7 юзрта 1943 г., воскресенье. № 55

(5426).

s

ceca ines КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 2

К. НИКОЛАЕВА.
—ыы=——„

Советская

женщина в

отечественной войне

} дни отечественной войны, когла nant
 0 сражается против  немецко-фашист-
‚ух захватчиков, когда доблестные воины
jc Армии под руководетвом Верхов-
[то Главнокомандования успешно развива-
 и наотуплекие, громят и уничтожают ги-
превские полчища, особенно хочется ск
45 0 той огромной роли; которую играет
дюкая женщина в освободительной вой-

a

Уноговековая история человечества, ис-
 ция войн не знала другого такого приме-
 \ да бы женщины принимали столь
иельное и массовое участие в обороне
‘ной стрны от вторжения иноземных.
их. Женщины Советского Союза показа-
‘1 мему миру, на что- способны они, ког-
  10 идот о защите любимой родины.
  CoperckHe жевщины оказались достойны
‘зюй великой страны. Работая па произ-
зцтвб, они заняты одной мыслью — дать
дано больше танков, самолетов, пушек,
зоружения и боеприпасов, снабдить Ёрас-
 0 Армию всем необходимым и в таком
 зачестве, сколько  пужно для полного
ож и истребления гитлеровских пол-
 ,

Мною женщин притило в дни войны на
зуды черной металлургии. Как правило,
и бывшие домалиние хозяйки, жены фрон-
уихов, впервые получившие квалифика-
Ию вдни отечественной. войны.

‘ № Магнитогорском = металлургическом
} рбшние, где до войны работало 20—
  женщин, сейчас их — 37,5%.
выше 800 женщин пришло на Лысьвен-
ци италлургический завод 3a первые
  и жесяца отечественной войны. В корот-
“all cpok женщины освоили профессии валь-
 Цищика листопрокатного цеха, сифонцкика
 цуоновского цеха, крючёчника стана, про-
ymord цеха, горнового и другие сложные
  аециальноси.

енщины-горнячки опрокидывают шеж-
№ иение, будто во горпорудной про-
зменности созершенно неприменим жен-
ций труд. На руднике, где работает тов.
ии, нет такой специальности, которую
мк освоили женщины. Женщины тру-
им в лаборатории, у дробилки, около
00в и на насосной станции. И везде
ии отлично справляются с0 своими обя-
уннолями, дают высокие нормы выработ-
th,
  [в железных дорогах процент женщин

чеыенаея с 21,7 на 12 мая 1941 гола
п 38.6 нь 1 октября 1942 года; в том
16 намало пришло на транепорг быв-`
их домашних хозяек. Настойчиво и упор-
  (ладёвали новички специальностями
 фиепортнихов: за время войны уже обу-
[уно свыше 190 тысяч. :
  Финщины на транепоти показывают за-
_  ммьные примеры трудовой доблести.
AUN BHO поднялась производительность
  руда. Растут число и успехи  женеких
  рига и подразделений, особенно среди ва-
TOMO AH путейцев.   у
  бенщины-малнинисты! Сколько их теперь
И транспортников! Сколько грузов пе-
  tm ORM фронту, сколько раненых вы-
  эп е поля Gos!
  litt женщины идут на производство
  HMbRO тогла, когда требуется заменить
  пише на фровт мужа, брата или от-
‚ № усеь дедом помочь залците роди-
‚’   щи илут на заводы, рудники и шахты,

уп воинами, научиливь бить врага навер-
няка.

Снайпер Людмила Павличенко истребила

чихать Фронт всем необходимым:

pee №ало женщин работает в машинострои-
°   ВЫ5Й промышленности —=+ на’: авиацион-
  № танковых, автомобильных ‘и других
отах.
  №№ Государственный подшипниковый за-
м № 2 за 11 месяцев 1942 гола но-
‘иле 975 женщин, которые хорошо ос-
WM новые специальности и, работая на
птственных участках,  перевыполняют
ши. 128 женщин выполняют работу, на
урон ло войны были заняты исключи-
МЫЮ МУЖЧИНЫ.
(чуоотверженный труд женщины ‘на
Тиизводетве, се ум, сноровка, хозяйствен-
Ще и организаторекий способности поуога-
mM ci вытвигаться на руководящую pabo-
1. Ис этой работой женщины, как пра-
20, справляются отлично.
( энтузиазмом, инициативой, упорством

*

NOOMIOT COBETCRHC женщины на полях.

