Верховному Главнокомандующему 3
Маршалу Советского Союза товаришу СТАЛИ

2}

НУ

. _ Отчет трудящихся Марийской АССР

Родной Иосиф Виссарионович!

Трудящиеся Марийской АССР в свовм
рапорте поклялись Вам всю нашу волю
подчинить одной цели — разгрому нена-
вистного врага. Это было в дни, когда

немецко-фашистские оккупанты рвались
к Волге, пытались любой ценой овладеть.

героическим Сталинградом. ra

Прошел год тяжелой, напряженной
борьбы, год великих побед советского на-
рода. Руководимая Вами, товарищ
`бтатин, Красная Армия покрыла свои
‘знамена бессмертной славой историче-
`ских побед над кровавым врагом, Нача-
‘лось массовое изгнание с советекой зем-
ли проклятых  немецко-фашистских ок-
“KYHAATOB.

`Наши лучшие сыны героически cpa-
жаются на фронтах Великой Отечествен-
ной войны против гитлеровских мерзав-
yes, Уходящим на фронт мы давали на-
Kaa: «Не посрамите нас, бейтесь с нем-
цами так же, вак в старину боролись
марийские патыри (богатыри) © народ-
ными угнетателями». И мы 0 радостью
сообщаем Вам, товаришг Сталин, что на-
ши родные посланцы крепко помнят на-
$83 своего народа и свято выполняют его.

Герои Советского Союзы — мариец
Сергей Романович Суворов, отважный
пулеметчик Василий Степанович Архи-
лов, сталинский сокол гвардии лейтенант
авиации Ахмет Канкошев  истребляли

бал.

`Наш земляк гвардии генерал-майор
Анциферов проелавилея со своей Гвар-
дейской Полтавской стрелковой дивизией
в боях за Полтаву и Временчуг, неодно-
хрално отмечен в Ваших, товарищ
Сталин, приказах и` за боевые подвиги
награжден советским Правительством
тремя боевыми орденами и двумя меда:
лями.

Наши сыны, вместе со старшими рус-
скими братьями, вместё с украинцами,
белоруссами, татарами, чувашами, у3-
беками и другими братекими народами
Советского Союза, грудью  ототаивают
Социалистическое Отечество, гонят врага
на запад, приближая окончательную.
победу над - немецко-фашистокими зах-
ватчиками. Сотни бойцов и офицеров —

наших земляков — награждены совет’
ским Правительством орденами и мо
далями.

Честь и слава доблестным воинам
Красной Армии!

Трухящиеся в тылу героической рабо-
той изо дня в день увеличивают помощь
родной Ерасной Армии, обеспечивая ee
всем необходимым для достижения пол-
ной победы.

Уарийский народ хочет рассказать
Зам, дорогой Иосиф Виссарионович, ‘0
своем участии в этой напряженной работе
з помещь фронту, о том, как священная
клятва, данная Вам в нашем рапорте
более года тому назад к 25-й годовщине
Великой Октябрьской Социалистической
Революции, воодушевила  трудящихея
нашей республики на новые трудовые
подвиги,

В своем рапорте мы поклялись Вам
выполнить требования Родины — давать
фронту и стране больше хлеба, Maca и
других продуктов сельского хозяйства.
Старая марийская поговорка говорит:
«Честному человеку не подобает изме-
нять своему слову». Колхозники и, кол-
хозницы нашей республики выполнили
государственный план хлебопоставок
1942 и 1943 года, Передовые районы
республики — Горно-Марийский,  Ела-
совский, Сотнурский, Звениговский и
-Волжекий — досрочно завершили хлебо-
„поставки 1943 года.

Работники сельского хозяйства, прео-

долевая трудности военного времени, до-
бились дальнейшего расширения посев-
ных площадей. Мы увеличили площадь
посевов по сравнению с мирным време-
нем на 12 процентов. План весеннего се-
ва 1943 года республика полностью вы-
полнила. Организованно и в более ран-

CEES Pak aes eT Ea ET

‚и истребляют немцев, как бешеных с0-.

Фбината тов. Усачев и сотни других ста».

= 29

ние сроки, чем в 1942 году, закончена
уборка урожая. За годы войны колхозы
республики значительно увеличили nore
ловье скота.

