bo

Борьба за непотопляемость
корабля

Борьба за живучесть корабля — это

прежде воего борьба за непотолляемость,
В конечном счёте именно она решает его
судьбу.
_ Чичный состав, знающий свой корабль
и хорошо натренированный, обеспечит
непотопляемость и, следовательно, спа-
сёт корабль. Наоборот, плохое знание ко-
рабля, непродуманные мероприятия, несо-
тласованность действий офицерского 00-
става, слабая подготовка и тренировка
личного состава могут привести в гибель-
ным последетвиям,

Пояеним это на двух примерах.

В корабль попало две авиабомбы и
несколько взорвалось в непосредственной
близости от кормовой части. Был затоплен
ряд отделений. Борабль получил значи-
тельный диферент ча корму и большой
крен.
` Командир БЧ-\ по показаниям прибо-
ров и по докладам е боевых постов опре-
делил, какие отделения затоплены. Шо-
добрав по таблице непотопляемости ва-
риант выравнивания, он приказал зато-
пить в носу носколько отделений. Для
выравнивания крена он распорядился пе-
рекачать жидкое топливо из нефтяных
ям навренённого борта в ямы противопо-
ложного борта.

Таблицы ‘непотопляемости командир
5Ч-\ изучил хорошо. Он неоднократно
решал задачи по выравниванию крена и
диферента, поэтому в сложной боевой
обстановке ему пришлось делать привыч-
пое дело. Выравнивание происходило‘ бы-
стро и внолне рационально. Вместе ¢
тем видно, что он созналельно берёг за-
пас пловучести — весьма ценный фактор
в борьбе за непотопляемость, так как для
выравнивания крена распорядилея пере-
качать жидкое топливо, & не принять за-
бортную зоду.

В результате осмотра помещений было
установлено, что в ряде помещений пе-
реборки стали пропускать воду через ра-
зошелшиеея швы, выскочившие  заклёп-
ки и трещины. Все переборки в местах их
фильтрации были проконопачены. Ha
выпучившиеея листы настила платформ
установили подпоры. С помощью  ста-
ционарных и переносных  водостливных
средетв откачивали воду из затопленных
отделений, причём за состоянием пере-
боров непрерывно наблюдали.

На обнаруженную пробоину наложи-
ле заранее заготовленный пластырь. По-
вле этого пытались осушить помещение,
однако безуспешно.

Позднее водолазы отыскали ешё одну
небольшую боину. С помощью cHe-
циально заготовленного пластыря и она
была заделана. Иластырь, поставленный
на большую пробоину, сняли, а его кром-
ки пригнали по краям пробоины. После
вторичной постановки этого пластыря на
место все оставитиеся у кромок отверетия
забили клиньями и законопатили mantel.

Теперь воду удалось откачать и поме-
щение осушить. Во время откачки Ble
отверстия, через которые ещё поступала
вода, заделывалиеь изнутри наклей и де-
ревянными клиньями,

Попытка осушить ещё одно помещение
не увенчалась успехом. Шо  донесению
водолазов, в наружной обшивке, помимо
заделанной пробоины, имелись трещины.
Ероме того, из-за сложной конфигурации
очертаний корабля в этом месте пластырь
‘неплотно прилегал к обшивке, и вода сво-
бодно проникала внутрь.

Зохолазы поджали пластырь ближе Е
борту я все видимые отверстия законо-
патили. Только после этого удалось ocy-
шить помещение. Пробоину немедленно
заделали изнутри мешками с цементом.

° Тажим путём удалось не только удер-
жать корабль на плаву, но и сохранить
его боеспособность.

Можно было бы привести несколько
етучаев подобных целеустремлённых дей-
ствий в борьбе за непотопляемость. Обыч-
но при этом приходилось ставить много
подпор для усиления листов переборок и
настила. Целесообразность постановки
таких подпор подтверждается  долголет-
ней практикой

в борьбе

Приведён ‘теперь пример неудачной
борьбы за непотопляемость,

Группа немецких пивировщиков дваж-
ды сбрасывала бомбы на один из наших
кораблей, стоявших вблизи пристани,

Наружная общивка и настил пазубы
в различных местах получили поврежде-
ния. Несколько отделений было затопле-
но. Корабль переломился, накренился на
4 градуса, часть ero легла на грунт.
Вепыхнуло несколько пожаров.

