Гитлеровские лжепророки сделали в
минувшем году немало предсказаний, свя-

занных с календарем и основанных на
прогнозах бюро погоды.
\
Начал это Геринг, пообещавший еще

30 января 1943 года, что «когда засияет
весеннее солнце, германская армия вновь
перейдет в наступление». Его заявление
послужило сигналом к широкой кампании,
которая должна была изобразить сталин-
градскую катастрофу зимним эпизодом, не
влекущим зз <обой больших последствий.
Весеннее солнце, как уверяли пифии из
ведомства Геббельса, должно будет осве-
тить. Дорогу побед фашистской армии и
помочь предать Сталинград ‘забвению.
«Скоро наступит германская весна», —
пообещал руководитель гитлеровского ра-
диовещания Ганс Фриче.

Лето нанесло жестокий удар всем этим
надеждам. Летнее солнце принесло фаши-
стской армии не розы, a бесчисленные
могилы. Финал июльской авантюры Гит-
лера в районе Курска явился убелитель-
ной иллюстрацией готовности Красной
Армии не только закрепить, но и развить
свой наступательные успехи в условиях
лета. «Теперь окончательно рухнули на-
дежды немцев и их прихвостней на бла-
гоприятвый поворот военных действий в
условиях лета, — отмечалось в сообщении
Совинформбюро о ликвидации Орловского
плацдарма гитлеровиев. — Тем сабым ра-
зоблачена сказка немцев о том, что буд-
TO бы советские войска не в состоянии
вести летом успешное наступление».

Гитлеровцы считали лето традиционным
сезоном <воих. успехов. Мх авантюры пе
риода так называемой «молниеносной»
войны были неизменно связаны © весен-
ними и летвими месяцами. Но крах по-
пытки летнего наступления Гитлера в
районе Курска показал, что в этом, каза-
лось бы, валаженном механизме «взаимо-
действия с погодой» произошла серьезная
авария. }

6 ноября 1943 года товарищ Сталин
отметил в <воем докладе: «Теперь, когда
Красвая Армия, Развивая успехи зимней
кампании, нанесла немецким войскам мо-
rym yap летом, можно считать окон
чательно похороненной басню O TOM, что
Красная Армия  неспособна будто бы
вести успешное наступление в летнее вре-
мя. Истекший год показал. что Красная
Армия так же хорошо может наступать
летом, как и зимой».

Осень подвела итог полному крушению
всех надежд, возложенных Гитлером на
летнее солнце. М фашистские захватчики,
забыв о солнце, внезапно воспылали пыл
кой любовью к облачному небу, к осен-
ним дождям, размывающим дороги и пре-
зращающим поля в болота.

В течение всей осени в фашистском ла-
тере звучали голоса, восхвалявшие, дорож-
ную грязь. Любители «молниеносной»
войны и триумфальных военных прогулок
по асфальтированным магистралям теперь
молились грому и тучам и пускались в
пространные рассуждения о пользе распу-
тицы, которая должна будет «осложнить
передвижения советских войск по растя-  :
нувшимся коммуникациям». Осенние ‹<ооб-
щения фашистских информационных
агевтств о положении за фронте мало
чем отличались от сводок метеорологиче-
ских бюро. В этих сообщениях только и
шла речь, что о дождях, облачности неба
и температуре воздуха. «Мы вправе учи-
тывать метеорологические условия, — за-

Мартин Галленслебен не сдавался

явила в середине сентября «Гамбургер
фремденблат», — ибо ясно, что осенние
дожди рано или поздно окажутся нашими
союзниками».

Эта решимость фашистов усесться в
грязь не изменила хода событий. Осень
не оправдала их ожиданий. Осень отме-
тила поражения немецких войск на пе-
реправах через Дызпр, под Невелем, Ме-
литонолем, Дьепропетровском. Осенью го-
сударственный флаг Советского Союза
стал развеваться над столицей Украины—
Киевом.

В календаре подходившего к концу го“
да оставалась только зима, та самая зи-
ма, на фоне которой произошли великие
переломные битвы под Москвой и Сталин-
градом. С этим временем года гитлеров-
ская клика еще никогда не решалась
связывать свои надежды на успех. Ведь
именно зимой и возникла одра из фаши-
стских легенд о так называемой «сезон-
ной стратегии». Гитлеровцы уже не раз
об’ясняли провал ‹воих планов особыми
климатическими условиями, к которым фя-
шистские «гренадеры», в силу, очевидно,
арийского состава своей крови, не были
приспособлены. Но на этот раз в пред
дверьи третьей зимы Ha советско-герман-
ском фронте ведомство Геббельса поста-
ралось изобразить зимние тучи не лишен-
ными луча вадежды..

