б января 1944 г., № 5 (1572)

ОБ ОДНОЙ ВРЕЛНОЙ ЗАТЕЕ

(От специального корреспондента «Кр

Новые пополнения закаленных в боях,
хухественных военных моряков вливают-
яв ряды большевиотекой партии, Мно-
то хорошего приносят с собой в партию
цолодые коммунисты, но и очень много
mpobyeTca им, чтобы стать настоящими
партийцами,

Парторги, которые, к слову сказать, са-
yi в 6В0ем большинстве вступили в
BRI(6) 3a последние три года, ревностно
заботлтел о воспитании молодого попот-
нения партии. Правильно решая эту за-
дачу, такие парторги прежде всего ста-
раютол вовлечь каждого коммуниста в
практическую работу организации, Вея
повседневная делтельность молодого ком-
муниета, таким образом, тесно связывает
его с организацией, способствует выра’
forke из него политического вожака и
организатора масс, приучает его к дис-
циптине и. организованности.

Но иной раз парторги, вместо того что-
бы именно так подойти в делу, выиски-
вают какие-то особые, по их мнению,
«оригинальные», формы воспитания м0-
зодых коммунистов, Нечего и говорить,
чо подобное «оригинальничанье» прино-
‹ит только вред. Расскажем 06 одном
таком случае,

Парторг Н-ского подразделения тов.

Савицкий ренкил поставить на заседании

паргбюро отчет мичмана Бриллиантова

о том, как он работает с теми коммуни-

тами, которым он в CBOG время лавал
рекомендации,

тчет был проведен. Он не понравился
членам бюро, единодушио записавнтим в
свбом решении, что Бриллиантов плохо
работает с товарищами, которых OH pe-
комендовал в партию, и не знает недо-
статков в их служебной деятельности.

(лов нет, Бриллиантов отвечает за ре-
комендованных товарищей и должен но-
могать им. стать настоящими большеви-

уами, Ио в данном случае бюро парт
оргарйзации, = внекого подразделе-
ния допустило серьезную. ошибку.

Устав ВЕП(б) действительно  подчерки-
_ вает ответственность рекомендуемого 3a
рекомендованного. В Уставе говорится:
«Рекомендующие несут ответственность
34 поброкачественность своих ‘екомен-
даций». Следовательно, коммунист, реко-
мендующий -беспартийного в ряды пар-
тии; должен знать, кого он рекомендует,
Его рекомендация должна быть основана
на знании человека по совместной работе,
уверенности в его преданности родине,
партии. Партофг Савицкий и бюро, в0з-
тлавляемое им, по-своему  истолковали
это уставное требование и поэтому еде-
AMI неправильные выводы.

В парторганизации; о которой идет
pews, 45 коммунистов. Почти вое они
ветупили в партию в дни Отечественной
войны. Из 45 коммуниетов двадцать
два рекомендовал в партию Бриллиантов.

Нетрудно ‘догадаться, что такой поста-.

новкой вопроса бюро, вольно Или неволь“
но, пытается снять с себя  ответствен-
ность за политическое воспитание моло-
дых коммунистов и бпихнуть это дело на
других. Бюро рекомендовало Бриллиан-
TOBY завести какой-то особый «учет»
ит. д., то-есть по
ответственность за воспитание ‘почти
половины ‘всей организации, что о явно

орет

Сбор подарков фронтовикам к 26-й годовщине
Красной Армии
НОВОСИБИРСК, 5 января. (ТАСС). В] шьют воротнички, кисеты, носовые плат”

городах и селах области развернулся сбор

подарков фронтовикам’ в. 26-й годовщине
Красной ‘Армии. На Фронт будут отправ-
лены пельмени, копченое мясо, битая TITH-

па, сливочное масло, рыба, махорка.

По инициативе комсомола девушки-кол-
хозницы вяжут Для бойцов шерстяные
носки и варежки, молодые работницы

==

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ШАХТЫ ВСТУПИЛИ В СТРОЙ.

