Выступление Рузвельта в конгрессе США

ВАШИНГТОН, 1 марта. (ТАСС). Сегодня
Фузвельт выступил на совместном: заседании
обеих палат конгресса США с отчетом. о
Крымской конференции.

<Я прибыл с Крымской конференций, —
@6озал Рузвельт, — с твердой уверен-
но-тьЮ в том, что мы хорошо начали наш
пугь ко всеобщему миру. Конференция пре-
следовала две главных , цели. Во-первых, ‘©
максимально возможной скоростью и с мини:
мальной Нотерей в живой силе союзных
бтран добиться поражения Германии. Эта
Задача сейчас выполняется с большими си-
дами. Армия и народ Германии. ощущает все
Усиливающуюся мощь наших вооруженных
сил и армий союзников. С каждым часом мы:
все больше гордимся героическим продвиже-
нисм наших войск на территории Германии,
идущих навстречу доблестной Красной Ар-
мии.

Гторая цель заключается в том, чтобы
продолжать закладывать основы междуна-
родного соглашения, которое после
войны обеспечит порядок и безопасность и
которое даст некоторую уверенность в том,
что в странах всего мира будет установлен
длительный мир. На пути к достижению
этой цели также сделан огромчый прогресс,

В Тегеране свыше года тому назад руко-
воднтели штабов трех самых мощных стран
разработали военные планы дальнего при-
цела. Тем не менее, между гражданскими
руководителями в Тегеране происходил
лишь ‚обмен мнениями и взглядами. Не было
заключено никакого политического  согла-
щения и не делалось никаких попыток в
этом направлении. ;

На Крымской же конференции наступило
‚ Время перейти к решению особых вопросов
в политической области, и всеми сторонами
были приложены огромные усилия к тому,
чтобы достигнуть соглашения. Со времени
Тегеранской конференции нам стало значи-
тельно легче вести переговоры друг с дру-
гом, что является хорошим предзнаменова-:
нием для будущего всеобщего ‚мира.

Я никогда не терял уверенности в том,
что может быть достигнуто соглашение для
обеспечения мира и безопасности во всем
мире». ;

Далее Рузвельт продолжал: «Период ме-
жду Тегеранской и Ялтинской конферён-
циямя, во время которого не происходило
созещаний между гражданскими представи-
телями трех великих держав, оказался че-
ресчур длительным — 14 месяцев.

_ В течение этого длительного периода бы-
ло допущено, что местные проблемы приняли
острый характер в таких местах, как Поль-

‘ша, Греция, Италия и Югославия. Поэтому
в Ялте мы пришли к решению о том, что
если даже обстоятельства и не дадут воз-
можности трем руководителям правительств
встречаться чаще, то все же будет обеспе:
чен частый личный контакт с целью обменз
мнениями. В соответствии с этим мы пришли
х соглашению об организации через каждые
3—4 месяца периодических встреч министров
иностранных дел Великобритании, России и
Соединенных Штатов. Я питаю полную уве-
ренность в том, что в соответствии с этим
соглашением не будет повторения инциден-
тов, имевших место этой Зимой, которые
обеспокоили сторонников всемирного сотруд-
вичества,

Когда мы встретились в Ялте, в дополна-
ние к разработке наших стратегических и
тактических планов окончательной полной
воснной победы над Германией, обсуждался
‘ряд проблем, имеющих важное политическое
значение.

Во-первых, предстояло решить проблемы
оккупации и контроля над Германией после
победы, полного уничтожения ее военной мо-
lia и обеспечения такого положения, чтобы
ни нацизм, ни прусский милитаризм не смог-
лн возродиться и угрожать миру и цивили-
зации всего мира.

Во-вторых, предстояло устранить немно-
гие оставшиеся между нами разногласия в
том, что касается международной организа:
‘ции безопасности, после конференции в Дум:
бартон-Оксе.

В-третьих, существовали общие полити-
ческие и экономические проблемы, касаю-
щиеся всех районов, которые ‘были или бу-
дут освобождены от нацистского ига.

В-четвертых, были особые проблемы, соз-
данные Польшей и Югославией,

‚ Дни проходили в обсуждении этих вопро-
сов, и мы свободно и откровенно вели пере-
говоры за одним столом. Однако в конце
было достигнуто единодушное соглашение
по каждому пункту и, — что более важно,
чем соглашение, на словах, — я могу ска-
зать, что мы достигли единства мыслей и
нашли путь к совместному сотрудничеству.

Гитлер’ надеялся, что мы не придем к со-
гласию, что какая-нибудь маленькая трещи-
на может возникнуть в прочной стене един-
ства союзников, что даст ему и его друзьям-
гангстерам последнюю надежду на то, что-
бы избежать гибели. В этих целях его про-
пагандистская манина действовала многие
месяцы. Однако надежды Гитлера рухнули.
Никогда ранее великие союзники не были
связаны более тесным единством не только
в целях войны, но и в мирных целях, и онн
решили сохранить это об’единение друг’ с
другом и со всеми миролюбивыми нациями,
и, таким образом, идеал длительного мира

‚во всем мире становится реальностью.