Фашистские военные обозреватели
рисовали широкими мазками картину
третьей зимней кампании, которая, как
уверяли они, будет резко. отличаться от
двух предыдущих зимних кампавий на
советско-германском фронте. «Дер нейе
таг» уже заранее возвестила, что «зиму
1943—1944 г. германский фронт на во-
стоке встретил по-иному, чем в прошлые
годы». а военный обозреватель Мартив
Галленслебен храбро анонсировал, что
«германское командование во время’ зим-
него периода нывешнего года намного
расширит свою свободу действий».

Мартин Галленслебен — это новый пер-
сонаж в «театре масок» Геббельса. Его
появление на спенёе не случайво совпало
< началом зимы. Оно порождено смер-
тельным страхом гитлеровской клики пе-
ред новой зимней кампанией. «Зимние
сказки» Галленслебена должны были рас-
сеять этот страх и изобразить зиму в
виде доброй феи немецко-фашистской ар-
мии и новой союзницы гитлеровского
командования. :

Мартин Галленслебен решительно зая-
вил, что «немцы во время зимнего перио-
да нынешнего года не хотят ограничиться
оборонительной борьбой».

на-

Эти заявления зовоявленного гитлеров-
ского стратега несколько приоткрывали
карты германского командования, пытав-
шегося создать в ноябре новую обстанов-
ку в районах к запащу от Киева. Фаши-
стские ‘авантюристы вознамерились пере-
хватить ивициативу, взять ревани хотя
бы на ограниченном участке фронта,
уничтожить плолы побед Крёсной Армия

на Правобережной Украине и затянуть

этим <роки войны.

Красная Армия ‘нанесла жестокий удар
всем этим расчетам. Уже победа совет-
ских войск под Радомышлем показала,
что Красная Армия не собирается усту-
пать инициативу своему противнику. Но
Ов
все еще не хотел расстаться с выдуман-
HOH им «зимней сказкой». 98 декабря,
когда Фронт немецких войск был уже

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ииистскме „предсказатели погодь”

прорван, ов все еще упрямо твердил об
«активности» немцев в зимних боях И
только 30 декабря он признал, наконец,
что эта «активность» приняла весьма пе-
чальный для немцев оборот. Галленслебен
вынужден был упомянуть в своем очеред-
ном обзоре о «немалых потерях», которые
несут немецкие войска. Это невольное
признавие возвестило о начавшихся похо-
ронах коротких «зимних сказок»,

«Дейче альгемейне цейтунг» пишет те-
перь о наступлении Красной Армии, «бу-
шевавшем еще с июля» © «решающей
фазе войны», о «необычной силе и упор-
стве» советских войск. В сообщениях
военных корреспондентов гитлеровских
агентств говорится о «тяжелых оборониз
тельных ‹<ражениях», о «тяжелом и опас-
зом положевии» немецких войск...

‚ Так закончились зимние похождения
незадачливого Галленслебена. Он пытался
возбудить какие-то надежды в основа-

тельно подорванном германском тылу и
уверить союзников Гитлера, а быть может
и нейтральные страны, в том, что фашист-
ская Германия остается будто бы хозяи-
ном. положения. Но под давлением не-
опровержимых фактов он вывужден был
отказаться от попыток представить зиму
в качестве союзницы Гитлера. И фашист-
ская печать вернулась теперь к старым
своим занятиям —к оправданию стратеги-
ческих просчетов Гитлера падением ртути
в термометре.

Фашистские газеты опять полны жалоб
на снег и холодный ветер. Они пишут о
«неблагоприятной погоде», ссылаются на
снегопады, помешавшие «подтянуть Heod-
холимые резервы», и, следуя своему обы-
Чаю, установившемуся еще в ходе преды-
лущих зимвих кампаний, вновь пытаются
свалить просчеты и ошибки германского
командования Ma русскую  зиму.. Как
будто бы снег падает только на немецкие
войска, и только. в районах их расположе-
ния опускается ртуть в термометре,

Новый провал фашистской армии яв-
ляется закономервым следствием не рус-
ской зимы, а авантюристической стратегии
германюкого командования.

