О массовой песне”
ВОСЕМЬ ТАК

Оживленная дис-
куссия о песне, раз-
вернувшаяся на стра-
ницах «Советского ис-
кусства», чрезвычайно

И. ДЗЕРЖИНСКИЙ
°

знаменательна. Она лишний раз сви-  нуть из нашего

ТОВ

мировоззрения долж-
ны быть всемерно рас-
ширены. Почти обид-
ное слово «песенник»
необходимо — вычерк-
лексикона. Что может

детельствует о важности вопроса, © беть печальнее, чем всю жизнь пи-

необходимости обсудить его. как мож-
но глубже и всестороннее,

Отромную роль сыграла песня в
дни Великой Отечественной войны.
Она мобилизовала массы советского
народа, вооружала его оптимизмом,
бодростью, силой.

Но выявилась и «оборотная сторо-
на медали»: некоторые композиторы
настолько увлеклись песенным жан-
ром, что стали своего рода «инжене-
рами узкой специальности». Обнару-
жилась своеобразная замкнутость,
привычка не выходить за пределы
8 тактов,привычка, которая не толь-
ко. не способствует расширению
творческой деятельности, но сплошь
и рядом приводит к ее сниже-
нию. Тот же Соловьев-Седой, так
удачно «нашедший себя» в песне, в
большинстве случаев работает в рам-
‘ках пресловутых 8 тактов, а это, ко-
нечно, едва ли может благотворно
отозваться на его творчестве:

Чрезвычайно ярки песни Захарова.
Они не только глубоко народны, но
даже, пожалуй, идут впереди народ-
ного творчества. Но Захаров почти
не работает в каком-либо ` другом
жанре, ему грозит опасность стать
эпигоном самого себя. о

В то же время песни авторов, рабо-.
тающих в более широком масштабе,
«живут» дольше других. Этим, напри-
‘мер, об’ясняется доходчивость и дол-
голетняя популярность некоторых
лесен Дунаевского. a

Наблюдается и такой факт: cpean
«песенников» имеются и еще более
Узкие специалисты: одни пишут толь-
ко песни лирические, другие—только
бытовые. Это уже какой-то «подот-
дел», из недр которого выходят‘ про-
изведения штампованного, ремеслен-
ного типа.

Я понимаю, что у художникаймо-
жет быть склонность к тому или ино-
му жанру. Но нельзя замыкаться в
него и отгораживаться какой-то сте-
ной от всего остального. Не замыкал-
ся же Чехов в круг своего — самого
любимого жанра-—маленького расска-
`за и новеллы. Широко трактовал фи-
лософские темы Лев Толстой, но`он
‘писал и пьесы и статьи.

Композитор прежде всего компо-
зитор. Рамки его художественного

И. ДУНАЕВСКИЙ -

„сту», такие песни оказываются

сать музыку, построенную на чередо-
ваниях 8 тактов?

Преодолеть нужно и нарочитую ко-
роткость песни. Из тех же 8 тактов,
к которым она в большинстве слу-
чаев сводится, четыре сплошь и ря-
дом отходят на повторения, на при-
(mes. Получается какой-то неписан-
‚ный закон песнееложения. Когда та-
кая стандартно-построенная песня по-
  падает к одаренному эстрадному ис-
полнителю, умеющему придать ееку-
‘плетам разнообразные оттенки, она
  еще как-то звучит. Но, будучи ‘испол-
 нены просто по музыкальному «тек-
ча-
стенько скучными, в то время как
песни с широким развитием хорошо
запоминаются и. являются хотя и
небольшими, но полноценными музы-
кальными произведениями.

Народность песни, ее

народный

полной мере. Без этого песня обрече-
на на «повисание в воздухе» и HE
может отвечать задачам большого ис-
кусства. К сожалению, и здесь име-
ют место стандартизованные «народ-
ные ходы», вроде вальсообоазной
тородской фабричной песни‘ на трн
четверти. Эти пути творчества «по
линии наименьшего сопротивления»
нужно изжить. В создании народной
песни композитор должен итти. ориги-
нальным путем, придерживаясь свое-
го творческого кредо.

Война кончилась.

Песня получает новое, еще более
широкое «целевое назначение»: внел-
рять в массы подлинно-музыкальную
культуру, воспитывать их вкус.