В этих условиях необходимо было
прежде всего выяснить оботановку, 1 ©.
уточнить, что затоплено и что затопляет-
ея, где проходит вода, какие механизмы
выведены из строя и т, д. Обстановка на
корабле для командира новоторое время
была неяеной, — донесения поступали
разрозненно, с запозданием и недостаточ-
но полный:

После выяснения обстановки требова-
лось сконцентрировать веё мероприятия
за нопотоплаемость. Однако
этого не было, командовало несколько
человек. Командир корабля 663 ведома
вомандира БЧ-У отдавал распоряжения,

‘и они порой шли вразрез с приказаниями

руководителя
ети. >

По распоряжению командира корабля
затопили несколько отделений, хотя Ha-
добности в этом не было. Такое Mepo-
приятие весьма уменьшило запас плову-
чести и до того значительно потерянный
при аварии. —

Из БЧ-№  поступило распоряжение
затопить несколько бортовых  отееков.
Между тем незначительный крен —
4 градуса не требовал  вырав-

электромеханической ча-

нивания, так что таков затопление было

бесцельно.

Таким образом, без уточнения обста-
новки, без критического анализа её был
затоплен рлх отделений, совершенно а-
праено истрачена значительная часть 3а-
паса пловучести. Достаточно было ещё
некоторых добавочных факторов, чтобы
корабль полностью потерял остойчавость
и перевернулся. Но остойчивостью вчкто
не интеросовалея, она совершенно выпа-
ла из поля зрения командира.

Командир БЧ-У. вместо решения 0c-
новной задачи — борьбы за непотопляе-
мость (сохранение пловучести), занялся
переключением технических средотв. Он
подменял действия офицера, непосред-
ственно ответственного за это. Некоторы-
ми своими мероприятиями командир
ЪЧ-\ также  способетвовал потере запа-
са пловучести и остойчивости.

Для удержания на плаву необходимо
было вести усиленную борьбу е проник-
новением воды внутрь корабля,

На боевых постах не было достаточной
настойчивости для отыскания мест физь-
трации, не был уничтожен ни один серь-
ёзный источник поступления воды. Bo-
доотливные средства не справлялись с по-
ступающей водой, так как места пробэин
и фильтрации не были известны. & тому
же часть этих средетв вышла из строя.

В результате различных переключений
совершенно вывели из строя пожарную
магистраль. . $

Когда выяенилось, что корабль при-
ткнулея к грунту, создалось некоторое
успокоение. Между тем он лёг на д50 с
покатым профилем. Грунт сползал, a ¢
ним и корабль. Он медленно погружался.
Залило новые помещения, крен увели-
чилея. В грунте имелись воронки от ра-
зорвавшихся авиабомб — это ещё больше
способствовало сползанию. 0 воронках
командир корабля знал, но не обратил на
это Внимания.

Можно оказать, что это двилось ре-
зультатом  неудовлетворительного руко-
водетва, непродуманных действий, плохо-
го знания основ теории корабля,  неис-
пользованчя  средотв, обеспечивающих
живучесть. Одна из основных причин —
плохая предварительная тренировка лич-
ного состава. р

Инженер-капитан 1-го ранга.
С. ЯКОВЛЕВ.

So: ОСА

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот. Командир
жант В. Ермаченко наблюдает.за падением снарядов Его

орудия береговой артиялерии сер“

орудие уничтожило

артиллерийскую и минометную батареи противника и прожектор.

Фото ©. {Иаманского:

РАДИОВАЕ

Условия северного театра требуют от-
личной радионавягационной подготовки
не только от штурманов, но и от летчи-
ков, действующих на одноместных ‘ма-
шинах. Бывали случаи небоевых потерь,
происшедших только потому, что, попав
в сложную обетановку, пилот не сумел
использовать радио для ориентировки.