СТАЛИНО, 5 января. (ТАСС). Замести-
тель наркома угольной промышленности
СССР. начальник комбината «Сталинуголь»

тов. Засядько подписал. приказ о при-
емке восстановленных › крупвых ‚ шахт.
Горняки «Сталинугля» ‘за 2—2,5 ме

сяна до срока закончили восстановитель-

{

Беглая зарисовка, караздашный набросок,
этюд или акварельный рисунок приобрета-
ют сейчас значение драгоцениой художе-
ственной документации эпохи, документа
ции, которой будут. пользоваться не одни
только искусствоведы и художники. Рабо-
ты художников ‘Ленинградского фронте
экспонированные в залах ЦДКА, представ
йяют собой как раз такую документацию,
хотя слово это не совсем точно и уже во
всяком случае далеко не полно выражает
их сушность, Если’это и документация, 5
Nomias crpacTu, BHIXpayedAad MpAMo HB Teh
ствительности и сохранившая Полностью:
жаркое горение этой действительности. at

Петербург — Петроград — Ленинград: :
печать исторической преемственности peer
да лежит на произведениях художников

пенинградцев.
Даже в небольших работах  Пакулина,

„В, Савинова, Ю,  `Непринцева, Н. р
А, Яр-Кравченко, А. Харшака и pI
Pd т выставки Ясно

тва других экспонентов
Ая этот ленинградский колорит,
це усиливающий интерес к выставке, О

Однако в этой статье мы не имеем BOS .
№ности дать оценку большому Числу эк”
‘понатов, хотя среди них имеется немало
очень хороших, талантливых работ ee ces
йенных выше художников, к которым. сл
дует присоединить такжеи работы Н. Пиль-
щикова, С. Вишнзевенкой, А. ЕН
В, Когучура, Н. Нуликова, автолитогра рии
(околова, интересные по мысли и по: о
олнению работы т. Кисселя и ряд ApyrEy:

Bee же наиболее примечательное из 9
‘онатов выставки т крас-
офлотна-художника НЯ, Тимкова,

Н, Tato пишет Ленинград, ‹ленинград-
ие улицы и Дворы, скверы и парки, без-
vo BIE дома, освещенные. косыми лучами
Холодного северного солнца, корка”
Незу, катящую свои волны сквозь велики
род...

Ha акварелях Н, Тимкова — военный ese
Нинград, Ленинград. обороняющи м
ватиска врага, отбивающий его бесчис

Е атаки,
_—1Ые и яростные 4

сути взять на себя

ванными на этой же выставке.

еее

асного Флота»)

a не под силу коммуниету Бриллиан-
Выход из затруднительного положе-
ния, бесспорно, самый легкий, но явно
ошибочный.  Многообразный процесс
идейной закалки и политического вос-
питания молодых коммунистов — пер-
воочередное   непосредственное дело бюро
и парторга. Форм и методов проведения
этои работы так, как требует партил, ра-
зумеется, более чем достаточно. Drope
может и должно привлекать для этого
большого дела активных коммунистов —
пропагандистов, агитаторов,  заслужен-
ных воинов, в том число, бесспорно, и
рекомендателей. Но свалить co своих
плеч воспитание. нового партийного по-
полнения, — какими бы благими наме-
рениями бюро ни руководствовалось, —
Pay Be имеет права.
& этом можно бы и закончить рас-
сказ о вредной затев парторга Савицко-
го, если бы данную ошибку не усугубили
услужливые лутаники из редакции газеты
соединения. Мало того, что редакция
широко разрекламировала подобную за-
тею, вместо того чтобы помочь парторга“
низации разобраться в ев ошибке, — она
пошла дальше. В передовой статье

(№ 121) редакция рекомендует «шире
практиковать» давно осужденные  пар-

тией <«самоотчеты молодых  коммуниз
стов». Нельзя путать требовательность
парторганизаций в молодым  коммуни-
стам, постоянную заинтересованность в
их росте и помощь им с какими-то «ca-
моотчетами». :

_ Явно медвежью услугу оказывает ре-
дакция этой газеты партийным орга-
низациям соединения. В еледующем
номере газеты. редакция снова преднаме-
ренно «ограждает» парторгов от  ответ-
ственности за воспитание молодых ком-
мунистов. «Почему затянулся кандидал-
ский стаж Трошковой?» — называется
корреспонденция, в которой громы и
молнии низвергаютея на кандидата B
члены партии. Обывательская характе-
ристика коммунистки 1. ремежается ©
безграмотной критикой. «Попроси ее по-
казать на карте Киев. Гомель, Черкас-

сы — она станет втупик. Карта зага-
дочное явление (?)для нее».

