Смерть немецким

оккупантам!

ОО

ОРГ
  АН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

№5 (263)

{
‘

января 1943 г., четверг

Ls

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

Трофеи наших войск и потери противинка
ого-западиее и южнее Сталинграда

С 1 по 5 января 1943 года нашими войсками юго-западнее и южн
ее

(ТАЛИНГРАДА в боях с немецко-фашистскими захватчиками ВЗЯТЬ
‘ледующие трофеи: самолётов — 27, танков — 56, пулемётов — 429
И НИ ружей — 1.016, автоматов — 10.000,
винтовок — 15,770, снарядов — свыше 3.000.000, патронов — свыше
20.000.000, авиабомб — 500.000, радиостанций — 83, автомашин с бое-
припасами и продовольствием — 239,. лошадей — 3.217, повозок с
военным т — 4.400, паровозов — 18, вагонов — 400, складов

ных — 37. 4

Взято в плен 6.500 солдат и офицеров, а всего с ранее взятыми в
плен начиная с 19 ноября 1942 г. нашими войсками та B ies =>
144.150 солдат и офицеров противника. у

За время с 1 по 5 января 1943 г. УНИЧТОЖЕНО: самолётев — 88,
  линков — 118, орудий разных калибров — 122, миномётов — 291 пу-
‹ лемётов — 787, автомашин с войсками и военным грузом — 570, мо-

и —- о ране — 432, складов разных — 20. 1

а время с 1 по 5 января 1943 года противник п -
тыми свыше 20.000 солдат и офицеров. ‚ и

СОВИНФОРМБЮРО.

[5овые знаки различия
в Красной Армии

ЦЕНА 20 КОП,

Откатываясь под сокрушительными ударами Красной Армии,

/
противвик несет большие потери. С 1 во 5 января 1943 года
юго-западнее и южнее Сталинграда фашисты потеряли только

убитыми свыше 20.000 солдат и офицеров.

Взято в плен

6.500 вражеских солдат и офицеров. Нашими войсками захва-
чены у немцев огромные трофеи.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О введении новых знаков различия
пля личного состава Красной Армии

1. Удовлетворить ходатайство Народного Комиссариата Обороны
и ввести, взамен существующих, новые знаки различия — погоны для

личного состава Красной Армии.

2. Утвердить образцы и описание новых знаков различяя личного

состава Красной Армии.

1. Общие

Знаки различия —— погоны служат лля
определения военного звания и принал-
лежности военнослужащих к тому или
иному роду войск (службе).

Погоны установлены полевые и новсе-
дневные. Основное ‘отличие полевых п9-
гонов в том, что поле их, независимо от
рода войск (службы). цвета хаки.

Погоны -—— полевые и повседневные —
овантованы по краям. кроме нижнего

3. Народному Комиссару Обороны СССР установить сроки перехоз
да на новые знаки различия и внести необходимые изменения в форму
одежды личного состава Красной Армии. i

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Г ОРКИН.

Москва, Кремль. 6 января 1943 г. ,

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

сведения

(службе). на поле погонов размещаются
знаки различия (звездочки. просветы, на-
шивки) и эмблемы. ‘а Ha повселневных
погонах млалшего команлного,  рялового
состава и курсантов военных училищ
также и трафареты. обозначающие на-
звание войсковой части (соелинения).
Полевые и повселневные погоны гене-
ралов и всего личного состава пехоты —
без эмблем. Полевые и повселневные по-
тоны генералов медипинской и ветеринар-

НОВЫХ ЗНАКОВ РАЗЛИЧИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КРАСНОЙ АРМИИ

ГУ. Погоны и знаки различия младшего командного,
рядового состава и курсантов военных училищ

фаретов. повседневные — @ датунхыми
эмблемами пе роду войск и желтыми тра*
фаретами. — обозначающими войсковую
часть (соелвнение). Повседневные вегоны
пехоты без эмблем.

Поле погонов: полевых — из сукна
цвета хаки, повседневных из цветного
зукна по роду войск.

Погоны младшего командного состава
имеют нашивки, соответственно военному
званию (рисунки 25—29). Погоны рядо-

Bora состава без нашивок (рисунок 24). Раецзетьа поля погомов, кантен и Ba?

