6 марта 1943 г., суббота. № 54 (5425),

4 ; , КРАСНАЯ ЗВЕЗДА р о

ПИСЬМА О СОВЕТСКОМ ТЫЛЕ

Солнце Башкир

..Эта песня прозвучала в степи. Легкие,
прозрачные облака скользили в небе. По-
рывистый ветер шевелил низкорослые ку-
сты. Чабан Гатнат спрятал на груди ку-
рай, разгладил седые усы и улыбнулея
всезнающей, теплой улыбкой.

Гора Изенгиль поднималакь в степи,
словно утес. У се подножья колыхалось
волнистое море овец, и тревожное блеяние
раздавалось. в тишине.

Сел и мудр чабан Гатиат, Много лет
прожил он среди этих ‘просторных бтепей.
Много видел. Много знает, Олних песен и
дум в памяти его больше ста. А каждая
песня —=- одва жизнь, а иногда много
жизней. Внуки Гатиата на войне. Вея мо-
лодежь его селения воюет. Прищурив гла-
за, устремляет свой взор Гатиат в стель,
тле алеют череличные крыши домов. Buer-
ея над ними призрачно, едва уловимо, си-
зый дым. Слова песени чабана унес кры-
латый ветер в далекую степь, будто зерна
посеял в плодоносную землю. Но сокровен-
ный емыюл песни вечен, как жизнь, как
эта степь, как эта бурная, широкая, cy-
ровая тека, протекающая в пологих бере-
тах. 0 батыре, о герое Башкирии Салавате
слел Гатиал. О силе его и доблести, о че-
стноети и бесстралиии.

— Мысль — огниво, слова — искры.
Их высекает мое сердце, — товорит тихо
набан Гатиат. И поет:

«Широки и привольны степи Баликирии,
многоводны ее реки, дремучи леса, земля
ее плодоносна, богата, золотом и железом,
нефтью и углем. Но не тем славна, страна,

не тем горда... Человек — сын земли этой
привольной, бышкирин —— преданный ро-
дине своей, — им горда Баликирия, вот

чему несказанно pala она».

„.Юлода не доносится эхо боя. Город да-
лек от фронта. По ночам только бураны
громыхают по крышам и рвут ставни на
старых деревянных домах. Прямые, во вее
стороны разбежались многолюдные улицы
Уфы, столицы Балнкирии.

Город далек от фронта. Но сердца лю-
дей близки от нем. Дыхание боя овевает
их. Люди живут фронтом. Они поднимают-
ся на работу, когла в окнах рождается
рассвет, внимательно и запоминающе вы-
слушивая первое сообщение Советского
Информбюро. Улыбка озаряет лицо, когла
диктор сообщает об успехах наших войск
И том, у станков, на своих рабочих ме-
стах они удваивают свою трудовую энер-
гию, чтобы нанести еще более ощутитель-
ный улар врагу.

Вторую военную зиму баанкирекая сто-
лица вотретила спокойно’ и уверенно, как
опаленный огнем сражения воин; Совсем
недавно вот по этой просторной, боковой
улице, носящей имя отважного героя 0б0-
роны Ленинграда — Худайбердина, прохо-
дили в конном строю славные  конники
Башкирни. Держась за стремена или луку
седла, шли рядом с ними матери и отцы,

сестры и невесты, провожая их в Ooi.

На ветру пламенело алое знамя. 3049-
тились трубы оркестра. ВКонники сидели в
селлах  степенно и властно, ‘устремив
встрые взгляды в синюю даль.

Торжественное и тревожное молчание.
парило на улице. Только звон уздечек и
топот копыт звучали в тишине, ках рити
одной песни.

Матери благословили сыновей
Отцы ‹казали им Ha прощание:

— Воюйте, как Салават. Помните, де-
лы ваши входили в Париж, a отцы и
братья залцищали Ленинград, били Вран-
теля и прославились под знаменами Ча-
паева..

Morya месяцы. Тихо и побелно звенят
на поле брани клинки башкиреких конни-
хов. Мертвые головы немцев катятся и
стучат по мерзлой земле, как в широкой
базикирекой стели -— курай.

05 их подвигах  бесемертных  слатают
прекрасные стихи поэты’ Кулели и Бикбай,
воспел их в волнующей позме Нигмати..

