М. ЧИАУРЕЛИ

рратетво

Братство и дружба народов стали
основой величайшего расцвета куль-
туры нашей необ’ятной, многонацио-
нальной страны. Народы Советского
Союза имеют все возможности для
свободного творчества, ничем не сте-
<няемого развития своего искусства.
В живом творческом общении с пе-
редовой русской культурой искусство
братских республик поднялось на не-
бызалую доселе высоту. Именно это
живое общение, взаимодействие, взаи-
мовлияние национальных культур
сыграли величайшую роль в общем
пол’еме советского искусства.

Многонациональное искусство на-
шей страны развивается как необы-
чайно сложный, но пелостный твор-
ческий организм. В широком обмене
художественным опытом, в расшире-
нии и укреплении связей между брат-
скими искусствами видят передовые
художники нашей страны залог даль-
нейшего расцвета своего творчества.

Сталинское знамя братства и друж-
бы народов осеняет наше искусство,
об’единяет его мастеров и ведет их
к новым успехам.

Никогда и нигде, ни в какой доу-
гой части мира, связь между искус-
ствами различных народов`не была
столь органичной, как в нашей стра-
не. Эта’ связь стала неот’емлемой
частью жизни советского искусства.

Горячий и животворный советский
патриотизм был и остается генераль-
ной темой творчества наших худож-
ников. «Сила советского патриотизма,
— товорит товарищ Сталин, — co-
стоит в том, что он имеет своей осно-
вой не расовые или националистиче-
ские. предрассуджи, а глубокую пре-
данность и верность народа своей со-
ветской Родине, братское ‹одруже-
«‹тво трудящихся всех наций нашей
страны. В советском патриотизме гар-
MOHHUECKH сочетаются национальные
традиции народов и общие жизненные
интересы всех трудящихся Советско-
го Союза. Советский патриотизм не
раз’елиняет, а, наоборот, сплачивает
все вации и народности нашей cTpa-
ны в единую братскую семью».

Мы, художники советской страны,
на примерах собственного творчества
все больше убеждаемся в том. сколь
велика сила обединяющего  совет-
ского патриотизма.

Народы Грузин, Армении, Азербай-
джана, Средней Азии глубоко вос-
принимали то, что было созвучно их
свободолюбивым  стремлениям, их
идеалам. Поэтому так любили они
русское искусство. И ответом им бы-
ла любовь передовых русских ху-
дожников. Разве не Пушкин и Лер-
монтов воспели Кавказ, разве не Ве-
решагин написал лучшие свои полот-
на, посвященные Средней Азии, раз-
ве не у русского композитора Рим-

ского-Корсакова слышатся в ПРроиз-,

ведениях мелодии Востока? Примеры
эти можно было бы множить беско-
нечно. Корни братства искусств ухо-
лят в далекое прошлое. Но действя-
тельно благодарную почву для рас-
пвета это братство получило в наше
время.

Служение великим идеям партии
Ленина—Сталина  об’единило нас.
Олними интересами стали жить на-
ролы нашей страны. О горячей любви

к своей ролине. к великому Сталичу

поют в <воих песнях ойрот и чукча,
звенк и мариец, грузин и украинец,
армянин и казах, туркмен и белорусс-

Общность идей, общность форм <о-
пиалистического бытия наитих наро-
Яов привели к тому, что художест-

венное творчество одного из наших.

народов духовно близко всем другим.

Искусство советских народов —
искусство, национальное по форме
и сопиалистическое по содержанию.
Можно ясно увидеть, как в повсе-
дневной практике протекает плодо-
творное взаимовлияние братских ис-

—х

HCKYCCTB

кусств и в области содержания и
области художественной формы.

А это — величайшая предпосылка
дальнейшего роста искусства, ибо
нет страшнее бича для творчества,
чем национальное самоограничение.

Немало для расширения и укрепле-
ния связи национальных искусств
сделала советская кинематография.
Об этом наглядно свидетельствуют
произведения, созданные в киносту-
лиях Украины, Грузии, Белоруссии,
Армении, Азербайджана, в Ташкенте,
Алма-Ата, Сталинабаде и Ашхабаде.

Наша национальная кинематогра-
фия — детише советской власти. Су-
ществовавшая в зачаточном  состоя-
нии киностудия в Тбилиси в го-
ды социалистического строительства
превратилась в крупную творческую
‘организацию. Здесь воспитались но-
вые киноработники. ряд фильмов этой
студни вошел в золотой фонд совет-
ской кинематографии. Выпускают ху-
дожественные фильмы киностудии B
Баку, Ереване и других городах стра-
ны. Совсем нелавно мы Увидели но-
вый фильм Сталинабадской студии—
«Тахир и Зухра», созданный коллек-
THROM узбекских кинематографистов.
Это уже не учебная работа, а зрелое
пройззедение, Успех киноработников
Узбекистана является радостным
событием для всего советского кино-
искусства.

