\

`тургии — такова характерная

‘Но бытовой элемент в его «Комедии

Верико Анджапаридзе.

Портрет работы К.

МАРАЛАШВИЛИ «Грузинская ОСР).

Из работ, отобранных для Всесоюзной художественной выставки.

oo 2

А. ФЕВРАЛЬСКИЙ

В театре им. Руставели

Преобладание современной драма-
черта
нынешнего репертуара театра им. Ру-
ставели.

После ньесы Серго Клдиашвили
«Оленье ущелье», рассказывающей в
борьбе < немецко-фашистскими 3a-
хватчиками на подступах к Кавказ-
скому хребту, театр им. Руставели
показал две пьесы, героями которых
являются люди тыла — колхозники
Грузии.

Поэт Карло Каладзе предпринял
интересный опыт создания стихотвор-
ной комедии на бытовом материале.

приобретает само-
довлеющего значения; в ней нети
штампованных сценических положе-
ний, переходящих из одной «военной»
пьесы в другую. Мысль о том, что
фронт. и тыл. живут единой жизнью,
‚ощущение боевого оптимизма переда-
ются главным образом показом лич-
ных взаимоотношений людей.

В комедии немало занимательного,
смешного, но в целом она стра-
дает некоторой легковесностью, ус-
ловия, в которых жили и трудились
советские люди в дни войны, показа-
ны в ней чрезмерно упрощенно. Есть
в ней и композиционные недочеты.
И если второй акт драматургически
хорошо построен, держит зрителя в
напряженни острыми поворотами фа-
булы, то в первом и третьем актах
сюжетная линия теряется в сменяю-
ших друг друга отдельных, подчас
мало связанных между <обой эпизо-
дах.

Композиционные недостатки пьесы
®_ стной мере возмещаются
Сичием сочных, характерных и
притом своеобразных. живо написан-
ных образов представителей колхоз-
ной деревни.

Карло Каладзе ставил перед собой
экспериментальные задачи в построе-
нии стихотворного сценического. диа-
лога. Он отчасти следовал образцам
испанских драматургов «Золотого
века», когда менял стихотворные раз-
меры в зависимости от внутреннего
развития действия

В центре спектакля — образ кол-
‘хозного счетовода Датуны в исполне-
нии Акакия Васадзе, Смешной по
внешности увалень Датуна, произво-
дящий впечатление труса, выказы-
вает находчивость и <мелость и за-
держивает ‘искусно замаскировавше-
тося агента немцев. Мастерская игра
контрастами, острота приемов, уме-
ние придать комедийному персонажу
такой внешний облик, который не
только смешит зрителей, но и помо-
гает раскрыть сущность образа, —
всем этим замечательный артист под-
чиняет себе аудиторию. Тамара
Чавчавадзе, играющая роль Су-
лико, — достойная партчерша Васад-
зе. Она создает превосходный образ
передовой колхозницы — жёчы Да-
туны.

Лирическая драма Г. Бердзенитиви-
ли «Под ивой» говорит © любви и
верности, о дружбе—о чувствах, под-
вергшихся глубокой проверке в дни
Отечественной войны. Это непритя-
зательная пьеса; ее скромные худо-
жественные данные позволяют ей за-
нять в репертуаре такого крупного
театра, как театр им. Руставели, ме-
сто лишь проходного спектакля. Но
в ней есть несомненное достоинство:
автор стремится рассказывать о не-
реживаниях своих героев, не затуше-
вывая драматизма положений. Его не
тянет к дешевому утешительству, к
которому прибегают некоторые наши
драматурги, пуще всего опасающиеся
встревожить зрителя и торопяшиеся
смягчить трудности, встающие на
пути героев. ;

Актеры, преимущественно  моло-
дежь, неплохо справились с ролями.

#3)

одной ночи» He

В основу драматической поэмы
«Хевисбери Гоча» положена одно-
именная повесть грузинского класси-
ка Александра Казбеги, и действие
ее происходит в далеком прошлом.
Но пьеса написана нашим современ-
ником — постоянным драматургом
театра ‘им. Руставели Сандро Шан-
шиашвили, и тот дух героики и на-
родности, которым она проникнута,
близок и дорог нам.