По ночам, когда степной ветер стучитея
в дверь дома, на тихой ли улице Уфы, в
далеком ли селеньи Ингаза, — просыпает-
ся мать, не смыкаёт глаз жена, — щеп-

°чут в ночь, в тишину, веря свято, что
слова их благословения донесет ветер в
окопы и блиндажи.

Поднимается солнце нал Баликирией.
Встает румяный день над Уфой. Ho x
ночью не спал горол, не отдыхал. Грохо-
чут по мостам через Белую нескончаемым
IOTOROM железнодорожные” составы. Убега-

Ha бой.

wen

_Натан РЫБАК.
<>

OT Ha 3a COTHH IMeTeDA ишимбаевекого
бензина; на платформах, закрытых засне-
женным брезентом, увозят грозное оружие,
розжденное в цехах баликиреких заводов.

Вторая военная зима. Уфа теперь хоро-
шо знает, что такое война. Война при-
ходит в дом не только сообщением Ин-
формбюро. Она врывается листком бума-
ги, на’ котором мать читает о смерти сы-
на, жена узнает, что она —— вдова. Люди
плачут. Конечно, плачут, Но эти горест-
ные слезы не рождают безволия. Нет! Эти
слезы может высушить только месть, свя-
тая месть.

На перроне Фатима Айваева провожает
юношу. — второго сына. Старший, мино-
метчик, погиб...

— Иди, сын мой, иди, отомсти за бра-
Ta, — старуха вытирает слезы и глядит
на, затад.

Скоро поезд уйдет. Маленькая, седая,
она прижимается к широкой грули своего
любимого сына.

Уходит поезд. Вот скрылея за поворотом
последний вагон.

Фатима возвращается домой. Она сидит
за столом, задумчивая, молчаливая. Невест-
ка-вдова уходит работать в вечернюю сме-
ну на фабрику. Лз окна видит старуха
широкую улицу Ленина. Пробегают пере-
полненные трамваи, роняя частые звонки.
Катятся автомобили. ГРысцой проносятся
лошади © санками. Идет твердым шагом
красноармейская часть. Фалима смотрит в
окно долго, внимательно. Глаза ее сухи
Горячее пламя ненависти к врагам горит в
них неугасимо. Она понимает — сын уехал
на фронт, смерть, быть может, ждет его,
но немец — хуже смерти. Это тоже она
понимает всем евоим ласковым, вотрево-
женным материнским сердцем.

Старуха на рассвете ухолит из дома и
возвращается с трехлетним мальчиком:

— Вот Слепой звать. Будет у нас сын.
В летеком ломе взяла. Воспитаем, дочка.
Отца и мать его немцы убили в Черниго-
ве. Гле такой город, дочка?

— На Украине, мама, — отвечает не-
вестка, лаская ребенка.

—;Лалеко от нас... — и, еклонившись
над ребенком. старуха шепчет: — Ниче-

и

го, Степа, мой сын отометит проклятым.
За всё отометит. о
„..День в Уфе зимний, короткий лень,

наполнен заботами. Город живет войной,
се нуждами, ее требованиями. Братское
единение с людьми, приехавшими © запала,
привезшими © собой заводы и фабрики,
лаборалории и библиотеки, обогащает рес-
публику и ее столицу.

За станками в Белорецщхе,
скважин Ипитибая, на золотых  принсках
нал лрагами, в инетитутских залах, на
сценах театров, на страницах газет рядом
стоят тесно, плечом к плечу, баликирин,
русский, украинец, белорусс.

Я слышал, kak фронтовик-украинец,
ехавший в отпуск к семье, говорил:

— Enxy домой, в Уфу.

— Наш дом — вали дом, —— оказали
баликиры своим братьям, на землю которых
пришли орхы фалгистов.

Солнце Баликирии своим теплом corpe-
вает серлна сирот и вдов, вселяет надежду
ий веру в Нелалекий день победы.

В Уфе есть небольшой, аккуратный до-
мик под зеленой крышей. К нему идут
ежедневно. Словно путников родчик, ма-
вит он. В ломиве пол зеленой крышей в
лавнем, 1900 году жил Владимир Ильич
Шенин. Небольшой мезонин в купеческом
доме был лая Ильича приютом. Тут про-
водила свою ссылку Hatemra Конетанти-
новна Прупекая. № ней приезжал сюда
Ильич. У этого окна стоял Владимир
Ильнч и глядел в широкий простор Баш-
кирской степи, открывавшейся в узкой
раме.