Немало «теоретиков» на Западе до-
казывали, что кинематография — ис-
кусство без национальной души, ис-
кусство «абстрактно европейское»
или. «мировое», что сложная и для

тует, в общем, и одинаковые пути
его эстетики. И как  знаменательно,
что именно в нашей стране было
доказано, сколь своеобразным,
сильным и многообразным в выраже-
нии национальной души может быть
кинематограф! Разве не это показали
такие русские фильмы, как «Мать» и
«Броненосец Потемкин», «Чапаев» и
пругие? Разве не это же показали
фильмы наших нациовальных студий?
И разве не показательно, < другой
стороны, что ни кинематография Аме-
рики, ни кинематография Англии не
справляется с созданием . фильмов,
посвященных, например, Востоку.
Жалкой стилизацией являются эти
ленты, отвечающие лишь самым вуль-
гарным представлениям об «экзотике»
Востока и вуалирующие самую суш-
ность глубоких социальных проблем,
связанных с Востоком.

Партия, правительство, великий
Сталин окружают искусство заботой
и вниманием. Организация декад на-
  ционального искусства в Москве,
  смотры народного творчества, респуб-
ликанские и всесоюзные художест-
венные выставки, привлечение масте-
ров искусств к работе по оформлению
всенаролных празднеств. всесоюзные
и республиканские конкурсы, нако-
  нец, поездки мастеров искусств раз-
личных республик по Советскому Co-
юзу — все это способствует живому
обмену творческим опытом, взаимно-
‘му обогащению всех отрядов нашего
многонаннонального искусства.
  Сталивская Конституция KOH-
  ституция дружбы народов советской
  страны, привела к сталинской друж-
бё искусств.

В этой дружбе черпают силы наши
художники, и она поможет им созда-
вать произзедения, достойные нашей
эпохи — эпохи. героических битв ий
великого строительства. Пусть каж-
дый: из мастеров
свою скромную лепту в общее дело.

Неустанно стремясь к совершенст-
ву наших творений, мы общими уси-
лчями создадим искусство столь же
прекрасное и неповторимое, CKOUIb

эпоха побед и величия нашего строя,
‚ основанного на великом Сталинском
законе жизни и счастья народов!

Концерт народных акынов

ФРУНЗЕ. (Наш корр.). Киргиз-
ская филармония им. Токтогула
провела творческий вечер наролны\
акынов-импровизаторов. — Необычай-
вый вечер-концерт привлек болышое
число ученых киргизского филиала
Академии наук СССР, писателей, по-
этов, артистов, музыкантов. т
- Писатель Касымбек Ешмамбетов
рассказал о. творчестве акынов —
участников концерта. Народные акы-

ны исполнили свои лучиние произве-
  чения, сочиненные ‘во время Вели-
кой Отечественной войны. Солисты
Киргизской филармонии исполняли
песни, написанные на тексты акы-
нов, Особый интерес вызвали импро-
визации старейшего народного акына
Османкула Булеболаева. Вечер за-
кончилея своеобразным  состязанием
акынов в импровизации на тему
«Великая победа Красной Армии».

чары

Мих. ДОЛГОПОЛОВ

СОВЕТСКИЕ

АРТИСТЫ ЗА РУБЕЖОМ

Почти два месяца Государственный
ансамбль народного танца СССР га-
стролирует в Румынии и Болгарии.

7 октября вечером наш поезд по-
дошел к маленькой пограничной стан-
ции Унгены. Небольшая остановка,
соблюдение необходимых формально-

стей, ни состав медленно переезжает

границу.

На станциях толнитея много лю-
дей. Они е любопытством разгляды-
вают диковинный состав, пытаются
вступить в разговор с советскими
артистами. Узнав, что. в столицу Ру-
мынии едут русские танцоры, начи-

нают искренно приветствозать HX.
подбирая общепонятные слова, от
чаявно жестикулируя.

Проезжаем станцию  Фокшаны.

Здесь шли упорнейшие бои с гитле-
ровцами. Повсюду остатки повержен-
ных в прах гитлеровских дотов, под-
битые танки. У станции Бузэу —
маюжество разбитой вражеской  тех-
ники, опрокинутые вагоны, длинные
штабеля немецких мин, тянущиеся
вдоль полотна железной дороги.
Поезд спешит дальше, минуя MHO-
гие станции на пути к столице Py-
мынии. Вот и Бухарест. До войны
здесь гастролировали`все крупнейшие
европейские и американские знамени-
TOCTH, приезжали различные
вые труппы. Жители этого города ви-
дели немало интересного,

балет-.

выдающе-

на концерты, так как они были про-
даны сразу же в течение двух-трех
часов. И не случайно один из круп-
нейших театральных деятелей Буха-
реста Монел Царану, ‘приветствуя
артистов ансамбля, сказал; «Наше на-
родное правительство  упразднило
черную биржу. Но в дни ваших га-
стролей она снова начала функциони-
ровать’и билеты на ваши концерты
котируются на ней исключительно
высоко, как самые ценные бумаги...»

