2 - чак...

= ak.

‘6 января 1943 г, №.4 (1262)

ОТ СОВЕТСНОГО ИНФОРИБЮРО

Утреннее сообщение 5 января

В течение ночи ма 5’ января наши вой-
ска в районе среднего Дона, юго-западнее
и южнеь Сталинграда, на Центральном
фровте и на Северном Кавназе продолжа-

ли вести наступательные бой на прежних

ваправлениях }

wk

B районе Сталинграда наши войска ве-
ли отневой бой и разведку противника. В
заводеком райове наши подразделения Ho-
чью проникли в расположение гитлеров-
цев и захватили несколько зданий. Севе-
Тю-западнее Оталинграла советские артил-
леристы разрушили 7 немецких дзотов и
блиндажей, взорвали склад боеприпасов и
рассеяли роту вражеской ‘пехоты.

тих

Юго-запахнее и южнее Оталинграда на-
ши воиска продолжали наступление и 34.
HAI несколько населённых пунктов. На
одном участке наши артиллеристы, унич-
тожили на посадочной площадке 11 ne-
мецких самолетов, подавили огонь артил-
перийской и миномбтной батарей против-
ника, На другом участке немпы прелпри-
няли контратаку,
MCTHDIM и залповым ружейным огнём, в
беспорядке отошли на Исходные позиции,
оставив на поле боя много трупов.

жжя

В районе среднего Дона наши войска
продолжали  успепное наступление. На
одном учаетке завязался бой со свежими
вражескими силами, только что прибыв-
шими на фронт. Немцам вначале удалось
потеснить наши ‘ подразделения. Тогда
вступили в бой советские таикисты. Уда-
рив противнику во фланг, наши танки
смешали боевые порядки гитлеровиев,
панесли им тяжблый урон и вынудили
отступить. Подбито и сожжено 49 вра-
жеских танков, уничтожено несколько сот
немецких солдат и офицеров, На другом
участке наши бойцы. преследуя отступа-
ющего противника, заняли ряд паселён-
ных пунктов.

wok &

На Центральном фронте, юго-западнее
Великие Луки, бойцы Н-ской части, пре-
одолев минные поля и ‘проволочные за-
граждения, ворвались в сильно укреплён-
пый узел вражеской обороны. Носле ome-
сточёниой схватки противник был выбит
© этого рубежа. Захвачено 9 пулемётов,
4 миномбта, радиостанция и склад с Goe-
припасами.

В районе западнее Ржева наши части
отразили ‘атаки мелких групи противника,
Советские разведчики ночью пробралиеь в
тыл немцев, истребили 30 гитлеровцев и
взорвали несколько дзотов.

но, вотреченные пуле-.

ue

На Северном Кавказе наши войска про-
должали продвигаться вперёд и заняли
весколько населённых пунктов. Особенно
ожесточённый
большого села. Немцы бросили в контр-
атаку значительное количество пехоты ий
танков. Артиллеристы, сопровождавшие
наших пехотинцев, открыли огонь и под-

били 8 вражеских танков. В рукопашной

схватке, действуя штыком и прикладом,
советские бойцы разгромили гитлеровцев
и заняли село. На поле боя подсчитано
330, вражеских трунов. По предваратель-
ным данным, только одной нашей чаетью
при взятии горола Моздока разгромлены
два немецких батальона, захвачено 15
танков, 8 орудий, походная автомастер-

ская, два больших склада с боеприпасами,

много мотоциклов и велосипедов.
хх. -

На Ленинградском фронте наши снай-
перы за три дня истребили 479 гитлеров-
цев. Огнём артиллерии разрушено 45 вра-
жеских дзотов и блиндажей, взорвано 2
склада с боеприпасами,

жж х

Группа орловских партизан пустила под
откос немецкий воинский эшелон. Разби-
то 7 платформ с зенитными орудиями, 10
платформ с танками и 2 вагона с солла-
тами. Партизаны другого ‘отряда, дейет-
вующего в Орловской области, ‘организо-
вали крушение воинского эшелона. Убито
до 200 немецких солдат и офицеров.