Марийский народ поклялся Вам, род-
„ной Иосиф Виссарионович, выполнить,
требования Родины — давать фронту и
стране больше вооружения, боеприпасов
и снаряжения. Претворяя в жизнь эту
священную клятву, рабочие, работницы,
инженерно-технические  фаботники и
служащие добились = систематического
выполнения и перевыполнения производ-
ственных планов каждым предприлтием
оборонной промышлениести ‘в респуб-
лике. eet?
Воллектив энекого завода, инициатор
замечательного народного движения ‚за
посылку рапорта Вам, завоевал новую
большую  произволетвенную победу. da
перевыполнение государственной  про-
траммы заводу вручено в сентябре
1943 года перехоляшее Красное Знамя
Центрального  Вомитета ВКП(б) и ему
присуждена первая премия ВЦСПС и
Наркомата.

Предприятия, где секретарями  парт-
организаций т.т. Молчанов и Салин,
проделали большую работу по оснаще:
нию Врасной Армии новейшими видами
вооружения. 3& выдающиеся научные
работы 6 деятелей науки’ удостоены
Сталинской премии. Большая группа
работников завода имени Героя Совет-
ского Союза тов. Бутякова награждена
орденами и медалями Союза ССР.

Богата лесами Марийская республика.
«Наших лесов не счесть», — говорят У
нас в народе. Миллионы‘ кубометров ле-
са идут на нужды обороны страны и на
восстановление городов и сел, освобож-
денных от немецко-фалгистокой оккупа-
ЦИИ.

Тенщины. подростки и старики, заме-.
нившие в лесной промышленности 6во-
их мужей, отцов и еыновей, ушедших
на фронт, самоотверженно трудятся на
благо Кодины. Лесная промышленность
в честью справляется с заданиями пар-
тии и правительства ‘и перевыполнила
тодовой план заготовок леса.

Мы сдержали свое слово — прошлой
зимой полностью обеспечили все’ пред-
приятия, больницы, школы, учреждения
и население городов и рабочих поселков
топливом. В марте и сентябре 1943 года
за успешную работу по заготовке дров
республике присуждена вторая премия
Совнаркома РСФСР и ВЦЕПС,

Нами затовлено ягод в полтора ра-
за, грибов в шесть раз больше, чем в
1942 году, а площадь индивидуальных
огородов рабочих и служащих увеличе-
нь втрое.

Трудящиеся республики собрали и
послали для бойцов и офицеров Враеной
Армии 150.000 полушубщов, валенок и
других тенлых вещей. — : }

В своем рапорте мы рассказывали
Вам, товарищ Сталин, о наших лучших
стахановцах промышленности и сель-
ского хозяйства. Ва прошедший rox
славные ряды стахановцев пополнились
новыми тысячами мастеров зыбкой
производительности труда.

Отважных в битвах узнают,
новцев — в труде.

Работница онского завода тов, Ятма-
нова — марийка. только во время вой-
ны  приступившая в работе на заводе,
Юсвоила сложную специальность и еже-
дневво выполняет норму от 300 ло 500
процентов. Кузнец завода им. Рутякова
тов. Артанов. сеточник бумажного ком-

>

стаха-

хановцев намного перевыполняют нор-
мы выработки.

о В лесной промышленности республи-
KH по почину возчика ‘т0з. Анисимова,
лесоруба тов. Комиссарова и сплавщика
тов. Зайцева зародилось замечательное
движение по внедрению новых бригад-

Отчет обсужден на общих

“CH высокой продуктивности скота,

собраниях

ных методов работы в_лесу, Сейчас ко-
пичество стахановцев — новаторов лес-
ной промышленности намного увеличи-
лось.. Растут кадры  многотысячников.
Бригада домохозяек тов. Черелановой,
обязавигиеь заготовить в rox 8.000 ву-
бомотров древесины,  заготювила 60166
15 тысяч кубометров. Бригада тов. Де-
нисова ежедневно выполняет не менее
ABYX HOPM на вывозке леса. ^

Но почину знатных комбайнеров това-
рищей Новоселова и Софроновой, о кото-
рых мы пибали в своем раибрте, выросли
новые стахановцы в сельском хозяйстве,