На первом концерте, состоявшемся
в самом большом помещении —
«АРО», присутствовал почти в пол-
ном составе кабинет министров Ру-

всех одинаковая техника кино Дик-

искусств вносит:

прекрасна и неповторима наша эноха,

мычии во главе с премьером г. Петре   Сталин!»,

° Музыка Азербайджана

Это было еще в дни войны, когда

в столице братской Грузинской рес-
публики, Тбилиси, собрался цвет <о-
ветской музыкальной культуры —
композиторы, музыканты, критики,
 историки музыки. Проходила музы-
\кальная декада Закавказских респуб-
лик. И тогда мы услышали от наших
взыскательных гостей, что азербай-
джанская музыкальная культура сде-
лала гигантский скачок вперед.

В голы Великой Отечественной

войны развернулось творчество азер-
  байджанских композиторов. Впервые
тогда советская музыкальная обще-
ственность Баку узнала много новых
имен, познакомилась < талантливыми
произведениями женщин-композиторов
Ага-Баджи Ризаевой, Шафиги Ахун-
довой, Окимы Наджабовой, Адиля Гу-
сейн-Заде и др. Их пфоизведения за-
няли почетное место в концертах и
радиотередачах Это по преимущест-
ву лирическая музыка, посвященная
темам Отечественной войны, песни,
обращенные к бойцам, сестрами, мате-
рями, летыми, возлюбленными, пись-
ма, благословляющие на битву. писъ-
ма с фронтов на родину. Прекрасно
показали с молодые композиторы-
женщины и в создании музыки гим-
на Азербайджанской ССР.

Многие из этих молодых компози-
торов сейчас еше студентки Азер-
байджанской консерватории. Самая
молодая из них— ученица 10-го клас-
са музыкальной школы при консер-
ватерии, пианистка-композитор Эль-
мира Назырова — обращает на себя
внимание своей высокой  одарен-
HOCTBIO.

© <

У. ГАДЖИБЕКОВ
1 $ 9°

Другим примечательным событием
нашей художественной жизни по-
следних лет явулось создание HO-
вой музыкальной формы под названи-

lem «лжанти» и др., обогащающих ба-

тальную музыку. Этот жанр имеет
глубокие корни в народно-музыкаль-
ном творчестве. Еще исстари у азер-
байджанскоГо народа был обычай пе-
ред боем исполнять песни на зурне—
это вдохновляло воинов перед битвой.

В лни Отечественной войны ‘азер-
байджанские композиторы на основе
этой народной музыкальной традиции
начали писать оркестровые произведе-
ния джанги, рассчитанные на оркестр
с непременным участием зурны. Пер-
вое ‘такое джанги—«Призыв к бою»—
довелось мне написать в тяжелые
дни 1942 года, когда враг рвался
к Баку.

У азербайджанских композиторов
было много творческих удач и в ©0-
злании военных маршей, по ‚дюстоин-
ству оцененных музыкальной  крити-
кой. Высокие художественные ka-
чества отличают произведения, еоз-
данные молодыми композиторами
Азербайджана — Ниязи, Сулейманом
Алескеровым, Азшрафом  Абасовым,
Солтаном. Гаджибековым, Кара Ka-
раевым, Джовдет Гаджиевым и дру-
ими.

Расцвету музыкальной культуры
Азербайджана способствовало тлодо-

творное влияние русской музыкаль-
ной культуры.

Я счастлив, что музыка азер-
байдрканского народа уже давно
звучит далеко за пределами нашей
республики, давно уже признана до-
стойным вкладом в сокровищницу
советского музыкального искусства.
По радиоволнам на весь мир разно-
сятся песни наших лучших  певцов-
солистов и хоровых коллективов. Я!
счастлив тем признанием и популяр-
ностью, которые получила моя музы-!
кальная комедия «Аршин-мал-алан»,
переведенная Ha 34 языка и исполня-
ющаяся во многих театрах братских
республик.

Самые широкие слои ‘народа тво-
рят музыкальную культуру Азер-
байджана. К нам в Баку приезжают
за музыкальным образованием мно-
го юношей, девушек н даже под-
ростков из колхозных районов. Мы
направляем их в соответствин с под-
готовкой в различные учебные 3a-
ведения, начиная от музыкальных
пкол-семилеток и кончая консерва-
торией. Так, например, композиторы
Алескеров и Абасов пришли в Азер-
байджанскую консерваторию из ря-
дов колхозной музыкальной самодея-
тельности.

Наша многонациональная родина,
руководимая гениальным  вождем
товарищем Сталиным, победила врага
как силою своего оружия, так и ду-
ховной мощью — социалистической
культуры, развивающейся во всех
республиках нашего великого отече-
ства.

м. лит ВИНЕНКО-ВОЛЬГЕМУТ, И. ПАТОРЖИНСКИЙ

ПпЕвВПыЫ УКРАИНЫ

Украина всегда была сокровищни-
цей чудесных голосов

Eme великий русский композитор
Глинка, бывший в то время управля-
ющим придворной капеллой. побывал
на Украине, чтобы найти там  хоро-
ших певцов.

