36 марта 1943 г., эторнин, № 62 (5433).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ХАРЬКОВ ©

К че
MY приволит шаблон и южнее

в организапии поиска

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Донесение © ночном поиске выглядело
так: «Убито до пятнадцати соллат и офи-
церов, подавлены две огневые точки про-
тивника, захвачен один телефонный аппа-
рат». Командир разведывательного взвода
был доволен этим результатом. On еще
раз прочитал донесение и подписался: лей-
тенант Кученко.

Иначе восприняли это донесение в шта-
бе части. Кученко вызвали и сделали ему
серьезное внушение. Разведка должна бы-
ла достать «языка» и выяснить, какими
силами располагает на этом Участке про-
тивник, Бакова система его огня. Никакая
удаль, Никакие успехи He оправдывают
поиск, если не добыты эти сведения. Дей-
тенант  оправдывался тем, что слишком

TAHO был замечен противником и поэтому

“разведка ничего не могла сделать. Он го-

‘fat

wer

=...
Sone
>=

a

ворил, что понял свою ошибку и завтра
обязательно приведет «языка». Однако на
другой день повторилось то же. самое:
взвод был встречен огнем, блеенули раке-
ты, освещая  перебегавитих бойцов, — и
поиск результата не дал. Опять Вученко
был вызван в титаб, опять ето поругали и
отложили дело на завтра.

Почему же лейтенант не добился успеха?
Только JH OH виновен в этом?

Поиск велся на узком участке, никто

‘не отвлекал противника в другом месте.

Он началоя в обычное, уже установившееся
здесь время —- в два-три часа ночи, Bee
это было слишком явно для немцев. Кроме
того, разведчики ничего не знали о при-
вычках врага, находящегося перед ними, ©
быте его, обо всем том, что могло им по-
уочь выполнить задачу. Проводимое днем
наблюдение было поверхностным; Удалось
установить только неминированные пути
подхода к переднему краю вражеской 0бо-
роны, HO ведь этого слишком мало.
(тарший начальник понадеялся, что раз-
ведывательный взвод сумеет сам добить-
‹я поставченной цели, не предпринял в
это время активных действий на другом
фланге, не видоизменил способа разведки.

Некоторые считают это незначительной
неудачей. Это, мол, не проигранный бой;
лет «языка» сегодня -—— будет завтра или
через два дня. Между тем, подчас это боль-

каждый раз находить новые способы дей-
ствий, ошеломляющие врага.

Командир разведывательного . взвода
младший лейтенант Радченко обратил вни-
мание на небольшую леталь: по вечерам
немецкие саперы отрывали впереди своих
траншей окопы. Работать они начинали
сейчас же после ужина. Радченко повел
своих разведчиков к вражеским траншеям
за несколько “минут до прихода сапер.
Немцы приняли нелтих бойцов за своих и
подпустили их к траншее. Тотчас же здесь
начали рваться гранаты.  Унтер-офицер,
пытавшийся сопротавляться, был повален
ударом приклада и унесен. В суматохе доя
противник открыл огонь по своим, а наша
разведка благополучно отошла. На слелдую-
щий день поиск был организован иначе и
в другое время. В ход пошли ракеты, бы-
ла устроена демонстрация на одном флан-
ге, в то время как к другому бесшумно
подползали Haw бойцы.

Расчет, осневанный на знании привычек
противника, обеспечивает успех в этом де-
ле. Конечно, здесь требуется не олна ини-
циатива командиров подразделений, а так-
me твердая организаторекая рука штаба.
Ни одна разведывательная труппа не cy-
сет ежеллевно производить поиски без
похоши других подразлелений, без замены.
Эту замену надо организовать заранее, т. е.
предоставить намеченным  трунпам время
для наблюдения и подготовки к поиску.
Нужно проследить, чтобы поиски проволи-
лись He по шаблону: сегодня — засада,
завтра — разведка боем, послезавтра —
молниеносный набег, расечияанный на то,
что в этом месте противник примет наптих
бойцов з& своих,

Поиск лает возможность  развелчикам
своими глазами раскрыть систему огна
противника, местонахождение минных по-
лей ит. х, Чтобы добиться этого, надо
соответствующим образом строить план
тазведки. Вызвать огонь всех средств
противника можно лишь в Том случае,
когда и с нашей стороны введены в бой и
пулеметы, и минометы, и артиллерия. Bpe-
мя от времени это делать уеобходимо, на-
ражая в поиск такие подразделения, как
усиленная рота. Такой способ ведения но-
иска, во-первых, будет новой неожиданно-

ше чем проигрыши боя. Противник может   стью для врага, а, во-вторых, командир
безнаказанно перегрунпитоваться, ерганизо- сумеет лично проверить, правдивы ли по-
звать удар в том или другом месте, увезти   казания пленных. Яено, что подобные по-
пли подвезти новые” подразделения. Часть, иски нужно планировать заранее, и делать

оставшаяся без «языка», действует веле-
пую.