«Славный труд рождает славу» —
говорит марийская поговорка, ироко
известна в республике тракторная брига-
да тов. Максимова, в пять дней выпол-
нившая ‘план весновопалики, Стаханов-
цы-комбайнеры и колхозники тт. Емель:
янов, Самохин, Вершинина, Трофимова и
другие в нескольго раз перевыполнили
задания на уборке урожая. 5%

Дорогой товарищ Сталин! Отчитываясь

перед Вами о выполнении своей свя- -

щенной клятвы, мы сознаем, чт) у Hac
есть еще немало недостатков, До сих пор
имеются предприятия и колхозы, кото-
рые не выполнили своих обязательств и
продолжают отбтавать.

Недостаточно используются механизмы
в лесной промышленности, крайне слабо
работает местная промышленность по
выпуску товаров широкого потреблелил.

В республике до сах пор не выполнен
план развития общественного животно-
BOxCTBA. Bee еше недостаточно ведется
борьба за повышение урожайности зерно-
вых культур. Пока низка продуктивность
скотатна колхозных фермах,

Имеется немало недостатков в работе
по материально-бытовому обслуживанию
трудящихся. “_

Даем Вам слово, дорогой Иосиф
Виссарионович, что мы удвоим, утроим
наши силы и энергию для ликвидации
этих серьезных  иедостатков в работе.
Примем все меры к тому, чтобы преодо-
леть отетавание ряда наших предприя-
тий, районов и колхозов,

Интересы. нашей Родины в. настоящий.
момент, когда героическая Красная Ар-
мия изгоняет немецко-фапгистских окку-
пантов с родной советской земли, тре-
буют, чтобы мы давали фронту и стране
еще больше вооружения, боеприпасов,
снаряжения, сырья, продовольствия,

Мы берем обязательство добиться вы-
полнения и перевыполнения производет-
венных планов каждым предприятием,
каждой промартелью и лесным участком.

`Мы примем Bee меры в неуклонному
повышению урожайности. Во-время от-
ремонтируем тракторный ларк и вев сель-
скохозяйственные машины, Подготовим
механизаторские и колхозные кадры. Вы-
полним государственный план развития
общественного животноводотва и Е

0o-
срочно выполним заготовки  сельскохо-
зяйственных продуктов 1944 года,

Будем всюду настойчиво внедрять
строжайший режим экономии, железную
дисциплину и порядок.

Добъемея повышения доходов колхоз-
ников. Всемерно будем развивать такие
отрасли сельского хозяйства, как пчело-
водство, овощеволетво и садовохство.

Влянемея Вам, товарищ Сталин, что
‘сделаем свою республику передовой, от-
дадим все наши ‘силы для оказания по-
мощи Красной Армии в ускорении раз-

рома ненавистного врага,

Да здравствует наша грядущая побе-
дь над немецко-фашистскими  захват-
чивами!

Да здравствует ‚ могучий сталинский
союз народов нашей Великой Социзлисти-
ческой Родины!

Да здраветвует Верховный  Главно-
Еомандующий Маршал Советского Союза
товарищ Сталин! .
трудящихся

в колхозах, на

предприятнях, лесоучастках, в учреждениях и школах М
‚ Отчет подписали 173.700 человек, и

ЕВЕ ЕСИ

Экипаж Вупимовичо

: (От специального корреспондента «Красного Флота»)

Полный, краснощекай  техник-дейте-
‚Нант Адамчевский то выбегает на взлет-
ную дорожку, то звонит на КП:
ак наши? то

Голос этого «бога среди техников»,
хак сказал про него кто-то из летчиков,
знаком дежурному, Й тот отвечает:

— Побле сообщения © торпедирова-
нии сведений не имею. ‘

Это кажется офицеру очень  неспра-
ведливым, Он хочет, хотя и знает, что
это невозможно, сразу же иметь реши-
тельно все данные. Но передавать по

адио ioc hae донесения нельзя.