Харахтерный пример того, что женщила
В сельском хозяйстве является сейчас во-
NOM H труде, показывает звеньевая кол-
№ «1 Мая», Усть-Абаканского- района,
Мисноирекого края, Евдокия Логиновна
Требенцова. Опа оргализовала вязку с20-
№ по своему, особому методу и вместе
0 колхозницами Архиповой и’ Бородиной
ри норме в 1.500 снопов вязала от 7 до
  Sd tert в день. По методу Дребенцовой
 1 Убе урожая в Красноярском крае
‚ Дбимю 3 тысячи звеньев.
  Мора Анна Михайловна, жена заме-
WWbHOrO тракториста, как Только муж
М на фронт, ветала на его место и
  Имааеь не только работать так же хо-
‚   №№, как работал ев муж и товарищ, но’
таить позали его довоенные показатели.
  та добилась этого.
  Сульба военных урожаев в руках кол-
lon. От их трудового энтузиазма, от
  № мищиативы и упорства зависит снаб-
ине хлебом и всеми сельбкохозяйствен-
АЫуи продуктами Красной Армии и раоот-

/

i

TOPO H. G mapra. (ТАСС). Ца стапе-
ИХ у огромном корпуса бомбарлдировщи-
№ работают девушки. Муся Барсукова
‚ (№ pas проверяет качество клепальных
  №б0т и, убедившись. что все 10 ее уче-
  та, которых 0% помогла овладеть
jf ROH слециальностью, хорошо справились
‹ заданием, докладывает начальнику УЧа-

- в *

a ae
1 .

— Обязательство выполнили  рамьше

рока. Л

‚   Му Фарсукова и ее подруги — Da-
, мицы завола, где anpexTopom Top, AO-
  Tivos, держат  стахановскую вахту В
‚   (15 8 марта. Они обязались повысить
‚   Мнзводительность труда, ускорить вы-
‚   №№ самолемв. В цехе, где пачальником

os. Прихотько, женщины уже 5 марта
\Юанили задание всей первой, недели, а

==

Земская

Mi плечом в плечу со своими близкими

ЖЕНЩИНЫ-САМОЛЕТОСТРОИТЕЛИ ‘HA,
СТАХАНОВСКОЙ ВАХТЕ

ников тыла, кующих побел j
CRIN Ам EW Tee ee
На заводах, в шахтах, на колхозных
полях, в госпиталях, в партизанских: от-
радах, на фронте -— всюду миллиюны ¢o-
ветеких женщин живут одной мыслью:
как лучше помочь родной Краеной Армии.
Сотни и тысячи‘ Девунюх добровольно но-
или на фронт, чтобы непосредственно
бить врага, многие из них стали отличны -

германских солдат и офицеров:

урная дочь украинского народа Люба
подоила из противотанкового
Вужыя два неприятельских танка.

Участница обороны Ленинграда Журав-
лева сражалась вместе с мужем. В первый
же день боев ола истребила несколько
немцев и помогла красноармейцам унич-
тожить вражеевий дзот. Во время третьей
атаки осколком мины был ранен муж Жу-
равлевой. ‘Месть за голод Ленина, за му-
жа слилась воедино. Журавлева ворвалась
в немецкую траншею, где скрылись два
фалгиста. Одного она пристрелила, другоге
взяла в плен и доставила в Tad.

Черноморский флот не забудет пуле-
метчицу Нипу Онилову, истребивиую свы-
ме 500 гитлеровцев.