В 1330 году инспектор император-
ских театров Лебедев приезжал на
Украину в поисках голосов для
Мариинского театра и нашел там
Осипа Афанасьевича Петрова—«ле-
душку русской оперы», как называл
его впоследствии Мусоргский.

Однако только в наше время укра-
инское искусство, согретое сталин-
ской заботой, достигло небывалого
расцвета. В 1936 году на декаде ук-
раинского искусства Киевский госу-
дарственный театр оперы и балета
первым из театров братских респуб-
лик выступил в Москве. Украинское
искусство получило тогда широкое
признание и высокую оценку.

На Украине выросли мастера со-
ветского оперного искусства: Зоя
Гайлай Ю. Кипоренко-Доманский,
Н. Частий, М. Гришко, В. Гужова,
Н. Захарченко М. Роменский, К:
Лаптев, К. Минаев.

Наши писатели, драматурги, ком-
позиторы, художники в. своих кин-
гах, пьесах. песнях и картинах во-
спевали поэтическую природу родной
Украины: и тенистый гай, и аинро-
кую степь; и полноводные ‘реки, и
бархатное украинское небо, усеянное
звездами.

..Началась война.  Гитлеровские
варвары предательски напали на
Советскую Украину, оккупировали

нашу родную землю, пытаясь заду-

шить украинскую культуру.

Не вышло!

Искусство Советской Украины
продолжало жить и развиваться.

С болью в сердще покинув родные
места, работники искусств Украины
начали свою мужественную работу
на фронте, в тылу и в подполье при
немцах.

Свободная украинская песня’ зву-
чала в Красной Армии, в партизан-
ских отрядах, на заводах и в колхо-
зах и в палатах госпиталей у ранве-
ных бойцов, мечтавших о ‘выздюров-
лении и продолжении священной
борьбы за родную землю. Песня под-
нимала боевой дух украмиского наро-
да, призывала его на борьбу за из-
тнание немецких оккупантов с Ук-
раины, призывала на боевые подвиги
на фронте и в тылу.

Во время войны были созданы
песни о братстве украинского. народа
с великим русским народом, который
помог ему освободить украинскую
землю от ига немецких  захватчи-
ков. Вот одна из песен, сложенных
украинским народом, — «Дума про
Богдана Хмеля».

Переяслав дзвоном дДЗвонить,

Вах склика на Раду.

Ой, спасиб! батьку Хмелю,

За твою пораду;

Що з’еднав ти нас з Москвою,

З рилними братами, -

Ой, Ботдаве, батьку Хмелю,

Славный наш Гетьмане!

Творчество ия композито-
ров. приобрело’ сейчас новые ‘черты’
профессиональногя  мастерства. При-
мером могут служить оратория Ан-
дрея Штогаренко «Украина моя»—
первое украинское произведение это-

го жанра; «Украинский квинтет» Б.
Лятотинского — повествование о’ го-
дах Отечественной войны «Дума про,
Украину, М. Вериковского (на текст
М, Рыльского).

Сейчас
свою деятельность театры и музы-
кальные учреждения. В Киеве и
„Харькове, в Одессе и Львове рабо-
тают консерватории, филармонии,
симфонические оркестры. Большой
популярностью пользуется у нас ка-

на Украине развернули

пелла «Думка», существующая <
1918 года и успешно продолжающая
Свою работу. Организован новый

Государственный народный хор Ук-
раинской ССР под руководством
композитора Г. Веревки.
На Украине расцветает хуложест-
венная самодеятельность. Наши са-
модеятельные кружки совершенст-
вуются и обогащаются чертами про-
фессиональнопо мастерства.

В мае этого года на Украине про-
шел республиканский конкурс музы-
кантов-исполнителей. Пять ° лучших!
из них. получили первые премчи. Это
—пианистка Рада Лысенко — внучка
замечательного украинского  комтю-
зитора, пианисты Тасин и Гиндин,
скрипачи Пархоменко и Штерн.

На первом республиканском туре
Всесоюзного конкурса музыкантов-
исполнителей мы прослушали мело-
дых певцов Киева. Харькова, Одессы,
Львова, Сталино и Измаила.

На второй тур Всесоюзного кон-
Курса музыкантов Украина поетлала
7 невпов`и 5 инструменталистов.

Искусство Советской
полно радостного творческото под’
ема, связанного с возрождением жиз-
ни на свободной украинской земле.

a ee fA AN NN
3 To

Выступление Pocygapcrsesuoro ancamO6aa napoguoro tanua CCCP xa naomagrop. Crapa 3aropa. Acaoanaet-

ми, провозглашала: «Да здравствует
«Да здравствует Петре

Гроза, вице-предеедателем Совета ми-  Гроза!».

нистров г. Георгием Татареску.