орпедоносец, который только что дале-
хо в морг потопил очередной транспорт,
напряженно ищут немцы. Их радисты
‚шарят в эфире, пытаясь запеленговать
самолет. -

И oaw6oi человек, находящийся на
аэродроме, превосходно сознает, что за-
конное любопытство техника может быть
удовлетворено лишь по возвращении са-
молета на базу... ;

Поговорите с офицерами полка, и они
вам расскажут, что именно в. истекшем
1943 году торпедометание с возлуха по-
лучило свое наивысшее развитие. Этим
оно обязано ряду виднейших морских
летчиков, в том числе двум молодым Ta-
лантливым офицерам — Бунимовичу и
Советскому. 7

‚.. В один из ясных солнечных дней 6
энского аэродрома поднялись в 3в03-
лух три торпедоноеца. После  дол-
гого поиска летчики нашли у
зражьего берега корабль противника.
Звено развернулось, ® снизилось,  вы-
шло на боввой курс. Берег и корабль

заметили наших летчиков. Они постазитя
плотную огневую завесу, во ведущий и
послушные ему ведомые Пресняков и
Рунимович вышли на цель и сбросили
_ свой груз. Три торпеды одна за другой
впились в тело фашистского корабля.

—

Анализируя этот первый опытный, если
можно так сказать, полет на торпедомета-
ние, летчики сделали много полезных на
будущее выводов. =

Не стоит даже пытаться перечиелить
в коротком газетном очерке все вопросы,
ставшие поеле первого полета перед уча-
стниками воздушного торпедного дебюта
п их коллегами. Во всяком случае: коман-
дование решило ты в следующий
полет две машины. И снова Бунимович
изящно и легко оторвал тяжелый само-
лет от взлетной дорожки и, мерно набя-
рая высоту, повел машину на запад, в
открытое море.

На этот раз Погода была немного по-
хуже. «А плохо ли 910? — думал  лет-
чик. — Нет слов, трудно пилотировать
в облаках. И штурман не рад отсутствию
ориентиров, да и летчика не устраивают
бесконечные гряды тяжелых облаков
снизу, сбоку, спереди, над головой. Но
в другой стороны, — рассуждает  лет-
чик, — H He вижу землю. HO и земля
ведь не видит меня, Она не обнаружит
самолет, не узнает его маршрут, ве выш-,
лет истребителей, не предупредит свои
корабли...»

Во втором полете торпедоносцы унич-
тожили большой транспорт водоизмеще-
нием 6.000 тонн. Этот. полет снова по-
ставил перед офицерами ряд интервеней-
ших и сложнейших тактических проблем.
На разборах и офицерской учебе были
тщательно взвешены и обсуждены вое
достоинства и недостатки каждого спбео-
ба поиска, преследования, атаки, борьбы
с истребителями.

Так 1943 год стал для фашистеких мо-
ряков поистине етрашным годом. Боль-
шие и малые транспорты, танкеры, б06-

выв корабли, общим тоннажем  на-
ечитывающие многие сотни тысяч
тонн, нашли себе могилу в: водах со-

ветеких морей. Их разыскивали и унич-
тожали в самых неожиданных районах

днем, ночью, в сумерках и на рассвете
советские торпедоносцы. А в сводках
Советского Информбюро’ среди  сообще-  .

ний о наступлении частей Красной Ар-

мии стали все чаще и чаще появляться
лаконичные, но’ исполненные большого
внутреннего смыела для мореких летчи-
ков строчки: нашими самолетами в Бал-
тийском, Варенцовом, Черном море по-
топлен транспорт, танкер, боевой корабль
противника. :

‚ Ц в том же 1943 году Юрий Вунимо-
вич, двадцатичетырехлетний летчик, на-
столько поднял свое боевое мастерство,
что стал искуснейшим мастером ториедо-
метания, 1

Но прежде, чем рассказывать 06 этом,
надо познакомитьея с его штурманом
Михаилом Советскны.

Вогда Советский был назначен штуэ-
маном к Бунимовичу, последний уже
нмел на своем счету два торнедирован-
ных корабля. Отличный математик, Co-
ветекий в одном из полетов показал ко-
мандиру, что умеет в случае надобности
делать все вычисления в уме, не прибе-
гая даже к штурманской линейке.

Так началась эта дружба, давшая в
1948 году семь труднейших побед. А
всего Бунимович‘ отправил на дно семь
транспортов, один танкер и один сторо-
жевой корабль общим водоизмещением
сорок четыре тысячи шестьсот тонн! Это
означает десятки тысяч тонн уничтожен:
пых боеприпасов, снаряжения, боевой
техники, много тысяч живой силы про-
THBHERA.