Co славой войлут в историю великой
отечественной войны имена двух девушек-
Брасноармейцев: Натажи Ковшовой и Мали
Поливановой, Геросв Советского Cosa.
Отважная девушка Наташа Ковиюва унич-
тожила 167 гибиеровнев и погибла в бою
с немецкими ‘захватчиками,

Haunt девушки рвутся на Фронт samm-
щать свюю родину, гай дочери, дети ¢0-
ветежого строя, воспитавиюхго их 6в0б0д-
ными, счастливыми, жуиюнерадоетныемии.

Навсегда сохранит наи народ память
0 героической обороне Севастополя и Одес-
сы, об упорных боях под Москвой и в
предгорьях Кавказа, в районе Ржева и
под Ленинградом, о величайшем в истории
войн сражении у стея Сталинграда.

И в каждом из этих городов-воинов бы-
ли добровольцы — женщины и девушки:
снайперы и минометчицы,  мсдицинские
сестры, сажитарки, врачи и- связиетки, ко-
торые с беззаветной отвагой делали свое
онаеное, трудное дёло-

Вера Лебедева, принимавшая участие в
8 атаках, вынесла с поля боя свыше 100
раненых вместе с их оружием. А когда
немцы броейлись на спасенных сю бойцов.
она сама стала стрелять по фашистскому
зверью и четверых уложила меткими пу-
лями. Правительство наградило бесетраи-
ную девушку орденом Ленина и медалью
«За отвагу».

Кандидат медицинеких наук С. М. Куз-
нецова руководит научной работой круп
нейшего в Советеком Союзе тоспиталя для
лечения раненых в грудную клетку. Стола
присыЧают раненых прямо с поля боя. На
основе клинического опыта и анализа ме-
тодов лечения, примененных в 1.200 слу-
чаях. доктор Кузнецова разработала ме-
тодику лечения темоторажса, которая поз-
волила тоспиталю добиться крупнейших
успехов. Достаточйо сказать, что почти
все Раменые в грудь излечиваючея  пол-
HOCTLIO H CHORA розвращалотея в) свом BO-
иневие части. И даже лет таком тясчай-
ем  осложиелщи, нак гнойный  плеврит,
удавалось излечить и вылтисать в воинекую
чать 66.7%.

Беспримерны подвиги советеких жевщин-
партизанок. Всея етрана энает о гороизме
Pon Космодемьянской и Лизы Чайкиной,
которые выдержали  нечеловечуекие муки,
но не сдалиеь, не дали сломить еебя, He
пали духем. .

Такую же стойкость духа проявила на-
гражденная орденом Ленина — калининекая-
партизанка Прасковья ВЗиматова. После
схватки с чиеленно превосходящим против-
ником она была поймана немцами. Три дня
ге пытали, требуя сведений ‘об отряде: би-
ли, жгли, кололи. Она молчала. Овверелые
палачи отрезали у нее язык. В страшных
пытках умерла патриотка, но не выдала то-
варищей-

Звание Героя Советского Союза приевог-
по партизанке Антонине’ Васпльевне Петро-
вой — бывшему культработнику и чаену
бот райкома комсомола. Беестралнная раз-
велчица. она десятки раз отправлялась в
тыл врага. лобывала ценные сведения.

Олнажды партизанский лагерь. был
внезапно окружен немецким  каратель-

ных отрядом. етрова, готовившая ужин
бойцам, первая заметила немцев и от-
крыла огонь. Ова в упор убила из пието-
лета трех немецких солдат. Но борьба бы-
ла неравной. и, чтобы не сдаться в плен.
Петрова покончила с собой, предназначив
себе послелний патрон. Так умерла Антони-
на Петрова, верная дочь народа, который
никогда не склоняд и не склонит головы
перед врагом.

Безграничная любовь к родине, рождает
среди женщин тысячи и тысячи героинь.

В тылу и на фронте советекие женщи-
ны показывают образцы патриотизма й без-
заветной преданаости родине, большевист-
ской партии, товарину Сталину.
‚ Женщины налией великой страны свойх
самоотверженным трудом, своим массовым
тероизмом приближают окончательную побе-
ду Красной Армии над врагом.

‘стахановки Балакина, Сафронова и другие
превысили декадный план.