«Все ли «сделал партотг для Toro,
чтобы повысить уровень Трошковой?>—
спрашивает редакция. Перед тем, как
ответить: «Нет, далеко не все» — кор-
респондент предупредительно извиняет“

ся: <Переросток» доставляет \ немало
хлопот парторгу т. Игнатьеву». Но уже
абзацем ниже, видимо, испугавитиеь Lame
подобной критики, автор пишет: «Праз-
да, Игнатьев сделал было попытку по-
мочь Трошковой, поручив заниматься ©
ней по вопросам текущей политики ком-
мунисту т. Bepecry. Но это дело замерло
на мертвой точке: т. Верест был сильно
занят, Тролкова ничего против этого не
имела, Игнатьев ничего лучшего приду-
мать не смог».
``Вот и поди, разберись после такого
писания, что хочет сказать редакция.
Подобные выступления газеты не спо-
собетвуют улучшению воспитания моло-
дых коммунистов в парторганизациях
соединения; & вносят путаницу и нераз-

бериху.
т Капитан Е, КАМЕНЕЦКИЙ,
Краснознаменный Балтийский флот.

Lb Bat

KH,

На предприятиях, в колхозах и совхозах
проводятся лекции и беседы на темы:
«Товарищ Сталин — организатор великих
побед Красной Армии», «Всенародная но-
мощь фронту», устраиваются ‘встречи уча-
стников отечественной войны © рабочими,
колхозниками, школьниками, „

ные работы от горных выработок до над”
шахтных построек. Правительственные ко-
миссии по приемке шахт отмечают BECO:
кое качество’ восстановительных работ.
Досрочное восстановление 14 шахт
новогодний модарок Родине ет горняков
«Сталинугля». ЕН

ТАЛАНТЛИВЫЙ ХУЛОЖНИККРАСНОФЛОТЕЕ -

На выставке художников Ленинградского фронта. \`

Мы впервые ознакомились с творчеством
художника-краснофлотца т. Тимкова 4
должны отметить прежде всего наличие в
его работах поэтического элемента, всегда
отличающего истинного художника. Аква-
рели Н; Тимкова проникнуты чувством rays.
бокой привязанности, страстной любве К
великому русскому городу.

Вот пейзаж — Ленинград в дни блока-
ды. На первый взгляд весьма обыкновен-
ный городской пейзаж. Но во внешнем спо-
койствии этой улицы, в зеленой листве де
ревьев, в серо-стального цвета зданиях C
красными бордюрами крыш, таится что-то
новое, тревожное. Улица почти нь
но присутствие насторожившегося чело:
чувствуется непрестанно.

Н. Тимков мастерски умеет новин
настроение. Отличный, часто ан Г
рисунок является несомненным достои
ством почти всех его работ.

Несколько акварелей художника изобра-
жЖают дворы ленинградских домов. НЫ
бы, не слишком богатая о РО
ма недаром привлекла внимание  +. ° м
за. Типичный ленинградский дзор, мот
плитами дорожка, пересекающая PE
резко выступающий угол дома, наполови ву
освещенный тусклым зимним солнцем,
удивительно, но тишина этого о
уголка Ленинграда гармонирует о.
пыми зарисовками Н. Тимкова, ы Е
переносит нас из этого тихого Laser
старого ленинградского дбма в ея ке
Ленинграда, где под черным, as Г
ной и‘елью северным утесом стоит уве
поезд. Содрогаясь ‘от орудийных 34 ae,
этот закованный в сталь поезд, настоя

крепость на колесах, ведет огонь по неви-

димому врагу. Н. Тимков умело Bevis
дрожание холодного воздуха, \papux per

пушечной пальбой. И это тоже Ленинграц,
воинствующий и грозный.

Малой Неве
Превосходна акварель «На Be
B 1949 году», Samepuine Kpaunl, неподвиж

ers is SS ==

нового года работают строго по графику.

что составляет прелесть светлых ленин-

‚Н. Тимкова оригинальны в полном смысле

Действующий флот. Отражение‘ атаки
вражеского истребителя.