Можно, ковечно, сказать, что разведка
16 ограничивается одной поимкой «языка».
Имеется много других способов, определяю-
щих, 910 лелает враг. Однако только на-
земная разведка ласт о нем наиболее ло-
‘товерные и полные сведения. Командир
любой части может и должен ежедневно
пусть свежих контрольных пленных. День
2 «языка» — происшествие. Если так
стулыось, на следующий день должны
быть приняты чрезвычайные меры: изме-
юны способы разведки, время ее, направ-
ние, силы.

Успех поиска зависит от его внезапно-
ии. Это и есть самое трудное в организа»
и поиска. В самом деле, можно добиться
мжиданности
Мк этого достигать
итатот такую залазу неразрешимой. Меж-
лем достаточно внимательно приемот-
мтыя к привычкам и повадкам врага, на-
ладить беспрелывное наблюдение, не про-
пуская ни одного его шата, и можно будет

лы наблюдения нужне вести

лено

действий раз или два, но  Развелки
ежедневно? Скептикв ВИильная картина состояния противника, и

это обязан иггаб.

Всякому поиску, как сказано выше,
должно предшествовать тщательное наблю-
дение за противником. Наблюдение — обя-
занность не только разведчиков, но и всех
подразделений. Нельзя. сказать, что наши
бойцы плохо наблюдают. Однако сплошь!
и рядом замеченное не фиксируется, не co.
дирастся, не  нзучается в одном месте.
Журнал наблюдения —— это не канцеляр-
ская вылумка. Он крайне необходим для
того, чтобы тазвелка выполнила свою з8-
дачу. А ведь в некоторых подразделениях
OH `вовсем заброшен, по целым неделям в
нем не бывает ни сднной записи. Журна-
в каждой
роте, и 000 всем наиболее ценном немед-
доводить до сведения начальника
части. Тогда у него будет пра-

это позволит штабу лучше организовать
разведку, ежедневно добывать контрольных

наснных. г
Капитан П. ДОНСКОЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. .

ПОЛМИЛЛИОНА ПУДОВ ХЛЕБА В ФОНД КРАСНОЯ АРМИИ

СТАВРОПОЛЬ, 14 марта. (ТАСС). Кол-
хозники и сельхозартели Ставропольского
рая с исключительным под’емом вносят
зерно в фонд своей освободительницы —
Красной Армии. В Труновеком районе на
заготовительные пункты поступило свыше

Офице

Рассказ

Зимние сумерки. Холодное, блистающее
‘блнце опускается за лесом, и еразу на-
ступает ночь. Синеет поляна, синеют низко
опущенные под тяжестью снега ветви.
Мертвый покой, неподвижность и тизина.

Так по. крайней мере кажется старшему
лейтенанту Шипову и ero спутнику —
офицеру связи.

Вкеадники спускаются в овраг, и вот они
Уже в лесу, и лес полон. людей, орудий,

: зонеи.

— Вчера у моста стояли, а нынче уже
B л0су, — говорит офицер связи. —
правее возьму, & вы поезжайте веё прямо.
Там спросите майора, вам покажут.

И офицер связи исчезает в темноте.
Шинов елет один по невидимой тропинке,
доверяясь коню...

В шалаше, прикрытый соеновыми ветка-
ми, чуть тлеет костер, и в красноватом от-
блеске углей можно расемотреть двоих лю-
дей. Они наклонились над костром и осто-
Т0жно поворачивают в золе печеный карто-
фель. Услышав шаги и голое Шинова, вы-
сокий седоусый майор Волгин выпрямляет-
ся во весь рост и приподнимает крам оде-
яЯла, которым завешана дверь.

— Шипов, что ли? По голосу узнал.