Примитивизм = и <«короткометраж-
ность» не только не необходимы, они
вредны. р

Работать надо вдумчиво и глубоко.
Авторам популярных песен неплохо
былс бы на время поработать в дру-
гих жанрах, чтобы затем с новыми
силами вернуться к песне. Попробо-
вал свои силы Соловьев-Седой, на-
пример, в оперетте, и получилось
удачно. И я убежден, что эта работа
принесла ему большую пользу, что
его новые песни обогатятся новым со-
держанием, новыми средствами вырз-
зительности. : : :

жк

РЕПЛИКА

_ СОЛОВЬЕВУ -СЕДОМУ _

..Я не могу отказать своему товз-
рищу в праве самым резким образом
критиковать мое творчество. И прав
Солювьев-Седой, заостряя свои прин-
ципиальные суждения ссылками на
примеры из творческой практики
«бесспорно одаренных мастеров пес-
ни». Я радуюсь, что Соловьев-Седой
уделил мне столько внимания и по-
тратил усилия на анализ моего пе-
сенного творчества, ибо, очевидно,
этим самым он меня включил в чиб-
0 «бесспорно одаренных». Но мне
хочется в этой реплике Соловьеву-
Седому поставить несколько вопро-
сов, чтобы установить «неточности»,
могущие ввести в заблуждение чита-
телей «Советского искусства»-

Что плохого в том. что композитор
желает сохранить стилевые особен-
ности своего творчества, то-есть сво-
ето музыкального языка? Что плохо-
го в том, что я не умею писать так,
как Соловьев-Седой, а он не умеет.
писать так, как я? И почему coxpa-
нение своего стиля ведет к «само-
ограничению», а самоограничение —к
обеднению выразительных ‘средств?
И почему все эти «беды», . по Со-
ловьеву-Седому, ведут к отсутствию
творческой смелости? И если ни од-
на из написанных мною за время вой-
ны песен не нравится Соловьеву-Седо-
му, то почему мы должны об’яснять
это отсутствием у меня творческой
смелости? И разве «Вечер на рейде»
Соловьева-Седого является продуктом
творческой смелости и разве этим
об’`ясняется успех этой песни в мас-
сах?

Почему Соловъев-Седой так суро-
во относится к довоенной практике
Дунаевского, братьев Покрасс и дру-
FHX «самоограничивающихеся» компо-
зиторов и так неточно говорит о про-
изведениях, созвучных времени? Хо-.
ропю, что читатели прекрасно знают,
как много довоенных песен вошло И
в суровую военную эпоху, своей
патриотической настроенностью
пользой послужив
Соловьев-Седой создал в годы войны
ряд талантливых песен. Но, написан-
ные в одном определенном жанре
и интонационной сфере (самоотрани-
чение? самоповторение? отсутствие
творческой смелости?), они не могли

с

сами по себе удовлетворить потреб-\

ность страны. в других песенных
жанрах. И жалко, что Соловьев-Се-
лой не упоминает о песнях Алексан-
дрова, Захарова, Блантера, Новикова,
Каца и других композиторов. Их
песни имеют ту принципиальную цен-
ность, что, будучи написаны в самых
разнообразных жанрах, они опроки:
дывают все теоретические построения
Соловьева-Седого — приверженца ин-
тимной песни, романса. Мне кажет-
ся, что залог успеха наших песен за-
ключался, заключается и будет за-
ключаться в широком творческом и
жанровом разнообразии. Нельзя про-
поведывать господство «интимной
песни, приближающейся к романсу, но
He -перерастающей в него», как это
делает Соловьев-Селой. Нам нужны
всякие песни, лишь бы они- были.
талантливыми, хорошими. Если Co-
ловьев-Селой хочет работать в об-
ласти интимной песни — добро! Но
если ему не удаются маршевые или
героические песни, то это отнюль не
значит, что они не нужны советскому
народу.

Почему Соловьев-Седой осуждает
стремление композитора и поэта за-
воевать Одной песней все слои:
часеления? История советской мас-
совой песни дает нам неплохие об-
Зазцы таких «универсальных» песен
я показывает, что именно такие песни
бладают высакими художественными
и идейными качествами. ;

Соловьев-Седой прав. говоря, что
такие песни появляются (я скажу —
сгали появляться) редко. Это до-
казывает, что создание их крайне
трудно. Но почему мы не должны
стремиться к этому? Е

Это опять-таки не исключает воз-

+ Дискуссия о массовой песне (см. №№
39, 41, 42, 43, 44 и 46) на этом заканчи-
ялегся. Итоговая статья будет помещена
в следующем номере «С. И».

нашей стране.

можности и необходимости создания
хороших песен для определенных
  групи населения. Но вряд ли мы най-
`дем таких авторов, которые не стре-
  мились бы к расширению. континген-
тов своих слушателей. Хорошая

мысли советских людей. „Такова при-
рода нашей песни! Слишком усерд-
ное (по Соловьеву-Седому) раздроб-
ление песен по категориям. населе-
ния(!) грозит нашей песне потерей
ее основных идейно-художественных
качеств.