хх

й В районе Котельниково на сторону
Красной Армии перешёл унтер-офицер 6
немецкой танковой дивизии Эмидь К. Пе-
ребежчик рассказал; «До последнего вре-
мени наша дивизия находилась во Фран-
ции. Когда русские начали наступление в
районе -Оталинграда,
части были дополнительно переброшены из
Франции на Восток. Так, в ноябре 1942
года отправлена в Россию 337 пехотная
дивизия, которая находилась во Франции
в марта 1941 тода. Векоре велед за ней
быша в спешном порядке переброшена и
наша танковая дивизия. Теперь, если не
считать дивизий СС, во Франции осталиеь
части, укомплектованные, как правило,
пеполноценными ‹олдатами. Например, в
резервных батальонах очень ‘много солдат,
признанных годными лишь к гарнизон-
ной службе на родине или к неетроевой
службе в тыловых частях».
хх

`В новогоднюю ночь бельгийские патрио-
ты убили в Брюсселе несколько немецких
оккупантов. В кафе, где немецкие офице-
ры собрались ветретить Новый год, было
брошено несколько гранат. Среди гитле-
POBNEB имеется много убитых и раненых.

Вечернее сообщение 5 января

В течение 5 января наши войска в
районе среднего Дона, юго-западнее и
южнее ’ Сталинграда, na Центральном
фронте и на Северном Кавказе вели на-
ступательные бои на прежних направле-
ниях. Наши войска овладели городом и
железнодорожной станцией Нальчик, . ro-
родом и железнодорожным узлом Прохлад-
ный, городом Майское и, железнодорожных
узлом Котляревская, тородом п железно-
дорожной станцией Морозовский и район-
ным центром Цымлянская.

¥ ae

В заводском районе Сталинграда наши-
ми снайперами и разведчиками уничто-
жено более 100 гитлеровцев. Западнее
Сталинграда паши части вели упорные
бои за две важные высоты. Шод прикры-
тием артиллерийского огня наши бойцы
ворвались в расположение противника и
заняли 20 окопов и блиндажей. Захваче-
но 4 орудия, 16 пулемётов, 134 винтов-
ки. Взяты пленные,
_ В районе Сталинграда за день
9 немецких самолетов.

жи*

Юго-западнее и южнее Сталинграда на-
ши войска продолжали наступление. `Оже-
сточенный бой произошёл у одного вы-
тодного рубежа. Гитлеровны бросили зна-
ительнуюе силы, стремясь во что бы то
ни стало удержаль позиции.  Советекие
артиллеристы © открытых позиций пода-
вили огневое сопротивление противника и
расчистили путь нашей пехоте. Реши-
тельным броском бойцы ворвались в рас-
положение. немцев и вывудили их к 01-
ступлению. Захвачены ‘трофеи, в- числе
которых 11 орудий, 7 миномётов, 28 ny-
лемётов и склад боеприпасов. Южеее Стё-
линграда наши подразделения, преследуя
отходящего противника, разгромили ба-
тальон немецкой пехоты.

kK Kk

В районе среднего Дона наши › войска
продолжали успешное наступление и 38-
няли песколько населенных пунктов. На
одном участке бойцы Н-ской части истре-
били ‘оказавший сопротивление окружен-
ный вражеский тарнизон. Взяты пленные,
принадлежащие к частям немецкой авиа-
пехотной тивизии, и в числе их командир
полка. На другом участке наши стрелко-
вые части штурмом овладели uae и
крупной железнодорожной iam ar С
розовский. Захвачень: пленные и Оль
шие трофеи, которые подсчитываются.

сбито

k Wo

Ha Центральном фронте ‘наши, в
закреплялись на лостигнутых Вия 2
на отдельных участках И Аа He
ные бои. Юго-западнее Великие Луки

хота противника при поддержке танков
пыталась атаковать наши части, Вез ата-
ки гитлеровцев отбиты с большими для
противника потерями. На соседнем учает-

ке’ подразделение, гле командиром тов. Ста-

риков, захватило 19 немецких автома-
шин, орудие, склад с боеприпасами и 25

лошадей. Ружейно-пулеметным огнем на-’

