажи в спек-
такле потускнели, а смешные и поэ-
тому, как, вероятно, казалось те-
атру, единственно «нужные» роли
отрицательных героев забили все, как
чертополох. Спектакль потерял смысл.

В ту же пору шел в театре «Сане
ка». Ему не устраивали юбилея. Но
был он в том же плачевном состоя-
нии. А о «Чужом ребенке» по поводу
- крайней его разболтанности, запущен-
ности и ветхости в театре не в шутку,
а всерьез нам сказали, что спектакль
чеобходимо сохранить... как экспонат.
Было впечатление, что в театре доби-
ваются только одного — как-нибудь,
чем-нибудь, лишь бы насмешить. И в
«Мелких козырях» шла игра на мел-
ких козырях и в «Сашке» — на мелких
козырях и в «Чужом ребенке» — на
них же. Так можно проиграться вко-
Her.

Вскоре отдан был на откуп отри-
цательному персонажу Клембовскому
и еще

один спектакль — «Чрезвы-
чайный закон». Произошло это опять,

Театре сатиры

вероятно, потому, что у актера, ис
полняюшего ‘роль Клембовското, было
больше всего шансов без особенной
затраты творческого труда рассме-
нтить зрителя. Тут уже получилось
совсем странно. Содержание пьесы
осталось где-то в стороне, а Клембов-
ский, правонарушитель и вор, которо-
го авторы пьесы разоблачают и осуж-
дают, воспринимался зрительным за-
лом, как персонаж, похожий на свое-
образного ‹современного Фигаро. И
этот спектакль потерял смысл и цель.

Казалось, в театре утрачено стрем-
ление к истинной художественной ра-
боте, что дела в нем ведутся спустя
рукава. Все постановки запущены, и
никому в театре не пришло.в голову
заново их просмотреть, прокорректи-
ровать, восстановить утраченное в ро-
лях, исправить искажения, очистить
спектакли от всего случайного; на-
носного, искажающего идейный и ху-
дожественный смысл пьес. Надо бы-
ло обновить репертуар, а’ не пробав-
ляться спектаклями, созданными мно-
го лет назад.

Некоторые надежды Ha то, что
театр сможет выправиться, вырав-
няться, вызвала постановка пъесы
«Миссия мистера Перкинса в страну
большевиков». Но один спектакль
театра не делает. А появившийся за-
тем «Веселый грешник» ясных и оп-
релеленных слов © том, куда стре-
мится театр, не сказал. Да и we Mor
сказать потому, что основой репертуа-
ра Театра сатиры должна быть пьеса
современная, которая ставит, затра-
гивает, обсуждает острые вопросы
современности:

Но как же тогда с последней
премьерой театра «Женитьба Белу-
гина»? .

Думается: все же, что как раз этот
спектакль сыграет в жизни. театра
болыную и положительную. роль.

Обращение к классике русской дра-
матургии плодотворно и живительно
для всякого театрального коллектива.
Таким оказалось оно и для Театра
сатиры.

Нельзя сказать, что новый спек-
такль театра безупречен. Но и удачи
и промахи его вызывают серьезный
интерес. И именно это показывает,
что на создание спектакля был поло-
жен настоящий творческий труд.

ных гостей находит она верный тон и
нужное слово. Здесь, в этой роли,
есть необходимый для актрисы про-
стор, и в исполнении Е. Турчаниновой
перед зрителем появляется умная, ла-
сковая, вечно деятельная в своей ма-
теринской любви старуха-сибирячка.

Но самой выгодной позицией в пье-
се «достал и обеспечил себя» Апол-
лон Пуговицын:

Быстрый и предприимчивый, он бе-
рет на себя бытовые заботы о всех
пассажирах. Мгновенно организует он
обед, и вот картофель профессора
Глинки — волшебный картофель, ко-
торый должен был демонстрировать-
ся на слете колхозников, уже кипит
в котле. Велико отчаяние профессора.

родного поэта

Белорусекий
композитор Лукас но либретто драма-

МИНСК. (Наш корр.).

Климковича написал оперу
Калиновекий?. Композитор
Галковекий питнет оперу «Сымон My-
зыка». Либретто сделано самим KOM-
позитором по одноименной поэме на-
Белоруссии Якуба Ко-

турга
«Кастусь

паса.

ВЛАДИМИР. (Наш корр.). На-днях
закончились приемные испытания во
вновь создаваемое промышлен но-худо-
жественное училище, Училище будет
выпускать резчиков по дереву и Me-
таллу, декораторов, мастеров мозаич-
ных работ. Принято в училище 60 че-
ловек.

