о

“

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Корректировка артиллерийского
огня в набеговых операциях

В набеговых операциях наши корабли
решали разнообразные задачи: обстрели-
вали гавани, портовые сооружения, плав-
оредотва и аэродромы противника, вели
борьбу с береговыми батареями, напада-
ли на конвои ит. д. Сложность завлю-
чается в разнообразии участвующих сил
в средетв, а также в характере выпюлне-
ния задач. Это вызывает необходимость
особенно тщательно обеспечивать стрель-

]

бы кораблей.

_ Стрелять приходится чаще веего по
невидимым целям и к тому же в темное

‚ время суток, веледствие чего управляю-

щий огнем лишен возможности  наблю-
своих снаря-

даль результаты разрывов
дов. Естественно, что успех в большой
мере зависит от корректировки. Правда, в
набеговых операциях огонь, как правило,
ведется по заранее назначенным об’ек-
там, что значительно облегчает выполне-
ние задачи. При этом особенно важна
предварительная подготовка. Заключает-
ся она в разведке намеченных целей,

штурманских и артиллерийских расчетах

и согласовании способов корректировки.

Так как стрелять приходится по неви-
димым береговых целям, то решающее
значение имеет точность выхода корабля
на исходную позицию, иначе говоря, без-

укоризненные расчеты штурмана и его

хренкая связь с артиллеристом. Совмест-

ная работа этих двух офицеров, когда  `

артиллерист участвует в решении задачи
и лично убеждается в точности расчетов,
дает наилучшие результаты. Если и до-
пущена опибка, то, зная её величину,
управляющий огнем сможет сделать  по-
правку и тем самым устранить се послед-
ствия. Однако, как бы искусно штурман
ни расечитал выход в точку стрельбы, а
артилдерист—данные первого залпа, об-
етрел может и не дать желаемых резуль-
татов, если не будет хорошо врганизова-
н? корректировка.

В набеговых операциях против берега
чаще всего используется авиация. Ре-
зультаты почти целиком зависят от лет-
чика-наблюдателя. Предварительные уче-
ния и тренировки, сработанность между
артиллеристом и летчиком, полное пони-
мание — непременные условия успеха.
Экипаж самолета-корректировщика  дол-
жен ознакомиться с данными аэрофото-
разведьи, предшествующей удару m0 00’-
ехтам противника. Фотосхема района и
панесенные ‘на нее ориентиры, которые
можно использовать ночью, значительно
облегчат работу корректировщика. Еще
лучше, если самолет предварительно вы-
летит на разведку. ae

Основные требования к летчикам и
наблюдателям во время корректировки: в
любых условиях быстро и точно убазы-
зать управляющему отнем отклонения
разрывов от пелей, не путать разрывы
своих снарядов с вспышками батарей
противника. В темную ночь следует вы-
делять специальные самолеты-осветители,

_Корректировать стрельбу ночью можно
двумя слособами. Первый способ: самолет
находится в районё цели и несколько в
стороне от нее. При этом он летает по
восьмерке, вне зоны вражеского зенитно-
го огня, во на таком удалении, чтобы
хорошо видеть разрывы своих снарядов.
Второй — корректировка с полудистан-
ции: самолет находится между стреляю-
щим кораблем и целью. В этом случае
высота полета назначается в зависимости
от дистанции стрельбы — выше или ни-
же траектории.

В темноте летчики производят коррек-
тировку обычно по странам света с по-
мощью азтокорректора. Величина откло-
‘нения разрывов определяется на-глаз, и
данные передаются на корабль в гек-
тометрах или в метрах. Опыт показывает,
что для отысканил цели в темную ночь
необходимо использовать осветительные
бомбы, сбрасывая их своевременно и
точно. При стрельбах по невидимым 66-
реговым целям, какой бы пособ коррек-
тировки ни применялся, надо быстро от-
хорректировать первые залпы корабля и
добиться накрытия.