Полевые погоны — без эмблем и тра-

шивок по родам РОйск (службы):

(огодня публикуются Указ Президиума

готовится к новым, ещб более сокруши-

2 Bepxosuoro Совета Союза ССР о введении
новых знаков различия для личного ©0-
‹тава Красной Армии, образцы и описа-
лие этих знаков, Отныйе воины Врасной
Армии будут носить новые знаки разли-
чия — погоны, которые будут служить
лля определемия военного звания’ и при-
наллелности военно-служащих к тому или
иному роду войск (службе).

тельным ударам по врагу.

Введение новой формы м новых знаков
различия для личного состава Красной
Армии направлено прежде всего к тому,
чтобы укрепить железную дисциплину,
порядок и единоначалие, ешё выше под-
нять воинскую честь командира и бойла,
ешё лучше подротовиться к новым сокру-
шительным ударам по врагу.

края, цветным суконным кантом.

Соответственно присвоенному военному
званию, принадлежности к poly войск

ной службы и высшего начальствующего
состава военно-юридической службы — 6
эмблемами. `

П. Погоны ц знаки различия маршалов
Советского Союза и генералов

серебряному полю — золотом: количество
звездочек соответствует военным звани-

Поле погона — из талуна особого пе-
реллетения; для полевых ` погонов — из

Полевые погоны Повседневные погоны

==

Род войск Liner

вашивки

Цвет
канта

Цвет
нашивки

Чвет   {вет канта

ea Цвет поля

Введение новых знаков различия —
погонов-— знаменует ©0600 ‘новую заботу
большевистской партии и советского пра-
вителвства © повышении боевой мощи
Красной Армии, 06 укреплении дисципли-
вы и организоваяности среди лачноге
состава вооружённых сил нашей страны.

Красная Армия в ходе Великой отече-
ственной войны прошла сквозь огонь тя-
злых испытаний, закаливших еб ряды и
укропивитих в еб воинах непоколебимую
волю к победе. Она выдержала бешеный
натиск фалнистоких армий и выносит на
с6бе всю тяжесть войны против гитлеров-

ской Германии и еб сообщников. «Бойцы’

и командиры Красной Армии, не имевшие
ранее достаточного военного опыта, на-
учились бить враг» наверняка, уничто-
жать его живую силу и технику, срывать

вражеские замыслы, стойко оборонять от
иноземных поработителей маши города и

бла» (Сталин).

Славные дивизии Красной Армии cop-
вали планы гитлеровского командования
к‹с каждым днём наносят всб более сок-
ПЯТЬ
дней января только южнее и юго-запад-
свы-
ме 20 тысяч убитыми, 6.500 плелными.
и захвачено 115 са-

рупгительные удары по врагу. За

нее (лалинграда немцы потеряли

Нами уничтожено

молбтов, 122 орудия, 174 ‘Tanna,
1.216 — пулемётов, 558 миномётов,
10.000 автоматов, 15.770 винтовок,
«зыте  3.000.000 снарядов, свыше

20.000.000 палронов и миого другой во-
виной техники. Враг, получивший сокру-
шительные удары на Северном Кавказе,
ототупает пох напором наших войск.
Только за последние два-три лня нашими
войсками освобождены Нальчик, Мозлок,
Дзурнкау, Чикола, Эльхотово,  Прохлад-
ный, Майское, Котляревская, Ново-Осети-
новская, Урожайное, Матвеевский и мно-
ю других населённых пунктов. Теснят
врага напи полки и юго-запалнее Ста-
аинграла. Два лня тому назад и нз этом
направлении отбиты ‘у немцев Морозов-
илй, Цымлянская и ряд других насе-
Ябнных пунктов.

В приказе от 7 оября 1942 года
мзарит Сталим поставил перех воинами
№астой Армии задачу: «всемерно укреп-
ить железную лисциплину, строжайший
„ Милов и единоначалие в нашей арии,
) изершенствовать боевую выучку  BOUCK

х готовить, упорно и мастойчиво готовить
  ‘круптительный удар по врагу».

Красная Армия уже наносит мощные

Узры по фашистским войскам и упорно

лучшие сыны народа -— рабочие, кресть-

Командный состав нашей Красной Ар-
мии и Военно-Морского Флота — ato

яне, советская интеллигенция, беззаветно
преданные партии, Родине, Родина и удо-
стаивает их высокой чести — носить но-
вые знаки различия — погоны. Команд-
ный состав нашей армии и Флота яв-
ляется образцом дисциплины и воинской
доблести для своих подчинённых. Борьба
за честь военной формы командира и Goil-
ца — это прежде всего борьба за новые
победы над врагом, это постоянное
стремление бить его беспощадмо, сурово,
до тех пор, пока не будет уничтожена
фашистская свора, вторгнувиаяся на на-
у советскую землю в качестве её окку-
пантов.