На концерте успех
  сразу же, во время исполнения
  вого

мелодия, плавной
  выплыли, ма сцене появились
ские девушки в старинных нарядах,
затем вышли красивые, статные «рус-
‚ские молодцы». Перед восхищенны-
ми бухарестцами прошло несколько
танцев — медлительные, плавные хо-
роволы, полные грации и обаяния, и
стремительные, лихо исполняемые
мужские пляски. Начались аплоди-

поступью,

гося. Носле окончания ВОЙНЫ ОНИ уже   ное. впечатление произвел воинетвен-

слышали и смотрели крупнейших на-
ших артистов — И. ‘Козловского,
В. Барсову, Д. Ойстраха, Л. Оборина,
О. Лепешинскую, С. Головкину и
других. Они по заслугам
оценили их мастерство. Но  при-
бытие в Бухарест специально.
го поезда, привезшего ансамбль, ©со-
стоящий из 169 танцоров и музыкан-
тов, ошеломило румын. Ведь ни одно
самое крупное гастрольное бюро в

мире не в состоянии было бы «под-
нять» такую труппу, отправив ее в
турна. Как же должен быть богат

Советский Союз, каким количеством
театров должен он обладать, если ему
под силу организация подобных га-
стролей?

Этот вопрос нам задавали директо-
ра бухарестских театров и концерт-
ных бюро, журналисты, прося
рассказать побольше о наших зре-
лищных предприятиях и системе их
организации. Об этом писали все бу-
харестские газеты, со страниц кото-
рых болыше полутора недель не схо-
дили хвалебные статьи и рецензии на
концерты ансамбля.

Эгромных трудов ‘жителям румын-

ской столицы стоило достать билеты”

высоко

‘ый аджарский танец «хоруми», за-
  мечательно, исполняемый солистами
ансамбля. Зал неистовствовал, апло-
дируя И. Картащеву и его двум парт-
нерам, поразившим публику совер-
  шенно необычной манерой исполнетия
оригинального киргизского танца. Но-
визна такого танца, невиданного в Ев-
 ропе, буквально захватила аудиторию.
  Огромный успех имел задорный, ко-
 кетливый черноморский танец «Тата-
рочка» с Тамарой Зейферт, колорит-
ная сценка «Подмосковная лиоика», с
большим юмором проводимая А. Коб-

зевой и В. Арсёньевым, лирический
«Гуцульский танец», мастерски ис-
полняемый Н.  Подгорецкой с

М., Шишкиным и Б. Лаврухиным. Во.
сторг и удивление вызвала, нанайская
игра «Борьба двух малышей», когда
зрители в финале узнают, что ее ис-
полняет один артист (И. Булавинов).

Все конперты заканчивались  де-
монстрациями ‹ выражения дружеских
чувств и симпатий румынского народа
Советскому Союзу. Когда артисты в
финале выходили раскланиваться, в
зале поднималея взрыв необычайного
энтузиазма, и аудитория хором, как
один человек, хлопая в такт ладоша.

определился ства ансамбля,
пер-! восклицает: «То, что нам показали на’ Ших танцоров.
номера — «Русской <ЮИТЬ».   сцене «АРО», говорит о том, что
  Полилась чудесная русская народная   чит проявление гения; как

СЛОВНО   прорабатывается
рус-  ство, созданное его народом. В тан-

сменты, крики «браво». Успех нара-,
стал от номера к номеру. Колоссаль-

Оценивая художественные достоин-,
газета «Ардеалул»

зна-
глубоко
ансамблем  творче-,

цах ансамбля, в его картинках, содер-
жится столько искусства,’ музыки,
<воеобразной, поэзии, что это и яв-
ляется подлинной жизнью».

На‘ пресс-конференции. румынские
журналисты задавали нам множество.
вопросов о советском театре, о раз-)
витии хореографического. искусства, о.
жизни и творчестве советских работ-
ников искусств. Игорь Моисеев и ар-
тисты ‘ансамбля < трудом услевали
отвечать на множество вопросов, еви-!
детельствовавших о живом и глубо-
ком интересе ‚к Советскому Союзу,
его искусству, культуре. Дружески-
ми оенами и тостами в честь процве-
тания Советского Союза и его гени-
ального вождя Генералиссимуса
Сталина сопровождались банкеты и,
приемы, устраиваемые Союзом румын-,
ских артистов, писателей и музыкан-
тов и Обществом румыно-советской
дружбы—«Арлюс». Министры Румы-
нии, крупнейшие актеры, писатели, !
журналисты с кеподдельным  восхи-
щением говорили 0б огромном на-
слаждении, полученном ‘ими’ на. кон:
цертах ансамбля наролного танца. ‘

15 октября Государственный ан-,
самбль народного танца СССР’ давал
в Бухаресте <вой восьмой — про-
щальный концерт перед от’ездом в
Констанцу. Это выступление превра-
тилось в грандиозную демонстрацию
дружбы между народом новой, сво-
бодной демократической Румынии u
Советским Союзом. Снова звучали на!
этом вечере теплые, задушевные ре.
чи, в которых говорилось о том, жак
жители Бухареста пленены искусст-\

самблем, Беседа проходила в исклю-

ся гуцульский танец «Аркан».