Благодаря поэтическому и драма-
тургическому мастерству и творческо-
му темпераменту Шанитиашвили ве-
ликолепная повесть, превратившись в
пьесу, зажила новой жизнью. Пьзса
«Хевисбери Гоча» — высокая траго-
дия. Сурова обстановка действия по-
вести и пьесы: это Хеви — ущелье
Терека, район горы Казбек. Суровы
и герои пьесы, люди простых и цель-
ных характеров, горцы, во главе ко-
торых стоит уважаемый всеми хевис-
бери (т. е. старейнтина племени) —
мудрый и мужественный старец Гоча,

Суровый колорит обстановки дей-
ствия, человеческих характеров и
взаимоотношений героев перенесен и
в спектакль, Черточки быта обитате-
лей горных селений, их старияные
торжественные обряды показаны во
всем своеобразии. Но это лишь фон
для перипетий трагедии, золнующей
зрителя внутренней напряженностью
‚ действия.

Режиссера Серго Челидзе знают,
как ближайшего помощника и учени-
ка Котэ Марджанишвили в поелед-
ние годы его жизни и как талантли-
вого руководителя Государственного
театра Абхазии; постановщиком же
театра им. Руставели Челидзе высту-
пает впервые. Тем не менее он создал

стектакль, в котором воплотились и
развернулись лучшие качества этого
театра, принесшие руставельцам за-
служенную славу. Замыслы автора и
режиссера нашли достойных вырази-
телей в лице Г. Давиташвили (Они-
се), М. Чихладзе (Toya), С. Джапа-
ридзе (Гела), молодой артистки Т.
Тетрадзе (Дзидзиа). —

В ностановке торжествует  траге-
дийная простота — не та пресловутая
«простота», которая происходит от
бедности мыслей и эмоций, а внут-
реннее единство и строгость формы,

которые  диктуются напряженной
идейной устремленностью и силой пе-
реживаний.

Такие черты поднимают постановку
«Хевисбери Гоча» на высоту глубо-
ко впечатляющей патетики. Этому
способствует и ритмическая строй-
ность снектакля, в которой немалую
роль играет музыка композитора Ре-
ваза Габичвалзе. Эмоциональность
постановки сочетается с великолеп-
ным искусством построения сцениче-
ского действия, искусством изобра-
зительной характеристики. Сильные;
подлинно мастерские мизачецены ра-
пуют своей свободой, широтой и сме-
лостью.

Такая же простота, а вместе < ней

простор и величавость в оформлении,
принадлежащем Тамаре Абакелиа.

es

Интересный спектакль — «На вся-
кого мудреца довольно простоты». Во
второй раз театр имени Руставели
встретился < Островским и опять, как
ив «Без вины виноватых», <оздал
спектакль крупного масштаба.

Постановка Д. Алексидзе отли-
чается и тонким пониманием замысла
Островского и настоящей ‹<ценичес-
кой культурой. Однако в этом ровно
развивающемся спектакле кое-где не-
достает нужных акцентов.

Основные роли играют ведущие
артисты театра —- Т. Чавчавадзе (Ma-
маева), Н. Давиташвили (Глумов), Э.
Алхаилзе (Городулин), Н. Е:
швили (Манефа) Д. Мжавия (Ма-
маев), Н. С. Алекси-Месхишивили (Ty-
русина) — и играют выразительно и
ярко (мне не удалось вилеть А. Хора-
ва в роли Глумова). Но стилевые осо-
бенности этой комедии лишь в испол-
нении А. Васадзе раскрыты пол-
ностью. Васадзе, с равным мастерсет-
вом играющий стариков и юношей,
героев и негодяев, мудрых и глуп-
нов, в роли Крутицкого блеснул еще
одной гранью своего на редкость раз-
ностороннего дарования. Он увидел
существо своего «героя» в характе-
ристике, данной ему Глумовым:
‹ухитрилея, дожив ло шестидесяти-
летнего возраста, сохранить во всей
неприкосновенности ум шестилетнего
ребенка». Это противоречие опреде-
ляет резкие пезеходы в игре Васадзе,
основываюшийся на сочетании про-
тивоположностей. Так, оставаясь вер-
ным реализму, Васадзе приближает-
ся к стилю настоящего гротеска:

«На всякого мудреца довольно
простоты», «Хемисбери Гоча», «Ко-
медия одной ночи», спектакли, пока-
занные на протяжении нескольких
месяцев, — всё это вехи творческого
роста театра имени Руставели. И зри-
тель отметил этот рост напряженным
зниманием ‘к работе театра.