Красная ‘Армия вновь продемонстриро-
вала свое превосходство как в оборони:
тельных, так и в наступательных боях.
Она показала подлинную цену бол-
товни гитлеровских  горе-стратегов о
«возвращаемой инициативе». Она He oc-
тавила камня на камне и от поли-
тических расчетов Гитлера,  намеревав-
шегося отыюкать на дорогах к Киеву
какое-нибудь чудодейственное средство
для укрепления своей разлагающейся
коалиции. «Зимний похол ва Киев, — го-
ворит перешедший на сторону Кразной
Армии лейтенант 7-й немецкой пехотной
ливизии Генрих В., — был нашей послед-
зей надеждой», От этой надежды не оста-
лось теперь и. следа.

«Пожалуй, нет смысла делить стреми-
тельное наступление Красной Армни на
сезоны, — говорит турецкая газета «Ени
сабах». — Красная Армия
вперед как летом, так и зимой, что сви-
детельствует 06 ее высокой военной
подготовке и блестящем руководстве.
Наступление Красной Армии продолжает-
ся, оно теотвратимо, как законы природы».

Красная Армия показала, что времена
года не имеют для нее звачения. Ona
громила евоего врага летом, громит его
И сейчас — зимою.

В. ЛИНЕЦКИЙ,

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ АРМИИ ЮГОСЛАВИЯ

ЖЕНЕВА. 7 января. (ТАСС). По полу-
ченным из Югославии сведениям, в т:оро-
де Банья-Лука еще продолжаются улич-
ные бои между частями народно-освобопи-
тельной армии и гитлеровскими войсками
Гитлеровцы оказывают отчаянное compo
тивление, однако их выбивают из юдного
дома за другим. В Восточной Боснии про-

Е ЕТСЯ

1.

В Еневе, на Подоле, на Ерасной пло-
щади над Днепром, стоит старый без
окон и кровли дом — желтый камень в
черном трауре, синее небо на ветру.

Этот дом для нас, как памятник, —в
нем страница тяжелой войны, он хра-
нит память пережитого. Тут был штаб
Днепровской военной флотилии.

Два года тому, как дом сгорел. Горел
он ночью печального сентября. Багровоз
облако поднялось над берегом, озаряя
пламенем густую тьму реки. Грозный
Днепр стал в тот миг будто прозрачен.
Зарево вырвало из глубин видение — се-
ребристые громады затопленной флоти-
лии, Запомнил Виев видение этой ночи.
Запомнили его моряки, уходившие на во-
сток. При свете ‘зарева они прощались с
кораблями, с Днепром,

Через дали степные, левобережные ле-
са, по ярам и холмам, по речным до-
линам пробирались матросы на север и
юг. Иные вырвались, ушли, иные оста-
лись в лесах, в партизанах. Но других
горше ударила жизнь: раненые, беспа-
мятные, лежали они на пути, немцы под-
бирали их на дорогах, в лесах, сдирали
с них крестьянскую одежду, м по вра-
жьим глазам стегала синяя рябь  тель-
Hamer. Немцы волокли людей в лагерь,
отделяя матросов от остальных.

В Киеве были немцы. В городе стало
трудно жить и дышаль. Белый Виев стал
черным, землистым от бед. Взлетел взоф-
занный немцами Крещатик, и на город
оседлала копоть. По улицам тянулись по-
гребальные процессии. Улицы Киева ота-
ли дорогой мертвецов. Каждый день по
ним шли приговоренные. Шли семьи, шли
одиночки под конвоем, шли обреченные
толпы. Тодей вели через город на устра-
шение горожанам. За городом быта мо-
тиль — страшный Бабий Яр.

И вот в ту зиму, зиму тажелых испы-
таний, произошло событие, вотряхнувшее
весь Кчев, событие, о котором и поныяе
товорит каждый киевлянин. В холодный

день февраля сорок второго гола, в мо-
розный полдень киевской зимы, молзия

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ‹ ФЛОТА CCCP,

ГМ100707.

BE Sa ЕЕ

по было

полжаются упорные бои. В некоторых
местах части народно-освободительной ap-
мии ведут наступательные операнни. В

Динарских Альпах занят ряд населенных
пувктов. Одна из дивизий народно-осво-
бодительной армии полностью очистила от
оккупантов, усташей и четников долину

i

>
Вл. РУДНЫЙ
<—

прорезала приднепровские холмы, — шли
по Киеву матросы, сыны Днепра.

2.

Их вели из Дарницы, из преддверия
ада, из огороженного чумным рубежом
пространства мертвой земли, где, как в
невиданном музее пыток, были собраны
дыбы всех времен.