За время войны самолетам-разведчи-
хам часто приходилось корректировать

Pp Pee ee ee

отонь кораблей. Успех был тем значи-
тельней, чем лучше окипаж самолета
умел определять величины  корректиров-
ки, чем лучше понимали друг друга лет-
чик и артиллерист. И наоборот, там, где
ве основные вопросы предварительно не
отрабатывались, эффективность была
невелика.

В качестве положительного. примера
можно указать на некоторые операции
против вражеских военно-морских баз,
проведенные кораблями и авиацией Чер-
номорекого флота. Кроме других причин,
успех об’яеняется тщательной подготов-
кой. — Самолеты сперва днем и
‚ночью отрабатывали радиосвязь с кораб-
лями, 8 затем практически корректиро-
вали стрельбу в лунные и темные ночи.
Укажем и на другой пример. Эеминцы
«Сообразительный» и «Бойкий» стреляли
по ненабаюдаемым целям и потопили во
вражееком порту несколько судов, взор-!.
вали два военных склада. . Е -

Известны и иные случаи, 0бетрел
неприятельского порта миноносцем и сто-
рожевым кораблем корревтировалея ca-
молетом. И потому, что действия артил-
лериста и летчика заранее согласованы
не были, во время стрельбы на кораблях
не могли разобраться в донесениях кор-
ректировщика. От помощи самолета при-
шлось отказаться, :

В шабеговых операциях иногда коррек-
тируют огонь путем пристрелки видимых
реперов. № этому способу прибегают в
тех случаях, когда нельзя использовать
авиацию, а также, когда необходимо на-
нести удар внезатно. Пользуясь данными
пристрелёи решера, переносят огонь сра-
By Ha цель. Такой вид стрельбы требует

ene

i

Состояние самолето-моторного парка
на действующих аэродромах во многом
зависит от организации полевого ре-
монта.

Во время Фовв за один из портов
самолет с поврежденным мотором со-
вершил вынужденную посадку в пяти-
стах метрах от линии фронта. Немц
держали самолет нод огнем,

eMOHTHOM группе под руководством
инженвр-капитана Пащкова было пору-

чено восстановить самолет. Работать
от управляющего огнем большого искус-  пришлось только ночью. Сначала его
ства и помощи штурмана. Малейшая  оттащили вы кусты. Затем, действуя

наощупь, сменили „мотор, исправили
хвостовое оперение. Каждый раз. нод-
ползая ночью, ремонтники находили но-
вые пробоины и терпеливо заделывали
их. Когда вее было готово,  потребова-
10сь опробовать мотор. Но немцы могля
усльшпать шум и открыть огонь. Тогда
вызвали группу самолетов. Они летали
над этим местом, & тем временем мотор
быд опробован. На расевете боевая ма-
шина Н% глазах у противника поднялась
й благополучно долетела до своего аэро-
дрома.

Этот пример характерен Bo Beex от-
номениях. Он говорит и 06 исключи-
тельном мужестве ремонтников и об их
мастерстве. Ведь для того, чтобы в тем-
ноте наощупь сменить мотор и выпол:
нить много других работ, необходимо
большое умение! —

ошибка в определении места корабля мо-
жет испортить сахую тщательную при-
стрелку, переное огня будет неточным, &
значит, и результат стрельбы — плохим.

Кораблям часто приходится вести
борьбу с береговыми батареями против-
ника. Одно из условий успеха — внезап-
ность огневых налетов. Она обеспечивает-
ся либо достаточно точной подготовкой,
либо заблаговременной пристрелкой из-
земных и воздушных ренеров с последую-
щей корректировкой огня на поражение.

И в этом случае результаты улучтают-
ся, если корректяровку ведет самолет, a
контролирует стрельбу наземный НП.
Следует иметь в виду, что всякая, затяж-
ка пристрелки нарушает элемент внезал-
ности и позволяет противнику укрыть ма-

>. и.
Севервый флот. Командир соединения миноносцев орденоновец
ранга П Колчин осуществил ряд успешных
На снимке: капитан 1-го ранга Колчин в боевом походе,

ae

капитан 1-го
операций по проводке караванов.
° Фото Б. Маневиза.

