Гениальны

es
oi

Е

№
У
tN
KO +
ne
№
fal

Сто семьдесят пять
лет назад, в семье
окромного певчего
княжеской капеллы в
Бонне родился чело-
век, которому суждено было стать
одним из величайших гениев музыки
всех времен и всёх народов:

Значение творчества Бетховена для
мирового музыкального
безгранично велико,
«бёетховениана» по своему  об’ему
уступает разве только «шекспириа-
не», уже к началу текущего столетия
составляя огромную библиотеку, ис-
чвеляющуюся тысячами названий. К
этому надо прибавить, что межлуна-
родная «бетховениана» изобилует са-
мыми блестящими литературными
именами и вклады в нее сделали все
цивилизованные народы мира. Мы
вправе гордиться тем, что русская
«бетховениана» — одна из самых зна-
чительных, что вдохновенный рус-
ский романтик В. Одоевский первый
из европейских музыкальных писа-
телей установил внутреннее единство
«трех стилей» Бетховена и указал на
великое историческое значение его
последних квартетов.

Бетховен принадлежит к числу не-
многих всемирно-исторических лич-
востей, гений которых озаряет пути
развития художественной культуры
ва протяжении целых столетий. He-
легко определить место Бетховена в
мировой музыкальной культуре имен-
но потому, что, составляя кульмина-
ционный пункт развития музыкаль-
ного искусства послебаховского пе-
риода, заверная собой целый  гран-
днозный этап в истории. музыки,
Бетховен в то же время является ро-
‘доначальником Я основоположником
ars nova B музыке, ‘создателем ‘’ин-
тернационалыьной музыкальной шко-

лы, девизом которой явилось стрем-
ление к реализму в творчестве, HE-
утомимое искание правды, глубочай-
ший жизненный драматизм. По опре-
делению Людвига [Млоссера, это быя
«музыкальный герой, чей гений, рас-
ковав внутреннюю бесконечность,
открыл новую эру в искусстве».
‚ Несомненно, эта страстная нена-
зисть Бетховена к педантическим
оковам,  связывающим творческую
фантазию художника, его последо-
вательный лемократизм, так пю-
кировавший Гете, умевшего быть не
только королем поэтов, но и поэтом
королей, сделали русских музыкан-
тов самыми ревностными бетховени-
анцами на свете. В конце концов ни-
кто не дал более полного и исчерны-
вающего определения места и роли
Бетховена в музыкальном искусстве,
чем то, которое было сформулировано
Стасовым — признанным глашатаем и
трубадуром новой русской школы:
«Этот необыкновенный человек, Бет-
ховен, — писал Стасов, — наложил
печать своей личности и своего мощ-
ного, необычайного почина на музыку
всего последующего столетия». Это
абсолютно верно, но к этому мы, лю-
ди, стоящие на рубеже второй поло-
зины ХХ столетия, можем добавить,
что «печать личности и художествен-
вого почина» Бетховена лежит также
Е на музыкальном искусстве нашего
“ эка. Более того, сейчас ‹мы вправе
we ъ, “To. HocesHHOe .. BeTxone-
—WioM дало буйные всходы в наши дни,
Недаром гневная 7-я симфония Шо-
‚стаковича ‘вызвала у американского
дирижера Кусевинкого ассоциации
< симфонизмом Бетховена, ассоциации
не по сходству, а по общности дра-
матической идеи, развившейся под
прямым воздействием величайших
‚ исторических событий...

В изумлении созерцаем мы. насле-
ane Бетховена. Гениальный прови-
ден, он в своем творчестве как бы
предсказал или, вернее, предуказал
все последующее развитие музыкаль-
ного искусства: То, что немецким фи-
листерам, тупоголовым Bexmeccepam
того времени, казалось чистым безу-
мием, неслыханным нарушением 60-
жественных, предустановленных норм
и пропорций, то оказалось в действи-
тельности истинной музыкой будуще-
го. Все изобретения современной по-
лифонии уже заложены в так назы-
ваемых «последних ° квартетах» Бет-
ховена, в квинтете ор. 127, в гениаль-
ной квартетной фуге ор: 133, в фуге
виолончельной сонаты ор. 102 (№ 2),
в ртепианной сонате ор. 101. Хотя
число произведений Бетховена отно-
сительно невелико, всякая попытка
их художественной характеристики
бызает весьма затруднительной. Дело

am

иныюню (Современный камертон #

й МУЗ

В. ГОРОДИНСКИЙ.
Ф

искусства
а литературная

ыкант

В ТОМ, ЧТО едва ли не
любое из сочинений

сущности должно)
быть об’ектом специ-
ального, монографического исслело-
вания. Значение их, взятых вместе или
в отдельности, необычайно великсх.