С Печерских холмов было видно ки-
евлянам, как на другую сторону Навод-
ницкого моста — Райхенау Брюкке по-
немецки — катилась с левобережья цепь
фашистских автоматчиков; в кольце ee
сплошной массой передвигалась толпа,
похожая на плотно  спресеованный пе-
стрый ком,

От Днепра шел в гору глухой шум
движения. В етылое небо взлетала не-
мая песня кандалов.

Случайные прохожие останавливались
на берегу. Незаметно собирались на cHe-
гу толпы. Люди молча смотрели вниз,
на деревянный моет. Было душно от
тишины в холоде колючего дня. Фев-
ральсвкий ветер бросал на берег иглы
мороза. Гудел и стонал мост, как натя-
нутый нерв.

Но вот вопыхнул голое на мосту,
юный, трепетный голое, Нежданно и
страстно он зазвенел над рекой:

Раскинуловь море широко,
И волны бушуют вдали,
Товарищ, мы едем дале-око...

— Хальте мауль!— прокатился ба-
совитый окрик. — Закрой глотку!

Блеснула Ha солнце сталь приклада,
юный голое захлебнулся на ‘полуслове,
но ветер подхватил оборванную высо-
кую ноту, помчал ее далеко по киев-
ским холмам, и тут же ее нагнал крик
страха и ужаса:

За мост, раскинув „руки, падал не-
мец-конвоир: ударом’‘илеча его сбросил
пленник. Немец грузно ударилея о кром-
KY льда у полыньи и, не принятый ре-
кои, покатился прочь от воды.

редакции -- Д 1-08-03;

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА} Москва, Сущевская ул., 21.

отряды разрушили в нескольких местах
железнодорожную линию Белград— Загреб.
Движение было прекращено на сутки. На
той же линии одной из частей народно-
ссвободительной армии уничтожев герман-
ский бронепоезд; разбиты паровоз и 7 Ba
TOHOB,

цеве...

Росла на холмах безмолвная толпа.
Люди снова услышали тот трепетный го-
10C, он вновь поднял над Киевом обор-
ванную струну:

Товарищ, мы едем далеко,
Далеко от русской земли...

Пленники пели под окрик конвопров.
Медленным шагом поднимались они в
гору. В кольце одетых в шубы охран-
ников, в кольце черных немцев в 9C-
эсовеких мундирах шли сплошной мас-
сой две сотни босых, полуголых людей.
Вее они были без сапог, без бушлатов,
без шапок. Колом стояли на них про-
мороженные тельняшки. Синие полосы
искрилиеь инеем и льдом, шитые бисе-
ром и алмазной россыпью зимнего солн-
ца. Жесткие и крепкие, они. шуршали
на ходу, как кольца рыцареких кольчуг.

Руки крайних были забиты в колодки.
Колодка с колодкой были сплетены ко-
лючей проволокой. Проволока  перепле-
тала ряды и опутала всю  процессию
кругом. Ржавые колючки впивалиеь в
голые бедра. Бедра черны были от сту-
жи и ани. Черное тело  сочилось
кровью. Черные ноги хрустели на снегу.
Снег под ногами дымился от крови. На
черных лицах блестели нестынущие гла-
за, в ясном взгляде билось дыхание
ЖИЗНИ.

В середине первого, ряда шел малень-
кий матрос. Льняные волосы смерзлись
на голове. Спекшиеся губы дрожали на
морозе. Он запевал, и все матросы под-
хватывали:

Товарищ, ты вахты не должен
бросать...

С края шел высокий матрос. Огром-
ная фигура закрывала полнеба. Правое
плечо его зияло свежей раной,— черный
обрубок остался от руки. Немцы екова-
ли его левую руку, Они схватили ее ко-
лодкой и притянули к общей цепи.

Из домов и дворов выбегали женщи-
ны, Они плакали и бросали на плечи
матросам одежду. Матросы сбрасывали
одежду наземь, не принимая дара. Од-
нотукий гордо крикнул:

Не надо, мать, уже не надо! Нам и
так сегодкя тепло,

Действия авиации союзников

НАЛЕТ НА ЗАПАДНУЮ ГЕРМАНИЮ
И СЕВЕРНУЮ ФРАНЦИЮ

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС) Как сооб-
щает английское министерство авиации, в
ночь на 7 января английские бомбардиров-
щики «Москито» атаковали различные об’-
секты в Западной. Германии и Северной
Франции Другие. соединения самолетов
минировали вражеские волы. Все самолеты
вернулись на базы.