ТАМБОВ. (Ham xopp.). бдесь откры-
лась отчетная художественная выстав-
ка, в которой участвуют лвадцать ху-
дожников облаети. Выставлено 160 кар-

лин.
Но ведь это ситуация Наполеона И  пятигорск. (Ham xopp.). Ковротка-
дантиста. В выигрыше оказывается  чихи Пятигорской артели им- Ильича

Пуговицын, который мечется по еце-.
не, просит у всех прощения, клянется
и божится, что «достанет, обеспечит,
протолкнет для профессора новый
картофель». Заговорив всех до полу-
смерти, он тотчас же попадает в но-
вую беду, — он трубит о своей ра-
бэте на авиазаводе, о своей He3aMeHH-
мости, о своем закадычном друге ди-
ректоре. завода, знаменитом «Кольке
Снегиреве», которого он не видал ни
разу. И вот Снегирев перед ним. Рас-
серженный нахальством Пуговицына,
директор увольняет его. И снова си-
туация Наполеона и дантиста. Пуго-
вицын снова в’ драматургическом вы-
игрыше. Он проявляет искреннее рас-.
каяние, неожиданное добродушие и
незлобивость. Он продолжает хлопо-
тать и суетиться, попрежнему смешит
всех, пытается быть услужливым 4)
незаменимым. И ему начинает везти:
он совершает одно за другим ряд сен-
сационных открытий. Он находит В
подполье картофель, выращенный
здесь на севере стариком Седых по
опубликованному в сельскохозяйст-
венном календаре рецепту профессора
Глинки. Он узнает, что Метровна —
мать девяти сыновей и трех дочерей, и
сообщает ей, что она имеет право на’
орден «Мать-героиня». OH помогает
об’ясниться в любви. Марфе и Никити-
ну, и он же способствует развитию ли-
рических отношений между Снегире-
вым и Чарской. И, наконец, он орга-
низует для жителей таежного поселка
концерт и выступает в роли конфе-.
рансье.

Сн, действительно,
действительно, на все руки, и,
действительно, очень мил.

Н. Светловидов очень хорош в этой
роли. Пуговинын в его исполнении
выходит на сцену крикливым и пош-
лым болтуном, он кажется вначале,
рвачом и нахалом. Но вот к этому ос-
новному тону примешиваются неза-
метно легкие интонации искренности
и наивного простодушия. Это незамет-
ное превращение необыкновенно раз-
нообразит и расцвечивает фигуру Пу-
говицына.

Но, строго-то говоря, он путаник,
лодырь и мелкий врун. Ему нельзя
поручить ни одного серьезного дела,
с ним всегда нужно обращаться осто-
рожно, как с готовой взорваться гра-
натой, и он, того и гляди, из самых
лучших притом побуждений, выкинет
какое-нибудь неожиданное коленце.

И самое неожиданное из всего, что
мог бы сделать такой человек, как
Пуговицын, — это стать вдруг глав-
ным героем пьесы.

Но, впрочем, следует думать, что
это вряд ли входило в творческие
намерения авторов. Пуговицын сделал
себе карьеру в пьесе случайно, вос-
пользовавшись некоторой робостью
драматургов перед напряженными
драматическими положениями, необ-
ходимыми, чтобы вывести на первый
план смелых и деятельных героев.

И все-таки, несмотря на этот про-
счет в строении пьесы, спектакль за-
воевывает внимание зрителя непод-

незаменим, он,
он,

дельной жизнерадостностью и юмо-

a

славятся своим умением ткать художе-
ственные  ковры-портреты. Сейчас в
работе находится болыной ковер-порт-
рет Генералиссимуса’ Советского Союза
товарища Оталина. °

ЧЕЛЯБИНСК. (Наш корр.). Театр опе-
ретты показал премьеру музыкальной
комедии Ю. Милютина «Левичий пере-
полох» по либретто В. Тинота и
Гальперина. Спектакль поставлен A. Op-
ловым, оформлен В. Людмилиным.

НОВОСИБИРСК. (Наш корр.). 28-й го-
довшине Октября посвятил евою новую
работу—епектакль «12 месяцев» С. Мар-
така Театр юного зрителя. Спектажль
поставлен П. Цетнеровичем, оформлен
Н. Коваленко.