75 лет со дня основания Общества драма

12 декабря исполняется 75 лет со
дня основания Общества русских
драматических писателей и компози-
торов. Непосредственным поводом к
созданию Общества послужила необ-
холимость обеспечить защиту мате.
риальных интересов драматургов.

В ту пору занятие драматургией
как профессией не обеспечивало пи-
сателя, которому прихолилось искать
подсобных заработков. Никаких  По-
становлений об обязательной уплате
авторского гонорара тогда не было,
как не существовало и определенных
ставок этого гонорара. Так возникла
мысль 0б образовании Общества ‘ав-
торов. призванного защищать права и
интересы своих членов. Горячим по-
борником создания такого Общества
был А. Н. Островский.

В июле 1874 года был ‘утвержден
Устав, и 21 октября состоялось первое
общее собрание «Общества ‚ русских
драматических писателей», предсела-
телем которого был единогласно из-
бран А. Н. Островский, последова-
тельно переизбиравшийся на эту дол-
жаность до конца своей жизни. Чле-
нами Общества были И. С. Тургенев,
А. К. Толстой, Н. А. Некрасов,
Н. С, Лесков, А. Ф. Писемский,
М. Е.  Салтыкое-Шедрин, П. Д. Бо-
борыкин и другие. В дальнейшем в
Общество вступили и композиторы—
П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн,
М. П. Мусоргский, М. М. Ипполитов-
Иванов и др.

С первых же дней своего сущест-
зования Общество русских драмати-
ческих писателей не замыкалось лишь
в рамки материальных интересов. Оно
устанавливало стипендии студентам,
несколько раз возбуждало ходатай-
ства об открытии народного театра,
что неизменно отклонялось  MHHHCT-
ром императорского двора. Уже со
второго года своего существования
Общество стало. проводить
ные конкурсы на лучшую пьесу, уста-
новив для нее премию в размере 1000
рублей.

ежегод-

Художник, критик, зритель

‚Каждый год в Москве проводится
\ножество различных художествен-
ных выставок. Их посещают, главным
образом, художника, художественные
критики, научные работники музеев
и сотрудники учреждений искусства.

Как правило, эти выставки харак-
теризуют, так сказать, отдельные эпи-
зоды из жизни современного искусст-
ва, и для настоящего понимания сво-
его уже требуют предварительных
знаний современной нашей художест-
венной культуры, которыми «простой»
человек, не занимающийся специаль-
ными вопросами искусства, в общем
не располагает.

Обычное содержание таких выста-
вок —— сотня пейзажей, натюрморты
{фрукты, цветы, посуда ит. п.) и,
наконец, десяток— другой портретов.
Если эти выставки интересны и по-
лезны для профессионалов, то .попу-
ляризации искусства в массах они со-
действуют в очень малой степени.

Где же вообще могут познакомить-
  ся люди © лучшими и зназительней-
шими произведениями советских жи-
вописцев, скульпторов, графиков в
мастеров декоративных искусств, ©
историей советского изобразительню-
го искусства?

У нас не существует еше центра
для изучения произведений современ-
ных хуложников, нет ни музея, ни
постоянной ‘экспозиции coBeTCKOrO
изобразительного искусства, где быи
специалист и массовый зритель мог-
ли видеть работы современных ху-
дожников.

Экспозиция советского искусства в
Третьяковской галлерее далеко не
полна. Да и не могло быть иначе:
галлерее нехватает помещений даже
для показа множества драгоценней-
ших памятников нашего художест:
венного `наследства.

Из_того, что создаётся нашими ху-
дожниками, только очень немногое
доходит до широких масс. Очевидно,
He создано еще надлежащих условий
для того, чтобы это произошло, не
использованы все средства для про-
паганды советского изонскусства.