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Командо-
вавие американскими вооруженными сила-
ми на европейском театре военных дейст-
вий сообщило, что американские бомбар-
дировщики <«Мэродер» в сопровождении
истребителей днем 7 января атаковали
военные об’екты в Северной Франции.

Все самолеты верврулись на базу.

ПОДРОБНОСТИ БОМБАРДИРОВОК
КИЛЯ И БЕРЛИНА

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информа
ции, по словам летчиков, веррувшихся
после последвего налета на Киль, в го-
роде возникли большие пожары, и столбы
дыма поднимались на такую высоту, что
их можно было видеть, когда бомбарди-
ровщики удалились уже более чем на
50 миль от города. Немцы пытались за-
щищать Киль при помощи  интенсиврого
огня зенитной артиллерии, дымовых завес
и силами истребительной авиации.

Во время налета на аэродромы, pacrio-
ложенные ‘в райовз Бордо, были отмече-
ны точные попадания в намеченные об’
екты. Германские ‘истребители оказали
упорное сопротивление бомбардировщикам
«Летающая крепость», однако атаки ист-
ребителей были отбиты. Аэродром в
Борло—Мериньяк, подзергшийся бомбарли-
ровке, является базой германских самоле`
тов, несущих патрульную службу над
морскими подступами к Англии < целью
определения местонахождения караванов

судов союзников и передачи об этом све
дений германским подводным лодкам.

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Koppec-
пондент агентства Рейтер coo6maer и3
Стокгольма © TOM, что, по рассказам шве-
дов, прибывших 4 января из Берлина, во
время бомбардировки города в ночь на 3
января была разрушена канцелярия Гит”
лера.

СТОКГОЛЬМ, 7 января. (ТАСС). Газе-
та «Моргонтиднинген» сообщает из Бер-
ва, что, по полученным там сведениям,
происходит массовое бегство населения из
Берлина. Полиция бессильна в борьбе с
потоком беженцев. Число рабочих на
многих берлинских заводах уменьшилось
наполовиру. Снабжение населения города
продовольствием  дезорганизовано, ибо
сгорело много продовольственных складов,
а городской транспорт почти полностью
парализован. .

НА ШТЕТТИН БЫЛО СБРОШЕНО
1.000 ТОНН БОМБ

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Обозрева-
тель агентства Рейтер Раерсон сообщает,
что во время налета на Штеттин в ночь на
6 января соединения бомбардировщиков
«Ланкастер» и «Галифакс» «бросили ты-
сячу тонн бомб, Успех валета, по словам
обозревателя. в значительной мере об’яс-
няется тем, что немцы были обмануты от-
влекающими операциями бомбардировщи-
ков «Москито», которые перед налетом
«Ланкастеров» и «Галифаксов» на Штеттин
в течение 15 минут бомбили Берлин. В
связи с этим немцы сосредоточили главные
силы своих истребителей для защиты гер-
манской столицы. По заявлению летчиков,
в момент, когда OHH начали сбрасывать
бомбы на Штеттан, германских истребите-
лей над городом не было. Огонв зенитных
орудий был слабым, вследствие чего атака
была концентрированной и успешной, Когда
английские самолеты, отбомбившись, легли
на обратный курс, над городом поднималось
пламя больших пожаров,

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Снеци-
альный корреспондент агентства Рейтер
при штабе войск союзников в Северной
Африке сообщает, что части американской
5-й армии, начавшие атаку в ночь на 5 ян-
варя, ведут ее на фронте протяжением
около 20 километров. Американские чч-

сти. овладели половиной местечка Сан-
Витторе.
ЛОНДОН. 7 ‘января. (ТАСС). Штаб

войск союзников в Северной Африке сооб-
щает, что в центральнои секторе фронта

американской 5-й армии войска союзников
продолжали наступать через покрытые сне-
гом горы. Ожесточенные бой идут на ули-
цах местечка Сан-Витторе. На фронте ан-
глийской 8-й армии индийские части улуч-
шили свои позинии.

6 января истребители-бомбардировшики
атаковали артиллерийские позиции против-
ника в районе Черваро, а также железную
дорогу в Фонди (Центральная Италия).
Уничтожено два самолета противника.
Авиация союзников потерь не имела.