ЕРЕВАН. (Наш корр:). Композитор
В. Араратян закончил работу над ба-
летом «Наложница» и пишет оперу
«Парь Гагик>. Композитор А. Тигранян
пишет оперу «Давид-бек» по историче
скому роману Рафери.

КИРОВ. (Наш корр.). В областном
драматическом театре отмечено 25-летие
актерской и режиссерской деятельности
С. Судьбинина. В день юбилея пел
спектакль «Лес» А. Островского, в
котором ©. Оудьбинин играет Несча-
стливцева.

СТАВРОПОЛЬ. (Наш корр.). Нри Кра-
евой филармонии организован сектор
детской музыкальной эстрады. . В ре
пертуаре—инсценирозки басен и сказок.
Принята к постановке опера «Кот в
сапогах» в исполнении учащихся Ста-
вропольского музыкального училища.

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Здесь от-
крылась выставка работ местных XY-
дожников - фронтовиков Утинекого,
Мольт, Герасимова, Колыбакова и Ива-
нова.

КАЗАНЬ. _ (Нат
Казанский Дом актера.
ботает лекторий для
кусств. Первая лекция на
рия трагедии» привлекла
личество слушателей. .

ПЕНЗА. (Наш: корр.). 7 ноября ©
крыл сезон Областной театр оперы и
В репертуарном плане этого

корр.). Открылся
При Доме ра-
работников Ис-
тему «Исто-
больное ко-

балета. :
гсла: «Евгений Онегин». «Царская не-
pectas, «Чио-Чио-сан», «Демон», «РУ-

салка». «Аршин мал-алан» и ДР-

НИКОЛАЕВ. (Наш хорр.). Театр pyc-
ской драмы, открывнтий сезон спектак-
лем «Лавным-давно» А. Гладкова, В
настоящее время репетирует пьесу
М. Горького «Дети солнца». Одновре-
менно идут репетиции пъесы А. Кор-
нейчука «Приезжайте в Звонковое».

—— §

ФОЛЬКЛОР
ЗАКАВКАЗЬЯ

Закончилась продолжавшаяся ‘Te
тыре дня конференция, посвященная
фольклору Закавказья, созванная
Всесоюзным Домом народного твор-
чества им. Н. К. Крупской.

С докладом о пювествовательном и
музыкальном фольклоре Азербайджа-
на выступил научный сотрудник Ин-
ститута азербайджанского искусства
Академии наук АзССР Кубат Каси-
мов. Доклад ©б армянском фолькло-

ре прочел прерг А. Кусикьян. Док-
лад на тему ‘«Эпические сказания

о Кер-Оглы ‘у народов советского
Востока» сделал ‘член-корреспондент
Академии наук СССР В. Жирмун-
ский.

Доклад об азербайджанском фолъ-
клоре иллюстрировал ‘под аккомпа-
пемент саза ашуг Мирза Байрамов,

«Женитьба Белугина» в Театре сатиры. И. Любезнов — Белугин и
О. Зверева — Кармина i 1

Пьеса Островского и Соловьева не
просто история любви молодого куп-
ца-миллионера к приглянувшейся ему
девушке из «благородных». Психо-
логическое содержание коллизии
и столкновений характеров пьесы
гораздо шире. В романе Андрея Белу-
гина с Еленой Карминой много смеш-
ного, но много и трогательного, есть
в нем и моменты подлинно драмати-

дости. Злая и лживая, раз едающая
душу мораль общества, в котором
они живут, только тронула, но еще
не погубила доброго начала в их ха-
рактерах. Только поэтому, разумеет-
ся, считает Островский возможным
так просто, сценой доброго согласия,
закончить эту ньесу о разладе между
молодоженами.

«Женитьба Белугина» — подлинная
комедия, притом комедия, в которой
наряду с элементами остро сатириче-
скими, немало поэтического, светлого,
человеческого. И поэтому достоинст-
вом постановки оказывается то, что
молодой режиссер А. Гончаров не
стал «нажимать» исключительно на
одну сатирическую педаль, не стре-
мится во что бы то ни стало сделать
спектакль обязательно под вывеску
театра, в котором он его ставил. Это
привело бы к упрошению образов.

Иное дело, правда, что, оказавшись
достаточно тактичным для того, что-
бы не расправляться со всеми персо-
нажами огульно, режиссер забывает
подчас о сатирической краске как раз
там, где она совершенно необходима.

Это касается в первую очередь сцен
с Агишиным.