Руководители штабов Советского Союза,
Акглии и Соединенных Штатов встречались
ежедневно и часто совещались с маршалом
Сталиным, Черчиллем и со мной по вопросу
о координации стратегических и’ тактиче-
ских усилий всех. вооруженных сил союз-
ников. Они разработали планы нанесения
окончательных сокрушительных ударов по
Германии,

Во время Тегеранской конференции рус-
ский фронт был настолько отдален от ан-
глийского и американского фронтов, что,
несмотря на возможность некоторого отда-
хенного стратегического сотрудничества, не
была возможной повседневная тактическая
координация.

Однако русские войска сейчас прошли че-
рез Польшу и сражаются. в восточной части
Германии. Английские и американские вой-
ска находятся сейчас на территории Герма-
ния вблизи реки Рейн на западе, и сейчас
создалась другая ситуация: стала возмож-
ной более тесная тактическая связь, и на
Крымской конференции она была устансв-
лена. :

Были приняты решения об ежедневном об-
мене информацией между армиями, находя-
шамася под командованием Эйзенхауэра, вой”
сками под командованием советских марша-
лов и нашими армиями в Италии, без необ-
ходимости делать это через руководителей
штабов в Вашингтоне и в Лондоне, как это
было в прошлом.

Вы видели результат этого обмена инфор-
мацией во время недавней бомбардировки
американскими и английскими самолетами
пунктов, непосредственно связанных с прод-
вижением русских к Берлину. Отныне аме-
риканские и английские тяжелые бомбарди-
ровщики будут использованы в ежедневных
тактических военных операниях для неро»

Cor

средственной поддержки советских армий, -

а также для поддержки наших собственных
армий на Западном фронте. Эти. самолеты
сейчас наносят бомбовые удары с целью
воспрепятствовать переброске германских ре.
зервов и материалов. на Восточный и Запад»
ный фронты из других районов Германии и
Италии.

. ЕДАКЦИИ: Москва, 137,
О 916

трудовых резерв

511661,

хаоса

Yanna «Иравдых, д, 94, 6-й ь
„96; учащейся Noxoneewent 8-37-43; а

Были достигнуты соглашения о более эф-
фективном распределении имеющихся мате-
риалов и перевозке их в те места, где они
смогут быть наилучшим образом использова-
ны для об’единенных военных усилий Аме-
рики, `Англии и России, mea

Подробности этих планов и соглашений
являются военной тайной, однако они уско-
рят день окончательного разгрома Германии.
Нацисты сейчас узнают о некоторых из них,
`к своему несчастью, Они больше узнают о
них завтра, послезавтра и в последующие
дни. Они не будут иметь передышки.

Мы не ослабим усилий ни на один момент
до безоговорочной капитуляции. Народ и
солдаты Германии должны понять, что чем
раньше они сдадутся и капитулируют, груп-
пами или поодиночке, тем скорее будет за-

`кончена их нынешняя агония. Они должны

понять, что лишь при полной капитуляции
они могут восстановить себе положение на-
рода, который мир может принять как при-
личных соседей. ,

Мы вновь дали ясно понять в Ялте, и я
сейчас повторяю, что безоговорочная капи-
туляция. не означает уничтожения или пора-
бощения германского народа. Нацистские
лидеры сознательно скрыли от германской
печати и радио эту часть Ялтинской декла-
рации. Они ‘стремятся убедить германский
народ в том, что Ялтинская ‘декларация
означает порабощенЕ и уничтожение, по-
тому что в этом заключается надежда наци-
stop Ha то, чтобы спасти свою шкуру и
обманом заставить свой народ продолжать
бесполезное сопротивление.

Тем не менее мы ясно дали понять; что
означает для Германии безоговорочная капи-
туляция. Она означает временный контроль
над Германией, осушествляемый Англией,

‘намерением разрешить эти вопросы, касаю-
щиеся освобожденных районов. Я ‘рад иод-
твердить конгрессу, что мы добились едино.
душного разрешения этого вопроса.

Отметив, что США не могут больше избе.
гать ответственности за политические усло-
вия в странах, находящихся за тысячи миль
за границей, Рузвельт сказал, что окончч-
тельные решения в отношении этих районов
будут приниматься тремя державами совм.:-
стно, и поэтому они часто будут результа-
том взаимного компромисса,

Рузвельт заявил. далее, что Об’единенные
нации должны также вскоре начать соответ-
ствующим образом помогать этим освобож-
денным районам восстановить’ свою эконо-
мику с тем, чтобы они могли снова занять
свое ‘место в мире. :

«Одним из выдающихся ‘примеров совме-
стных действий трех основных союзников в
освобожденных районах, — продолжал Руз-

шении Польши. Весь польский вопрос в це-
лом был потенциальным источником беспо-
койств в послевоенной Европе. И мы при-
шли на конференцию с твердой решимостью
найти общую почву для разрешения этого
‘вопроса. И мы’нашли ее. Наша цель заклю-
чалась в том, чтобы помочь созданию силь-
ной, независимой и процветающей нации с
правительством, которое, в конечном счете,
должно быть избрано самим польским наро-
дом. Для достижения этой цели необходимо
было предусмотреть создание нового прави-
тельства, значительно более представитель-

HOTO, YEM 3TO было возможно, когда Польша

была порабощена. В соответствии с этим в’