ментальная музыка без девяти CHM-
фоний Бетховена, без его фортепиан-
ных сонат и пяти концертов для фор-
тепнано с оркестром, без скрипичного
концерта, — словом, без всего сим-
фонического и
тального наследия «боннского льва»?
Но дело не только в количестве и ка-

ская форма, абсолютно госводетвую-
щая в современной музыке, имеет
свое нанболее совершенное выражение
в сонате, в сонатной форме. Но совр®-
менная сонатная форма, развивавшая-
ся в творчестве Гайдна и Моларта,
тем ие менее приобрела свои нынеш-
нне очертания только у Бетховена.
Именно Бетховен является. отцом сов-
оеменной сонаты во всех ее видах--от
фортепианной сонаты-оло до симфо-
нии, которая ведь тоже есть соната по
форме: Сонатное АПегго—одно из ве-
личайтих достижений современной
музыки, наконец, самый принцип
контрастной. разработки музыкально-
го материала, вся глубокая диалекти-
ка контрапунктического построения и
мотивного развития —- все это есть
изобретение бетховенского гения, так
же как нзобретением этого бессмерт-
ного гения является современное сим-
фоническое сонатное <керцо: Могут
возразнть, что принцип  контрастно-
тематической разработки ясно наме-
чался уже у мангеймцев Штамитца,
Рихтера, Фильца, что многочастная
соната без фугированных элементов
налицо у Филиппа-Эммануила
наконен, что в сонатах Локателли,
Моцарта и Гайдна первая часть поч-
ти обязательно содержит контра-
стирующие первую и вторую темы и
что разложение темы на элементы и
тематические комбинации, взамен ар-
хаического проведения темы в разных
строях, известны были еще до Бетхо-
вена: Это совершенно правильно, но
только подтверждает и подчеркивает
величие бетховенской-реформы. Гений
не выдумывает новых принципов,
не создает их «мз ничего». Он всегда
является наслелником всего велико-
го, что в элементах складывалось до
него, но ‘из этих элементов он творит
новое, открывающее безбрежные пер-
спективы развития для творческой
мысли.

Как известно, Бетховен напикал
только олну оперу, но это — «Фиде-
лио»... Есть немало близоруких лю-
дей, готовых рассматривать де-
лио», как явление заурядное, как
дань с@нтиментально - мелодрамати-
ческим увлечениям эпохи: Это пред-
положение ошибочно, невзирая на то,
что по сюжету «Фиделио»—типичная
«опера спасения», т. е. принадлежит к
самому распространенному в конце
ХУШ, началё ХХ века виду музы-
кально-драматического творчества:
Однако именно «Фиделио» является
носительницей той взрывчатой, рево-
люционной энергии, которой отли:
чаются величайшие из. творений
ховена. Это об’яснил Ромэн Роллан,
и нет надобности повторять его дово-
ды. Пламенное дыхание Великой
французской буржуазной революции
чувствуется в каждом такте «Фиде-
лио», и, конечно, Ромэн Роллан неос-
поримо прав, указывая на то, что ге-
роиня оперы Леонора-Фиделио не има-
ет «ничего общего с горластым и
грудастым тгероизмом  вагнеровскях
Брунгильд»: Может быть вот эта ис-
кренность и чарующая простота герои-
ческого образа смелой женщины в
сочетании с великолепным мастерством
художника, вылепившего этот образ,
придали «Фиделио» такую  притяга-
тельную силу для русских музыкан-
тов:

Невозможно перечислить все за-
слуги Бетховена перед музыкальным
искусством всех стран света. Мы и
не претендуем на. это, ограничиваясь
кратким замечанием, что вся совре-
менная симфоническая, камерно-ин-
струментальная музыка, в значитель-
ной мере также и камерно-вокальная
музыка, в конечном счёте восходит к
бетховенскому «музыкальному  почи-
ну» (пою выражению Стасова). Бетхо-
 вен дал мошный толчок развитию ми-
ровой музыкальной культуры и тем
заслужял вечную признательность
человечества.

Бетховена может (и в

Чем была бы современная инстру-

камерно-инструмен-

честве этих. произведений.  Цикличе-

Баха, ®-— —

Людвиг ван-Бетховен
>

Произведения Бетховена

Со старинной гравюры.

°

B MACTEPCKHX
ХУДОЖНИКОВ

EE 2 eS Se

Дейнека — беспокойный художник.
Он постоянно в движении, в поисках.