Почему  Соловъев-Селой тенден-
циозно извращает содержание твор-
чества братьев Покрасс? Насколько
нам известно, лучшие песни этих ав-
торов опирались не на. псевдоцыган-
ский романс, а на хорошую традицию
революционной боевой и городской
рабочей песни. Если уж пытаться
анализировать творчество своих това-
рищей, то нужно делать- это вне. за-
висимости от личных творческих
симпатий. Кстати, cam Соловьев-Се-
дой указывает на право существова-
ния псевдоцыганской тенденции в
нашей лирике. Здесь я категоричёски
возражаю ему и утверждаю, что
всякие «псевдо» мы должны из’ять
из нашего творческого обихода.

Зачем понадобилось Соловьеву-Се-
дому говорить о том, что мож песни
«вспоминаются почему-то в прешед-
шем времени». Это не соответствует
действительности, поскольку мои
песни живут и поются.

Что касается весьма тяжкого для
меня обвинения в том, что-я не су-
мел понять новых требований, пред’-
являемых к песне, то. этот вопрос
столь сложен и затронут Соловьевым-
Седым столь поверхностно, что я не
считаю возможным воспользоваться
рамками дискуссии для ответа.

За рубежов БОЯН

бывает в
Эта необы-

Солнечных дней здесь
году не меньше трехсот.
чайная страна похожа на еказочный
край. Горы с высокими снежными
вершинами; сказочные озера Блед н
Бохинское; тропические пальмы и се-
верные ели; горные деревни утопаю-
щие в зелени; домики с высокими
крышами и балконами, увешанные
гирляндами кукурузных  початков;
старинные крепости и церкви, точно
висянцие на скалах, — все это напо-
минает декорацию чудесного, роман-
тического спектакля.

И люди в праздничные дни здесь
одеваются, как герои из ` историче-
ских пьес. Это Словения — самая
северная часть Югославии; Словения
— многострадальная страна, которая
веками угнеталась то австрийцами, то
венграми, то немцами и итальянцами.
Но народы Словении не-утратили сво-
его лица, своей национальной куль-
туры и языка.

В; 1918 году в столице Словении—
„Любляне—впервые организован стаци-
онарный драматический театр, кото-
рый сейчас называется Народным
Драматическим театром.

В трудных условиях приходилось
работать его коллективу, но с по-
мощью передовой интеллигенции Сло-
вении он постепенно приобрел боль-
шую силу агитатора и поборника на-
родной культуры.

Сейчас театр называют также теат-
ром Бояна Ступицы. Ступица — мо-
лодой инженер, художник-архитек-
тор, побывавший в разных странах
Европы, увлекавшийся сценическим
искусством. Вернувшись в Любляну,
он поставил несколько спектаклей в
драматическом театре и затем стал
его художественным руководителем.

В тридцатых годах Ступица начал
ставить русские пьесы — сначала
классические, затем современные, ко-
торые привлекли внимание широких
кругов зрителей.

После постановки «Чужого ребемн-
ка» В. Шкваркина Ступица подвер-
гается яростным нападкам реакцион-

колорит должны быть сохранены в

песня призвана об’единять „серлпа:и!

ЧЕЛЯБИНОК. (Наш корр.). Закончился
меЖобластной смотр колхозных филиалов

цирков. В смотре принимали участие
цирковые артисты Куйбьипева, Ново-
сибирска, Барнаула и Челябинска. Для

участия во втором туре смотра колхоз-
ных филиалов цирков, который соестоит-
ся в Москве. отобраны артисты Шукина,
Евтонов. Грановская и Нагина.

. СИМФЕРОПОЛЬ. (Нап: корр.). Торжесет-
венно было отмечено 40-летие художест-
венно-педагогической и общественной
деятельности художника М. Шеглова,
В Союзе советских художников Крыма
открывается выставка произведений
юбиляра.

СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Открылся
симфонический сезон в Сталинабаде.
В первом концерте, посвященном творче-
ству П.И Чайковского. принимали уча-
стие солисты и оркестр Таджикской фи
лармонии.

МИНСК. {Наш корр.). В театре им,
Якуба Коласа (Витебск) состоялась пре-
мртера «Ревизора» в постановке Н. Лой-

тера.

КИРОВ. (Ham корр.). Лекцией-концер-
том на тему «Сталинская Конституция в
художественной литературе и музыке»
начал работу литературно-музыкальный
лекторий областной Филармонии. Лекция
иллюстрировалась выступлениями арти-
стов театра,. филармонии и. областного
хора под управлением А. Еремина.