В маленьких кохнатках— рабочие, ‘ету:
денты, ученики, домохозяйки. {roa TAHET-
ся ‘нескончаемый поток люлей. И отсюда
выхолят, увося в сердцах ясное чувство
веры в жизнь, в побелу, в торжество ле-
нинско-сталинекой празды.

В селах, на хуторах, в шатрах чабанов
на плато гор, в лолинах рек, в цехах за-
водов знают маленький домик, в кото-
pom жил Владимир Ильич.

у буровых

И

Башкирин Сабит, старишй сын Фатамы,
уходя на фронт, записал в книге, дежа-
щей на столике у выхода из дома: «Кля-
нусь, Владимир Ильич, бить врагов и
метить за веё 210, содеянное ими. Буду
драться до поелелней капли крови и Ро-
Дины своей не посрамлю».

Он сдержал свою клятву, отважный Ca-
бит.

Прекраесна земля Баликирии. замечатель-
ны ее степи. Ненсчерпаемы ее богатетва:
Но еще прекраснее, ещё замечательнев —
ее люди. Война всколыхнула республику.
Война закалила сердпа. Юноши ощутили
В себе силу взрослых, и ответственность,
выпавшая на ‘их долю, сделала их. муже:
ственными. Шестналцатилетние, `семнална:
тилетние юноши в цехах Белоренкого за-
вода творят чудеса. Тут 200—300 про-
центов — обычное явление.

Из месяца в месяц крепко держит в ру
ках переходящее знамя Государственного
Комитета, Обороны завод, где директором
тов. Баландин. За первенство в соревнова-
нии велут успешную борьбу нефтепромые-
ты Ишиубая. В предгорьях Урала, в при-
вольной степи могучим ключом бъет созне
дательный труд.

Всё для фронта. Веё для побелы!

Эти слова в серлце каждого башкирина,
каждого патриота Республики. Они вопло-
щены, эти слова, в делах. В степи по-
строены гиганты-заводы. И 10, на что в
мирное время потребовалось бы гол— два.
создано в 2—3 месяца. В прошлую зи-
му люди при 50-градусном морозе по-
строили в степи цех за 94 дня. Ветер
сбивал с ног, срывал с лесов, мороз 0й-
жигал лица, белесым пламенем горели лнем
костры, -— люди щаи на стройку, Е°к на
Штурм.

И завол, который титлеровская пропа-
танла обявила уничтоженных, воскрес в
башкирской степи благодаря и
труду людей. -

Сотни вагонов с подарками deinenilas
Республика бойцем Красной Армии. Луч-
ших сыновей своих послала она в ряды’
Башкирской кавалерийской дивизии. Ona
вооружила их каинками из стали, рожден-
ой в ее земле, на ее заводах, снабдила
их трозным оружием, выкованным своими
руками. И днем, и ночью кует Башкирия
оружие победы.

Если станет шашка тупой,
Я другой клинок тебе дам.
Если конь падёт под тобой,
Я другого на смену дам.

Если танк подорветея твой,
Новых десять на смену дам.
Если пушка покинет строй,
Сотни новых орудий дам.

Так пишет талантливый поэт Рашит
Нигмати, выражая сокровенные чаяния и
стремления своего народа. Этими словами
обращаетея Башкирия, страна солнечного
труда, страна творческих лерзаний, к сво-
им сыновьям — к пулеметчику Нарынбае-
ву, в коннику Гайфуля, к наводчику Яку-
пову, к стахановке banat, к зватному
строителю Рахиатулину... Родина призы-
вает к доблести, в отваге, к бесстрашию.
Голосом батыра, джигита Салавата Юлаева
призывно обралщается она к своим детям:

—- Алга ирок эсен! (Вперед, за ро-
дину!).

И в ответ ей звучит нал полями, нал
горами, над чащами дрехучими, кад лесох
нефтяных вышек могучее, гордое, твер-
дое, как уральский булат, и BepHoe, как
сердце джигита. слово:

— Виттек! (Илдем!).

.. .Coanne похнимлетея нал Уральских
хребтом. В ллинной, как полет стрелы,
песне поют мудрые старцы в селениях ©
великой силе ero. Золотые лучи солнца
озаряют снеговые просторы страны. Уходят
на запал, перерезая степи и леса, горы и
реки, енние рельсы железных лорог. Зве-
нит железных гулом, победных гулом зем-
ля Башкирии. На этой земле, под благо-
датным солнцем, о котором поет чабан Га-
THAT, словно в саду‘ прекрасном, вековыми
дубами поднялись могуче мужество, отвага,
смелость и бесстрашие,

Поет курзй. Словно зрелые, яркие пло-
ды, роняют уста чабана Гатнаига простые
слова. В них раскрывается уудрая, земная
повесть о солнце Башкирии, баатодатном в
прекрасном. Ибо солнце, это — великая
правда жизни, правда Ленина п Сталина.