ши бойцы сбили 2 немецких самолёта.
kee

‚ На Северном Кавказе наши войска ус-
пешно развивали наступление и заняли
ряд населенных пунктов. Упорные on
происходили на подступах к. Нальчику.
Немцы ‘опоясали город рядами мощных
инженерных сооружений и минировали
Bee подступы. Наши бойцы при поддерж-
ке артиллерии и ‘танков преодолели все
‘препятствия, ночью ворвались в тород и
‘после решительной атаки овладели им. Нз
подступах к Нальчику и на улицах горо-
да противник оставил сотни трупов своих
солдат и офицеров. На хругом-участке на-
пи войска с востока и с юга ворвались в
город Прохладный и в результате ожесто-
чённого боя очистили Topol oT немцев.
Захвачено, по неполным данным, 25 тан-
ков и бронемашин, 27 орудий, 37 пуле-
мётов, 1.000 винтовок, 63 автомашины
и 6 складов. Подечёт трофеев продолжается.

ek &

Партизанский отряд, действующий в
Минской области, за десять дней боевых
действий уничтожил два немецких тарни-
зона и пустил под откос 4 железнодорож-
ных эшелона противника. Разбито 4 па-
ровоза и 28 вагонов. В боях с оккупанта-
ми и при крушениях поездов истреблено до
400 немецких солдат и офицеров. Захва-
чены трофеи: радиостанция, 7 пулемётов,
120 винтовок и несколько тысяч патронов.

Lee ae

Ниже публикуется акт о зверствах не-
мецко-фашистских мерзавиев в Ленинском
поселке, Орджоникидзевекого края: «Гит-
` леровские бандиты разорили наш колхоз
и жителей посёлка. У колхозника Нови-
кова немцы отняли корову, телку, 5 овец;
у колхозницы Раковой зарезали 4 овцы п
бычка. Всего грабители зарезали или уг-
нали 3 тысячи овец, 300 голов крупного
скота и много домашней птицы. У многих
колхозников немцы отобрали ценные вещи

и переломали домашнюю утварь. Гитлеров-

цы уничтожили колхозную ферму, колхоз-
ную конюшню и другие общественные по-
стройки: Фашисты зверски обращались с
населением, избивали колхозников. всячес-
пи издевались над мирными жителями».
Акт подписали колхозники Новикова A.,
Черных Н., Ракова А., Новикова М.

В ини

ПОДАВЛЕН ОГОНЬ БАТАРЕЙ, ВЗОРВАНЫ НЕМЕЦКИЕ СКЛАДЫ

ФЛОТ, 5 января, (По
телеграфу). Кажлый день О
кам- ‚ристам.
‘спехи морякам-артиллер
др майора `Матушенко ть
подавили 2 артиллерийские ОИ о us
LOUbK залпа; a
пивника, несколькими ‘ sls
вражеский склад боеприпасов, он
ровшигки, наблюдавиие с ближни; sen
ций падение ‘наших снарядов, отме и
восемь вильных взрывов. В этот жд

ЧЕРНОМОРСКИЙ

if ; ода-
артиллеристы комаплира Неймарка ae
вили огонь ее одной батареи проти!
нию.

Большие потери в живой силе и тех-
нике несет противник от массированных
огневых налетов батарей командиров, Ге-
лак и Зайцева. Боевой счет нового года
они открыли ‘уничтожениех прожектора,
подавлением двух артиллерийских бата-
рей противника, метким обстрелом  гру-
женного. боеприпасами состава, ‚ взорвали
на немецком складе штабеля  снарялов.
Огневым налетом двух других артиллерий-
ских подразделений взорваны складу с
боеприпасами, разрушено несколько блия-
лажей и уничтожено до взвода соллат и
офицеров противника.

бой произошёл ‘в районе

многие немецкие“

‚жны находиться сапёры-развелчики.

КРАСНЫЙ Флот

Северный флот. За образцовое
лучший бомбардировочный
орденами. На снимке
награжденный  орденом
тенант Г. Кошляков,

экипаж

выполнение
части майора
(слева направо):
Красной Звезды,
награжденный орденом

боевых ^ заданий командования’
Сыромятникова награжден
стрелок-радист сержант И. Стрыгин,

командир экипажа старший лей-

Красного Знамени, и штурман

лейтенант В. Махнов, награждённый орденом Красного Знамени.

Фото Г: Кирчева (ТАСС).

-  Сапёры-разведчики
в наступательных операциях

При. наступательных и десантных оте-
рапиях отрядов морской пехоты всякому
продвижению вперёд должна предпеетво-
вать тщательная инженерная разведка
местности, маршрута движения, заграж-
дений и полевых сооружений противника.
В сухопутных частях выработалась  так-
тика действий мелких разведывательных
групп по расчистке пули от BcesosMom-

юных препятствий. Эта расчистка должна

дать войскам возможность беспрепятствен-
но продвигаться вперед. ’Блокирующая
труппа, готовясь к блокировке дзота, так-
же должна обеспечить себе пути подхода
BK нему.