НА УКРАИНЕ

© Лауреат Оталинской премии поэт
Максим Рыльский и поэты Диодор Бобир
и Евгений Дробязко закончили. перевол
на украинский язык комедии Грибоедо-
ва «Горе от ума». Г

@ Поэт Олекса Новицкий заканчивает
‘перевод на украинский язык нъесы
А. Н. Островского «Без вины виноватые».

© Писатель Петро Панч перевел на
украинский язык «Вишневый сад»
А. П. Чехова. Пьеса пойдет на ецене
Киевского драматического театра имени
Франка. Пьеву Пристли «Он пришел»
перевел для театра драмы имени Франка
поэт Савва Голованивский.

$9 Институт искусствоведения и фоль-
клора Украинской Академии наук гото-
вит труд по истории украинского искус-
‘ства’и музыки.
ному фольклору.

€ 22 декабря состоится юбилей худо-

жественного руководителя театра руе-

ного артиста СССР К. Хохлова в связи с
69-летием со дня его рождения В день

комедии «Горе от ума».
© Одесская киностудия запускает в
производство фильм «Настоящий парень»

бр. Тур. Студия готовит также биографи-
ческий фильм о жизни и деятельности
еликого русского ученого. основателя
русской полевой хирургии Пирогова.

© Одесский завод «Кинап» приступил
к изготовлению нового портативного
звукомснтажного аппарата «3 МА-3».

В скором времени киностудии получат
25 таких аппаратов.

>
ЖУРНАЛ ,
«ИСКУССТВО КИНО»

месячного журнала «Искусство кино».
В журнале опубликована статья пред-
седателя Комитета по делам кинема-
тографии И. Большакова «Наши бли-
жайшие задачи», статьи режиссеров
С. Эйзенштейна, И. Пырьева, В. Пет-
рова, рецензии С. Дурылина и В. Ми-
ронова на фильмы «Без вины вино-
ватые» и «Дни и ночи». Памяти ре-
жиссера Я. Протазанова посвящена
статья О. Леонидова.

бежном кино, а также перепечатан-
ная с сокращениями

«Писатель и кино».

Фрески
Новгорода

Летом этого гола’ Ивститутом
истории и теории Академии архитек-
туры СССР было проведено обследо-
вание древних фресок Новгорода. В
  результате получены новые интерес-
ные материалы по истории древнз-
русской монументальной живописи.

Научный сотрудник института
художник Н. Толмачевская детально
исследовала фрески в куполе храма
св. Софии. До сих пор’ считалось,
 что эти фрески не представляют
большого интереса, так как OHH
полностью переписаны в позлнейшую
эпоху. Теперь, после тщательной про-
мывки живописи, установлено, что
` фрески не подвергались переделкам
  н,являются поллинной росписью, ко-

словесному и музыкаль

ской драмы им. Леси Украинки. народ-

юбилея будет показана новая постановка

в постановке М. Жарова по сценарию ©

Вышел из печати первый номер еже-   робно

В журнале помещены информацион- Петрограда
ные материалы о советском и зару-   тябрьской революции.

из журнала В ней много иллюстраций,

торая была’ выполнена немедленно
после окончания строительства храма
 p XI веке.

Н. Толмачевская сняла точную ко-
  пию с одного из наиболее интересных
фрагментов росписи—голозы Соломо-
на. Копия снята с сохранением всех
особенностей живописной техники
старых мастеров. С остальных фре-
сок сделаны зарисовки. Помимо того,
  сняты точные копии с уцелевших
фрагментов древних фресок ХП века
в Антониевом монастыре и сделаны
зарисовки в Георгиевском соборе
Юрьева монастыря.

В связи с намеченной реставрацией
древних архитектурных памятников
Новгорола в Академии
CCCP начата работа над макетом
разрушенной немецкими захватчика-
ми церкви Спаса  Нередицы. Макет
будет ставлять собой точную
копию ЭТого замечательного памят-
‘ника, причем намечено воспроизвести
2 миниатюре знаменитую внутреннюю
эеспись церкви по детальным копиям,

выполненным H. Толмачевской еще
до войны.
ВОСПОМИНАНИЯ
  Ю. М. ЮРЬЕВА

В 1939 году в издательстве «Ис-

кусство» вышел первый том воспоми-
наний Ю. Юрьева «Записки 1872—
1893 гг.». Книга нашла широкий от-

клик У читателей и за несколько

дней до войны вышла вторым изда-
‚ нием.
  (Сейчас выходит второй том вос-
поминаний артиста—«Записки 1893—
1917 гг.». Книга начинается с описа-
  ния первого дня работы автора в
  Александринском театре. Юрьев под-
рассказывает 06 условиях
‚ творческой работы в театре, о взаимо-