Летчик и штурман почти ровесники.
Но характеры пх-—может быть, и в этом
одна из причин их крепкой дружбы —раз-
личны, Бунимович модчалив. Лицо его со

следами тяжкого ожога ничего не говорит

вам до того момента, пока он не векинет
на собеседника пристальный взгляд. И
покажется, что летчик не сйлит с вами
рядом. а где-то летит над морем, расечи-
тывает, обдумывает и взвешивает атаку,
проверяет каждое движение, маневр са-
молета и енова изучает их.

Ну, а Советский уже лавно на земле.
Он сидит рядом е другим молодых штур-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Hero

Северный флот, Краснофлотцы-развед-
чики ведут захваченного. «языка»,
: _ Boro С. Сергеева.

ВЫЛАЗНА РАЗВЕДЧИКОВ.

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ; 4 января. (По те-
леграфу от наш. корр,). Из вражеского
тыла возвратилась группа разведчиков,

Они были высажены на берег,
занятый противником. Отряд под коман-
дованием старшего лейтенанта Правкина
получил задание разведать район и 0°
быть «языка». ss
_ Xopomee sHanue побережья помогло
скрытно подойти к намеченному пункту
и 063 особых трудностей высалить отряд.
Осторожно пробравшиеь между  вражё’
скими ловушками, военные моряки вы“
полнили первую часть задачи— разведку
района. Затем вышли к дороге. Замаски-
ровались и стали ждать.

Пролтел час, но никто не. появлялся.
Наконец, показалась группа немцев ©
пулеметами и радиостанцией под коман-
дованием офицера. Их было около. взво-
да. Вот враг уже рядом. Старший лейте-
нант Правкин приказал пропустить нем-
цев вперед. в подготовленный «огневой
мешох». Группа  совелских — воинов
ожидала сигнала. И когда он был подан,
началея оботрел. Противник был оше-
ломлен и смят. Моряки действовали еме-
10; уверенно. Уже в первые минуты от
вражеской группы в живых осталась
ЛИЩЬ ПоловВиН&..

Североморцы продолжали огонь, а тем
временем один из них уже схватил обер-
оо втовА, Из всего взвода удалось
скрыться только двум-трем фамистам.

Дерзкая вылазка увенчалась нолным
успехом.

FACE ee

МОСКВА: САЛЮТУЕТ ВОЙСКАМ
1-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА,
ОВЛАДЕВШИМ ГОРОДОМ
БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ

Вчера, 4 января, по приказу Верхов-
Тлавнокомандующего Маршала,
Советского Союза товарища Сталина
Москва от имени Родины  салютовала
войскам 1-го Украинского фронта, после
четырехдневных ожесточенных — 0б0ев
штурмом овладевшим городом и крупной
железнодорожной станцией Белая Цер-
ROBB,

Еремлевские куранты пробили девять.
Воздух огласилея первым  артиллерий-
CKUM залпом из ста двадцати четырех
орудий. За первым. через трехсекундные
интервалы грянули еще одиннадиать зал-
пов, сопровождавшихся дркими вопыш-
ками разноцветных ракет, высоко взвив-
шихея в вечернее небо. Трудящиеся сто-
лицы фрадаетно приветствовали доблест-
ные Белоцерковские дивизии, бригады ч

полки, отличившиеся в боях за овладе-

ние новым важным
ee немцев.

алют, транслировавшийся по радио,
слушала-вея страна, _ (TA

СЕ ЕЕ

опорным  HYHRTOM

маном, с горечью расеказывающим, что
его экипаж однажды упустил транспорт:
тот дал полную скорость и ушел.

— По-вашему выходит, что транспорт
удачно, сманеврировал, — вменгиваетея
иронически Бунимович.