Bo всех этих’ операциях впереди жа
Хх
обязанность прощупывать каждый
квадратный ‘метр местности,  обезврежи-
вать ее от мин и фугасов, проделывать
проходы в проволочных затраждениях пе-
реднего края обороны противника.

Для подобного рода действий нужны
подготоваенные саперы, прошедшие” с09т-
ветствующую ‘тщательную тренировку,
умеющие ползать по-пластунски. могущие
безоптибочно определить типы мин, 0663-
вредить их ‘и т. д. Краснофлотеп-сапер
должен быть инициативным “бойцом, дол-
жен быть стойким в одиночном бою, хо-
рошю подготовленным». практически по
специальности. Pe
‚ Днём ` саперу-разведчику Кужно опреде-
лить: характер лежащих впереди препят-
ствий, а с наступлением ночи он должен
п указанию начальника разведки wait
командира  блокировочной группы’ 6es0-
шибочно вывести всю труппу с исходного
рубежа к пункту сосредоточения для ата-
ки или разведки. Боевой опыт показал,
что операция тогда дает наилучший эф-
фект. когда она’ совершается быстро, вне-
запно. Поэтому лучше всего проходы в
Своих минных ПОЛЯХ D проволочных за-
граждениях противника  слелать заранее,
скрытно. :

Ведя 3a codoi всю труппу и. попутно
расчищая дорогу,  сапер-разведчик несет

‘ответственность за точность направления

ий за скрытность. В качестве примера
можно указать ‘на умелые действия са-
пёра-разведчика  сержавта Кочергина,
обеспечившего действия  блокировочной
группы морских пехотинцев. Вместе с ma-
парником Кочергин днем произвёл развед-
ку, затем быстро слелал проход в рогат-
ках противника,

— Я остаюсь охранять проход, а ты

отправляйся к командиру с донесением о.

готовности прохода, — сказал Кочергин

напарнику.
Так и сделали. Наконеп подошла груп-

па морских пехотинцев. Кочергин совме-

взыскании

Миноносет отражал. атаку немецких
торпедоносцев. Зенитная артиллерия
иквальным огнёи  сбивала самолёты ©
боевого курса. Управляющий огнём капи-
тан-лейтенант Хлюпин видел, как исклю-
чительно слаженно, ‘мастерски действовал
в бою орудийный расчёт старшины 1-й
статьи Солоутина. Шосле боя  капитан-
лейтенант 9б’явил  комендорам благодар-
ность. Это не было поощрением вообще,
это было конкретное поощрение за 00е-
вые дела. Краснофлотну Агаркову т. Хлю-
пин вынес благодарность за высокий темп
заряжания,  краснофлотцу Фоченкову —
за искуеную наводку’ орудия,

Благодарность  скупото на похвалы

командира окрылила ‘комендоров. И, когда
немецкие самолёты снова налетели Ha
караван. корабельные артиллеристы сбили
торпедоносец и бомбардировщик.
’ Поощрение командира — великая’ сила,
в бою. А умелое применение  дисципаи-
нарных прав могучее  средетво
воспитания личного состава в духе же
лезной воинской дисциплины и высокой
организованности. Однако не всегда и не
все командиры умело пользуются своими
диспиплинарными правами. Нередко ещё
можно встретить командира, который раз-
брасывается  поотрениями, тем самым
снижая их ценность в глазах личного со-
става.

Днециплинарный устав совершенно‘ ч6т-
ко предусматривает. за что 0б’является
поотрение, Устав подчёркивает, 470
поощрение применяется в отношении веех
военнослужащих, которые исключительно
добросовестно относятся к служебным
обязанностям и показывают 060быв успе-
хи в боевой и политической подготовке.