отношениях между премьерами и
молодежью. ;

Во втором томе! воспоминаний ав-
тор рисует любопытную картину

оперно-балетного театра конца проли-
лого и начала двадцатого века, ха-
  рактеризует крупнейших  иностран-
ных гастролеров, ‘приезжамних в те
 годы в Петербург’ Книга  заканчи-
  вается описанием театральной жизни
накануне Великой Ок-

листов.
Редактор

Об’ем KHHrH—35 печатных

«Тиэтр Артс» статья Дадли Николса «Записок» — заслуженный деятель
  искусства Е. М. Кузнецов,

оркестр русских народных

архитектуры

ан
Cn pote

ES,
© Цикл лекций по истории западно-
европейской музыки проводит в Хим-
ках Московская областная филармония.
Этот же цикл будет прочитан и в других
районных центрах.

3 Новый русский народный хор co3-
дан при Вессоюзном радиокомитете. В»

его составе-певцы из бывших фронто-

вых .красноармейских ансамблей, круж-
ков художественной самодеятельности
ит. д. При ансамбле организов..н
инструмен-

тов.
$ Научную конференцию в связи с
50-летием своего существования прово-
дит 25 декабря дом-музей ИП. И. Чай-

коБского в Клину. Музей подготовил
к переизданию трехтомную биографию
Чайковекого.

$3 Концерты находящегося в Москве
чехословацкого дирижера Рафаэля Ку-
белика состоятся 24 и 28 декабря в
Больнюом зале Консерватории. Государ-
ственный оркеетр СССР под управле-
нием Р. Кубелика исполнит шестую
симфонию Чайковского, концерт для
скрипки © оркестром Дворжака, рапсо-
дию для оркестра «Тарас Бульба» чеш-
ского композитора Леошг Яначека, седь-
мую симфонию Шостаковича. Солист-
кой выступит скрипачка Л. Кубелик.

26 декабря состоится ‘камерный кон-
перт Р. и М. Кубелик; в программе
концерта — произведения Бетховена,

Дворжака. Кабалевского и др.

© Выставку в связи с исполняющим-
ся 235-летием существования военных
оркестров в России организует Выешее
училище военных капельмейстеров
Красной Армии.

© В состав президиума Оргбюро ба-
летной секции Дома актера ВТО из-
браны: Л. Лавровский (председатель),
Л. Варламов, М. Габович, В. Голубов,
П; Гусев, Р. Захаров и А. Клейн.
Ближайшим мероприятием секции явит-
ся обсуждение балета «Золугика».

€ 18 декабря в Доме актера состоялась
встреза артистов’ московских театров с
делегатами Международного женского
конгресса в Париже. На вечере высту-
пали участники конгресса А. Караваева.
Е. Кононенко, В. Марецкая и ЛД. Sep-
калова.

© Из гастрольной поездки по Европе
в Москву возвратился Государственный
хор русской песни под руководством А.
Свешникова. За два месяца хор дал
свыше 50 концертов, которые посетили
около 60.000 слушателей.

——<

Новогодняя ёлка

Колонном зале Дома союзов десятую
юбилейную. елку. В течение десяти
лет в дни школьных каникул коллек-
тив. организаторов и творческих ра-
ботников неизменно обслуживал мос-
ковских ребят. Даже в суровые годы
войны, в дни бомбежек, в подвале
бомбоубежища Дома союзов зажига-
лись веселые огни новогодней елки.

В канун 1946 года, после великой
победы советского народа, этот люби-
мый детьми новогодний праздник бу-
дет особенно торжественным, радост-
ным и веселым. Вопреки обычаю,
театрализованное зрелище будет на
этот раз заменено сказочным . карна-
валом, в котором примут  учаетие
«заколдованные» слон, жираф, вер-
блюд. Гостеприимный хозяин «Кот в
сапогах» со своими котятами встре-
тит гостей в вестибюле и под весе-
лую музыку поведет их по парадно
оформленным залам, Театральные
представления, концерты, игры, тан-
цы, затейные аттракционы. будут ожи-
дать ребят в залах фойэ.

oo 9°

На процессе главных немецких военных преступников в Нюрнберге
ветских писателей, журналистов, художников
`Б. Ефимов встретились на процессе с известным английским карикату ристом

и кинооператорсв.