‚Ремонт самолетов в полевых условиях

новление передних кабин фюзеляжа,
уже не является сложной,

Хорошую инициативу проявил  тех-
ник-лейтенант Шатков. Он создает аль-
бом типовых методов исправления _ де-
талей и узлов самолета,

Для быетрого выполнения  рёмонта
важно создать резерв запасных частей,
наиболее часто выходящих из строя:
рулей высоты, певорота и т, д. Приве-
дем пример,

Самолет возвратился ¢ пробитым ту:
лем поворота. На ремонт требовались
сутки. Но в полевых авторемолтных-
мастерских находилея точно такой же
заблаговременно отремонтированный
руль с аварийного самолета. На замену
затратили один чае, а снятый руль ис-
правили и держали в резерве,

В заключение несколько слов о куль-

туре ремонта в полевых условиях. Мож-
но восстановить самолет быстро, он
вновь будет летать, но некоторые его

качества будут уже иные. Культура ре-
монт& заключаетея в том, чтобы сохра-
нить требуемую прочность детали и а9-
родинамику. До сих пор, к сожалению,

этому уделялось мало внамания. Дея-
тельность  ремонтнихов можно будет
тогда признать отличной, когда они

каждую заплату на пробоину будут ста-
вить заподлицо с основной обшивкой,
когда не будет щелей при заделке про-

-ворабельными выносными.

Е ЕВ

териальную часть или сменить позицию.

Артиллерийский огонь в набеговых опе-
рациях также может aoe
Il nam бере-
говыми постами. Они непрерывно наблю-
дают з& местностью, своевременно обна-
руживают скопление живой силы и тех-
ниви противника, быстро вызывают огонь
и умело его корректируют.

_ Поэтому крайне важно организовать
четкое взаимодействие корабельной ар-
тиллерии не только с воздушными кор-
ректировщиками, но и береговыми НИ,
которые, по существу, являются глазами
артиллериста.

Е оправдазшим себя способам коррек-
тировки относится и использование зву-
ROBO разведки. Это один из самых точ-
ных методов, & при отсутетвии самолета
и в некоторых других случаях — един-
ственно возможное  средотво. Сущность
‘его состоит в том, что во время пристрел-
Би определяют координаты разрывов сна-
рядов и передают на корабль. Управляю-
щий огнем вводит по этим данным по-
правку на прицел и целик. Таким обра-
30M, пристрелка доводится до накрытил,
м затем начинается стрельба на пораже-
Hue,

Управление огнем, организация наблю-
дения и способы корректировки имеют
первостепенное значение. В этой области
и надлежит настойчиво работать артилле-
ристам, широко используя боевой опыт.

Капитан 3-го ранга Н, ГОТМАНОВ.

Е ЕЕ ОЕ

из аппарата,
сигнального конца. Натренированные крас-

Вот и другой факт. На Черноморском
флоте есть самолет, который собран из
трех машин, He лодлежавших  восета-
новлению. У одной взяли центроплан, у
другой — фюзеляж и хвостовое опере-
Hue, у третьей — переднюю кабину,
Машина получилась не хуже новой,

Война научила людей работать по-

боевому. Такал операция, как восста-

боин путем наложения ит. д.

Полевой ремонт очень эффективен.
С его помощью можно добиться полного
сохранения материальной части в

a -

строю. %
Гвардий старший техник-лейтенант
А. ДОРОНИН.

‚ Черноморский флот. ®

ЛЕГНИЕ В

В период войны для погружезия под
воду используется различная техника,

Самым выгодным и эффективным спосо-
бом нужно считать погружение в легко-
водолазных аппаратах. Обычно ‘на кораб-
лях применяется хларяжение, состоящее
гидрокомбинезона, груза и

нофлотцы с помошью этой Чехники могут
без ущерба для здоровья в течение про-
должительзото времени выполнять слож-

вые работы на определенной глубине.