вом ансамбля, приехавшего из Совет-
ского Союза. Огромные букеты цве-
тов. дпужеские рукопожатия, наэлек-

На другой день премьер-министр
Румынии г. Петре, Рроза. пригласил к
себе Игоря Моисеева и нескольких,
участников поездки. Артисты подне-
сли г. Гроза болыной альбом с фо-
тографиями танцев, исполняемых ан-

чительно непринужденной и друже-
ской атмосфере. Г-н Петре Гроза, ост.
роумный собеседник, с восторгом от-
зывался о концертах ансамбля, до-
ставивших ему высокохудожествен-
ное наслаждение.

«Искусство  вазнего ансамбля, —
сказал г. Петре’ Гроза, — подобно
дуновению сильнойо ветра, дующего
из степей Советской России, ¢ Кав-)

казских и Уральских гор, ветра, ко-

торый освежает Воздух ‘и снимает
усталость. Вы довели ‘свое мастерст-
BO до совершенства: Поздравляю со-

тризованная аудитория, не желающая’
отпускать так полюбившихся ей на-,

ветские народы с замечательными до-

“Зетижениями в искусстве». .

Вечезом ансамбль выехало в Ком-
станцу.

В Констание ансамбль tan HeCKONb>
ко кониертов на маленькой и не очень
улобной сцене, .плохо подходяшей
для показа больших и массовых тан-
цев. Концерты для наптих воинов и
местного населения проходили «на
ура».

- 72 октября. пересекли границу Бол-
гарии. Едем в Ваону — большой бол-
гарский порт на берегу Черного моря.
Едем мимо сел с белыми мазанками
и домиками, крытыми красной чере-
пицей. На равнинах — ряды  вино-
градников, на полях. земля которых
ссохлась от невероятной засухи, C;
тпулом пашут крестьяне на волах и
лошадях. На стамчциях приветливые
лица женщин и ‹ детей, болгарских

железнолорожников, Очи знают, что
в поезде едут русские артисты, и да-

номорья>.

Фото Мих. Долгополова,

ют нашему машинисту «зеленую ули-
цу». пропуская состав без задержки.

‹В Варне — исключительно трога-
тельная встреча. На перроне предста-
вители всех городских, общественных
организаций, гимназисты ‘и гимнази-
стки, солдаты и офицеры Красной!
Армин и Болгарской Армии. Всем
участникам ансамбля подносят буке-
ты цветов, пожимают руки, говорят
искренние слова о традиционной сла-
вянской дружбе между братскими по
крови русским н болгарским народа-
ми:

Варна — городок с живописными
улицами, плошадями и красивым при-
морским парком. Не без гордости
болгары его называют «царицей Чер-
Летом сюда приезжает
тысяч 60—70 курортников, и населе-
ние городка удваивается. В помеше-
нии Народного театра, украшенного
огромными предвыберными лозунгами,
призывающимн голосовать за  Отече-

\но оккупированных немцами районах

СССР. Г. Симонова:

KOM тип жилых домов отвечает архи-

} архитектуры

©.

ie этим выборам с небывалым

Молодые ‘
Картина В. ПОПОВА (Kapemo-®uncxasa OOP).

Из работ, отобранных для

$®о>

партизаны.

Всесоюзной художестве выставки.

Килишное строительство
в четвертой пятилетке

СОВЕЩАНИЕ В. МОСКОВСКОМ ДОМЕ АРХИТЕКТОРА

В течение двух дней продолжалось
совещание ‘по вопросам жилишного

строительства в четвертой пятилет-
ке, созванное Комитетом по делам

вешании приняли участие представи-
тели народных комиссариатов, веду-
щих массовое жилищное строитель-
ство, проектных и строительных OP-
ганизаций, архитекторы и строители.

Совещание открыл заместитель
председателя Комитета по делам ар-
хитектуры при СНК В. Кусаков.

— В предстомцей пятилетке вос-
становления и развития народного хо-
зяйства, — сказал он, — значитель-
ное место займет жилищное  строн-
тельство. Враг нанес нашему жилиц-
ному хояйству огромный. ушерб Сот-
ни тысяч советских людей во времен-

остались без крова и в самый крат-
чайший срок должны быть обеспече-
ны жилищами. Не’ менее грандиюзен
предстоящий об’ем жилищного стро-
ительства в районах Поволжья, Ура»
ла и Сибири.

сновным проблемам жилищного
строительства был посвящен доклад
заместителя председателя Комитета,
по’ делам архитектуры при CHK

— Основным . видом  восстанови-
тельного’ жилищного строительства в’
пятилетнем плане, — заявил доклад-
чик, — будут малоэтажные дома, Та-

тектурным и градостроительным тра-
дициям болышинства наших городов.