направо): П. Крылов, Б. Ефимов, Д. Лоу, Н. Соколов.и М. Куприянов.

f—

*

=<

Ступица и его

И. БЕРСЕНЕВ, Г. МДИВАНИ
* ~

ных газет. Одна из таких газет напи-
сала даже, что «сам Ступица — это
«чужой ребенок», и надо обрезать
крылья «такому опасному человеку».
Затем Ступица поставил «Квадра-
туру круга» В. Катаева и другие со-
ветские пьесы, которые неизменно
вызывали горячее сочувствие пере-
довых слоев словенского населения.
И все же по настоянию реакцион-
ной прессы Ступицу изгнали из стра-
ны, но труппа продолжала работать и
режиссер время от времени «проры-
вался» в свой любимый театр.
Самыми черными днями в жизни
Люблянского театра были дни италь-
янской оккупации. Ступица и некото-
рые арестованные вместе с ним бы-
ли посажены в итальянский концла-
терь «Гонарс», где томились тысячи
других сынов. словенского народа —
рабочие, профессора, студенты, учи-
‚ Теля, юристы, доктора, писатели, об-
щественные деятели. Итальянские
фашисты осуществляли широкий план
уничтожения слозенской интеллиген-
ции, представителей которой они на-
зывали «большевиками культуры».
Сотни славных сынов Словении по-
гибли в этих лагерях, и лишь не-
многие из них уцелели. Они расска-
зывали нам о том, как планомерно
было задумано уничтожение славян-
ских народов и в частности их пере-
довой интеллигенции.

Среди тех, кто выжил, были Боян
Ступица с несколькими своими това-
рищами. Тотчас же после освобож-
дения Словении они собрали всех уце-
В артистов и приступили к ра-

оте.

..В театре-клубе большюго сталели-
тейного завода мы смотрели выездной

спектакль Люблянского народного те-
атра «Чужой ребенок». Нас поразила

не только блестящая игра актеров, но

и энание жизни, быта советских

людей, проявленное талантливым ре-
жиссером и его коллективом.

В течение всего лета никто из ак-
теров не уходил в отпуск. В полном
составе коллектив театра выезжал в
рабочие районы Словении и там да-
вал свои спектакли.

— Имеем ли мы право в такое вре-
мя отдыхать? — говорит Ступица. —
Наш коллектив сознает, какие боль-
шие задачи стоят перед театром в дни
преобразования страны.

Мы присутствовали на спектакле
«За благо народа». Это пьеса словен-
ского классика Ивана Цанкара, умер-
шего в 1918 году. Жестокая сатира
на мелких и крупных политиканов,
изображающих себя «борцами за бла-
го народа», показывает, что Цанкар
хорошо знал Гоголя.

В дни выборов в Югославии. ког-

é

присутствует
Недавно

лей, которые мы смотрели

Боян Ступица

Адрес редакциз и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны:

516413.

у

секретариат—К 4-15-66; отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, ИНО, эстрады в цирка,

большая группа со-
Кукрыниксы и

снимке (слева
Фото Е. Халдея.

художники
Д. Лоу. На

театр

да реакционеры всякого рода спори-
ли с Народным фронтом и. бия себя
в грудь, доказывали, что они «за на-
род», пьеса Цанкара в постановке
Ступицы звучала исключительно ак-
туально. Мы слышали, как зрители
называли именами героев пьесы ce-
годняшних «оппозиционеров».

Тонкое режиссерское мастерство
Ступицы было видно во всех деталях
спектакля, в том чувстве меры, ко-
торое ограждало постановку от ма-
лейшей пошлости, Чувствовалось по-
нимание каждого образа, каждого
штриха пьесы. Действие то и дело
прерывалось аплодисментами и хохо-
том зрительного зала. Блестящая
игра артистки Савы Северьевой вы-
зывала всеобщий восторг.

Актеры Дреновец, Цесарь, Скри-
биншек, Липач, Колыч, актрисы Кра-

28 декабря ВЦСПС организует в

ный возраст,

Всесоюзный конкурс музыкантов-испоянителей

На Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Группа вокалистов
— участников конкурса: у рояля И. Алексеев (Ленинград); стоят слева

направо: О. Калинина (Саратов), Л.

ва (Пенза), член жюри конкурса М.` Михайлов, .
Н. Политикина (Москва); сзади стоят: Г. Талеш (Таллин) и В.

шов (Москва).

С ева {Ярославль), И. Любимо-
Murs : PO. Хан (Алма-Ата),

Гаврю-

Фото Е. Явно/”.

ФххФх>®

НАКАНУНЕ ТРЕТЬЕГО ТУРА

17 декабря закончился второй тур
конкурса  музыкантов-исполнителей.
На заседании жюри конкурса инстру-
менталистов (под председательством
Д. Шостаковича) и вокалистов (под
председательством В. Барсовой) были
подведены итоги второго тура, в ко-
тором приняли участие 53 пианиста,
34 скрипача, 9 виолончелистов, 5 ар-
фистов и 73 вокалиста.