зации существующего временного прави-

Россией, Францией ‘и Соединенными Штата-
ми. Каждая из этих стран оккупирует и бу-
дет контролировать отдельную зону Герма-
нии, а управление четырьмя зонами будет
координироваться в Берлине Контрольной
комиссией, составленной из представителей
четырех стран. Она также означает конец
нацизма, нацистской партии, всех ее вар-
варских законов и институтов. Она также
означает конец всякого милитаристского
влвяния на общественную, частную и куль-
турную: жизнь Германии. Она означает для
нацистских военных преступников быстрое.
справедлизое и строгое наказание, а также
полное разоружение Германии, уничтожение
милитаризма и военного оборудования, пре-
кращение производства вооружения, роспуск
всех ее вооруженных сил и окончательное
уничтожение германского генерального
знтаба, который так часто нарушал мир во
всем мире. Она означает, что Германии при-
дется, выплачивать репарации в натуре за
ущерб, который был причинен невинным
жертвам ее агрессии. Заставляя. выплачивать
регарации в’ натуре — заводами, машинами,
подвижным составом и сырьем — мы избе-
жим ошибхи, совершенной после прошлой,
войны, требуя репарации в форме денег, ко-
торые Германия никогда не могла выпла-
тить».

«Во время моего пребывания в Ялте, —
продолжал Рузвельту—я видел примеры
безжалостного и бессмысленного яростного
разрушения; которое производил германский
милитаризм. Ялта не имела никакого воен-
ного значения и никаких оборонительных!
сооружений. Перед прошлой войной это был
курорт для царей и`аристократии России.
Впоследствии и вплоть до нападения Гит-
лера на Советский Союз дворцы и виллы
Ялты были использованы как центр отдыха ,
для русского народа. Нацистские офицеры
захватили их для себя, и, когда Красная
Армия выгнала нацистов из Крыма, эти вил-
лы были ограблены и почти все разрушены
нацистами. He были пощажены даже“
скромные дома, Мало что осталось от Ялты,
за исключением руин и опустошения. Сева-
стополь являл картину предельного разру-
шения, и во всем городе осталось меньше
десятка нетронутых домов. Я читал о Вар-
шаве, Лидице, Роттердаме и. Ковентри,
однако я видел Севастополь и Ялту, и я
знаю, что на земле не могут существовать
вместе германский милитаризм и христиан-
ская добродетель.

Такое же значение, как военные соглаше-
ния, заключенные на Крымской конферен-
ции, ‘имели` соглашения относительно всесб-
щей международной организации по обеспе-
чению прочного всеобщего мира. Основы
этой организации, были заложены в Думбар-
тон-Оксе. Однако был один пункт, по кото-
рому в Думбартон-Оксе не было достигнуто
соглашение. Он касался процедуры‘ голосо-
вания в Совете Безопасности. На Крымской
конференции американцы сделали по. этому
вопросу предложение, которе, после всесто-
роннего обсуждения, было единодушно при-
нято двумя другими странами. Сейчас нель-
зя об’явить условия этого соглашения, но
это будет сделано в скором времени.

Когда станут известны решения; достиг-
нутые на Крымской конференции в отноше-
наи процедуры голосования в Совете Безо-
пасности, я думаю, что вы найдете их спра-
ведливым разрешением этой сложной и
трудной проблемы. Они основаны на спра-
ведливости и будут представлять большой
шаг вперед в деле обеспечения международ.
ного сотрудничества по поддержанию мира.
Канференция всех Об’единенных наций мира
соберется в Сан-Франциско 25 апреля 1945 Г.
Мы все надеемся и с уверенностью ждем,
что там будет разработана окончательная
хартия организации, с помощью которой мир
во всем мире будет сохранен, а силы агрес-
сии будут навсегда об’явлены вне закона.
На этот раз мы не совершим ошибки и не
будем ждать окончания войны для того,
чтобы создать механизм мира. Ча этот раз
так же, как мы вместе сражаемся для того,
чтобы поскорее` закончить войну, мы дейст-
вуем вместе для того, чтобы предотвратить
повторение войны».

Рузвельт указал, что на конференции -в
Сан-Франциско будут со стороны США
представлены как сенат, так и палата пред.
ставителей. Делегация Американского кон-
гресса Ha конференции в Сан-Францискз
будет состоять из равного числа республи-
канских и демократических членов KOR}
гресса.

«По мере того, как армии союзников шли
вперед к военной победе,— продолжал Руз-
вельт,— они освобождали народы, свобода
которых была попрана нацистами в течение
четырех лет, экономика которых была раз:
рушена нацистскими грабителями. В этих
освобожденных районах — таких, как Гре-
ция, Польша, Югославия, и в других ме-
стах были моменты политического замеша-.
тельства и беспорядков. И, что еще хуже, в
некоторых из. этих стран начали возникать
неясные иден о «сферах влияния», которые
несовместимы с основными принципами меж-
дународного сотрудничества. Ели бы этиу
событиям ‘дать возможность беспрепятсл+
венно развиться, то это могло бы привести
к трагическим результатам. Бесполезно бы:
ло бы пытаться осуждать ту или иную стра-
ну за возникновение такого положения. Та-
кого рода события почти неизбежны, если
великие державы ‘мира не будут все время
действовать совместно и нести совместную
ответственность за разрешение проблем, ко-
торые, возникнув, могли бы угрожать все-
общему миру. Мы встретились ‘в Крыму с