— Я, товарищ майор... Здравствуйте,
товарищ капитан, —— Говорит Шипов капи-
тану, присевшему на корточки у KOCTPa.—
Ужинаете? cent

— Только собираемся.
Садись. ь

— Нелелю Но показывали носа. Где вы
пропалали, Шипов? — спрашивает маиор.
Ездил в штадив.

— На узнал вес. Воля, — говорит ка-
питан Деденко. — Вы чего балилыком при-
крылись? Разве уж Tak холодно?

Некоторое время все трое молчат,

— Был в шталиве, — говорит, нарушая
молчание, Шипов, —= СУТКИ пробыл. Но
крайней мере ночевал в избе, как человек.

— Да, у нас тут не разнежищься.

— Ну, что в штадиве? Кого вилели?—
пе очень охотно, скорее из вежливости,
спрашивает Волгин. .

— Новый начальник шта0з.

Снимай бурку-

150 тысяч пудов зерна. Колхозники На-
гутского района сдали 40 тысяч пудов.

Колхозное крестьянство края в первые
дни после изгнания немцев внесло в фонд
Врасной Армии около полумиалиона пудов
хлеба.

— А кто такой?

— Подполковник. Совсем молодой, но,
видно, дело знает.

Опять наступает принужденное молча-
ние. Капитан Деденко сидит, не поднимая
глаз, точно ему неприятно видеть Шицова.

Волгин задумчиво. копает щепочкой в
костре, перебирая в золе картошку. Нако-
нец, он выбирает одну, перебрасывает с
руки на руку и бросает обратно. Карто-
фель еще сырой.

— Крупный разговор у меня вышел в

Я штабе, -—— неожиданно громко говорит
Шинов. и
— По какой причине? — спрашивает
Деленко. ‘

— Причина всё та же. Вам должно быть
интересно, Навел Васильевич. Задержива-
ют производство. Начал я войну лейтенан-
том, в новый год дали старшего лейтелан-
та и застопорилось. Вот и вам, Павел
сильевич, следует уже подполковником
быть... ;

Слова Шипова как-то повисают в в03-
духе. Волгин и Деденко молчал, молчание
становится тягостным и, видимо, Чем-то
тревожит Шииова. /

.— Павел Васильевич, — с легким сму-
щением говорит он, — я туг вам He поме-
шал, может быть какой-то › свой, особен-
ный Тазговор. Вы всё ж таки люди свои,
а я ТУТ без году неделя...

— Вее мы тут люли свой, — отвечает
Волгин, — но, признаться, вы меня удив-
ляете, товарищ Шилов...

Майор встает во весь свой высокий
рост, слимает папаху, обнажая круглый
лысый череп, и снова с сердцем нахлобу-
цивает папаху.

— Уж позвольте мне вам всё сказать
напрямик, как старшему, раз вы в молчан-
ку играете... Может быть, мне ве следо-
вало 00 этом: говорить — это дело ваше-
го прямого начальника, там вам, вероятно,
было сказано.

— Нет, почему же, говорите, Павел Ва-
сильевич.. Вы, наверное, насчет того
дела? я

-

Мне кажется, весь полк знает, вах

За лвалпать месяцев войны мы закали-
лись. Мы привыкли не только к бомбам
или в минам -— мы привыкли в испыта-
ниях. Войну начали юноши, полные розо-
вых налюзий. Войну кончат суровые сол-
даты,  разучившиеся удивляться. Мы
знаем, что пережил Харьков под нем-
цами. Мы вилим повешенных на балконах,
папки гестапо, слезы поруганных девушек.
Мы освободили Харьков, и вот он сновь
под пятой немцев. Они мстят жителям за
свои поражения. Они метят им за слезы
радости. Они метят им за месяц свободы.
Еще сильнее назиа ненависть к немцам.
Еше строже наши лица. Еще суше наши
слова. Мы поклялись, что мы уничтожихм
немецкую армию, и мы ее уничтожим. В
истории этой войны Харьков — одна
глава.
Гитлер после Сталинграда думал 0б од-
HOM: Kak восстановить свой престиж, как
полпереть зашатавиийся трон? Он собрал
на коротком учаетке фронта крупные сизы
и начал контрнаступление. Гитлер кинул
свои дивизни, взятые на Западе. Он’ до-
бился успеха. Это — успех Гитлера, но
это ‘не его побела. Согорем мы оставили
нали город. Но Гитлер не взял реванша за
Сталинград. Он не нашел в Харькове двад-
цати русских дивизий. Он не взял в плен
налних генералов и бойпов. Он взял руины
многострадального города. Это вряд ли очень
весело для Гитлера. Недаром его пгутенок
Геббельс позавчера об’явил немцам: «В ary
зиму мы понесли немалые потери не теле-
ко в завоеванной территории, но в воору-
жении и, что самое главное, в людях... Мы
должны быть готовыми K Новым тяжких
испытаниях. Мы еще не перевалили через
гору». Они и не перевалят через гору.
Очи взяли’ Харьков, HO они не могут во-
скресить своих дивизий, погиблих пол
Харьковом, «Адольфа Гитлера» или «Ве-
лигой Германии».
Что оли взяли вместе ¢ тазвазинами
домов? Трупы, своих соотечественников.
Нали главнокоманлующий мартиал Сталин
неизменно говорит правду армии и наро-
ду. В горькие дни отступления он. вдох-