К третьему туру допущены 11 ин-
струменталистов и 4 вокалиста

Третий тур конкурса будет прове:

Завтра исполняется 10 лет сушест-
вования Дома ветеранов русской сце-
ны им. А. А. Яблочкиной. В этом до-
ме, основанном Всероссийским теат-
ральным обществом, проживают ста-
рейшие актеры русских театров.
Среди них — первая исполнительни-
ца партии (Снегурочки Н. Салина,
перзая исполнительница роли Нины

see I a a

—__—____@___.
Я
10-ЛЕТИЕ ДОМА ВЕТЕРАНОВ РУССКО!”

ден 25, 96 и 27 декабря в Больг
зале Московской консерватории. ”-э’
открытых концертах примут Уч-. Dic
солисты, выдвинутые на третий тур;
и Государственный симфонический
оркестр СССР под управлением
А. Орлова и Н. Аносова. и

29 декабря в Большюм зал  . 0cKC™
ской консерватории состои`.  заклю
чительный концерт лауреатов Всесс
юзного конкурса музыкантов-испол
нителей.

~

jv

‘2 . nocnem-

тью OT=

ейзажей

Заречной на сцене Худох._ствевь `-®

театра М. Роксанова, популярный

провинциальный актер Н. Орлов и
другие.

На торжественном вечере, который
састоится завтра в Доме актера ВТО,
ветераны русской сцены поделятся
своими воспоминаниями.

В оперной студии Московской консерватории

Оперная студия при Московской
консерватории имени Чайковского ра-

ает над постановкой одноактной
оперы Рахманинова «Алеко», одно-
актной оперы  Римского-Корсакова
«Вера Шелога» и дуэта Чайковского
«Ромео и Джульетта». Эти три про-
изведения об’единены в один спек-
такль, премьера которого будет по-
казана в конце декабря.

Партию Земфиры в опере «Алеко»
исполняет молодая солистка студии
В. Коломиец, Алеко—студенты кон-
серватории А. Харлампов, И. Шмелев
и И. Миценко, молодого цыгана —
студент консерватории В. Радзиев-
ский и солист студии А. Серов. По-
становщик спектакля—Т. Шарашидзе.

ежегодно шестьдесят
школ и курсов, подготовляющих ме-
хаников немого и звукового кино. В
течение четырех месяцев учащиеся
  приобретают необходимые теоретиче-
  ские знания и производственные навы-
  ки.

Метод производственного обучения,
  введенный в военное время, целиком
оправдал себя.

Однако возросшие требования к ка-
 честву кинопоказа вызывают необхо-
  димость улучшить подготовку кино-
механиков, внести ряд поправок в

выпускают

Академии архитектуры CCCP под
ебщим руководством члена-коррес-
потдента Академии П. Блохина под-
  готовлен к печати альбом проектов
поселковых жилых домов для мас-
 созого строительства.

В альбоме даны проекты небольших
олноэтажных и двухэтажных домов
с балконами и террасами. Каждый
  дом рессчитан на заселение одной
семьей. В болышинстве запроектиро-
ванных домов предусмотрены все со-
временные удобства и необходимые

Свыше 5000 молодых специалистов

Партия Веры  Шелоги поручена
студенткам консерватории Т. Анохич
ной и Н. Бекаторро, Належды—стуч
дентке Т. Антиповой. «Веру Шелогу»
ставит Б. Афонин.

В партии Джульетты выступят
студентки консерватории Г. Попова в
В. Львова, Ромео студент В. Рад:
зиевский и солист А. Серов. «Pomed
и Джульетту» ставит Б. Афонин, acs
систент режиссера—И. Македонская;
дирижер Н. Аносов, ассистенты диз
рижера — О. Агарков, В. Дударова и
Е. Рацер. Художник—А. Лушин.

Одновременно в студии начата раз
бота над оперой Римского-Корсакова
«Царская невеста» и оперой Моцарта
«Дон Жуан».

—
Подготовка киномехаников

Выступавшая с докладом инженер
Т. Середа ознакомила собравшихся с
мероприятиями, намечаемыми для

6-

улучшения качества подготовки киноь

механиков.

Содоклад об улучшении opranyaa<
ции практических занятий учащихся
сделал инженер В. Романин. В пре-
ниях приняли участие инструктора
республиканских, краевых и областа
ных школ и курсов, начальник Глав-
ного управления кинофикащии А. Ко-
пытов, председатель ЦК союза кино“
фотоработников 3. Бриккер и другие;

учебные программы. Этому ‘вопросу   Итоги работы совещания подвел

было посвящено всесоюзное методи-   заместитель председателя Комитета

ческое совещание, состоявшееся в по делам кинематографии И. Лука+

Комитете по делам кинематографии. ‘шов. ;
а

Проекты жилых зданий для массового
строительства

Институтом массовых сооружений  ‘подсобные помещения — кладовые,

стенные шкафы и т. д.