Однако в подразделюний,  гле команди-
ром т. Селиванов, поощрениями ~pasipa-
сываются, не оценивая трезво деятель“

—

SEE Ee SE ERS ЕЗИЕ ВЕСЫ

CTAO с другим краснофлотцем-разведчиком,
находясь в голове группы. вел её к цели.
Оп выбирал правильный путь, обходия
прешятетвия, прощупывал поверхность
земли. Действуя таким образом, разведчи-
ки рывели морских пехотинцев к враже-
скому дзоту. т

В это время вторая группа во главе с
другим сапёрох и ещё одним бойпом, нес-
шим подрывной заряд (боеп нахолилея в
хвосте группы),  сосредоточивалась He-
сколько правее.

Казалось, что действия сержанта Ко-
чергина, выведшего военных моряков &
вражескому дзоту. на этом заканчивались.
Однако Кочергин после развёртывания
группы по фронту и сигнала «в зтаку»
вуесте со своим напарником перепрыгнул,
через маскировочный забор, стоящий пе-
ред дзотом, и. очутившись на левом
фланге, стал прикрывать с этого направ-
ления действия своей группы.
уничтожил трех немпев, которые
лись оказать противодействие,

Когла операция была проведена,  сер-
жант Кочергин ¢ оружием в руках тща-
тельно’ проверил. в. точности ли выполнея
приказ. Он отощел к своему иоходному
рубежу последним.

Можно указать’ на умелые и инициа-
тивные действия ряла других сапер-раз-
велчиков, которые, подобно Кочергину, до-
бивались успеха потому, что были хоро-
10 натренированы, выполняли задания
умело, скрытно.

- Сапера-разведчика. отправляющегоя в
небольшие операции, не следует warpy-
жать” излишним вооружением и инстру-
ментами, Сапёрам, несуним  полрывной
заряд н идущим в тылу группы (ло раз-
вертывания перед точкой
лаются только гранаты и Тевольверы.

пытТа-

Прочих «головных» сапер следует воору-.

жать автоматами или самозарядными вин-
товками. Вроме того, они должны обяза-
тельно иметь ножницы лля резки колю-
чей проволоки и кусачки, которыми мож-
но резать сигнальную проволоку мин нз-
тяжного действия,

Успех ‘операции во многом зависит от
веестороннего инструктажа всей группы
перед выходом, от согласованноети  дей-
ствий этой группы ©’ артиллеристами, ми-,
пометчиками и пулеметчиками,  прикры-
ваютщиими их действия. Camepsl, идушие в
голове и зачастую отрывающиеся от ко-
мандира группы, должны быть тщатель-
но осведомлены 060 всех сигналах и дей-
ствиях подразделений поддержки.

Иннженер-полковнин A. КУЗЬМИН.
Краснознаменный Балтийский флот.

Gi ae a ee ee ar ee Е oe re

О

и поошгреним

ленных благодарностей за уборку кубри-
ка, за работу на камбузе ит. д. Следует
ли поощрять военнослужащих за обычное
выполнение, уставных требований? 0б’яв-
ляя краснофлотцу Михееву  благодарноеть
‘38 уборку помещения, командир’ невольно
взял под сомнение кеобходимость безого-
ворочного выполнения приказа. Нелроду-
манно командир об’явил благодарность
Михееву и за «честное отношение к свое-
му делу», а краснефлотцу Мережину —
за хорошую работу в столовой. Ведь че-
етно относиться вк дету должны всё врас-
нофлотцы!

Совершенно недопустимо, когда красно-
флотца поощряют сразу же после диспи-
плинарного взыскания. Дисциилинарное
взыекалие —— ‘серьёзное  прелупреждение
полчинбнному. ° Военнослужащий должен
глубоко прочувствовать всю тяжесть про-
ступка и образновой работой искупить
вину. Начальники могут в виле поошре-
вия снимать дисциплинарные взыскания
6 военнослужащих. доказавших последую-

`10сь легковесное отношение к поощрениям

ности краснофлотпев. Жарточки взысканий
и поощрений здесь пестрят записями об’яв-

i примерной службой, что они испра-
ВИЛИСЬ. hy

К сожалению, в пятой боевой части,
гле команлиром т, Ротенфельл, до сих пор
ешё жонтлируют взысканиями и поотре-
ниями. В самом деле. где уж тут стар-
шине 2-й статьи Матвееву  прочувство-
вать лиспиплинарные взыскания, если че-
рез несколько дней после об’явления ему
выговора, за нарушение правил солержа-
ния материальной части он уже получил
благохарность за хорошее содержание ме-
ханизуюв! Неуливительно, что у ряла млат-
ших командиров этой боевой части появи-

и взысканиям, раздаваемым щелрой рукой

Команлира  электротехнической группы
тов. Мапа. Пренебрежительно относясь
в мерам дисциплинарного воздействия,

многие‘ хлалитие  команлиры з14есь  совер-
шенно не пользуются правами, предостав-
ленными им Лисциплинарным уставом.