крестьяиской, молодёлзи—

ция не принимала
‘никто не может не признать, что ей была’

вете в Германии. Франции было предложено
` присоединиться в качестве организатора ме-

`борьбе на Тихом океане, но безоговорочная

тельства Польши на более широкой демо-
кратической освове с тем, чтобы включить
в него демократических лидеров, находящих.
ся в настоящее время в самой Польше, как и
тех, которые находятся за границей. Это но-
вое реорганизованное правительство будет
признано всеми нами, как временное прави-
тельство `Польши. Однако новое польское
временное правительство национального
единства должно будет провести ` свободные
выборы как можно скорее на основе всеоб-
щего избирательного ‘права и тайного голо-
сования.

На протяжении всей истории Польша
была коридором, через который соверша-
лись нападения на Россию. Дважды на про-
тяжении жизни нашего поколения Герма-
ния напала на Россию через этот коридор.
Для обеспечения европейской безопасности
и всеобщего мира необходима сильная и
независимая Польша. Решение оо соответ-
ствующих границах Польши было компро-
миссом, на основе которого, однако, поляки
получат компенсацию в территории на се-
вере и западе в обмен на’ то, ‘что они поте-
ряли благодаря установлению линии Кер-,
зона. Западная граница будет окончательно
определена на заключительной мирной кон-
ференции. Было решено, что в состав Поль-
ши должна быть включена длинная бере-
говая полоса. Всем известно, что населениз,
проживающее восточнее линии Керзона, яв-
ляется по преимуществу белорусским и ук-
раинским и что население, проживающее к
западу от этой линии, является по преиму-
ществу польским. Еще в 1919 году предста-
вители союзников пришли к соглашению о
том, что линия Керзона представляет собой
справедливую границу между двумя наро-
дами. Я убежден, что соглашение в отноше-
нии Польши при данных обстоятельствах
является самым лучшим из возможных со-
глашений для свободного, независимого а
процветающего польского государства.

Крымская конференция была совещанием .
трех основных военных держав, на и
которых лежит основная ответственность н
бремя войны. Хотя по этой причине Фран-
участия в конференции,

предосгавлена определенная роль в буду-
щей Европе и во всем мире. Франция была
приглашена взять одну из зон контроля в
Германии и принять участие в качестве чет-
вертого члена в союзном контрольном со-

ждународной конференции в Сан-Франци-
ско. Франция будет постоянным членом ме-
ждународного Совета Безопасности вместе
с другими четырьмя крупными державами.
И, наконец, мы предложили Франции при-
соединиться к нам и нести вместе с нами
совместную ответственность в отношении
освобожденных районов Европы.

Как было об’явлено в коммюнике, было
также достигнуто соглашение относительно
Югсславии, и это соглашение находится в
процессе. проведения в жизнь.

Крымская конференция, вполне‘ есте-
ственно, занималась лишь европейской вой-
ной и политическими проблемами, касающи-
мися Европы, и не разбирала вопросов ти-
хоокеанской войны. На Мальте, однако, на-
ша об’единенная англо-американская груп-
па начальников штабов разработала свои
планы усиления атак против Японии».

Отметив успехи американцев в войне с
Японией, Рузвельт сказал: «Разгром Герма-
нии не будет означать прекращения войны
против Японии. Наоборот, Америка должна
быть готова к длительной и дорогостоящей

+
капитуляция Японии столь же существенно
важна, как и поражение Германии, если
только мы хотим, чтобы ‘наши планы уста-
новления всеобщего мира были успешны,
ибо японский милитаризм должен быть так
же полностью искоренен, как и германский!
милитаризм». :

Сообщив, что на обратном пути из Крыма
он предпринял шаги для того, чтобы лично
зстретиться с королем Египта Фаруком, им-.
ператором Эфиопии Хайле Селассие и коро-
лем Саудовской Аравии Ибн-Саудом, и что
BO время бесед были затронуты вопросы, ,
представляющие общий интерес, Рузвельт:
сказал: }

«Конференция в Крыму явилась поворот-
ным пунктом в американской истории. Вско-
ре на расемотрение американскому сенату и
американскому народу будет представлено
великое решеиине, которое определит судь-
бу Соединенных Штатов и судьбу всего
мира на будущие поколения. Здесь не мо-
жет быть среднего решения. Мы должны
взять на себя ответственность за междуна-
родное сотрудничество или мы должны бу-
дем нести ответственность за новый миро-
вой конфликт».

«Крымская конференция, — ‚заключил
Рузвельт, — была успешной попыткой
трех ведущих стран найти общую базу
для мира. Эта конференция означает
конец системы односторонних действий ‘и
исключительных союзов и сфер влияния и
системы равновесия сил и всех других спо-
собов, к которым прибегали на протяжении
столетий и которые не имели успеха. Мы
предлагаем заменить все эти системы всеоб-
шей организацией, к которой смогут при-
соединиться в конечном &чете все миролю-
бивые страны. Я уверен, что конгресс и
американский народ одобрят результаты
этой конференции, как начало постоянной
структуры мира, на базе которой мы можем
начать строить, с благословения бога, тот
лучший мир, в котором наши дети и вну-
ки — ваши и мои — дети и внуки всего че-
ловеческого рода должны будут жить».

ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ; справочный — Д 3-30-56; секретарват — Д 3-36-89 и Д 3-31
Д 3-38-38 и Д 3-34-23; отдел литературы и искусства—Д 3-31-94; отдел
04-76 и Д 3-35-20,

стенографии — д1

“Типография газоты «Правда»

вельт,— было решение, достигнутое в отно-

Ялте были предприняты шаги для реоргани:

‚ ранен

что оно примет линию Керзона с некото-

Выступление Идена в прениях.
+. Bg палате общин

ЛОНДОН, 28 февраля. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, министр. иност-
ранных дел Антони Иден, выступая в пре-
ниях в палате общин, заявил:

«Я должен сделать абсолютно ясным для
палаты, что на каждой стадин этого дели-
катного польского дела, длящегося почти
на протяжении всей войны и начавшегося
задолго до нее, поскольку наше правитель-
ство принимало в нем участие, все решения
принимались военным кабинетом, и ответ-
ственность лежит на военном кабинете. Мы
работали как’еднный военный кабинет, и не-
зависимо от того, правильны или ошибоч-
 ны были его решения, они являются реше-
 ниями единого кабинета».

Переходя к вопросу границ и касаясь пое-
дыдущих выступлений, Иден заявил: «По-
истине совершенно неразумно начинать об-
суждение Рижского договора. Я признаю,
что советское правительство действительно,
в конце концов, признало Рижский договор,
 но ни один человек, знакомый с историей
этих районов, не станет утверждать, TO
Россия была довольна этим решением или
что, коль на то пошло, мы были довольны
uM. .

В то время мы не раз убеждали польское
  правительство не расширять свои границы’
восточнее линии Керзона, и в течение двух
‚лет после заключения Рижского договора
мы воздерживались от признания этого со-
  глашения, а когда в 1923 году конференция
послов в конечном счете признала’ эти гра-
ницы, то эта конференция по нашей  ини-
циативе дала ясно понять, что ответствен-
ность за намеченную линию лежит на двух
причастных правительствах, а не на нас.
Более того, эта ‘конференция раз’яснила,
что признание границ через два года после
roro, как был подлисан договор, требовало
создания автономного режима в. Восточной
Галиции. Этот автономный режим фактиче-
ски таки не был создан.  А случилось то,

польские армин одержали победы и уста-
новили свой контроль над страной. Но я
надеюсь, что палата не собирается предпо-
ложить, что ввиду этого то, что произошло
тогда, было принято всем населением. Этого
не было. Хотя на этот район был распрост-
договор о национальных  меньшин-
ствах, из-за споров и опасений, возникавиих
там, статьи этого договора не были полно-
стью проведены в жизнь и, к несчастью,
очень часто возникали беспорядки, ибо,

это неудивительно, и здесь нет намерения
критиковать кого-либо, Восточная Галиция
была районом смешанного населения, где
поляки были в меньшийстве, но стремились
увеличить свою численность в этом районе».

«Когда советское правительство заявило,

рыми незначительными изменениями, причем
се они будут в пользу Польши, —— заявил
Иден, — то я не могу сказать, что я рас-
сматривал это, как болышую несправедли-
вость в отношении Польши».
‚ Иден отметил, что «было два слабых мс-
ста в польском государстве в том виде, в
каком оно существовало до войны; одно
состояло в том, что там находились значи-
тельные национальные меньшинства, кото-
‚рые часто обращались с жалобами в Между-
народный трибунал в Женеве, и вторым яв-
лялся Польский коридор».

Иден заявил, что ему пришлось из года
в год заниматься в Женеве вопросом о ко-
ридоре, когда в отношениях между голя-
ками‘ и немцами были проблемы, требования,
обвинения и контробвинения. Никакое реше-
ние, имеющее реальную ценность, никогда
не было достигнуто, потому что никакое ре-
шение не было возможно, пока существовал
коридор. `Заявив, что было бы трусостью
допускать подобное состояние дел, Иден

что в борьбе между поляками и украинцами

емся -——яЯ ничего не обещаю палате, — никто

не может быть уверен в том, как все будет
протекать, — но, говорю ‘я, мы надеемся,
что при переговорах в Москве будут прн-
сутствовать польские представители из са-
мой Польши и извне и. что в ‘результате
этнх переговоров возникнет подлинно пред-
‹тавительное польское правительство. Если
это произойдет и если это правительство,
как говорится в коммюнике, будет сформи:-
ровано должным образом, то
ваши союзники признаем это правительств»
временным правительством Польши, вре
менным до тех пор, пока ие произойдут вы-
боры. Если такос правительство не будет
создано, то тогда мы останемся в таком
положении, в каком находимся сегодня: мы
и Соединенные И№аты будем признавать
лонлонское пр: _ительство, а советское
правительство будет признавать  Люблин-
ское правительство — не особенно благо-
приятное положение дел для Полыши и для
единства между нашими двумя странами».