Научный сотрудник Института
массовых сооружений архитектор
М. Полонский разработал, помимо то-
го, альбом плановых решений жилых
домов для индивидуальной застройки:

В альбом включено 30 различных
решений планов небольших жилых
домов с необходимыми подсобными
помещениями. В строительстве пре-

дусмотрено широкое использование
местных строительных

материалов,

мобытный народный певец, посвятив-

ший всю свою творческую деятель-

ность исполнению русской народной
песни, которую он любил со всей
горячностью и преданностью подлин-

Ного художника-энтузиаста.

Петр Глебович тонко чувствовал и
умел мастерски передать характер
исполняемой песни, уделяя особенное

внимание выразительному донесению

текста песни—«души песни», по его
выражению.

До последних дней своей жизни
Петр Глебович, несмотря на преклон-
сохранял неутомимую
юношескую энергию, душевную мо-
лодость и жизнерадостность, позво-
лявшие ему плодотворно и упорно
работать со своим хором.

В период Великой Отечественной
войны Петр Глебович и его хор про-

лиева и Иуванова также создали сво-
ей талантливой игрой великолепную
галлерею типических образов.

Ступица в своем театре выступает
нетолько как талантливый режиссер,
но и как замечательный художник-
декоратор. Декорации. всех спектак-
в этом
театре, написаны Ступицей. Его ра:
бота как художника отличается уме-
нием скупыми и экономными средст-
вами придать максимальную художе-
ственную выразительность декоратив-
ному оформлению, что освобождает
театр от необходимости применения
громоздкой бутафории и дает возмож-
ность легко перенести спектакль на
рабочие клубные сцены. *

Сейчас в репертуаре Люблянского
народного театра преобладают рус-

ские классические и современные ‹о-

ветские пьесы. Над созданием пьес о

современной Словении работают дра-

матурги Зупан, Голия, Видмар, Ko-

зак и другие.

Люблянский театр под руководст-
вом Бояна Ступицы занимает одно из
первых мест среди театров Югосла-
вни. Это театр, который ищет новые

формы театрального искусства своей
обновлённой, свободной страны.

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.

вели свыше 500 концертов в частях

Красной Армии и на крупнейших
предприятиях страны.

В лице П. Г. Яркова советская му-
зыкальная культура потеряла живого
свидетеля московского музыкального
быта прошлых лет, одаренного соби-
рателя и знатока русской народной
песни, талантливого певца-импровиза-
тора, умелого воспитателя и руково-
дителя хора русской песни.

А. В. Александров, Анастасьев,
Асафьев, Богатырев,  Бортнян-
ский, Булыгин, Гиппиус, Голо-
ванов, Захаров, Иконников;
Казьмин, Квитко, Ковалева, Ку-
BbIKHH, Нежданова, Обухова,
Осипов, Оськин, Руднева, Свеш-
ников, Седельников, Сурин.

SSS д _————

Редакционная коллегия:
Б. МОЧАЛИН (отв.

Ю. ЗАВАДСКИЙ, —Д.

eae ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛ

АЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,
OAOBHHKOB.

Заявления‘ принимаются
пер., дом 2.

Справки по-телефону: К 3.08

ЗИНТНИИАНАААННАНАННН

Rogen eres eee ee

ПАВЛОВСКОМУ ГОРДРАМТЕАТРУ им. М. ГОРЬКОГО

НУЖНЫ
артисты, художник-постановщик,
нист в эстрадно-концертную бригаду.

:. С предложениями обращаться по
области, Драмтеатр.

SPN nn eee

ВСЕСОЮЗНЫЙ РАДИОКОМИТЕТ ОБ`ЯВЛЯЕТ КОНКУРС
на замещение вакантных должностей
: радиовещания — муж

Возраст поступающих от 18 до 35 лет.
до 11—46 г. по адресу: Москва, Путинковский

-24 от 12 часов до 6 часов вечера.
АНАНАСА

ИА

дикторов центрального
чин и женщин.

бутафор, а также артисты и бая-

адресу: г. Павлов н/Оке, Горьковской

ss КИРОВСКОМУ ОБЛДРАМТЕАТРУ

ТРЕБУ

один бутафор 1-й катего

С предложениями: обращаться: г.

иностранный и ин
- ве

рии и один б

формации—К 5.45-12;

ются

утафор 2-й категорни.

Киров, Областной прамтеатр.

———

издательство — к 1-48 98.

Заказ № 2566.

<.