%

Кочергин

противника),

Умение, добытое в боях

За время войны многие воеаные моря-

ки Балтики сошли ¢ кораблей, чтобы
бить врага на сухопутье, Й злее они,
свято храня флотские традиции, воюют

смело и мужественно. Новые условия по-
требовати от них немало сил и стараний
для овладения тактикой сухопутного боя,
умения хорошо стрелять из винтовки, ав-
томата, колоть врага штыком,  уничто-
жать его гранатами.

В боях за родину растут, мужают. за-
калаются воины. Вчерашний  краснофло-
тец, придя на сухопутный фронт, упорно
овлалевал военным мастерством, 3 ныне
0н уже стал средним команлиром и водит
в бой своб подразделение Немало морских
пехотинцев, не раз локазавших на поле
боя своё воинское умение. отвагу, сейчас
повышено в должноети.

Из учебного отряда в морскую пехоту
пришел старитина 1-й статьи Савицкий.
C первых же дней военный моряк пока-
зал себя инициативным,  бесстрашным
младшим командиром. Он стремился как
можно лучше овладеть военным  искусст-
вом, изучал винтовку. пулемёт, гранату,
изучал уставы. интересовался материала-
ми ‘газет и журналов, в которых описы-
вались действия стрелковых  полразделе-
ний. В короткое время Савицкий стал
лучшим младшим командиром батальона.
Его избрали секретарём партийного бюро.

— Коммунист должен быть примером
в б0ю, — часто говорил он.

В атаку секретарь партбюрю шёл пер-
вым, стрелял лучше всех, являл образеп
дисциплинированности. Прошло немного
времени, и Савицкого назначили полит-
руком подразделения. а вскоре и замести-
телем команлира батальона по политиче-
ской части. Ныне т. Савицкому присвое-
но звание капитана. i }

Краснофлотец Алексеев’ © оружием в
руках защищал Ленинград On ‘участво-
вал во многих боях, смело ходил в атаку,
метко стрелял. Военное мастерство Алек-
сеева росло. Товарищи учились у него,
юдражали ему. Алексеев стал агитатором.
Вскоре его назначили политруком подраз-
деления, — i Os

Однажды батальон, в который входило
это подразделение, отражал атаку немцев.
Осколком снаряда ранило командира 63-
тальона. Его заменил Алексеев. Под Ко-
мандованием Алексеева было отбито пе-
сколько атак. Мало того,  краспофлотцы,
перейдя в наступление, в точности вы-
полнили поставленные задачи.

Алексеев в Звании лейтенанта и сейчас
сражается под Ленинградом, Он — заме-
ститель командира по политической ча-
сти. Тов. Кулешов пришёл в подразделе-
ние морской пехоты младшим командиром.
Как и многие другие, на сухопутный
бронт он попал впервые. Младший `° коман-
дир хорошо проявил себя в боях и был
послан на курсы командного состава. По-
сле’ окончания их Кулешову. присвоили
звание младшего лейтенанта и назначили
‘заместителем командира подразделения по
политической части.

Bo время одного из боёв командира ра-
Нило, и Младший лейтенант принял ко-
манлование на себя. Он правильно рас-
ставил силы — прикрыл фланги, выде-
лил наиболее смелых людей, которые дол-
RHE были совершить первый бросок и
увлечь за с0б0й остальных, созлал в нуж-
нюм. месте. отневой кулак. Когла веб это
было сделано, Кулешов поднял  красно-
флотцев в атаку. После упорных бобв с-
ветские воины заняли населенный пункт.
захватили много трофеев и пенные доку-
менты.

Проводя одну из операций, Кулешов
заметил, что в землянке находятся не-
мецкий офицер с телефонистом. Убив сол-
дата, младший лейтенант решил захва-
тить офицера живьём и бросился на него
После непродолжительной схватки гигле-
ровеп был разоружен и доставлен в штаб.
Так командир личным примером’ показы-
вает подчинённым, как нужно воевать.