С какой-то ненасытной жаждой ло-

вит он все новые впечатления, ищет
всегла самого острого и наиболее вы-
разительного аспекта. точки зрения,
которая помогала бы раскрыть HO-
визну и значительность изображае-
мого.

Это пристальное внимание ‘к жиз-
ни, ко всему новому и яркому в ней
заставляет Дейнеку искать разнооб-
разные средства выражения, толкает
его от одного вида искусства к дру-
гому, от одной техники к другой.
Плакат и иллюстрация, карандаш,
уголь, перо, тушь, сангина — в гра-
фике; в живописи картины маслом,
акварель, фреска, мозаика, тватраль-
ная декорация; в ‘cKyabnrype—pe-
льеф” на дереве, круглая. пластика,
сложная монументальная  компози-
ция — все испробовано художником.
Он как бы проверяет боевые качества
всех родов оружия, каким может
пользоваться художник.

Дейнека идет своим, индивидуаль-
ным путем. Его мы узнаем сразу в
любом ето произведении, будут ли
перед нами скупые пятна туши или
сверкающая смальта.

Может не нравиться манера ху-
дожника, он может казаться порой

излишне резким, идущим как-то че-
  ресчур напрямик, но нельзя не со-

гласиться с тем, что именно в этой
своей манере Дейнека сумел выска-
зать очень много и заставил говорить
о себе как об оригинальном и своеоб-
разном мастере.

Когда попадаешь в огромную ма-
стерскую Александра Александрови-
ча Дейнеки`в городке художников
на Верхней Масловке, в мастерскую,
где тесно от новых работ, исполнен-
ных в последние год-два, невольно

вспоминаешь слова самого художни-

ка: «сумма впечатлений, приходящих-
ся на мою долю, иногда меня потря-
сает». Все здесь говорит о кипучей,
напряженной деятельности, о много-

на концертной эстраде.

® Людвиг ван-Бетхо-
вен — Шекспир ‘му-
зыки. Творчеству
Бетховена, как и
Шекспира, свойст-
венны = монументаль-
ность, великие стра-
сти и бури, высокие
идеи, революционные
устремления, подлинная человечность:

Бетховен — величайший реалист в
музыке. Роль и значение. его вдохно-
венного творчества в истории челове-
чества непрерывно возрастают. В на-
шей стране к бетховенской музыке
приобщена новая, массовая аудитория
слушателей. ‘

В необычайно широких масштабах
исполняются циклы концертов из
произведений Бетховена: ‘все его сим-
фонические произведения, фортениан-
ные сочинения, струнные квартеты,
скрипичные сонаты и другие ансамб-
ли. Это великое наследие творческо-
го гения ‘композитора ° стало  досто-
янием советского народа, пользуется
горячим признанием и любовью слу-
шателей,

Концерты из произведений Бетхо-
  вена в Москве, Ленинграде, Киеве,
Тбилиси и других городах Советско-
го Союза неизменно проходят при
переполненных залах.

В чем секрет такого успеха произ-
ведений Бетховена в нашей странё?

У Бетховена гениальная вырази-
тельность музыкального языка <оче-
тается с большюй эмоциональностью и
идейной значимостью-

Каждый советский музыкант вос-
питывается на ‘произведениях Бетхо-
вена. Нельзя себе представить. ни од-
ного инструменталиста, который не’

С. ШИР

или концертов Бетховена,
Наши крупнейшие исполнители —

в своих симфонических и сольных

[7 5-летие во дня рождения Бетхо-
вена Московская филармония и Все-
союзный ралиокомитег отмечают ря-
дом концертов,

16 декабря в Большом зале Мос:
ковскей консерватории Государствен:
ный симфонический оркестр CCCP
под управлением В. Небольсина ис-
полнйт увертюру «Король Стефан»,
концерт для скрипки < оркестром

(солистка Г. Баринова) и седьмую

‚симфонию Бетховена.

На протяжении многих десятков ную, но все же нужно отметить, что обоснованных соображений, а скорее

лет вокальная литература твердит об
упадке школы пения, об утере секре-
ta bel canto- Е

оложник научного метода
постановки голоса, изобретатель . ла-
рингоскопа проф. Гарсиа, его поселе-
пователи и бесчисленное количество
других авторов отмечают прискорб-
ный факт надения вокального мастер-
ства.

Причины этого упадка разные ав-
торы об’ясняют по-разному, но многие
из них приходят, в частности, к выво-
дам, что одной из главных причин
преждевременной порчи голосов. яв-
ляется «неестественное напряжение,
которого требует от певцов новая му-
зыка» (Россини, Ламперти, Фор и др.).

B «ware