— Ты не прав, друг, — продолжает
мысль своего командира Советекий, —
Потопленные нами корабли тоже  пыта-
лись уйти. Тем не менее им это на удава-
лось. И дело вовее не в том, что транс-
порт маневрирует, _

Разговор начался в кают-компании,

но совершенно очевидно, что он закон-
чится в> Чругом места, где экинаж
Бунимович — Советский (эти  име-

на привыкли произносить в полку слит-
HO) всегда охотно расскажет моло-
дым 0б атаке маневрирующего противни-
ва. Да и нетерпеливый Адамчевекий, о
котором упоминалось выше, всегда нолу-
чает от экинажя полный и подробный
отчет о работе материальной части. Пусть
Бунимович устал. 8—9 часов он провел
в УзЕОЙ кабине пилота, в напряженном и
тяжелом труде. Пилот ведет машину над
вражьей - землей. Его не должны ви:
деть, но он обязан видеть. все, Отсюда и
pont Советского:

— Чем хуже. погода, тем лучше для
нас. , :
В самом деле, в хорошую погоду
торпедоносец. могут заметить и настичь
немецкие истребители. Придется вести
навязанный противником бой. имея тор-
педу под крыльями; Но долго ли сможет
тячело груженный самолет  сопротив-
ляться зтакам нескольких истребителей.
Да и как он выйдьт незамеченным в атаку
на транспорт, если над ним чистое небо,
Придется согласиться с ‘Советским и
признать, что   плохая погода — лучшая
погода для алетчика-торпедоносца.

Правилом Бунимовича и его товари-   подечет,

ей давно стало выходить ночью. чтобы
торпедироваль к утру. Он любит, вернее—
вынужден любить, малую видимость, нс-
большую высоту п прочие «прелести»,
сопровождающие такой полет. Был же у
ного случай, когда экипаж потерял а5род-
ром на взлете. :

оружия

Ворабельный устав указывает, что в
ходе боевой подготовки надо довести вы“
учку личного состава до такой степени
совершенства, которая обеспечила. бы
успешное решение самых сложных  3а-
дач. Основное прй этом — научить лю
дей умело применять в любой оботановие
оружие и механизмы и немедленно ис-
правлять повреждения в бою. °

Устав требует от артиллериста корабла,
чтобы он не только правильно использо-
вал и бодержал в боевой готовности ору-
жие, но и безунречно знал поручённые
ему средетва, их устройство, состояние и
особенноети.

Чичный состав второй боевой части
осваивает технику. преимущественио пу-
тем изучения описаний и чертежей, pa-
боты на учебной материальной части,
разборки и сборки механизмов. оатем
изучаются наставления и инструкции
по эксплоатации  матернальной части,
составленные на основании долголетней
практики. Самые же ценные навыки
приобретаются во время планово-преду-
предительного ремонта и в процессе
практических стрельб;

За время войны артиллерийское во-
оружение флота, естественно, развилось.
Появились новые образцы, вносились
поправки в существующие конструвции.
Пачество оружия проверялось немедлен-

тиллеристов — извещать конструвтеров
060 всех недостатках и достоинствах;
чтобы они могли как можно быстрее еще
больше повысить качество оружия. 0д-
новременно 060 всех мелких недочетах в
конструкции надо сообщать на другие
корабли,

Напомним 06 одном хорошем методе
глубокого освоения техники. Мы имеем в
виду так называемые технические конфе-
ренции старигинского и рядового соста-
ва, сопровождаемые опросами. Тот, кто
недостаточно знал 6808  заведывание,
стремился изучить его лучше, и в этом-—
одна из ценных особенностей конферен-
ций.

В соединении, где флагманским артил-
леристом т. Савельев, еженедельно или
ежемесячно  подивизионно проводились

но. Поэтому одна из задач офицеров-ар-.

короткие сборы командиров  одноимен-

5 января 1944 г, № 4 (1571)

‚Изучение артиллерийского

ных боевых постов. Командиры докаады-
вали о недочетах за прошедиий срок и о
TOM, что сделано для повышения эффек-
тивности использования оружия. В tow
же соединении на практических стрель-
бах обязательно присутствовали сле:
циалиеты © нестрелявших B TOT день
вораблей. Восприняв опыт, они затем пе-
редавали его своим нодчиненным.

Флагманский артиллерист т, Федоров
сумел хорошо организовать техническую
конференцию офицерского состава. Цель
ee заключалась в Том, чтобы изучить зе-
нитные системы и дать промышленности
некоторые соображения, родившиеся в
процессе применения оружия.