ЛЕНИНГРАД, 15 марта. (ТАСС). Во
всех райсоветах Ленинграда приступили в
работе отделы по государе венному обеене-
чению и бытовому устройетву семей военно-
служащих. По инициативе комсомольцев
в Октябрьском, Выборгском и Дзержинском
районах проведены воскресники по достав-
ве и пазлелке дров семьям воеднослужа-
щих. Молодежь Выборгской стороны 70-
ставила, семьям участников отечественной
войны евыше 400 кубометров дров, /

o

py

нул в нас бодрость. В дни налтих побед он
напомнил нам, что враг еще не разбит,
что немец еще силен, что. раненый зверь
способен причинить много зла. Гитлер ус-
пел подвезти свежие дивизии. Он выиграл
Харьков. Он не выиграл битвы. Битва
продолжается — великая битва.

Мы знаем, что потеряли немцы в Ота-
линграде. Мы помним о Миалерове, о Ро-
стове, об окруженных или разбитых не-
мецких дивизиях. Тенерь не весна 1942
года. Теперь весна после Сталинграда,
после белого платочка Паулюса, после Ва-
сторного. Мы уничтожили десятки лучших
дивизий Германии. Мертвые не пойдут на
Дон. Призраки He способны повторить
«нохола на Кавказ». Мы смели вассалов
Гитлера.

Гяе Муссолини чествует своих последних
мушкетеров? Не в Баку, в е. Чудох
уцелевшие мадьяры пьют валерианЕу В
Бухапелите. На свете стало мало румын—
Антонеску... и обчелся. Нем заменит Гитлер
овоих вассалов? Кем он заменит мертвые
дивизии? Фриц латает свой фрицкин ка-
фтан. Он тащит дивизии из Франция. Но
что с ним булет, когда Франция переета-
нет служить домом  отлдыхь  дая битых
фрицев, когда она станет полем боя?

Мы знаем, что мы победим. Но нелегко
нам было отдать Харьков. Насторожились
города и сёла, елва вздохнувшие после
долгого рабства. Отстоять их —— вот пер-
вая залача нашей армии. Не даль в обилу
ни одного дома, ни одной женщины, ни
одного ребенка. Отнлатить за Харьков —
такова‘ вторая задача. Отнлатить за Харь-
ков на всех фронтах. За каждую русскую
слезу — горы убитых немцев. Нали ответ
один в дни хороших сводок и в дни ило-
хих:. смерть немцам! Мы смотрим внерел
не на одну версту. Мы видим перел собой
но один час. Мы знаем — эта война —
жестокая и страшная война. Это война за
нацгу жизнь. Мы знаем такие -— каковы
бы ни были торести дня —- мы должны
победить п мы побелим.

Илья ЭРЕНБУРГ.

ПОМОШЬ СЕМЬЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

На ряде предприятий организуется обу-
чение членов семей военнослужащих. За
короткое время бодее тысячи человек оп-
ределены на работу.

За короткое время новые отделы уже
провели значительную работу. Свыше
1.200 семей френтовнков получили в фев-
рале елиновременные ленежные — пособия,
около 5.000 семей дрова. 1.200 ребят
устроены в дотекйь учреждения. Вылано
17.709 ‘орлеров на приобретение обувь и
одежды.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 15 марта М Гвардейской бригаде была передана
колонна танков, построенных на средства профсоюзов. Ма снимке: танковые

экипажи у машин,

eee
‘

у вас получилось у деревни Рябушки, —
глухо говорит Деденко.