Молодые истребители иногда рассмат-
ривают изучение радионавигации, как
лишнюю, дополнительную нагрузку. Нет
елов, лотчик-истребитель — универеал:
он и пилот, и штурман, и стрелок, и ра-
дист. У него в воздухе хватает нагрузки.
Но это вовсе не значит, что он не должен

приобрести знания, которые могут ока-

зать неоценимую пользу в полете.

Недавно мне пришлось проводить заня-
тия с разведчиками, летающими на 0д-
номестных самолетах. Основной упор был
сделан на работу с радиополукомпасом
(РПК) и наземным  радиопеленгатором.
После того, как слушатели усвоили тему,
была организована экскурсия на назем-
ный. радиопеленгатор.

Через два дня произошёл случай, как
нельзя лучше  подтвердивший важность
проведенных занятий. Младший  лейте-
накт Авцин, возвращаясь с боевого зада-
ния, попал в полосу снеговых зарядов,
закрывших район аэродрома. Летчик за-
просил курс у радиопеленгатора, © кото-
рым он ознажомилея на экекурени. Куре,
переданный самолету, привел точно Ha
аэродром, но Авцин из-за полного отоут-
ствия видимости проскочил ero. Ha crap-
те ждали машину и, услышав шум м0-
торов, немедленно сообщили летчику 0
выходе на аэродром. Получив сообщение
6 земли, Авцин пытался найти район ©

Успешный огневой налег’.

Разведчики батареи Цыганков и
Ануфриев получили задание уточнить ме.
стонахождение вражеского склада. Сде-
лать это было трудно: мешали снежные
зарады и туман. Путем длительного на-
блюдения они установили, что во время
непогоды и ночью к складу подезжает
автогужевой транспорт. OO этом они до-
ложили командиру, который затем лично
проверил донесение.

После подготовки данных батарел от-
крыла огонь. Склад был подожжен. Тогда
немцы открыли стрельбу из 150-мм ору-
дий. В это время разведчик обнаружит,
что на одной из высот находится немец-
кий корректировщик. Вомандир © батареи
приказал перенести отонь. Корректиро-
вечный пункт был уничтожен.

See ee

Талант летчика

Кавалер трех орденов Краеного Зна-
мени старший лейтенант Ковалев воет
на Балтике с первых дней отечественной
войны. За ним числится уже евыше 400
боевых вылетов. Он одинаково искусен
ив разведке, и в штурмовке, и в болх.

Ковалев провел 38 воздушных боев.
В них он сбил 28 немецких вам0-
летов (15- лично,  обтальные—в a-
ре). Только за последние пять месяцев он
уничтожил 21 фашистскую машину. Фю-
зеляж самолета Константина Ковалева
усеян маленькими красными звездочка-
ми. Их 28. За каждой из них скрывается
смертный поединок ¢ врагом, огромней-
шее напряжение воли и мастерства лет-
чика.

Старший лейтенант очень скромен.

— Мы сбили, — говорит Ковалев даже
в тех случаях, когда бой вёл он один.

„.Над аэродромом пролетели пара
«Яковлевых». ‘`

— Что он так носится? — удивленно
произнес молодой пилот Соловьев, указы-
вая на одну из машин.

Действительно, самолет бросался из
стороны в сторону, как говорят, «колба-
сил»: делал бочки, иммельманы, петли,
свечи, Можно было подумать, что пара
вернулась после удачного воздушного
боя и летчик выражал CBee ликование.
Но было известно, что пара вылетела на
учебно-боввую подготовку, и поэтому тах
удивился молодой летчик.

На самом деле это была не рисовка, не
озоретво, не бесцельная удаль, а постоян-
ный тренаж в технике пилотирования,
средство сохранить свое мастеретво Ha
неизменно высоком уровне, Но и это не
Все,

__9то же Ковалев. Ты что, не ‘знаешь

его? Я летал с ним.

чивались, да еще немцев сбивали.