Самой большой удачей спектакля
Театра сатиры оказалась роль Андрея
Белугина в исполнении И. Любезнова.
Белугин—Любезнов—человек очень
молодой, чистый, бурный, темпера-
ментный, уверенный в своих силах, в
своей способности работать ладно и
живо. Bee его поведение отмечено не-
обычайной искренностью и непосред-
венностью. Любезнов—Белугин любит,
что называется, всей душой. Он цели-
ком оправдывает слова, которые го-

Фото Е. Тиханова (ТАСС).

ворит о нем Елена, — «русский моло-
дец, добрый и нежный человек»...
Сердечный, нежный, но мужественно
честный в первом акте, когда он при-
знается Тане, что разлюбил ее, счаст-
ливый, щедрый, слепой от счастья,
чувствующий себя неловко в новой
для него «аристократической» aTMO-
сфере в доме у Карминых во втором
и третьем актах, гордый и независи-

ческие. Ha отношениях Андрея и  мый, < пробудившимся сознанием
Елены, какими они обрисованы в  своего достоинства, в четвертом #
пьесе, лежит еще чистый свет моло-   пятом актах — таким проходит HO

льесе И. Любезнов — Андрей Белу-
гин. И есть лишь одна, как нам ка-
жется, черта вэтой трактовке Белу-
гина, которая чужда создаваемому
артистом образу. Желая показать че-
ловека простодушного и «простого»,
Любезнов временами уже не прост, а
излишне простоват, он играет чело-
века, который, того и гляди, опросто-
волосится. Это особенно резко про-
ступает у артиста в первых трех ак-
тах, в сценах с Агишиным и Карми-
ными. И дело здесь, главным образом,
в манере вести диалог. Артист хочет
показать смущение, неловкость и
поэтому отвечает не сразу, выдержи-
вает паузу, а иногда еще и жестом
демонстрирует усиленную работу
мозга, то-есть, попросту говоря, чуть-
чуть не чешет у себя в затылке. Это
— просчет в хорошей роли. Белугива
можно обвинить в излишней доверчи-
вости, пылкости, но нельзя отказать
ему в уме. И как бы ни сравнивал его
Агишин с Жоржем Данденом — ни в
какое сравнение с этим действительно.
глупым персонажем Андрей Белугин
не идет. Да и недаром выходит он из
всех испытаний с подобающим ему
достоинством, не побежденным, а по-
бедителем.

И побела Андрея Белугина вовсе
не в том, что он «укротил своенрав-
ную». Чистотою собственного чувст-
ва он сумел раскрыть и в душе Елены
Карминей отношение к любви чистое
и благородное. Елена очень молода и
избалована, а ее «идеал» ей самой
еще совершенно не ясен.

Елена в пьесе мечется, колеблется,
обещает любовь Агишину и снова ко-

леблется, снова мечется. «Ах, как не-

4 Женщина со снопом.

Скульнтура Е. ДЗЕГУЗЕЬ (дерево).
Из работ, исполненных для Вее-
союзной художественной выставки

хо
„Золушка””

Премьера в Большом театре

В Большюм театре Союза ССР про-
ходят генеральные репетиции нового
балета «Золушка» ‘музыка С. Про-
кофьева).

Сюжет «Золушки» давно бытует в.
музыкальном театре. Еще в апреле
1814 года в Петербурге была пред-
ставлена в первый раз волшебная
опера Г. Штейбельта «Сандрильона»,
переведенная с ‘французского Ари-
стархом Лукницким. В десятых го-
дах ХХ века Россини написал коми-
ческую оперу «Ченерентоле» (так по
итальянски называется Золушка).

120 лет назад. 6 января 1825 го-

С030.=»НОВАНИЕ
ПО ПОВОДУ СМЕРТИ
Н. ХМЕЛЕВА

На имя президента театральной
секции ВОКС И. М. Москвина из
Лондона получена телеграмма  еле-

© Постановка оперы «Иван Сусанин» re
возобновляется в конце ноября Ha сце-   ДУЮюЩего содержания: ;
не Большого театра СССР. «С глубоким прискорбием мы узна-

© Совещание о советской ТН   ли о внезапной смерти народного ар-
ческой пьесе проводят сегодня в Мо Я СССР Николая Хмелева. При-

ме актера кабинет Горького и совет-
ской драматургии ВТО совместно © ко-   мите наше искреннее соболезнование,

миссией приключенческого жанра CULE   Президент театральной секция
док с у и Л.
В ТЕ Г Лондонского общества культур-
© Выставка живописи и графики ного сближения с СССР
Н. Симонович - Ефимовой открылась Эдит Эванс».