Между тем, на кораблях, главным - об-
разом малого тоннажа, недооценивают: это
дело. Нередко нё катерах аппараты быва-
ют не заряжены, легкие водолазы слабо
натрезарованы. Такое положение, напри-

мер, в соединениях, которыми командуют

капитан 1-го равга Филиппов в. капитан-
лейтенант Попков.

Отмечены случаи спуска в обыкновеч-
ных противогазовых шлемах с гофрирован-
ной удлиненной трубкой В таких случаях
при нагнетании воздуха сверху дыхание
значительно облегчается. Обыкновенно
для этого пользуются простым мехом.
Глубина погружения и время пребывания в

ВЕТКЕ

Особенности воздушной пазведни зиитой

Воздушная разведка в условиях зим-
‘него времени имеет свои особенноети. К
ним относятся наличие снежного по-
хрова,. неустойчивая и часто меняющая-
ся погода, короткий день и низкое по-
ложение солнца над горизонщм.  Прн-
брежная полоса моря и заливов в боль-
шей части покрывается льдом; видимость
ориентиров, расположенных на берегу и
хорошо заметных летом, резко  ухуд-
шается. Реки, озера, болота, часть грун-
товых и шоссейных дорог заносятся
снегом и становятся плохо различимыми
с воздуха. Появляются новые дороги,
которых нет на карте. Очертания поло-
гой береговой черты изменяютея велед-
ствие наличия ледовой кромки.

Bes это значительно усложняет юри-
ентировку.

Летом, хорошо зная район разведки по
карте, летчик концентрирует внимание
не столько на том, чтобы привести са-
молет в район предполагаемой цели,
сколько на обнаружение ее. Множество
характерных ориентиров на местности
помогает разведчику итти точно по за-
данному курсу. Совершенню другое дело
зимой. Сейчас экипаж уже не находит
множества запомнившихся по летним
полётам приметных мест, и это застав-
ляет пользоваться только надёжными и
основными характерными ориентирами.

В зимнее время обюбенно большое
значение приобретают знание и завреп-
ление за, экипажами определенного раи-
она разведки. При подготовке к полету
следует обращать внимание 5& все мель-
‘чайшие подробности ориентировки, так
‚ как часто приходится восстанавливать
детальную ориентировку по очень мало-
му участку местности, ограниченному
плохой видимостью или облачноетью.

Метеорологические условия северного
театра намного осложняют ведение раз-
ведки и резко отличаются от условий по-
летов на `` других театрах, Побережье
Баренцова моря чаще бывает закрыто
низыой облачностью и туманами.  Они
простираются и в низменные места, при-
чем характерны зимой при антициклонах
й в штилевые дни. Чрезвычайно часты
щтормы, которые или воёсе исключают
возможность полета или во многом ус-
ложняют ведение разведки и самую Tex-
нику пилотирования.

В поисках нужных об’октов на’ суше
и особенно кораблей в море экипажу раз-
ведчика приходится охватывать значитель-
ные пространства, удаляться от первона-
чального курса то в одну, то в другую
сторону. Если эта площадь`не изучена по
карте, то на обратном пути (особенно при
ухудшении погоды), а также когла надо
выйти чз зоны зенитного огня или уйти
от преследования истребителей против-
ника, легко потерять ориентировку,

Видимость об’ектов разведки зимой
также отличается от летних условий. Ha-
пример, лесные массивы  просматрива-
ются лучше, чем летом; действующие же-
лезные, игоссейные и проселочные дорэги
вырисовываются очень р63ко и видны е
больших высот. Наблюдая за ними между
снегопадами, можно по наезженности су-
дить 06 интенсивности перевозок против-
НИКа.

Аэродромы хорошо заметны по укатан-
ным или расчищенным взлётным полосам,
масляным пятнам и наезженным: дорогам
вокруг лётного поля, Самолеты, оврашен-
ные зимой в белый цвет, заметить © воз-
духа трудно, однако в солнечный день
ОНИ хорошо различимы г высот До

мы прикрываются мощной системой зе-
нитного огня и потребительной авиацией,
которые не позволяют производить на-
блюдение с малых высот, Поэтому одним
из распространенных методов разводки
аэродромов служит подход & ob eRTY Ha
большой высоте (6000—7000 м) и мах-
симальной скорости, Это позволяет до-
биться внезапности и использовать вре-
мя, потребное истребителям противника,
дежурящим на аэродромах, на взлет и
набор высоты,

При выполнении разведки на больших
высотах необходимо учитывать еще одно
обетоятельство, Летящий самолет легёо
обнаруживается по белому следу инвер-
сии, образуемому отработанными газами

моторов. Поэтому летчик должен заранее.