и многих водит, —
сказал стоявший тут же пилот Манер-
хо. — В какие только переделки каждый
из нас ни попадал © ним, а всегда te

благодаря ему. Ковалев никогда не летает

по прямой. Он то ложится на крыло, то
на спину, Поэтому он веб видит и в небе
и на земле. Он видит куда больше важ-
Zoro из Hac. :

Каков бы количество самолетов ни
было в воздухе, он видит их вое.
Поэтому не было случая, чтобы Ко-
валев в бою потерял ведомого. В какие
только схватки ни вступал он в паре с
молодыми лётчиками. Врад ли забудет
sie первый боевой вылет летчик Хорун-
ий.

Дорогу нашим штурмовивам к цели
преградили 13 «Фиатов». Пара Ковалева
шаа в сковывающей группе. Он привыч
но, словно перед ним были один— два He-
приятельских самолета, пошел в атаку.
^ — Мне даже немножко страшновато
тогда стало, — вспоминает теперь Хорун-
wi.

Ковалев ни на секунду не выпускал из
поля зрения своего ведомого. В то же вре-
мя он Усневал слелить за гаждым «Фиа-
том». Ведущий не только сам наносил
удары врагу, во успел отбить пять атак,
направленных против ведомого, сбив при
этом один «Фиат». Хорошая осмотритель-
ность решила исход боя в пользу нашей
пары, .
Ковалев на собственном опыте убедил-
ея, насколько важно первым увидеть про-
тивника. Это было в начале его боевой
деятельности на Балтике, Старший лей-
тёнант пришел на фронт не новичком в
летном деле; он учился в аэроклубе, ра-
ботал в училище инетруктором. Но каким
нераеторонным он чувствовал себя в этом
первом воздушном боюзс опытным вра-
rom, Какими недостаточными оказались
знания тактики боя, как нехватало уме-
ния. Увлеченный воздушной схваткой с
«отолевятыми», дажё тогда, когда Opn
были отогнаны, Ковалев не заметил, как
мимо него прошел вражеский бомбарди-
ровщик. 06 этом ему сообщил командир,
Ho было поздно: «Юнкерс» ушел. С тех

пор Ковалев и выработал правило: пор-

вым увидеть врага # сбить его,
Истребитель призван уничтожать вра-
га. Это твердо усвоил Константин Вова-
лев. Сын советской Кубани, он страстно
ненавидит немцев. Воть у него для этого
и личные основания. Долгое время оя He
знал о судьбе своей семьи. Тольшо когда
был очищен Сталинград, пришла желан-
ная весточка от родных. Вскоре он побы-
вал У них. Он увидел разрушенный до
основания город-красавец. В станцион-
ной будке, при свете коптилки, старая
мать новедала сыну жуткую историю
жизня в канализационных трубах в На-
половину занятом немцами городе.
` В те дни, когда Вовалеву не удается
встретиться с врагом, он скучает. Еще
больше он расстраивается, если кто-либо
из летчиков, встретив в воздухе немца,
не убьет его.

Однажды мы с Вовалевым сидели в
землянке, Вдруг в воздухе забили пуле-
меты, пушки, заревели моторы. Мы выбе-
main варужу. Над головами почти на
бреющем полете пронеслись четыре ис-
требителя. Короткий бой еще продолжал-
ея, когда один из техников притащил в
командному пункту ошмолки от подбито-
го «Фокке-Вульф-190». Бой вела пара
молодых летчиков, учеников Ковалева —
Вытоптов и Хорунжий, Оказывается,
«Фокке-Вульфы» преследовали их изда-
лека, но были замечены только при под-
ходе к аэродрому.

Чувствуя за собой вину, летчики подо-
шли к командному пункту молча. Произо-
шла длинная, томительная пауза. Ве
влали. что скажет командир.

—- Это мне He нравится, — медленио
произнес Ковалев. —Видеть рядом © CO-
бой немца и не убить его. Вы могли ру-
бануть их обоих. У вас был козырь-—вы-
сота, но вы не использовали ее. И все
оттого, что не видели врага. —И Вовалев
Tyr me AO мельчайших подробностей по-

ИГАЦИОННАЯ ПОДГОТОВНА

лучшей видимостью, но это пи к чему не
привело. Тогда он снова запросил курё у
радиопеленгатора, вышел на аэродром и

`енова проскочил его.