В дни Великой Отечественной вой-
ны многие искусствоведы проводили
беседы © советском искусстве с ра-
неными бойцами в госпиталях, и
каждый раз на вопрос о том, «кого вы
знаете, товарищи, из наших советских
художников?», следовало неловкое
молчание, и только в редких случа-
ях произносились кем-нибудь из слу-
шателей одно-два имени.

Межд  тем, стоило только пока-
зать несколько репродукций с работ
наших современных художников —
«Товарищ Сталин и Ворошилов в
Кремле» А. Герасимова, «Ha
старом уральском заводе» Б.
Иогансона, «Колхозный праздник» А.
Пластова, «Взятие Иваном Грозным
  ливонской крепости Кокенгаузен» П.
Соколова - Скаля. монументальную
скульптуру «Рабочий и колхозница»
В. Мухиной, «Сирень» П. Кончалов-
ского или фронтовые зарисовки П.
Малькова времени героической 0обо-
роны Москвы: как аудитория на-
чинала проявлять к ним самый жи-
вой интерес. Вопросы следовали за
вопросами, тщательнейшим образом
рассматривались даже частности изо-
бражений и делались критические за-
мечания, иногда очень острые и ори-
гинальные..

И опять, и снова возникает вопрос
0 надлежашей постановке пропаган-
ды изоискусства.

Олин из самых сушественных мо-
ментов в эгом отношении — органи-
зация больших художественных BbI-
ставок всесоюзного значения. Всесо-
юзная выставка — крупнейшее из
государственных меро“риятий в обла-
сти искусства. Подготовка к такой
выставке обычно длится несколько
лет и вызывает большой интерес не
только в кругу художников, стремя-
щихся дать лучшее из того, на’ что
сни способны, но и среди широкой
общественности.

Оживлению внимания к изоискус-
ству з немалой степени содействует
и пресса. В печаги более или менее
регулярно появляются ‘информацион-
ные заметки о ходе подготовки к вы-
ставке, раз’ясняется ее характер, от-
мечается, кто из художников над чем
работает, и т. д. Все это, конечно,
поднимает внимание читателей к
предстоящему событию и дает им не-

которое представление о жизни ис-
кусства.
Наконец, выставка открывается.

Великий культурный праздник. Тыся-
чи экспонатов, Десятки, а то и сотни
тысяч посетителей. На выставке «Ия-
дустрия социализма» и художествен-
ной выставке в ознаменование двад-
цатилетия Красной Армии, которые
«действовали» в Москве почти. одно-
временно, побывало, насколько пом-
нится, не менее миллиона людей. Все
это дает исключительно богатый и
разнообразный материал для работы
художественной критики, для широ-
кой общественной оценки достижений
наших мастеров.

Казалось бы,

Н. ЩЕКОТОВ

интерес не может и ве должен но-
сить кратковременный, эпизодический
характер. Немало произведений здесь
достойны серьезного и длительного
внимания. На самом же деле получа-.
ется нечто иное,

В первые дни открытия в прессе»,
появляются обширные общие обзоры, \
а потом, а затем... всё замолкает. Де-
ло, очевидно, считается сделанным,
кампания — законченной, и люди, за-
интересовавшиеся современным изо-
искусством, снова предоставляются
самим себе.

Спора нет, такие общие обзоры не-
обходимы. Они подводят итоги боль-
шому и важному мероприятию, чо
неправильно было бы думать, что они
в состоянии исчерпать даже в осков-
ном, в главном все содержание тако-.
го болышого коллективного выступ-
ления художников.

Нужно, чтобы болышая пресса да-
вала подробный анализ отдельных ве-
дущих, наиболее значительных  про-
изведений выставки, чтобы это изу-
чение, это глубокое рассмотрение ин-
дивидуальных достижений художни-
ков происходило, так сказать, на
глазах широкой общественности,
Важно, чтобы общественность была
вовлечена в это рассмотрение, еще
лучше — увлечена им. Ведь только
таким путем знание искусств  по-на-
стоящему может проникнуть в мас-
сы. &

Что происходит, когда ставится

премьера на театре или появляется на
экране новая кинокартина? С каким
вниманием рассматриваются в этих
случаях тема и сюжет пьесы, харак-
тер действующих в ней лиц, обста-
новка, игра актеров, идейное ‹содер-
жание произведения, его обществен-
ное значение и так далее, и так да-
лее, вплоть до частностей ‘техниче-
ского исполнения (в кино). Разбира-
ются не только удачные, но ‘зачастую
и неудачные постановки.