Кризис венгерского сельского хозяйства

СТАМБУЛ, 5 марта. (ТАСС).
€k0e сельское хозяйство переживает глубо-
кии и всё более усиливающийся кризие.
Предстоящий весенний еев, как признает
венгерская газета <Пестер Ллойд», нахо-
дитея пол угрозой срыва веледствие недо-
статка семян и рабочих рук. 0б пеключи-
тельно тяжелом положении, в котором на-

ходитея венгерское крестьянство, свиде-
тельствует заявление газеты. 0 том, что
«‹уногие крестьяне и батраки покидают

сельское хозяйство в поисках работы, ко-
торая дала бы им возможность обеспечить
свое существование»,

Bee попытки ‘венгерских властей хоть
как- -нибуль поправить положение сельского
хозяйства путем привлечения на полевые
работы ‘студенчества оказались безрезуль-
латныии. По словам гитлеровской газеты
«Лонву цейтунг», венгерские студенты
«лалеко не оправлали возлагавшихея Ha
них надежд. Их участие в сельскохозяй-
ственных работах выразилось. главным б-
разом, в присмотре за крестьянскими деть-
ми, матери которых от зари и до глубо-
кой ночи работали в поле. За целый год
всеши венгерекими студентами   было отра-

Венгер- ботано всего лишь полторы тысячи рабо-

чих дней».

Венгерские власти наталкиваются на
массовый отказ крестьян сеять больше чем
нужно для удовлетворения собственных
крестьянских нужд. Венгерский министр
земледелия в одном из свонх последних вы-
ступлений обрушился с угрозами по адре-
су крестьян, отказывающихея «еотрудни-
чать с властями», и предупредил крестьян,
что власти примут самые суровые меры
чтобы «устранить саботаж и вредительство
в области сельского хозяйства». Однако,
несмотря на угрозы и репреесни, креетья-
на/ саботируют сдачу сельскохозяйственных
продуктов и все мероприятия венгерских
властей. Шо сообщению венгерских газет,
крестьяне категорически отказываются вы-
полнить гаспоряжение властей о немедлен-
ной слаче государству всех запасов куку-
рузы и картофеля. В связи с этим министр
спабжения Лайош Сас выступил недавно со
статьей, в которой заявил, чм «крестья-
не, ‚которыю по небрежности или других
причинам ‘не выполняют своих обтзанно-

Насильственная отправка итальянских

рабочих в
HbIO-HOPK, 5 марта. (ТАСС). Как со-
общает бернекий корреспондент газеты

«Криечен сайеяе монитор», через Швейца-
ряю проходят” поезда © итальянокями. ра-
бочими, чанравляемыми в Терманию для

Г 113054,

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны;

стей в отношении государства, будут
безжалостно наказываться»,
Германию y

работы Ha прелириятиях. Итальянские

рабочие доставляются В товарных Baro-
нах пол конвоем. Недавно в Милане 400
итальянеких рабочих пытались ‘ежать с
поезда. Они были обстреляны из пулеме-
тов, некоторые из них были ранены.

РОСТ ЭПИДЕМИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ В ВЕНГРИИ

СТАМБУЛ, 5 марта. (ТАСС). Венгерская
печать с тревогой отмечает, что роет эни-
демических заболеваний в Венгрии принял
угрожающие размеры. Taseta, «Петер
ллойд» открыто признает, что «положение
в стране с точки зрения эпидемических за-
болеваний яваяется неблагоприятным», По
словам газеты, в Венгрии сейчас особенно
свирепствуют брюшной тиф. и скарлатина.
В январе нынешнего года пе сравнению с
январем прошлого года число заболеваний
брюшным тифом возросло, по данным газе-
ты, более чем на 35 проц. Эпидемия скар-
лативы и дифтерита, охватившая страну
осенью прошлого гола, не ослабевает. Га-
зета указывает также на большое число ‘за-
болеваний сыпным тифом в январе Ir Ha
чале февраля этого’ года, }