Сделав еще’ несколько попыток выйти
из полосы зарядов и убедившись, что за-
крытый мми район очень велик, летчик
начах систематически запрашивать кур-
сы, выходить 10 HUM, HO каждый раз сно-
ва проскакивал. Ракеты летчик не заме-
чал. Тридцать один куре передал радие-
пеленгатор и тридцать одик раз мхадитяй
лейтенант Авцин выходил на аэродром, не
видя его. Только на тридцать второй раз
он увидел ракету, данную 00 61
Зная направление взлетно-посадочной по-
лось, он благополучно произвел посадку.

Этот случай послужил лучшей атита-

цией за тшательное
вигации.

изучение радиона-

Большую роль в подготовке штурманов

и летчиков сыграл радионавигационный
сбор. В порядке подготовки к нему были
проведены теоретические занятия по рз-
дионавигационным ‘методам самолетовож-
дения, с практической отработкой на зем-
‘ле. Во время chopa самолетовождение
осуществлялось (в качестве основного
cmocoéa) методами радионавигации, a
компаеная навигация и визуальная ори-
ентировка использовались для контроля,
Такой порядок оказалея очень эффектив-
НЫМ:

Сейчае лётный состав почти во всех
боевых полетах применяет методы  ра-
хионавигацим, Это особенно важно зимой,
при полетах ночью и в сложных метеото-
логических условиях. :

Лейтенант М. НАЙДОВУЧ.
` Северный флот.

—=-

Потеряв наземного корректировщика,
немцы использовали «Фокке-Вульф-190»,
но летчик не смог обнаружить ба-
таре.

Наши орудия, меняя позицию, про-
должали борьбу с вражеской батареей и

подавили ее. В этом бою особенно отли-

чились командир орудия Федухин в н3-.

волчик Тимофеев. Они отмечены прави-
тельственными наградами.

Спустя некоторое время наши развед-
чики взяли «языка». Пленный нежец по-
хазал, что в унччтоженном складе нахо-
дилось большое количество  продоволь-
ствил, хоторое целиком сгорело.

А. АНУФРИЕВ,

Северный флот.

хазал. как удобнее было бы нанести нем-
цам удар.

Ковалев не любит, когда враг трубит,
отвиливает от боя. Он ищет более реши-
тельного и искусного противника, как
правило; берет на себя ведущего, а с ве-
домыми поручает разделываться товари-
щам. Однажды, когда он летал еще на
старой мантине, тройка истребителей, ве-
домая им, сопровождала группу «Иль
ющиных-2». Неожиданно из облаков вы-
валились 4 <«Me-109> и кинулись на На-
ши самолеты. Ведущий избрал Ковалева
и стал производить атаку за атакой.

Завязален  ожесточенный поединок.
Используя качества своей машины, 06“
мец стремилея вести бой на вертикали.
Ковалев умело маневрировал, навязывал
противнику бой на виражах. Советский
истребитель был неуловим. Но вот немец
отвалил в сторону, разогнал скорость,
подошел вплотную и обрушил на балтий-
ский истребитель ливень огня. В машине
Ковалева был пробит  маслобах, плос-
кость. Но летчик не терял самообладания.

«Все разно убью. Перехитрю, но
убью», —думал он.

Умелыми маневрами он продолжал из-
матывать немца, выжидая удобный мо-
мент для ответного удара наверняка.