Бой между гитлеровцами и итальянскими
солдатами в Фиуме

НЬЮ-ЙОРК, 7 января. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Ассошиэйтед Пресс из
Барселоны, лица, прибывшие из северо-
восточной части Италии, сообщили о том,
что две Тысячи итальянских солдат,
недавно переведенных в район Фиуме и

продвигается   включенных в состав немецких частей, 31

декабря взбунтовались, когда немцы хоте“
ли отправить их в Югославию для борьбы
< югославскими партизанами. Итальянцы
напали ша немецких офицеров, наблюдав-
ших за посадкой в вагоны. Немцы выз-

бой этих

вали карательные отряды, и в течение
пяти часов на окраинах Фиуме происходил
отрядов © 500 восставшими
итальянцами. Последние дали возможность
остальным итальянцам отойти Ha север
в горы. Как сообщают, вступившие в бой
итальянцы забаррикадировались в здани-
ях. Они потеряли в бою 100 человек уби-
тыми. 300 итальянцев было взято в плен,
Считают, что потери немцев более значи-
тельны.

ПАТРИОТЫ В ОККУПИРОВАННЫХ СТРАНАХ ИСТРЕБЛЯЮТ
ТИТЛЕРОВСКИХ ПРИСЛУЖНИКОВ

ЛОНДОН; 7 января.

(ТАСС). Агентство   прогитлеровской французской газеты «Паз

Рейтер сообщает, что, по сведениям, по-
лученным бельгийскими кругами Лондона,
бельгийские патриоты убили в городе
Брэн-ле-Конт (провинция Эно)  бурго-

ри Суар», за последние 4 месяца фран“
цузские патриоты убили более 900 лип,
«сотрудничавших с оккупационными вла-
стями», и причинили весьма крупный

Коммутатор редакции Д 3-20-00 до Д 3-20-06. Телефоны:
вам. отв. секретаря —Д 1-12-62 и комму татор, доб. 20; отдел боевых действий флота — лоб,
106. 8 иностранный отдел--доб. 1-15, 1-35; сектор писем—доб. 28; отдел оформления—доб. 1-18; библиотека —доб. 13;

реки Цетине. В Славонии партизанские  “Мистра, главаря местной организации рек-

систов (бельгийских фашистов).

АЛЖИР, 7 января. (ТАСС). Алжирское
радио передает сообщение издающейся во
Франции гитлеровской газеты «Кри дю
пепль», о которая признает, что движение
сопротивления во Франции становится все
более активным. По сведениям другой

Немцы били матросов прикладами ав-
томатов. Маленький запеваль без ena
повис на цепях. Его подхватили  пле-
чами соседи-товарищи и медленно, на-
весу, понесли вперед. Но песня не умол-
кала, песня звенела над Киевом.

Матросы пересекли взорванный Жре-
щатик. Мимо Владимирской горки шла
дорога на Подол. Задымленный морозом,
открылся Днепр. Кровавый след “ран
стлался на енегу.

\енщина бросила матросам хлеб. Ни-
кто не поднял хлеб с земли — они уже не
ощущали голода. Сейчас они знали толь-
ко гнев. Немец ударил женщину автома-
том. Однорукий гигант быстро нагнул
голову, он с дикой силой ударил немца
головой в грудь...

„.Шли матросы по Киеву, матросы-
мученики. Шли и пели песню на простые
слова. Эти олова немцам были страшнее
пуль. В них гремела мощь огромной ду-
ши, В них звучала храбрость непокорён-
ного сердца. В них раскатывалиеь громы
грядущих гроз.

Они шли по Красной площади, по род-
ному Подолу. Холодным трупом стоял
обгорелый дом. Морозная проседь yrpa-
сила чёрный карниз. Матросы  поверну-
лись к штабу, кто-то молвил негромко:

— Наши ещё придут, придёт рас-
плата!

И другой подхватил:

— Скажите, люди, нашим, как босые
матросы вели немцев в могилу!

_Зашумела толпа, вздрогнула, заговори-
ла. Немцы думали этим зрелищем устра-
шить киевлян. Картиной матросских мук
они хотели запугать непокорных. Они не
ждали, что израненные, скованные ма-
тросы смогут бороться с палачами. Они
не думали, что процессия обреченных
станет демонстрацией богатырей. Но ив
этом просчитались немцы-поработители.
Не немцы вели матросов на казнь, & ма-
тросы вели немцев в могилу. Мюди на
киевской улице видели бой — бой желе-
з& и духа, силу вечной любви к непобо-
римой земле, силу ясного взгляда немерк-
нущей жизни, силу крови отчизны, сжи-
тающей гнет,

По зимнему Киеву тянулея их след.
Алыми змейками Зежал он по стоптанно-

29, 88; отдел

Г Ч

для справок—поб.
пропаганды-—Д
издательство- начальник Д 1-12-60;

ущерб предприятиям, работающим ва нем-
цев. :

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Агентст-
во Рейтер передает сообщение каирского
радио о том, что вчера на одной из улиц
Рима были убиты два фашистских чинов-
ника, :

му снегу. Он вился от моста в златогла-
вой Лавре и от Лавры спускался к Днеп-
ру на Подол. Багряным ручьём выбегал
он за город, впадал в море крови заму-
ченных в Бабъем Яру.