В поправке, которую обсуждают члены
палаты, продолжал Иден,
что рекомендация, которая составляет
главную часть решения польской проблемы,
противоречит договору. Это” не так. «Мы
никогда не гарантировали‘ довоенной  гра-
ницы Полыши, — ‘заявил Иден. — Я несчи-
таю, что согласие рекомендовать линию,
которая была намечена в свое время, как
линию, приближающуюся, насколько это
возможно, к этнической границе,  означает
прямое нарушение положений’ Атлантиче-
ской хартии. Е

Отвечая консерватору Саутби, спросивше-
му, каковы причины, почему Англия ‘не за-
ключила договор с Россией в 1939 г., Иден
сказал, что, по его мнению, правильно было
бы ответить, что. в то время Россия гово-
рила, что для того, чтобы заключить до-
говор, она должна иметь право перебрасы-
вать свои войска через Полышу в случае
войны с Германией — через Польшу или
через Прибалтику. С польским  правитель-
ством в то время были. проведены консуль-
тации по этому вопросу, и оно не согласи-
лось на продвижение русских. Я полагаю,
что это представляет собой, пожалуй, глав-

тогда мы и

утверждается,

Румыкекий народ, протестует
против расстрела демонстрации
24 февраля

БУХАРЕСТ, 27 февраля. (ТАСС). (Задер*
жано доставкой). Сорванная в результате
вмешательства представителей Союзной
контрольной комиссии попытка Радеску
расстрелять демонстрацию Национально-де-
мократического фронта и его злобная, °вы-
держанная в расистско-диктаторском духе
речь вызвали волну поотеста во всей стране,
27 февраля газета «Либертатя» поместила
адресованное ЦК румынской компартии
письмо ИК социал-демократической партия,
в которсм говорится: «В связи с расистски-
ми нападками на Анну Паукер и Василие
Лука со стороны председателя совета ми»
нистров‚ ЦК социал-демократической пар»
тий выражает свое возмущение этими  по-
пытками возродить дух гитлеризма и заяв-
ляет о своей симпатии и солидарности ©
этими двумя испытанными борцами рабочего
класса»,

Газеты опубликовали заявление румын-
ской Генеральной конфедерации труда с ре-
шительным › протестом против расстрела
24 февраля и с требованием отстранения
Радеску, ареста и суда над лицами, ответ-
ственными за убийства на заводах «Малак-
са», Дворцовой площади и в провинции, а
также с требованием создания правитель-
ства Национально-демократического фрон-
та.

ЦК «Союза патриотов» в своем заявлении
пишет, что попытка массового убийства,
подготовленная до мельчайших деталей па-
лачом Радеску совместно с Маниу и легио-
нерско-профашистскими элементами,  зани-
мающими ответственные посты в государ-
ственном аппарате, и руководством  нацио-
нал-царанистской партии, выдержанная в
легионерском стиле верного последоватёля
Антонеску — премьера `Радеску, показы-
‘вает, что второй раз существование госу-
дарства и румынского народа находится в
большой опасности. Преступный акт румын-
ского фашизма, который, как доказано, был
заранее подготовлен, имел целью спрово-
цировать гражданскую войну, чтобы заглу-
шить борьбу народа за ‘установление режи-
ма подлинной демократии и аннулировать

ную причину разрыва упомянутых Meperose-   великодушное соглашение о перемирии с
ров. союзниками. у
«Когда я слушал некоторые выступления «Скынтейя». опубликовала 27 февраля

в ходе наших прений, — продолжал Иден.—
я не мог не чувствовать, что некоторые из
  моих друзей, говоря о Польше, имели в ви:
ду не только Польшу (а один-два из них.
мне кажется, так и заявили), — но опасения.
что Россия, воодушевленная замечательны-
ми победами ее армий, мечтает также о  ез-
ропейском господстве. Это постоянная тема
германской пропаганды. Ее изливают на нас
день за днем, не переставая, и она доходит
до нас во всевозможных неожиданных $”
мах и под всевозможными соусами; Это бы-
ло их темой и до войны. Затем темой етале,
большевистское пугало, и как хорошо Гит-
лер ‘использовал эту тему! Как часто ли-
цам, посещавшим с’езды в Нюрнберге, нем:
цы говорили, что ими движет страх перед.
Россией. Мне очень часто говорили это’ в!
различные периоды, даже сам Гитлер. Это
  была постоянная тема. Может ли кто-ни-
будь сомневаться в том, что эта тема перел
войной была постоянным элементом, кото-

рый затруднял нам создание любой формы
  взаимопонимания с Советской Россией. Мс-  Находится. Вопреки всем инсинуациям, совет

жет ли кто-нибудь сомневаться, что, еслн Г
бы мы в 1933 году нмели единство между
Россией, Англией и Соединенными Штата-
ми, которое мы. сцементировали на конфе-
ренции в Ялте, то не было бы нынешней
войны. Я пойду еще дальше. Может ли кто-
нибудь сомневаться, что, пока мы  сохраня:
ем это. единство, не будет новой войтьи
Мы не говорим, что мы можем созлать