Конференция была организована так.
Вначале составили план и указали док-
ладчиков. Затем им рассказали, как ¢o-
бирать материал, строить доклал, на что
обратить 060б0е внимание. Всем выде-
ленным ‘товарищам дали  доотаточное
время для того, чтобы они побывали на
кораблях и ознакомились там о нужными
им системами! ee Они побеседовали
командирами БЧ-П, орудийными раб-
четами,

Каждый: доклалчик собирал  малерпат
самостоятельно, а письменные их довла-
ды проверялись т. Федоровым. Он“указы-
вал, что надо дополнить. ‘Доклады содер-
звали следующие главные вопросы; крат
ков описание системы (по чертежам);
случай. неисправностей и поломок при
боевых стрельбах и их устранение; недо-

‘статки в обслуживании техники; наибо-

лее слабые детали, из-за которых opyane
временно выходило из етроя; преимуще-
ства системы; действия боезапаса.

Техническая конференция ‹ протекала
так. Но каждой системе оружия создава-
лась секция. председателем ее назначалел
докладчик. В секции окончательно обуа-
батывались все материалы и по оконча-
пий конференции составлялись выводы.
После доклада и содоклада выступали
артиллеристы с различных кораблей,
давались ответы на неяеные вопросы.
Bee ee

Такие конференции следует всячески
распространять.

Капитан 2-го ранга П, ПРОНИН.

`’Рационализаторы

Флотские изобретатели в большин-
стве артиллеристы — получили более
сотни авторских свидетельств. Имена
многих из них известны всему флоту.
Чауреаты Сталинской премии инженер-
капитаны Ледин и Богданов дали Kpae-
ной Армии и Военно-Морскому Флоту
новый вид взрывчатого вещества, инже-
нер-капитан 1-го ранг» Рябов изобрел
метод повышения живучести. морских
орудий. НЯ

На флоте сотни крупных . рационали-
заторов не поклалая рук работают над
усовершенствованием техники. `Напри-
мер, инженер-капитан Раков предложил в
трудной боевой ^ обстановке Северного
флота сам построить гидравлические
прессы для обжима  стреляных гильз.
Таким путём удалось значительно по-
высить  производительность работ ий
сэкономить свыше 100.000 рублей в год,
Техник-механик одного склада т. Стулев
предложил и своими силами соорудил
четыре станка для обработки снарядов. С
их помощью производетво пошло бы-
стрее в 50 раз.

Все эти успехи достигнуты благодаря
тому. что изобретательству уделяют вни*
мание и командование и партийные орга-
низации, : :

При всём том изобретательская работа
имеет ешё существенные недостатки.
Происходит это потому, что некоторые
руководители частей, подразделений и
производственных предприятий недооце-
нивают ее.

В результате проверки установлено,
что в ряде мест комигсии по изобрета-
тельству работали плохо, & некоторые и

Ce Se ee ee)

ВЕЕР

Друзья вёе это рассказывают нами в
один голос восклицают:.
Теперь вы-то уж поняля, что все
зависит...

_— От штурмана! — говорит Бунимо-
ВИЧ,

А Советский вторит:

— Только от летчика!

И суть дела заключается в том,
они оба правы,

Доказательством этому служат один
из последних лолетов, про который Бу’
нимович — Советский начали расеказы-
вать нам выше.

С самого взлета они попали в сплош-
ную облачность: Нилот не мог набирать
высоту—вамолет был тяжело нагружен,
а в возлухе сильно болтало. Вдобавок он
вель не знал глубину облачностя, Сколь-
ко придется лезть вверх? Но я вниз про-
биваться нельзя. Превышение местности
пад уровнем моря здесь 400 метров. Это
Бунимович отлично помнил, А стрелка
альтиметра показывала сто.

_ — Когда вода? — отрывисто спросил
летчик; Голос его был необычайно зво-
HOR.

’ Это заставило штурмана потянуться к
окошку и посмотреть в глаза ACTUARY,

— Через семь минут. — отчеканил он
и еунул другу в рот шоколадку.