Женщины . работают здесь на самых от-
вететвенных участках, гле до войны при-
Ухвнялея только мужекой труд. Маклакова
гол назад была домалиней хозяйкой, сей-
час она — высококвалифицировачная ли-
тойшица. Комсомолка Мозжерина пришла
на завод в мае прошлого гола, за это
время она стала формовщицей, трехсотни-
цей. бСрели многотысячного коллектива
завода имеется, большое количество, жен-
щин, из их среды  выдвинулиеь сотни
первоклассных работниц высокой квалифи-
кации, десятки бригадиров, мастеров, на-
чальников участков. В дни вахты в честь

Международного женского дня число ста-
хановок-самолетостроителей беспрерывно

растет.

‚ Наша
девушка

Подошла и сказала звонко:

Вы проейли К 6ебе врача.

Он взглянул на нее: девчонка!
Отвернулея и промолчал.

Он заметил, что по-ребячьн
Щеки розовы и ясны —
Так бывает ‘у сибирячек,
У здоровых девчат лесных.

«A B левах-то бродяжит вьюга...
Голубые дымят ветра...

Он сказал: я просил хирурга,
Что дежурил вчера с утра.

Он запомнил сквозь сон в тумане,
Как горело внутри плеча, =

hax легко прикасались к ране
Пальцы опытного врача,

Как, легко прикасаяеь в боли,
Саовно луч, промелькнул лацет,
И морщины суровой воли

На спокойном простом лице.

° Он запомнил, как ловко, туго
Забинтован он был врачем,
Й сказал: я просил хирурга,
Что мнё резал вчера плечо.

На бойца посмотрела строго,
А потом улыбнулась вдруг:
Вы забыли меня немного.
Я дежурила. Я хирург.

И прошла, улыбаясь, дальше
С твердой скаадкою ‘возле рта,
Как проходят девчата Hania

Сквозь сраженья по фронтам.

Е. ШЕВЕЛЕВА.

общемосковекое собрание
елезнодорожниц

Вчера в Центральном Доме культуры же-
лезнодорожников состоялось торжественное
собрание железводорожниц, посвященное
Международному коммунистическому  жен-
скому дню — 8 марта. Открывая вобрание,
начальник политунравления НАПС тов. Ба-
гаев сообщил, что ‘за время отечественной
войны 700 железнодорожниц награждены
орленами и медалями за самоотверженную
работу на транепорте. Героини стальных
магистралей помогают фронту. свосвремение
доставляя военные грузы в-яинии огня.

— Мы должны, — говорит он, — еще
лучше организовать обучение женщин тран-
спортным профессиям, чтобы новые и но-
вые отряды советеких патриоток ваивались
в Ряды работников, обслуживающих наша
KOMM YHA.

С докладом о Международном коммуни-
CTHUCCKOM женском дне выступила секре-
тарь МГК ВКП(б) тов. Леонтьева.

— Еще до войны, — говорит доклад-
чик, — женщины соетавляли свыше 40
ности, & в колхозном производстве —
больше половины. В условиях отечествен-
ной войны роль женских кадров резко вы-
росла,

Замечательные победы Красной Армии
зовут. весь советский народ к новым тру-
довым. подвигам, к еще большей помощи
настунающей Красной Армии. Необходимо
мобилизовать все резервы женекого труда.
Женщины на производстве должны овла-
деть техникой. своего дела, увеличить пГо-
изводительность труда. Обязанность хозяй-.
ственных, партийных и профсоюзных руко-
водителей повседиевно заботиться о быто-
вых нуждах железнодорожниц, ибо от это-
го зависит дальнейшее успешное вовлече-
ние женщин на транепорг.

Машинист лепо Ильича Западной желез-
ной дороги тов, Малинова, награжденная
орденом Трудового Красного Знамени, рас-
сказала о своей работе:

— Наша паровозная бригада водит по-
езда пол артвллерийским  обетрелом, в
условиях налетов вражеской авиации. He-
смотря на это, мы не допустили ни одной
аварий по своей вине. За январь и фев-
pais бригада сэкономила 6,5 тонны угля.