— Это дело прошлое, — тихо говорит
Шинов. — Я подал об’яснение в письмен-
ной форме.

— Нет уж, позвольте,—в раздражении
перебивает Шипова Волгин, — вы сами
зызвади меня Ha этот разговор... Когда вы
вошли, я и Иван Никанорович подумали:
«Вот хорошо, что заехал, можно будет но-
говорить по лушам». Хотелось как-то обод-
рить вас.. Могу товорить и за Ивана Ника-
норовича, мы е ним не один горшох кали
вместе с’ели.. Мы понимаем, что бывает
на душе командира после такого случая.
Но вы начали © того, что я никак He

ожидал... й
’ —_ С чего ж я начал? — помолчав, с
обидой сказал Шишов, — обыкновенный
разговор...

— «Обыкновенный?» — спросил, пол-

нихая голову от костра, Деленко.

— Ну да, обыкновенный разговор. А
что касзется случая у Рябушех, так это
может быть с каждым.

— Не может этого быть ¢ кажльы!

— Не может! — повторил Волгин. —
Вы пришли в нашу ливизию, отличившую-
ся в боях ливизию. Вас приняли по-това-
рищески, по-братеки, как следует принять
товарища, направленного в нашу часть
поеле ранёния. Нас тут не так много оста-
лось стариков, новятно, мы стараемея ста-
рую славу, лобытую кровью тех, кого уже
нет на свете, не ронять, не пачкать...
Слава-то у нае твардейская!. Нас до
елх пор по имени нашего тероя-генерала
называют, хотя уже год, как его с нами
нет, 1

— Понимаете вы, что значит честь ди-
визии? :

— Понимаю,
Шипов.

— Ничего он не понимает! — говорит
Деленко. — Он © производстве заботится.
д то, что его расчет пропуетил немецкие
танки и они Уогли нам наделать дел в
тылу, — 00 этом он, как воды в рот на-
брал. `

— Положим. вы не нашего полка, но
что из этого? Мы соседи с вами, и 6 пер-
вого дня, с вашего приезда, подружились
как земляки. как товарищи. И когда мы
узнали, что с вами, приключилось, — про-
сто  загрустили оба. Хотелось поддержать
вас, утешить, что лп.. А вы пришли к
пам точно ничего и не было, точно и Ря-

— негромко отвечает

“Снимок нашего спец; фотокорр. майора С. Лоскутова.

РЕЙ

КЕ РИН УЕ

бушек этих нет на свете и шести прокая-
тых танков не было, ничего не было... И
затеяли, простите меня, совсем гаупый
разговор. Вы что же, забыли про всё это?

— Нет, не забыл... Но зачем на одно-
го меня валить, Павел Васильевич? Я мо-
гу об’яснить всё, если хотите...

Шипов встал. В волнении он сделал лва
щага, но уперся в стену шалаша и снова
ced.

— Расчет Михалева—вообще неважный
расчет, стрелял на учении плохо. He я его
готовил; времени как следует заняться
pacuerom Михалева у меня ue было. А по-
лучилось так, что немцы полезли прямо
на него. Петеэровцев я принял от Зайцева,
он сам признавал, что люди не все гото-
вы. Вет ин получилаеь неприятность.

—- «Неприятность?» Дело не в непри-
ятности лично для вас, в в конфузе для
полка, для дивизии нашей, для чести на-
шей! т

— Я понимаю, Павел Васильевич...

—- Боюсь, что не понимаете, —— подни-
маясь во вссь рост, сказал Волгин, —
BOT вы думаете, наверно: «Залалил честь
да честь и понятье какое-то старорежим-
ное...»

— Откровенно говоря, товарищ майор,
для меня не совсем ясно. Причем же тут
честь? Михалевский расчет пропустил тан-
хи, я командую петеэровцамй. Я человек

в Полку НОВЫЙ — все это знают. Вина
Ha мне одном, Отало быть, честь не по-
страдала?