сказал: «Существует только одна альтер-
натива. Мы должны либо лишить Польшу
выхода к морю, либо Восточная Пруссия
должна перестать быть немецкой. В этой
альтернатива я, не колеблясь, рекомендую
палате общин вторую возможность.. Не до-
пускайте, чтобы говорили, что вы отбирае-
те половину Польши, не раз’ясняя, что это!
означает. Это не только вопрос о том, что
значит устранение коридора. Палата общин
должна .также учесть имеющие большую
промышленную ценность территории Вос-
точной Силезии, которые Полыша усиленно
старалась получить после прошлой мирной
конференции, но ее требования были  от-
клонены. Я считаю, что когда, наконец, бу-
дет достнгнуто окончательное решение это-
го вопроса, что еще не сделано, — причем
разрешите мне снова повторить здесь, что
то, что мы высказали, является нашей точ-
кой зрения на решение этого вопроса с на-
шими союзниками, который мы хотим обсу-
дить с новым польским правительством, ко:
гда оно будет создано, — я считаю, что
тогда будет обнаружено, что созданная та-
ким образом Полыша будет фактически та-
кой же сильной или еще сильнее, чем Поль-
ша. существовавшая в 1939 году».
Коснувшись вопроса о признании прави-
тельства Польши, Иден заявил: «Мы наде-

условия, при которых никогда больше ‘не

будет войны, но я скажу, что если мы емо-
жем сохранить это единство, то мы ‘можем
установить мир на 25 лет, на 50 лет. но если
мы не сможем сохранить единства, то не
будет мира и на этот период времени.
Не сомневайтесь, что в момент, когда пре-
кратится эта борьба, Германия снова при-
мется за старую тему своей пропаганлы. Онз
снова будет пытаться натравливать нас
против России, Россию против Америки и
против нас. Она будет играть на настроени-
ях жалости, и ей хорошо известно, как это
делать. Весь оркестр германских жалоб 6//-
дет снова звучать на самых высоких но-
тах. Постараемся же не стать жертвой этог:»
обмана. Я говорю палате, что мы должны
быть на-чеку, быть деятельными и сильными,
делать все, что в наших силах, чтобы обе-
спечнть полную свободу и независимость
нашего польского союзника, поскольку это
является нашим правом и. нашим делгом,
но в то же время мы не должны слишком
легко пасть жертвой подозрений mo anpecy
другого союзника. Этого мы должны octe-
регаться. Я заверяю палату, что правитель-
ство сделает все, что в его силах, чтобы
обеспечить осуществление целей, о которых
рассказали палате премьер-министр и я>.

Английское правительство получило единодушный вотум доверия

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). Как переда-   Вотум доверия голосовался по предложе-
ет агентство Рейтер, палата общин едино-1нию правительства, которое просило одо-
гласно вынесла правительству вотум дове-   брить работу, проделанную на Крымской
рия, за который было подано 413 голосов. конференции.

Военные действия

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). В сообщении
штаба верховного командования экспедици-
онных сил союзников товорится, что в Гер-
мании союзные войска заняли Калькар,, ко-
торый был оставлен противником. Дальше к
югу происходили ожесточённые бои в Гох-
вальде и вдоль железной дороги Улен—
Ксантен,

Войска союзников продолжали вести опе-
рации в районе реки Рёр, преодолевая уме-
ренное сопротивление врага, несколько уси-
лившееся в районе к западу от Кёльна. Со-
юзники находятся на расстоянии 11 кило-
метроз от Кёльна.

К tory or Шлейдена (Рейнская область)
‘союзники очистили от противника Решейд,
К северо-востоку от Прюма войска союзни:
ков продвинулись на полтора километра и
отразили вражескую контратаку в 7 километ-

в Западной Европе

Pax oT этого города. К юго-западу от Прю-
  ма танковые части союзников переправились
через реку Прюм, захватили Пронсфельд,
Люнебах, Мерлешейд и ‘продвинулись более
чем на полтора километра к востоку от ре-
ки. Занят Ваксвейлер. Битбург очищен от
противника, и союзные войска, продвинув-
шись до реки Килль, захватили Рёль, Сульм
и Иденхейм. Союзники заняли Иррель и Хе-
лененбург, в 11 километрах к северо-западу
от Трира, Вассербиллиг — узловой центр на
реках Саар и Мозель — находится в руках
союзников. Танковые отряды союзных войск
вступили в Пеллинген, находящийся почти
в 9 километрах к юго-востоку от Трира. В
лесистой местности в 9 километрах к восто-
ку от. Саарбурга пехотные части союзников
продвинулись до 2,5 километра в южном
направленни. Войска союзников 27 февраля
захватили 7.168 пленных.

Попытка срыва предвыборного собрания Демократического союза

ХЕЛЬСИНКИ, 28 февраля. (ТАСС). Как
сообщает газета «Вапаа сана», 25 февраля
в Иоэнсу было назначено предвыборное со-
брание Демократического союза народа
Финляндии. На собрании должен был вы:
ступать председатель общества «Финлян-
дия-—Советский Союз» министр финансоз
Хело. Получить помещение для собрания
в городе не удалось. Городская управа тзк-
же не предоставила своего помещения. По-
этому собрание было. проведено на плошадн
в городе, «Вапаа сана» пишет, что собрание
было” исключительно многолюдным. В своей

:79; отдел пропаганды и агитации -— Д 3-

имени Сталина.