Студёный день февраля был на исхо-
де. Задул резкий ветер, пал густой снег.
Золотой купол Тавры покрылся фатой.
Пухлое облако ватой мостило улицы. Бе-
лый саван зимы скрыз след их страданий.

И чудилась Киеву неспокойная ночь.
Вьыюжный ветер бесновалея в раструбах
улиц. Не гасла над городом печальная
мелодия. Взрывались в мелодии аккорды
вечной страсти. Будто ветер мчал по ули-
цам их немеркнущий голос и за песней
вслед носил он горячую надежду:

г Придут ещё наши, придёт распла-
та

А утром на Подоле, на Красной пло-
щади над Днепром, на старом доме без
окон, под крышей яеного неба, на жёл-
тых каменных стенах в чёрном трауре
пожарища зажглась краскою надпись,
словно внечатанная ночной выюгой:

та

Подходили к этим стенам жители
Киева —с Подола, с Тукьяновки, с Ва-
сильковской, со всех сторон. Они уноси-
ли в сердце возглас киевеких матросов,
и пошла по Украине веетница-молва.

Говорила Украина, как вели на казнь
моряков. Как гордо шли они по Киеву в
полосатых  кольчугах морской славы.
Rak босые, на морозе, пели дивную пес-
ню. Бакое горячее сердце билось в их
израненных телах, _

Слава киевских матросов вышла в
етепь над Днепром. Это. киевские  мат-
росы приводили в трепет врага на доро-
гах. Это киевские матросы увели из за-
тона пароход. Это киевекие матросы то-
пили у Канева караваны. Это киевские
матросы освобождали пленников из нево-
ли. Это киевские матросы чинили суд
над злым врагом. Это они, матросы, бу-
дили веру в освобождение.

И еще говорили, будто в Киеве. на По-
доле, в старом доме над Днепром, как
надежда, горит слово, брошенное ране-
ным матросом, слово страстного призы-
Ba о грядущем дне расплаты. Как ни
гасят его немцы, оно снова возникает в

1-73; вам,

релактора—лоб.
1-11-45; Boar

1.72;

8 января 1944 r., Ne 7 (1574)

Состояние здоровья

Рузвельта

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС) Как пере.
дает вашингтонский корреспондент агент-
ства Рейтер, секретарь Рузвельта Эрля
заявил, что Рузвельт «опять в рабочем на-
строении» и работает над посланием кон.
грессу. Послание будет оглашено 11 янва-
ря, я

ae

aay,

8 ot
ОТЧЕТ РУЗВЕЛЬТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ
ЗАКОНА © ПЕРЕДАЧЕ ВЗАЙМЫ ИЛИ

В АРЕНДУ ВООРУЖЕНИЯ

ВАШИНГТОН, 7 января. (ТАСС), На- 5
правляя в конгресс тринадцатый отчет об

исполнении закона о передаче взаймы или
в аренду‘ вооружения за ‘период, окок-
чившийся 30 ноября 1943 г., Рузвельт в
своем послании заявляет, что 1944 год
привесет с собой решающие военные one
рации. Президент взявляет, что Ha кон.
ференциях в Каире и Тегеране установ“
лено более тесное единство, позволяющее
союзникам ‘усилить CBOH наступательные
операции до безоговорочной капитуляция
противника. нм

В отчете отмечается значительное ув
личение за последние месяцы поставок на
‘основе закона о передаче взаймы или в
аренду вооружения. За период между мар-
том 1941 г. и 30 ноября 1943 г. стоимость
товаров, переданных’ на этой основе, ‘и
оказанных услуг превысила 18 млрд. дол-
ларов, из коих более 10 млрд. приходится
на первые 11 месяцев 1943 тода и
7 млрд.— на 1942 год. Непосредственный
экспорт товаров превысил 13’ млрд. дол
ларов, из которых свыше 8 млрд. прихо-
дится на первые 11
года и менее 5 млрд. — на 1942 тод.