Все это прекрасно. Так и должно
быть при серьезном отношению к де-
лу. Но, спрашивается, почему такого
же внимания не оказывается и произ-
ведениям изоискусства?

В результате у читателей’ может
создаться впечатление, что изоискус-
ство в ряду других искусств зани-
мает последнее место. До известной
степени это так и есть. Сила воздей-
ствия изоискусства на массы‘в данное
время, по крайней мере, действитель-
но несравненно меныше, чем влияние

кино или театра. Но зависит это
вовсе не от самого искусства, а,
главным образом, от недостаточно

развитой пропаганды достижений на-
ших художников.

Вспомним, какое большое влияние
на развитие передового эбщественно-
го сознания оказывало в свое время
искусство идейного реализма, какой
широкой известностью пользовались
произведения «передвижников». Но ©
уверенностью можно утверждать, что
понулярностью своей передвижники в
огромной степени были обязаны ста-
тьям Владимира ‚Васильевича Craco-
ва, появлявшимся на страницах газет
и журналов.

Картины перелвижников знали не
только те, кто их видел, но и те, кто
не имел возможности их повидать B
оригиналах. Это зависело от того, что
в статьях Стасова и критиков его на-
правления вопросы искусства  пере-
плетались с актуальнёйшими вопро-
сами жизни, что критическая оценка
произведений была обусловлена пере-
довыми устремлениями общества; од-
ним словом, критика велась на высо-

oO

Творчество детей
в годы войны

В январе 1946 тода в Москве _от-
кроется всесоюзная выставка «Твор-
чество детей в голы Великой’ Отече-
ственной войны». ‘Выставка органи-
зуется ЦК ВЛКСМ, Комитетом по
делам искусств при СНК СССР и
Наркомпросом РСФСР.

На выставке будут представлены
рисунки и скульптурные работы детей
от дошкольного до 16-летнего воз-
раста. В‘ областях и национальных
республиках местные художники и
представители комсомольских органи-
заций проводят отбор рисунков.

В Москву уже прибывают первые
экспонаты. Из Ленинграда поступило
много интересных рисунков, посвя-
щенных дням блокады и восстанов-
лению города-героя.
‚ Большое количество рисунков по-
ступило из Узбекистана и Грузии.
Особый интерес представляют орна-
менты, присланные детьми Турк-
мении, Укрённы, Дагестана. Скульп-
туры из дерева изготовили юные ху-
дожники города детской игрушки —
Загорска. }

что пробужденный  `° На выставку уже поступило свыше
этим показам широкий общественный  4 тысяч рисунков.

ком принциииальном уровие, с широ-
ким и глубоким охватом смысла про-
изведений. Статьи были обращены
непосредственно ко множеству лю-
дей, а не к какому-либо кругу знато-
ков, хотя имели огромное значение и
для последних.

Причем важно отметить, что взгля-
ды Стасова на новое реалистическое
направление русской художественной
культуры были им выработаны, сфор-
мулированы и проводились в жизнь
еще тотда; когда он мог ‘опираться
только на сравнительно неболышное
число картин новой школы и притом
картин, на наш взгляд по крайней
мере, еще далеко не самых совершен-
ных. К ним принадлежали «Неравный
брак»- Пукирева, «Сватовство чинов-
ника» Петрова,’ «Привал арестантов»
Якоби, «Гостинный двор» Прянишни-
кова, некоторые картины Перова, на-
пример «ГИжезд, гувернантки в купе-
ческий, дом», «Тройка» и др. О Крам-
ском, Репине, Сурикове тогда (60—
70 гг. прошлого века) еше и речи не
могло быть. т р

О такой-то активной критике, о
такой глубоко содержательной про*
паганде и надлежит как следует по-
думать и нам. Материал для критики
есть. Его даже болыше, чем нам мо-
жет показаться сейчас, когда мы ‘еще

не разобрались в нем так, как это

следовало бы <сделать. Кстати ска-

зать, даже некоторые произведения,
которые уже числятся общеизвестны-
ми, на самом деле известны далеко
не достаточно, то-есть, будучи так
или иначе оценены в кругу людей 6о-
лее или менее близких к искусству,
не доведены до сознания широких на-
родных масс.