Бунимович улыбнулся, А когда точно
через семь минут действительно показа-
лась вода. улыбнулся и Советский

Прошло еще некоторое время, и друзья
почти сразу обнаружили силуэт корабля.
Самолет потелна сближение. Когда был
виден четко весь силуэт, Бунимович на-
чал выводить самолет на нужный курсо-
вой угол, Он снижал  торпедоносен ло
бреющего полета, не теряя из виду цель,
й выскочил в атаку 32а какие-то доли ce-
вунды до того, как Советекий закончил
Доворачивал на цель он, под-
сказывая пилоту:

—- Левее! Правее! Точно!..

На транспорте уже заметили торпедо-
носец. Клубы разрывов полвились  одно-
временно справа. снизу. почти рядом. Но
Бунимович уже крикнул штуоману: -

— Бросай!..

что

совсем бездействовали. Значительное ко-
личество проведённых в жизнь рациона-
тизаторсних предложений проходило ми-
мо этих комиссий, учёта не было и авторы
не получали вознаграждения.

Младший аейтенант Недошивин внес
много ценных технических усовершенет-
вований. Это ручной. насос для проверки
герметичности укупорки порохов и заря:
дов, ручной универсальный  станоЕ-лля
закатки дулец гильз и др, Предложения
не были технически оформлены и учтены
комиссией, следовательно распростране-
вия они не получили. ~ т.

Надо позаимствовать опыт работников
центрального склада ВМФ № 2004, rie
провели общественные смотры изобрета-
тельской работы. Безусловно необходимо
направлять деятельность изобретателей

и рационализаторов, указывать, над чем ©

работать.
Современная война требует не’ только
непрерывно совершенствовать средетва

борьбы, особенно артиллерийские, ‘но и
изобретать новые. Найти, скажем, ‹ сто
coon для упрощения технологии  теруо-
обработки бронебойных и полубронебой-
ных снарядов, разработать упрощенные,
Но В то же время точные способы стрель”
On aT. mT,
Делтельность  новаторов техники не
может ограничиваться ‘заданными тема-
ми. . Рационализаторы ‘и о изобретатели
должны проявлять больше инициативы.
Каждый краснофлотец, старшина, 9фи-

цер. рабочий, техник, инженер должен
стремиться к улучшению вооружения
флота.

Полновник П. ИВАНОВ,

РУ ЕТ

И в тот же момент почувствовал всех
телом, как облегченно вздрогнул самолет,
освободившийся от тяжелого груза. Сразу
же он потянул ручку на себя. и торпо-
доносец перепрыгнул через трубы, мачты,

‚Вадстройки «имеющего потонуть», — 18

удержался, чтобы не сострить  штур-
ман, — транспорта. Домой друзья воз-
вращалиеь дерзко. Обетрелялн несколь-
кими очередами вражеский маяк. подош-
ли низко-низко к берегу и на бреющех
по прямой направились к 6236.

Й опять однополчане увидели класеи-
ческую горку и последовавший за ней
боевой разворот, Весь полк понимал зна-
чение этого воздушного пирузта гвардия
капитана Рунимовича: у фашистской
Германии одним кораблем стало меньше.

Началея 1944 тод. Друзья плоникиу-
пы одним стремлением -— больнее летать,
чаще дратьсл и топить. Могла
ВИЧ говорит 06 этом, его глаза загорают-
ся холодной яростью. & Советский. поняв
состояние друга, об’ясняет:

— Мы всегда любили воевать, но в
вонде прошлого года, когда побывали-у
Оры на родине, где хозяйничали немцы,
наше желание утроплось. учетверилось.

С делами покончено, п экипаж. уви-

лев под’езжающую машину, начинает
собпратьея домой.
Знаешь, Михаил, — неожиданно
оборачивается Бувимович в илушечму ря-
дом Советскому, — аа нё убежден, что
Уы правильно выбрали обратеый путь,

— Прямая, — наставительни разиа-
хивает пальцем штурман, — короче воя-
50й кривой н является кратчайшим рас-
состоянием между двумя точками,

Так то ж яа земле, — шутит Бу-
НИМОВИЧ.
— Согласен, — emeerca Советскай п

—=

тянет друга в сторону от троопяви Ha
снежную  целину, — Выполняю ‚, ваше
приказание!

П. сделав торжественную физиономию.
он четким строевым шагом идет по гау-
OOROMY снегу к машине. :

Лейтенант В, РАФАЛОВИЧ.

‚ Действующий флот.

Бунимо- :

реет