подобрать такую высоту, на которой об-
разование инверсии не происходит. При
подходе к об’екту рекомендуется кроме
того убирать газ или подбирать такие
обороты моторов, при которых инверсия
не возникает. .
Разведка кораблей в море зимой, oco-
бенно при плохих метеорологических
условиях, значительно ° усложняется.
Можно пройти почти над кораблями и
не заметить их или неточно определить
элементы движения, Особенно это от-
босится к разведке транспортов, Недавно
на Северном флоте произошел случай,
когда разведчик определил элементы дви-
жения конвоя с ошибкой ua 180°. B pe-
зультате ‘вылетевшие для нанесения уда-
ра самолеты вынуждены были разрядить-
ся по случайной цеди, При неустойчивой
погоде и коротком дне очень важно со-
блюдать непрерывность разведки, Ona
достигается частотой вылетов в разное
время суток и комбинацией ередств раз-

5000 м. Как правило, немецкие аэродро   ведки в соответствий с задачами, обега-

А Я

воде могут быть увеличены, я вред для
здоровья значительно уменынится.

Такой способ погружения мало изучен.
Его можно рекомендовать только в иск
лючительных случаях и Ga небольшой
глубине.

В боевой обстановке на кораблях мало-
го тоннажа работы выполняли ныряльщи:
кв без всяких приспособлений Хорошо
ватренированяый краснофлотец может на-
ходиться под водой 1—2 минуты, а профес-
сионалы —до 3—4 минут,

Перед спуском рекомендуется в продол-
жение нескольких минут делать глубокое
дыхание. Это способствует улалению из
организма углекислоты и обогащению
крови кислородом и дает возможность
дольше нырять.

Почти все эти способы применялись
на кораблях Черзоморского флота. Их
можно рекомендовать при выходе из строя
легководолазных аппаратов. Но применять
эти способы следует организованно, соб-
людая правила водолёзвой службы.

Подполковник В; МАКСИМЕНКО,
Черноморский флёт.

BRE AS AE” ES SA OS SEA

7 aupapa 1944 r., № 6 (1573)

Внутрикотловая обработка
питательной воды

Внутрикотловая обработка питательной
воды не получила еще широкого эаспро-
странения. Этому метает ряд причин.
Главная из них — скептическое отноше-
ние некоторых корабельных и флагман-
ских инженер-механиков.

Они высказывают опасения, что введе-
ние ‘разайчных противонакииных средств
может привести к вокипанию воды или
раз’еданию котельной арматуры и самого
котла. Выражаются сомнения в возможно-
сти правильно дозировать ‘антидепон. Од-
нако опыт его применения подтверждает
несостоятельность этих рассуждений.

Применение ‘антидепона при правиль-
ной дозировке не приводит в paccrpoucrBy
работы котлов. Не наблюдалось и случаев
раз’едания арматуры и стенок. Надеж-
ным ориентиром служит натронное чис-
29 — показатель шелочности воды. Под-
держание натренного числа в пределах
100—300 вполне обеспечивает нормаль-
ную работу котла и предохраняет от 00-
разования накипи. . :

`Другая причина— неправильная орга-
низация снабжения. Шхиперекие отделы
распределяют антидепон не всегда в с0-
ответствии с нуждами кораблей, по пря-
мому назначению, а для побочных целей,
вроде драйки верхней палубы и стирки
белья (АБФ). В vo me время по-
требности корабельных установок не
покрываются. Шхиперские отделы не
знают действительных ‘потребностей
кораблей. Начальник станции  го-
рячей промывки паровых котлов на Крас-
нознаменном Балтийском флоте нередко
сталкивалея 6 подобной практикой в
шхиперском отделе ЁБФ. Было бы весьма
полезно поэтому, чтобы требования. в
‘обязательном порядке визировались экс-
плоатационными отделениями техниче-
вких отделов.