К ним можно отнести, например,
даже такую выдающуюся картину,
как «Допрос коммунистов» кисти Б.
Иогансона. Высота ее идейного со-
держания и превосходные качества
живописи несомненны. Они признаны
художниками ‘и художественными
критиками всех существующих у нас
Ha Фронте изоискусства течений,

Но мы затруднились бы назвать

работу, в которой давался бы развер-

нутый и серьезный разбор этой кар-
тины.

Не одна эта картина заслуживает
такого разбора, но и ряд других ра-
бот художников. Из них отметим, на-
пример, «Праздник B колхозе»
С. Герасимова, характеризующую
новую колхозную русскую деревню,
«Пушкин в Михайловском» П. Кон-
чаловского или ближе к нашим дням
«Враг пролетел» — сравнительно
‘кебольшая, но исключительно волну-
ющая картина А. Пластова, полная
ненависти к фашистским варварам и
глубокой любви к своим, родным лю-
дям. Сюда же необходимо отнести и
большую работу А. Дейнеки «Оборо-
на Севастополя», лучшую из баталь-
ных картин времени Отечественной
войны; и ряд других. i

Одни из этих произвелений могут
нравиться больше, другие меньше,
многое. в этом отношении зависит от
того, < каким жизненным опытом
подходит к их ‘рассмотрению. зритель,
чего он ждет от искусства и насколь..
ко вообше его понимает, но нельзя не
признать, что в каждой из этих работ
выражена серьезная мысль, связанная
так или иначе с теми думами, надеж-
дами, стремлениями и чувствами, <
  какими мы строим социализм в нашей
стране и обороняли нашу Родину от
врагов. Важно и то, что художествен-
ный замысел выражен в этих пооизве-
‚дениях в нозой, оригинальной фор-
ме, Новаторство во всех отраслях
нашей жизнедеятельности — харак-
терный признак эпохи. Не отрицаем,
что есть в этих произведениях спор-
ные, дискуссионные моменты, но ка-
кое же новаторство когда-либо  при-
нималось без возражений?

Мы вовсе не склонны  преувеличи-
вать достижения наших художников.
Искусство социалистического. редлиз-

ма — еще молодое искусство. Зада-

ци; выдвинутые перед советскими ма-
стерами Великой Октябрьской comu-
алистической революцией, так  гран-
диозны. так невиданно новы, что Ha
разрешение их требуется, очевидно,
еще болыше времени и еше большее
напряжение, творческих сил. a

Ho изоискусство уже достигло у
нас сейчас той ступени, когда выяви-
лись и определились жизненные на-
чала его дальнейшего ` развития 4
деятельности. В нем уже есть созна-
ние своей самостоятельности и своего
значения в строительстве‘ социали-
стической культуры. М это наглядно
проявляется в отдельных ‘произведе-
ниях, свидетельствуя о том, что ху-
дожественное творчество в целом
находится у нас на восхолящей ли-
нии и, следовательно, находится на
правильном пути,

Не слелует забывать, что наиболь-
ших вершин своих ‘оно достигнет TO-
гда, когда станет достоянием зсего
народа в настоящем, высоком смысле
этого слова. И это соображение то-
же побуждает нас выдвинуть вопрос
с надлежащей постановке пропаганды
изоискусства, !

Групла основателей Общества русских драматических писателей. В цент ре А. Н. Островский.

Как гласит отчет, - составленный
казначеем Общества А. Майковым, за
первые четыре гола в кассу пюступи-
ло 31.001 руб. 31 коп., из которых ав-

торам было выдано
ПОЛОВИНЫ,
лась в распоряжении Общества. Рас-
полагая столь незначительными сред-

более
octa_

немного

а остальная сумма

ствами, Общество все же стремилось
оказать материальную помощь Had,
наюшим драматуртам, если только их
работа заслуживала внимания, Так,

`первых дней Октябрьской революции

Восстановление домны
Из работ, отобранных для

oo ¢

Kaptrua Е. ЯБЛОНСКОЙ (Украина).
Всесоюзной художественной выставки.