13 ноября в выставочном зале Москов-
ского союза еоветских художников.

© Второй межобластной семинар те-
атральных критиков проводит с 6 но
27 nexaOpa в Ленинграде Всероссийское
театральное общество. На семинар при-
тлашены критики из 15 областей и

За рубежоль
автономных республик РСФСР.

оо ШИ  пиоиети Интерес к русской
  культуре

ae

вотельским институтом художественной
промьпиленности, отправлена в Иран,
где будет экспонировано около 400 раз-

личных изделий. Среди них — работы
мастеров Палеха, Метеры и Федоскин- B Аветр ИИ
екой артели.
© в Загорском историко-художествен-
ном музее-заповеднике открыт для 06б9- ВЕНА. (ТАСС). Венские театры
зрения Троицкий собор. построенный   7 ноября поставили специальные

в УХУ веке. Большой интерес предетав- : и честь советского. празд-
ляют старинные иконы работы велико- спектакли в р

го русского живониеца Андрея Рублева Ника. В государетвеннои опере шел
и О У ЗоНиюОнь   в концертном исполнении «Борис Го-

© Детский оптический театр работает   г гского, «Бургтеатр»
в системе Московской областной фи   дунов Мусор > 705 я sae nak

лармонии. Декорации проецируются на дал вечер русской эзии и музыки,
слепиальный экран © помошью  вол-   театр «Иозефитадт» подготовил

зтебного фонаря. Театр выступает в спектакль из произведений Тургене-
В его репертуаре—инсненировки сказок   Ва, Чехова, Достоевского и Горько-
и басен Крылова. Готовится постанов- го. В театре «Комедии» шёл «Дядя
Я = a u  .; .
© Выставка. посвященная русскому   театр» показал премьеру «Волки И
зодчеству, открылась в Фойе театра овцы» Островского. Музыкальная
те К. CRA eo Becowiek = aa Вена жила впечатлениями от испюл-
РА: о нения 7-й симфонии Шостаковича.

В Вену приехал Государственный

y

тиколах. клубах и красных уголках.

низована Академией архитектуры СССР
и состоит из 29 стендов. В художест-
венных Фотографиях отображены луч- хор русской песни под руководством

у i уры
НЕ веков, ЕЕ   А. В. Свешникова. Первый концерт

© 15 новых типовых проектов клуб- хор дал во дворце Хофбург во вре-
ных зланий для восстанавливаемых го-   мя торжественного приема, устроенч
родов и поселков разработал институт ного ве шалом сы в
общественных сооружений Академии мар 102 a честь
архитектуры СССР. В числе их проек- ХХУШ годовшины Октябрьской ре-
ты небольитих зданий с ан волюции.
залом на 100-150 мест (автор—Н. Колли).
клубы © залом на 150-350 мест (автор Первое открытое выступление хоч
УУмансвий) и клубные здания го- ра состоялось 9 ноября. Хор высту-
родского типа © залами на 500 мест пал с огромным успехом. Сбор OT
(аттор — Я. Корнфельл). концерта передан в фонд вБосстанов-

< Семинар руководителей музыкаль-
ных и хореографических отделов домов ления венского Оперного театра.

i юль- народного творчества Украины. Бело-
ЕЙ НЫ о руссии, Казахстана, Азербайджана и >
Mons, Seay = = других республик и городов СССР про-
лушка»,   водит в конце ноября РР. ПОСТАНОВКА ОПЕРЫ
  народного творчества HM. = T-
Наконец, в 90-х годах Прошлого ской. «БОРИС ГОДУНОВ»

столетия на сцене петербургского Ма-
риинского театра шла «Золушка»
(либретто Л. Пашковой, музыка Б.
Шель). Танцы и постановка в этом
балете принадлежали Мариусу Пе-
типа.

Либретто нового спектакля Боль-
пюго театра написано Н. Д. Волко-
вым. В основе либретто и музыки ле-
жит тема расцветающей любви двух
юных сердец. Либретто имеет три пе-
ресекающихся плана. Это, во-первых,
среда  раззолоченного мещанства,
олицетворенного в фигурах мачехи и
ее родных дочерей; затем чопорная
жизнь дворца и, наконен, мир поэ-
тической сказки, в котором живут и
действуют фея-нищенка и феи времен
года.