Серьезное внимание следует уделить
производотву -антидепона на местном
сырье при каждом флоте или флотилии.

Наконец, во многом мешало делу отсут-
ствие индикаторов для контроля за до-
зировкой, .

Все эти причины можном нужно устра-
нить, Внутрикотловая обработка лита-
тельной воды должна получить вееобщее
признание инженер-механиков.

Какие выгоды извлечем мы из этого?

Известно, что по четечении определен-
ного, установленного практикой числа ча-
сов работы котлы чистят, а перед этим
производят щелочение. Процеее занимает
в ереднем 6 суток. И все-таки в труднодо-
ступных для механической чистки местах
накипь остается. Отсюда перегрев ме-
талла и нередко авария. Нахипь на Ha-

гревательных поверхностях снижает па-

ропроизводительность котлов и приводит
к излишнему расходу тонлива. .

На тральшике Н. в огнетрубном котле

поелэ 648 часов непрерывной работы при

питании конденсатом с добавкой заборт-
ной воды на дымогарных трубках обра-
зовалел слой твердой, трудноотделяемой
от металла накипи толщаной до 1 мм. Ha
жаровых трубах и огневых коробках слой
достигал 2—3 мм и в пространстве меж-
ду огневыми коробками и днищем— 8 мм.

На посыльном судне «М» огнетрубный
котел после 3.192 часов работы при ни-
тании конденсатом с добавкой забортной
воды имел слой накипи на  дымогарных
трубках 2—3 мм, на жаровых трубах
и огневых коробках — 12—15 ми.

Такие примеры не единичны. Они ил-
люетрируют степень загразненноети Ha-
гревательной поверхности при продолжи-
тельной работе без антинакапинов.

Совершенно противоположные резуль-
таты дает’ эксплоатация котлов с приме-
нением антидепона. В этом случае соли,
содержащиеся в питательной воде и об-
разующие накипь, выделяяеь при® испа-
рении воды, не выпадают на нагреватель-
ных поверхностях в виде твердого осадка
(накипи). Часть их остается во взвешен-
ном состоянии в воде, а часть осаждает-
ся в нижней части котла в виде шлама,
Конечно, с течением времени количество
частиц, находящихся во взвешенном со-
стоянии, и шлама увеличивается. Но

повхой и метеоусловиями. Этэ даст воз-  автотранспорта, обозов, танков, а также

Можность во-время ВЫЯВИТЬ
кораблей противника, сообщить об этом
#8 свой арродром и навести нь цель
своих бомбардировщиков или торпедо-
носцев,

При разведке кораблей противника в
море экипажи самолетов должны как ни-
когда соблюдать основные правила раз-
зедки: скрытность, точность и быстроту
передачи обнаруженных результатов.
Перед вылетом экипажи знакомятся 6
последними снимками соответствующего

района, силузтами кораблей и их такти»  ту производится в

в0-техническими данными,

Как показал опыт, высота полёта по
маршруту подбирается в зависимости от
погоды. Если погода ясная и видимость
хорошая, то полет целесообразнее произ
водить на высоте 3000—3500 м. При
облачности 10 баллов ‚и видимости до 3
миль полет производится на малой высо-
те, вплоть до бреющего,

На северном театре установлено, что
обычно немецкие транспорты совершают
переходы вблизи берегов, используя шхб-
ры. В этом случае разведчику выгоднее
летать мористее, пря условии, что все фи-
орды и береговая черта просматриваются
эвипажем до мельчайших подробностей.

Подход к обнаруженным кораблям и
транспортам противника производится ©
использованием метеорологических усло-
вий, чтобы избежать поражений от огня
зенитной артиллерии.