В восстанавлизаемых городах 6y-
дут возводиться  преимущественню
двухэтажные дома. Жилые здания в
  четыре и пять этажей намечено стро-
 ить на главных магистралях област-
ных центров. Из кирпича планирует-
ся построить 45 процентов общего
числа домов, из дерева — 35 процен-
тов и из шлакобетона — 20 процен-
  ТОВ ДОМОВ

тах. Перед промышленными органи-
запиями стоит задача расширить
производство сухой штукатурки, но-
вых видов теплоизоляционных, кро-

архитектуры при СНК СССР. В <о-  вельных материалов, керамики и дру-

гих изделий.

С докладом «Типовое проектирова-
ние жилых зданий» выступил заме-
ститель начальника Главного управ-
ления проектирования жилых зданий
Комитета по делам архитектуры
H. Смирнов.

Докладчик отметил, что на местах
не всегда правильно применяют типо-
вые проекты. У нас есть немало хо-
роших типовых проектов, но мы ене
не научились из отдельных домов
создавать архитектурно-целостный
ансамбль. Между тем, сейчас, когда
предстоит застраивать целые улицы,

` кварталы и даже районы городов,

этот вопрос приобретает чрезвызай-

дать серии типовых проектов, об’едя-
ненных общими конструктивными,
планировочными и архитектурными
решениями. Нужно также в кратчай-
ший срок составить классификацию
типов домов применительно к различ-
ным районам нашей страны,
Проектированием жилых зданий за-
нимаются различные = организации.
Многие из них не располагают квали-
фицированными кадрами и создают
проекты низкого качества. Необходи-
мо упорядочить это дело и устано-
вить строгий контроль за типовым
проектированием жилищ.

По докладам развернулись ожив-
ленные прения, в которых приняли
участие архитекторы, — инженеры,
представители наркоматов и проект-
ных организаций. Выступавшие ука-
зали на необходимость создания экс-
периментальной базы для жилищного
строительства, расширения номенкла-
туры выпускаемых промышленностью
строительных и отделочных материа-
лов и внедрения наиболее эффектив-

Большинство домов будет строить-
 ся по типовым проектам, над созда-
нием которых работают лучшие ар-
хитекторы страны. Кроме

кварталов и ансамблей,

HOTO поточно-скоростного метода
строительства.

В заключительном слове т. Симо:

проектов  нов сообщил, что Комитет по делам
‚отдельных домов, Комитет го делам  архитектуры в ближайшее время про-
4 организует комплекеную  ведет ряд совещаний с предетавите- г,“
Украины разработку проектов застройки целых  лямн наркомата и строительных ор- ~ 5
ганизаций, на которых будут обсуж-

В заключение докладчик подчерк- Дены отдельные вопросы жилищного

нул, что строительство городов `дол-
жно осуществляться зв основном по-
точно-скоростными методами, путем

строительства.

Для участников совещания в Доме
архитектора была организована боль-

сборки домов, изготовляемых на до-1шая выставка типовых проектов жи-
‚ мостроительных заводах и комбина- лых зданий.

ee

Награждение анеамбля пеени и пляеки
Тихоокеанекого флота

Ансамбль песни и пляски Тихооке-
анокого флота, занявший первое ме-
сто на Всесоюзном конкурсе флот-
ских ансамблей в Москве, провел
большую работу в частях Забайкаль-
ского фрочта и на кораблях Тихооке-
анского флота. Ансамбль выступал на
передовых позициях, вместе с де-
сантными частями артисты побывали

мест, а вас мечтает видеть все насе- ,
ление, все бойцы и офицеры Красной.
Армии. Придется выступить под от-
крытым небом», — товорит генерал
Жданов.

И на другой день в городе. замира-
ет вся деловая и общественная жизнь,
закрываются все магазины. С привет.
ственными лозунгами и транспаранта-
ми сюда прихоляг и приезжают ва
грузовиках из деревень несколько
десятков тысяч жителей, тысячи бой:
пов и офицеров Красной Армии. Пер-
вый концерт и несколько последую-
ших проходят с неописуемым энтузи-
азмом. Люлские толпы заполняют
площадь, все прилегающие улицы,
мальчишки и взрослые взбираются на
крыши домов, словно гроздья  вино-
града, висят на телеграфных столбах,
на деревьях; Концерты, по словам
жителей гор, Сливен, превратились
для них в яркие, незабываемые празд.
ники. Они еще больше сплотили уза-
ми неразрывной дружбы  братский
русский и болгарский народы,

Такие же встречи — многотысяч:
ные демовстрании—ювторяются и в
городах Стара Загора; Пловдив. И
там выступления проходят на специ-
ально сооружаемых ‘площадках на’
центральных площадях. На каждом
концерте присутствует от 15 до 40’
тысяч жителей. Артисты без устали
выступают и днем, и вечером при свё-
те прожекторов. Стоит чудесная, теп-
лая погода.