` ...Тодразделение, где секретарём парт
бюро главвый старшина Еремчук,  отра-
жало атаку противника, Главный стар-
шина знал, что инициатива не в малой
степени решает успех. Быстро изучив 06-
становку, он сумел прорваться с краено-
флотцами вперёд метров на триста.
Контратака была успешной, во немпы,
отошедшие‘ назад, сделали попытку окру-
жить краснофлотцев. Нужно было быстро
принять решение И Рреитук  праказал
не отходить, а окопаться, закрепиться н
занятом рубеже.

Ночью гитлеровцы пошли в наступле-
ние. Но военные моряки были на-чеку,
Пять раз атаковали немпы наше подраз-
деление. и пять раз Еремчук с краено-
флотцами отбивал напаление, уничтожая
врагов гранатами. расстреливая их из
автоматов. Поле боя было устлаяо трупа-
ми немецких солдат и офицеров. Военные
моряки одержали победу; и успех во мно-
гом решили личная храбрость командира,
умение его найти выход- из трудного по-
ложения,

В процессе боёв военным морякам,
сражающимея на сухопутье, приходится
много и упорно учиться, осваивать. новые
спениальности, Так было с бывшим пол-.
водником краснофлотнем Жанларовым. (би
был назначен помощником командира ми-
нометного взвола и прежде всего отлично
изучил миномёт, Без этого нельзя было
бить врзга наверняка.

Предстоят тяжёлый бой. Жандаров
выбрал удобную орневую позицию в He-
окольких стах метров переднего края
противника. Чтобы обеспечить прицель-
ный огонь, краснофлотец по своей ини-
циативе создал корректировочные `поеты.
‚Цю нашему миномётному взводу били тя-
желые батареи врага, немецкие самолёты
бомбили позицию, #Жандаров замаскировал
минометы, рассрелоточил и укрыл в зем-
лю боезапас. Несмотря на трудную 06-
ставовку, обетрет пехоты противника не
прекращалея ни на минуту. Но вот на
соселнем участке немцы перешли в контр-
атаку. Жанларов быстро перенёе огонь и:

истребил около пятидесяти гитлеровиев.
Контратака была отбита.

Враснофлотец-евязист Осипов служил
на  линкоре «Октябрьская революция».

Сейчас он морской пехотинец, комавлир
отделения. Это бесстрашный воин, для
него нет преград в осуществлении боево-
го залания. В одном из последних 6068
Осипов. не зная отдыха, три дня самоот-
верженно работал для того, чтобы 0бес-
печить связью наши наступающие чаети,
Когда снаряды и мины рвали провода,
Осипов под огнём неприятеля ‘быстро ис-
правлял линию.
_ Тов. Ходан. ныне лейтенант, не так
лавно был краснофлотпем. Он участвовал во
многих ‘сражениях, был ранен. Настой-
чиво. кропотливо он добивался, чтобы его
полразлеление было лучшим в части.
он лобилея этого. Именно поэтому важ-
ную разведку боем у пункта Н поручили
лейтенанту Ходану и его краснофлотиам,
Ещё не окончилась артиллерийская под-
готовка, & командир уже вел краснофлот-
пев к вражеским укреплениям. Военные
моряки. незаметно подойдя в траншеям
противника. ворвалиеь в них. Завязалея
бой. Холан был ранен в толову. Слелав
перевязку. он прололжал руководить 9пе-
рапией. Истребив немало гитлеровцев, 34-
хватив трофеи и ценные документы, воен
ные моряки возвратились в свою часть.

Можно рассказать ещё о многих бал-
тийцах. Они показали себя опытными,
волевыми бойнами, выдвинуты, повышены
в звании и сейчас бесстрашно ведут в
бой подразделения.

Нужно и вирель выдвигать, повышать
в звании проявивитих себя в ях ини-
циативных «воинов, умеющих завоевать

победу.
М. ЛЬВОВИЧ.

„БЛОКНОТ АГИТАТОРА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР“ № И.