0 самоотверженной работе женщин-кон-
дукторов сообщила в своем выступлении
главный кондуктор дороги имени Дзержин-
ского тов. Блинкова.

С большим под’емом собрание приняло

вететвие товарищу Сталину.
а (ТАСС).

Отважные
казачки

СТАВРОПОЛЬ, 6 марта. (ТАСС). Базач-
хи Ставрополя с оружием в руках боро-
лись за. освобождение родного края от не-
мецкой оккупалуи. Многие из них находи-
лись в партизанских отрядах, участвовали
в разведке, истребляли гитлеровских мер-
завцев, взрывали фалиистевие штабные
мапивы, выносили с поля сражения ране-
НЫХ.

Комсомолка Аня Шияна из Conerexoro
района в рукопалиной схватке уничтожила
семерых фынистов. Нолхозницы села Кев-
сала спасли 100 советских‘ воинов. Риекуя
жизнью, они проникали в концентрацион-
ный лагерь и помогали пленным бежать.

Советские патриотки принимиют сейчае
деятельное участие в вобстановительных
работах. Работницы игвейной. фабрики сво-
ими силами восстановили сожженные цехи.
Жены железнодорожииков станции Кугуты
работалот на строительстве мостов.

ремонтируют ссльскохозяйственный инвен-
тарь. ‘

процентов веех работающих в промышаен-

На Кубани стояли дождливые дни прош-
логодней осени. Дороти, по которым про-
катилось неисчислимое количество колес,
стали почти непроходимыми, малины то
букеовали в грязи, то с треском подпры-
тивали на кочках и колдобинах. Армия
отступал. Шли бои, но немецкие танко-
вые колонны каждый день прорывались то
на одну, то на другую дорогу, и 000зы,
тыловые учреждения, госпитали каждый
день меняли свои места, откочевывая всё
глубже и глубже на тг.

В пять часоз вечера на передовых по-
зициях у разбитого снарядом сарая оста-
новилась старенькая санитарная летуч-
ka — дребезжащая, расшатанная маши-
на с дырявым брезентовым верхом, `Шз
летучки вылезла ее хозсака — военфельд-
шер Маруся, которую, впрочем, никто в
дивизии по имени не звал, а все называ-
ли Мальшикой. Она и в самом деле была
настоящая малынка — 17-летняя курно-
сая девчонка с тонких детским голосом,
руками и ногами такими маленькими, что,
казалееь, на Них во всей армии не под-
берешь ни одной пары перчаток или са»
пог.

Малышта соскочила с машины и,
веегда, тороплизо и отчетливо,
придать своему хорошенькому
лицу максимально строгое
спросила:

— Hy, me panenwe?

Санитар» отодвинул разбитую cTBOpRY
двери и повел Малышку ваутрь сарая. Там
на грязной соломе лежали се.сто тяжело
раненых. Мальшка вошаа, посмотрела,
сказала:

— Ну, вот сейчае я вас. отвезу.

Потом она добавила еще что-то ласко-
вое, что всегда говорила раненым, а в это
время се привычный Barat незаметно
скользил» с одного раненого па другого.
Лица у №2ех были бледные, солома моста-
ми промокла от крови. Трое лежали ¢ ле-
Гобитыми ногами, трое были ранены в
живот и в грудь, один--в голову. Малышка
физически, всем телом, вдруг ощутила ту
дорогу, которую она только сейчас ир9-
делала, —— двадцать километров  страш-
ных рытвин и ухабов. При этой мыели
она даже на секунду поморщилась, словно
от боли, но сейчас же вопомнила свои
обязалности, как она их понимала, и ‘ма
в лицо вернулась обычная добрая улыбка,
с которой она вот уже полгода вытаекива-
ла раненых, ‘перевязывала их, увозила в
Тыл.