— Как же не пострадала? Рак это не
пострадала? — почти закричал Деденко.—
Вы офицер нашей дивизии, вы офицер

3-го полка, лучшего в дивизии, говорю да-

56 с завистью! Вы-—налией дивизии! Сосе-
I Halu ckamyT—y гвардейцев нынче что
случилось... Именно так и скажут, не 0
старшем лейтенанте Шинеье идет речь. его
там никто по фамилии не знает, а 9
третьех полку, о дивизии, о чести нашей
ДИВИЗИИ,

—. Слушайте, ~ мягко сказал Волгин
и положил руку на плечо Шипову, — я,
как вы анаете, в. старой. армии был корне-

то». Направили Mena после Тверского ка-
залерийекого училища в о Нижегородские
драгунский полк, — в cBoe время считал-
ся одним из старейших, доблестных полков.
Полк этот был на правах гвардейской ка-
валерии, имел за боевые заслуги все поче-
сти, связанные с церемониалом гвардейских
полков, кроме гвардейских  литавр. Так

ков километров уже прошаи с боями наши

Be

Западнее

Вязьмы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 марта. (По
телефону от наш. норр.). Несколько десят-

войска к западу от города Вязьмы. 0сво-
бождено много населенных пунктов. Успех
этого продвижения был подготовлен упор-
ными боями севернее и южнее Вязьмы,
где противник особенно сильно. сопротив-
лялся. )

В ходе наступления налших частям при-
ходится преодолевать массу трудностей. В
одном месте противник, ототупая, взорвал
плотину, и вода в реке поднялась до двух
метров поверх льда. Эта река протекает по
лесистой местности, что еще болыше 3a-
трудняло действия наших войск. Большую
помощь в форсировании реки оказали са-
перы, которые сумели быстро навести пе-
реправу, используя подручный материал.
Нални автомалчики перебрались на проти-
венположный берег, векоре за ними после-
довали орудия сопровождения. Передовой
отряд продолжал непрерывно преследовать
немцев.

К северо-запалу от Вязьмы наши
части овладели сегодня торолом Холм-
Жирковский, в районе которого бой длился
несколько дней и носил ожесточенный ха-
paxtep. Холм-Мирковокий расположен за-
палнее верховьев Днепра и является ме-
стом скрешения нескольких шоссейных и
грунтовых дорог. Противник создал злесь у
берегов Днепра сильный оборонительный
рубеж, сосредоточив в этом районе болг
двалцали артиллерийских батарей, много
хинометов и другой техники. Всячески стз-
раясь задержать наше наступление, немцы
неоднократно переходили в контратаки сч-
лами пехоты при поддержке танков и само-
холной артиллерии. Bee эти контратаки
успешно отбивались налтими частяуи, су-
мевшимй закрепиться на занятых пози-
ЦИЯХ. \

В то время, кав на подступах в Холму-
Жирковскому шли упорные бои, N соеди-
нение, действовавшее южнее, овладело ря-
дом населенных пунктов. Даля немцев соз-
халась угроза, что Днепр будет форсирован
южнее Холма-Жирковского и самый город
обойлен. Олнако еще более серьезную yrpo-
зу наши войска создали противнику с се-
веро-востока. Здесь наша подвижная труп-
па, прорвавигись на запад, перерезала рял
дорог, идущих к Холму-Яирковскому. н
лезорганизовала тылы, противника. Вос-
пользовавитись этим, Тругие части стали
стремительно обтекзть Холм-Мирковский с
северо-востока и форсировали Ha этом
‘участке Днепр.

Этот бросок влетел рентил исход боев.
Немцы, боявь окружения, быстро оставили
населенный пункт, прикрывавший подступы
к Холму-дирковскому © северо-восто®а, но
gee же были настигнуты налиими частями
и понесли большие потери. Срели гитлеров-
цев, убитых в этом бою, оказалось 20
офицеров частей СС.

Tyr же Холи-Жирковский был ВЗЯТ
в тиски. .На рассвете наши  воиска
штурмовали этот горд и к 9 чазам

утра полностью очистили его от против-

ника. Две немецкие дивизии, оборонявшие-
ся злесь на узком участке фронта, потер-
пели серьезный урон и отступили в беспо-
рядке, преследуемые нашими частями.

вечеру советские войска уж продвинулись
на десять километров к западу от Холма-
ЗВ ирковекого. :

Налти ‘части, действующие южнее Вязь-
мы, за последние дни также сбили про-
тивника, с целого ряда сильно укрепленных
позиций и заняли много населенных пунх-
тов.