В очередном номере  «Блокнота, агита-
тора Военно-Морского Флота СССР» по-
мещены: сообщения = Совинформбюро,
статья «Уничтожить гитлеровскую аруию
И `ее руководителей», сталья капитан

Воспиталельное значение мер дисцинли-
нарного воздействия значительно снижает-
ся подчае в результате штампованного и
трафаретного их применения. «Поошрения
и награды 0б`являются и выдаются © точ-
ным определением заслуг — перед строем
Личного ‘состава корабля `(части)», — го-
ворится в Диспиплинарном уставе. Однако
некоторые командиры пятой боевой части
не задумываются над этим указанием. №о-
тельному машинисту Карбушеву 0б’яв-
ляется благодарность за хорошее несение
вахты, краснофлотцу Хоменко — за, хо-
роее содержание материальвой части ‘и
т. д. Эти краснофлотцы, возможно, ив
самом деле заслужили поощрение. Но вос-
питательная ценность   его’ дзя них и для
всего личного соетава неизмеримо подня-
лась бы, если бы вместо этих отвлечён-
ных и трафаретных формулировок было
точно сказано, за что именно
им благодарность. Точное определение за-
слуг, во-первых, заставило бы командира
более внимательно присмотреться’ к дея

00 явлена- требу

лейтенанта Федосеева «Использование ко-
рабельной артиллерии. и уход за ней зи-
мой», заметка «Тыл — фронту» и исто-
рические справки — «Честь морской

В И ПЕ ЕЕ CR а О О Е СОВА Е

бы он был полвовластным и авторитет
ным начальником. А для этого необходи-
№0; чтобы командир умел пользоватьея
своими дисциплинарными правами. Этото
не понимают некоторые командиры в под-
разделении т. Селиванова. _Дисципличар-
ная практика здесь совершенно выпала из
сферы деятельности младших командиров.
В значительной мере это об’яеняется He-
серьёзным отношением старших  началь-
ников к мерам лиспиплинарного возтей=
ствия;. Краснофлотец Мелвелько за халат-
HOG ‘отношение к обязанностям получил
взыскание. Не прошло. и нескольких дней,
как ему уже об’явили благодарность 6
весьма странной формулировкой: «За ра-
боту и культурное обслуживание Ha кам-
бузе». Скороспелое поошреняе вызывает
резонное недоумение,

Не случайно Дисциплинарный устав
ет выносить поощрения перел строем

личного состава. В подразделении т. › бе-

ливанова это требование часто не выпол-

а

явлено в походе,
еще предстоит выполнять боевое задание.

в Том числе и младший,
боевы? залачи, мало знаний, нужно, что-

няется, Здесь никогда не об’являют перед
строем о снятии с бойца взыскания. 06’-
явление благохарноети нередко проиехотит
Только с глазу. на глаз — командиром
полчинённому. Многие лаже не знают 0
тем, что им вынесено поотрение. В кар-
точке y краснофлотпа Сабирова записана
благодарноеть за Участие в хоровом круж-
ке. Сабиров 06 этом ничего не знает, хо-
тя бы потому, что не участвовал в хо-
ровом кружке и благодарность ему была
записана по ошибке, Стоит ли после это-
го удивляться, что младшие  команлиры
тс Тараскии, Васильев и др. не знают своих
ность, когда они 00 являются в зачозда- дисциплинарных прав и, естественвю. ни-
нием. Между тем нередки случаи, когла ‘когла He пользуются ими
об’явление поощрений приурочиваетя *%   i

Учить младшего номанлира умело поль-

концу длительного плавания, когла Уж^.
корабль пришвартуется к стенке. Нет сом-  ЗОВаться своими лиспиплинарными права-
Mit святая” обязанность старшего

нения, что ценность поотрения была бы ine
значительно выше, если бы оно было об’-   КОМаплира и начальника. Диспиплинарное
воздействие только тогла являетея мошным

Korda личному состав
у у воспитательным ‘оружеем, когла им поль-
зуются разумно и справелливо,

Младший лейтенант Н. БАДЕЕВ.
Северный флот. (От наш. спец. корр.),

тельности полчинённого,” подуетить прояв-
ленную им инипиативу и ‘поошрять He
вообще, а за колкретные дела, во-вторых;
дало бы личному составу ясное представ-
ление, за что именно поошрён этот това-
риш, к чему нужно стремиться, чтобы по-
лучить благодарность командира. Такой
порядок об’явления поощрений, несомнен-
HO, сыграл бы большую роль в воепита-
ии У личного состава инициативы и ва-
ходчивости в работе на свобм боевом по-
cry. a

Поощрения и взыскания теряют — 1eB-

Войра учит: для того, чтобы командир,
успешно рептал