Но сообщению той же газеты, в районе
Пешт в последнее вреяя резко возросло
число заболеваний менингитом и грунпиом.
Газета пишет, что во время последнего ме-
дицинекого обследования °в одном только
этом районе было зарегистрировано также
4.047 случаев заболеваний туборку зум.
Распространению эпидемических болезней в
значительной мере способствует острый
недостаток врачей и медиваментов. Из от-
чета, опубликованного в начале февраля
мунициналитетом Пета, видно, что. в атом
районе 24 медицинских пункта совершенно
не имеют врачей, а в 54 других мелииин-
ских учрежлениях места врачей занимают
неквалифицированные  фельлшеры. Газета
«Пестер ллойд» откровенно заявляет. что
‚ «Из-за отсутствия медикаментов больные
  считают себя обреченными на смерть».

‚Заявление сенатора Пеппера
о Финляндии

НЬЮ-ЙОРК, 3 марта. (ТАСС). Как. пе-
редает бюро военной информации, член се-
натекой комиссии по иностранным делам
сенатор-демократ Пеппер (штат Флорида)
обвинил Финлянлию в том, что она сотруд-
кичает с Германией в эксплоатации поль-
ского  рабского труда в финских лесах. ©

«Несколько дней тому назал, — зая-
вил Пепиер, — мы получили информацию
из Финляндии, не оставляющую  викаких
сомнений в том, что финское правительет-
во тесно сотрудничает с нацистами. Финны
эксплоатируют рабёкий труд поляков, 3a-
вербованных  снециально для Финляндии
немцами в оккупированной Польше. В еоот-
вететвии с тщательно разработанными пла-
нами, немцы захватывают поляков, которые
д0 отправки из Полыши проходят медицин-
сков освидетельствование, проводимое фин-
екими и германскими врачами в Гдыне. По
прибытии в Финлявдию поляков заставая-
ют ‘работать на финеких лесоразработках,
находящихея в ведении фиёского управле-
ния лесного хозяйства и ряда частных

МИТИНГ АМЕРИКАНЦЕВ БАЛТИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

НЬЮ-ИОРЕ, 5 марта (ТАСС). Общест-
венная организация «Вультурный совет
американцев балтийского происхождения»
сообщает, что в Нью-Йорке состоялся ми-
тинг американских эстонцев,  латвийцев,
литовцев и финнов, на котором присутет-
вовало свыше 500 человек. Участники ми-
тинга призывали Рузвельта об’явить войну
Финляндии для Того, чтобы ускорить побе-
лу об’единенных наций. На митинге была
принята приветственная телеграмма lipac-
ной Армии и советекому народу. В этой
телеграмме. говоритея:

«Ваша замечательная борьба придает
мужество и окрыяляет надеждой, всё чело-

ЛИТОВСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ САБОТИРУЮТ

МЕРОПРИЯТИЯ

СТОКГОЛЬМ, 5 марта. (ТАСС). Гитле-
ровская газета «Кауэнет. цейтунг» вы-
нуждена признать полный провал понытки
немецких оккупантов добиться «100-про-
центного выполнения литовскими крзетья-
нами установленных норм сдачи зерна и
заготовки сельекохозяйственных продуктов
для германской армии». Газета, в частно-
CTH, признает, что «едача хлеба протекает

явно неудовлетворительно».

В связи с массовых саботажем кресть-
HOME ран гитлеровцев © слаче

Положение

НЬЮ-ЙОРК, 53 марта. (ТАСС). Как пс-
редает лондонский корреспондент газеты
«Нью-Йорк тайме», в албанских кругах
заявляют, что в последнее время имели
место случаи открытых бунтов в итальян-
ских оккупационных войсках в Албании:
Один итальянский батальон в Дураццо был
разоружен и отправлен под конвоем в Ита-
лию. Итальянцы пытались создать так на-
зываемый албанский легион для участия в
войне против СССР, но никто не согласил-

ЛОНДОН, 5 марта, (ТАСС). В коммю-
нике английского министерства авиации со-
общается, ч1% минувшей ночью соединения
бомбардировщиков английских воздушных
CHI подвергаи  бомбарлировке Западную
Германию: Олин самолет не вернулся Ha
базу.