Фото 0. ЕМаманского:

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 5 января. (По телеграфу от наш.
корр.), Полным ходом идет ремонт ка-
теров в энском соединении. Бригады,
сформированные из личного состава, зна-
чительно перевыполняют план. Особенно
хорошо работает бригада, возглавляемая
старшим лейтенантом ‘Курочкивым. В
короткий ероБ она высококачественно
отремонтировала, несколько, моторов и
выполнила корпусные работы. На одном
из морских охотников под руководством
старшины 2-й ‘статьи Баранова изгото-
Вили’ новую рубку. -

` Ремонтная бригада разбита на пять
цехов: моторный, механический, корпус-
ной, электрооборудования, горячий, Во
тлаве цехов стоят старшины или красно-
флотцы, имеющие опыт ремонта. Меха-
ничеекий цех, которым руководит стар-
ший краснофлотец Наливко,  системати-
чески выполняет полторы-—лве нормы.
Краснофлотец Симонов на обработке од-
ной детали давал 800 проц, задания.

Успешно работает моторный цех, ру-
ководимый главным старшиной Ромали-
ным. Мотористы Тягунов и Рачков на уз-
ловой сборке в два раза перевыполняют
нормы.

Широко используется рационализация,
Электрик Федоров внес предложение, зна-

чительно ускоряющее ремонт: электрообо-
] работанных старым передовым офицерет-

рудования.
Бригады работают в тесном контакте

‚с судоремонтными мастерскими. Мастер-
ские успешно освоили сложные капиталь-

ные корпусные работы,

3 тысячи тонн стали
сверх плана

Сталевары первого мартеновекого цеха
завода «Серии и молот» < первых дней

’Благодаря такой хороло налаженной ра-

боте они перевыполнили годовую про-

грамму 1943 г. и выдали 3.000 тонн
стали сверх плана, сэкономив при этом
900 тонн мазута. ‘Больше seex — 162
тонны стали—в фонд Главного Командо-
вания выдал Овчинников, 90 тонн — Cy-
воров, 75 тонн — Раюкин, по 50 тонн—
Балакирев м Свешников.

Большинство плавок выпускается те-
перь досрочно. Сталевар Овчинников из
5 плавок, сваренных им в новом году, 4
выдал раньше срока, предусмотренного
трафиком. По скоростному методу варят
сталь Hessen, Баюхкин, Балакирев и
`Орнот.

(ТАСС).

ные сула у берега
войне. Е

Вообще, в лице краснофлотца Н. Тимко-
ва мы встречаем высокоодаренного пейза-
жиста В этом можно ‘убедиться хотя бы

на таких образах, как, например, «Осень на.

Васильевском острове» или «Летняя ночь в
Ленинграде». Сиреневые блики на холод-
ной поверхности Невы, облачное небо, раз-
литой мерцающий голубой свет — все то,

градских ночей, Н. Тимков дает чувство-
вать в своих акварелях. Некоторые работы

этого слова. МЛаконически, несколькими
штрихами он создает настроение празднич-
ности в небольшой картине «Ленинград в
январе 1943 года»,

На этой праздничной улице, скупо укра-
шенной красными флагами, очень мало лю-
дей, но ликующее настроение города, ра”
зорвавшего цепи, сковывавшие его, ощу-
шается очень ясно. Несколько красных
флагов, рлеющих на снежной пелене, оку-
тавшей город, чуть ускоренное движение—
и настроение, согревающее этот зимний го-
родской пейзаж, создано.

Конечно, не ‘все работы Н. Тимкова оди-
наково хороши, «Потопление фашистского
транспорта», Например, просто слабая вещь.
Задавшись целью создать динамическую
картину гибели вражеского корабля,
Н. Тимков осуществить эту задачу не су-
мел, Получилось нечто вроде застывшего
кинокадра. Повалившийся на бок корабль,
игрушечные фигурки; каким-то чудом удер-
живающиеся на совершенно отвесной глал-
кой поверхности палубы, падающие \p BO-
ду, — все это производиг впечатление Ka-
кой-то нарочитости, театральности, кстати,
вовсе несвойственной Н Тимкову. Однако
большинство работ Н. Тимкова талантли-
вы, своеобразны, отмечены  подкупающей
простотой и естественностью.

Н. Тимков находится в самом начале
своего творческого пути, во вачало это —

бецающее.
oe в. ГОРОДИНСКИЙ.

a

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Ta

‘Ha Him флотоводна прошлого ни

v

— все напоминает нам о.

‘циальные преобразования.