Уларная группа наших войск после. дли-
тельной артиллерийской подготовки  реня-
тельной атакой прорвала вражескую 009-
рону на узком участке и вышла во фланг
немцах, угрожая их тылам. Противник все-
ми силами старался ликвидировать прорыв.
Он бросал в контратаки одно подразделе-
ние за другим. Однако под ударами наших
войск образовавшаяся брешь всё расширя-
лась, и немцы вынуждены были отступать.

В дальнейшем борьба приобрела еще 60-
лее ожесточенный характер. Она разверну-
лась в большом лесном массиве, где про-
тивник построил множество инженерных
сооружений, имел сплошную линию прово-
лочных заграждений в несколько рядов,
минировал лесные дороги и тропы. Нашим
бойцам пришлось продвигаться через глу-
хой лее по колено в снегу. Но они быстро
преодолели этот трудный путь по бездо-
рожью и неожиданно для немцев появи-
лись на железнодорожной линии, идущей к
югу от Вязьмы. Веледетвие этого против-
ник вынужден был очиститб значительную
территорию, чтобы избежать полного окру-
жения.

Когда нации подразделения стали пролдви-
гаться с севера к станции Милятинский
завод, другая группа советских войск по-
сле непрололжительного, но ожесточенного
боя захватила ключевую (позицию враже-
ской обороны к востоку от станции, а так-
же ряд высот, првкрывавших подхетупы Е
рабочему поселку Милятино. Противние,
алакованный с севера и с 1ото-востока,
потерпел поражение, наши войска оваалели
станцией и поселком.

утралтная картина предетала злееь перет
тлазамл советских воинов. Крупный рабо-
чий поеслок Милятнно, разросшийся за по-
следние ‘Голы, немцы превратили В
руины. ни сожгли и разрушили здесь
более 400 домов, & население частью
истребили, частью угнали на каторжные
работы в Германию. Повсюду жуткие сле-
ды фашистских зверств и варварства. Они
переполняют жаждой мести сердпа наших
бойцов и командиров. Люди © утроенной
энергией рвутся вперед.

ТАНКОВЫЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ КОРПУС
ит. УРАЛЬЦЕВ

СВЕРДЛОВСК, 15 марта. (Пе телеграфу
эт наш. корр.), Трудящиеея трех ураль-
ских областей — Свердловской, Молотов-
ской и Челябинской — готовят замеча-
тельный вклад в 060бый фонд Главного
Командования Красной Армии. Они решили
создать танковый добровольческий корпус
Веё вооружение и снаряжение этого кор-
пуса приобретается на средства уральцев
и изготоваяется во внеурочные часы ва
местных заводах и фабриках. т

Рабочие, инженеры и техники многих
предприятий сверх плана дают продукцию
для комплектующегося соединения. Металл
для танков вышлавили и прокатали домен-
WME, сталевары и прокатчики лучших
уральских металлургических заводов. 01
тругих предприязвий уже получены моторы.

isos Ee ee ae ee ea See

его называли — Нижегородский  драгун-
екай полк = «все кроме литавр». И счи-
тали мы себя истинной гвардией, не двот-
цевым, & боевым гвардейским полком, В
ту войну уже’при мне четыре раза ме-
нялся состав полка, со всей Россиы прв-

ходили пополнения, KOTO только тут не
было. во в конце концов кажлыьи знал

историю полка, который за боевые заслу-
ги приравняли в славнейшим гвардейских
полкам. Солдалы говорили ¢ Гордостью:
мы драгунь-—нижегородцы — и сражались
прекрасно, хотя опять-таки старых кадро-
вых офицеров почти не было. Ротами, а
иногда батальонами командовали прапор-
щики из студентов, вроде меня. Но лух
полка осталея. Люди сражались © немца-
ми и поддержали бранную славу ледов и
честь полка... Были, разумеется, глупости
в старое время, и особенно глупости в Но-
ниманни, что такое честь, честь офицера...
Известно аи вам, например, что офицер не
смел выбрать 666е жену без разрешения
подка?.. Вот вы  сместесь. А ведь было
этакое. Требовалось, чтобы офицеры пол-
ка «приняли», так сказать, жену офицера
в свою среду. Отказалиеь принять — про-
шайеся с невестой, & хочешь жениться —
уходи из полка. С другой стороны, мне,
я` помню, рассказывали, что у одного ка-
питана-эриванца дело дошло до дуэли ©
офицером другого полка. Это ло войны
было, то-есть незадолго до ТОЙ ВОЙНЫ.
Капитан, за стаканом вина, сказал, что та-
кой-то. мол, полк в сражении под Рушу-
ком показал пятки. И хотя дело было чуть
не полувековой давности, офицер пока-
завшего пятки полка кровно обилелся и
доказал, что этого не было, & просто пол
Рушщуком командир полка проявил нерас-
порядительность и опоздал выполнить 00е-
вой приказ.