Н. ПЕТРОВ

Сов:

«Если театр посвящает себя ис-
ключительно классическому  репер-
туару и совсем ‘не отражает в себе
современной жизни, то он рискует
очень скоро стать академическим —
мертвым».

Эта выдержка из письма В. И. Не-
мировича-Данченко к К. С. Станислав:
скому вновь возвращает нас к одно-
му из принципиальных вопросов, KO-
торый, судя по репертуару наших те-
атров, все еще далек от разрешения.

Все театры ставят пьесы современ-
ных драматургов, но, к сожалению,
‚эта работа не стала еще подлинной
сущностью их творческой жизни.

Серьезный упрек можно адресовать
и нашим критикам, которые с блес-
ком и мастерством пишут’ статьи о
спектаклях классики и пьесах запад-
ноевропейской драматургии и как-то
неохотно, порой скучновато рецензи-
руют советские пьесы и спектахли,
забывая часто, что современная пьеса
призвана играть решающую роль в
жизни ‘тезтра.

Современная пьеса идейно и твор-
чески воспитывает актеров. Играя
советскую пьесу, они раскрывают

перед зрителем большие, волнующие

его темы. Участие в таком спектакле
—воегла значительное явление В
творческой биографии актера:

Вспомним интересную судьбу Ил-
лариона Николаевича Иевцова. Пер-
вые его выступления по приезде в
Ленинград были в ролях Феди Про-
тасова в «Живом трупё», Крутицко-
го в «Не было ни гроша, да вдруг ал-
тын»; наконец, он сыграл одну из

своих лучших ролей в спектакле
«Павел I>. а
Ленинградский зритель принял

Певнова как интересного и талантли-
вого актера, но исполнение этих por
лей еще не завоевало ему любви
зрителей. И стоило только Певцову
сыграть несколько ролей в драматур-
гических произведениях современно-
сти, как Ленинград заговорил ©
нем, как о самом популярном актере.
Произошло это потому, что органиче-
ское слияние его со зрителями обога-
тило художника новыми средствами
сценического мастерства.

Когда в 1930 году Певцов. играл
роль профессора Бородина в пьесе
Афиногенова «Страх», это был уже
совсем другой актер, чем тот, кото-
рый в 1926 г. играл Федю Протасо-
ва.

В том же письме к К. С. Стани-
славскому Владимир Иванович пи-
нет: «Новые пьесы потому я привле-

пгов и композиторов

например, ссуда в 150 руб. была вы-
дана одному из начинающих авторов
только после того, как с его ‘пьесой
ознакомились почти все члены прав-
ления. На документе, утверждающем
выдачу денег, можно видеть подлин-
ные автографы А. Плешеева, И.
Вейнберга, С. Турбина, А. Потехина,
В. Крылова, Н. Лескова, Н. Лейкина,
Ф. Курочкина и других.

Делу Общества впоследствии мно.

го. внимания ‘уделяли А. Южин,
В. Немирович-Данченко и многие
другие деятели русской сцены.

коренным образом изменились задачи
Общества русских драматических ‘пи.
сателей и композиторов. После ряда
ресфганизаций («Московское общест-
во драматических писателей», «Ленин-
градекое общество драматических

писателей», «Всероссийское общество
писателей и композиторов»)  творче-
ские задачи Общества перешли к Со-
юзам советских писателей и компози-
торов, а забота 06 охране интересов
драматургов и композиторов была
возложена на Управление по охране
авторских прав Комитета по делам
искусств при СНК СССР.

14 декабря в Москве откроется
Всесоюзное совешание руководящих
работников Управления по охране ав-
торских прав, посвященное  знамена-
тельной дате. ‘

На совещание приглашены AMpeK.
тора всех республиканских и област-
‘ных отделений Управления по охра-
не авторских прав, а также предста-
вители писательской и композитор.
ской общественности столицы.