а рота Змеи ион ee

В последнее время вопрос о моральном
облике советского офицера стал частой
темой бесед в кают-компаниях и офицер-
ских клубах. Интерес, возбуждаемый этой
темой, вполне понятен. Мероприятия на-
шей партия и правительства, преследую-
щие цель дальнейшего укрепления Крас-
ной Армии и Флота (ликвидация инсти-
тута комиссаров и установление полного
единоначалия командира, введение новых
знаков различия — логонов, — уста-
новление офицерских званий, органи-
зация суворовских училищ)  показы-
вают, каков значение государетво при-
дает офицерству. То обстоятельство, что
эти серьезнейшие политические и органи-
зационные нововведения осуществлены в
самый разгар войны, свидетельствует -0
мощи наших вооруженных сил и зрелости
офицерских кадров. Но это оботоятель-
ство в то же время напоминает нам, со-
ветоким офицерам, о высоких требовани-
ях, которые пред’являютёл командным
кадрам Красной Армии и Красного Фло-
та.

Офицер должен быть энергичным и хо-
ри знать военное дело. Это бесспорно.
Но одного этого мало. Офицезу необходи-
мо еще обладать высокими‘ нраветвенны-
ми качествами. — только в этом случае
он в силах будет вести своих подчинен-
ных на боевые подвиги, с какой бы опас-
ностью последние ни были  сопражены.
Отечественная война против немецко-фа-
шистоких захватчиков дала много приме-
ров того, как краснофлотцы bes ‘малей-
их признаков колебания идут по слову
любимого и уважаемого офицера на ca-
мые рискованные операции, стремясь
ВЛОЖИТЬ в дело всю силу ума и воли, весь
опыт и знания, дабы не посрамить ©вое-
го имени и имени своего командира.

Слово офицера — составной. я бы ска-
зал, важнейший элемент того, что входит
в понятие офицерской чести. Именно то,
как сам офицер относится к своим сло-
вам, во многом определяет отношение Е
нему командира, товарищей, подчинен-
ных. Сомнителен престиж офицера. гото-
вого многое пообещать и мало сделать.
Я служу на флоте двадцать лет. Плавал
на разных морях, ветречал многих офи-
церов — в мирной обстановке и на вэйне,
на корабле и в быту, офицеров различно-
го характера и различных знаний, и всег-
ха видел, сколь значителен авторитет
командиров. которые дорожат своим сдо-
вом и стремятся к тому, чтобы ях елово
ценили и огружающие. И наоборот:
командир, легко раздающий обещания и
столь же легко от них отрекающийся или
вообще не считающий нужным сдержаль
данное слово, вызывает к себе несерьез-
ное отношение, чтобы не сказать резче.

Мы часто обращаем свой взоры к про-
шлому. Это вполне естественно, ибо мы,

‘советские офицеры, — законные наслед-

ники и преемники лучших традиций, вы-

вом. Какого бы замечательного полковод-
iT ВЗЯТЬ,
отличительной чертой его были правли-
вость, честность, чекренность. верность
влову. Солдаты Суворова всегда видели
перед собой образ великого полководца и
блестящей плеяды воспитанных им офи-
церов. Когда однажлы Суворов спросил
участника войны 1799 тода, кто внушил
ему верность своему слову, тот. не заду-
мываясь, ответил: «Русская азбука: С.Т.
(слово твердо) и словесное вашего сия-
тельства нам поучение». Адмирал Лаза-
рев, из школы которого вышли такие вы-
дающиеся военные моряки, как Нахимов
и Корнилов, внушал стоим подчиненным,
что с деятельностью офицера «связана не
только служебная, но и личная честь», и
требовал  безукоризненности, четкости,
верности во всем — большом и малом.
Прославившийся в начале XIX века тене-
paa Кульнев говаривал: «Солдат должен
быть . чист честью». Ho, прежде чем
требовать от солдата высокого сознания
воинской чести, офицер должен развить
это сознание в самом себе, У Кульнева
слово полкреплалоеь делом. Денис Давы-
дов в своих воспоминаниях писал, чт
«Кульнев был таким, каким мы представ-
ляем себе ‘россиян того времени, когла
все их сделки, все их обещания, все клят-
вы их скреплялись одним словом: «Да
будет мне стыдно», и соблюдалиеь не от
страха законов, а от страха упрекев соб-
ственной совести».