Сначала они с санитаром перенесли тех,
вто был ранен в ноги, — их положили в
кузове вперели, ближе к кабине. Потом
перетащили, еще троих. Теперь. в летучке
уже не оставалось ‘места, и седьмого пе-
кулл было положить. Он лежал у стенки
сарая и то открывал глаза, то снова 34-
крывал их, словно впадая в забытье. Ма-
лышка в последний раз вошла в сарай.
Этого сольмом Ганеного приходилось 0с-
тавить ‘до вледующей летучки. Но когда
она вошла ин сделала шаг к нему, он, вй-
имо, подумал, что его сейчас тоже возь-
ут, и, нытаясв приподняться, потянулся
навстречу. Мальника встретила его взгаял
— мучительный, терпеливый, ожидалошщий...

— Вы можете сидеть в кабине, а? —

как

стараясь
RYPHOCOMY
выражение,

спросила она. — Сидя ехать можете? _
— Могу, — сказал раненый и снова
закрыл глаза, ,

Мальшика вдвоем с санитарои вывела
его из сарая, просунув голову ему под-

мышку, дотащила до мапийны и усадила

в кабине на свое место.

— А вы, товарищ военфельдшер? —
спросил шофер.

И раненый, почувствовав в этих словах
шофера упрек -себе, тоже. тихо спросил:

—/A ВЫ* Где? _

— Ая на крыле, — сказала Малышка
весело.

— Свалитесь, — угрюмо заметил шо-
ep.

— Не свалюсь, —. ответила Малышка.
В доказательство этого она немедленно
захлопнула за раненым дверцу и легла на
крыл, вытянув ноги на подножку и
крепко схвативигиев одной рукой за каби-
ну, а другой за край крыла.

-—— Товарищ военфельдшер... — начал
спова Шофер. :

°Но, Мальва крикнула’ чтобы он ехал.
тем бтрогим, не допускающим возражений
TOIOCOM, который появлялся у нее, когла
дело касалось раненых” и кто-нибудь He
понимал, чтог она, Малышка, лучше дру-
гих Знает, как поступать, чтобы раненых
было лучше. .

Летучка  тронулась. С полудня дожль

перестал, и дороги с чуть подсохшей
грязью были 060бенно бжользкими. На
рытвинах летучка, как утка, перевалива-

лась с боку на бок; вылетала из колеи и

По-боевому готовятся к севу КолхоЗНИ-   п прыгивала с треском, который болью
цы Егораыкского района. Они выкапыва-   оттавался в унах Мальники. Она чувство-
ют припрятанное зерно, очищают семена.   вала, что в этот момент раненых припод-

нимало в кузове и уларяло о дно машины,

Два или три раза онё сама чуть не сва- уже He прикрикнул на них. Видимо, он

i

МАЛ

епросил усатый казак, раненый в голову

‚ка. — Нет, пока не выгружаемся. Уехал

В полевом госпитале.

К. СИМОНОВ.
fat

лилась па ухабах, но воё-тажи удержалась,
уцетиимивиеь 2 крыло.

® хуторку, где располаталея санитар-
вый батальон, под’ехали уже перед самой
темнотой. Малышка,  соскочив ев крыла,
подбежала к знакомой хате, но около ха-
ты, к ев удивлению, не было ни одной
машины, Не было заметно обычной суеты.
Она вошла’ в хату: там было пусто. В
вавдующей было тоже пусто. Только хо-
зяйка безучастно стояла у кровати, пере-
вертывая те на одну, то на другую сторо-
HY промокший от крови тюфяк.

— Увхали? — спросила Мальника.

— Да, — сказала хозяйка. — Вот
уже чае, как уехали. Сообщение какое-то к
THM пришло: они взё сложили быстро и
усхали. :

Мальншка вернулась к своей летучке и,
откинув боезент, заглянула внутрь кузоза.

— Ч, выгружаемся,  сестрица? —

и в лицо и неревязанный так, что из-под
бинтов, казалось, торчали только одни его
лохматые усы.

—^ Нет, милый, — ответила’ Мальши-

отеюда медсанбат. Мы прямо в гобпиталь
поедем.

— А далеко это, сестрица? — бро:
сил раненый в живот, лежавигий навзничь,
и застонал.