— Ну, это я отчасти понимаю,— улы-
баясь, сказал Шипов,—я бы тоже не стал
слушать, если бы 0 нашей дивизии сказа-
ли обидное.

— А вот будут говорить обидное, бу-
лут говорить. что в третьем полку вышел
такой случай... Что вы на это скажете?
Я вам еще скажу, вот вы пришли в наш
полк и вам рассказывали, что дивизия на-
Ila завоевала себе славу еще со времен
граждансжой, что были в ней знаменитые
люди, веенародно известные герои... Вот
Иван Никанорович Деденко, ‘он всё это
знает, хотя ему в те годы было года четы-
ре от роду. Вы нас слушали, пропусти-

пушки, приборы, аппараты, радиопередат-

чикн и боеприпасы. Всё это сделано ру-
ками патриотов-стахановцев, значительно
перевыполняющих свой нормы.

Не отстают и предприятия легкой про-
мышленности, а также артели промысловой
кооперации. Коллективы фабрики «Урал-
обувь» изготовили для личного состава
корпуса больное количество сапог. Много
обмундирования дали рабочие фабрики
«Одежда», фабрики имени Сталина и ряда
предприятий Швейтреста.

Танкостроители уже выпустили сверх
плана первые боевые машины. Доброволь-
цев для личного состава корпуса насчиты-
раетея множество. В Свердловске, Нижнем
Тагиле, Серове, Кушве и других городах
поланы десятки тысяч заявлений с прось-
бами о зачислении в добровольческий кор-
nyc.

ли мимо ушей, не почувствовали дух на-
шей дивизии, дух вашего полка. А что
собой представляет ваш полк, ясно хотя
бы из того, что вашу ошибку исправили—
немецкие танки перехватили, они и сейчас
валяются в овраге. И сделали это люди
ванего же полка, те, которые действитель-

но болеют душой за честь поава и его
славу.

— 9х, Коля, — вмешался  лолго мол-
чавший Деденко, — некогла было за-

нятьсл с аюльжи! Есть приказ не пускать
пемна в глубь обороны, сколько бы их ни
лезло, возложили это на нашу дивизию, —
згачит знают и верят, что дая нее, для
нас. командиров и бойцов, это дело чести.
И не перехвали лейтенант Филиппов эти
проклятые танки—краснели бы мы за те-
бя и за себя. Эх, Коля... А еще усы за-
вел... Гвардеец! :

—- Готова картошка, — почему-то усме-
хаясь, сказал Волгин, — протерли вас
с песочком, Шипов, как полагается, & те-
перь давайте ужинать. Есть у тебя чего-
нибудь во фаяжке, Иван Никанорович?

— 3а.производство что лн выпьем? —
спросил Деленко.

— 0х, ехидный же вы народ!.. — не
выдержал Шипов. — Бог с ним с произ-
водством. Должен ‘вам сказать, Павел Ва-
сильевич, что у меня тяжело на сердце
все эти дни. И может быть я тён вепра-
вильный взял, когда пришел к вам. Вы и
капитан Деденко были первые, кого я у3-
нал в дивизии, и, понятно, надо было мне
говорить по-другому... За тем я к вам ехал.

— Вот это другой разговор, —серьезно
сказал Волгин, — идем мы с тобой в де-
10, в ночь выступаом на исходные пози-
ции, идем в прорыв. В Такие минуты надо
всё взвесить и понять, что правильно и
что неправильно в твоей боевой работе.
Ведь мы офицеры — высокое это звание...
Ну. садитесь, Коля.

Но сидеть  Шинову пришлось недолго.
Вскоре послышался стук копыт по мерз-
лой земле, голое офицера связи. Шипов
полнялея и повязал башлык. Волгин и Де-
ленко вышли его провожать. На прощанье
они крепко пожали руку Шипова и неко-
тогое время постояли на воздухе у шала-
ша, прислушиваясь в удаляющемуся стуку
копыт.

— Ничего,

будет толк из парня, —
сказал Деденко.

Л. НИКУЛИН.