Спектакль поставлен Р. Захаровым.
Оформление — П. Вильямса. Дири-
жирует Ю. Файер.

Главные партии исполняют О. Ле-
пешинская, Г. Уланова (Золушка),
М. Габович, В. Преображенский
(принц), В. Кригер (мачеха), Т. Лаза-
ревич и М. Шмелькина (сестры), А.
Мессерер и А. Жуков (шут), В. Ряб-
цев и Л. Лащилин (отеш), А. Абра-
мова (фея-нищенка), В. Цаплин (учи-
тель танцев).

Премьера «Золушки» состоится
ближайшие дни.

—

Вечера памяти
Л. Н. Толстого

Вечер памяти Л. Н. Толстого B CBa-
зи с 35-летием со дня смерти вели-
кого русского писателя устраивает
19 ноября Всероссийское театральное
общество. После вступительного сло-
ва проф. Н. Гудзия воспоминаниями
© своих встречах с Л. Н. Толстым по-
делятся А. Гольденвейзер и Н. Гу-
сев. Отрывки из «Воскресения», «Жи-
вого трупа и «Плодов просвещения»
исполнят В. Качалов, И. Берсенев,
С. Гиацинтова, В. Лебедев.

Кабинет русской классики ВТО
проводит два вечера, на которых бу-
дут прочитаны доклады «Драматур-
гия Л. Н. Толстого» и «Сценическая
история пьес Толстого».

В Октябрьском зале Дома союзоз
намечена серия концертов, посвящевн-
ных Л. Н. Толстому.

в

ясно, как ‘темно все в голове» —
восклицает Елена. И наконец: «Я не
та, какой я себя представляла, я луч-
ше...» Такова Елена в пьесе. Образ

этот далек от образа Лидии Чебокса-

ровой в пьесе «Бешеные деньги». Но,
к сожалению, в спектакле Театра

сатиры Елена (О. Зверева) оказалась

родной сестрой Лидии Чебоксаровой.
Зверева играет женщину весьма
опытную и, что называется, «себе на’
уме». И эта вот черта в роли, в соче-

кой-то  томно-утомленной
разговаривать и вести себя, создает
образ Елены, никак не гармонирую-

Белугина.

«Я хочу быть свободной!» — не раз
восклицает Елена. Актриса произно-
сит эти слова с очень точным подтек-
стом — «Я хочу быть свободной, лю-
бить кого мне угодно, вести себя, как
мне угодно». И Агишин не случайно
бродит поблизости. Все эти мотивы
поняты в спектакле и исполнитель-
ницей и режиссером чрезвычайно
примитивно. *

Обрисовав в таких тонах свою Ге-
роиню, актриса, естественно, лишила’
себя возможности показать сначала
безотчетное, но потом все яснее
и яснее для самой Елены прояв-
ляющееся чувство к Андрею. Этот
мотив почти не звучит в спектакле, и
поэтому все так неясно в последней
сцене его: спрятала Елена свои ко-
готки до поры, когда явится более
решительный, ослепительный и более
ловкий Агишин, или проснулась в ней
настоящая любовь к Белугину.

Понятно только, что Агишин из
спектакля Театра сатиры, бесспорно,
подходит Елене. Ведь если бы Зве-
рева сыграла Елену так, как задума-
ли ее Островский и Соловьев, мы бы

‘вил

8 концертов-абонементов,

театра соста-

Летопись советского
= Bee-

библиографический кабинет

В БУХАРЕСТЕ

российского театрального общества. В
рукописи об’емом 35 печатных листов БУХАРЕСТ. (ТАСС). В Бухарест-
приведены все знамевательные латы ском оперном театре состоялась

из истории театра © 1917 по 1944 rox.
$ Первый московский областной
театр выехал на гастроли в Артемовск.
© 16 пианиетов столицы примут уча-
стие в цикле фортенианных вечеров,

премьера оперы Мусоргского «Борис
Голунов» в постановке дирижера ру-
мынской оперы Массини. На премье+
ре, прошедшей с большим успехом,

носвященных творчеству ПТопена. ко-

торый организует Московская филармо- присутствовали премьер-министр Гро-
ния в Октябрьском зале Дома союзов. за, посол СССР тов. Кавтарадзе, re-
В программу  пикла, ие  “се   Нералы Виноградов и Москвитин.