Гастроли ансамбля в Болгарии про-
ходили в очень ответственные дни
трелвыборной камнании, a затем
выборов в Народное собрание. Сво-
бодный болгарский народ готовился
под -
емом и активностью. Мы присутство-

К вали I x

ственный фронт. с гранлиозным успе- а р а О

хом проходит несколько ‘концертов.   чественного фрозета призывавших
Снова цветы, горячие речи и го-  болгарский нарол голосовать за луч-

речь скорой разлуки, (Наш поезд   ших своих сынов, которые закрепят

мчится дальше. Вот и Сливен — не-
большой ‘болгарский городок с ma-
селеннем тысяч 40, ‘ролина болгар-
ской инлустрии, старинный  культур-
ный центр. страны, давший  болгао-
скому народу многих поэтов, мыели-
телей. культурных деятелей.

Здесь, по требованию жителей, ар-
тисты ансамбля с огремнымн букета-
ми в руках должны пройти через весь
горол на центральную плошадь. Там
уже дожидается несколько десятков
тысяч горожан. И вот под звуки ор-
кестров, приветствуемые гражданами
ron, Сливен, шпалерами стоящими с
двух сторон на тротуарах, артисты
ансамбля зхолят Ha центральную
площадь. По распоряжению Героя
Советского Союза, генерал-лейтонан-
та В. И. Жданова, на плошали cane-
ры сооружают огромную сценнческую
площадку размером 12 на 15 метров.

«В городе маленький театр на 500

первые демократические завоевания
Болгарии, поведут ее к расцвету и
дальнейшему укреплению дружбы <
народами Советского Союза.

В столице Болгарии — Софии — 7
ноября ансамбль выступал на огром-
нейшем стадионе «Юнак». По самым
скромным подсчетам, здесь присутст-
вовало более 45.000 жителей Софии.
Они пришли сюда с приветственными
лозунгами и транспарантами прямо с
демонстрации в честь 98-й годовши-
ны Великой Октябрьской революции.
Неописуемы радость и восторженный
прием, с которыми жители столицы

и!

в городах Кореи-—Сейсин, Расин, Юки
и Гензан,

За образцовое выполнение заданий
командования на фронте борьбы с
японскими захватчиками и проявлен-
вые при этом доблесть. и мужество
командующий Тихоокеанским  фло-
том наградил орденами и медалями
37 работников ансамбля,

устроенном советским посольством в
честь 28-й годовщины Октября, При-
сутствовали регенты Болгарии Вене-
лин Ганев, Цветко Бобошевский и
Тодор Павлов, премьер-министр Бол-
гарии Кимон Георгиев, посол СССР
в Болгарии С. П. Кирсанов, генералы
и офицеры Красной Армии и Болгар-
ской Армии, дипломаты, журналисты.
Успех был грандиозный.

Несколько концертов ансамбль дал
в помешении Оперно-балетного на-
ролного театра. Трудно передать, что-
творилось на этих концертах, сколь-
ко было оваций, сколько приветствен-
ных речей произносилось по адресу
ансамбля и пославшего его на гастро-
ли великого Советского Союза. Еже-
дневно газеты Софии выходили со
статьями и материалами, восторженно
оценивамними искусство советских
танцоров.

Прошальный концерт состоялся ве-
чером 18 ноября. Он происходил в
особенно приподнятой атмофере, так
как в этот день по всей Болгарии
проходили выборы в Народное собра-
ние, Днем мы были свидетелями еди-
нодушного порыва и небывалой ак-
тивности, с которыми болгарский на-
род голосовал за Отечественный
фронт, за своих подлинно народных
представителей. Понятна поэтому бы-
ла напряженная атмосфера, царившая
в зале, когда и зрители и советские
артисты хотели как можно скорее уз-
нать о результатах выборов. И после
концерта,. когда артисты ансамбля с
Игорем Монсееьым  появались Ha
сцене, в зале началась лемонстрация
по адресу Советского Союза и вожля
напода  Генералиссимуса Сталина.
Сверху, с колосников. на сцену посы-
пались цветы, всем артистам были
‚поднесены огромные букеты

В наступившей тишине председа-
тель. Болгаро-Советского пружества
  (общества) профессор Дончо Костов
сообщил прёдварительные данные,
о полной, блестямей победе Отечест-
венного фронта, И ‘от имени coset-
ских артистов, покилавших в тот ве-
чер гостеприимную и дружественную
нам Болгарию, Игорь Моисеев пере-
дал болгарсекому населению горячие,
искренние поздравления. Долго ке
смолкали в зале аплодисменты и оваз+
ции в честь Советского Союза. B
честь товарища Сталина, в честь Ге-
оргия Димитрова.

Ночью в своем поезде мы уезжали

Болгарни встретили советских арти-  из Софии. Ансамбль возвращался на

стов. После концерта горожане’ про-! несколько концертов

рвали цень, бросилнеь к площа
центре стадиона и начали
чать. нацих танцоров,
На другой день наши артисты вы-
ступали в Доме офицера на приеме,

долго ка-

И -
ПКЕ В  бы затем совершить

в Бухарест, что-
поездку по го-
родам Трансильвании,

Бухаресл—София—Бухарест.
Октябрь—ноябрь 1945 г.

но важное значение, Необходимо соз-°

Я

ТЗ