Общий экспорт товаров в Советский
Союз на основе закона о передаче взаймы
или в аренду вооружения составил свы-
ше 3,5 млрд. долларов.

sen

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 7 января. (ТАСС). Штаб об.
единенного ‘командования вооруженными
силами союзников в юго-западной частя
Тихого океана сообщает, что на мысе Гло-
устер (Новая Британия) войска союзников
ведут ожесточенные бой < японцами. В ре-
зультате этих боев за вчерашний день
японские войска потеряли 600 человек убя-
тыми. Общее число убитых японцев на мы-
се Глоустер с момента высадки войск со-
юзников (26 декабря) превышает 2 Тыс,
человек.

Бомбардировочная авиация союзников
атаковала и нанесла повреждения двум
японским эсминцам у Кавиенга (Новая Ир
ландия).

Высадившиеся в Сайдоре (Новая Гвинея)
войска союзников вошли в соприкосновение
с японскими войсками в районе, располо-
женном в 10 милях к северо-западу от
Маданга.

Авиация союзников во время налета ва
Рабаул сбила 10 японских самолетов, 06.
щие потери японской авиации в этом райояе
с 24 декабря составляют более 180 самоде:
тов.
Самолеты союзников атаковали и подо
жгли два японских прибрежных судна 6
войсками у Купанга (остров Тимор), а тах-
же потопили японское грузовое судно во
доизмещением в 1.500 тонн у Новой Гвинеи,

В бухте Императрицы Августы (остров
Бугенвиль) передовые части войск союзни:
ков ведут бои с японскими войсками к
востоку от реки Торокина,

А

УБИЙСТВО В ДАНИИ
АНТИФАШИСТСКОГО ПИСАТЕЛЯ
НАЙ МУННА

СТОКГОЛЬМ, 7 января. (ТАСС). Швел
ская газета «Афтовтиднингек» сообщает
об убийстве в Дании известного писате-
ля - антифашиста Кай Мунка. В ди
Мунка явились 4 человека, арестовали его
и увезли на автомобиле. Позже труп
Мунка был найден зблизи Силькеборм.
Мувк был убит из револьвера.

SE рт ee РОННИ

ночи, ночь за ночью горит оно ярче —
светлым факелом свободы,

4.

Эта вестница-молва дошла и до Hae.
Мы не забывали о них в самые жёсткие
дни. В ту зиму, зиму бурь, в Полярном,
в Кронштадте и в Севастополе жила па-
мять о наших братьях на Днепре. При-
ходили оттуда люди, и от моря к мбрю
шёл слух, что в старом Киеве над Днеп-

‘ром или матросы в кандалах, и над 0к-

ропленным их кровью снегом вихрилаь
предемертная морская песня.

Мы не знали день, когда это произо-
шло, имен героев и место их могил, Ко
слава их смерти перешагнула фронт к
гордой вестью перелетела в нам через
Днепр.

Прошел год, и второй, фронт вновь
вышел в Днепру. Мы вернулись в hanes
и снова услышали о них рассказ. Время
успело превратить мову в легенду.

Их видели житёли ныне сожжённой
Дарницы. Их помнят люди у Наводниц-
вого моста. Старик Григорий Кован чи-
тал на старом доме их клич. А жена в
подобрала на улице листовку с их елова-
ми. На Кирилловской улице Тамара Бе-
лян-—девушка-подпольщица — . запиовла
дату их казни. На сырой, стене подвала
нацарапаны цифры: «24.1.1942». И еще
она записала в те дни в дневнике: «Ни-
кто еще при немцах так гордо не шел по
Киеву, как шли на казнь киевские ма
тросы».

Нет их имен, их званий, их кораблей.
Тела их смешались с телами других 34-
мученных, может быть, немцы их сожг-
ли в Бабьем Яру. Нов сердце Украины
они остались навеки, и народ их помнит,
как киевских матросов. Идут улицей
бойцы, и на улицу выходат люди, они по-

казывают воинам камни мостовой, и, ка-

жется, видно на камнях алов ‘пламя их
крови...

А на Подоле, над Днепром, стоят дох-
памятник. Горит на его стенах зещая

месяцев прошлого.

надпись. Широкий Днепр сверкает внн- $”

зу. Матросы на шлюпках расставляют
вехи, Из тёмных глубин возникают 32-
топленные корабли. Оживает матросская
кровь возрождённой жизнью.

Киев,

отв. се = и.
отдел  партийно-комсомольской reer Ответственный редактор

бухгалтерия и отдел подписки—доб. 25 и Д 1-62-21. }

П. МУСЬЯКОВ.

#