При разведке наземных войск нужно
учитывать, что концентрация всех под-
ВИЖнЫх об’ектов противника зимой про-
исходит
Использование лесов для скопления жи.

вой силы и техники почти но имеет места,   может с успехом выподнятьс
Tak как они хорошо просматриваются е  ными истребителями. Наши

воздуха. Разведка © малых высот значи-
тельно

зокруг населенных пунктов.   вой

облегчаетел тем, что следы or

движение   тропинки на фоне снега выделаются очень

отчетливо.
Использованив метеорологических ус-

ловий и в частностя облачности в боль-
шой степени способствует скрытности и
ухаду от i, ig fal истребителей
противника. Опыт лучших разведчиков
морской авиации учит, что при наблюдо-
нии и фотографировании об’зктов вовн-
но-морских баз, аэродромов и других ста-
ционарных целей нужно максимально
использовать облачность. Подход к об’ек-
облаках, затем по
р времени разведчик снижается,

отографирует и снова ‘уходит в облач.
НОСТЬ. }

Недостаточно опытные экипажя раз-
ведчиков нередко допускают серьезную
ошибку. Выйдя из облачности, они сле-
дуют непосредственно пох нижней ec
кромкой. Это облегчает пристрелку вра-
жеской зенитной ‘артиллерии. Рекомен.
дуется держать расстояние между ниж.
ней кромкой облаков и самолетом 200—
300 м. Тогда летчик в любой момент смо-
жет сразу скрыться от преследования ис-
требителей. Но при этом может возник.
нуть другая ошибка. Уходя в облака, не-
опытные летчики продолжают следовать
прежним курсоу. Зенитчики противника
в надежде на эту оплошность ведут огонь
именно по линии курса, установив даль-
ность разрывов по высоте облаков. Ана-
логичное обстоятельство возникает и при
преследовании истребителями. Поэтому
изменять курс и высоту экипаж обязан
сразу же, как только самодет окажется
вне видимости врага.

В районах, насыщенных истоебитель-

авиацией и зенитной артиллерией
противника, разведка, как показал опыт,
я и одномест-

т летчики на.
всех флотах приобрели в этом отнощении

тромадный опыт, свъевременно достав:

Ee Se ЕЕ РИН SSS RR SIs ee

для удаления их ‘требуется рез:
лярно, 2—3 раза в сутки, делать верхнее
и нижнее продувание, He прерывая рабо-
ты котла. Верхнее продувание про
изводить довольно легко. to ita
сается нижнего, то его 063 обобых
приспособлений при полном  рабочех
давлении пара производить опасно. Пра-
вила обслуживания рекомендуют делать
вижнее продувание при давлении пара нь
более 6 кт/см?. Это потребовало бы каж-
дый раз выводить котел. Во избежание
этого. на трубопроводе между клапаном
продувания и трубопроводом продувания
‚устанавливают  дроссельную шайбу с
диаметром центрального отверстия около
половины внутреннего диаметра  трубо-
провода нижнего продувания. Приуене-
ние такой шайбы, как показал опыт, поз-
воляет безопасно вести нижнее пролува-
ние при полном рабочем давлении пра

и не выключая котла,

Можно привести много примеров по-
ложительной экоплоатации котлов с при:
менением антидепона при правильной его
дозировке. —

„На одном из кораблей вспомогательного
флота огнетрубный котел, непрерывно ра-
ботавший в течение 1.488 часов ‘при №.
тании конденсатом © добавкой заборт-
ной воды, имел на дымогарных трубках,
жаровых трубах и огневых Боробвах
лить тонкий слой пыли, Накипи в вид
‘слоев или пленок обнаружено не было, 3
процеесе эвксплоатации этого котла. рег-
лярно вводилея антидепон. ° Натронное
число поддерживалось в пределах 190—
`160, а продувание производилось систе.
матически, три раза в’ сутки.

На другом корабле после непрерывной
работы котла на протяжении 5.680 часов
также образовался только слой пыли. На:
хипи в виде твердых слоев или пленок не
было. При эксплоатации регулярно вБо-
дилсл антидепон. Натронное число пол-
держивалось в пределах 100—150, 4
продувание производилось 2—3 раза в

сутки.