— А ты зря языком не oxtail, —
серлито сказал ему усатый. —  Сколько
будет, столько и поедем.

И Малышка поняла, что усатый раесер-
дился не на вопрос «далеко ли», a Ha TO,
что раненый стонет при ней, при Малыш-
кз. У нее дрожали руки ‘в от холода, а
от усталести, от того, UTO Beh догогу
прихолилось таб крепко цепляться за кры-
410, чтобы не участь. :

— рамерзли,  сестрица? спросил
усатый.

— Her, — сказаль Мальчика.

— А то мы потеснимея, › садитесь
нам в кузов.

—— Нам. сказала  Мальшея. — Я
ничего... Поедем побкорей.

Она снова легла на крыло, п машина
двинулась. Было уже совсем темно. До
госпиталя обталовь ще 20 километров.
Дорога шла всё хуже и хуже. Где-то да-
леко слева виднелись вепьшики орудийных
выстрелов. Мотор два pasa глох, шофер
вылезал и, чертыхаяеь, возился © карбю-
гатором. Малышка не слезала с крыла во
время этих остановок: ей казалось, что вот
так, как сейчас, она продержится, а если
слезет, то онемевииюе пальцы уже не емо-
гут спова ухватиться 3a крыло. По ве
расчетам, машина проехала километров
пятнадцать, когда началея дождь. Ветер
был, навстречу, и дожль валил еплошной
косой стеной, заливая лицо и глаза. Кры-
ло стало скользким, и ей много раз каза-
ось, Что вот-вот она свалится.

Наконец, они добрались ло села. Когда
пюфер выключил мотор, Мальнике почу-
дилось что-то недоброе в той тишине, ко-
торая стояла в селе. Она соскочила с ма-
шины и, по колено проваливаясь в грязь;
побежала к дому, где она как-то была у
начальника госпиталя. Около дома етояла
доверху нагруженная полуторна, у кото-
рой возились двое красноармейцев, пы-
таяеь сще что-то втиснуть в кузов,

— Здесь госпиталь? —— спросила Ма-
лышка.

— Был здесь, сказал красноармеец. —
Уехал два часа назад. Вот’ последние ме-
дикаменты грузих. _

— А куда увхали?

Красноармеец назвал село,
на сорок километров отеюда.

—= Никого тут? Ни врача ни одного,
Никого? — еще раз спросила Малышка.

—- Нет. Вот наб задержали тут, чтобы
направляли мы, кто будет приезжать.

Малышка нобрюла к летучке. Пять Ми-
пут назад ей казалось, мто вот-вот сейчас
всв это кончится, сейчас они приедут.
Еще вот пригорок, еще поворот, еще He-
сколько домов, — и раненые будут уже
в госпитале, А теперь еще 40 километ-
ров, — еще столько же, сколько они про-
ехали.

Она. подошла к летучке,
внутрь фонариком и произнеела:
Товарищи...

— Uno, сестрица? — сказал усатый
казак тоном, в котором чувствовалось: он
понимает, что придется ехать дальше.
Уехал госпиталь, сказала Ма-
льика упавшим голосом. — Еще ворок
километров до него ехать. Ну, как вы?
Ничего вам, &? Потерните?

В ответ послышался стон. Теперь за-
стонали сразу двое. На раз усатый

Е

—

отетеявшее

посветила

Снимок А. Капустянского.

почувствовал, что у них нет уже больше
сил человеческих.

— Дотерпим, — сказал on. — Дотер-
пии. Ты откуда сама-то, дочка?

— Из-под Каменской, — сказала Ма-
лышка. .

—= Значит, песни казачьи знаешь?

— Знаю, —— сказала Малышка, удив-

ленная этим вопросом, который как буд.

не имел никакого отношения к делу.

— «Скакал казак через долину, через
манджурские края»... знаешь песню? —
спрееил усатый.

Знаю.

— Ну, вот, ты Bean нас, а мы ее
играть будем сейчас, пока не ловезешь.
Чтобы стонов этих самых не слыхать бы-
л0; песни играть будем. Поняла? А ты
нам тоже подиевай.