информации—Д 3-38-49; военны

народа Финляндии

речи министр Хело указал на то, что собра-
ние приходится проводить под открытым
небом, хотя накануне в обращении премьер-
министра Паасикиви говорилось о необхо-
димости предоставить помещение всем уча-
ствующим в выборах политическим груп:
пировкам. Хело отметил ненормальность по-
ложения Демократического союза народа
Финляндии, который, несмотря на большое
число сторонников, ‘не может получить не:
обходимых ему помешений ни аля собраний,
ни для издания газет.

37-22

; комсомольской жизни — Д 3-31-39; отдел

й отдел — Д 3-3624; писем — Д 3-30.69;

MOH поддержке реакционеров

рабочей молодёжи — Д. 3-31-96; отдел

список собраний организаций и комитетов,
приславших в редакцию резолюцию проте-
ста против преступлений румынской реак-
ции во главе с Радеску, с требованием со
здания ‘правительства Национально- демокра-
тичёского фронта.

27 февраля газеты опубликовали коммюти-
ке ‘совета Национально-демократического
фронта, в котором говорится:

«Совет Национально-демократического
фронта обсудил политическое положение,
создавшееся в результате зверского и прэ-
вокационного нападения Радеску при пря-
BO rape ¢
Маниу. Считая политический кризис начав-
шимся, совет Нацаонально-демократическо.
го фронта признает необходимым решитель-
ное продолжение борьбы за отставку  пра-
вительства Радеску и создание правитель-
ства йа базе правительственной программы
Национально-демократического фронта,
единственно способного вывести страну из
катастрофического положения, в котором она

Национально-демократического фронта’ кон-
статирует полнейшее единство между BCe-
ми партиями и организациями, входящими
в Национально-демократический фронт. Об
это единство’ разобьются все происки фаши-
стов и их покровителей. Национально-демо-
кратический фрон4, об’единенный со всем
народом, будет. безжалостно уничтожать
фашистских зверей. Смерть фашистам!»

ie aL

Группа высших румынских‘
офицеров отмежевывается
от деятельности Радеску

БУХАЕЕСТ, 27 февраля. (ТАСС). Газеты
«Скынтейя», «Ромынпиа либера», «Тимпул»,
«Либертатя», «Журналул де диминяца» по-
местили следующее заявление группы выс-
ших румынских офицеров:

В связи со сделанной по радио вечером
24А февраля премьер-министром генералом
Радеску декларацией, с помощью которой
он пытается втянуть армию страны в свои
личные политические предприятия, мы —
командир 5-го армейского корпуса дивизи-
онный генерал Висилие Рашкану, замести-
тель начальника генерального штаба брн-
гадный генерал Илие Кретулеску, замести»
тель начальника генерального штаба бри-
гадный генерал Штефан Бардан, бригадный
генерал генерального штаба Септимиу Пре-
ториан, ‘командующий Бухарестским всен-
ным округом бригадный генерал Константий
Попеску, бывшие  ад’ютанты короля бри-
гадный генерал Думитру Дамачану и пол:
ковник Раду Руссску, полковники Алексан:
дру Батчу и Ион Липашку, майор генераль-
ного штаба Николае Попеску  — в настоя:
щем письме отмежевываемся от, действий
и декларации генерала Радеску, считая их
вредными для интересов армии и всей стра-
ны. Мы являемся и остаемся верными ко-
ролю Михаю и румынскому народу, кото-

рым мы присягнули на верность. Бухарест,
26 февраля».

—©<

НА ОЧЕРЕДНОМ «ЧЕТВЕРГЕ»
В. РЕДАКЦИИ
«НОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ>

Вчера на очередном «четверге» в редакции
«Комсомольской правды» выступил коллек-
тив Московского государственного Kamep-
ного театра. Художественный руководитель
геатра народный артист республики А. Я,
Таиров рассказал о творческом пути Камер.
ного театра и о предстоящих премьерах. Сей:
час театр работает над постановкой пьес «У
стен Ленинграда» Всеволода Вишневского,
«Они жили в Ленинграде» О. Берггольц н

а и американской комедии
«гость ‘к обеду» Мос Харта и

жорджа
Кауфмана.   ОР

Затем были показаны отрывки из послед-
них спектаклей Камерного театра: «Без ви-
ны виноватые» А. Островского, «Чайка»
А. Чехова и «Раскинулось море широко»
В. Вишневского, В. Азарова и А. Крона. Ро:
ли исполнили народные ‘артисты РСФСР
А, Коонен и П. Га дебуров, заслуженные ар-
тисты В. Ганшин и®1`, Яниковский, артисты
В. Кенигсон, В. Беленькая, И. Александров,
М. Кауфман, М. Гольцин, Л. Александров,
С. Горовиц, Программу вел заведующий ли-
тературной частью театра С. Дрейден,

Во втором отделении вечера выступил пиа-
нист Александр Иохелес. Он исполнил про“
изведения Рахманинова, Бородина, Чайков-
ского, Скрябина, Шопена, Листа.”

_ На «четверге» присутствовали студенты
Московского государственного университета,
1-го медицинского, Автомеханического, Гео-
логоразведочного, Историко-архивного, Тор-
фяного институтоз.

ип иаиинаненннне
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

иллюстрации -- Д 3-30-29 бюро

_ Mon. Ne 116,