Военная форма советского воина неот-
делима от его внутреннего содержания.
Строгое соблюдение формы, чёткость, под-
тянутость везде и во всём — это святая
обязанность каждого война.

Еще в первые годы существования
Красной Армии были введены знаки раз-
личия, носимые на рукавах и на петли-
цах и являющиеся эмблемой воинской че-
сти бойцов и командиров. Виднейший со-
ветский. полководец М. В. Фрунзе прида-
вал большое значение знавам различия и
строгому соблюдению формы, как выра-
жения внутреннего содержания воина.
М. В. Фрунзе писал: «Мы требуем твёрдо-
то’ революционного порядка; мы хотим, 9то-
бы каждый командир и политический ру-
ководитель ‘и каждый красноармеец во
всём своём быту, в своей работе и лаже
во внешности носил отпечаток этой тлу-
бокой, твёрлой, внутренне-осознаниой pe-

‘волюционной дисциплины. Вот почему мы

нажимаем не только на выполнение на-
ших требований ‘при проведении учебъ,
мо мы обращаем также внимание и Ha
внешность, ибо последняя есть отражение
внутреннего содержания».

Изменения в форме личного состава

Красной Армии и введение погонов должно

ещё выше поднять авторитет команлира,
укрепить лисциплину и организованность, а
следовательно. и боеспособность Красной
Армии. Будем всеми силами бороться за
честь советского мундира. Будем множить
традипии русской армии, русского Флота,

славные традиции Красной Армии и Bo-.  .

енно-Морского Флота! Будем ещё крепче,
сокрушительнее бить врага, с тем чтобы
разгромить Ффашисяскир армий и прогнать
их с нашей родной советской земли!

шелка пвета хаки; лля повседчевных —
из золотой волоки. & для генералов ме-
дицинской и ветеринарной службы из
серебряной волоки.

Цвет кантов погонов: маршала Совет-
ского Союза, общевойскового генерала,
генерала артиллерии, танковых войск.
мелицинской и ветеринарной службы —
красный; генерала авиации — голубой;
генералов технических войск и интен-
дантской службы — малиновый:

Звездочки на погонах генералов вы-
MUTE по золотому полю — серебром. по

Ш. Погоны ц знаки различия старшего и

командного‘ состава’

Поле погона: полевого — из сукна цве-
та хаки, повседневного — из золотистого
шелка или из золотого галуна. Поле пов-
седневного погона инженерно-командного
состава, интендантской, медицинской и
ветеринарной службы — из серебристого
шелка или серебряного галуна.

На погонах среднего командного соста-
ва-—— один просвет и металлические по-
серебреные звездочки; на поганах стар-
шего командного состава — два просвета
и такие же звездочки. но большего раз-
мера. Число звездочек на погоне соот
ветствует военному званию. На погонах

ям (рисунки 1—8).

Пуговицы на погонах © гербом —- з0-
лоченые.

На погонах  тенералов  мехицинской
службы — металлические  золоченые эм:
блемы  на погонах генералов ветеринарной
службы — такие же эмблемы. но посереб-
реные. р

Размеры погона: ллина — 14—16 см.
ширина — 6,5 см. Ширина погонов гене-
ралов мелипинской и ветеринарной служ-
бы — 4,5. см.

среднего

командного состава. кроме командного е0-
става пехоты. установлены посеребреные
эмблемы по роду войск, службы (рисун-
ки 10—14).

Эмблемы и звезлочки на погонах ин-
женерно-команлного состава, интендант-
ской и медицинской службы — позолочен-
ные. На погонах военно-ветеринарного с0-
става звездочки позолоченные, эмблемы—
посеребреные.