И, наконец, третий пример. На Roped:
ле «М» на дымогарных трубках был лишь
слой пыли. На жаровых трубах и огне-
вых коробках имелея слой мягкой, легко
этделавшейся от Металла наити толщи-
ной 0,3—0,5 мм’ При эксплоатации кот
ла регулярно вводился антиденон. Нат-
ронное число поддерживалось в пределах
150—200, а продувание” производилоеь
систематически, 2—3 раза в сути.

Эти примеры позволяют сделать вах-
ные с точки зрения эксплоатации выволы,

Применение антиделона устраняет во
обходимость щелочения ‘и механичеесой
чистки котлов. Чистка может быть в лан:
ном случае заменена горячей промывкой,
сроки ее сокращаются в несколько раз.

Срок службы котлов с применением а-
тиделона может быть значительно уди:
нен, что весьма важно с точки зрения

оперативно-тактической. Так как не про-1

исходит выделения накипи на нагреватель-
ных поверхностях, то расход топлива не
увеличивается по сравнению с нормаль-
ным и паропроизводительность ие снт-
жается,

В заключение полезно схазать 9 заме-
нителе антидепона. На одном из кораблей
Черноморского флота был проведен опыт
использования <«содового молока» вуес-
то антиденона. Огнетрубный котел функ-
ционировал в течение 1.008 часов, при
чем натронное число все время поддер-
живалось в пределах 100—800. Прод:
вался котел раз в сутки, Для питания пру-
менялась береговая вода с жесткость
16,49 Н и соденостью 6°.Б, Перед вкан-
чением на нагревательных поверхностях
осталась старая накипь толщиной 2—3
ми, Новой накипи после работы obnapy-
жено не было а старая частично отвали-
лась. Оставшаяся была рыхлой, легко от-
‘ставала от металла, В низжней части ft
рабана котла по веей длине обнаружел
шлам; легко смывающийся водой, Раз’еда-
ния арматуры и стенок котла не было.

Этот опыт приводит к выводу, что при
отсутствии антидепона можно применять
«содовов молоко».

Инженер-капитан 3-го ранга

А, МЕЛЕЕВ.

ляя командованию ценные
неприятеле. <

сведения 0

Искусный разведчик-истребитель (е-
вера капитан Елькин совершил не одиЕ
десяток  босвых вылетов на дал
нюю разведку различных об’еклов Bode
но-морских баз и кораблей противника
летая на одноместном истребителе. Oi-
нажды нашему командованию стало изве-
стно о стоянке в одном из портов враже-
ских транспортов с военным грузом. В
Лоразведку- был послан капитан Елькин.
Перед ним поставили задачу: уточнить
места и состав кораблей для последую-
щего нанесения по ним фомбоудара. Через
некоторое время от Елькина поступила
радиограмма, подтверждающая получен-
ные ранее сведения. Berope по ко-
раблям был нанесен удар нашими
бомбардировщиками. Их экипажи наблю-
дали 3 очага пожара, а расположенные
невдалеке наземные посты наблюдения
видели два больших взрыва и с10лб че]
ного дыма. Для установления результа-
тов действий бомбардировщиков вылетел
снова капитан Елькин, Но он не ограни-
Зилея только фиксацией результатов, &
сообщил по радио новые ценные сведо-
ния, закрепив их перспективной фото-
семкой. На основе полученных данных
наше командование смогло организовать

более мощный Удар по кораблям протиз-
ника.

Значение аэрофотосемки зимой тк
же велико, как и летом. Зимние aapo-
свимки представляют очень хороший ло-
кумент потому, что снежный повров сл\-
жит прекрасным демаскирующим фонох.
На этом фоне об’екты выходят техны-
ми и в силу большого RORTPACTS видам
очень чётко. Ме меньшее значение имеет
зимой и ночное фотографирование, е то-
торым наши разведчики справляютея
весьма успешно,

Подполнозник П, НЕБЗОРОС.

+

ыы