История русской армий и флота зале-
чатлела немало имен благородных вои-
нов-патриотов. Но в дореволюционной
России только передовая, действительно
лучшая часть офицерства способна быза
возвыситься над ограниченно кастовыми
представлениями о чеети мундира я си-
лой своего ума вырваться из плена от-
вратительных ‘предрассудков и вековых
привычек. Известно, что Нахимов необы-
чайно болезненно реагировал на барское,
полное чванства и высокомерия отноше-
ние офицеров старого флота к матрозам.
Он клеймил бесчестность я лицемерие, с
негодованием говорил о тех начальниках,
хоторые не любят и презирают подчилен-
ных, на службу смотрат, как на средство
удовлетворения своего честолюбия, & на
‘подчиненных — как на етупени дла 606-
ственного возвышения,

Из традиций старого морохего офицер-
ства мы берем самое лучшее и благород-
Hoe — то, что выработано его наиболее
передовыми и мыслящими  предетавите-
лями. И среди этих традиций на одно из

му слову. При этом мы должны помнить,
ч10 мы—офицеры новой армий. плоть от
плоти, кровь от крови великого народа,
свершившего всемирно-исторяческие с0-
Мы  служим
социалиетическому государству, на зна-
мени которого начертаны лозунги строи-
тельства наиболее справедливого челове-
ческого общества. Мы выдвинуты на ко-
мандные посты народом, который Hac
воспитал и которому мы обязаны высо-
ким и почетным положением офицера.
Мы сражаемся с жестоким и упорным
врагом за честь и независимость отчизны,
за свободу своего народа, который вверил
нам не только технику, но и людей. Стоит
только вдуматься во все это, чтобы по-
HATh, какое большое значение имеет сло-
во офицера и соль значителен смысл са-

мого понятия 0б офицерском слове, по

ее

Ник

ожиться, что именно т6бе можно

первых ‘мест ставим верность офицерско-.

ee

Герой Советского Союза
капитан 1-го ранга

И. КОЛЬШКИН `
>

которому часто можно безошибочно су-
дать о том или ином командире. к:

Товарищ Сталин, рисуя облик полити-
ческого деятеля ленинекого типа, в числе
важнейших его качеств назвал честность
и правдивость. Товарищ Сталин говорит:
«Слово большевика — серьёзное слов»:
Вея жизнь наших великих вождей и учи-
телей Лёнина и Сталина служит высоким
образцом честности, правдивости перед
народом,  глубочайшей верности ему.
Этими качествами должны быть проник-
HYTal Be советские воины, езажающиеся
за священное дело Ленина — Сталина. И
прежде всего, конечно, этими качествами
должен отличаться советский офицер,
своим словом и делом формирующий ха-
рактер и сознание краснофлотца. И не
только краенофлотца. Не забулем, что у
нас на флоте много молодых офицеров, и
офицерская молодежь, прабызающая Ha
корабли, стремитея взять себе в образец
в следовать примеру старших по званию,
годам, боевому опыту офицеров. Это на-
‘кладывает на последних 060бо повышен-
ную ответственность.

Молодые офицеры учател у нас все-
му—не только воевать, но и манерам. Я
имею в виду но только внешние мане-
ры, хотя не отрицаю значения аккурат-
ности,  подтянутости, = подогнанности
одежды, корректности в обращении, веж-
хивости, что обязательно ATA каждого

морского офицера и что легче веего до-

стижимо. Речь идет о внутреннем мире
офицера — его ‘воле, выдержке, ха-
рактере, дисциплинированности,  орга-

низованности, уважении в старшим на-
чальникам, товарищам и подчиненным,
способности критически оценивать свое
поведение, умении видеть свои отибки и
без ложного стыда исправлять их, упор-
стве в достижении цели, настойчивости в
выполнении боевого задания. Из всего
этого, собственно, и складывается чест-
ность и правдивость офицера перед .са-
MEM с060й, перед старшим начальником,
перед. народом, которому мы призваны
служить. : :

Если ты хозяин своего слова, коман-

дование ° никогда He усомнится, что
именно на’ тебя всегда можно  поло-
пору-
чить намболее серьезное и почетное за-
дание, требующее присутствия духа,
мужества, отваги, знания, Могут епро-
сить: ведь есть приказ, а приказ — не-
пререкаемый закон, при чем же здесь

‚слово офицера? Но разве не бывает так:

командир корабля получает приказание,
выходит в море и на заданной позиции
наталкивается на такие трудности, ко-,
торые в штабе, разрабалывавшем  опе-
рацию, не могли предположить. -— ведь
морская война сопряжена со многими
неожиланностями! Иной командир спа-
сует перед непредвиденными осложнени-
ями, и формально к нему, пожалуй, не
з& что будет придраться. Но советский
офицер, для которого воинокий долг
превьшие всего, офицер, верный присаге,
верный евоему слову, сочтет для себя
поетыдным и нечестным уклониться от
решения задачи, как бы ни возросли ве
сложность и опасность. И высшим его
судьей будет честная совесть. которая
не может мириться © половинчатостью,

формализмом,  уклонением от риска,
внешним соблюдением приказа; что
иной раз, в сущности, мало чем отаи-

чается от очковтирательства.
Очковтирательство — это преступле-
ние, что должно быть рептительно изг
нано и нетерпимо даже в так  называе-
мых мелочах. a
Считается обычным и обязательным,
что перед выходом в море командир за-
слушивает старшего помощиика, 6906-
щающего, что он принял даклады всех
командиров боевых частей о полной го-
товности к походу. Однажды пришлось
столкнуться с тахчм фактом. Старпом,
в общем хороший и исполнательный

офицер, понадеявшись на T0, 970 он
знает решительно вее, что делазтея па
корабле, в последнюю минуту доложил

командиру корабля: доклады  комалди-
Тов боевых частей приняты. На сазом
деле — то ли в спешке, то ли, солтя ато
излишней формальностью. — он заслу-
шал доклады не всех командиров, и уже
в походе обнаружилась чнедоделка, ко-
торая в бою могла бы причинить кораб-
лю известные неприятности. Командир,
понятно, не мог пройти мимо такого
недопустимого нарушения общеобязатель-
ного правила. Дело здееь не только в
том, что никому не дано права попирать
или легкомысленно: относиться к закэяу
жизни корабля. Помимо этого офицер,
поскользнувшиеь на пустяке. подорвал
Е 6666 доверие командира, которыб вы-
нужден уже с некоторой опаской отно-
ситься в его словам, дополнительно
проверять их.

Каждый офицер должен быть до пе-
дантизма точен, Именно это и созтаст
обстановку абсолютной уверенности друг
в друге, без чего невозможно успешно
воевать.

Стиль командира корабля — это
стиль всех его офицеров. Но чтобы до-
биться такого ровного стиля, командир
должен быть очень требовательным не
только к подчиненным, но я обязатель-
но к самому себе. Он должен быть до
шенетильности безупречен — в б0ю, в
повседневной службе, в быту. Да, obs-
зательно и в быту. Верность семье —
это тоже верность своему слову. Не мо-
жет быть у офицера двух жизней: на
корабле-ле одно, а на берегу — лру-
roe; Ha берегу он ведет частную жизнь,
до которой якобы никому дела нет,
Офицер советского флота обязан быть
вевгда и во всем морально чистоплот-
пым и вылержанным, помнить 9 HDAaB-
ственных устоях, вырабатываемых  на-
шим советским обществом, Без этого ни
о каком авторитете офицеру и помьыи-
лять нельзя, ибо жизнь его не огражде-
на стальными перегородками от друзей,
знакомых, краснофлотцев.

‚воспримут правильно. Это приводит

EPA

Мне кажется, что мы в TOM случае
легче` всего и полнее всего добьемея т0-_
го, что слово офицера будет веско и
HURTO HO сможет его запятнать, если B
нашей офицерской среде будет фазвер-
нута настоящая большевистекая само-
крятика. Приказ старшего начальника
оставтея приказом, он He подлежит
обсуждению. Требовательность в подчи-
ненным должна быть строгой и неослаб-
ной. Но одного этого недостаточно.
Нужна еще и атмосфера товаришеской
самокритики. Не тот твой друг, кто за-
малчивает твой недостатки, 13 «жало-
сти» проходит мимо допущенных тобой
ошибок, покрывает тебя и тем самым
проявляет равнодушие к твоей репута-
ции. Другом своим считай Toro, RTO
принципиален, имеет мужество указать
тебе на промах, ошибку, незтичный
проступок. Семейственность He чмеет
ничего общего с настоящей  пружбой,
семейственность  енижает — 6б08610600-
‘ность коллектива и противоречит духу
боевого офицерского товарищества, ах
его должен понимать офицер, воспитан”.
ный на идеях большевизма.