>

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ
ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ
СВЯЗИ С СССР

Лондон. — (ТАСС). Общество
культурной связи Англии с СССР ор-
  ганизовало специальную театральную
  секцию. В секцию вошли крупнейшие
английские артисты: Лоренс Оливье,
  Сибилла Торндайк, Ральф Ричард-
  сон, Джон Гилгуд, Дональд Уолфит,
Майкл Редгрейв, Беатриса Леман,
Роберт Донат, Фей Комптон, Дебора
Керр, а также театральные деятели и
режиссеры Джон Баррел, Джофри
Уитворт, сэр Льюис Кэссон, Франк-
лин Дайел и Джозеф Маклеод. Пред-
седателем секции избрана известная
английская актриса Эдит Эванс р

Театральная секция готовит Coats
шую выставку «Советское театраль-

фортепианные произведения ПТопена.
< Московская филармония выпускает
из печати в помошь слушателю музы-
кального университета 4 брошюрье
«Гайдн, Моцарт, Бетховен» и «Дебюссиы—
Равель» А. Альшванга, «Музыка пер-
вой половины ХУПГ столетия» Е. Бер-
лянд, «Итальянская и _ Французская
опера ХГХ столетия» А. Хохловкиной и
монографию © Рахманинове Б. Асафь-

ena.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ
ТЕАТРЫ

Во время Великой Отечественной
войны были организованы <специаль-
ные фронтовые театры, которые по-/
казывали свои спектакли бойцам и
офицерам Красной Армии.

На базе фронтовых театров в <и-
стеме Комитета по делам искусств
при СНК СССР создано об’единение

и театр одноактной музыкальной ко-

государственных передвижных теат-
ров, в которое вошли драматические
театры под руководством И. Раев-
ского. В. Власова, Е. Дзигана, В.
Вильнера, Н. Демидова. театр опе-
ретты под руководством Ю. Генина

медии под руководством Н. Зиновь-
ева. Эти театры будут давать спек-
такли в клубах крупнейших пред-
приятий в районах, освобожденных от

ное искусство», которая откроется в
Лондоне в начале 1946 гола, а также
театральную выставку «Шекспиров-
ская Англия», которая будет послана
в Москву к шекспировским дням (
апреле 1946 года). if

°
ХРОНИКА

В олном из лучших кинотеатров

тании с несколько медлительной, ка-
манерой

щий с образом молодого, энергичного

немецких захватчиков, в театральных
и клубных помешениях, построенных
за годы войны на востоке. Кроме то-
го, три перелвижных театра будут
обслуживать части Красной Армии.

Передвижные театры готовятся
сейчас к работе в новых ` условиях:
расширяются труппы, создается
оформление спектаклей ВЦСПС
предоставил для подготовительной и
репетиционной работы с‹<цены Kpyi-
нейших клубов столины.

К концу года передвижные театры

Бомбея (Индия) в октябрьские дни
сткрылась выставка-фестизаль «ХХУ
лет советской кинематографии».

В настоящее время в Индии пройзз
водится дубляж советских фильмов
на бенгальский язык. До сих пор
советские фильмы дублировались на

двух индусских языках: инди и тами-
ли.

ххх

В: Праге открыты две выставки
«Советский Союз в Отечественной

выелут в промышленные ‘районы   Катуре». Обе выставки вызвали KH.

СССР. вой интерес и усиленно посещаются
жителями столицы.

В кинотеатрах столицы Чехословач

кии демо ль-

rijeiene..’ Tigewionores  wenpmser демонстрируются советские филь

мы. С огромным успехом идут на экз
ранах: «Суворов», «Иван Грозный»,
«Человек № 217» и др.

kee

роль Настасьи Петровны арт. А. Ску-
  ратова. Следует сказать, что все BTO-
  рыё женские роли в спектакле уда-
лись. Это относится и к Л. Кузмиче-
  вой, играющей Кармину-мать и осо-
  бенно к 3. Путяшевой, которая пре-
красно. проводит обе сцены Тани Сы-.
  ромятовой —и в первом и в пятом
  акте. Актриса наделяет эту девушку
до того трогательной искренностью,
душевностью и теплотой, что неволь-
но является мысль, не прогадал ли
любезный зрителю Андрей Белугим,
отказавшись от такой невесты. В об-
щем удачно играет Василия. Сыромя-
това арт. В. Анисимов.