—= Хорошо, —- сказала девушка.

Она легла на крыло, машина тронулась,
й сквозь всплески волы и грязи и гуде-
ние мотора Мальтика усльинала, как в ку-
зово сначала один, потом два, потом все
голоса затянули песню:

«Скакал казак через лолину,

_Через манджурские края.

Скавал он. всадник олинокий,

Блестит колечко на руке...»

Дорога становилась itpdcro
Машина подпрыгивала на каждом шагу.
Казалось, что вот сейчас она перевернет-
ся и рухнет в какую-нибудь яму. Дожль
превратилея в ливень, перед фарами ле-
тела сплошная стена воды, но в кузове
продолжали петь:

«Она дарила, говорила,

Что через год булу твоя.

Вот год прошел. Казак стрелою

В село родное носкакал...:

Незаметно для себя ona тоже начала
подпевать. И когда она запела тоже, то
почувствовала. что, должно быть, им в
кузове лействительно легче от того, что
OHH поют, & если кто-пибудь из них
стонет, то другие не слышат.

Через десять километроз машина стала.
Шофер снова ‘начал прочищать карбюра-
тор. Мальника слезаа с крыда и загляну-
ла в кузов. Теперь, когла мотор не шу-
мел, песня казалась особенно громкой и
сильной. Ее выводили во весь голос, ста-
рательно, словно ничего другого, кроме
пеени, не было в эту минуту на свете,

«Наветречу шла ему старушка
И стааа речи говорить...», —

заводил уватый хриплым, но
roaocom,

«Тебе казачка изменила,

Другомжу счастье отдала...», —

подтягивали все остальные.

Малышка снова засветила свой фонарик.
Луч света скользнул по лицам певцов. У
одного стояли в глазах слезы,

Barach, чего на нас смотреть, —

СИЛЬНЫМ

сказал усатый. — Давай лучше  подтя-
rupail.
Заглушая стоны, песня звучала всё

сильнее и сильнее, покрывая нгум бараба-
нивщего по мокрому брезенту дождя.
Поехали! — крикнул шофер.

Маттина тронулазь.

Глубокой ночью, когда на окраине ста-
ницы санитары вместе с Малынкой 1по-
дошли к летучке, чтобы наконец выгру-
зить раненых, ‘из кузова веё еще лилась

совсем молчали, должно быть,
сознание, но остальные пели:

«Напрасно ты, казак, стремишься,

Напрасно мучаешь коня.

Казак свернул коня налево,

Во чисто поле поскакал...»

—= До свидания,  сестрица, сказал
убатый, когла его клали на носилки. —
Значит, под Каменской живешь? После
войны приеду сына за тебя сватать.

Его осторожно положили на носилки.
0-1 был весь. мокрый, даже усы, намочен-
ные дождем, по-запорожеки обвисли вниз.
Но в последний момент Малышке показа-
лось, что его забинтованное лицо улыюну-
лось озорной, почти мальчишеской улыбкой.

..Она заснула, не раздеваяев, присев на
корточках на полу у печки, в приемном
покое Ей снилось, что по долине скачет
казак; а она едет в своей летучке и ни-
как не может догнать его, а летучка под-
прыгивает. И в эти мивуты она вздраги-
вала во сне.

— Замучилаеь, бедная, —: сказал про-
ходивший врач.

Вдвоем с санитаром они стащили © вее
промоклтие сапоги и, подложиь под нее
одну шинель, накрыли ее другой,

А шофер, который был настоящим 1шо-
фером и, уже приехав, все-таки не мог
успокоиться, ло узнав, что такое с про-
клятым карбюратором, сидел в хате вместе
с другими шоферами, разбирал карбюратор
й говорил:

—= Восемьдесят километров ‚ проехали,
Ну, Малышка, ясно — она и чорта за-
ставит бхать, если для раненых нужно.
Одним словом, сестра милосёрдия!..

ЮЖНЫЙ ФРОНТ.

потеряв

страной.

песня. Голоса стали тише, двое или трое.