Только в атмосфере боевой дружбы,
покоящейся на принципиальной  оено-
ве, честь офчцера, слово офацера оста-
ютея незапятнанными, они ревниво 0бе-
регаютея всем офицерским коллективом.
Я знаю корабли, на которых цатит ат-
мосфера такой дружбы. Она  благотвор-
ным образом влияет на офяцеров, тол-
вает их на распитрение потхтического и
культурного кругозора, вынуждает 60-
лееф отсталых учиться. читать, подтя-
гиватьел, вызывает потребность в само-
воспитании.

Атмосфера пранципиальной дружбы
неминуемо перейдет в матросские куб-
рики. Наши краснофлотцы — золотой

народ. Они замечательные патриоты, ли-

хи моряки, культурные люди, любят

книгу, театр, газету, внимательно елс-

AAT 3a политическими событиями. Врас-

нофлотец отлично видит офицера и раз-

бирается в его качествах. Это должно

напоминать нам о долге служить  при-

мером для краснофлотца. Можно назер-

няка сказать, что если офицер всегда

верен своему слову, то его краснофлот-

цы и старшины тоже таковы. и уж эни

никогла не подведут своего начальника. -
постараются сделать все возможное. и

даже невозможное, чтобы выполнять ~
указания командира.

Во время похода подводной лодки,
которой командует гвардии капитан
3-0 ранга Каутский, старшина группы
мотористов гвардии мичман Михеев с0-
общил командиру, что при увеличении
оборб:ов резко повышается  темпера-
тура подшипников, и лодка может итти
только средним ходом — нельзя даже
давать полного хода, не говоря уже 0
вамом полном. На рассвете командир
лодки и штурман неожиданно увидели
на водной поверхности два быстро
приближающихся в кораблю следа тор-.
пед. «Право на борт!» — ит. Каутский
перевел телеграф на «вамый полный»
Лодка круто развернулась, торпеды про-
шли всего в нескольких метрах от но-
ез и кормы. Рассказывая об этом эпизо-
ле, Каутекий прибавляет; «Что было
бы, если старишна группы  мотористов
Михеев усумнилея @ы в правильности
моего приказания, переспросил бы ‘меня
и хоть немного помедлил бы с петево-
дом на «еамый полный»?». Когда Каут-
ский спустился в лодку, Михеев сказал

вму: «Ну, товарищ командир, раз, ду-
маю, самый полный, значит не зря.
Хоть линия вала пополам — все равно
дам».

В этом случае в полной мере прояви-
лась абсолютная вера мичмана в слово
начальника, которое накогла зря не
произносится.

Из многолетнего опыта знаю, что зна-
чит служить примером для  подчинен-.
вых. Это требует’ постоянного  самокон-
троля и постоянной воспитательной ра-
боты среди офицеров и команды, рабо-
ты, не гнушающейся мелочами, Тогда
командир добьетел такого положения,
при котором его слово поошрения будет
тлубоко радовать подчиненных, & слово
порицания вызовет сильное  огорчение.
Одному из наших командиров как-то
пришлось отлучиться с корабля на не-
сколько дней. Вернувшись на корабль, он
зашел в кубрик и глазам своим не пове-
рил: грязно, непорядок. Командир созвал
команду и сказал: прежде всего грязь
должна быть постыдна для каждого со-
ветского моряка, она свидетельствует 0
бескультурье. Затем вы грубейним 00-
разом нарушили устав — что это за бес-
порядок? Наконец, вы знали о дне моего
возвращения и довели кубрик до такого
состояния, значит, выказали неуважение
RO MHC. у

После этого он вышел. Через некото-
рое время в каюту командира постуча-
лись. Вошел дежурный старшяна. При-
стыженный, он заявил, что виноват в
непорядке, готов снести любов  наказа-
ние, но просит верить. что больше ниче-
го подобного матросы He допустят,
пусть командир знает, «Ну, смотрите же,
вы дали слово. Можете итти», — отве-
THX командир старшине. На следующий
день он наложил на старшину взыска-
ние. Вообще этот командир (и некото-
рые другие) сразу не накладывает взы-
скания, ибо никогда нельзя быть уве-
ренным в справедливости решения, вы-
песенного иногда сгоряча, тут же после
установления проступка. А взыскание—

это тоже относится к разряду