Не все в этом спектакле одинаково
удачно и интересно. Есть некоторая
упрощенность и грубоватость в ми-
зансценах первого акта. Но второй и
третий акты поставлены очень хоро-
шо, в них найдены правильные сцени- и р
ческие детали, помогающие полнее 14 ноября в Москву прибыл знаме:
раскрыться Белугину. В четвертом нитый американский У аа У
акте досадно упрощены начальные   Менухин. На центральном аэродроме
сцены Андрея и Елены и затем разго- И.. Менухина встречали зав. амери-
вор Настастьи Петровны со слугой Канским отделом ВОКС М. Урнов,
Прохором. Они словно должны наме- Начальник Главного управления музы-
кать, что Андрей Белугин наказан Кальных учреждений Комитета по
так же, как задолго до него наказа-  делам искусств при CoBHapKoMe
ны были непокорные мужья в «Лизн- СССР В. Сурин, Давид Ойстрах,
страте» Аристофана. Вряд ли имело   М. Козолупова, Г. Шнеерсон, дирек-
СЯ Sonne эти сцены именно так.   ТОВ Филармонии В. Власов.
цию бей а и ка и sos
ны. В заключительных сценах Белу-  Консерватории он исполнит (вместе <
гин снова прочно овладевает симпа- Л. Обориным) сонату А-4иг Бетхо-
тиями зрителя. вена, посвященную Крейцеру и со-

Спектакль очень хорошо оформлен   Нату для скрипки соло g-moll Баха. В
художником И. Федотовым. Театр   программе второго отделения — «По-
был прав, обратившись к Островско-   ма» Шоссона, ‹ «Румынские танцы»
ка а недостатки в испол-   eee и «Рондо-каприччиозо»,

i льных ролей и в работе  Сен-Санса.
режиссера, этот така: Чебеноо. Второй концерт состоится завтра в
ная удача театра. Новый спектакль   Зале им. Чайковского. И. Менухин

В Будапеште впервые после вой-
ны стал выходить новый. еженедель-
ный театральный журнал под pe
дакцией известного журналиста Де-
неша Санто. Первый номер журнала
открывается передовой статьей пи-
сателя Юлиуса Гай «О связях coe
ветокого и венгерского театров».

В Будапештской филармонии с02
стоялся большой концерт из произ-
ведений Чайковского, прошедший ©
огромным успехом.

—ю_—

Иегуде Менухин
в Москве

удивились, что не разочаровалась она
в этом Агишине с первого же его по-
явления. Настолько он бесцветен и
‚однообразен. Разве’ такой Агипин
может быть серьезным соперником
Белугина? В исполнении А. Кисля-
кова—это человек ничтожный, мелко-
расчетливый, лишенный обаяния.
Он’ циничен —и только. Разве мог
такой человек обмануть Елену? Вот
образ, который заслуживал тонкого и
острого сатирического рисунка. Аги-
шина можно играть по-разному, но он
действительно должен привлекать
внимание, интерес, иначе ему нет ме-
ста в пьесе. :

Есть. в третьем и четвертом актах
несколько выразительных моментов в
игре арт. В. Лепко в роли Белугина-

Адрес редакцич и издательства: Москва, них ны * Feneiian: секретарнат—К 4-15-66; отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстрады и цир. ка,

516408.

; Типография «Гудок». Мобква, ул. Станкевича, 7,

показывает, что театр может работать исполнит сонату для скрипки и фор-
и над пьесами современны   Aj
te per ми и над   тепиано Франка (вместе с Л. Обори-
ie ee Он показы-  ным), «Чаконну» Баха, «Меланхоли-
Е = широким может быть   ческую серенаду» Чайковского, «Де:
р an тра, если работу в нем   вушку с волосамя цвета льна» Дебю-
soak ‘Op: ot упорно, так, чтобы ре-   сси, «Венский каприз» Крейслера ни
а . радовали и творческий   «Цыганские напевы» Сарасате. В обо-
а Е зрителя. Необходимо   их концертах партию фортепиано ‘ис-
ы Oe ee сейчас театром полнит А. Макаров.
ты bi с ed 6 Rte был и МЕ третьего концертз
Tent ику ра- енух й кони
oe y pa-  4. ухина — 4-й концерт для
бот ад спектаклями современной   скрипки с оркестром Моцарта, KOH-

темы.
церты Бетховена и Брамса.
ЖЕ —

Редакционная коллегия:

a МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ. С ГЕРАСИМОВ,
.  ЗАВАДСКИЙ, A, КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.
иностранный и информации—К 5-45-12;

издательство — К 1-48-98.

Заказ № 2291.

войне» и «Гитлер в русской кари-.

\