Совешание откроется докладом ди-

ректора Всесоюзного управления
Г. Хесина. Затем будут заслушаны
содоклады директоров ‘Украинского

и Ленинградского отделений, а также
выступления ’ уполномоченных ряда

‚ вательно

еменная пьеса

кают зрителей повсеместно, что в них
ищут новых ответов на жизненные ©
задачи».

В 6. Александринском Театре я
в течение пяти лет упорно и последо-
отстаивал необходимость
современного репертуара. Я убежден,
что современная тема должна стать’
основою основ жизненности театра и
самым могущественнейшим фактором
воспитания актерского коллектива.

В спорах о современной драматур-
гии есть аргумент, который неизбеж-
но выдвигается театрами, не рабо-
тающими над ‘советской пьесой.

— Дайте нам подлинное художез
ственное произведение, и мы с во-
сторгом примем его, — так говорят-
некоторые актеры и режиссеры, ко-
торым удобнее задрапироваться в
пышные тексты старинных пьес, чем
обнаружить свою духовную и твор-
ческую несостоятельность при рас-
крытии образов  героев-современни-
ков.

На первый взгляд, для актера рас-
крытие образа нашего современника
как будто бы и не представляет ое0-
бых трудностей, на самом же деле
эти образы бесконечно сложны и
многообразны.

Мы, должны с0 всей откровен-
ностью признаться, что не всегда
умеем показать в театре эту многа-
гранную сложность образа в его ви-
димой простоте.

И происходит это, мне кажется,
потому, что образы современности не.

наделяются драматургами и актерами
тем личным духовным богатством,
которым художник обязан поделить-
ся со своими зрителями. Оно, это
богатство, приобретается в первую
очередь неразрывной связью с CO-
временностью, глубоким изучением и
познанием основных законов движе-
ния и развития человеческого обще-
ства.

Работа театра в основном должна _
быть построена на современном ма=
териале. Мз двадцати шести спектак-
лей в Центральном театре транспоюр-
та шесть посвящены русской a 3a
падной классике, а двадцать снектакя
лей созданы в тесном контакте © со-
временными драматургами.

Не все пьесы были полноценны, не
все спектакли удались, но есть среди
них и такие, которые, будучи создан-
ными в довоенное время, хорошо при-
нимались зрителем военного времени
и сохранились в репертуаре до сегод-
няшнего дня. я

Опыт моей работы подсказывает,
что связь драматурга с театром дол-
жна быть более органичной и творче-
ские взаимоотношения режиссера и
драматурга более тесными.

Драматург должен стать разноправ-
ным членом творческого коллектива
театра, со всеми вытекающими отсю-
да правами и обязательствамн. Театры
должны ставить не только «готовые»
пьесы, но и заботиться о создании
своего нового репертуара, смелее
привлекать писателей, желающих по-
пробовать свои силы в области дра-
матургии.

Театр транспорта дважды привле-
кал к работе начинающих драматур-
гов. Пьесу «Сказка об Иване-цареви-
че» написал В. Гольдфельд, «Памят-
ные встречи» — А. Утевский. ‚Создан-
ные в нашем театре, эти пьесы во-
шли в репертуар многих театров пе-
риферии.

На наших драматургов, режиссеров
и актеров возложена большая ответ-
ственность за создание современно-
го спектакля. Понять эту ответствен-
ность, увековечить нашу эпоху
в произведениях сценического ис-
кусства — вет что диктует нам
наше время. Сама история, участ-
никами которой мы являемся, столь
нвобыкновенна, что не может подлин-
ный художник оторваться от нее, не
может не быть влюбленным в совре-
MCHHOCTb.

Я за современную пьесу, в которой
чувствую и вижу волнение автора,
его страстное желание поставить и
решить волнующие нас вопросы.
Пусть образы пьесы не будут допи-
саны-—режиссер и актер дополнят их
в сценическом воялощении. Но я бу-
ду против хоропю «сделанной» ео-
временной пьесы, которая рождена
холодным расчетом.

Классический советский снектакль
может быть создан в результате дли-

областных ‘центров.
Совещание продлится 4 дня,

тельного, упорного творческого. тру“
да над современной пьесой, 3