ЛОНДОН, 5 марта. (TACE). B коммю-
нике английского мичнетерегва азнацчи
говорится, что вчера днем самототы «Мо-
скито» подвергли бомбартирови? железно-
дорожные центры вблизи Je Ман и Ва-
лансьенн (Франция). Все самолеты вер-
нуаись на базы,

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). В комиюни-
ке штаба командования американскими во-
оруженныхи силами на европейском театре

СТОВГОЛЬМ, 5 марта. (ТАСС). Берлин-
ский корреспондент газеты «Нюа диглигт
алаеханда» пишет: «Бомбардировка Bep-
лина поставила перед пожарныйнт команла-
ми чрезвычайно трудные задачи. Им при-
шлось до пределов напрягать вее свои
силы. Значительно повреждены лома Тир-
гартена, & также в юго-западной части

Английские воен

Выступление

лондон, 5 марта. (ТАСС). Английский
хорской министр Александер, внесший Ha
обсуждение палаты общин бюджет морекого
министерства на текущий год, заявил, что
в феврале достигнуты наилучшие 3a веб
время войны результаты в борьбе против
подволных лодок противника.

Алексанлер отметил, чт0 выпуек под-
ВОДнЫХ ЛОДОК В Германии в настоящее вре-
мя, возможно, превышает немецкие потери,
однако результаты последних четырех ме-
сяцев борьбы против подводных лодок про-
тивника были наиболее ободряющихи за
Bee время войны, Потери английского фло-
та с 1 лекабря прошлого года до 28 фов-
раая этого Года значительно меныше, чем
за соответствующие месяцы предыдущей

зимы.
Касаясь потерь противника, Александер
оказал, что немцы и итальянцы потеряли

за время войны торговые суда общим тон-
нажем в 5 ман. тонн, повреждены суда

СТОКГОЛЬМ, 5 марта. (ТАСС). Гитде-
ровекля газета «Мюнхнер нейесте нахрих-
тен» сообщает, что военный суд в Мюн-
хене Риго 1 23 фзвраля- Ганса Шол-
ля 24 лет, Софию Шодль 21 года —
уроженцев города Мюнхена и Кристофа

коммутатор К-4-00-70-ло 74. для справок — K-4-42-12. — АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6 Малая Дмитровка, 16 Телефоны: коммутатор К.4.00.70 ло 74, для справок — K-4-49-12, HSMATEVIBCTBA — K-4.00-70, ao6. 83, Bono manc6 noammnh wa ee eee ooo — К-4-06-70, лоб. 33, Бюро жа
Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Красная звезда», Москва, Малая Дхитровка, 16.

ДЕЙСТВИЯ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЯ БОМБАРДИРОВКИ БЕРЛИНА

КАЗНЬ АНТИФАШИСТОВ В ГЕРМАНИИ

Война на Тихом

океане

ЛЮНДОН, 4 марта. (ТАСС). В кому
вике Taha об’единенного командования
вооруженными силами союзнибов в юм.
западной части Тихого океана сообщает.
ся, ‘что авиация союзников совершил
налет на японские позиции HY островах
Ару и Йай (в море Банда, к юго-западу
от Новой Гвинеи), причинив при 9тох зна,
чительный ущерб. Тяжелые бомбарлирмв.
щики союзников подвергли ‘бомбардиров
японский аэродром и пристань в гавани
Финша (Новая Гвинея).  Бомбарлирови
подвергся также аэродром в Лае. В зам,
завшемея воздушном бою сбито 7 яп
ских. истребителей.

ЛОНДОН, 4 марта. (ТАСС). В кому,
нике военного командования, опублико.
ванном‘в Дели, указывается, что 1 мау
бомбардировщики американской ‚авиации 3

фирм Северной Финляндии. Елва ли можно
найти более яркий пример сотрудничества
хежду лвухя странами. Этими сволми лей-
етвиями финны поставили себя в рялы
угнетателей свободолюбивых народов. Они
доказали, что принимают нацистский «но-
вый порядок» в Европе, Финляндия 10-
ставила себя на одну стуцень с нацистеви-
хи угыетателяхи. Финны заявляют, о что
они ведут войну за свободу, но. они одно-
временно сотрудничают с нацистской Гер-
ханией, жестоко и варвареки эксплоатируя
народ, доблестно сражавшийся за. свободу,
кегла на него напали, и продолжающий
сражаться. Американскому народу’ ясно,
что финское правительство ведет двойную
игру. Американцы не могут верить горя-
чим и наетойчивым заверениям финского
правительства в том, что Финляндия 60-
POTCH лишь в зашиту своей тёрритерии.
Сознание того, что Финляндия сотрудничает
в нацистами и безжалостно применлет при-
нудительный труд, вызывает возмущение
американцев».