На погонах — форменные позолоченные

пуговипы со звезлой, в центре которой
серп и молот.
Цвет кантов и просветов по родам

войск (службы):

—_—_—_—_——_——————ы——ы—ы—ыы——ыы—-—-—---=ы=—

`Полевые погоны

Повседневные погоны

Род войск ЕЕ ОО НЫ
Цвет Пвет Цвет Цвет
канта просветов канта просветов

Пехота Малиновый Бордо   Малиновый Малиновый
Артиллерия Красный Бордо Красный Красный
АБТ-войска Красный Борло Красный Красный,
Авиация Голубой Бордо Голубой Голубой
Кавалерия Светло-синий   Бордо Светло-синий   Светло-синий
Инженерно-техни-

ческие войска Черный Борло Черный Черный
Интендантская /

служба / Малиновый Коричневый   Малиновый Малиновый
Инженерно-команд-

ный состав По роду войск Коричневый flo pony войск
Медицинская и ве-

теринарная служба   Красный Коричневый   Красный Красный
Размеры погона: длина — 14—16 см.,   медицинского и военно-ветеринарного CO-

ширина — 6 см. Ширина погонов военно-1 став» —

4 см:

Пехота . Малиновый   Боржо   Малиновый  Черный   Золотистый
Артиллерия р Красный Бордо   Черный Красный  Золотистый
АБТ-войска Красный Бордо   Черный Красный! Золотистый
Авиация м   Голубой Бордо   Голубой   Черный   Золотистый
Кавалерия Светло- Бордо   Светло- Черный   Золотистый
синий синий

Технические войска   < Черный Бордо Черный Черный   Золетистый
Медицинская и вете- Темно- Коризч-   Темно- Красный  Серебри-
ринарная служба зеленый невый   зеленый стый
Нестроевой младший! 5“   По роду Корич- По роду войск Серебри-
начальствующий войск невый стый
состав

Размеры погона: длина — 14—16 ем..   лантских, военио-медицинских и венно“

ширина — 6 см.

Вогоны курсантов военных“ учили
(рисунок 30) — только  повселневные.
Поль погона по окантованному краю vf-
што галуном, Цвет галуна для всех
Коучилно-стреевых  училиш — золотис-
тый, для комаЕдно-технических,  интен-

ветеринарных —— серебристый. На погоз
нах курсавтов желтым трафаретом 0603
насается казвание военного училища,

На погонах — форменные латунные пу
товицы со звездой, в центре которой сери
и молот.

У. Погоны и знаки различия высшего
начальствующего состава военно-юриднческой
службы

Поле погонов из галуна 9собого пере-
плетения, сходного по рисунку с перепле’

тением галуна генеральского погона, На

полевых погонах галун из шелка цвета

хаки, на повседневных -— из серебряной.

волоки. -
Цвет кантов погонов -—— красный.

Звезлочки и эмблемы на Пе -

металлические золоченые.

Количество и размещение звездочек 00=
ответствуют военному званию (рисунки

.

Пуговицы с гербом, золоченые.
Размеры погона: длина — 14—16 см...

ширина — 4,5 см.

И. Погоны п знаки различия среднего и старшего
начальствующего состава военно-юридической
службы

Поль погона: полевого — из сукна
цвета хаки. повседневного — из  сереб-
ряного галуна или серебристого шелка,

На погонах срелнего начальствующего
состава — один просвет и металлические
золоченые звездочки; на погонах старшего
начальствующего с0ставз — два  про-
света п такие же звездочки. но большего
размера. Число звездочек соответствует
военному званию (рисунки 17—23).

Окантовка полевых погонов —= краб-
ная, цвет просветов коричневый. Овантов=
ка и цвет просветов повседневных пого-
пов -— красные, эмблемы —` позолочена
вые.

Пуговипы погонов форменные 307076-
ные со звездой, в центре которой серп и
молот.

Размеры  погона:

длина 14—16 см,
ширина 4 ©м.

iim dete salon О ПИН НИ ОО НЕС И

1 енерал-майор,

Рис. №

Генерал-лейтенант.
Рис.

Рис.

Генерал-полковник.

ПОГОНЫ МАРШАЛОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ГЕНЕРАЛОВ КРАСНОЙ АРМИИ

Генерал. Армии.
Рис. 4.

Маршал Советского Союза.

Генерал-майор ветерин. службы

$

Генерал-лейтенант медиц.

ПОГОНЫ ГЕНЕРАЛОВ МЕДИЦИНОНОЙ, ВЕТЕРИНАРЯОИ СЛУЖБЫ И ВЫСШЕГО
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ВОЕННО-ЮРИЛИЧЕСНОЙ СЛУЖБЫ

Армвоенюрист (Генерал-

Puc. 6. (Генерал-майор медиц, службы, службы (Генерал-лейтенант полковник медиц. и
Диввоенюрист). ветерин. службы, Корвоенюряст) ветерин. службы).
Рис. 6, РИ! Рис. 8,