Ковалев. подпустил <«Мессернтиитт» на
дистанцию огня и, прежде чем успели за-
работать пулеметы и пушка «отодевято-
го», отвернул. Немец проскочил. Вот тут-
то и изловил его Ковалев. Оказавшись в
хвосте вражеского иетребителя, он про-
ил его одной длинной очередью. «Мес-
серимитт» задымил, свалился на крыло
и упал в воду. :

олее десяти минут продолжалась эта
схватка. Ее, как и все последующие, Ко-
валев провел не только с высоким техни-
ческим мастерством, но и с особым я7р0-
стным упорством, свойственным ему B
боях, отчего его атаки становятся неот-
разимыми. Он бьет только наверняка,
только тогда, когда подойдет в врагу
вплотную. В этом веть немалый риск, но
в этом отличительная черта  мастеретва
Копалева, ведущая его к победе.

Старший лейтенант прошел суровую

>.

старта.

МИННЫЕ

Офицеры нашего флота достаточяо ос-
ведомлены о тех минных средетвах, ко-
лорыми немцы пользуются в борьбе про-
THB Manx кораблей. Хорошо  извеетны
вражеские мины <ЕМВ», «ЕМС», «В»
и др.

„Мы имеем достаточно проверенные в
боевой работе средства борьбы со всей
непргятельской техникой, направленной
против легких сил. Команды  тральных
вора (й научилиеь распознавать мины
прот. аыва, обозвреживаль и уничтожать
их. Нели вначале нам приходилось 0бо-
ронятьея от перегруженного техникой,
рвущегося вперед противника, то сейчас
времена изменились, и противнию сам
стал приспосабливаться к оборонитель-
вым действиям. Начали немцы вносить
коррективы и в свою тактику минной
борьбы.

наших малых кораблей, в особенности
торпедных катеров, часто и успешно про-

заставили противника прибегнуть к двум
следующим тактическим приемам. Пер-
вая такая тактическая «новинка» — п0-
пытка создать заграждение большой
плотности, „используя для этой цели ма-
лые мины.

В этих случаях мины выставлялись
так близко одна от другой, что взрыв
одной из них, подсеченной тралом, вызы-
вал детонацию нескольких других, ©тоя-
щих на раестоянии 25—30 метров. Про-
исходила цезая серия взрывов. Авторы
этой «новинки» были убеждены, что они
создали непроходимый минный заслон,
форсировать который невозможно. Одна-
ко каждое средство войны, каким бы
оно сильным ни казалось, содержит в
себе основное звено, найдя которое
можно разгадать вою систему. Так полу-
чилось и в этом случае. Наши  минеры
быстро нашли средетва, ‹ парализующие
этот вражеский прием. Советские кораб-
ли продолжают действовать и наносят
‘немцам сокрушительные удары. -

Необходимо отметить, что мины, ис-
пользуемые в заграждениях большой
плотности, осталиеь те же — «ЕМВ»,
«FMC» mu др. — с0 всеми их недостатка-
ми, которые не уменьшились из-за при-
менения новой тактической комбинации.

Вторая тактическая «новинка» нем-
цев — оборудование заграждений минны-
ми ловушками. Так каш постановка их—
дело очень сложное, 10 выставляются
они в районах, где ожидается появление
налих малых кораблей. Вроме того, так
как эта уловка может дать эффект только
в темное время суток, ловушки выстав-
ляются в оборонительных заграждениях,
прикрызаемых огнем береговых батарей.

ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 января.
(Спец. корр. ТАСС). Задолго до рассвета
вышли «на охоту» снайнеры командира
Гайворонского. б’особым волнением за-
няли свон места на огневых позициях
молодые стрелки — Ашимов и Магузиров.
Они сегодня впервые самостоятельно бу-
дут охотиться на гитлеровцев. Рядом ©
ними залег их учитель снайпер Скрип-
ниченко.

школу войны. Теперь он — признанный
мастер боя, умеющий сочетать короткий
стремительный удар с искусством маневра,
спокойствием и выдержкой. Он воспитал
плеяду молодых летчиков. Оки подетать
своему учителю. Такая молодежь, как
Хорунжий, Сысоев, Лашкевих, Манерко,
бъет врага с мастеретвом и уверенностью
опытных летчиков, без напряженности,
которая обычно сковывает качинающих.
Больше всего Вовалев учит их лнаным
примером.

Как-то поздним вечером. зашел разго-
вор о бое, проведенном г этот день

elie