мост, имеющий важное значение. 2 mp
та во время налета американской авиа
на аэродромы Мьиткьина было сброшен
15 тонн бомб. Все американские юамон.
ты вернулись на свои базы.

ЛОНДОН, 4 марта. (ТАСС), В ROMY.
нике военного командования,  опублим.
ванном в Дели, говорится, чго 2 Map
бомбардировщики ‘английской авиации в.
вершили налет на Сагаин — важны
пентр железнодорожного и речного с00б.
щения на реке Мрравади, вблизи Мал.
далая. Отмечены взрывы 6040 в рай»

вечество. Она особенно воодущевляет аме-
риканцев балтийского происхождения, кото-
рые надеются, что в ближайшем булущем
валиа благородная и героическая страна
освободит от нацистекого ига народы Тит-
вы, Эстонии н Латвин. Американцы бал-
тийското происхождения, в также большое
число американских фивнов понимают, что
об’явление Соединенными Штатами войны
Финляндии явилось бы наилучшей по-
мощью жертвам Маннергейма и нациет-
ских марионеток. Мы заверяем вали народ,
что сделаем все возможное, чтобы оказать
помощь мужественной борьбе валией стра-
ны вместе с об’елиненными нациями для
обеспечения конечной победы».

ВОЙНА В КИТАЕ

В коммюнике китайского комантовани
указывается, что китайская авиация с.
веригила налет на район Цзиньхуа (про.
винция Чжэцзян). В пезультато налет
разрушены японские оборонительные ук.
ренления. Японны понесли потери в я:
вой силе.

Ha китайско-бирманской грулице, ук.
зываетея в коммюнике, японехкие воорт.
женные силы в Таменлуне  (Восточия
Бирма) под покровом темноты и гуси
тумана прелириняли попытку атаковать

ГИТЛЕРОВЦЕВ

сельекохозяйственных пролуБтов для нужд
терманекой армии оккупационные власти

об’явили, чта они «не намерены 0016е  китайские позиции. Китайские войска т.
мириться ви с одним актом садотажа В  били эту атаку.
сельском хозяйстве» и Что OWN «0УЛУТ   аступление японцов во Ваотоу (31.

принимать строжайшне меры против ca-

падая часть провинции Суйюань) кит.

ботажников». Каждый крестьянин, прелу-  скици войсками отражено. (ТАСС).
преждают гитлеровцы, при всех обстоя-

тельетвах обязан обеспечить сдачу имею-
пцегося у него зерна, в претивном случае
он будет привлекаться в ответотвенности
по всей строгости законов вознчого врз-
мени.

ЗАЯВЛЕНИЕ КРЭНБОРНА

05 ОКАЗАНИН ПОМОЩИ КИТАЮ

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Как пер,
дает агентство Рейтер, в палале лоди
состоялись прения по вопросу об 0
нии помощи Китаю. Выступивший и
имени правительства лидер палаты 2
лов Крэнборн заявил, чго в Индии 6030.
ютея крупные запаеы военных матер
лов, предназначаемые лля Витая, Уи
ваотся воздушное сообщение в Ву,
Однако, сказал он, «до тех пор, пом w%
воевание Бирмы вновь не откроет Ри
MAHCKOH дороги, нельзя ожидать корень
го улучшения в этой области; Открыт
этой дороги должно оставаться основай
целью нашей стратегии. — Правительст®
Соединенных Штатов и Англии будет
впредь улелять должное внимание 91
важнейшей задаче».

в Албании

ся вотупить в него. Сопротивление албан-
ского народа оккунантам успливаетея. Не-
давно албанские патриоты сожгли склад
реквизированных оккупантами у населения
шеретяйых вещей, предназначавшихея для
итальянских войск на советеко-германском
фронте. Множество албанских патриотов с0-
держится в концентрационном лагере в
Приетина (Югославия). Сотни заключен-
ных в этом лагере умерли от голода.

военных операций говорится, что днем 4
марта американские бомбардировщики «Ле-
тающая крепость» совершили налет на раз-
личные обекты в Германии и Голландии.
Олно из соединений лостигло важного же-
лезнодорожного EeMenkoro yaaa Tamu, не
встретив отпора са стороны авиации про-
тивника. Отмечены прямые попадания боб
в намеченные об’екты. На обратном пути
произошло несколько воздушных боев с
самолетами противника. (Согласно имеющим-
ся ланным, уничтожено 14 самолетов про-
THBRURA.

Другое соединение eleniwmax.
стей» атаковало верфи в Роттердаме
неблагоприятных атмосферных условиях
Отмечены прямые. ‘попалания бомб. Пять
бомбардировщиков не вернулиеь на базы.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

B ТУНИСЕ

лондон, марга. (ТАСС), В ком
нике штаба, ых коз в Соворной Abpr
Ke сообщается, что вчера в городе (2:
женане (Северный Тунис) mpoqormaie
сражение, В результате  развернувшихея
на улицах города б9ев атака противния
была приостановлена.

Переловые отряды французских Войт
захватили вчера Нефту на западном #:
регу соленого озера Шотт Джерил. Б*
бардировщики еогознихов совершили №
лёт на караван сулов протизника №51
Сицилией и Тунпсом. Нотоплено 4 cyst
и повреждено несколько других.

крено-
при

р Во многих семьях имеются yon- Захват испаннами французского

тые. В воззвании берлинского обер-бурго-

почтово-т
unetpa Штеера к населению говорится, о-телеграфного бюро
чо ущерб, нанесенный столице последней в Танжере
бомбарлировкой, велик и что нужно ис-  ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Area!

пользовать всю наличную рабочую силу,
чтобы расчистить улицы от обломков в
произвести ремонт зданий.

Рейтер сообщает из Танжера (между
родная зопа в Северной Африке), что #
чером 4 марта испанекие власти захват
ли французокое почтово-телеграфиое 080
в Танжере. Танжерекое радио, подтвержтя

но-морские силы
почтово-телеграфного бюро,
Александера круги союзников в Танжер

пора жены этим событием».

«неприятно

общим водоизмещением почти в 3 млн.
тонн. Эта данные не включают потерь, при:
чиненных противнику руескими,
Александер отметил, что английский
флот, несмотря на потери им одного ново-
го и четырех старых линкоров, олного но-
вого и четырех старых авианосцев, а так-
же двух торговых судов, переоборулован-
ных в авианоспы,, наетолько же силен по
классу крупных кораблей, как и в начале
войны, Потери в крейсерах почти полно-
сетью возмешщены, Английсьнй флот имеет

ВОЙНА НА РЕДИЗЕМНОИ МОРЕ

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Бак пер
дает агентетво Рейтер, официально conte
iaeren, YTO co BpeMeNit вступления №
Лии в войну авиадия сотюзчиков узи»
жила или поврелнаа в Средиземном у
не менее 527 итальянских и repuancsis
торговых сулов. Так как во многих му
чаях не предетавлялось ‘возможных усе

сейчас значительно больше эсминиев и подл-
новить Результаты атак самотетов сою

водных лодок, чем в начале войны. По
Tapa
своей мощи новые корабли зназительно А МН рее Ча

противнику превышают указанную цифру.

ЛОНДОН. 5 марта. (ТАСС). В коме
нике английского морзкого министерств
‘сообщается, что английские потволны
лодки потопили в Средиземном mop  !
вражеских судов и нанесли повреждети
еще 9 судам противника. Олна из 108%
пых аодок, выйдя на поверхность

превосходят старые. Общее чпело военных
кораблей превышает теперь 900.- Кроме то-
го значительное число торговых сулов пре-
врашено во вспомогательные крейсеры,
8.300 антаийских и союзных торговых
сулов вооружены орудиями и другими сред

ствами борьбы против самолетов и подвол-

ных лодок. у

верфи. Были отмечены прямые попадания
снарядов большой разрушительной силы 8

Пробета 23 лет к pares казни «за 10-  два корайля, рот на si

собничество врагу». В приговоре указы-
вается, что бужлюнные писали на стенах
Ломов антивоенные лозунги и распростра-
няли антифмниетекие листовки, Приговор
приведен в исполнение.

Ония редактор д. ` ВАДИСА

Издатель НАРОДНЫЙ КОМИССАРИА!
ее ее М Г. ОВАРРИЫ СОЮЗА: С СОЮЗА СР.

л0б подписной конторы — K-4-00-70 доб. 31.

захват испанскими властями французом.

Северной Бирме полвергли бомбардир

намеченных целей, где возникли пожзрь\

\

итальянского Mobepemba B Tenyasexom 3)
ливе, открыла огонь по судострочтельни

указывает, 19”)

— we = Be ote

Se aA eS ee ae ee   За

3 we fa